Ферраро-флорентийский собор
1438-1445, — собор Западной Церкви , созванный папой Евгением IV в противовес Базельскому собору (иногда рассматривается как продолжение Базельского собора). Проходил в 1438–1439 в Ферраре, в 1439–1442 во Флоренции, в 1443–1445 в Риме. Большинство участников Базельского собора отказалось участвовать в Флорентийском Соборе, не приехали и приглашенные на него западно-европейские государи. Приняла участие многочисленная делегация восточной (православной) христианской церкви (византийский император Иоанн VIII Палеолог (1425-1448), патриарх Константинополя Иосиф II, русский митрополит Исидор, представители восточных патриархов и др.
Главной целью Флорентийского Собора было преодоление догматических разногласий между Западной и Восточной церквами и заключение унии между ними. Папа рассчитывал с помощью унии подчинить своей власти православный Восток. Византийский императора Иоанна VIII Палеолога заставило пойти на столь крайнее средство как заключение унии с папским престолом надежда спасти остатки Византийской империи от порабощения туркам-османам при помощи папы Римского и западных государей. И та и другая сторона договорились считать собор вселенским.
На соборе разгорелись догматические споры о filioque, таинствах, чистилище, верховной власти папы, всего в спорах прошло 15 заседаний. Особенно выделялись с греческой стороны митрополиты Марк Эфесский и Виссарион Никейский. Марк Эфесский не сделал никаких уступок в пользу латинского учения, называл латинян еретиками.
Усиление турецкой опасности, давление папы вынудили византийцев заключить Флорентийскую унию (июль 1439) на условиях признания верховенства папы, принятия католических догматов при сохранении лишь обрядов восточной христианской церкви.
Подписали унию все греческие епископы присутствовавшие на соборе, кроме Марка Эфесского и патриарха константинопольского Иосифа II, который к тому времени умер. Подписал унию и русский митрополит грек Исидор (давно уже согласившийся на нее), за что был низложен Великим князем Московским Василием II Темным.
Флорентийская уния так и не вошла в силу ни в Византии, ни в Русском государстве.
Флорентийская уния
Причины подписания унии
Флорентийская уния была принята в 1439
на соборе в Базеле и Флоренции в трудных обстоятельствах для Византийской империи. В
1430
году турки захватили Фессалонику, и государство практически утратило территории, от него сохранилась лишь столица, которая была окружена владениями турок. Такая сложная ситуация привела к тому, что император Иоанн
VIII
Палеолог вынужден был обратиться с просьбой о содействии к Евгению IV, папе Римскому, надеясь на организацию крестового похода против османских завоевателей. Он сделал предложение начать переговоры о том, чтобы объединить Западную католическую и Восточную православную церковь. Папа охотно согласился на это предложение. Это объясняется возможностью осуществить многовековое желание подчинить восточную церковь, византийский император получил возможность шанс победить в противостоянии с участниками соборного движения.
Соглашение
В 1431
году в городе Базель созван вселенский собор, вскоре папа решил его распустить, но продолжить заседания. Евгений
IV
использовал свое предложение для того чтобы расколоть ряды оппонентов. Он призывает собравшихся представителей церкви поменять место проведения, большая часть собора собралась в Ферраре, позже – во Флоренции.
Заседания Флорентийского собора проходили в присутствии 700
членов византийской делегации во главе с императором и константинопольским монархом, также присутствовал митрополит Киевский. Здесь проходили долгие богословские диспуты, в результате которых
6июня1439
года была подписана уния, объединившая католическую и православную церковь.
Заключая соглашение, восточная церковь вынуждена пойти на серьезные уступки: было признано верховенство римского папы, приняты некоторые католические догмы, при этом сохранялись православные обряды.
На протяжении последующих 6
лет собор во Флоренции принял соглашения о слиянии с прочими христианскими течениями. Флорентийская уния подняла авторитет папы в западноевропейских странах, но выявилась ее нежизнеспособность. Католическая церковь изображала это соглашение как важнейший акт, объединяющий христиан и спасающий Византию от турецких завоевателей. На самом деле уния предназначена была стать послушным орудием политики папы, которая была направлена на подчинение католической церкви ослабленной Византии и русского государства. Население Византийской империи и Руси пришло в раздражение от унии, большинство православного духовенства не признало документ.
