Последние годы жизни Пресвятой Богородицы
За всю свою земную жизнь Пречистая много испытала скорбей: рождение Сына в пещере для скота, бегство в Египет, бедность, клевета, разлука с Сыном и что страшнее всего – Его крестная смерть. И хотя Она Сама не испытала телесных мучений, но душу Ее прошло оружие по предреченному Симеоном, когда Она видела, как мучается Ее Сын. До самой Его кончины на кресте, Пресвятая Богородица следовала за Ним и стояла рядом.
Она все переносила, молча, без ропота. Ей нельзя было никому говорить, Кого на самом деле Она носила во чреве. Она терпела, когда пришло время Ей разлучиться с Божественным Сыном. На Голгофе Она, молча, наблюдала за мучительной смертью Своего возлюбленного Сына, и только Бог Отец знал, что сердце Ее разрывается на части. И только когда Его тело сняли с креста, Она не выдержала и зарыдала.
Воскреснув, Христос по преданию, первой явился Своей Матери и утешил Ее. После Его вознесения Пречистая скучала по Своему Сыну. Она каждый день ходила в Гефсиманский сад и молилась там, прося Сына поскорее забрать Ее к Себе. Однажды Ей явился архангел Гавриил и подарил ветвь из райского сада. Эту ветвь Она хранила до самой смерти. Архангел снова принес Ей радостную весть: молитвы Ее услышаны, и вскоре Она отойдет от земли на небо.
Дева МарияПресвятая Богородица
Земная мать Иисуса Христа. Одна из самых почитаемых личностей и величайшая из христианских святых. Архангел Гавриил явился ей и возвестил, что, согласно божественному выбору, она станет матерью Иисуса — Сына Божьего. Согласно каноническому Евангелию, присутствовала и при распятии Христа. В конце земной жизни, тело ее отправилось на небеса.
Мария родилась в I веке до н.э. в городе Назарет, Израиль. Отец, Иоаким, человек верующий и праведный. Мать по имени Анна, как и муж, всегда следовала букве Закона Божьего. Семья эта жила в полном согласии, только одно омрачало существование супругов: отсутствие детей. Долгие годы молились, чтобы господь послал им ребенка, но мольбы были тщетны.
Почти пятьдесят лет прожили в браке и уже отчаялись завести ребенка. Но однажды Анна, прогуливаясь по саду, увидела ангела. Тот пообещал удивленной женщине, что скоро станет матерью, а ребенок ее будет известен всему миру. Поспешила домой, чтобы рассказать о видении мужу. Каково же было ее удивление, когда выяснилось, что Иоаким также видел ангела, возвестившего, что молитвы о ребенке услышаны.
Супруги растили дочку и готовились исполнить обещанное. Спустя три года отдали маленькую Марию на воспитание в иерусалимский храм. Удивительно, но девочка без труда преодолела пятнадцать ступеней к вратам храма, которые и взрослым людям подчас давались с трудом.
Несколькими годами позднее праведные Анна и Иоаким умерли. Мария продолжала жить при храме, обучаясь вместе с другими девушками в специальной школе. Здесь юным воспитанницам преподавали основы наук, учили Слову Божьему, а также готовили к мирской жизни, ведению хозяйства и воспитанию детей. Лучше всего девочке давалось шитье. Есть легенда, что именно ей доверили сшить занавес и покрывальце для храмового святилища.
Учитывая подобное воспитание, из Марии должна была вырасти завидная невеста — трудолюбивая, набожная и образованная. Но такая судьба не привлекала девочку, и та дала обет безбрачия. Это создало определенные трудности: зрелым девушкам не разрешалось жить при храме, и подросшей Марии предстояло покинуть божий дом.
Но и жить одной по законам того времени ей было нельзя. Выход нашли священнослужители, привязавшиеся к воспитаннице: двенадцатилетнюю Марию выдали за пожилого вдовца Иосифа, который в силу возраста должен сохранить чистоту девушки, позволив ей не нарушить слово, данное Богу.
Поначалу старец не обрадовался юной невесте, свалившейся на его голову. Кроме того, мужчина опасался пересудов за спиной и насмешек родственников и соседей — столь велика была разница в возрасте. Однако не посмел перечить воле священников и взял девочку в дом, назвав своей женой.
