Камень миропомазания в храме Гроба Господня: описание, исторические факты, фото

Прежде чем начать тему о Камне Миропомазания в Храме Гроба Господня, обратимся к Евангельским словам, сказанным самим Создателем всего мироздания.

Иерусалим! Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Перед распятием так воздыхал Иисус об этом городе! Он не раз хотел собрать своих детей, как своих птенцов собирает под крылья птица. Но они не пожелали этого делать. Поэтому Господь оставил их дом пуст, пока они не воскликнут: «Благословен Грядый во имя Господне!».

Камень Миропомазания в Храме Гроба Господня

Город Иерусалим расположен на плате Иудейских гор, на водоразделе между Мертвым и Средиземным морями. Это город стал священным для таких крупнейших религий как иудаизм, христианство и ислам.

Как сказано в Библии, где-то в 1000 году до пришествия в мир Иисуса Христа царь Давид, который предводительствовал у евреев, завоевал город у иевусеев. Он построил здесь свою крепость, которую стали называть «Градом Давида». Правитель провозгласил этот город столицей царства израильского, где стала храниться величайшая святыня евреев — Ковчег Завета. Таким образом, Давид создал город, где в полном объеме было представлено религиозное верование со святынями всех двенадцати колен Израилевых.

Камень Миропомазания. Иерусалим. Храм

Сама история Храма Гроба Господня начинается со времен правления императора Константина и царицы Елены. Возведение храма поручили двум архитекторам — Евстаху и Зиновию.

Он состоял из трех частей: Анастазис, представленный в виде ротонды, Сада Иосифа Аримафейского и Голгофы. Здесь же можно увидеть базилику из пяти нефов, которые представляют собой вытянутые прямоугольные строения. В 335 году, 14 сентября, новый храм торжественно освятили в присутствии самого императора.

Строительство нового храма

Храм стоял красивым и величественным, пока в 614 году город не захватили персы. Восстанавливать святыню начал император Роман в 1031 году. Но через три года сильное землетрясение разрушило здание.

Тогда в 1048 году восстановление храма начинает император Константин. Но вскоре его берутся перестраивать крестоносцы. Такой история дошла и до наших дней.

Сегодня в Израиль приезжает огромное количество паломников и туристов. Храм Гроба Господня в наше время представляет собой огромное архитектурное сооружение с куполом, под которым находится Кувуклия, Католикон (патриарший кафедральный Храм Иерусалимской православной церкви), затем идет подземный храм Обретения Животворящего Креста, дальше храм св. равноапостальной Елены и еще нескольких пределов.

Гроб Господень

Храм Гроба Господня (или храм Воскресения Христова) – конечная точка Крестного пути. Считается, что христианская святыня расположена на том самом месте, где был распят и погребен Иисус. Здесь же Он и воскрес. И в честь этого радостного для всех христиан события в храме каждый год проводится очень красивая церемония схождения Благодатного огня.

Могу себе представить, что там творится на Пасху, если даже в сентябре, когда мы были, людей было просто море! К каждой святыне нужно было выстоять приличную очередь. Слава богу наш гид там «свой человек» и мы почти нигде не стояли более получаса Слышала, люди стоят там и целыми днями(!)

Немного истории о Храме Господа

В начале нашей эры римляне возвели на месте распятия Христа свой языческий храм. Только в 325 году император-христианин Константин I и его мать Елена снесли его, провели раскопки и построили на том же месте огромную церковь. Легенда гласит, что во время тех раскопок и были найдены три креста, гвозди с места казни и сам Гроб Господень.

К сожалению, да наших дней сохранилась лишь небольшая часть того потрясающего комплекса – с мраморной облицовкой, драгоценным литьем и мозаикой. Наверняка было очень красиво…

Естественно, после Константина I Храм много раз разрушался и восстанавливался заново. Говорят, что слухи об очередном разорении Храма стали основной причиной крестового похода!

А что сейчас?

Современная версия Храма представляет собой много часовен, пару монастырей, старую ротонду с часовней с Гробом Господним (это место называется Кувуклия), Голгофу с местом Распятия и подземный храм Обретения Животворящего Креста.


