450 лет назад была принята Люблинская уния – государственный союз Польши и Литвы


Значение слова уния

Иезуиты благодаря своим ловким приемам осилили протестантизм, больной и слабый разделением; но, осилив протестантизм, иезуиты немедленно обратили внимание на более опасного врага – на старинное, пустившее в народе глубокие корни, исповедание восточное, или русское: против него направлены были теперь усилия иезуитов; против него возбужден ими фанатизм католического народонаселения, против него, но их внушениям, действует правительство, отуманенное фанатизмом, не умеющее разобрать собственного интереса, думающее или, по крайней мере, желающее других заставить думать, что уния церковная скрепит унию государственную: надежда основательная только в том случае, если бы эта уния совершилась спокойно, без насилия.

Почтенная газета видно не знает, что сама уния вовсе еще не есть латинство, а только удобный переход, устроенный иезуитами от православия к латинству, и потому не способна действовать в такой же степени на образование национального духа, как религия положительная; уния, как всякая духовная помесь, действовала вообще вредно на народный характер, но все же она настолько давала русскому жителю возможность сохранить свою русскую народность живою, насколько в самой унии сберегалась связь с вероисповеданием всей остальной Руси.

но крайней мере, желающее других заставить думать, что уния церковная скрепит унию государственную: надежда основательная только в том случае, если бы эта уния совершилась спокойно, без насилия.

Эта опасность была одной из причин того, что в 1385 году была заключена уния между Литвой и Польшей, так называемая Кревская уния, по условиям которой великий князь литовский Ягайло Ольгердович (1348–1434, князем стал в 1377 г.), женившись на польской королеве Ядвиге, занял (под именем Владислава II) польский престол и обязался взамен принять вместе со своими языческими подданными католичество, навсегда присоединить к Польше все находившиеся под его властью литовско-русские земли.

Чего стоят Люблинская уния 1569 года, объединившая Великое княжество Литовское и Польшу мирным путем в одно государство – Речь Посполитую, или Брестская уния 1596 года, провозгласившая соединение двух христианских конфессий на территории Великого княжества Литовского – православия и католичества!

Когда в 1439 году на Флорентийском соборе была провозглашена уния, объединение католической и православной церкви, собор русских епископов не признал этого унию изгнал митрополита Исидора, эту унию подписавшего.

Особенно же должна была усилиться нерасположенность литовско-польских королей к православию со времени последнего соединения (в 1569 г.) Литвы с Польшею, когда заветною мечтою этих королей сделалось слить оба государства в одно, обширное, могущественное, и когда они ясно сознали, что главным препятствием к тому может служить разноверие русских с поляками и что для полного политического соединения, или унии, тех и других необходимо соединение их по вере — уния церковная.

Особенно же должна была усилиться нерасположенность литовско-польских королей к православию со времени последнего соединения (в 1569 г.) Литвы с Польшею, когда заветною мечтою этих королей сделалось слить оба государства в одно, обширное, могущественное, и когда они ясно сознали, что главным препятствием к тому может служить разноверие русских с поляками и что для полного политического соединения, или унии, тех и других необходимо соединение их по вере – уния церковная.

Литература

  • Бантыш-Каменский, Историческое известие о возникшей в Польше У., 1-е изд., 1805, 2-е изд., 1866;
  • М. Коялович, Литовская церковная У., СПб., 1859 (здесь дана в примечаниях обширная библиография и приведен хронологический список полемической литературы, современной У.);
  • Митр. Макарий, История Русской церкви, т. 8 и след.; С Т. Голубев, Петр Могила и его сподвижники;
  • В.Б. Антонович, Монографии по истории Западной России, т. 1; В.Г. Василевский, Очерк истории города Вильны; Костомаров, Подготовка церковной У. («Монографии», т. 3); его же, О значении У. в Зап. России, 1842;
  • Флеров, О православных церковных братствах;
  • А.А. Рапков, Очерк истории западнорусских православных братств;
  • И.А. Кулиш, История воссоединения Руси;
  • И. Сливов, Иезуиты в Литве;

Понятие и отличие от конфедерации[ | ]

Уния представляет собой общность государств, которые возглавляются одним монархом. Международное значение унии невелико, порой оно просто ничтожно, более заметно уния воздействует на государственный строй, по крайней мере на форму правления. Политическое значение унии зачастую тоже незаметно, но оно все же ощущается хотя бы в вопросах войны. По юридическим соображениям состояние войны между членами унии немыслимо. Его трудно представить по той причине, что акт об объявлении войны должен быть санкционирован главой государства. Другими словами, если член унии вознамерился воевать с другим, королю пришлось бы подписывать акт об объявлении войны одного своего государства другому своему же государству, т. е. самому себе[1].

