История появления и развития
На древнегреческом языке иконостас означает алтарную перегородку, характеризующуюся более или менее сплошным строением. Она протягивается по направлению от северной к южной храмовой стене, тем самым отделяя алтарь от основного помещения. В составе иконостаса может быть от одного до семи рядов православных икон. Наиболее часто встречаются пятиярусные варианты.
Появился иконостас с целью ограждения комнаты с алтарем основного храмового помещения, своеобразного разделения между двумя началами — земным и священным божественным. История гласит, что самые первые своеобразные парапеты появились в далеком четвертом столетии.
Когда христианство получило легальный статус, в церковь стало приходить множество новых верующих, степень воцерковлевания которых оставалась недостаточно высокой. Именно поэтому в целях предотвратить вероятное непочтительное отношение было решено оградить жертвенник и престол путем установления специальной препятствующей перегородки.
Изначальные алтарные преграды по своему внешнему виду напоминали заборчики незначительной высоты или колонный ряд. В его верхней части нередко устанавливался брус поперечной формы, который назывался архитравом и был увенчан крестом. Поскольку такое ограждение было не очень высоким, роспись алтарных апсид не исчезала из поля зрения верующих. Во время чтения молитв они могли легко наблюдать за алтарной комнатой.
Позже крест заменили иконами. Первоначальное расположение икон выглядело приблизительно таким образом — в центре иконографическое изображение Праздника Благовещения Богородицы, по бокам — изображения Христа Спасителя и Божией Матери, а далее, по бокам от них — икона святого, почитаемого в местности расположения храма, и храмовая икона (посвященная празднику или святому, в честь которого данный храм был назван). Многоярусный иконостас классического вида впервые появился в Православной Русской Церкви.
Изначально эти сооружения представляли собой копию византийских образцов и состояли из двух или трех ярусов.
Согласно сохранившимся документальным сведениям, иконостас, насчитывавший четыре яруса, датируется первой половиной пятнадцатого столетия. Он был установлен в Успенском Соборе в городе Владимире, а его росписью занимались знаменитые иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный, возведенные в лик святых. К завершению пятнадцатого века иконостасы подобного вида и строения получили повсеместное распространение. Пятый ряд в иконостасе впервые возник во второй половине шестнадцатого столетия. С седьмого столетия количество ярусов увеличилось еще на два яруса.
Андрей Сегеда: Как устроен иконостас в православном храме
Иконостас получил своё основное развитие именно в Русской Православной Церкви и это было связано с особенностями национального храмостроения. Храмы Восточных (а для нас скорее южных) патриархатов в основном строились из камня. Их внутреннее убранство от пола до куполов расписывалось фресками с изображением Господа, Богородицы, святых и различных богословских и исторических сюжетов.
В русских храмах ситуация была иной. Каменные соборы были, так сказать, «штучным товаром» для городов или крупных монастырей. Большинство церквей возводились из дерева и, соответственно, не расписывались внутри. Поэтому в таких храмах вместо фресок новые иконы стали добавлять в алтарную преграду и она от этого выросла вверх на несколько рядов.
Как появлялся иконостас
В Иерусалимском храме Святая Святых от святилища отделяла огромная завеса, которая разодоралась надвое после крестной смерти Спасителя, как символ окончания Ветхого Завета и вступления человечества в Новый.
Новозаветная Церковь в первые три века своего существования находилась на положении гонимой и была вынуждена скрываться в катакомбах. Таинство Евхаристии совершалось прямо на гробах мучеников в наспех приспособленных под храм кубикулах (комнатах), где собирались только свои. В таких условиях не было ни возможности, ни особенной необходимости в том, чтобы отгораживать престол от присутствующих.
Первые упоминания о специально построенных для богослужения храмах и об алтарных преградах или парапетах, отделяющих наиболее священную часть храма от его основного пространства, относятся к IV веку.
После легализации христианства святым равноапостольным императором Константином Великим в Церковь пришло огромное количество новых верующих, уровень воцерковления которых был относительно низок. Поэтому престол и жертвенник требовалось оградить от возможного непочтительного отношения.