Кувуклия. храм Гроба Господня

С удивлением для себя я узнала, что Храм поделен между шестью (!) церквями: католической и греко-православной (что логично) плюс сирийская, армянская, коптская и даже эфиопская! У каждой из служб есть свой собственный «график» для молитв и служб. И никто никому не мешает…

Вообще этот Храм просто потрясает своим величием. Меня поразило, что электрического света там нет — только от свечей и лампад, поэтому там всегда полумрак. Православный зал очень большой и красивый. Однажды, когда мы были на литургии в этом Храме ночью, я решила выйти на улицу погулять и …заблудилась! Я вышла из православного зала и из главного, где Гроб Господень, и не поняла я на улице нахожусь или еще внутри — настолько он большой и темный, особенно ночью там не разгуляешься

О, а еще мне ужасно понравилась история про лестницу! К правому окну фасада Храма Гроба Господня приставлена обычная деревянная лестница. Я была уверена, что наша группа просто попала на очередные реставрационные работы. Но оказалось, что эта невзрачная строительная стремянка стоит на этом месте уже около 100 лет! И поставил ее туда какой-то каменщик (сейчас уже даже никто не помнит его имени).

В общем, эта лестница опирается на карниз одной церкви, а приставлена к окну другой. И таким «наглядным» способом символизирует «мир и дружбу» между шестью конфессиями. Оказывается, без согласия каждой из них в храме нельзя ничего ремонтировать, менять или переставлять!

А еще в Храме Гроба Господня хранится… пуп Земли! Прямо под куполом на специальной подставке висит мраморная полусфера. Сейчас «пуп» (раньше Иерусалим считался центром земли) прикован к потолку мощной цепью – боятся, что кто-то подвинет или унесет чашу с собой!

Ну, и моя любимая история про ключи от Храма. Еще в XII веке решили, что ключи от Храма Гроба Господня будут храниться в одной мусульманской (!) семье, а открывать и закрывать двери Храма имеет право другая (опять-таки мусульманская) семья!

Так вот, и ключи, и право на «открытие-закрытие» уже сотни лет передаются в этих семьях от отца к сыну. И каждый день глава семьи Нусейна торжественно отпирает двери Храма на рассвете и запирает их на закате.

Мне интересно, а как сами представители этих семей относятся к своей почетной обязанности?

Описание и главные реликвии

Здесь можно увидеть святейшие реликвии мира и прикоснуться к древнейшим ценностям, ставшим немыми свидетелями тех великих событий, которые рассказывают о жизни Иисуса Христа.

Камень Миропомазания в храме Гроба представлен в виде плиты, на которую возложили окровавленное и истерзанное тело Спасителя.

Последователи учений Христа Никодим и Иосиф Аримафейский, сняв с креста тело Иисуса, положили Его сначала на каменную плиту, чтобы затем провести обряд миропомазания. И уже потом его перенесли в гробницу, которую приготовил для себя Иосиф. Человек этот был тайным учеником Господа, богатым и знатным членом Синедриона.

Интересные факты

Камень Помазания – одна из важнейших реликвий. Многие веруют, что священное миро источается из него, а проведя по поверхности платком, можно оздоровиться. Также туристы могут увидеть и узнать такие интересные моменты:

  • камень сокрыт защитной плитой из розового мрамора – она защищает древнюю святыню от разрушительного влияния прикосновений;
  • святыня находится в собственности сразу 4-х церквей – греческой православной, римско-католической, армянской и коптской;
  • панно, описывающее снятие Иисуса с креста, обряд помазания миром и погребение, создано в конце 20 столетия (1990 г.) Власисом Цоцонисом;
  • над плитой неустанно горят 8 лампадок – по 1-ой на каждую христианскую конфессию, представленную в храме.

Экскурсия по Иерусалиму не будет полной, если не посетить это место. Оно обладает невероятной энергетикой и позволяет соприкоснуться с историей нашего мира и религии в нем.

Иосиф и Никодим

Добрый и правдивый, он не убоялся просить у Пилата забрать тело распятого назарянина. Получив разрешение, он снял с креста Господа. Обвив его плащаницей и проведя положенный иудеями погребальный обряд, он перенес тело Спасителя в гроб, высеченный в скале, и привалил к нему камень. Эту плащаницу весь мир знает под названием Туринской. В библейских пророчествах Исаии написано: «Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого».

В Евангелие сказано, что Никодим принес смирны и алоэ, чтобы умастить тело Спасителя.

Описание святыни

Как упомянуто выше, Камень Миропомазания находится в храме гроба Господня прямо перед входом. Его специально сверху накрыли гладко отполированной мраморной плитой толщиной в 30 см. Подлинный камень из розового известняка хранится под плитой. Ее размер составляет 2,7 м в длину и 1,3 м в ширину. По бокам панелей на мраморной доске высечен на греческом языке текст тропаря праведному Иосифу. Позади камня можно увидеть красочное стилизованное мозаичное в византийском стиле пано, изображающее снятие с креста, помазание тела благовониями и процесс захоронения Спасителя. По благословению Блажейнейшего Патриарха Иерусалимского Диодора была поставлена стена между конфессиональными наделами.