Как была воспринята уния на Руси
После возвращения с собора митрополита Исидора, по русским землям рассылались послания о Флорентийском соборе, началось приобщение верующих к католическим храмам. В Москве его ждало множество верующих, местом встречи патриарха стал Успенский собор. Перед Исидором несли католический крест. Во время богослужения в молитве поминался папа. После службы торжественно прочитали грамоту о Флорентийской унии.
Митрополит Исидор, подписавший соглашение, был подвергнут заключению. Это было сделано по приказу Великого Московского князя, Василия ІІ Темного. Исидор — последний патриарх, грек по происхождению. Впоследствии возглавляли церковь только русские, Московский патриархат стал самостоятельным.
Отказ от унии
Большинство православных епископов, вернувшись в Константинополь, отказалось от унии, они утверждали, что их заставили пойти на соглашение с католиками. Униаты признаны еретиками.
Марк Эфесский — единственный епископ, отказавшийся на соборе 1439
подписать унию, православные священники объединились вокруг него. Патриархами Александрии, Антиохи и Иерусалима в
1443
году был созван собор в Иерусалиме, на нем произошло отлучение сторонников соглашения.
Повторное осуждение восточными патриархами Флорентийской унии осуществилось в 1450
году на Константинопольском соборе. На нем же был низложен униат, Константинопольский патриарх Григорий Мамм. Новым главой церкви избран Афанасий, сторонник православной веры.
В 1453
году произошел захват Константинополя войском османской империи, о Флорентийской унии окончательно забыли.
Значение решений собора в истории
Уния между католической и православной церквами 1439 года как попытка объединения христианских церквей Востока и Запада потерпела полную неудачу, еще более глубоко разделив христиан на православных и католиков. Тем не менее, в одной локальной области — на территории Украины и Белоруссии, тогда принадлежащих Великому Княжеству Литовскому, — это соглашение на много лет определило развитие христианской церкви.
Для России главное последствие унии — обретение автокефалии. Руководствуясь тем, что «Царьград», то есть Константинополь, пошел на поводу у «латинян», «схизматиков», «еретиков», Москва решила отринуть духовное окормление Византии, тем более, что это государство вскоре прекратило свое существование, а престол ее Патриарха утратил влияние. В результате московский митрополит был поставлен без благословения Константинополя, а православная церковь Руси разделилась на две митрополии с центрами в Москве и Киеве.
Если Киев остался верен «колыбели православия», хоть и пребывающей под пятой турок, то Москва принялась из года в год публиковать произведения своих богословов, бичуя «греческих перебежчиков» и прославляя стойкость и непреклонность в вере московских князей.
В случае с Киевской митрополией все было сложнее. Вплоть до начала XVI века римские понтифики принимали прямое участие в ее делах, назначая в соответствии с Флорентийскими соглашениями митрополитов. В условиях, когда и Константинопольский униатский патриарх жил в Риме, статус Киевской епархии пребывал в подвешенном состоянии.
Митрополиты несколько десятилетий не признавали обстоятельства, что документы, на основании которых достигнуто примирение церквей, уже не действуют ни в глазах Рима, ни в глазах Константинополя, ставшего Стамбулом. И лишь более чем через полвека после Собора, ставшего началом унии, они убедились, что высшие католические иерархи Польши и Великого Княжества Литовского считают ее утратившей всякое значение.
Только через полтора столетия Брестская уния 1596 года возродила дух и принципы своей предшественницы, но уже на локальном, а не общецерковном уровне.
