Храм Гроба Господня: Голгофа, место погребения Иисуса Христа и место обретения Животворящего креста


Храм Гроба Господня (или Воскресения Христова) является величайшей святыней христианского мира и важнейшим местом поклонения верующих. Сюда стремятся попасть миллионы паломников и туристов, а ежегодного схождения Благодатного огня, затаив дыхание, ожидают в разных уголках планеты, наблюдая за процессом в прямом эфире.

Древние стены, © Константин Павлов

По Османскому договору 1853 года, территория храма четко поделена между шестью христианскими конфессиями: греко-православной, римско-католической, коптской, армянской, эфиопской и сирийской. Контролируемые каждой из церквей участки остались в тех границах, какими они были на момент подписания документа. Распределены не только главные святыни, приделы, алтари и лестницы, но и установлено время проведения служб, обязанности сторон и правила пользования общими святынями. Сейчас все, даже самые незначительные решения принимаются коллегиально. Если хотя бы один из глав управляющих конфессий выскажет несогласие или сомнение, то выполнить даже самое безобидное действие в храме будет невозможно.

По причине постоянного возникновения споров, дело нередко доходило до рукопашных схваток, причем происходили они не только в далеком Средневековье, но и в более цивилизованном XXI веке. Сегодня основными храмовыми реликвиями владеют Иерусалимские патриархаты Греко-православной и Армянской апостольской церквей, а также католический монашеский орден францисканцев. В админзданиях религиозного комплекса размещена штаб-квартира Иерусалимской православной церкви.

Франкская капелла, © Константин Павлов

Главные святыни

В комплекс храма Гроба Господня входят:

  • Кафоликон — православный храм в храме;
  • Гроб Господень — погребальное ложе Спасителя и главный алтарь;
  • Голгофа — холм, где распяли Иисуса Христа;
  • Кувуклия — компактная часовня в Ротонде;
  • Камень миропомазания — освященная копия плиты (дл. 5 м, шир. 70 см), на которую был уложен снятый с креста Иисус.


Кафоликон, © Юкатан

Голгофа

Одна из двух главных святынь христианского мира. На холме был распят Христос и, по преданию, захоронен Адам. Голгофа находилась за пределами древнего Иерусалима и использовалась как место казни преступников. Считается, что скала сформировалась из их черепов.

Кувуклия

Святыня представляет собой часовню небольших размеров с куполом. Внутри нее — два придела: Ангела и Гроба Господня с каменным ложем. В первом находится фрагмент водруженного на постамент камня, отваленного от пещеры Христа Ангелом, и два отверстия в стенах. Через северное Благодатный огонь передается православным, через южное — армянам. С западной стороны Кувуклии — придел коптов.

Часовня отстраивалась несколько раз. Последняя реставрация была проведена в 2016–17 гг. Стены часовни выполнены из бело-желто-розового мрамора, фасад богато декорирован, у Гроба Господня установлены неугасимые свечи и лампады.

Кувуклия находится в совместном пользовании православных греков, армян и католиков.

Кувуклия, © Официальный сайт Иерусалимского Патриархата

Схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня

Особое богослужение проводится ежегодно в Великую субботу, накануне православной Пасхи. Схождение Благодатного огня и его вынос из Кувуклии символизирует воскресшего Христа. В православные храмы других стран огонь доставляют специальными рейсами.

Приделы

На территории комплекса имеется несколько приделов, в том числе:

  • Адама — с главой Адама, на которую во время распятия попала кровь Христа;
  • Тернового венца — с венцом, возложенным в Претории на голову Иисуса;
  • Обретения Животворящего креста — с входом к храму Святой Елены;
  • Разделения риз (Разделиша) — с иконами, изображающими сцены разделения бесшовного хитона (вид одежды) Христа;
  • Марии Магдалины — с отмеченным мраморным кругом местом явления воскресшего Иисуса.

Под сводами храма Гроба Господня находится 5 станций крестного пути Христа.