Камень помазания

Камень Помазания — одна из древнейших христианских святынь. Она представляет собой каменную плиту облицованную мрамором, внутри которой заключен непосредственно Святой Камень, на который было возложено Тело Иисуса перед погребением. Когда Иосиф и Никодим (последователи Христа) сняли Его с Креста, положили на Камень, помазали благовониями (миром) и обвили Его Плащаницей. После этого Тело было отнесено отсюда и положено в гробницу. Камень Помазания расположен прямо напротив входа в главный иерусалимский храм — Воскресения Господня, и перед взором входящих, он предстает первым. Размер плиты составляет около 3-х м в длину и почти 1, 5 м в ширину, в толщину камень составляет 0, 3 м. По бокам начертан тропарь св. Иосифу из Аримафеи. Неподалеку от святыни, на стене, находится мозаичное панно, с изображением главнейших евангельских событий. Создана мозайка была в 19 веке с благословения Патриарха Иерусалимского Диодора. Она символизирует собой границу межконфессиональных владений. Во времена Византии (395—1453 гг.) Камень Помазания находился в часовне св. Марии, разрушенной впоследствии крестоносцами, перестраивавшими Храм. В западной стороне от святыни в пределах 12 м находится квадратный киворий, так же как и облицовка Камня из мрамора. До начала позапрошлого века (1810 г.) Камень Помазания принадлежал католическому ордену св. Франциска Ассизского, о чем свидетельствовала метка в виде двух скрещенных кистей рук. В те времена Камень был облицован другим покрытием, но после того как поверхность была обновлена, метки не стало. Сегодня Камень Помазания одновременно принадлежит четырем Церквям: Греческой Православной, Армянской, Римской Католической и Коптской. Любые имущественные и правовые границы, закрепленные за конфессиями, строго оговорены и соблюдаются. В частности, даже ничего не может быть перемещено со своих мест без общего на то согласия. Каждая из конфессий поддерживает негасимый огонь в висящих над камнем лампадках. У каждой Церкви их свое число: у православной – 4 лампады, у армянской – 2, у католической и коптской – по одной. Эти лампады были заказаны русскими купцами в Европе и были подарены Храму Воскресения. Исторических данных о точном месте приготовления Тела Господа к Погребению не существует. Однако о том, как проводится чин Погребения плащаницы стало известно уже в 5 веке. Совершается он так: 6 архиереев берут Плащаницу, сверху которой лежит большое количество лепестков роз, и переносят ее с Голгофы на Камень Помазания. Далее, когда заканчивается лития, ее проносят вокруг Кувуклии и располагают на Тридневное ложе, после чего несут в алтарь кафоликона. Есть многочисленные доказательства того, что Камень Помазания мироточит, поэтому паломники и туристы прикладывают к нему свои личные святыни — кресты и иконки и др., тем самым освящая их и благословляя, а также собирают мироточивую жидкость платками, поскольку она исцеляет недуги. Важно то, что эта святыня дает особую благодать каждому, кто к ней прикасается с благими чувствами и мыслями. Священники рекомендуют прикладывать ту или вещь к Святыне без какой-либо упаковки. Категорически запрещено садиться на него. Женщины нередко пропитывают своими косынками миро, что также делает их освещенными. После этого косынки нельзя стирать и одевать желательно только на праздничные богослужения.

Религиозные конфессии, владеющие камнем

Вообще, в храме Господня служит шесть конфессий. Они являются собственниками его помещений и реликвий, находящихся на их территории. Все это заранее уже оговорено и согласованно еще в древних статутах. Камень Миропомазания в храме гроба Господня считается собственностью четырех церквей сразу. И у каждой есть свои особенные предметы возле камня. Греческая церковь владеет четырьмя лампадами над камнем. Армянской принадлежат две лампады. Католической и коптской – одна.

Эта священная реликвия находилась под облицовкой черного мрамора и была собственностью католиков из ордена св. Франциска Ассизского. Этот факт подтверждал и рисунок на нем – две скрещенные руки.

Исцеляющие свойства

Каким-то удивительным божественным образом этот камень обладает чудотворной силой.

К камню Миропомазания в Храме Гроба Господня едут поклониться паломники со всех концов света, которые считают это первоочередным своим долгом. Здесь замаливают грехи и получают благословение. Освящение на камне происходит естественным путем даже без помощи священников. Камень Миропомазания мироточит.

Голгофа

Сразу за центральным входом в Храм Гроба Господня видны две лестницы, которые ведут вверх – на Голгофу. Это страшное место представляет собой небольшой холм или скалу, на которой и был распят Иисус Христос. По легенде именно на Голгофе был похоронен Адам! Да-да, тот самый, что попробовал запретное яблочко из райского сада.


