Библейские вопросы и ответы
Опубликовано 01.11.2011
У меня есть вопрос насчет пожертвований в церкви — меня интересует десятина в Новом Завете. Я хотел бы написать вам о нескольких комментариях, которые вы сделали по поводу десятины на вашем сайте. Прежде всего, позвольте мне сказать, что я ценю ваш подход к проблемам неопределенных вопросов. С вашим очевидным интеллектом и образованием вы, конечно, оставляете у читателей ощущение, что их личные убеждения действительно имеют значение. Я опять же согласен с вами по этому вопросу.
Во-вторых, позвольте мне сказать, что десятина не описывается в Новом Завете. Любой аргумент на этот счет необходим больше, чем какой-либо отрывок для подтверждения чьей-то позиции. Я обеспокоен вашим комментарием на отрывок из Евангелия от Матфея о том, что десятина находится под вопросом:
Горе вам, учители закона и фарисеи, лицемеры! Ибо отдаёте десятую часть урожая аниса, мяты и тмина Богу, но пренебрегаете более важными учениями закона: справедливостью, милосердием и верой. Но именно это следует исполнять, не пренебрегая и тем. (От Матфея 23:23)
Вы заявляете: «Иисус говорит с евреями, живущими по старому закону. Я не уверен, что стоит пытаться обратить эти слова к нам».
Предпосылка, которую вы выдвинули – что это не применимо из-за того, что это было время пред-Нового Завета. Иисус, конечно, не одобряет и не отказывается от нее. Хотя поверхностно комментируя Матфея 23 как отрывок о десятине, Я понимаю Вашу точку зрения. Однако предположение есть предположение.
Поэтому, принимая ваши рассуждения, любой отрывок в Евангелиях должен рассматриваться в рамках Ветхого Завета, т.к. Новый Завет не был установлен до дня Пятидесятницы. Это означало бы, что Иоанна 13:34-35 на самом деле не новозаветное учение, потому что оно было сказано при законах Ветхого Завета. Матфея 28:18-20 нельзя применять, т.к. это было сказано до дня Пятидесятницы.
Также я думаю, что вы ошибаетесь в том, что апостолы использовали Ветхий Завет в ряде случаев для поддержки новозаветных учений, например, для поддержки служителей. Библия говорит, что все, что написано было прежде, написано нам в наставление (Римлянам 15:4). В Ветхом Завете есть много удивительных параллелей с Новым Заветом, например, строительство храма и спасение душ, которые стали живым храмом Божиим. Я просто хочу сказать, что иногда вы можете быть слишком простым. Предположение есть предположение.
Ответ:
Десятина в Новом Завете и современная практика церкви
Хорошая точка зрения. Я бы только сделал следующее различие: весь Ветхий Завет – это слово Бога для нас, но не весь Ветхий Завет – это заповедь Бога для нас, христиан. Если заповедь не повторяется в Новом Завете, мы свободны от ее исполнения.
Странно, что нет никакого упоминания о десятине в книге Деяний или посланиях отцов церкви. Иоанна 13:34-35, Матфея 28:19-20 и т.д. написаны до дня Пятидесятницы, но появляются в различных формах в писаниях после дня Пятидесятницы. Кроме того, они предполагают новый порядок вещей; тогда как в Евангелии от Матфея 23 главе Иисус комментирует старый порядок вещей. Видите ли вы разницу?
Интересно, что очень мало исследователей Библии считают, что Новый Завет учит о десятине. Кто больше всего учит этому? Церковные лидеры – те, кто продвигают различные церковные программы. Многие христианские церкви и конфессии защищают эту практику. И все же я считаю, что это больше от прагматизма, чем от теологии.
Даглас Джакоби, 3 декабря, 2003 года
Перевод: Ольга Куроедова
I. Учение ветхозаветного закона о десятине:
Что считалось десятиной?
Лев.27:30–32 «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня; если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к цене ее пятую долю. И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу; не должно разбирать, хорошее ли то, или худое, и не должно заменять его; если же кто заменит его, то и само оно и замен его будет святынею и не может быть выкуплено».
Данный отрывок свидетельствует о том, что десятина от земли включает в себя: – десятую часть от плода земли, – десятую часть от плода деревьев и – десятую часть от плода скота.
Каково было предназначение десятины?
Чис.18:21–32 «…а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания; и сыны Израилевы не должны впредь приступать к скинии собрания, чтобы не понести греха и не умереть: пусть левиты исправляют службы в скинии собрания и несут на себе грех их. Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Израилевых они не получат удела; так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела. И сказал Господь Моисею, говоря: объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины, – и вменено будет вам это возношение ваше, как хлеб с гумна и как взятое от точила; так и вы будете возносить возношение Господу из всех десятин ваших, которые будете брать от сынов Израилевых, и будете давать из них возношение Господне Аарону священнику; из всего, даруемого вам, возносите возношение Господу, из всего лучшего освящаемого. И скажи им: когда вы принесете из сего лучшее, то это вменено будет левитам, как получаемое с гумна и получаемое от точила; вы можете есть это на всяком месте, вы и семейства ваши, ибо это вам плата за работы ваши в скинии собрания; и не понесете за это греха, когда принесете лучшее из сего; и посвящаемого сынами Израилевыми не оскверните, и не умрете».