Первые алтарные преграды выглядели или как невысокий заборчик, или как ряд колонн, который поверху нередко увенчивался поперечным брусом — «архитравом». Они были невысоки и не закрывали собою полностью роспись алтарных апсид, а также давали возможность молящимся наблюдать за происходящем в алтаре. Сверху на архитрав обычно устанавливался крест.
О подобных преградах упоминает в своей «Церковной истории» епископ Евсевий Памфил, который, например, о храме Гроба Господня сообщал следующее: «Полукружие апсиды было окружено столькими колоннами, сколько было апостолов».
Довольно скоро крест на архитраве сменился рядом икон, а на опорные колонны по бокам от царских врат начали помещать образы Спасителя (справа по отношению к молящимся) и Богородицы (слева), а спустя ещё некоторое время — дополнять этот ряд иконами других святых и ангелов. Таким образом и появились первые одно- и двухъярусные иконостасы, распространённые в Восточных Церквях.
Развитие иконостаса в России
Классический многоярусный иконостас впервые появился и получил распространение именно в Русской Православной Церкви, чтоб было связано с архитектурными особенностями русских храмов, о которых уже было сказано выше.
Первые построенные на Руси храмы копировали византийские образцы. Иконостасы в них имели 2-3 яруса.
Точно неизвестно, когда именно они начали расти, но документальные свидетельства о появлении первого четырёхъярусного иконостаса относятся к началу XV столетия. Его установили в Успенский собор Владимира, который расписывали преподобные Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Уже к концу века подобные иконостасы распространились повсеместно.
Во второй половине XVI века в иконостасе впервые появляется пятый ряд. В XVII столетии подобная компоновка становится классической для большинства русских храмов, а в некоторых из них можно встретить иконостасы в шесть и даже в семь рядов. Далее «этажность» иконостаса расти прекращает.
Шестой и седьмой ярусы обычно посвящали Страстям Христовым и, соответственно, страстям апостольским (их мученической кончине). Эти сюжеты пришли в Россию с Украины, где были довольно популярны.
Классический пятиярусный иконостас
Пятиярусный иконостас на сегодняшний день является классическим. Самый нижний его ярус называется «местным». Справа и слева от царских врат всегда располагают иконы Спасителя и Богородицы соответственно. На самих царских вратах — образы четверых евангелистов и сюжет Благовещения.
Справа от иконы Спасителя обычно помещают образ того святого или праздника, которому посвящён храм, в котором вы находитесь, а слева от образа Богородицы — икону одного из святых, наиболее почитаемых в этой местности.
Далее идут южные (по правую руку от молящихся) и северные (по левую) двери. На них обычно пишут иконы архангелов Михаила и Гавриила или архидиаконов Стефана и Лаврентия (хотя возможны и другие варианты), а остальной местный ряд заполняют несколькими образами святых, также наиболее почитаемых в этом регионе.
Второй ярус называют «праздничным». Здесь центром композиции является икона «Тайной вечери» над царскими вратами, слева и справа от которой вы можете видеть сюжеты 12 наиболее значимых с точки зрения Церкви евангельских событий: Вознесения, Сретения, Рождества Богородицы, Её введения во храм, Воздвижения креста Господня, Входа Господня во Иерусалим, Преображения и т.д.
Третий ярус называется «деисисом» — от греч. «моление». Центральным образом этого ряда является Господь вседержитель, изображённый во всей своей силе и славе. Он восседает в золотых одеждах на царском престоле на фоне красного ромба (мир невидимый), зелёного овала (мир духовный) и красного же квадрата с вытянутыми краями (мир земной), которые вместе символизируют всю полноту мироздания.
К Спасителю в позах молитвенного предстояния обращены фигуры пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (справа), Пресвятой Богородицы (слева) и других святых. Фигуры святых изображены в полоборота к молящимся, чтобы показать, что во время богослужения святые сопредстоят нам перед Богом, являются перед ним сомолитвенниками в наших нуждах, о которых мы просим их.
