Подготовка
Собор стал частичным претворением в жизнь планов по созыву Всеправославного Собора (см. подробнее). Из-за проявления серьёзных противоречий между автокефальными Православными Церквами и невозможности в срок провести дополнительные совещания для их разрешения, в течение июня 2021 года Болгарская, Антиохийская, Грузинская и Русская Церкви одна за другой отказались от участия в намеченном Соборе. Возглавлявшая процесс подготовки Собора Константинопольская Церковь отказалась отступать от намеченного графика и 16 июня Собор всё же открылся, но в неполном составе, утратив возможность называться «Всеправославным».
Состав и регламент
Участницами Собора должны были стать все 14 взаимопризнанных поместных автокефальных Православных Церквей, но представленными оказались лишь 10: Константинопольская, Александрийская, Иерусалимская, Сербская, Румынская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская и Чешских земель и Словакии; частично признанная Православная Церковь в Америке приглашения на Собор не получила. Кроме предстоятелей и делегатов-архиереев (24 или менее от каждой Церкви), от поместных Церквей допускалось прибытие специальных консультантов: клириков, монахов или мирян («как правило», не более 6), а также 3-х человек вспомогательного персонала. Также ожидалось прибытие неправославных наблюдателей, допускаемых на открытие и закрытие Собора.
- От Константинопольской Церкви согласно объявлению от 26 мая 2016 года в состав соборной делегации были включены:
- Варфоломей (Архондонис), архиеп. Константинополя — Нового Рима и Вселенский патриарх; Лев (Макконен), архиеп. Карельский и всей Финляндии; Стефан (Харалампидис), митр. Таллинский и всея Эстонии
; Иоанн (Зизиулас), старец-митр. Пергамский; Димитрий (Тракателлис), старец-архиеп. Американский; Августин (Лабардакис), митр. Германский; Ириней (Афанасиадис), архиеп. Критский; Исаия (Хронопулос), митр. Денверский; Алексий (Панайотопулос), митр. Атлантский; Иаков (Софрониадис), митр. Принцевых островов; Иосиф (Харкиолакис), митр. Приконнисский; Мелитон (Карас), митр. Филадельфийский; Еммануил (Адамакис), митр. Французский; Никита (Лулиас), митр. Дарданелльский; Николай (Писсарис), митр. Детройтский; Герасим (Михалиас), митр. Сан-Францисский; Амфилохий (Андроникакис), митр. Кисамский; Амвросий (Зографос), митр. Корейский; Максим (Вгенопулос), митр. Силиврийский; Амфилохий (Стергиу), митр. Адрианопольский; Каллист (Уэр), митр. Диоклейский; Антоний (Щерба), митр. Иерапольский; Иов (Геча), архиеп. Телмесский; Иоанн (Реннето), архиеп. Хариопольский; Григорий (Тацис), еп. Нисский [1].
- Ириней (Гаврилович), архиеп. Печский, митр. Белградский и Карловацкий, патриарх Сербский; Иоанн (Вранишковский), архиеп. Охридский, митр. Скопийский; Амфилохий (Радович), архиеп. Цетиньский, митр. Черногорский; Порфирий (Перич), митр. Загребско-Люблянский; Василий (Вадич), еп. Сремский; Лукиан (Пантелич), еп. Будимский; Лонгин (Крчо), еп. Новограчаницкий; Ириней (Булович), еп. Бачский; Хризостом (Евич), еп. Зворницкий; Иустин (Стефанович), еп. Жичский; Пахомий (Гачич), еп. Враньский; Иоанн (Младенович), еп. Шумадийский; Игнатий (Мидич), еп. Браничевский; Фотий (Сладоевич), еп. Далматинский; Афанасий (Ракита), еп. Бихачский; Иоанникий (Мичович), еп. Будимлянский; Григорий (Дурич), еп. Захолмский; Милутин (Кнежевич), еп. Валевский; Максим (Василиевич), еп. Западно-Американский; Ириней (Добриевич), еп. Австралийско-Новозеландский; Давид (Перович), еп. Крушевацкий; Иоанн (Чулибрк), еп. Славонский; Андрей (Чилерджич), еп. Австрийско-Швейцарский; Сергий (Каранович), еп. Франкфуртский; Иларион (Голубович), еп. Тимокский [2]