Унию нельзя причислить к разряду конфедерации[2]:

  • Конфедерация возникает с участием как республик, так и монархий. Уния возникает только с участием монархических государств.
  • Конфедерацию учреждают договором между государствами, а уния возникает не на основании договора, а в силу принадлежности одному монарху права на престол в двух и более государствах. Договор не является обязательным условием существования унии, хотя и он может быть заключён её участниками.
  • Действительная политическая общность стран — обязательное условие существования конфедерации. Уния, напротив, вполне может существовать и без тесных межгосударственных связей, союзнических обязательств.

Участники унии сохраняют свою государственность, а суверенитет возглавляющего их монарха удваивается, утраивается и т. д. Другими словами, одно лицо становится обладателем суверенных прав одновременно в нескольких государствах[2].

Предпосылки Брестского союза

Брестская уния – соглашение, которое породило новую конфессию и многие века вызывает споры.

В XVI веке православную церковь нельзя было назвать образцом морали и духовности – она переживала серьезный кризис. Появление традиции патроната, когда храм был фактически собственностью магната-покровителя, привнес в религию многие светские черты. В дела церкви вмешивались даже мещане. Имеются в виду братства – городские организации, которые имели право контролировать даже епископов. Церковь утратила влияние и репутацию защитника прав верующих.

Униатское движение возобновилось из-за активизации иезуитов в Польше. Появляются полемические тексты о пользе унии. Их авторами были проповедники и философы – Венедикт Гербест, Петр Скарга и многие другие.

Активизировались униаты после «календарной реформы» Григория XIII – в результате религиозные праздники православных и католиков разошлись во времени. Это ущемляло права православного населения, проживавшего на территории Речи Посполитой.

В результате комплексного влияния этих причин была подписана Брестская уния.

Люблинский сейм

10 января 1569 года в предместье Люблина открылся очередной польско-литовский сейм. Главной повесткой являлся вопрос об объединении ВКЛ и Польши. Изначально переговоры шли с затруднением. Литовская сторона обозначила собственное видение унии:

  • общий сейм на границе ВКЛ и Польши для выбора короля;
  • коронация в Вильно литовской короной;
  • поочередное прохождение сеймов в ВКЛ и Польше;
  • все государственные должности в Литве должны принадлежать только литовцам.

Польское представительство не согласилось ни по одному из пунктов, выдвинув собственные требования:

  • избрание короля в Польше;
  • коронация польской короной;
  • единый вальный сейм, сенат и монета.

1 марта в качестве протеста литовская делегация во главе с Николаем «Рыжим» Радзивиллом покинула сейм. Однако поражения в Ливонской войне 1558-1583 годов и желание заручиться польской поддержкой в конфликте с Московией делали свое дело. Кроме того, немаловажным было и недовольство литовской шляхты, которую не устраивало господство крупного землевладения в княжестве. Посредством сейма они рассчитывали получить такие же права, как и в Польше.

Опираясь на недовольных, Сигизмунд II Август подписал в марте 1569 года универсал о присоединении Подляского и Волынского воеводств, Подолья и Киева к Королевству Польскому. Однако и среди оппозиционной шляхты не было единства. Одни поддержали действия короля, другие — выступили за союз с Москвой. Чтобы разобраться с последними, Сигизмунд II Август пригрозил конфискацией поместий и лишением должностей, потому многие предпочли все же присягнуть ему на верность. Вместе с тем успех этой аннексии воодушевил польскую шляхту. Озвучивались мнения, что подобным образом надлежит присоединить всю Литву, запретив название «ВКЛ» и заменив его на термин «Новая Польша».