Данный отрывок свидетельствует о предназначении десятины народа Израилева. Десятина должна была пойти на нужды Священников и Левитов – служителей в скинии собрания, а позже – Храма Божия. Об этом же свидетельствует Иез.44:29–30 «Они [левиты] будут есть от хлебного приношения, от жертвы за грех и жертвы за преступление; и все заклятое у Израиля им же принадлежит. И начатки из всех плодов ваших и всякого рода приношения, из чего ни состояли бы приношения ваши, принадлежат священникам; и начатки молотого вами отдавайте священнику, чтобы над домом твоим почивало благословение».
Итак, десятина израильтян шла на поддержания существования и служение левитов. Левиты же в свою очередь были призваны отдавать Богу десятину с полученной десятины. Десятина левитов шла на дотацию священников: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины, – и вменено будет вам это возношение ваше, как хлеб с гумна и как взятое от точила; так и вы будете возносить возношение Господу из всех десятин ваших, которые будете брать от сынов Израилевых, и будете давать из них возношение Господне Аарону священнику; из всего, даруемого вам, возносите возношение Господу, из всего лучшего освящаемого» (Чис.18:25–29).
Почему с народа собиралась десятина для священников и левитов?
Когда израильский народ пришёл в землю обетованную, Господь разделил всю землю между коленами Израиля. Каждому колену Он дал свой удел. Но не все 12 колен получили землю, а только 11. Левиты – то есть потомки Левия – не получили земельного удела в земле обетованной, поскольку Господь избрал их и отделил на служение Богу: Чис.18:22–24 «…сыны Израилевы не должны впредь приступать к скинии собрания, чтобы не понести греха и не умереть: пусть левиты исправляют службы в скинии собрания и несут на себе грех их. Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Израилевых они не получат удела; так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела». Нав.18:7 «…а левитам нет части между вами, ибо священство Господне есть удел их».
Куда сдавались десятины?
Втор.12:5–7, 11–12, 17–18 «… но к месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите, и туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши, и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши, и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота вашего; и ешьте там пред Господом, Богом вашим, и веселитесь вы и семейства ваши о всем, что делалось руками вашими, чем благословил тебя Господь, Бог твой. …тогда, какое место изберет Господь, Бог ваш, чтобы пребывать имени Его там, туда приносите всё, что я заповедую вам: всесожжения ваши и жертвы ваши, десятины ваши и возношение рук ваших, и все, избранное по обетам вашим, что вы обещали Господу; и веселитесь пред Господом, Богом вашим, вы и сыны ваши, и дочери ваши, и рабы ваши, и рабыни ваши, и левит, который посреди жилищ ваших, ибо нет ему части и удела с вами. … Нельзя тебе есть в жилищах твоих десятины хлеба твоего, и вина твоего, и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, и всех обетов твоих, которые ты обещал, и добровольных приношений твоих, и возношения рук твоих; но ешь сие пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, – ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, который в жилищах твоих, и веселись пред Господом, Богом твоим, о всем, что делалось руками твоими».
Данный отрывок свидетельствует о том, что Господь заповедал израильтянам приносить свои десятины в Иерусалимский храм – место обитания Господа Бога.
Пророк Малахия призывал неверных в десятине и приношении израильтян принести всё, что они задолжали Богу, в «дом хранилища» – в дом Божий: Мал.3:8–12 «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: “чем обкрадываем мы Тебя?” Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ – обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф. И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф».
Год десятины
Втор.26:12–15 «Когда ты отделишь все десятины произведений земли твоей в третий год, год десятин, и отдашь левиту, пришельцу, сироте и вдове, чтоб они ели в жилищах твоих и насыщались, тогда скажи пред Господом Богом твоим: я отобрал от дома моего святыню и отдал ее левиту, пришельцу, сироте и вдове, по всем повелениям Твоим, которые Ты заповедал мне: я не преступил заповедей Твоих и не забыл; я не ел от нее в печали моей, и не отделял её в нечистоте, и не давал из нее для мёртвого; я повиновался гласу Господа Бога моего, исполнил всё, что Ты заповедал мне; призри от святого жилища Твоего, с небес, и благослови народ Твой, Израиля, и землю, которую Ты дал нам – так как Ты клялся отцам нашим дать нам землю, в которой течет молоко и мёд». Данный отрывок свидетельствует о том, что каждый третий год считался годом десятины. В этот год десятины собирались по месту жительства и складывались в поместный накопитель десятины для того, чтобы кормить местных левитов, пришельцев, сирот и вдов.