Придел Адама, © Официальный сайт Иерусалимского Патриархата

Кувуклия

В двенадцать часов дня со двора Иерусалимской Патриархии к Гробу Господню начинает тянуться крестное шествие. Его возглавляет патриарх: трижды обойдя Кувуклию, он останавливается перед ее дверьми.

«Патриарх облачается в белые одежды. С ним одновременно надевают на себя белые же облачения 12 архимандритов и четыре диакона. Из алтаря потом выходят попарно клирики в белых стихарях с 12-ю хоругвями с изображением страстей Христовых и Его славного воскресения, за ними клирики с рипидами и животворящим крестом, далее 12 священников попарно, потом четыре диакона тоже попарно, причем два последних из них пред патриархом держат в руках в серебряной подставке пуки свечей для удобнейшей передачи святого огня в народ, и, наконец, патриарх с жезлом в правой руке. По благословении патриарха, певчие и все духовенство при пении: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» идут из храма Воскресения к кувуклии и троекратно её обходят. После третьего обхождения патриарх, духовенство и певчие останавливаются с хоругвеносцами и крестоносцем против святого живоносного гроба и поют вечерний гимн: «Свете тихий», напоминающий о том, что эта литания некогда входила в состав чина вечернего богослужения.»

Описание храма Гроба Господня

Центральный фасад сделан в романском стиле. Изначально здесь располагалось два портала высотой 5 и шириной 3 м. Левый служит до сих пор, а правый был заложен камнем еще в период мусульманского правления Иерусалимом.

С левой стороны от Святой двери можно увидеть колонну с расщелиной, образовавшейся при ударе молнии в момент схождения Благодатного огня в 1580 г. В тот год он не явился к Армянскому патриарху, хитростью заполучившему право проведения литургии Схождения Благодатного огня. Он сошел к православным, оставшимся за стенами храма. С тех пор исключительное право на литургию имеет Греко-православный патриарх. Представители других конфессий имеют возможность присутствовать в Кувуклии.

Трещина в колонне, © Константин Павлов

Украшавшие когда-то здание барельефы ныне представлены в одном из музеев Иерусалима. Под окном второго этажа виднеется деревянная лестница. По ней поднимались монахи-армяне, чтобы не проходить к своей части храма по греко-православной территории. И хотя она уже давно не используется по прямому назначению, раритет не убирают, согласно запрету любых изменений без единогласного разрешения.

Справа от входа — капелла Франков, под ней — часовня Марии Египетской, а правее — дверь, ведущая в часовню апостола Иоанна. В северо-восточной части площади есть вход на Голгофу, на востоке расположен монастырь Авраама, на западе — церковь святого Иакова и часовня Жен-мироносиц. К югу от Святого двора находится Гефсиманское подворье, хранящее особую реликвию — плащаницу Богородицы.

Святой двор, © Официальный сайт Иерусалимского Патриархата

Увенчались ли успехом попытки найти научное объяснение Благодатному огню?

Говорить о том, что скептикам удалось одержать победу над верующими, нельзя. Среди множества теорий, имеющих физическое, химическое и даже инопланетное обоснование, внимания заслуживает лишь одна. В 2008 году физику Андрею Волкову удалось попасть в Кувуклию со специальным оборудованием. Там он смог сделать соответствующие замеры, но их результаты оказались не в пользу науки!

«За несколько минут до выноса Благодатного огня из Кувуклии прибор, фиксирующий спектр электромагнитного излучения, засек в храме странный длинноволновой импульс, который более не проявлялся. Я не хочу ничего ни опровергать, ни доказывать, но таков научный результат эксперимента. Произошел электроразряд – то ли ударила молния, то ли на мгновение включилось нечто вроде пьезозажигалки.»

История главного христианского храма

Святое место за пределами древнего Иерусалима, связанное с Иисусом Христом, почиталось ранними христианами даже после разрушения города римским императором Титом в 70 г. и создания в 135 г. императором Адрианом римской колонии Элия Капитолина в границах нынешнего Старого города. В тот период в числе других строений был возведен храм Венеры, оказавшийся над пещерой Гроба Господня.