Алтарь Голгофы

Наверху находится Голгофа в Храме Гроба Господня. Все пространство Голгофы поделено между тремя алтарями.

Алтарь Распятия принадлежит греко-православной церкви. Он расположен над скалой — прямо над тем местом, где распяли Христа. Под стеклом возле алтаря видна поверхность этой жуткой скалы. А если опустить руку в отверстие – можно прикоснуться к Голгофе в том месте, где стоял крест с распятым на нем Иисусом. Я тоже просунула руку со своим нательным крестиком через это отверстие и дотронулась к Голгофе. Кстати, возле Алтаря Распятия делается двенадцатая остановка Крестного пути.

Алтарь Гвоздей уже принадлежит францисканскому католическому ордену. Считается, что здесь с Христа сорвали одежды, разыграли их в кости, а после – пригвоздили Иисуса к кресту. Здесь мы делали десятую и одиннадцатую остановку Крестного пути.

Алтарь «Стабат Матер» (Стояния Богородицы) отмечает место у основания Креста, где стояла мать Иисуса во время его распятия. Здесь мы останавливались в тринадцатый раз.

Над алтарем висит очень красивая (я бы даже сказала «живая») деревянная статуя Богоматери с мечом в сердце. Как нам объяснили, статуя иллюстрирует цитату:

«и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк.2:34-35).

А рядом со статуей — горы драгоценностей, которые пожертвовали Храму паломники со всего мира!

Новоиерусалим

Стоит также отметить, что есть и камень миропомазания в Новоиерусалимском монастыре, который находится в Московской области, в городе Истре. На территории этого монастыря расположен Воскресенский собор, который был построен в 1658-1685 гг. Задумка была такая: создать копию иерусалимского Храма Гроба Господня. Однако получилось, можно сказать, новое художественное преображение. Этот храм строили по специальным размерам, которые привезли из Иерусалима. Первый этап строительства контролировал сам Патриарх Никон. Он выбирал мастеров из своего патриаршего двора. Но потом на Никона ополчились законники, которые отправили его в ссылку.

В 1679 по указу царя Федора Алексеевича продолжилось дальше грандиозное строительство.

Сегодня мы можем увидеть, как ротонду Гроба Господня соединяет «Царская Арка». По центру размещена часовня Кувуклия, что в переводе означает «опочивальня». Из нее на Пасху нисходит Небесный Огонь. Она состоит из пещеры Гроба Господня и придела Ангела. Этот иерусалимский прототип похож на первоначальный деревянный шатр. Позже ротонду над Кувуклией сделали из кирпича, которая не выдержала его веса и обрушилась в 1723 году. Слава Богу, никто не пострадал, так как весь народ находился на празднике Вознесения у Елеонской часовни. Потом случился пожар. Примерно через 10 лет под руководством Растрелли все было заново отстроено в стиле барокко с деревянными изразцами украшениями.

Мамврийский дуб и Камень Гроба Господня

МАМВРИЙСКИЙ ДУБ


«И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои, и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу, и к югу, и к востоку, и к западу. Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки. И сделаю потомство твое, как песок земныи; если кто может сосчитать песок земныи, то и потомство твое сочтено будет. Встань, пройди по земле сей в долготу и широту ее: ибо Я тебе дам ее. И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мам-ре, что в Хевроне: и создал там жертвенник Господу». (Быт. 13: 14-18)

Бытует много примет, свидетельствующих о конце мира. Так, согласно преданию, конец времен наступит тогда, когда Мамврийский дуб, у которого поселился Авраам, как было ему возвещено Господом, не даст ни одного зеленого листа. И это случилось в… 1997 году.

Паломник XII века игумен Даниил с восторгом пишет: «От Вифлеема на юг к Хеврону находится Сугубая пещера и Мамврийский дуб. От Иерусалима до Хеврона верст Двадцать восемь, путь идет мимо Вифлеема, до него шесть верст, а от Вифлеема до Афамской реки три версты. Об этой реке Давид говорит в Псалтыре: «Ты исуши реки Афамля, твой есть день и твоя есть нощь». Река эта ныне суха, течет под землею и выходит из-под земли у Мертвого моря, в которое река и впадает.

