Часто у людей возникает вопрос по поводу того, когда праздновать день ангела, то есть именины. По идее, это праздник святого, в честь которого человек был наречен во время крещения. Но одноименных угодников Божьих может быть много. Как узнать именно своего, если крестили в детстве и никто уже не помнит, в честь кого? В таких случаях в качестве своего покровителя выбирают того святого, чья память в церковном календаре ближе всего ко дню рождения человека.
Ниже мы приведем, сопроводив краткими жизнеописаниями, основные даты, когда может праздноваться день ангела Юлии. Но предварительно надо заметить, что в православной традиции нет этого имени. День ангела Юлия по церковному календарю будет праздновать в память святой Иулиании или Иулии. Именно эти имена являются церковным эквивалентом привычной светской формы имени Юлия.
СВЯТАЯ БЛАГОВЕРНАЯ КНЯГИНЯ ИУЛИАНИЯ: ИСТОРИЯ ЖУТКОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ И БЕСПРИМЕРНОГО ПОКАЯНИЯ
15 июня – день обретения мощей святой благоверной княгини Иулиании Вяземской и Новоторжской. Её жизнь приходится на XIV—XV век. Средние века на Руси – это время татаро-монгольского нашествия с востока, нападений с запада, в первую очередь от литовцев, стремящихся занять Смоленск. Внешние угрозы усугублялись внутренними усобицами между удельными князьями. Это было время суровых нравов, жестокости, предательства. Но и мужества, верности и героизма.
Описываемые нами события разворачивались на территории современных Смоленской и Тверской областей, в древних Вязьме и Торжке. Торжок носил название Новый Торг. Благоверная княгиня Иулиания – или более привычно Ульяна, – согласно преданию, родилась в конце XIV века, происходила из знатного рода бояр Гостомысловых и была дочерью наместника Торжка Максима Даниловича.
В четырёхлетнем возрасте она лишилась обоих родителей. Отец был убит местными жителями, подчинявшимися Великому Новгороду, за свою преданность великому князю Московскому Василию I. Мать не пережила утраты и скончалась от горя спустя несколько месяцев, поручив воспитание дочери брату убиенного супруга Фёдору Даниловичу. В его доме и превратилась Ульяна из маленькой девочки в прекрасную и благочестивую девушку.
Её супруг Вяземский князь Симеон Мстиславович был также благочестив, кроток и человеколюбив – редкие качества для мужчин того сурового времени. Можно с уверенностью говорить о том, что жила эта супружеская чета в любви и согласии.
Чета святых супругов – Симеон и Иулиания
Но испытания, характерные для русского средневековья, не обошли эту семью. И здесь самое время рассказать о другом герое нашей повести – Смоленском князе Юрии (Георгии) Святославовиче, из рода легендарного великого князя Владимира Мономаха. Вяземский князь Симеон был в его подчинении, но, согласно жизнеописанию, обоих мужчин связывала крепкая дружба, в горе и в радости они поддерживали друг друга. При этом Симеон Мстиславович никогда не забывал своего подчинения и служил старшему другу верой и правдой.
Смоленск во владение князь Юрий получил после гибели в бою с литовцами отца Святослава Иоанновича. Сам Юрий также мужественно противостоял литовцам, безуспешно осаждавшим Смоленск в 1404 году на протяжении семи месяцев. Силы были неравными, и он решил просить военной помощи у Московского князя. С отъездом правителя местные бояре тут же сдали город литовцам. В плен попала супруга Юрия Святославовича. Вскоре после Смоленска литовцы взяли и Вязьму. Так оба друга – князя стали изгнанниками. И вместе поступили на службу к Московскому князю Василию I. Он им «на кормление» отдал город Торжок, разделив его напополам.
В первое время соправители жили мирно и дружно. Однако князь Юрий, что называется, положил глаз на жену друга, красивую и кроткую Ульяну. Отсутствие жены, вынужденное бездействие и пиры с обилием возлияний стали причиной того, что сегодня называется потерей контроля. Похоть буквально затмила его разум. Он возжелал овладеть женой друга во что бы то ни стало. Описание того, что произошло, отличается в деталях в разных источниках. Но неизменна чудовищность совершенного им преступления.