Спустя некоторое время Иосиф, работавший плотником, на несколько месяцев покинул дом, отправившись на очередную стройку. Мария, оставшись на хозяйстве, присматривала за порядком, ткала и много молилась. По легенде, во время молитвы девушке явился ангел, который поведал о скором рождении сына.
Мальчику, по словам ангела, предстояло стать спасителем людей, тем, чьего прихода давно ожидали иудеи. Марию смутило это откровение, ведь оставалась девственницей. На что ей был ответ, что понесет от высшей силы, а не от мужского семени. Этот день в христианской традиции стал праздником Благовещения — в память о благой вести, которую получила Дева Мария.
И действительно, вскоре Мария поняла, что беременна. Женщина еще не осознавала роль, которую предстояло сыграть ее сыну, однако понимала, что стала участницей настоящего чуда непорочного зачатия.
Иосиф, вернувшийся домой через некоторое время, сразу заметил перемены, произошедшие с женой. Этот добрый человек не сразу поверил рассказу Марии, решив, что наивная девушка просто стала жертвой обмана какого-нибудь соседского молодца, соблазнившего ее.
Старик не винил жену и даже хотел тайком позволить той покинуть город, чтобы не стала жертвой правосудия: измена в те времена жестоко каралась, неверную женщину могли забить камнями и плетьми. Тогда плотнику явился ангел, поведавший о непорочном зачатии Марии. Это убедило Иосифа в невинности супруги, и тот позволил девушке остаться.
Незадолго до срока родов кесарь Август объявил о всеобщей переписи населения. Для этого людям надлежало самостоятельно явиться в Вифлеем. Иосиф и Мария отправились в путь. Прибыв на место, обнаружили, что город просто переполнен толпами людей. Место для ночлега найти не удалось, и супруги решили заночевать в пещере, в которой пастухи прятали скот от дождей.
Там-то Мария и родила сына. Первой колыбелью мальчику послужили ясли для кормления животных. Той же ночью над пещерой воссияла вифлеемская звезда, свет которой рассказал людям о явлении чуда на землю. Кроме того, свет звезды увидели волхвы, которые сразу же отправились в путь, чтобы лично поклониться новорожденному Сыну Божьему и поднести ему дары.
Семь дней спустя, как и требовал закон того времени, младенцу сделали обрезание и дали имя. Сына Девы Марии нарекли Иисусом. Тогда же мальчика принесли в церковь, чтобы представить Богу и принести традиционную жертву. Некий старец Симеон, также пришедший в тот день в храм, благословил младенца, поняв, кто перед ним. Девушке же иносказательно намекнул на то, что и ей, и сыну уготована нелегкая участь.
Пока Святая Дева Мария с мужем и новорожденным младенцем находилась в Вифлееме, о рождении Сына Божьего узнал жестокий и честолюбивый царь Ирод. Однако предсказатели, поведавшие о свершившемся чуде, не смогли дать ответ на вопрос, в чьей семье родился Иисус.
Тогда, не долго думая, царь приказал уничтожить всех новорожденных, которые только есть в Вифлееме. О надвигающейся беде Иосифа предупредил ангел, вновь явившийся старцу во сне. Тогда плотник с Марией и младенцем укрылся в Египте, и только когда опасность миновала, вернулся с семейством в родной Назарет.
Мария повсюду сопровождала Иисуса Христа, поддерживая его и помогая нести Слово Божье людям. Также женщина присутствовала при чуде, которое совершил Иисус, превративший воду в вино. Богородице пришлось нелегко: постоянные проповеди, которые произносил ее сын, не всегда вызывали в людях добрый отклик. Нередко приходилось сносить насмешки и агрессию тех, кто не хотел принимать постулаты религии.
В тот день, когда Иисус Христос был предан распятию палачами Понтия Пилата, Мария чувствовала боль сына и даже лишилась чувств, когда гвозди пронзили его ладони. И хотя Богородица с самого начала знала, что ему суждено принять муку за грехи людей, материнское сердце едва выдерживало такое страдание.
