Библия. История, структура, значение | Татьяна Федчик


Подростковый возраст

С какого-то момента, опре­де­лить кото­рый пред­стоит инди­ви­ду­ально каж­дому роди­телю, чте­ние Биб­лии должно перейти на прин­ци­пи­ально новый уро­вень. Всё больше и замет­нее ста­но­вится пере­ход от вос­при­я­тия в форме сказки к ана­ло­гиям и постро­е­нию связи Свя­щен­ной исто­рии с совре­мен­ной жиз­нью. В сред­нем и стар­шем школь­ном воз­расте акцент пере­хо­дит от пере­дачи зна­ний к постро­е­нию отно­ше­ний во Хри­сте. Ста­но­вится необ­хо­ди­мым пере­нос Еван­ге­лия в нашу повсе­днев­ную жизнь и отра­же­ние его акту­аль­но­сти в совре­мен­ных усло­виях. Бла­гая весть не должна оста­ваться сказ­кой, но должна пре­вра­титься в вер­ного спут­ника жизни для моло­дого христианина.

Под­рост­ко­вый воз­раст, в силу его про­тестного духа, нуж­да­ется в исто­риях, выде­ля­ю­щих лич­но­сти. Под­ростку нужно рас­ска­зы­вать о лич­но­стях, о тех людях, кото­рые вошли в свя­щен­ные книги, чтобы стать частью нашей жизни. Каж­дый пер­со­наж Свя­щен­ного Писа­ния про­шёл опре­де­лён­ный путь, сде­лав­ший его леген­дар­ной лич­но­стью. На дан­ном этапе очень важно пока­зать, что при вся­кой гени­аль­но­сти чело­век всё-таки нуж­да­ется в помощи Творца и не спо­со­бен достичь свя­то­сти сво­ими силами. При этом Гос­подь помо­гает вся­кому, жела­ю­щему расти.

С под­рост­ками Биб­лию читать лучше всего в сла­вян­ском пере­воде. Хоро­шей прак­ти­кой явля­ется обя­за­тель­ное еже­не­дель­ное чте­ние в суб­боту вече­ром – раз­бор отрывка Еван­ге­лия, чита­е­мого на вос­крес­ном бого­слу­же­нии. Под­ко­ван­ные роди­тели также могут раз­би­рать с детьми отрывки Вет­хого Завета нака­нуне чте­ния соот­вет­ству­ю­щих паремий.

Для тех, кто постарше

Уже упо­мя­ну­тый нами К. Д. Ушин­ский давал сле­ду­ю­щие реко­мен­да­ции. Сама цер­ков­ная жизнь рас­по­ла­гает нас к изу­че­нию Писа­ния и в том числе через цер­ков­ные празд­ники. Бого­слу­же­ние соеди­ня­ется с рас­ска­зом матери и радост­ным чув­ством – всё это ожив­ляет в дет­ском вооб­ра­же­нии древ­ние исто­ри­че­ские события.

При этом, повест­во­ва­ние лучше раз­де­лить на два этапа. На пер­вом этапе ребёнка зна­ко­мят с основ­ными момен­тами про­изо­шед­шего собы­тия, на вто­ром к ним добав­ляют вто­ро­сте­пен­ные черты. Дан­ный метод поз­во­ляет избе­гать ситу­а­ции, когда из дол­гого рас­сказа ребё­нок выно­сит мелочи и не заме­чает основ­ного. Разу­ме­ется, что при сов­мест­ном чте­нии имеют важ­ность нагляд­ность повест­во­ва­ния, обрат­ная связь через вопросы, осмыс­ле­ние про­чи­тан­ного и регу­ляр­ность занятий.

Чте­ния сле­дует про­во­дить таким обра­зом, чтобы детям они не были в тягость. Как отме­чает Н.Е. Пестов (при­водя реко­мен­да­ции Ушин­ского), допу­стимо зани­маться каким-либо руко­де­лием – рисо­ва­нием, ори­гами, выши­ва­нием или чем-то дру­гим. Но недо­пу­стимы сует­ли­вое отно­ше­ние или напря­жён­ная обста­новка. Мы должны пом­нить, что мы ста­вим себе целью при­вить детям любовь чте­нию Слова Божия, пока­зать им, что Оно есть основ­ной жиз­нен­ный ком­пас и сред­ство обще­ния с Богом. Для этого мы должны сами дове­рять Ему и пола­гаться на Него, вве­ряя себя и свои труды.