Первая христианская церковь появилась на предполагаемом месте Голгофы благодаря стараниям матери Константина I Великого — Елене. Будучи уже в достаточно преклонном возрасте, она решила отправиться из Рима в Иерусалим, уверяя, что имела видение «о закрытых нечестивыми божественных местах, которые ей велено вывести на свет». По преданиям, найти пещеру Гроба Господня, а также обрести Животворящий крест и другие святыни помог Елене местный житель.

Голгофа и Гроб Господень, © Yupi666

Построенный при Константине I Великом храм Воскресения освятили в 335 г. Богато украшенный комплекс включал:

  • храм-мавзолей Анастасис с размещенным в центре под шатровым навесом Гробом Господним;
  • Великую базилику с алтарем, обращенным к Анастасису, и криптой (подземное сводчатое помещение), сооруженной на месте обретения Животворящего креста.

Сооружения простояли в неизменном виде почти три века, до захвата Иерусалима персами в 614 г. Существенно поврежденные ими здания удалось восстановить при участии византийского императора к 629 г., а через 8 лет город был вынужденно сдан войску Праведного халифата на условии сохранения христианских святынь. Четыре века спустя фатимидский халиф нарушил договор и инициировал разрушение христианских храмов, сопровождавшееся массовыми убийствами верующих. В результате базилика оказалась безвозвратно утраченной.

Голгофа, © Официальный сайт Иерусалимского Патриархата

Следующий этап в истории храма Гроба Господня случился в первой половине XI в., после того как византийскому императору Константину VIII удалось в обмен на возведение мечети в Константинополе договориться с очередным мусульманским правителем о восстановлении в Иерусалиме христианской святыни. В тот период было построено несколько отдельных часовен и церковь Воскресения в виде ротонды — сооружения цилиндрической формы, покрытого куполом.

Внешний вид и отделка вновь построенного комплекса разительно отличались от великолепия первого храма. Данную несправедливость исправили крестоносцы в середине XII в. Они возвели величественное здание, объединившее святые места. Его освятили в 1149 г. Также была установлена пятиярусная колокольня, просевшая до современного уровня в результате землетрясения 1545 г.

В конце XII в., после изгнания крестоносцев из Иерусалима, султан Саладин отдал право на хранение ключей от храма Гроба Господня и его открытие/закрытие двум разным мусульманским семьям арабского происхождения. Это помогло прекратить споры глав христианских конфессий о том, кто же первым должен открывать Святую дверь. Традиция жива до сих пор — представитель мужского пола семьи Джудех хранит ключи, а семьи Нусейбе — открывает/закрывает храм. Полномочия передаются исключительно по наследству.

Придел Разделиша, © Официальный сайт Иерусалимского Патриархата

Во время пожара 1808 г. пострадала Кувуклия и шатер над Анастасисом. Восстановлением занималась многонациональная группа архитекторов. Деревянный купол Ротонды заменили металлическим, придав ему первоначальный образ.

Существенную реконструкцию планировали выполнить в середине прошлого века, но из-за начавшейся Второй мировой войны работы отодвинули на более поздние сроки. Они начались в 1959-м, продолжились в 1990-х и 2010-х. В 2013 г. звонница пополнилась отлитым в России колоколом.

Беспрецедентный шаг главами христианских конфессий был сделан в феврале 2021 г. В знак протеста против решения израильских властей о взимании с церковной недвижимости городского налога и переводе части церковных земель во владение государству, храм Гроба Господня закрыли на неопределенный срок. Вопрос был урегулирован в течение трех дней, после чего святыни вновь открыли для паломников.

Камень миропомазания, © Официальный сайт Иерусалимского Патриархата

Физик о благодатном огне

Сам физик не ставил целью своего исследования разоблачение святыни. Его заинтересовал сам процесс схождения огня: появление всполохов на стенах и на крышке Гроба Господня.

«Так что, вполне вероятно, появлению Огня предшествует электрический разряд, и мы, измеряя электромагнитный спектр в храме, пытались его поймать.»

Так комментирует произошедшее Андрей. Получается, разгадать тайну сакрального Благодатного огня не под силу современной технике…

Службы в Храме

Расписание богослужений можно узнать у ворот Старого города, ведущих в Христианский квартал. На Гробе Господнем литургии служатся поочередно.