III. Геннадий Схоларий.
Особо следует сказать о Георгии Схоларие, позднее ставшим известным под именем Геннадия, патриарха Константинопольского (с 1453 г.). На Соборе он подписал униональный акт и не проявлял никакой вражды против латинян, но вот позднее он стал агрессивным врагом Унии. Однако даже в 1451 г., когда греки направили от лица Синаксиса Константинопольской Церкви послание в Рим (фактически о разрыве Унии), Схоларий (к этому времени уже монах Геннадий), участник Синаксиса, отказался ставить свою подпись под официальным антиуниональным документом (Рансимен
2008, 140). «Врагом Унии» Геннадий стал по чисто политическим причинам – уже став патриархом при султане Мехмете II. Султан воевал с западными католическими державами и если православный высказывался в пользу католиков, его казнили как государственного преступника.
При этом важно учесть, что сам Геннадий лично был «томистом», т.е. последовательно воплощал в Православие принципы богословия, как они представлены в Summa Фомы Аквинского. Именно Геннадий был первым (!) православным богословом, который не просто хвалил Аквината и Схоластику, но и еще перенес латинское учение о транссубстанции в Евхаристии на почву византийского богословия (так как я считаю данное учение ошибочным, то и заслуга Геннадия с моей точки зрения сомнительная).
События. Список — унии, войны, битвы, конфедерации
- 1794 Восстание Костюшо против разделов Речи Посполитой
- 1830 Ноябрьское восстание по следам Французской революции 1830 г
- 1863 Восстание Калиновского «Братья белорусы, настало доброе время!»
- 1920 Слуцки збройны чын «беларуска-расейская вайна»
- 1381-1392 Война гражданская в ВКЛ Витовт против Ягайло
- 1409-1411 Война Великая с Тевтонским Орденом за Самогитию
- 1432-1438 Война гражданская в ВКЛ Западные воеводства против восточных
- 1487-1537 Войны с Московией определившие современную восточную границу Беларуси 1487-1494 1500-1503 1507-1508 1512-1522 1534-1537
- 1512-1522 Война с Московией потеря Смоленска и битва под Оршей
- 1558-1583 Война Ливонская с Московией агрессия Ивана Грозного и Люблинская уния
- 1600-1611 Война за Эстонию Сигизмунд III Ваза против Швеции
- 1609-1618 Война Московская взятие Москвы войсками Сигизмунда III Ваза
- 1654-1667 «Кровавый Потоп» 13-летнее московское нашествие
- 1696-1702 Война гражданская в ВКЛ кофедерация шляхты против Сапег
- 1700-1721 Война Великая Северная со Швецией
- 1812-1814 Война Наполеона с Россией «не Отечественная война, но Гражданская для Беларуси»
- 1919-1930 Война «Партии Зеленого дуба» «Беларуская сялянская партыя» против Советской власти
- 1914-1918 Война Первая мировая крах четырех империй
- 1939-1945 Война Вторая мировая крупнейший вооруженный конфликт в истории
- Неудачные попытки …
Восстания
Войны
- 1385 Уния Кревская динсастический брак Ягайло і Ядвиги
- 1401 Уния Виленско-Радомская договор между Витовтом и Ягайло
- 1413 Уния Городельская и «Акт об адопции» шляхетского гербового братства
- 1432 Уния Гродненская возврат к условиям Влиенско-Радомской унии
- 1439 Уния церковная Флорентийская единение католиков и православных в мире
- 1499 Уния Краковско-Виленская обновление Городельской унии
- 1501 Уния Мельницкая не утвержденная Сеймом ВКЛ
- 1569 Уния Люблинская создание Речи Посполитой
- 1573 Конфедерация Варшавская равенство всех религий
- 1573 Генриховы Артикулы клятва выборных королей
- 1596 Уния церковная Брестская единение католиков и православных в Речи Посполитой
- 1655 Кейданская уния разрыв унии с Польшей и союз со Швецией
- XVIII в. Конфедерации шляхетские попытки сохранить государство
- 1791 Конституция 3 мая о
- 1772-1795 Разделы Речи Посполитой три шрама на сердце Края
- 1067 Битва на Немиге Всеслав Чародей против Ярославичей
- 1362 Битва на Синих Водах с Золотой Ордой, присоединение Земель Руских
- 1399 Битва на Ворскле с Золотой Ордой