- Даниил (Чоботя), архиеп. Бухарестский, митр. Мунтенский, патриарх Румынский; Феофан (Саву), архиеп. Ясский, митр. Молдавский; Лаврентий (Стреза), архиеп. Сибиуский, митр. Трансильванский; Андрей (Андрейкуц), архиеп. Вадский, митр. Клужский; Ириней (Попа), архиеп. Крайовский, митр. Олтенийский; Иоанн (Сележан), архиеп. Тимишоарский, митр. Банатский; Иосиф (Поп), архиеп. Западно-Европейский, митр.; Серафим (Жоантэ), архиеп. Берлинский, митр. Германский; Нифонт (Михэйцэ), архиеп. Тырговиштский, почетн. митр.; Ириней (Поп), архиеп. Алба-Юльский; Варсонофий (Годжеску), архиеп. Рымникский; Иоаким (Джосану), архиеп. Романский; Кассиан (Крэчун), архиеп. Нижне-Дунайский; Тимофей (Севичу), архиеп. Арадский; Николай (Кондря), архиеп. Американский; Софроний (Дринчек), еп. Орадийский; Никодим (Николэеску), еп. Северинский; Виссарион (Бэлцат), еп. Тулчинский; Петроний (Флоря), еп. Сэлажский; Силуан (Мэнуилэ), еп. Дьюлский; Силуан (Шпан), еп. Итальянский; Тимофей (Лауран), еп. Испанский; Макарий (Дрэгой), еп. Северо-Европейский; Варлаам (Мертикарю), еп. Плоештский; Емилиан (Никэ), еп. Ловиштенский [3]
- Иероним II (Лиапис), архиеп. Афинский и всей Эллады; Герман (Параскевопулос), митр. Илийский; Александр (Пападопулос), митр. Мантинийский; Игнатий (Алексиу), митр. Артский; Игнатий (Лаппас), митр. Ларисский; Алексий (Врионис), митр. Никейский; Иерофей (Влахос), митр. Навпактскиий; Евсевий (Пистолис), митр. Самосский; Серафим (Папакостас), митр. Касторийский; Феоклит (Пассалис), митр. Флоринский; Никодим (Коракис), митр. Кассандрийский; Феолог (Апостолидис), митр. Серрский; Макарий (Филофеу), митр. Сидирокастрский; Прокопий (Цакумакас), митр. Филиппийский; Хризостом (Зафирис), митр. Перистерийский; Дамаскин (Карпафакис), митр. Дидимотихский; Игнатий (Георгакопулос), митр. Димитриадский; Ефрем (Стенакис), митр. Идрский; Хризостом (Савватос), митр. Мессинийский; Афинагор (Дикеакос), митр. Илионский; Кирилл (Мисиакулис), митр. Кифиссийский; Иоанн (Тассиас), митр. Ланкадасский; Хризостом (Циригас), митр. Никопольский; Феоклит (Афанасопулос), митр. Иерисский; Гавриил (Папаниколау), митр. Новоионийский [4].
- Савва (Грыцуняк), митр. Варшавский и всей Польши; Симон (Романчук), архиеп. Лодзинский; Авель (Поплавский), архиеп. Люблинский; Иаков (Костючук), архиеп. Белостокский; Георгий (Паньковский), еп. Семятычский; Паисий (Мартынюк), еп. Горлицкий [5]
- Ростислав (Гонт), архиеп. Прешовский, митр. Чешских земель и Словакии; Михаил (Дандар), архиеп. Пражский; Исаия (Сланинка), еп. Шумперкский [6]
Основные моменты регламента Собора были согласованы на собрании предстоятелей автокефальных Церквей в Стамбуле 5-9 марта 2014 года. Председательствовать на Всеправославном Соборе было поручено Константинопольскому патриарху, а его собратья-предстоятели должны были сесть справа и слева от него. Принцип консенсуса, на основании которого принимались решения в рамках всего подготовительного предсоборного процесса, был утверждён и для самого Собора. Делегация каждой автокефальной Церкви на Соборе должна была состоять из предстоятеля и не более, чем 24 архиереев; в случае если архиереев меньше — из предстоятеля и всех архиереев Церкви. Каждая автокефальная Церковь была наделена одним голосом [7]. Принятый собранием предстоятелей и представителей поместных Церквей в Шамбези 21-28 января 2021 года «Регламент организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви» разработал и уточнил эти основные моменты. В частности, было оговорено присутствие консультантов и вспомогательного персонала; учреждён всеправославный Секретариат Собора; определён порядок работы; предусмотрена возможность отдельных архиереев голосовать несогласно с большинством свой автокефальной Церкви, в каковом случае «оценка такого несогласия является внутренним делом той автокефальной Церкви, к которой принадлежат архиереи» [8].
Торжественные богослужения в начале Собора проведены в Ираклионе: вечернее богослужение — 18 июня в соборе святого Тита, Божественная литургия — 19 июня, в день Сошествия Святого Духа на апостолов, в соборе святого Мины. Заседания начались с 20 июня, в Критской духовной академии в Колимвари [9].
Пророчества, касающиеся Восьмого Собора
С Восьмым собором связывают серьезные перемены в структуре и самой сути христианского учения. Более того, существуют пророчества, согласно которым он ознаменует собой распад Церкви, а после него на земле явится Антихрист. Например, однажды у преподобного Нектария Старца Оптинского спросили, возможно ли однажды объединение всех Церквей в одну.