На другой стороне реки стоит гора, высокая каменная, на горе этой огромные густые леса. Путь через гору эту страшную труднопроходимый, каменистый. Есть здесь крепость большая. В горах нападают сарацины, нет возможности пройти малым группам. Мне же пришлось путешествовать, с доброй дружиной и удалось без ущерба пройти через это страшное место. Тут лежит город Асколон, оттуда нападают иноверцы и многих убивают на этом злом пути. На этой же горе, в лесу, был в свое время убит сын Давида Авессалом, туда он убежал от отца своего. Тут внес его мул в чащу леса, зацепилась его голова волосами за ветви, и повис он высоко на дереве, и прострелили его сердце тремя стрелами. Так он и умер на этом дереве.

Оттуда до колодца Авраама верст десять, а от колодца до дуба Мамврийского верст шесть…

Есть же дуб той святый у пути близ на правой руце, тамо идучи, стоит на горе красно вельми… И ту стоял шатер Авраамов близ дуба того же, к востоку лиц. И есть же дуб той святой не вельми высок, но раскидист, и часты ветви имущ, и плоду много на нем есть; ветви же его близ земли приклонились. В толще же есть дву сажень, моею рукою измерих его, а вверх до ветви полуторы сажени есть. Дивно же и чудно, ко-лико лет есть тому дубу святому на высоцей горе не вредися, ни гнилости на нем нет, но стоит от Бога утвержен, яко теперь посажен…»

А вот уже наш современник рассказывает: «На Пасху 1998 года Господь сподобил меня побывать в Иерусалиме. В Хеврон к Мамврийскому дубу прибыли только под вечер. Ворота монастыря нам открыл один из монахов обители. На подходе к храму за чугунной решеткой стояло сухое дерево, многочисленные стволы и ветви которого были подперты палками. По преданию, этот дуб является самым старым деревом на земле, проросшим сразу после Всемирного потопа. По тому же преданию, к концу истории дуб должен засохнуть, и, увы, в прошлый год перед нашим приездом на нем засохла последняя зеленая веточка, что навевало всем присутствующим грустные размышления».

Обитатели Палестины во все времена указывали на дубраву Мамре паломникам святых мест. Здесь было местопребывание ветхозаветных патриархов, здесь они жили, умирали и близ этого места погребались. Близ дубравы Мамврийского дуба было явление трех ангелов в виде странников Аврааму, Исаак также жил здесь, когда Иаков возвратился из Падан-Арама.

Вся местность с уцелевшим на ней древнейшим деревом испокон века принадлежала Русской Православной Церкви. А дерево так и называлось — ветхозаветный Русский дуб. Землю эту купил в 1868 году архимандрит Антонин(1817—1894), настоятель Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В его времена невозможно было христианину, «иноверцу», приобрести участок в местах, заселенных мусульманами. Но смириться с тем, что православным нет доступа к Мам-врийскому дубу, архимандрит не хотел. И ему удалось приобрести участок с дубом на имя своего верного сподвижника, православного араба Якова Халеби, — тот выдал себя за купца из Сирии. А потом миссия скупила и соседние мелкие участки.

Теперь здесь высится русский монастырь, построенный еще в XIX веке. Большой и вместительный, рассчитанный на тысячу богомольцев, храм по внутреннему.архитектурному решению представляет в плане крест. Он трехпрестоль-ный. Главный, центральный престол посвящен Святым Праотцам, левый — святителю Николаю, правый — Пресвятой Троице. Последнее связано непосредственно со священным событием, память о котором хранит Мамврийский дуб. По свидетельствам богомольцев, подкрепляемым фотографиями, в 2000 году произошло чудо — на Мамврийском дубе вновь появился зеленый побег…

КАМЕНЬ ГРОБА ГОСПОДНЯ


Гроб Господень — гробница в Иерусалиме вблизи Голгофы, где было положено тело Иисуса Христа после распятия; величайшая из святынь Христианства, свидетельство и символ чуда Воскресения Христова.

Гроб Господень с возведенными вокруг него сооружениями (см. ст. Иерусалимский Воскресенский храм) оказал существенное влияние на развитие богослужения и литургическое устройство восточно- и западнохрист. Церквей, на символику храмового пространства, на сложение сакральной топографии христианского города, на формирование христианской архитектуры и иконографии. С IV в. Гроб Господень является главнейшим и самым почитаемым из св. мест христианства, центром паломничества с особой культурой и литературой. Вопрос о доступности Гроба Господня, его правовом статусе, а порой и стремление к обладанию святыней породило ряд геополитических и религиозных конфликтов (крестовые походы; борьба за контроль над Святой землей в XIX в.), существенно повлиявших на мировую историю.