Ввиду действий короля, литовская делегация вернулась на сейм. Однако теперь ее не интересовал вопрос унии. Шляхта требовала возврата отобранных у Литвы территорий. В отместку польская сторона стала ссылаться на захват Киева королем Болеславом Храбрым в XI веке, обозначая таким образом историческое право Польши на данные территории. Кроме того, литовской делегации напомнили, что она самостоятельно покинула сейм в то время, когда решался вопрос о передаче спорных земель от ВКЛ к Польше.

5 апреля литовская делегация, но уже под руководством Яна Ходкевича, обозначила новые требования: вернуть аннексированные территории, а также восстановить отобранные у Литвы привилегии. По всем пунктам было отказано. Причем особо рьяно свое несогласие высказали бывшие литовские шляхтичи, которые, наконец, получили польские вольности.

24 мая 1569 года таким же методом Польша присоединила к себе Киевское и Брацлавское воеводства. Под контролем ВКЛ остались лишь Пинск и Брест с округами.

27 июня 1569 года литовская сторона согласилась на унию по польскому сценарию. 28 июня состоялось официальное подписание. 1 июля обе стороны ратифицировали договор. Кроме того, дополнительная ратификация была проведена королем польским в Люблинском замке 4 июля. Однако ряд вопросов еще требовал урегулирования. В основном это касалось распределения должностей. Потому работа сейма шла по 12 августа 1569 года включительно.

Оценки Люблинской унии в историографии

Польские историки рассматривают явление РП с положительной стороны. Конституционное объединение позволило распространить католичество, а также польский язык и польскую культуру среди народов, которые ранее к ним не принадлежали. Вместе с тем уния знаменовала формирование нового государства, которое имело весомую роль в Европе в течение следующих двухсот лет. Примечательно, что по сей день сами поляки именуют свое государство «Жечпосполита Польска».

Однако уния имела и отрицательные последствия, причем не только для литовцев, но и для самих поляков. Объединяя государства, король рассчитывал на проведение политических реформ. Но закрепленные унией положения не усилили королевскую власть, что было характерно прочим европейским монархиям XVI века (эпоха абсолютизма), а лишь ослабили ее, предоставив всю полноту полномочий шляхте. Это провоцировало рост коррупции и децентрализацию государственной власти. Кроме того, уния закрепляла принцип «либерум вето»: решения сейма могли вступать в силу только после единогласного голосования. Таким образом, один человек мог парализовать работу всего органа, что нередко и происходило на практике, приближая крах РП.

Выбери ответ

Суть договора в Крево

Согласно договору, Ягайло становился королем Польши. Это налагало на него ряд обязательств:

  • Новый правитель обязался распространить в Литве латиницу.
  • Ягайло должен был выплатить герцогу Австрии Вильгельму компенсацию за нарушенный брачный договор, согласно которому последний должен был взять в жены Ядвигу.
  • В Литве необходимо было ввести католицизм.
  • Ягайло должен был вернуть Польше земли бывшей Руси и наращивать территории королевства. Уния литовская и польская обязала его увеличить количество пленных.

Проще говоря, Ягайло становился единым правителем для Литвы и Польши, но при этом раздельными оставались денежная система и казна, законодательство, таможенные правила, существовала граница, были отдельные армии для каждого государства-члена соглашения. Кревская уния вызвала несогласие со стороны знати Литвы и бывшей Руси, но послужила базой для союза в Люблине. Территория Польши увеличилась.

Литература[ | ]

  • Уния // Ужи — Фидель. — М. : Советская энциклопедия, 1956. — С. 244. — (Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 44).
  • Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебник для вузов. — М.: Юристъ. 1999
  • Ковачев Д.А. Конституционное право государств Европы. — Москва, 2005
  • Гукепшоков М.Х.
    Проблемы классификации форм государства. — Автореферат диссертации канд. юрид. наук. — Саратов, 1999. — 28 с.
Словари и энциклопедии
  • Брокгауза и Ефрона
Нормативный контроль
  • Microsoft: 2779565383

В словаре Словарь иностранных слов

и, ж.

1. Объединение двух монархических государств под властью одного монарха.

2. Объединение некоторых православных церквей с католической церковью под властью Папы Римско-го на основе признания католической догматики при сохранении традиционных форм православной обрядности. | Одна из наиболее известных уний — объединение православной и католической церк-вей в украинских областях Польши, происшедшее в 16 в. и просуществовавшее до 40-х гг. 20 в.

Поделиться значением слова:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]