В четвёртом ряду изображают ветхозаветных пророков, а в пятом — праотцев живших на заре возникновения человечества. В ряда помещают икону Богородицы «Знамение», а в — икону Святой Троицы.
Иконостасы в современных храмах
Построение иконостаса, как и другие аспекты внутренней церковной жизни, регулируются определёнными традициями. Но это вовсе не означает, что все иконостасы совершенно одинаковы. При формировании иконостаса стараются учитывать общий архитектурный облик конкретного храма.
Если помещение храма было переоборудовано из какого-то другого сооружения и его потолок низкий и плоский, то иконостас вполне могут сделать двух- или вообще одноярусным. Если требуется показать верующим красивую роспись алтарных апсид, выбирают иконостас в византийском стиле до трёх рядов в высоту. В остальных случаях стараются установить классический пятиярусный.
Положение и наполнение рядов также не жёстко регламентировано. «Деисисный» ряд может идти после «местного» и предварять собой «праздничный». Центральной иконой в «праздничном» ярусе может быть не «Тайная вечеря», а икона «Воскресения Христова». Вместо праздничного ряда в некоторых храмах можно увидеть иконы Страстей Христовых.
Также над царскими вратами часто помещают резную фигуру голубя в лучах сияния, символизирующего собой Духа Святого, а верхний ярус иконостаса венчает крест или образ распятия.
Андрей Сегеда
Дорогие друзья! Я открыл свой собственный блог! Если вам интересно читать мои статьи, поддержите подпиской и репостом, пожалуйста!
Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)152
Структура и схема классического иконостаса
Классический вариант храмового иконостаса является пятирядным. Рассмотрим, какие характерные особенности и значение имеет каждый из ярусов этого сооружения.
Нижний ряд
В самом низу размещается ряд, который называют «местный». Его основным символом являются Царские Врата, створки которых украшены изображениями Благовещения, а также четырех евангелистов. Существуют также варианты, на которых присутствует только Благовещение с изображениями Богоматери и Архангела Гавриила в полный рост. С правой стороны устанавливается храмовая икона, которая олицетворяет святого или религиозный праздник, в честь которого был освящен храм. А с левой — изображение в честь наиболее почитаемого местного святого. По левую сторону от двустворчатых врат — большая икона Божией Матери с младенцем на руках, а по правую — икона Христа Спасителя. Над Царскими Вратами часто размещается символ Святого Духа — белый голубь в сияющих лучах.
Второй ряд
Следующий ряд известен как деисусный. Другое название — чин. По сравнению с первым его структура более сложная, подразумевающая большее количество икон небольшого формата. Все его сюжеты посвящаются церковному молению Иисусу Христу. Центральное изображение — Спас в силах. С левой стороны располагается икона Заступница. Мария, изображенная в полный рост, держит в одной руке свиток, а взор ее направлен в левую сторону. С правой стороны — икона Иоанна Предтечи, крестившего Христа.
По левую и правую сторону от обеих икон многочисленные изображения пророков, главных Божьих угодников и архангелов.
Третий ряд
Ряд, третий по счету, принято называть праздничным или историческим. В нем представлены все самые главные и знаменательные события Евангельской истории. В разных храмах устройство третьего ряда может содержать различное количество иконописных произведений. Ведущей иконой здесь всегда является Рождество Пресвятой Богородицы. За ней, как правило, следуют:
- Введение во Храм;
- Рождество Христово;
- Сретение;
- Богоявление;
- Преображение;
- Вход в Иерусалим;
- Распятие;
- Воскресение;
- Вознесение;
- Сошествие Святого Духа;
- Успение.
Четвертый ряд
Следующий ярус православного иконостаса именуется пророческим. Строение посвящается Ветхому Завету. В центре знаменитая икона Оранта, которая изображает молящуюся Божию Матерь. Пречистая Дева с младенцем Христом на своем лоне в молитве поднимает руки к небесам.