Евангельские источники кратко рассказывают о гробнице, в которую прав. Иосиф Аримафейский положил тело Христа вечером в день Распятия (Мф 27, 57 — Мф. 28, 8, Мк 15, 42 — Мк. 16, 8, Лк 23, 50 — Лк. 24, 10, Ин 19, 38-42). Согласно Евангелиям, тело Иисуса взял (Ин. 19, 38-40) Иосиф Аримафейский, богатый (Мф 27, 57) член синедриона (Мк 15, 43, Лк 23, 50-52). Недалеко от места Распятия, в саду, Иосифом была вырублена для себя в скале гробница, туда положили тело Иисуса («в новом своем [Иосифа] гробе» — Мф 27, 60; «в гробе новом» — Ин 19, 41; «в гробе, высеченном [в скале], где еще никто не был положен» — Лк 23, 3), после чего закрыли ее вход камнем (Мф 27, 60, Мк 15, 46), который был «весьма велик» (Мк 16, 4). В дальнейшем изложении событий Евангелия не совпадают. Согласно Евангелию от Матфея, когда равноап. Мария Магдалина и Мария Клеопова пришли посмотреть Гроб Господень, «сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем» (Мф 28, 1-2). Евангелист Марк сообщает, что мироносицы застали камень уже отваленным и, «войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду» (Мк 16, 4-5). Лука также пишет, что камень к приходу мироносиц был уже отвален и «вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих» (Лк 24, 1-4), при этом не уточняется, где именно «предстали» ангелы. По евангелисту Иоанну, Мария Магдалина, наклонившись в гробницу, увидела 2 ангелов, сидящих на гробе,- «одного у головы, другого у ног, где лежало тело Иисуса» (Ин 20, 11-12).

Т. е., из Евангелий следует, что Гроб Господень находился вне города, среди садов, недалеко от места Распятия; эта гробница была собственностью, но там еще не было захоронений богатого человека. Гроб был вырублен в скале и закрыт большим камнем, который можно было подкатить (придвинуть?) к входу; чтобы заглянуть внутрь гробницы, нужно было наклониться (проем был низким); внутри могли разместиться не менее 5 человек.

Описанные в Евангелиях события (посещение Гроба Господня учениками и женами-мироносицами) датируются 30 или 33 г. по Р. Х. После этого Гроб Господень исчезает из письменных источников до 135 г. Следующая группа свидетельств о нем связана с 2 сочинениями, подтверждающими, что память о месте Распятия отчасти сохранялась (Мелитон, еп. Сардский. «О Пасхе» (II в.); Евсевий, еп. Кесарии Палестинской. «Ономастикон»). В этих текстах видят указание на место казни Христа при дороге или улице, проходящей через город. Возможно, оба автора имели в виду кардо максимус — центральную улицу основанной имп. Адрианом на месте Иерусалима Элии Капитолины, при этом Евсевий подчеркивал, что речь идет о месте внутри города севернее горы Сион.

Важным свидетельством того, что память о месте Распятия сохранялась, служит выбор места, где в 325-326 гг. приступили к поискам Животворящего Креста. В июне или июле 325 г. в Никее Макарий, еп. Иерусалимский, испросил у имп. Константина разрешение на поиск Гроба Господня. Ориентиром для раскопок, которые организовала мать императора имп. Елена, послужили языческие святилища, воздвигнутые Адрианом с целью стереть память о Распятом. В 325-326 гг. еп. Макарий провел раскопки, «снимая слой за слоем, пока во глубине земли, сверх всякого чаяния, показалось пустое пространство, а потом Честное и Всесвятое Знамение спасительного Воскресения», т. е. пещера Гроба Господня . Свт. Кирилл Иерусалимский (ок. 351-387), ребенком видевший открытую пещеру, в «Огласительных беседах» пишет, что изначально перед входом в нее было вытесанное в скале пространство (букв.- укрытие, убежище), но его убрали, чтобы лучше выделить гробницу; он также отмечает, что подобные захоронения обычны в Иерусалиме, камень, которым была закрыта гробница, еще лежит перед ее входом, сохраняются следы сада.