На пороге школьного возраста…

Как уже гово­ри­лось выше, для дет­ского воз­раста пред­по­чти­тель­нее всего зна­ком­ство со Свя­щен­ным Писа­нием в виде исто­рии, адап­ти­ро­ван­ной для дет­ского воз­раста. Клас­си­че­ским пред­ста­ви­те­лем подоб­ной формы изу­че­ния можно счи­тать Дет­скую Биб­лию, адап­ти­ро­ван­ную Бори­сла­вом Ара­по­ви­чем и Верой Мат­тел­мяки. В насто­я­щее время издано мно­же­ство дру­гих книг для зна­ком­ства детей со Свя­щен­ной Исто­рией, при под­боре кото­рых лучше всего ори­ен­ти­ро­ваться на авто­ров и изда­тель­ства, бла­го­слов­лён­ные Пра­во­слав­ной Церковью.

Однако, при неиз­мен­ной опоре на адап­ти­ро­ван­ные изда­ния, к моменту млад­шего школь­ного воз­раста под­ход к изу­че­нию Свя­щен­ного Писа­ния дол­жен пре­тер­пе­вать неко­то­рые изменения.

Взрос­ле­ю­щим детям к чте­нию реко­мен­ду­ется доба­вить неко­то­рое изу­че­ние кате­хи­зиса. Раз­би­ра­ются основы пра­во­слав­ной веры – запо­веди Мои­сея и Бла­жен­ства, Сим­вол Веры, цер­ков­ные службы и Таинства.

При раз­боре Свя­щен­ной исто­рии полезно научиться зада­вать такие вопросы, кото­рые учат под­ростка раз­мыш­лять. Напри­мер, почему Бог не при­нял жертву Каина? Стоит рас­ска­зать о необ­хо­ди­мо­сти бла­го­го­вей­ного отно­ше­ния ко вся­кому делу обще­ния с Богом: Таин­ствам, молитве и посе­ще­нии храма.

Изу­чая исто­рию битвы с ама­ли­ки­тя­нами (Исх. 17:11), полезно обра­тить вни­ма­ние на то, что успех вся­кой чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти зави­сит от Бога – и потому нужно обра­щаться к Нему за бла­го­сло­ве­нием перед вся­ким важ­ным делом.

Воз­вра­ща­ясь к притче о блуд­ном сыне, стоит отме­тить, что чело­век в тече­ние жизни часто попа­дает в поло­же­ние блуд­ного сына. И вполне воз­можно даже в про­дол­же­ние дня не еди­но­жды отойти от Отца через соб­ствен­ные согрешения.

Детям млад­шего школь­ного воз­раста полезно реко­мен­до­вать к про­чте­нию книги, вос­пи­ты­ва­ю­щие поня­тие о пра­вед­но­сти. Такие свя­тые отцы как Игна­тий Брян­ча­ни­нов, Фео­до­сий Оптин­ский, Фео­фан Затвор­ник в юном воз­расте очень любили читать жития хри­сти­ан­ских подвиж­ни­ков. Впо­след­ствии они отме­чали, что про­чи­тан­ное глу­боко запало к ним в душу и оста­вило след на всю после­ду­ю­щую жизнь. Напри­мер, Игна­тий Брян­ча­ни­нов напи­шет в своих запис­ках, обра­ща­ясь к Богу: «Твои Пимены, Сысои и Мака­рии пле­нили мою душу». Зна­ком­ство с жиз­нью свя­тых подвиж­ни­ков в ран­нем воз­расте огра­дило буду­щего свя­ти­теля от соблаз­нов юно­сти и напра­вило на ино­че­ский путь слу­же­ния Богу.

Тактильная память

У дошколь­ни­ков и млад­ших школь­ни­ков оди­на­ково раз­виты все три канала вос­при­я­тия мира: слу­хо­вой, зри­тель­ный и так­тиль­ный. При этом, быст­рота напи­са­ния почти все­гда соот­вет­ствует ско­ро­сти мыш­ле­ния ребёнка, что поз­во­ляет обду­мы­вать инфор­ма­цию в про­цессе её напи­са­ния. Кроме того, созда­ётся целост­ная кар­тина, надёжно запе­чат­ле­ва­ю­ща­яся в его памяти – мотор­ная память доста­точно надёжна и долговечна.

Этап ран­него школь­ного воз­раста можно счи­тать пере­ход­ным – роди­тели, хотя и не отка­зы­ва­ясь от изу­че­ния Свя­щен­ного Писа­ния в адап­ти­ро­ван­ной форме, могут вклю­чать в него ори­ги­наль­ные цитаты из сино­даль­ного пере­вода. Можно заве­сти тет­радку, в кото­рую выпи­сы­вать по одной основ­ной цитате от каж­дого чтения.