По преданию Богородица присутствовала при Вознесении Господнем. После этого оставалась в Иерусалиме вместе с другими учениками Христа, ожидая обещанного им схождения Святого Духа. Мария участвовала в распределении по жребию земель между апостолами, в которые должны были отправиться проповедовать. Ей выпала Грузия, но, по повелению Иисуса Христа, туда отправился апостол Андрей.
Остаток жизни Мария провела на Афоне, проповедуя среди язычников и неся Слово Божье. Богородица все дни проводила в молитвах, прося сына забрать ее к себе. Однажды женщине вновь явился ангел, возвестивший, что мольбы услышаны, и спустя три дня ее желание будет исполнено.
В назначенный день в 48 году Мария, лежавшая на смертном одре, покорно ожидала своей участи. Вокруг нее собрались близкие ей люди. Все они стали свидетелями нового чуда: сам Иисус Христос спустился с небес, чтобы забрать мать с собой. Душа Богородицы покинула тело и вознеслась в Царство Божье. Тело же, оставшееся на одре, казалось, светится благодатью.
Спустя некоторое время апостолы обнаружили, что тело девы Марии пропало из погребальной пещеры. В тот же день Богородица явилась им и возвестила, что тело ее вознесено на небо вслед за душой, чтобы смогла стать Святой Ходатаицей перед Богом за людей, нуждающихся в помощи.
Память о деве Марии
Память о деве Марии
В Православной Церкви Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября Введение во храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа Память святых праведных Иоакима и Анны, родителей Богородицы — 22 сентября Зачатие праведной Анной Пресвятой Марии — 22 декабря Собор Пресвятой Богородицы — 8 января Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне — 15 июля Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии — 13 сентября Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста), в память о чудесной защите Константинополя от авар и персов в 621 году, 5-я суббота Великого Поста Обновление храма Пресвятой Богородицы у Живоносного Источника в Константинополе, день освящения собора, в котором Богородица по преданию совершила ряд чудес, пятница Светлой седмицы
В Католической Церкви 1 января — Торжество Пресвятой Богородицы 2 февраля — Сретение (Очищение Марии) 11 февраля — праздник Девы Марии Лурдской 25 марта — Благовещение 13 мая — праздник Девы Марии Фатимской 31 мая — Посещение Марией Елизаветы 15 августа — Успение (Вознесение Богоматери) 8 сентября — Рождество Богородицы 15 сентября — день Девы Марии Скорбящей 7 октября — праздник Девы Марии Розария 21 ноября — Введение во храм 8 декабря — Непорочное зачатие Девы Марии 12 декабря — праздник Девы Марии Гваделупской
Храмы Пресвятой Богородицы
Храмы Пресвятой Богородицы
Католическая церковь Пресвятой Богородицы (Владивосток) Храм Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии (Кемерово) Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе Церковь Пресвятой Девы Марии Кармельской (Гатчина) Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Минеральные Воды) Собор Успения Пресвятой Девы Марии (Санкт-Петербург) Успенская церковь (Аликово) Храм Божией Матери Неустанной Помощи (Петрозаводск) Храм Лоретанской Божией Матери (Оренбург) Храм Лурдской Божией Матери (Санкт-Петербург) Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Малая Грибановка) Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове Храм Успения Богородицы (Астрахань) Храм Успения Пресвятой Богородицы (Богородицк) Храм Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке Церковь Рождества Богородицы (Раскильдино) Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Апатиты) Церковь