Пятый ряд
Завершающим в классическом иконостасе, характерном для большинства православных храмов, является пятый ярус. Его называют праотеческим, поскольку он посвящается самым знаковым фигурам более давней эпохи — Адама, Евы, Авеля, Моисея и других. В каждом храме выбор праотцов произвольный. Центральный сюжет пятого ряда — Ветхозаветная Троица, которая олицетворяет совет Святой Троицы о самопожертвовании Бога ради искупления грехопадения человечества. В самом верху иконостаса размещается распятие.
Как правильно молиться перед иконами
Встав перед иконой, в первую очередь следует помнить, что молитва возносится ко Святому, Богородице или Господу, изображенным на ней, а не к самой иконе. Перед началом молитвы следует совершить крестное знамение и, если есть желание, поставить свечку на подсвечник, размещенный перед иконой. После этого следует про себя обратиться к выбранному святому с просьбой (совершать саму молитву при этом можно как по тексту молитвослова, так и своими словами – главное, чтобы они были искренними). После окончания молитвы нужно еще раз перекреститься и совершить поклон.
В особых случаях, когда требуется срочная помощь или же, наоборот, когда помощь в серьезном деле уже была получена, можно заказать перед иконой молебен, который отслужит священник при вашем участии.
Какие бывают в современных храмах и как расположен
В храмах наших дней строение иконостаса, наряду с прочими религиозными аспектами, подчиняется определенным традициям. Формирование последовательности икон, а также количества ярусов в большинстве случаев зависит от того, какими являются характерные особенности храмовой архитектуры в том или ином случае.
В священных сооружениях с низкими и плоскими потолками целесообразно делать иконостасы невысокие, с одним-двумя ярусами. Для концентрирования внимания верующих на красоте и величии росписи апсид в алтарях обустраивают иконостасы, которые состоят из трех ярусов. В прочих ситуациях сооружают классические иконостасы — то есть, пятирядные. В священных обителях на территории России и Украины встречаются шести- и семиярусные иконостасы. Иконы в этих двух верхних рядах посвящаются страстям.
Иконы Пресвятой Богородицы
В православной традиции существует огромное множество икон, посвященных Богородице. Наиболее часто в церквях можно увидеть такие их варианты, как:
- Владимирская. Перед этой иконой молятся при болезнях (в том числе душевных), для смягчения злых сердец (при конфликтах с недоброжелателями), а также при бесовском воздействии.
- Казанская. Перед ней просят помощи в различных житейских делах, при финансовых проблемах, а также трудностях в личной жизни (например, когда не получается создать семью).
- Скоропослушница. Особенно часто к ней прибегают в тех ситуациях, когда помощь нужна человеку как можно скорее – при тяжелых заболеваниях, несущих угрозу жизни, слепоте, параличе, серьезных душевных недугах. Кроме этого, перед ней молятся о рождении новых детей и о вызволении людей, оказавшихся в тюремном заточении.
- Неопалимая купина. Считается покровительницей летчиков, военных, пожарных и врачей. Перед ней просят Богородицу о защите дома и всего имущества от пожаров, а также молятся о душевном мире и исцелении недугов.
- Всех скорбящих радость. Приносит помощь и утешение в различных житейских скорбях, помогает решить финансовые проблемы, оберегает людей, занимающихся торговлей, в дальних путешествиях.
- Иверская. Перед ней произносят молитвы об исцелении больных и помощи в физической опасности (например, при нападении врагов).
- Троеручица. Перед ней просят помощи в болезнях (особенно при заболеваниях рук), при различных скорбях и проблемах.
- Неупиваемая чаша. Самый известный образ, перед которым молятся Богородице об исцелении близких от недугов наркомании и пьянства.
Какие иконы должны быть в храме
Канонов, строго регламентирующих перечень икон, находящихся в основной части храма (не в иконостасе), не существует.
