Глава 41. Иисус в Гефсиманском саду. Моление о чаше. Взятие Иисуса под стражу. Иисус в Гефсиманском саду


Христос в Гефсиманском саду (Моление о чаше)


Выход после Тайной вечери А. А. Иванов. 1850 г. 26х40. Москва, Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда». Евангелие от Иоанна

***


Христос с учениками выходит в Гефсиманский сад. Эскиз. Н. Н. Ге. 1888 г. Холст, масло. 65,3х85. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад. Н. Н. Ге. 1889 гг. Холст, масло. 142х192 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

***


Христос в Гефсиманском саду. А. И. Куинджи. 1901 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1882 году, будучи на вершине грандиозного мирового триумфа, Куинджи вдруг ушел в затворничество и никогда больше, вплоть до самой смерти (а прожить ему ещё предстояло почти тридцать лет), не выставлялся. Лишь однажды, почти случайно, осенью 1901 года он на две недели приоткрыл для избранного круга посетителей двери своей мастерской, чтобы показать картину, над которой он трудился долгие годы — «Христос в саду Гефсиманском».

***


Моление о чаше. А. Л. Витберг. Начало XIX века. Холст, масло. Государственный музей истории религии

***

Моление о чаше. Алексей Егоров. 1820-е.Холст, масло. 58х39. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург Пост. из Андреевского собора в 1925 г. № Ж-3331

***


Моление о чаше. Ф. А. Бруни. Середина 1830-х. Холст, масло. 246х134,5 Государственный Русский музей


Моление о чаше. Ф. А. Бруни. 1834–1836 гг. Холст, масло. 246х134,5 Государственная Третьяковская галерея

***


Моление о чаше. С. А. Живаго. 1845–46 гг. Холст, масло. Картина, завершающая композицию третьего яруса главного иконостаса Исаакиевского собора, расположена в центральной части над аркой главного алтаря. Построена на контрастах яркого луча света в левой верхней части и затемненной правой

***


Христос в Гефсиманском саду. (Явление Ангела) А. А. Иванов. 1850 г. 26×40. Государственная Третьяковская галерея, Москва

…и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. Евангелие от Луки


Христос в Гефсиманском саду (Моление о чаше). А. А. Иванов. 1840-1857 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва

***


Моление о чаше. И. Е. Репин. Начало 1860-х. Дерево, масло. 29,2х21,2 Государственная Третьяковская галерея

***


Христос в Гефсиманском саду. В. Г. Перов. 1878 г. Холст. Масло. 151,5х238. Государственная Третьяковская галерея. Москва


Христос в Гефсиманском саду. Василий Григорьевич Перов. Холст, масло, 30, 5х53, 5 Ульяновск

***


В Гефсиманском саду. Н. Н. Ге. 1869–1880 гг. Холст, масло, 258х198,5. Государственная Третьяковская галерея


В Гефсиманском саду. Н. Н. Ге

***

Моление о чаше. Николай Шаховской. 1883-1907 гг. 72,5×51,5. Эскиз для мозаики храма «Спас-на-крови». Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург


Моление о чаше. Худ. Н. П. Шаховской. Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови), Санкт-Петербург Источник: блог rusmosaic.wordpress.com

***

Христос в Гефсиманском саду. М. А. Врубель. 1887–1888 гг. Бумага на картоне, уголь. 140,5х52,5. Государственная Третьяковская галерея, Москва

***


Христос в Гефсиманском саду (Моление о чаше). Кошелев Николай Андреевич. Кон. XIX в. Эскиз. Бумага, масло, 31х16,8. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург Воскресный день


Моление о чаше («Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его»). Н.А. Кошелев. Конец XIX в. Картон, масло. 40,4×26,4/ Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург Воскресный день

***


Моление о чаше. B. E. Маковский. 1895 год (?). Металл, масло. 64,5х47. Эскиз для собора Преображения г. Сумы. Дар Троице-Сергиевой Лавре 14 октября 1964 г. Троице-Сергиева Лавра, церковно-археологический кабинет Подпись справа внизу кистью темно-коричневым пигментом: «В. Маковскш 189(5) (?)», дата, вероятно, закрыта рамой.