Преподобный ответил на этот вопрос отрицательно, и объяснил это тем, что объединение было бы возможно исключительно на Вселенском Соборе. Но такой съезд в истории православия уже состоялся семь раз, а это — максимально возможное количество. Старец сказал:
«Было семь Соборов, как семь Таинств, семь Даров Святаго Духа. Для нашего века полнота числа семь. Число будущего века – восемь. К нашей Церкви будут присоединяться только отдельные личности.»
Предсказывал скорый созыв Восьмого Собора и преподобный Кукша Одесский. Однако он связывал это с началом страшных перемен в христианском учении — преподобный говорил о наступлении последних времен и о том, что Собор на самом деле не будет иметь ничего общего со святостью – на него соберутся безбожники. Он пророчил, что присутствующие на собрании объединят все веры, и добавлял:
«Затем будут упразднены все посты, монашество будет полностью уничтожено, епископы будут женаты. Новостильный календарь будет введен во Вселенской Церкви. Будьте бдительны. Старайтесь посещать Божии храмы, пока они еще наши. Скоро нельзя будет ходить туда, все изменится. Только избранные увидят это.»
Помимо этого, преподобный Кукша Одесский пророчествовал, что после Собора люди будут вынуждены ходить в церкви по принуждению, однако храмы будут уже не теми, что раньше, и потому православные не должны поддаваться. «Молю вас, стойте в православной вере до конца ваших дней и спасетесь!», – так завершал он свое пророчество.
Нелишне будет вспомнить и заветы, которые оставлял своим последователям Патриарх Пимен. Все они свято почитаются Русской Православной Церковью.
- Первый завет. Церковь ни в коем случае не должна отказываться от Юлианского календаря. Русская Церковь жила по нему тысячу лет, и так должно продолжаться.
- Второй завет. Святое Православие должно сохраняться в России в неизменном виде, таким, каким оно существовало здесь испокон веков.
- Третий завет. Сохранение церковнославянского языка – ведь именно на нем все это время православные здешних краев обращались к Богу.
- Четвертый завет. Позволим себе процитировать Патриарха: «Церковь зиждется на семи столпах – семи Вселенских Соборах. Грядущий VIII Собор страшит многих, да не смущаемся этим, а только спокойно веруем в Бога. Ибо если будет в нем что-либо несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе его постановления не принять».
Именно эти выдержки часто приводят в пример противники созыва. Считается, что решение ряда вопросов может подтолкнуть православие к отходу от традиционных ценностей и подорвать основы учения. И, хотя последний завет Патриарха Пимена предписывает не подчиняться догмам Восьмого Собора, если они будут расходиться с нынешними правилами, и верующим, и священникам все равно тревожно. Ведь несогласие – прямой путь к расколу.
Согласно пророчествам, VII Собор должен остаться последним
Деяния Собора
По итогам Собора были подписаны:
- Послание Святого и Великого Собора Православной Церкви: Православным людям и каждому человеку доброй воли
- Окружное послание
- Важность поста и его соблюдение сегодня
- Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром
- Автономия и способ её провозглашения
- Православная диаспора
- Таинство брака и препятствия к нему
- Миссия Православной Церкви в современном мире
Несколько иерархов отказались поставить подписи под итоговыми документами Собора. Не подписали текст «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» митрополиты Лимасольский Афанасий (Николау) [10], Морфский Неофит (Масурас) [11] (Кипрская Православная Церковь), митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович) [12], епископ Бачский Ириней (Булович) [13] (Сербская Православная Церковь) и митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) (Элладская Православная Церковь). Последний также выразил свое несогласие с текстами «Миссия Православной Церкви в современном мире» и «Таинство брака и препятствия к нему», эти документы были подписаны им с оговорками [14].
В греческих СМИ среди тех, кто не подписал текст «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» также названы Амафунтский Николай (Тимиадис), Лидрский Епифаний (Махериотис), Неапольский Порфирий (Махериотис) (Кипрская Православная Церковь). Эти иерархи пока не подтвердили и не опровергли факт отказа от подписи под соборными документами.
Ранее сообщалось, что среди тех, кто отказался подписать текст «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», был митрополит Константийский Василий (Караяннис), однако владыка выступил с публичным опровержением этих публикаций [15].
К сожалению, публикации принятых документов на официальном сайте собора, не позволяют понять, подписывал ли тот или иной его участник конкретный документ. Под каждым из опубликованных в электронном виде документов стоят имена всех без исключения участников собрания. Сканы оригиналов подписей документов отсутствуют. Оригиналы подписей и самих документов не представлены не на одном из ресурсов СМИ, где опубликованы принятые документы.
Вселенский или Всеправославный?
Если воспринимать будущий съезд представителей всех христианских церквей как Вселенский Собор, масштаб этой встречи возрастает в сотни раз, так как последний раз такое мероприятие прошло более тысячи лет назад. Стоит отдельно сказать о тенденции называть будущий собор Вселенским. Многие патриархи и представители церкви уже успели отметить: такое название нельзя считать правильным.