Историческая топография

Археологические данные подтверждают, что место Гроба Господня оставалось вне города до постройки Иродом Агриппой Третьей стены в 41-44 гг. по Р. Х. Кладбище, вероятно, было выведено за ее пределы — соседние гробницы опустели. Местность претерпела значительные изменения после Иудейской войны 66-70 гг. История участка до 325-326 гг. недостаточно изучена, поскольку неясна историческая топография Иерусалима той эпохи. По всей исследованной территории над уровнем пожара и разрушений 70 г. лежит слой запустения, перекрываемый слоями визант. эпохи IV-VII вв. Картина меняется только со 130 г., после начала перестройки города в Элию Капитолину. В 1993 г. Дж. Бар предположил, что лагерь легиона располагался не внутри Первой стены, а к северу, внутри Элии Капитолины, между Третьей (зап.) и Второй стеной. В этом случае участок Гроба Господня должны были выровнять и застроить сразу после 70 г., при подготовке крепости для легиона. Согласно Евсевию Кесарийскому, его засыпали грунтом и вымостили камнем, чтобы построить языческий храм. Блж. Иероним Стридонский добавляет (ок. 395), что с эпохи имп. Адриана (117-138) до эпохи имп. Константина (306-337) ситуация оставалась неизменной: над местом Воскресения (т. е. над Гробом Господним) стояла статуя Юпитера, а на скале Распятия — статуя Венеры. Археологами открыты остатки большого общественного здания римского периода, стоявшего на месте будущего храма Гроба Господня, но точно датировать его и подтвердить сакральный характер постройки не удалось. В 20-х гг. IV в. Евсевий мог видеть постройки имп. Адриана, наблюдать их снос и открытие равноап. имп. Еленой св. мест.

Большинство ученых полагают, что иного места в Иерусалиме и его окрестностях, которое с такими же основаниями может быть отождествлено с Гробом Господним, нет, как нет и причин отвергать его аутентичность.

Место погребения Иисуса Христа и данные археологии

Археологические исследования подтверждают точность сообщаемых Евангелиями сведений о погребальных традициях и обрядах иудеев в I в. по Р. Х. и опровергают доводы евангельской критики, пытавшейся показать, что описанные события не отвечают обрядовой стороне, известной по др. источникам. Так, Дж. Д. Кроссан утверждал, что Иисус Христос не мог быть захоронен, потому что унизительная и жестокая казнь преступников из низших классов через распятие обрекала их на лишение погребения. Однако Иисус был приговорен не синедрионом и не за нарушение иудейского закона (эти преступления карались побиением камнями, сжиганием, лишением головы или повешением), а рим. судом (после аннексии Иудеи Помпеем в 63 г. до Р. Х. распятие применяли только римляне). У евреев не было оснований лишать Его погребения: согласно Мишне, распятых иудеев погребали рядом с умершими членами их семей . Так, в семейном некрополе под Иерусалимом (раскопки В. Дзафериса в Сев. Иерусалиме, 1968) археологами обнаружен погребенный распятый. Причину его смерти удалось определить по гвоздю, прошедшему сквозь кости ноги и загнувшемуся; в этом неестественном сочленении сохранились также части дерева оливы. Кости были сложены в каменный оссуарий (ящик), помещенный в скальную гробницу, на оссуарии написано имя покойного — Йехоханан бен Хагкол (погребение датируется сер. I в.).

Тело Иисуса Христа было снято с креста в канун субботы, еврейский закон требовал погребения в течение того же дня (24 часов) (Втор. 21, 22), но, поскольку по субботам погребения запрещались, его нужно было совершить до заката солнца в пятницу. Семья Иисуса имела скромный достаток и вряд ли могла позволить себе дорогую скальную гробницу. Тела бедных, обернутые в саван (плащаницу) и/или положенные в деревянный гроб, укладывали в продольный подбой в простой грунтовой могиле, помещая над захоронением камень, который, возможно, имел надпись. Подобные погребения известны в Иудее: на кладбище под Иерусалимом, на вост. берегу Мёртвого моря и в Кумране, причем находок в них очень мало (кладбища для неимущих и чужестранцев упомянуты в евангельском рассказе: село Скудельниче (Синодальный пер.- «земля горшечника» — Мф. 27, 7-8)).

В канун субботы у учеников Христа не оставалось времени даже для того, чтобы приготовить могилу. Тогда Иосиф Аримафейский предложил место в своей семейной гробнице («положил его в новом своем гробе, который высек он в скале» — Мф. 27, 60). Исторически достоверны подробные описания Евангелиями того, как тело было умащено, обернуто в саван и уложено, а вход в гробницу вновь был закрыт камнем.