- 1410 Битва под Грюнвальдом с Тевтонским Орденом, присоединие Самогитии
- 1514 Битва под Оршей Московская экспансия остановлена на 200 лет
- 1564 Битва на Уле (Битва при Чашниках) с Московией, Ливонская война
- 1605 Битва под Киргхольмом со Швецией, война за Эстонию)
- 1610 Битва при Клушино война с Московией и взятие Кремля
- 1621 Битвы под Хотином с Османской Империей, последняя битва Я. Ходкевича
- 1649 Битва под Лоевом с Войском Запорожским, казацкие восстания
- 1660 Битва под Ляховичами (осада) с Московией, «Кровавый Потоп»
- 1660 Битва под Полонкой с Московией, главная битва «Кровавого Потопа»
Унии и конфедерации
Битвы
Уния церковная (лат. соединение) — слияние исповеданий православного и католического, причем, с одной стороны, признается главенство папы, чистилище, нахождение Св. Духа и от Сына, с другой — допускается брак белого духовенство и богослужение на родном языке, с сохранением восточных обрядов.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1890 :
» Уния не была случайными явлением; она не была и результатом личных только расчетов и своевольных действий отдельных представителей православной церковной иерархия. Она была обусловлена исторической жизнью русской православной церкви в Литве и явилась ее прямым результатом.
Главное препятствие к введению Унии заключалось в том, что западно-русская церковь была подчинена московскому митрополиту, а последний всегда был ревностным противником не только какого-нибудь соединения, но даже сближения с католической церковью.
Около 1414 г. в Литве были очень недовольны московским митрополитом Фотием. Управлявший в то время Литвой Витовт решил учредить самостоятельную литовскую митрополию. В 1415 г. в Новогрудке был собран собор западно-русских православных епископов, и митрополитом был избран болгарин Григорий Цамбалак.
По смерти Витовта мысль об Унии не исчезала в Литве. По поводу соединения церквей входил в сношение с папой митрополит Герасим, поставленный западно-русским митрополитом в 1433 г. из смоленских епископов. Когда в 1439 г. была заключена Флорентийская Уния, литовское правительство признало ее и права католического духовенства были уравнены с правами православного.
При Александре Ягеллоне была сделана новая попытка ввести в Литве Унию. В 1498 на киевскую митрополию был назначен смоленский епископ Иосиф Болгаринович, сразу начавший действовать в пользу Унии с Римом. Он обратился к папе Александру VI с письмом, в котором исповедовал веру по образцу латинскому, признавал флорентийский собор и отдавал себя и свою церковь под покровительство папы.
Преемник Александра Сигизмунд I относился к иноверцам, протестантам и православным вполне миролюбиво: одним из наиболее влиятельных людей при нем был известный защитник православия в Литовской Руси, князь Константин Иванович Острожский. «
1569 Люблинская Уния — создание Речи Посполитой
1573 Акт Варшавской конфедерации — провозглашение равенства всех религий.
1596 Брестская церковная Уния — принята для уменьшения межконфессиональных противоречий и снижения влияния Москвы на внутренние дела государства — переход православных приходов в греко-католические (униатские). Как и в 1439 году были недовольные. Мученической смертью погиб св. Иосафат Кунцевич — «апостол единения», архиепископ Полоцкий, проповедник Унии.
I. Источники о Ферраро-Флорентийском Соборе и структура последнего.
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, где была подписана Флорентийская уния.
До нас дошло четыре варианта описания истории Собора, оставленные очевидцами:
(А) Слово Дорофея, митр. Митилинского;
(B) Объемное описание истории собора, сделанное Сильвестром Сиропулом. Он в 1437 г. стал великим экклесиархом Константинопольской Церкви и в этом звании участвовал в работе Ферраро-Флорентийского собора;
(C) Труды Марка Евгеника, митрополита Эфесского;
(D) Описание истории собора Горацио Джустиниани – со стороны Римской Церкви.