Безусловно, кроме икон Спасителя, должен быть образ Богоматери. На практике Богородичных икон в храме обычно бывает несколько. Наиболее почитаемы Казанская, Владимирская, Иверская, Всецарица, Феодоровская, «Знамение», «Умиление». Люди с радостью молятся у икон, само название которых как бы призывает обратиться к Пречистой за помощью: “Целительница”, “Помощница в родах”, “Нечаянная Радость”, “Всех скорбящих Радость”, “Утоли мои печали” и др.
Едва ли найдется русский православный храм без иконы святителя Николая Чудотворца. Прихожане с радостью молятся у икон великомучеников Пантелеимона и Георгия, архангелов (особенно почитаем архистратиг Михаил), святителя Спиридона Тримифунтского, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, блаженной Ксении Петербургской, благоверных князей Петра и Февронии, Александра Невского. Из недавно прославленных угодников Божиих горячим почитанием пользуются блаженная Матрона Московская, священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), Царственные страстотерпцы.
Если есть место, хорошо поместить в храме образы святых, имена которых носят многие из наших современников: людям будет приятно поставить свечу с молитвой своим небесным покровителям. Равноапостольные Кирилл и Мефодий, Нина, Мария Магдалина, князь Владимир и княгиня Ольга, цари Константин и Елена, мученицы Татиана, Марина, Анастасия, Иулия, Галина, страстотерпцы Борис и Глеб, Игорь Черниговский, праведные Иоаким и Анна, Артемий Веркольский – в честь этих угодников Божиих наречены в таинстве Крещения многие из прихожан. Конечно, сколь бы просторным ни был храм, иконы всех почитаемых верующими святых на его стенах не уместятся. Поэтому имеет смысл приобрести в храм икону Всех святых – перед ней можно помолиться любому из угодников Божиих.
Весьма желательно, чтобы в храме было распятие
, с предстоящими (Богоматерь и апостол Иоанн Богослов) или без них. Перед ним обычно устанавливают
канон
(другой вариант «
канун
«) – подсвечник, на который ставят свечи с молитвой об упокоении усопших. Впрочем, в некоторых храмах у распятия стоит обычный подсвечник – люди просто молятся здесь Спасителю, не только об умерших, но и о живых. Канон же, как правило, бывает сам по себе снабжен небольшим распятием, поэтому ставить его у храмового креста или нет – решает настоятель.
Если канон в храме стоит около Распятия – имеет смысл поместить в доступном прихожанам месте еще один образ Спасителя (не важно: оплечный или ростовой, «Спас Нерукотворный», «Воскресение Христово», «Преображение», «Спас в белом хитоне» и т.п.), чтобы верующие могли молиться, прикладываться, ставить свечи с молитвой Господу. Иначе может возникнуть некий перекос, когда прихожане привыкают прибегать в своих нуждах к святым и Богоматери, а о молитве Спасителю забывают. Конечно, желательно, чтобы в храме была и икона Пресвятой Троицы.
Приобретая иконы в храм, не забудем и об аналойных образах
. Это иконы небольшого размера, которые возлагают на центральный аналой храма, подбирая их в зависимости от того, какой день церковного года мы проживаем сегодня. Имеет смысл купить комплект аналойных икон. В него входят минеи – изображения соборов святых по месяцам. Также необходимы икона Воскресения Христова, которую выносят для поклонения в каждый воскресный день, иконы двунадесятых праздников и наиболее чтимых святых, самые почитаемые образы Богоматери (Владимирская, Казанская и др.). Поскольку к аналойным иконам прикладывается большое число прихожан, следует сразу же приобрести киот со стеклом, который защитит образы – иначе их очень скоро придется заменять.
Техника изготовления икон
Классическим вариантом являются писаные иконы
. Существует две основных техники написания икон: темперными и масляными красками. Темперой, как правило, пишут иконы
в каноническом
и иногда
в академическом
стиле, а маслом –
в академическом и живописном
. Писаные иконы стоят довольно дорого, как и любая ручная работа.