Чтобы собрание получило статус Вселенского собора, справедливость решений, принятых на нем, должны признать все христианские Церкви мира. Пока этого не случилось, соборы могут претендовать только на звание Всеправославных. Однако вряд ли это единственная причина, по которой представители Церкви не торопятся присваивать своему собранию высокий статус.
Прошлый официально признанный Вселенский Собор состоялся в 787 г.
Оценки Собора
Священный Синод Антиохийской Православной Церкви на заседании с 25 мая по 27 июня 2021 года отверг авторитет состоявшегося на Крите Собора и принял следующие решения:
- Рассматривать встречу на Крите в качестве предварительного совещания Всеправославного Великого Собора и, следовательно, считать, что принятые на Крите документы не являются окончательными, но открыты для обсуждения и внесения изменений, когда будет созван Великий Собор Православной Церкви с присутствием и участием всех Поместных Православных Церквей.
- Отказаться от признания соборного характера за любом православным собранием, в котором участвуют не все автокефальные Православные Церкви, чтобы гарантировать, что принцип единогласия по-прежнему является основным правилом, которое регулирует межправославные отношения. Антиохийская Церковь, таким образом, отвергает авторитет Критского собрания как «Великого и Всеправославного Собора» или «Святого и Великого Собора».
- Подчеркнуть, что все решения, принятые Ассамблеей на Крите, в любом случае не являются обязательными для Патриархата Антиохии и всего Востока [16].
Епископ Бачский Ириней (Булович) (Сербская Православная Церковь) в открытом письме после Собора заявил:
«епископы — члены собора имели право высказаться, но не имели права голоса. На соборе вместо принятого апостолами и заповеданного святыми отцами правила: «один муж — один голос» действовало другое правило: «одна Автокефальная Церковь — один голос». Другими словами, имеют право голоса только Предстоятели Поместных Церквей… Собор представляется не как Институт одного и единого Тела Церковного, но как парламентское подобие, состоящее из самостоятельных и самодостаточных Церквей; Собрание Предстоятелей Церквей действует по сути как собрание пап; Преднамеренно или нет, но собор умаляется до уровня собрания Предстоятелей Поместных Церквей, которые просто имеют расширенное сопровождение. Следовательно, разница между православным архиереем и инославным наблюдателем на соборе заключается лишь в том, что первый может говорить по своему усмотрению, в то время, как второй сидит молча: ни тот, ни другой не решают ничего»
[13].
Священный Синод Русской Православной Церкви в своем решении от 15 июля 2021 года признал Собор на Крите важным событием, но отметил, что он не может рассматриваться как Всеправославный. В решении Синода подчеркнуто, что основу общеправославного сотрудничества на протяжении всего соборного процесса составлял принцип консенсуса, в то время как проведение Собора при отсутствии согласия со стороны ряда автокефальных Православных Церквей нарушает этот принцип [17].
29 ноября 2021 года Св. Синод Болгарской Православной Церкви принял Определение по Собору на Крите (2016 г.) и тексту «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», в котором подверг серьезной критике указанный документ и сам Собор. В частности, в тексте Определения отмечено:
- Проведенный на о. Крит собор не является ни Великим, ни Святым, ни Всеправославным, как по причине неучастия в нем ряда Поместных автокефальных Церквей, так и из-за допущенных организационных и богословских ошибок. Невзирая на это, мы уважаем и ценим усилия всех организаторов и участников его проведения.
- Внимательное исследование документов, принятых на соборе на о. Крит, приводит нас к выводу, что некоторые из них содержат несоответствия с православным церковным учением, с догматическим и каноническим преданием Церкви, с духом и буквой Вселенских и Поместных Соборов.
- Принятые на острове Крит документы подлежат дальнейшему богословскому обсуждению с целью исправления, редактирования, корректирования или замены на другие (новые документы) в духе и предании Церкви.
Остров православия
Тысяча лет ожидания, 100 лет подготовки, сотни миллионов верующих… Трудно преувеличить значение всеправославного собора, который должен собрать 16 июня на греческом острове Крит 15 патриархов православных церквей и дать ответ на вызовы современности. И вот совершенно неожиданно накануне открытия появилась новость: собор под угрозой срыва. Какие подводные течения подтачивают православие и остается ли шанс преодолеть разногласия на критском соборе, выяснял «Огонек»
Андрей Васенев
В городке Колимвари, на западной окраине острова Крит, не ходят толпы туристов. Там нет ночных клубов и песчаных пляжей. Этот рабочий городок известен своей рыбной кухней и оливковым маслом — единственный поселок на острове, о котором говорят, что он сохранил в себе очарование критской провинции. Теперь он знаменит еще и тем, что с 16 по 26 июня 2021 года в нем пройдет первый в истории всеправославный собор, куда должны впервые за более чем тысячу лет съехаться все православные иерархи. Точнее так: надеемся, что пройдет. Поскольку на прошлой неделе, когда до открытия оставались считанные дни, по информационным лентам поползла новость: «что-то пошло не так»…
Православные всех стран, соединяйтесь!