Дополнительные места Писания о десятине:
Неем.10:32–39 «И поставили мы себе в закон давать от себя по трети сикля в год на потребности для дома Бога нашего: на хлебы предложения, на всегдашнее хлебное приношение и на всегдашнее всесожжение, на субботы, на новомесячия, на праздники, на священные вещи и на жертвы за грех для очищения Израиля, и на все, совершаемое в доме Бога нашего. И бросили мы жребии о доставке дров, священники, левиты и народ, когда которому поколению нашему в назначенные времена, из года в год, привозить их к дому Бога нашего, чтоб они горели на жертвеннике Господа Бога нашего, по написанному в законе. И обязались мы каждый год приносить в дом Господень начатки с земли нашей и начатки всяких плодов со всякого дерева; также приводить в дом Бога нашего к священникам, служащим в доме Бога нашего, первенцев из сыновей наших и из скота нашего, как написано в законе, и первородное от крупного и мелкого скота нашего. И начатки из молотого хлеба нашего и приношений наших, и плодов со всякого дерева, вина и масла мы будем доставлять священникам в кладовые при доме Бога нашего и десятину с земли нашей левитам. Они, левиты, будут брать десятину во всех городах, где у нас земледелие. При левитах, когда они будут брать левитскую десятину, будет находиться священник, сын Аарона, чтобы левиты десятину из своих десятин отвозили в дом Бога нашего в комнаты, отделенные для кладовой, потому что в эти комнаты как сыны Израилевы, так и левиты должны доставлять приносимое в дар: хлеб, вино и масло. Там священные сосуды, и служащие священники, и привратники, и певцы. И мы не оставим дома Бога нашего».
Неем.12:44–45 «В тот же день приставлены были люди к кладовым комнатам для приношений начатков и десятин, чтобы собирать с полей при городах части, положенные законом для священников и левитов, потому что Иудеям радостно было смотреть на стоящих священников и левитов, которые совершали службу Богу своему и дела очищения и были певцами и привратниками по установлению Давида и сына его Соломона».
Ветхозаветная десятина являлась способом выражения благодарности Богу за всё, что человек имел, а также признанием того, что Господь является владельцем всего.
Почитание Господа материальными благами в Ветхозаветные времена являлось неотъемлемой частью поклонения, которое не оставалось незамеченным и невознаграждённым Богом: Притч.3:9–10 «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином».
Десятина с нетрудовых доходов (акций, инвестиций и т.д.) в Новом Завете
Как десятина описывается в Новом Завете — что Библия говорит о десятине с доходов от акций и разных инвестиций? Я изучал Библию, стараясь понять, если разница между десятиной, приносимой от первых плодов (под которыми я понимаю свою зарплату), и тем, чтобы «чтить Господа от имения своего» (дохода, образуемого от акций, инвестиций, пенсионных выплат и т.д.). Я обычно сдаю десятину пропорционально росту моего благосостояния. Очень хотелось бы понять, есть ли разница между «первыми плодами» и «имением», говоря языком Библии.
Ответ:
Вы, конечно, можете проводить параллель между «первыми плодами» и своими доходами в вопросах десятины, но чем вы подтвердите правомочность такого сопоставления? Учение о первых плодах тесно связано с сельских хозяйством, как и вся система десятины в Библии. Я надеюсь, вы не хотите, чтобы я во всех деталях разбирал здесь вопрос о десятине. Поэтому я ограничусь вопросом о том, должен ли христианин жертвовать церкви какую-то долю своих нетрудовых доходов (т.е. тех выплат, о которых упоминали).
Как Бог вознаграждает нас за пожертвования
Во 2 Послании к Коринфянам 9:6-15 Павел приводит некоторые весомые аргументы в пользу того, что Бог вознаграждает за пожертвования и что каждый христианин должен служить собственными материальными ресурсами.
1. «При этом скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (ст. 6)
Существуют законы жатвы, которые имеют место быть не только в природе, но и в духовной сфере. Павел, иллюстрирующий этот факт, обращает внимание на крестьянина, который занимается севом весной. Этот человек знает, что то, что он посеял весной, он будет собирать осенью. Таков один из простых, неизменных и очевидных законов.
Кроме того, любой фермер понимает, что урожайность будет определяться пропорционально сеянию. Если он будет нерадив и посеет скупо – пожнет скупо, а с другой стороны, если он будет предусмотрителен, чтобы посеять правильно и обильно, – соответственно и пожнет щедро.