Успения Пресвятой Богородицы на ПокровкеЦерковь Девы Марии (Гданьск) Церковь Девы Марии Лоретанской Церковь Девы Марии (Нюрнберг) Церковь Девы Марии (Сайдабад) Церковь Девы Марии (Цвиккау) Церковь Пресвятой Девы Марии (Ченнаи) Церковь Пресвятой Девы Марии с горы Кармель (Пекин) Церковь Пресвятой Девы Марии Небесной (Шанхай) Церковь Успения Пресвятой Девы Марии (Краков) Церковь Пресвятой Девы Марии Царицы Ангелов (Сингапур) Церковь Пресвятой Девы Марии Кармельской (Гатчина) Церковь Вознесения Девы Марии (Мост) Собор Рождества Пресвятой Девы Марии (Кошице Церковь Пресвятой Девы Марии Лурдской (Шанхай) Церковь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Баку) Церковь Непорочного Зачатия Девы Марии (Дюссельдорф) Церковь Рождества Пресвятой Девы Марии (Сингапур) Собор Девы Марии (Аугсбург) Собор Девы Марии (Минск) Кафедральный собор Сегеда Собор Девы Марии (Сидней) Собор Девы Марии (Констанц) Собор Святой Марии (Сибиу) Собор Святой Девы Марии (Лимерик) Санта-Мария-де-Витория (Испания) Толедский собор Церковь Святой Марии (Берлин) Церковь Святой Марии (Брюссель) Церковь Святой Марии в Вюрцбурге Церковь Святой Марии (Дортмунд) Церковь Святой Марии (Каир) Церковь Святой Марии (Кайзерслаутерн) Церковь Святой Марии (Любек) Церковь Святой Марии (Мюльхаузен) Церковь Святой Марии (Осло) Церковь Святой Марии (Уиднес) Церковь Святой Марии (Ченнаи) Церковь Святой Марии (Штральзунд) Церковь Святой Марии (Целле) Финская церковь Святой Марии (Санкт-Петербург) Мариацкий костёл (Краков) Базилика Пресвятой Богородицы, королевы Польши (Лихень)
Пресвятая Богородица в культуре
Пресвятая Богородица в культуре
Живопись
Мадонны Джованни Беллини Мадонны Рафаэля Чёрная мадонна Алтарь Барбадори Алтарь Мероде Алтарь Новициато Алтарь Святой Марии Благовещение (картина Леонардо да Винчи) Благовещение (картина Филиппино Липпи) Благовещение (картина Ян ван Эйка) Благовещение (Сан-Марко, Фра Анджелико) Благовещение со святым Эмидием Богоматерь с младенцем (Врубель) Вознесение Марии (картина Гверчино) Дармштадтская мадонна Дева Мария в доме святого Иоанна Диспута Дрезденский триптих Епифания (рисунок Микеланджело) Золотурнская мадонна Коронование Богоматери (картина Джамбоно) Коронование Богоматери (картина Монако) Крест с изображением распятия Мадонна Магнификат Мадонна (картина Мунка) Мадонна Ансидеи Мадонна Арачели Мадонна Бенуа Мадонна в беседке из роз Мадонна в кресле Мадонна в розарии (картина Луини) Мадонна в скалах Мадонна в церкви Мадонна во славе (картина Фьорентино) Мадонна во славе с серафимами Мадонна горы Кармель с душами в чистилище Мадонна делла Лоджиа (картина) Мадонна ди Лорето Мадонна ди Сант-Алессио Мадонна Дони Мадонна и младенец с ангелом Мадонна из Казале Мадонна из сцены «Благовещение» Мадонна каноника ван дер Пале Мадонна канцлера Ролена Мадонна Кастельфранко Мадонна Литта Мадонна на лугу Мадонна Оньиссанти Мадонна Порт-Льигата (первая версия) Мадонна с апельсиновым деревом Мадонна с веретеном Мадонна с гвоздикой Мадонна с длинной шеей Мадонна с Младенцем (картина Ло Спанья) Мадонна с младенцем (картина Лоренцетти, Брера) Мадонна с Младенцем (картина Лоренцо Джерини) Мадонна с Младенцем (картина Мастера женских полуфигур) Мадонна с Младенцем (картина Провоста) Мадонна с Младенцем (картина Фунгаи) Мадонна с Младенцем и двумя ангелами Мадонна с младенцем и святыми (картина Монтаньи) Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами (картина фра Бартоломео) Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами (картина фра Беато Анджелико) Мадонна с Младенцем под яблоней