Как известно, РПЦ — не единственная православная церковь на Земле. Сегодня существует 15 самостоятельных поместных православных церквей. Они издревле именуют себя соборными, но в последний раз собирались вместе аж в 787 году. Так что нынешний собор — это попытка восстановить давно утраченную норму церкви. По крайней мере, именно так заявляли официальные представители цель собрания до того, как вокруг собора начала развиваться по-настоящему детективная история.
— Одной из главных причин прекращения практики проведения соборов стало разрушение единства Рима и Константинополя в 1054 году, двух тогдашних столиц христианства,— говорит председатель Синодального отдела по взаимоотношению Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.— Некоторое время христиане верили, что церковное единство будет восстановлено. Но когда это разделение стало непреодолимой реальностью, Православная церковь (речь о Константинопольской.— «О»
) оказалась на территории, где установилось османское владычество, практически исключавшее проведение соборов. И только теперь, 1000 лет спустя, мы снова возвращаем себе такую возможность.
Грузинская православная церковь отказалась от участия во Всеправославном соборе
С созывом собора все непросто. Официально его могла предложить собрать (что и случилось) только Константинопольская церковь, которая исторически считается более древней. Тут ничего не скажешь, все-таки греки — наследники Византии (именно их патриарх носит титул «Вселенский»). Но вот по реальному положению дел — количеству верующих, объему епископата и финансовым возможностям — первенство, безусловно, за Русской православной церковью. И она все время пыталась это показать на дипломатическом уровне, внести свои коррективы в повестку.
Несмотря на эти политические мелочи, православные иерархи в один голос говорили, что собор — это важнейшая и принципиальная возможность церквям, которые привыкли в течение столетий жить порознь, дать православные ответы на вопросы, стоящие перед современным миром. Кстати, на соборах традиционно все решения должны приниматься только единогласно, иначе они перестают быть соборами и превращаются в светское совещание. Готовы ли были все церкви к такому единомыслию?
Болгарский гамбит
Болгарская церковь не первый раз ставит под вопрос проведение собора. На фото: патриарх Болгарский Неофит
Фото: Игорь Ленкин/ТАСС
Все произошло неожиданно. 1 июня 2021 года, в среду, буквально за пару недель до начала собора, Синод Болгарской православной церкви объявил, что их делегация на Крит не приедет.
Вчитываясь в заявление Болгарской церкви, трудно выявить главную причину демарша: тут и разногласия по повестке и по конкретным документам собора, и «необходимость больших и необоснованных финансовых расходов» на это мероприятие. А еще им не понравилась… схема рассадки наблюдателей и гостей собора. Все замерло. В тишине июньской ночи послышался плач колимварских детей, ждавших праздника.
Надежда, что передумают, почти исчезла после того, как на сайте Болгарской патриархии появился следующий комментарий: «Наше решение было единогласным и официальным: БПЦ не будет участвовать во всеправославном соборе в связи с уже объявленными причинами. Вылет правительственного самолета, на котором делегация должна была отправиться на остров Крит, оне поддаться ненужной и недостойной манипуляции».
Потом из своих углов выступили Антиохийская, Элладская, Грузинская и Сербская церкви. Они в менее категоричной форме, но все же протестовали против предложенных организаторами формулировок соборных документов. Так же и афонские монахи предложили свои поправки, чтобы яснее «выразить вековое предание святых отцов и соборное наследие Церкви», дабы «избежать расколов и разделений».
Православные всех стран разъединились
Дальше — больше: вдруг выяснилось, что Иерусалимская и Антиохийская церкви вообще не имеют между собой евхаристического общения, то есть не могут вместе причащаться на церковной службе — литургии. Иначе говоря, не считают друг друга настоящими православными. Церкви разорвали отношения еще в 2015 году после того, как на территории Катара (где официальная религия вообще ислам) Иерусалим поставил своего епископа. Все это время Константинополь, не сильно афишируя проблему, старался их помирить. Но вот не успел.
Инициативу по спасению события тысячелетия перехватила Московская патриархия. Она выступила с предложением: провести экстренное совещание 10 июня и урегулировать все всплывшие спорные вопросы, чтобы не переносить собор в далекие дали. Тогда же патриархия РПЦ официально запретила своим спикерам давать какие-то комментарии в СМИ — до прояснения. Один из них, пожелавший остаться инкогнито, рассказал «Огоньку», что опасность срыва собора была с самого начала: «Вы думаете, сейчас наш патриарх звонит Болгарскому и говорит ему: «Ну что там у вас за ерунда происходит? Давайте уже завязывайте. А денег мы вам найдем!» Так что ли? Если бы это было так, то у нас была бы не церковь, а Советский Союз. Впрочем, я думаю, что все обойдется».