Представленная композиция является эскизом к живописному образу «Моление о чаше». Изобразительная трактовка сюжета близка традиции русской реалистической живописи передвижников, отказавшихся от академической трактовки религиозных мотивов. Христос стоит на коленях на краю Гефсиманского сада у камней («И Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колена, молился», Лк. 22: 41). Лицо Его обращено к небу, голову осеняет легкое свечение в форме нимба, руки протянуты перед собой ладонями вверх — Христос вопрошает Отца, присутствие Которого как бы отмечает слабый просвет в ночном небе слева вверху. В целом образ Спасителя решен очень драматично. Маковский неоднократно обращался в своем творчестве к религиозным сюжетам. В 1870-е годы художник участвовал в росписи храма Христа Спасителя в Москве, в 1894 г. работал над убранством храма Христа Спасителя в Борках (под Харьковом) на месте крушения поезда Александра III. В числе исполненных им икон указывается и «Моление о чаше» (в алтаре). Также эта композиция была исполнена художником для собора Преображения в г. Сумы. К. Николаев. Галерея на Карповке

***


Христос в Гефсиманском саду. В. Д. Поленов. 1890-1900-е годы. Холст (дублирован), масло. 67,5х98,5.

Подпись справа внизу кистью темным пигментом: «ВПоленов» (буквы «В» и «П» переплетены), дата, возможно, закрыта рамой. Холст дублирован и набит на новый подрамник. На обороте холста кистью № 702. Отмечаются незначительные потертости красочного слоя в правой части изображения.


Христос в Гефсиманском саду. Фрагмент В.П. Поленов

Картина относится к евангельской серии Поленова «Из жизни Христа» (1890—1900-е годы). Как и в большинстве работ из этой серии, образ Христа в Гефсиманском саду отличается от традиционной трактовки мотива, известного по сюжету «Моление о чаше». Христос, возносящий молитву под сенью старой кряжистой оливы в Гефсиманском саду, изображен стоя на коленях, устремившим взор к небу и поднявшим правую руку к лицу, а левую — прижавшим к груди. Справа вдалеке открывается вид на крепостные стены Иерусалима с ведущей к нему дорогой. Общее настроение картины как бы продиктовано словами из Евангелия: «Прискорбна душа Моя» (Мф. 26:38; Мк. 14:34). Эти евангельские слова были выбраны Поленовым для названия картины, под которым экспонировался один из вариантов на выставке «Из жизни Христа» в 1909—1910 гг. Известны авторские варианты-повторения на этот сюжет: работа под названием «Прискорбна душа Моя» упоминается в собрании Чарльза Крэна, США. (К. Николаев. Галерея на Карповке)


Прискорбна душа моя. В. Д. Поленов. Выставка 1909–1910 гг. Упоминается в собрании Чарльза Крэна, США

***


Моление о чаше. М. В. Нестеров. 1898 г. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, темпера, бронза 34х27,5. Эскиз росписи южной стены храма св.князя Александра Невского в Абастумани. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

***


Моление о чаше. Е. Сорокин. 1904 г.

***

Моление о чаше. И. К. Айвазовский. 1897 г. Холст, масло, 94×72. Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского

Композиционно и при помощи света выделен Христос в «Молении о чаше». Слева внизу изображены спящие ученики, вверху воины и служители иудейские с фонарями и оружием. Полотно создавалось для церкви св. Сергия. В 1897 году церковь была восстановлена ее будущим настоятелем Хареном Вардапетом. Айвазовский сообщал: «… на днях будет освящение, и по этому случаю написал образ Спасителя, молящегося в Гефсиманском саду». Крымская картинная галерея

***


Моление о чаше. Неизвестный автор. До XX века

***


Моление о чаше Котарбинский Вильгельм Александрович (1849-1922). 1885–1896 гг. Фреска Владимирский собор, Киев

В. А. Котарбинский, поляк по происхождению, получивший классическое художественное образование в Италии, живший в своем имении под Минском, познакомился в Италии с русскими художниками — братьями Сведомскими, с их помощью выучил русский язык. Они же и пригласили его расписывать Владимирский собор в Киеве. Котарбинский работал в паре с Павлом Сведомским, их тандем получился настолько удачным, что порой трудно различить их авторство, т. к. Котарбинский свои работы не подписал. Вместе они создали 18 огромнейших картин и 84 отдельные фигуры. Работая над росписями собора в течение 8 лет, Котарбинский создал прекрасные фрески, потрясающие своей красотой. В 1905 году Императорской Академией художеств был удостоен звания академика «за известность на художественном поприще». Единственный из творцов Владимирского собора умер и похоронен в Киеве.