Во время одного из застолий с четой друзей Юрий утратил не только стыд, но и человеческий облик. Очевидно, князь Симеон вступился за жену, и обезумевший Юрий убил его мечом. Иулианию он силой уволок в спальню. Она сопротивлялась как могла, увидев нож, ударила им насильника. Но попала в руку, чем еще больше разозлила. Но всё же смогла вырваться и убежать с криками о помощи. В «Сказании о Юрии Святославиче» говорится о том, что он приказал слугам схватить не покорившуюся ему женщину, «повеле осещи руки и ноги и в реку воврещи». Согласно житию святой княгини, разъяренный Юрий гнался за ней с мечом, отрубил ей руки и ноги, а тело велел бросить в реку Тверцу. Есть еще более жёсткое описание: обезумевший князь изрубил стойкую и верную мужу до смерти Ульяну в куски. И выбросил в речку. Все три варианта просто чудовищные. Даже для средневековья. Произошло всё это в 1406 году.
Река Тверца и Спасо-Преображенский собор города Торжка
Спустя год, в 1407-м, некий местный крестьянин, страдавший расслаблением, то есть частично парализованный после инсульта, увидел плывущее против течения реки Тверцы тело убиенной княгини Иулиании и услышал повеление собрать духовенство и совершить погребение тела у южных дверей Спасо-Преображенского собора города Торжка. Так началось прославление благоверной княгини Иулиании. После крестьянина многие страждущие исцелялись от своих недугов после молитв у её могилы. Однако официальная канонизация состоялась только 15 июня 1819 года. К этому времени могила княгини Иулиании была вновь обнаружена при ремонте Спасо-Преображенского собора в Торжке. Сопровождалось это обретение мощей чудесами исцелений страждущих. В Торжке в то время строили новый собор, рядом с которым была построена часовня в честь святой благоверной княгини Иулиании. В 1906 году при очередном ремонте её превратили в придел собора. Еще один придел в честь святой княгини был освящен и в Александро-Невском храме Твери. По некоторым данным, в этом приделе мощи святой пребывали до 1930 года. По другим – они были выброшены большевиками в Тверцу 5 февраля 1919 года. В любом случае в настоящее время место нахождения этой святыни неизвестно. Кто знает, возможно, они будут вновь обретены. И вновь – из реки Тверцы…
Однако святая княгиня Иулиания не забыта. В Торжке в дни её памяти совершаются архиерейские богослужения. А в 2021 году традиционный Волжский крестный ход был посвящён 200-летию обретения мощей этой мужественной защитницы женской чести.
В 2021 году Волжский крестный ход закончился 15 июня – в день обретения мощей святой благоверной Иулиании
Симеон Мстиславович, убиенный супруг княгини Иулиании, с почестями был погребён в Вязьме на Соборном холме местной крепости в Никольском, а затем Троицком храме. Князь Симеон причислен к лику местночтимых Смоленских святых. Однако мощи его утрачены вследствие многочисленных войн. Да и сам Вяземский собор неоднократно перестраивался.
Но наиболее поражает судьба князя Юрия Святославовича. После совершенного жуткого преступления он опомнился. Муки совести и всеобщее презрение – настоящее или мнимое – не давали покоя и гнали злодея с места на место. Наконец, он бежал в Орду, рассчитывая на покровительство хана Шадибека. Однако в 1407 году тот был свергнут, и князь вынужден был вернуться на Русь. Так написано в «Степенной книге». Согласно житию святой княгини Иулиании, Юрий не мог найти покоя и в Орде. Мучимый совестью, он скитался, боясь даже назвать своё имя. Наконец, пришёл на покаяние в Веневский монастырь. Находилась эта обитель у реки Осетр, неподалёку от Тулы. В те годы это был удел тестя Юрия Святославовича, князя Олега Рязанского. Житие повествует, что остаток жизни князь провёл в покаянии и слезах.
Этот остаток не был долгим – Юрий Святославович скончался от тяжёлой болезни в 1408 году. Его покаяние было настолько сильным и искренним, что раскаявшийся убийца был причислен к лику местночтимых святых. В его память в Веневском монастыре в 1698 году был освящён южный придел Никольского собора. Здесь же находилось и надгробие князя. Однако в настоящее время гробница его утрачена. Не сохранился и придел: в 1782 году монастырь был преобразован в приходской храм, а в 1828 году придел был упразднён.
Такова эта поразительная история о неистовстве, погибельной страсти, о безумии низменной похоти. И о супружеской верности до смерти, которая сродни мученичеству. А еще – о покаянии, которое способно превратить убийцу в святого.