Православие радикальным образом отличается от католицизма тем, что каждая церковь в нем самостоятельна. Это должно было проявиться при подготовке собора. И — проявилось
Как бы то ни было, но в ответ на предложение Москвы Константинополь довольно резко заявил, что никакого дополнительного собрания не будет. «Ни одна институциональная структура не может пересмотреть уже начавшийся соборный процесс»,— сообщили представители Вселенского патриархата.
Повисла пауза. Все в ожидании смотрели друг на друга. И вдруг в этой тишине Антиохийская церковь объявила, что тоже снимает свою делегацию с собора «до устранения причин, которые препятствуют участникам собора совершать евхаристию». Последней (на момент подписания номера) выступила Сербская церковь, которая предложила перенести дату встречи и заодно понизить ее в статусе — провести вместо собора совещания.
В свете открывшихся проблем шансы на то, что собор состоится, стали таять стремительно, как тонкие свечки в храмах жаркого и одинокого в своем ожидании Крита.
Катар и немножко нервно
Почему же православным так сложно сесть за один стол? В чем, собственно, проблема?
— За 1200 лет необщения церкви обросли собственными традициями и большими амбициями,— объяснил «Огоньку» религиовед, ведущий научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин.— Говорят, что это связано с мировым кризисом православия, но на самом деле это не так. Православие радикальным образом отличается от католицизма тем, что каждая церковь в нем самостоятельна. Это должно было проявиться при подготовке собора. И — проявилось.
Если вглядеться в современные проблемы православных церквей, там можно найти немало объяснений происходящего. Например, Иерусалимская церковь очень мала и по территории, и по числу верующих — на сегодня их около 300 тысяч. Стратегия выживания заставляет эту церковь действовать амбициозно и, что называется, немножко нервно. То с одними разорвут общение, то с другими. Еще недавно они были в разладе с румынами из-за того, что те построили храм в Иерихоне — канонической территории Иерусалима.
Румыны в этой истории помалкивают. Хотя у них самая большая церковь после РПЦ по количеству верующих. К тому же они нет-нет да и поглядывают в сторону Молдавской церкви: не захочет ли та сменить адрес и перейти из-под Московского патриархата под ее румынское крыло.
Сейчас очень неблагоприятные условия для собора, но, может быть, именно поэтому он так и нужен
А одна из главных интриг в отношениях между Москвой и Константинополем — это украинский вопрос. Как известно, на Украине сейчас существуют три крупные православные церкви: одна — официальная, которая относится к Московскому патриархату, и две раскольнических, которые никто из патриархов не признает. Но есть вероятность, что Вселенский патриархат возьмет и признает потихоньку: расширит свое влияние в этой и без того раздираемой страстями стране. Кстати, тот факт, что трон и место пребывания Вселенского патриарха (ныне Варфоломея) — город Стамбул, создает дополнительный дискомфорт из-за обострения российско-турецких отношений. Очевидно, что скорее всего именно это обстоятельство не позволило провести собор дома у патриарха Варфоломея — там, где изначально планировалось.
— Соборность православной церкви сейчас в упадке,— констатирует ректор православно-христианского Свято-Филаретовского института, экклезиолог (исследователь устройства церкви.— «О»
) священник-профессор Георгий Кочетков.— Огромную роль в сложившемся неустройстве сыграла привычка жить порознь и решать самим свои проблемы где-то в углу. Церковь раздроблена, индивидуализирована. Часто она оказывается под влиянием политической или националистической ситуации. На нее влияют исторические и культурные факторы, привычка к какому-то устоявшемуся порядку, даже если все понимают, что этот порядок плох. В этом смысле сейчас очень неблагоприятные условия для собора, но, может быть, именно поэтому он так и нужен.
Хлопоты православного МИДа
Чтобы разобраться в причинах происходящего сегодня, нужно обратиться к истории. Как уже отмечалось, в последний раз все христиане собирались вместе поговорить о своей вере в 787 году. Через два с половиной века церковь раскололась на Восток и Запад — на православных и католиков. И тот собор конца VIII века, с точки зрения православных, был последним, который можно было назвать Вселенским, то есть общехристианским.
Практически православная церковь не возвращалась к идее всеобщего собора аж до середины XIX века. Тогда Болгарская церковь (опять она!) откололась от Константинопольской, а последняя попыталась собрать собор, дабы восстановить справедливость и, главное, целостность своих канонических границ. Но собор не случился, потому что это было невыгодно России, имевшей свои интересы в Балканских странах.
Как православные разошлись в вопросе экуменизма
На сайте собора, который должен состояться на этой неделе на Крите, обозначено, что началом подготовки к нему следует считать событие 1902 года. Именно тогда патриарх Константинопольской церкви Иоаким III написал послание, в котором обращал внимание на то, что перемены в мире требуют православной христианской оценки — с этого и предлагается вести отсчет подготовки Великого всеправославного собора.