Мадонна с младенцем, святой Екатериной и святым Иаковом Мадонна с Младенцем, святым епископом, Иоанном Крестителем и ангелами Мадонна с Младенцем, святым Иаковом Младшим, Иоанном Крестителем и ангелами Мадонна с Младенцем, святыми Домиником и Фомой Аквинским Мадонна с Младенцем, святыми Иосифом и Иоанном Крестителем Мадонна с Младенцем, святыми Лаврентием, Иеронимом и двумя музицирующими ангелами Мадонна с тремя казначеями Мадонна с чётками (картина Мурильо) Мадонна со щеглом Мадонна, Иисус и Иоанн Креститель Основание церкви Санта-Мария-Маджоре Мария во славе Маэста (картина Дуччо) Непорочное Зачатие (Мурильо) Обручение Девы Марии (картина Рафаэля) Отрочество Богоматери Погребение графа Оргаса Поклонение волхвов (Боттичелли) Поклонение младенцу Христу (картина Альбертинелли) Поклонение младенцу Христу (картина Филиппино Липпи) Поклонение младенцу Христу со святыми Варварой и Мартином Полиптих Валле Ромита Положение во гроб (картина Франческо Франчи) Пьета (картина Ван Гога) Распятие с Марией и Иоанном Рождество Богородицы (Мурильо) Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом Святое семейство со святой Елизаветой (картина Приматиччо) Семь радостей Марии Коронация Богоматери (картина Скакко) Смерть Марии Сталинградская Мадонна Страшный суд (полиптих ван дер Вейдена) Троица. Мадонна с младенцем у камина Уилтонский диптих Успение Богородицы (картина Тициана) Успение Пресвятой Девы Марии (картина Рубенса) Юность Девы Марии
Скульптура Алонсо Кано — Непорочное зачатие Филиппо Брунеллески — Мадонна и Дитя Донателло — Мадонна с Младенцем и четырьмя Ангелами Микеланджело Буонарроти — Мадонна у лестницы Микеланджело Буонарроти — Мадонна и Дитя Микеланджело Буонарроти — Madonna and Child with the Infant Baptist Генрих Макс Имгоф — Мадонна с Младенцем Статуя Деве Марии находится в Венесуэле Статуя Деве Марии в Чили в Сантьяго на горе Сан Кристобал Памятник Богородице с младенцем Христом в городе Йошкар-Ола Памятник Деве Марии в Бийске, Алтайский край Памятник Деве Марии в Эфесе,Турция Памятник Деве Марии в Венесуэле Памятник Деве Марии в Фуэнхироле, Испания Памятник Деве Марии в Сантьяго, Чили Памятник Деве Марии в Бразилиии Памятник Деве Марии в Португалии
Музыка Ave Maria (музыка) — десятки произведений Дева Мария (Sancta Maria) (композитор — Жан-Батист Фор) Ave verum corpus natum (композитор — Вольфганг Амадей Моцарт) О, Пречиста Дева (O Santissima Vergine) (композитор — Л. Гордиджиани) Молитва (Prayer) (композитор — Александр Варламов, слова Михаила Лермонтова) Молитва (композитор — Модест Мусоргский, слова Михаила Лермонтова)
Поэзия
Пушкин «Жил на свете рыцарь бедный» Лермонтов «Молитва»
18.03.2020
Земная кончина Пресвятой Богородицы
Перед самой кончиной Пречистая попросила Бога, чтобы все апостолы присутствовали во время Ее смерти. В то время они находились в разных концах света, проповедуя христианскую веру. Ее молитва была исполнена: по Божьему велению чудесным образом все апостолы были перенесены Ангелами к Ее одру.
Пресвятая Богородица молилась, и вдруг раздался шум. У всех на виду явился Христос и забрал Свою Матерь с Собой. На всех иконах Ее душа в руках Христа изображается в виде младенца. Это было радостное событие для Пречистой, конец Ее земных мучений. Наконец-то Она снова может всегда видеть Своего Сына и быть рядом с Ним. Поэтому это событие считается праздником в Церкви, а не днем скорби. Мы все радуемся вместе с Пречистой, называя этот праздник не смертью, а «успением», что в переводе означает «сон». Она просто уснула плотью, без мук, тихо отдала Свою Пречистую душу Своему Сыну.