В эллинистическо-римскую эпоху в Иудее гробницы различались в зависимости от социального и имущественного положения усопшего. Гробница Иосифа Аримафейского, вероятно, относилась к сооружениям знати. Иудейские пещерные погребения, свойственные периоду единого царства, исчезли после разрушения Первого храма (586 г. до Р. Х.) и снова появились в эпоху Хасмонеев (сер. II в. до Р. Х.). Их архитектура испытала влияние средиземноморской традиции: так, Книга Маккавеев (1 Мак 13, 27 сл.) и Иосиф Флавий описывают семейную гробницу и памятник победы, которые Симон Маккавей построил в Модине, копируя мавзолей царя Карии в Галикарнасе. Мавзолей в Модине имел высокий подиум с центральным объемом, обведенным колоннадой и увенчанным пирамидальной крышей с 7 верхами-пирамидами (для 7 братьев Маккавеев). Гробница Ясона в Иерусалиме (р-н Рехавия) — др. памятник того же периода — вырублена в скале, но имеет эллинистические детали. Над ней высится большая каменная пирамида, к входу ведут дворики и ворота, оформленные как портал античного храма «в антах». Внутри располагаются погребальная камера и склеп для костей. В камере уже нет скамей, их заменили локулы (ниши-кокким) — эллинистический элемент, заимствованный через Александрию (в Палестине впервые применены в Мареше). Очищенные от мягких тканей кости сносили в склеп, а с 20-10-х гг. до Р. Х. помещали в каменные оссуарии. Тип гробницы Ясона характерен для скальных гробниц Иудеи в течение всего периода Второго храма (520-515 до Р. Х.- кон. I в. по Р. Х.) (Бени Хезир в долине Кедрона, Елены Адиабены, гробницы членов синедриона, Никанора на горе Скопус). Такой, очевидно, и была гробница Спасителя.

Образ Гроба Господня в православном богослужении

Образ Гроба Господня присутствует в каждом правосл. храме; символическим изображением Гроба Господня толкователи правосл. литургии называют св. престол (напр., блж. Симеон Солунский пишет: «Прообразует… священная трапеза Божий престол, и Воскресение Христово, и честной Гроб» ; «Страшная трапеза, что посреди святилища, являет Гроб Христов и таинство Страстей» . Весь храм прообразует Гроб Господень в начале пасхальной утрени 1-го дня Пасхи, когда крестный ход, подобно женам-мироносицам, приходит к закрытым зап. дверям церкви, где и начинается пасхальная служба. Еще один символ Гроба Господня — стол, на который полагается плащаница во время богослужений последних дней Страстной седмицы (см. Великая суббота) и который прямо называется гробом в некоторых литургических источниках, в частности в рус. соборных Чиновниках XVI-XVII вв., начиная с чина архиепископа Новгорода и Пскова 40-х гг. XVI в. . В Чиновниках Софийского собора 1-й трети XVII в. этот стол описан как имеющий постоянное место в храме (что распространено и в последующей практике Русской Церкви) и используемый и вне контекста страстных служб, на что указывают соответствующие предписания о службах в Неделю сырную, в 1-ю субботу Великого поста и при заупокойных поминовениях .

Почитание Гроба Господня на Руси

Искусство Руси в ходе усвоения православной традиции выработало собственные художественно-символические формы иконографии Гроба Господня. С XI в. источники рассказывают о паломничествах ко Гробу Господню и обретении его реликвий (в 1062 паломничество совершил прп. Варлаам, игум. Киево-Печерский). В 1106-1107 гг., вскоре после освобождения Иерусалима крестоносцами, Гробу Господню поклонился игум. Даниил, получивший частицу скалы Гроба Господня. Под 1134/35 г. сообщается о приносе в Новгород «доски оконечной Гроба Господня» неким Дионисием. В 1211 г. вернувшийся из паломничества в Константинополь Добрыня Ядрейкович (впосл. Новгородский архиеп. Антоний) «привезе съ собою Гробъ Господень» (очевидно, меру Гроба Господня). В XII-XIV вв. на Русь попадали кроме частиц Гроба Господня и др. реликвии, а также его изображения, значки-пряжки и т. д. (нашивной рельеф из свинцово-оловянного сплава с изображением жен-мироносиц у Гроба Господня и надписью: «Sepulchrum Domini» — из паломнического «клада», найденного в 50-х гг. XX в. на Шепетовском городище (на окраине с. Городище Шепетовского р-на Хмельницкой обл. Украины)).

Появились на Руси и меры Гроба Господня: они хранились в Софийском соборе Новгорода («…мера Господня Гробу в долину тесма щолкава сколь велик и долог Гроб Господень») и в Московском Кремле. Меру доставил в Москву Трифон Коробейников еще в кон. XVI в. В 1600-х гг. ее зафиксировали составители описи Успенского собора. На нее ориентировались при сооружении «Гроба Господня» Успенского собора в 1620-1621 гг.; ее упоминает Василий Гагара в 1634 г. как стоящую «в Москве в соборе»; в описи келейной казны патриарха Филарета названо «13 мер». Престол Софийского собора в Новгороде предположительно с нач. XIII в. был устроен в меру длины погребальной скамьи Иисуса Христа.

Прп. Соломония София Суздальская Лаврентий еп. Туровский

Полный список мощей святых в мощевике Иверского Храма на Всполье

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]