Понятно, что если огромные церкви не встречались свыше 1000 лет, то в два щелчка такой собор не устроить. Чтобы все подготовить, пришлось сперва созывать специальные всеправославные совещания. Один раз инициатором такого совещания выступала Москва.
— Реальным инициатором проведения Всеправославного совещания, приуроченного к празднованию 500-летия автокефалии Русской православной церкви в июле 1948 года, следует признать политическое руководство СССР,— говорит историк, член Церковной докторантуры Сергей Фирсов.— Сталин стремился использовать РПЦ в геополитических целях. Планировалось даже проведение вселенского собора, на котором можно было бы решить вопрос о присвоении Московской патриархии титула Вселенской. Понятно, что это не могло устроить Константинопольский патриархат, который всегда подчеркивал свое «первенство чести» среди предстоятелей независимых православных церквей. Патриархи не встретились, собор не случился.
Впервые повестка ожидаемого теперь всеправославного собора оформилась в начале 1960-х на серии Родосских совещаний. Значительный вклад в работу этих совещаний внес митрополит Никодим Ротов, выполнявший в РПЦ роль министра иностранных дел. Нынешний патриарх Кирилл тогда был помощником при митрополите и занимался лишь тем, что «подносил бумаги, точил карандаши и слушал дискуссию», как сам о себе вспоминает. Тогда же впервые был составлен список из 100 вопросов, который требовал ответов от всех православных церквей.
Интересно, что в этом перечне, среди вопросов внутреннего порядка, был большой блок тем социальной направленности, обращающий православие к миру: изучение и изыскание практических путей для развития христианской культуры, церковь и эвтаназия, вопросы контроля над деторождением и перенаселенностью, православие и задачи христиан в районах быстрых социальных изменений, расовая дискриминация.
Вообще, 1960-е годы — это время, когда христианство в мире было очень активно. В США в борьбу против сегрегации активно входит баптистский проповедник Мартин Лютер Кинг. А в Риме проходит II Ватиканский собор, колоссально обновивший жизнь католической церкви.
— Русская православная церковь принимала в подготовке собора в эти годы самое активное участие,— говорит Фирсов.— Но в силу разных причин высокое собрание отложили «ad kalendas graecas» — что называется, до лучших времен. И я, признаться, не знаю, наступили ли сейчас эти лучшие времена.
А потом, уже в наше время, началась череда собственно предсоборных совещаний в Шамбези — швейцарском православном центре Константинопольского патриархата. Там уже разрабатывалась окончательная повестка собора, выбиралась дата, определялся регламент его работы. Все это время каталог вопросов Родосского совещания усыхал и сокращался. В итоге на всеправославный собор из 100 вопросов были вынесены только шесть! Со стороны они могут показаться странными и не самыми актуальными, но нужно было найти хоть что-то, в чем православные братья смогут меж собой договориться. Увы, есть риск, что и это не удалось.
Кто приглашен на Всеправославный собор
Досье
В настоящее время в мире существуют 14 общепризнанных автокефальных церквей. Помимо них на Собор приглашена и Православная церковь в Америке, чья самостоятельность оспаривается
Константинопольская православная церковь
основана в 330 году, автокефалию получила на II Вселенском соборе в 381 году. С 1991 года ее возглавляет патриарх Константинопольский Варфоломей I. Насчитывает около 5,3 млн прихожан.
Александрийская православная церковь
основана примерно в 42 году и получила автокефалию на I Вселенском соборе в 325 году. С 2004 года ее возглавляет патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II. Насчитывает около 500 тысяч верующих.
Антиохийская православная церковь
основана в IV веке и получила автокефалию на I Вселенском соборе в 325 году. С 2012 года ее возглавляет патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн Х. Насчитывает 4,3 млн прихожан.
Иерусалимская православная церковь
основана в 33 году и стала независима на IV Вселенском соборе в 451 году. С 2005 года церковь возглавляет патриарх Иерусалимский Феофил III. Насчитывает 400 тысяч верующих.
Русская православная церковь
ведет историю с крещения Руси в 988 году. В 1448 году епископы самостоятельно избрали ее предстоятеля — автокефалия была признана в 1589 году. С 2009 года РПЦ возглавляет патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Насчитывает 164,1 млн прихожан. В ней также служат 35 171 пресвитер и 4816 диаконов.
Грузинская православная церковь
основана до 326 года и получила автокефалию от Антиохийской церкви в 457 году. С 1977 года ее возглавляет католикос-патриарх всея Грузии Илия II. Насчитывает около 3,5 млн верующих.
Сербская православная церковь
ведет историю с 869 года и получила автокефалию в 1219 году. С 2010 года ее возглавляет патриарх Сербский Ириней. Насчитывает 8 млн верующих.