Недоразумение перед захоронением
Апостолы взяли одр с телом Пресвятой Богородицы и торжественно с пением псалмов понесли его к месту захоронения. Впереди несли ветвь из райского сада, которую Ей принес Архангел. Но тут случилось недоразумение. Некий нечестивый человек захотел испортить этот праздник. Он подошел ко гробу Богородицы и прикоснулся к нему, желая опрокинуть. Но тут ангел явился и отрубил руки грешнику. Несчастный стал взывать к Богородице, моля о пощаде. Пречистая, конечно, простила его и исцелила.
Прибытие апостола Фомы и свершившееся чудо
Тело Пресвятой Девы положили в Гефсиманской пещере, закрыв камнем по иудейскому обычаю. Тут по промыслу Божию прибыл апостол Фома. Он не присутствовал при кончине Пресвятой Богородицы с прочими апостолами. Он очень расстроился, что не успел проститься с Ней. Фома упросил открыть пещеру специально для него.
И тут совершилось чудо: когда отвалили камень от пещеры, она оказалась пустой. В ней не было тела Пречистой Богородицы. Христос не захотел предать тлению тело Своей Матери и забрал Ее на небо вместе с телом.
Кем была на самом деле мать Иисуса
06.08.2004 00:17
Общество
Известный эссеист Жак Дюкен, автор книг «Иисус» и «Бог Иисуса», ставших своего рода «богословскими бестселлерами», выпустил в свет свой новый труд, посвященный матери Иисуса. Марию он представил такой, какой, по его мнению, она была для первых христиан. Швейцарская Le Temps публикует сегодня интервью с писателем (с переводом материала можно познакомиться на сайте InoPressa.ru).
Кем была на самом деле мать Иисуса
В книге «Иисус», вышедшей в 1994 году, Жак Дюкен уже поднял «семейную» тему — вопрос о так называемой «фратрии» (братьях и сестрах) основателя христианства. Писателя, кроме того, интересовал разительный контраст между тем местом, которое Мария заняла в католицизме, и скудостью биографических сведений о ней. В Евангелиях о ней говорится очень мало, и, как отмечает автор, он «попытался понять, кем Мария была на самом деле».
Девство
По мнению автора, первые христиане не уделяли внимания этой проблеме: иудаизм не проповедует девственности. Раввины рекомендовали выходить замуж как можно раньше. И в Ветхом Завете мы не находим следов идеи о необходимости девства. Лишь во II веке озабоченность по поводу девственности Марии начинает все более заявлять о себе, считает Жак Дюкен. В ту эпоху христианство распространяется по Средиземноморью, сталкивась с греческой культурой. В греческой же культуре истории о девственницах, оплодотворенных богами, не являются редкостью. Более того, в то время на Западе и на Востоке — в частности, под влиянием гностиков — ширится движение за целибат. В условиях, когда плоть начинает выглядеть как нечто презренное, трудно объявить, что Бог превратился в мужчину. Чтобы провозглашать божественность Иисуса, христианам пришлось прибегнуть к тезису о его рождении от Девы. Впоследствии Марию станут противопоставлять Еве и изображать ее как женщину, искупившую ее грех. Следовательно, она могла быть только девственницей, убежден писатель.
Братья и сестры Иисуса
В Евангелии от Иоанна говорится о «братьях и сестрах» Иисуса. Греческий язык проводит различие между значениями этих двух слов. Евангелист использует слово, означающее именно «братьев». По мнению автора, есть две причины, по которым о братьях Иисуса постепенно забыли. С одной стороны, чтобы показать божественность Иисуса, христиане лишили Марию черт человека из плоти и крови и одухотворили ее, превратив в девственницу. С другой стороны, считает Дюкен, первые христианские общины явно боялись, что семейство Иисуса может захватить власть. Иаков, брат Иисуса, долго правил иудео-христианской общиной Иерусалима, и его консервативное видение христианства вызвало конфликты, отмечает писатель.
Отец — обычный человек?
В Евангелии от Иоанна Филипп, ученик Иисуса, говорит: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в Законе и пророки, — Иисуса, сына Иосифова, из Назарета». Здесь, по убеждению Жака Дюкена, ясно видно намерение считать Иисуса сыном Иосифа. В генеалогии, приводимой в начале Евангелия от Матфея, отмечается, что Иисус является потомком Давида и Авраама через Иосифа, а не через Марию. Евангелист, явно оказавшийся в трудной ситуации, совершает «пируэт»: он утверждает, что Иисус происходит от Давида, но что он сын не Иосифа, а Марии, происхождение которой неизвестно.