Роль Священного Писания в жизни маленького христианина

Изу­че­ние Биб­лии – неотъ­ем­ле­мая часть жизни вся­кого пра­во­слав­ного чело­века. По пре­да­нию, Божия Матерь очень любила зани­маться чте­нием Свя­щен­ных книг. Сам Хри­стос запо­ве­дует вся­кому чело­веку вни­мать Его слову.

Пра­во­слав­ное веро­уче­ние пони­мает Свя­щен­ное Писа­ние как часть Свя­щен­ного Пре­да­ния, кото­рое, по сло­вам пра­во­слав­ного бого­слова В. Н. Лос­ского, есть «дей­ствие Свя­того Духа в Церкви». Свя­щен­ное Пре­да­ние, помимо тек­стов и пись­мен­ных уста­нов­ле­ний, вклю­чает в себя цер­ков­ную прак­тику и тра­ди­ции. И, пожа­луй, самое важ­ное в Свя­щен­ном Пре­да­нии – невы­ра­зи­мый сло­вами лич­ный духов­ный опыт, пере­хо­дя­щий из поко­ле­ния в поко­ле­ние. И потому одна из задач пра­во­слав­ных роди­те­лей – осу­ществ­ле­ние пере­дачи этого духов­ного опыта своим чадам.

Таким обра­зом, Свя­щен­ное Писа­ние есть зафик­си­ро­ван­ная часть жизни Свя­того Духа в Церкви. И потому оно пред­став­ляет собой наи­бо­лее объ­ек­тив­ный спо­соб лич­ного обще­ния чело­века с Богом, а начи­наться оно должно с самого ран­него возраста.

“Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет”(2 Кор. 9:6). Вся­кая встреча с Биб­лией – это доб­рое семя, бро­шен­ное в юную душу. Мы не можем лениться в столь важ­ном вопросе, потому как дадим ответ на Страш­ном Суде за вве­рен­ное нам. А зна­чит, эти семена мы обя­заны ста­раться засе­вать доб­ро­со­вестно. Гос­подь же Сам взрас­тит плоды, дабы сбы­лось Его обе­то­ва­ние о тех вре­ме­нах, когда “и сею­щий и жну­щий вме­сте радо­ваться будут” (Ин. 4:36).

Притчи и образы

Один свя­щен­ник рас­ска­зы­вал, что на вопрос ребёнка о том, что ему делать, если поте­ря­ется, он ответил:

– Стой и молись, а я тебя найду.

При зна­ком­стве с прит­чей о поте­рян­ной овце ребё­нок смог ощу­тить её как свой соб­ствен­ный опыт. Ана­ло­гии необ­хо­димы во вся­ком воз­расте – они слу­жат инстру­мен­том, пока­зы­ва­ю­щим акту­аль­ность Биб­лей­ских ска­за­ний для вся­кого чело­века и вся­кого времени.

Когда ребё­нок теряет соб­ствен­ные игрушки, он огор­ча­ется и пла­чет. Дан­ный опыт можно исполь­зо­вать, чтобы пока­зать печаль Бога о вся­кой поте­рян­ной чело­ве­че­ской душе.

Под­рас­та­ю­щему ребёнку полезно рас­ска­зы­вать притчи. Притча о сея­теле по ана­ло­гии пока­зы­вает, что как в при­роде совер­ша­ется зарож­де­ние жизни, так и доб­рые каче­ства зарож­да­ются в чело­ве­че­ской душе.

Притча о работ­ни­ках в вино­град­нике обра­ща­ется к чув­ству спра­вед­ли­во­сти, кото­рое очень раз­вито у детей. Она явля­ется очень слож­ной и, в то же время, очень полез­ной в виду того, что очень трудно объ­яс­нить рав­ную награду, полу­чен­ную работниками.

Очень мно­го­гранна притча о блуд­ном сыне. В млад­шем воз­расте её можно объ­яс­нять таким обра­зом, что блуд­ный сын есть тот, кто поте­рялся и не может найти дорогу домой. Это обра­щает ребёнка к лич­ному опыту, когда он сам терялся и не мог найти маму. Несмотря на неко­то­рую неточ­ность тол­ко­ва­ния, такой смысл будет наи­бо­лее досту­пен для ребёнка.

С опре­де­лён­ного воз­раста нач­нут появ­ляться вопросы и сам про­цесс перей­дёт на новую ста­дию – от про­стого бла­го­го­вей­ного вни­ма­ния к обсуж­де­нию про­чи­тан­ного. Здесь воз­ни­кает вто­рой вопрос: каким обра­зом зна­ко­мить детей со Свя­щен­ной историей?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]