Румынская православная церковь
основана в IV веке и получила автокефалию в 1885 году. С 2007 года ее возглавляет патриарх Румынский Даниил. Насчитывает 18,8 млн прихожан. В ней также служат 2886 монахов и 5225 монахинь.
Болгарская православная церковь
ведет историю с всеобщего крещения в 865 году. В 919 году на Соборе в Преславе была провозглашена автокефалия. С 2013 года ее возглавляет патриарх Болгарский Неофит. Насчитывает около 8 млн верующих.
Кипрская православная церковь
основана в IV веке. Ее автокефалия признана Советом в Эфесе в 431 году. С 2006 года церковь возглавляет архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II. Насчитывает 654 тысячи прихожан.
Элладская православная церковь
ведет историю с IV века и получила автокефалию в 1850 году. С 2008 года ее возглавляет архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним II. Насчитывает 10 млн верующих.
Албанская православная церковь
основана приблизительно в III веке и получила автокефалию в 1937 году. С 1992 года ее возглавляет архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий. Насчитывает 460 тысяч прихожан.
Польская православная церковь
основана в Х веке и получила автокефалию в 1924 году. С 1998 года церковь возглавляет митрополит Варшавский и всей Польши Савва. Насчитывает 600 тысяч верующих.
Православная церковь Чешских земель и Словакии
ведет историю с IX века и получила автокефалию в 1998 году. С 2014 года церковь возглавляет митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав. Насчитывает 75 тысяч прихожан.
Православная церковь в Америке
основана в XIX веке преподобным Германом Аляскинским, получила автокефалию от Москвы в 1970-м, но до сих пор не признается греческими патриархатами. С 2012 года настоятель — Блаженнейший архиепископ Вашингтонский, митрополит всей Америки и Канады Тихон (Моллард). Число прихожан — 210 тысяч.
Подготовила Елена Федотова
Покажи, как крестишься!
— Самыми сложными вопросами для дискуссии и фактическим поводом для срыва собора оказались вопросы к проектам соглашений о браке, а также об отношении православной церкви с остальными христианами и современным миром вообще,— комментирует Роман Лункин.— О несогласии с этими документами говорится в заявлениях всех церквей, которые высказались о нынешнем кризисе перед собором.
Так вот где, оказывается, кипят настоящие страсти! Грузия, например, категорически отказывается признавать венчание межконфессиональных пар. Одно это ставит под вопрос соборный документ о браке, в котором такая возможность предполагается при условии, что дети будут крещены в православии.
Вопрос об отношении с иными конфессиями еще сложнее. За открытый диалог с католиками выступают две ключевые фигуры — Константинопольский патриарх Варфоломей и Московский патриарх Кирилл. А это вызывает серьезное противодействие со стороны фундаменталистов (то есть консервативно — до крайности — настроенных членов церкви), а их во всем православном мире немало. Стоит напомнить: до ХХ века, пока две мировые войны не скрутили человечество в судорогах, православные и римские предстоятели не встречались в течение 500 лет. Потом Запад пошел на сближение, Константинополь откликнулся. А вот с другими православными церквями все сложно, о чем мы можем судить хотя бы по РПЦ: хмурая нелюбовь к латинству у многих в крови, да и недоверию к Западу — не одно столетие.
В этом контексте и следует читать ту критику положений проекта решения собора об отношениях с другими конфессиями (прежде всего с католиками), которую озвучили, в частности, представители Сербской, Антиохийской и Грузинской церквей. Основной смысл возражений против проекта (а его, напомним, надлежит принимать «единомысленно», то есть единогласно) в том, что католики там названы «братьями-христианами», а это подразумевает равноправие вер. Консерваторы от православия предлагают называть их «инославными», подчеркивая тем самым, что их вера искажена. Не секрет, что с подобными настроениями Московская патриархия встречается и у себя дома: тем значительнее успех руководства, которое сумело вплотную подойти к историческому собору.
— Боюсь, что на самом соборе Русская православная церковь уже ничего сделать не сможет,— говорит о. Георгий из Свято-Филаретовского института.— А вот при его подготовке она сыграла важную удерживающую и корректирующую роль. Минималистская концепция собора, которая сейчас есть,— это следствие такой отчасти компромиссной, отчасти неспешной позиции, которую представляет РПЦ, остерегаясь раскола и тому подобных неприятностей.
Не случайно именно патриарх Московский и Всея Руси Кирилл настоял на том, чтобы документы, подготовленные для принятия на соборе, были опубликованы заранее. Таким образом, он дал возможность выпустить пар: дескать, смотрите, обсуждайте, задавайте вопросы.
Поскольку к моменту подписания в печать этого номера в официальных источниках Русской православной церкви по-прежнему соблюдали режим молчания, вопрос о судьбе собора, назначенного, напомним, на 16 июня, мы адресовали непосредственно в пресс-службу всеправославного собора. И в тот же день получили ответ: собор состоится, кто бы что ни говорил. Дай Бог!