Тем не менее, как полагает писатель, для первых христиан идея о девственном зачатии не имела большого значения. Официально она была провозглашена только в VII веке, на Латеранском соборе, и оформилась в культурной среде, для которой было характерно презрение к телу и сексуальности.
Дева-мать?
Когда девственность рассматривается в ее чисто физиологическом аспекте, убежден автор книги о Марии, — в этом есть что-то сугубо материалистическое и абсурдное. Идея девственного зачатия, считает писатель, означает, что с рождением Иисуса наступила новая эра, и что она есть дар от Бога. Девственность — это символ, и существуют истины, которые невозможно поведать в другой форме… В предисловии к своей книге Жак Дюкен напоминает, что понятие Непорочного Зачатия связывается с рождением Марии, а не Иисуса. Здесь часто возникает путница, даже среди католиков. Ведь если Мария была зачата непорочно, значит, что она помещена за рамки обычного человеческого существования с какой-то особой целью. У нее особое предназначение. В этом случае она не может ответить «нет» архангелу Гавриилу, который возвещает ей о ее миссии. По мнению автора, понять этот догмат можно, обратив внимание на исторический контекст — на время, когда этот догмат появился. Он был провозглашен в 1854 году, когда Папа Пий IX, лишившийся церковного государства, пытался восстановить власть и готовил догмат о непогрешимости, провозглашенный в 1871 году.
Соискупительница грехов человечества
В IV веке большинство догматов, касавшихся Иисуса, было окончательно зафиксировано. Тогда и открылось новое поле для изысканий, связанных с Марией, заявляет Жак Дюкен. В средние века возникает потребность в защитнице от таких угроз, как война, голод, чума и пр. Изобретение Чистилища вызывает необходимость в «адвокате», способном защищать подсудимого в трудных делах. В XIX веке все более частыми становятся явления Девы Марии, а в 1950 году провозглашается догмат об Успении. Мы имеем дело с популяризацией идеи богини-матери. По мнению автора, это феминизация Бога. Причем, эта феминизация обернулась против женщин.
Женщина для женщин
Мария, считает Жак Дюкен, могла бы быть «женщиной для женщин» — тем более в той Церкви, которая не чуралась женоненавистничества. Однако она была настолько лишена человеческих черт, что стала недосягаемой для подражания и превратилась в «женщину против женщин». Именно те, кто культивировал девственность Марии, лишили женщин играть важную роль в обществе, и это не было случайностью, заключает автор книги о матери Иисуса.
Автор: Редакция Правда.Ру, Куратор: Наталия Красовская
греция
Значение праздника
«По рождестве –Дева, и по смерти –жива» — так поется в службе на Успение Пресвятой Богородицы. Это значит, что Она остается с людьми и после своей кончины. Пречистая отзывается на зов к Ней и сразу спешит на помощь. Она не оставила Своих верных рабов после своей смерти, в результате мы получили Небесную Заступницу. Этому празднику предшествует Успенский пост.
«Побеждаются естества уставы» в течение всей земной жизни Пречистой. После рождения Христа Она осталась девственницей, а после смерти тело Ее не увидело тления.
Особенности богослужения
На всенощном бдении во время полиелея священнослужители выносят Плащаницу. Это олицетворяет гроб с телом Пречистой. Ее кладут на середину храма. Перед ней происходит помазание святым маслом. Потом все прихожане прикладываются к Плащанице. Перед тем как приложиться, надо положить два земных поклона, а после – один.
По обычаю после всенощной служится Погребение Божией Матери. Это символизирует похороны Ее тела. При этом священнослужители выносят Плащаницу и несут ее вокруг храма, совершая крестный ход. При этом поют Трисвятое заупокойное. На всенощной не поется Честнейшую, а вместо этого поются специальные запевы на девятой песни канона. Тропарь, кондак, светилен, стихиры и величание этого праздника особенно умиленные.
Протеиерей Андрей Ткачев об Успении Пресвятой Богородицы