Но так как Дорофей (А) хотя и грек, но был активным униатом, а Горацио (D) – сам священнослужитель Римской Церкви и, разумеется, смотрел на собор «глазами латинян», то у нас остаются только свидетельства Марка Эфесского (C) и объемный труд, собственно «история» в подлинном смысле слова, автором коего являете Сильвестр Сиропул (B), который впоследствии был одним из патриархов Константинополя (с именем Софроний I) в османский период.
Ниже мы сосредоточимся на воспоминании Сильвестра, так как он, во-первых, хороший хронист, а во-вторых, не сторонник Унии. Воспоминания этого участника Собора имеют глобальное значение. Он показывает всю противоречивость не только латинской позиции, но и греческой. Как нерешительно греки приступали к спорам по богословским вопросам. В споре о «Символе Веры» они заняли заведомо проигрышную позицию и латинян в этом вопросе были правыми и с богословской, и с исторической стороны. Кстати, именно Сиропул позволил обратить внимание на некоторые противоречивые черты характера Марка Эфесского.
Столпы латинского богословия, представленные на данном Соборе: Юлиан [Джулиан] Цезарини, Николай Альбергати, испанский богослов Хуан де Торквемада, знаменитый богослов фра Иоанн Рагусский.
В самом начале Собора в Ферраре Юлиан Чезарини указал на четыре основные различия: Filioque – Опресноки – Чистилище – Папство (Сиропул
5:15, причем, как мы увидим далее из вступительного слова Марка Эфесского, он то как раз сам по себе феномен папства изначально проблемой не считал). В этом русле собор и двигался. Причем из порядка ответов греков видно, что последние считали вопросы о Filioque и Опресноках более значимыми, чем вопросы о чистилище и власти папы. Первые два вопроса греки уже считали решенными, а два вторых – «спорными и не относящимися напрямую к догматам веры». Но так же на соборе «параллельно» касались вопросов Нетварных Энергий, Эпиклезы.
Ни по одному из вопросов при собеседованиях греки не пришли к результатам, выраженным в убедительных доказательствах. Т.е. греки просто «настаивали на святоотеческой древности», игнорируя возможность богословского развития вопроса.
Латиняне сразу подметили, что греки, «берясь за тему и вступая в прения, отказывались от заключения и вступали в спор по следующему вопросу» (Сиропул
, 7: 23). При этом греки себя мнили «убеждающей и обвиняющей стороной» (
Сиропул
, 8:1). И даже настроенный против латинян Сиропул признает, что «наши были всецело во власти самопревозношения и хвастовства» (
Сиропул
, 10: 28).
Греки чувствовали свою нищету (как в области образования, так и в искусстве вести полемику). Поэтому они постоянно саботировали диалоги, что латиняне вполне справедливо им ставили в вину (Сиропул
8: 24-25). Сам Сиропул высказал важное положение о необходимости научно-критического изучения источников противоположной стороны, но и сам же признал отсутствие у греков какой-либо возможности заняться изучением источников и дать положительную или отрицательную оценку латинских источников касательно их подлинности (
Сиропул
9:7).
Но и латиняне «перегибали» по причине аналогичного невежества относительно греческой традиции. Так латиняне требовали от греков, чтобы те отказались от эпиклезы в Евхаристии, считая ее «поздней вставкой» в святоотеческие тексты (Сиропул
10: 2-3).
Ферраро-Флорентийский Собор действительно отличался – по процедуре
– от других Вселенских Соборов древности. На последних была не только живая дискуссия, но и своя «генеральная линия». Однако количество там никакого значения не имело. Да, там могли «заткнуть» голос убедительного противника, но «победа» над противником выставлялась результатом дискуссии, а не результатом «убеждения большинства». Во Флоренции же император стал грекам диктовать линию поведения, навязывая определенные результаты под видом «согласия большинства» (
Сиропул
8:11).
Вселенские Соборы сначала в империи созывал император, а папы даже не присутствовали лично. Но во Флоренции византийцы столкнулись с неведомым им явлением: Теперь, оказывается, Церковь сама созывает Соборы и даже без ведома императора (Сиропул
10:4).