Греко-православные службы:

  • по субботам — в 23:00 (зимой) и в полночь (летом);
  • в другие дни — в 23:30 (зимой) и в 00:30 (летом).

С 03:00 литургия совершается армянской церковью, а с 06:00 — католиками.

Божественная литургия в Кафоликоне начинается в 07:00 (зимой) и 08:00 (летом).

Передача Благодатного огня

В первые минуты после получения огня, с ним можно делать что угодно: верующие умываются им и трогают его руками без страха обжечься. Спустя несколько минут огонь из холодного становится теплым и приобретает обычные свойства. Несколько столетий назад один из паломников написал: «Возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег, и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше у иных людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем жене тронуша, единаго власа не опалило, ни скорчило.»

Голгофа – место казней

Голгофа – холм, где во время жизни Христа казнили преступников, предавая распятию – самой позорной смерти. В переводе Голгофа обозначает «лобное место». В утесе Голгофы, в небольшой пещере, стерегли преступников, приводимых на казнь. Здесь, сидя на камне, ожидал распятия Христос, поэтому место называется Темница Христова.

На площади перед Голгофой собравшийся народ наблюдал за казнью преступника. В лощину возле скалы бросали тела и кресты распинаемых, куда повергли и Крест Господень, засыпав землей и камнями. По указанию святой Елены раскопали и обнаружили пещеру, в которой погребли Иисуса Христа, Животворящий Крест Господень, 4 гвоздя и табличку с надписью: «INRI» (аббревиатура Иисус Назарянин Царь Иудейский).

По преданию, святая Елена обнаружила три креста. Чтобы определить настоящий, кресты поочередно прикладывали к гробу недавно умершей женщины. Когда прикоснулись настоящим, свершилось чудо воскрешения. На месте находки заложили храм Гроба Господня. Кресты разбойников обозначены черными кругами на мраморном помосте Голгофы.

Кафоликон

Кафоликон – греческий придел, самая большая по площади и красивая часть храма Воскресения Христова, кафедральный собор. Внутренние размеры 22,3 метра в длину и 13,7 в ширину. Над Кафоликоном возвышается большой купол (Ротонда), украшенный разноцветной мозаикой. На куполе – необычайной красоты крест.

Резной иконостас украшают иконы в золотых окладах. Над центром храма висит огромное паникадило (светильник) с византийской символикой. Недалеко от входа в Кафоликон – Пуп Земли (ваза Омфал).

Ваза Омфал – каменная чаша в форме цветка из желтого мрамора, украшенная резьбой. В центре чаши – шар, символизирующий Землю и центр христианского мира. Для христиан символический центр Земли навсегда связан с местом вознесения Христа.

Доступ к чаше паломникам запрещен, за ее сохранностью следят монахи из местных обителей. Чаша настолько легкая, что пришлось сковать цепью, чтобы постоянно не сдвигалась.

Исторические факты

Место погребения Христа почитается с давних времен, можно сказать, что еще самые первые христиане считали это место святейшим. Еще при постройке огромной церкви Константином I, его мать Елена провела раскопки, с помощью которых удалось раздобыть Гроб Господень, гвозди и три креста.

Кувуклия на всех фото представлена в прекраснейшем виде, но мало кто знает, что старое сооружение погибло в пожаре, который случился в 1808 году. Уже в 1810 году была сооружена новая конструкция, которая сохраняет свой вид до настоящего времени. При возобновлении здания были взяты в основу параметры кувуклии, которая находится в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. К сожалению, в 1927 году вследствие землетрясения состояние конструкции было подпорчено. Данное событие привело к тому, что здание пришлось укрепить по боковым стенам с помощью балок. Таким образом, сегодня есть возможность у паломников всего мира почитать данную достопримечательность.

Экскурсии по Израилю

  • $60
    Иерусалим 3-х религий
  • $65

    Иерусалим христианский

  • $50

    Иерусалим обзорный, Яд ва-Шем

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]