Хорошим решением для небогатого храма являются иконы, изготовленные в технике литографии и заключенные в деревянный киот. Они могут быть украшены методом фольгирования, с помощью которого выполняются золотые или серебряные детали, чеканные узоры.
На что обратить внимание
Если церковный интерьер создается «с нуля», стоит позаботиться, чтобы все иконы на стенах храма или в стоячих киотах были выполнены в единой стилистике
, сочетались между собой и с образами на иконостасе. Чтобы рядом и симметрично друг другу располагались иконы одинакового размера и формы. Тогда, даже при довольно скромном убранстве, церковный интерьер будет гармоничным.
Стоит обратить внимание не только на форму и размер икон, но и на их художественную стилистику. Конечно, в одной церкви могут быть помещены иконы, выполненные в русской и греческой традициях, в каноническом и академическом стилях. Но при наличии большого выбора, вероятно, стоит соблюсти некое единообразие.
Верующие любят прикладываться к иконам. Свечи, возжигаемые перед ними, имеют свойство коптить. Чтобы защитить иконы, следует поместить их в застекленные киоты – это проще и в конечном итоге дешевле, чем через несколько лет, а то и месяцев оказаться перед необходимостью реставрировать или даже заменять образы.
История, техника и стили иконописи. Краткий экскурс
Иконопись — одно из главных церковных искусств — развивалась на протяжении двух тысячелетий.
Первой иконой считается образ Спаса Нерукотворного
. По преданию, он появился на плате, который Спаситель приложил к Своему лицу. Образ Нерукотворного Спаса хранился в Византии, в Константинополе. Есть версия, что это и есть знаменитая Туринская Плащаница — полотно, в которое было завернуто тело Христа при погребении, и на котором при Воскресении отобразилось Его изображение. Поскольку Плащаница хранилась свернутой, люди видели только лик. Как бы то ни было, самый первый образ Господа был явлен человечеству по воле Божией, чудесным образом.
Первые иконы Богоматери
, по преданию, были написаны евангелистом Лукой, который лично общался с Пречистой. Наиболее известная из этих икон для русского человека — Владимирская. А, к примеру, на Филермской иконе, также написанной св. Лукой, Богородица изображена в преклонном возрасте.
По старинной традиции иконы пишут на деревянной доске
, покрытой специальным грунтом. В древности мастера работали энкаустическими, то есть разведенными специально подготовленным воском красками. Так был написан, в частности, образ Христа Пантократора, находящийся в монастыре Святой Екатерины на горе Синай. Считается, что эта икона наиболее соответствует тому, как на самом деле выглядел Христос. Некоторая ассиметричность лика указывает на то, что иконописец использовал в качестве образца Плащаницу с посмертным изображением Господа и видел те раны, которые были нанесены Спасителю перед казнью.
На Руси в старину писали темперными красками. Эта техника используется иконописцами и в наши дни. Такие краски изготавливаются на основе природных минералов, иногда используются и растительные, реже — животные (полученные из насекомых) пигменты. В качестве связующего применяется яичный желток. Такими же красками писали в Средневековье и в Византии, и в Европе. Темперная икона нередко украшается позолотой, для которой используют натуральное сусальное золото.
Темперная икона
пишется на доске, на которую нанесен специальный грунт, который придает поверхности особую гладкость и жесткость. На дерево наклеивается ткань —
паволока
, поверх нее создается
левкас
— грунт из смеси мела с клеем (как правило, сделанным из рыбьих костей) и еще некоторых компонентов.
Раньше иконописцы покрывали иконы олифой — лаком из вываренного до густоты растительного масла. Олифа имеет свойство темнеть со временем, поэтому изображение на старых иконах с годами практически исчезало, и их поновляли — по сути, писали новое изображение поверх старого. В начале ХХ века ученые изобрели технологию раскрытия древних икон — снятия старой олифы. Благодаря этому были явлены миру шедевры древнерусского искусства, такие как “Троица” прп. Андрея Рублева. В наши дни иконописцы, как правило, используют лаки, которые не темнеют с годами.