Моление о чаше. В. А. Котарбинский. Вторая половина 1880-х — первая половина 1890-х гг. Холст, масло.

***


Моление о чаше. Василий Петрович Верещагин. 1875–1880 гг. Храм Христа Спасителя, Москва

«Моление о чаше», «Се человек», «Несение Креста», «Распятие», «Снятие со креста», «Положение во гроб» — все эти шесть подлинных полотен, выполненные художником В. П. Верещагиным для храма Христа Спасителя в Москве, чудом уцелели и ныне вновь заняли свое место в алтаре, став святыней возрожденного храма.

***


Моление о чаше. Мозаика по эскизу В. М. Васнецова Храм «Спас-на-водах», Санкт-Петербург

К В. М. Васнецову с просьбой о работе над мозаиками храма обратился инженер-строитель С. Н. Смирнов. Художник предоставил свои эскизы, и его дочь Татьяна исполнила оригиналы мозаик. Три сюжета: «Несение Креста», «Моление о Чаше» и «Нерукотворный Спас». Первые две мозаики были размещены на столбах внутри храма. «Спаса» установили над воротами звонницы. С васнецовскими мозаиками, видимо, запоздали и поставили на приготовленные места уже после освящения храма (15 мая 1910 г.). Трудно говорить о действительной стоимости шедевров, однако по смете храма только две васнецовские мозаики потянули на 3500 «николаевских» рублей. Для сравнения: мост через Ново-Адмиралтейский канал обошелся храмостроителям на целую тысячу меньше. Спас-на-водах

Местоположение масличного пресса

Так же, как все созданное в мире свидетельствует нам о Спасителе, так и Гефсиманский сад – там, где отжималось оливковое масло, – несет тихое свидетельство о той страшной ночи. Оливковое масло имело очень важное значение в жизни народа Израилева. Благодаря оливковому маслу, которое использовалось в лампах, темной ночью можно было зажечь свет. Оливковое масло служило целительным бальзамом для ран, а оливковая масса использовалась в качестве топлива. Но единственным способом получить оливковое масло было подвергнуть оливки большому давлению, раздавливая их на каменном прессе. Под этой тяжестью оливки, будучи изначально горькими, давали масло, которое имело сладкий вкус.

Так же и с Искуплением. Из горечи той ночи вышло нечто драгоценное и сладостное – то, что дает свет в ночи. Когда нас помазывают освященным маслом, Исцеление приходит к нам благодаря жертве Христа, Который должен был пережить давление пресса, чтобы дать нам целительный бальзам для наших ран.

Иисус просил Своих апостолов Петра, Иакова и Иоанна не спать, но дважды Он находил их «спящими от печали» (От Луки 22:45). Он сказал им: «Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?» Затем добавил, пожалев их: «Дух бодр, плоть же немощна». И наконец, в третий раз Он нашел их спящими и сказал: «Вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников» (От Матфея 26:41-45).

Предательство

Возможно, что уже в эту самую минуту Он увидел приближающиеся огни факелов. Это были вооруженные солдаты, которых вел к ним Иуда. «Ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» (От Иоанна 13:18).

Подойдя к Иисусу, Иуда не только поприветствовал, но и «поцеловал Его» (От Матфея 26:49).

Пытаясь предотвратить арест Иисуса, Петр поднял свой меч и отсек правое ухо Малху, слуге священника. Однако, Иисус, дотронувшись до его уха, исцелил его, добавив: «Думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (От Матфея 26:53). Ибо настал момент, когда небеса не должны были вмешиваться, и Иисус должен был позволить написанному в Священных Писаниях свершиться.

Когда солдаты схватили Иисуса, «они увидели перед собой утомленного, безоружного человека, кого предал один из Его самых близких товарищей, и чей арест мучительно и безнадежно наблюдала горстка испуганных галилеян». Это было началом долгой, тяжелой ночи допросов. Сначала Его отвели к распутному, жадному Анне – бывшему первосвященнику, отслужившему семь лет. Будучи одним из самых развратных людей на земле, он привел к власти и контролировал нынешнего первосвященника, который выполнял каждое его слово.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]