Эти события увековечены в Софийской летописи старшего извода (первая четверть XV века), в Московских летописных сводах, а также в «Книге степенной царского родословия». Интересующий нас раздел носит название «О великом князе Юрье Светославиче Смоленском и о князе Симеоне Мстилавиче Вяземском и о княгине его Ульяни, иже мученически скончашеся».
Святая благоверная княгиня Иулиания – защитница целомудрия, помогающая беречь святыню брака. К ней обращаются желающие сохранить семью или страдающие от насилия и домогательств.
Вера НАДЕЖДИНА
Литература
- Архивы: ГИМ. Увар. № 880. Л. 105; ГИМ. Щук. № 716. Л. 30; ГМЗ РК. Р-221. Л. 55 об.; РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. № 1710. Л. 72 об.; Ф. 280. Оп. 3. Д. 191; РГБ ОР. Ф. 173/IV. № 96. Л. 40; Ф. 178. № 9255. Л. 19.
- Карамзин. ИГР. 1993. Т. 5. С. 317. Примеч. 254;
- Присёлков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). СПб., 2002. С. 442;
- Макарий (Веретенников), архим. Поминальные синодики // Вышенский паломник. Рязань, 1998. № 1. С. 80, 81;
- Прославление основательниц Зачатьевского мон-ря игум. Иулиании и мон. Евпраксии // ЖМП. 2001. № 7. С. 44-47;
- ПСРЛ. Т. 13. С. 18; Т. 20. С. 198;
- Минея дополнительная. 2005. Вып. 1. С. 279-281.
- Строев. Списки иерархов. Стб. 225;
- Леонид (Кавелин). Св. Русь. № 542-543. С. 138-139;
- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 557;
- Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей: История Нижегородской епархии. Памятники церк. древностей. Н. Новг., 1999. С. 407. Примеч. 1;
- Кучкин В. А. О времени написания сгоревшей в 1812 г. Троицкой летописи // Ad fontem = У источника: Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. М., 2005. С. 237-242;
- Ёлкина И. И. Храм кон. XVI в. в Алексеевском Зачатьевском мон-ре: Результаты исслед. 2003-2005 гг. // Московская Русь: Проблемы археологии и истории архитектуры. М., 2008. С. 394-404.
Молитвословия
Тропарь, глас 1
Христу́ Жениху́ уневе́ститися возжела́вшыя/ и по́двиги и́ноческия Того́ ра́ди поне́сшыя,/ доброде́тельным житие́м и любо́вию ко все́м/ себе́ украси́вшыя, преподо́бныя Иулиани́е и Евпракси́е,/ во гра́де Москве́ пе́рвыя оби́тели деви́ческия устрои́тельницы яви́стеся/ и трудо́в и по́двигов бра́та ва́шего святи́теля Алекси́я ревни́тельницы показа́стеся./ Сего́ ра́ди, ны́не на Небесе́х вку́пе с ни́м торжеству́юще,/ моли́те гра́ду Москве́ в Правосла́вии утверди́тися,/ оби́тели ва́шей сохрани́тися// и спасти́ся душа́м на́шым.
Ин тропарь, глас тот же
Христу́ Жениху́ уневе́ститися возжела́вшыя,/ преподо́бныя Иулиани́е и Евпракси́е,/ во гра́де Москве́ оби́тели деви́ческия устрои́тельницы яви́стеся/ и бра́ту ва́шему, святи́телю Алекси́ю, в по́двизех подража́сте./ Сего́ ра́ди, ны́не на Небесе́х вку́пе с ни́м торжеству́юще,/ моли́те оби́тели ва́шей сохрани́тися,/ гра́ду Москве́ в Правосла́вии утверди́тися// и спасти́ся душа́м на́шым.
Кондак, глас 2
Что́ ва́с нарече́м, богому́дрыя Иулиани́е и Евпракси́е?/ Немощны́я сосу́ды естество́м,/ но по́двиги и труды́ му́жески понесо́сте;/ смире́нныя жены́, но сла́вы отце́в вои́стинну сподо́бистеся;/ ро́да честна́го от земны́х,/ но умале́нием себе́ Небе́снаго оте́чества достиго́сте./ Моли́те усе́рдно Влады́ку Христа́// спасти́ся душа́м на́шым.