Но это еще и важный принцип во всех областях христианской жизни, наиболее ярко проявляющийся в сфере благотворительности. Отдавать – это не вопрос расточительства, но сеяния. Это не потеря, но инвестиция. Понятно, что это еще и вопрос веры. Никакой фермер не сеет без наличия простой житейской веры, что осенью ему будет что собирать. Если бы у него не было веры, он бы не сеял вообще.
В Послании к Галатам Павел говорит конкретно о доходе путем пожертвований:
«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (6:7-9).
В этом отрывке, который преимущественно ассоциирован с предметом дарения, апостол указывает, что существуют два вида посева и, соответственно, два вида урожая.
Есть сев, жатва от которого есть плоть:
«Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление» (Гал. 6:8).
От такого рода «благотворительности» нет дохода. Плотской христианин тратит свои ресурсы, чтобы удовлетворить личные желания. Такой человек не должен ожидать что-то от Господа. Это своего рода «коррумпированный бизнес».
Иными словами, те, которые, возможно, были бы вознаграждены, а им кажется, что они вкладывают в работу Господа, на самом деле ничего и не производят для Царства Небесного, разве что строят нечто из сена и соломы, что сгорит в огне при испытании на судилище Христовом (см. 1 Кор. 3:12-15). И если тщательно проанализировать ситуацию с христианскими вложениями, то причины, так сказать, «невнимания» со стороны Бога кроются, прежде всего, в наших мотивах. Что мы даем Господу, как даем и почему – вот вопросы, заслуживающие нашего пристального внимания. Также немаловажным является значение отдаваемого человеком Богу.
Коснувшись негативного момента, апостол указывает затем, что есть сев, который сеется для духовной жатвы:
«Сеющий в дух от Духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:8).
Этот урожай возможен только для тех, кто будет верно, подлинно по-христиански распоряжаться своими ресурсами. И когда мы реагируем на веяние Духа в любви, сознательно управляем служением пожертвованиями, то мы начинаем добавлять проценты в сокровищницу вечной жизни, которую мы уже имеем во Христе. Уже имеем, потому что никто не может заслужить дар вечной жизни по личным делам праведности,
«ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8-9).
Существует целый блок цитат из Писания, который показывает, что мы можем добавить к духовному капитал, так сказать, натуральный капитал через служение даяния. И нет более такой сферы христианской жизни, где бы так полно и всесторонне реализовывался потенциал даров Божьих, чем в жертвенном даянии. Познакомьте меня со скупым христианином, и я покажу вам человека, чья христианская жизнь засохла. С другой стороны, приведите меня к верующему, который вкусил радость личной жертвенности, и я укажу на человека, являющегося одним из примеров плодотворной христианской жизни.
Я убежден, что одна из причин, почему дьявол вызывает сопротивление и недовольство среди некоторых представителей народа Божьего заключается в том, что эти христиане порой не знают, как верно осуществить это важное служение. Сердцевина Евангелия — это принцип жертвенности. Небеса никогда не могли быть обогащены сообществом искупленных, если бы Иисус не отдал Себя, даже до смерти крестной. И, в том же плане рассуждая, мы никогда не сможем обогатить церковь или нашу личную жизнь без жертвенности. Нет плода без служения пожертвованиями.
2. «Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (ст. 7)
Благотворительность, жертвенное даяние – это не только дисциплина, развивающая способность к плодотворной жизни, но это и служение, дающее радость. Недовольство всегда связано со скупостью, а радость и веселый нрав идет рука об руку с великодушием. Познав такую радость, Павел говорит, что благотворительность должна осуществляться сознательно, с готовностью нашего сердца:
«Каждый [уделяй] по расположению сердца».
Бог дал довольно подробную инструкцию, как мы должны уделять:
«В первый день недели каждый из вас пусть откладывает у себя и сберегает сколько позволит ему состояние» (1 Кор. 16:2).
Степень нашего процветания выдает истинный смысл нашего целеполагания и планирования. «Нерасположенность» сердца предполагает невнимательность и бездушие, а, следовательно, безрадостное состояние. Всякое действие в нашем христианском опыте – это, в том числе, углубление радостного состояния. Так что будем жертвовать с великодушием.
Кроме того, мы должны давать без огорчения. Признайтесь: кто из нас не испытывал действие духа нежелания и даже бунта, когда полагал, что жертвовать на дело Бога – очередная обязаловка? А благотворительность с раздраженным сердцем – это не жертва. Потому нет ни радости, ни урожая от подобного сеяния. В этом случае Бог позволяет нам принести наше нежелание отдавать (а такого рода раскаяние Бог требует и заслуживает) к кресту, пока в наших душах не родится это желание жертвовать с радостью и бескорыстно.
Заметим, что есть и такая категория верующих, которые жертвуют, руководствуясь мотивом: «А что другие подумают об мне, если я воздерживаюсь от материального служения». Будет ли испытывать такой человек наслаждение и радость?
Бог тем более не оценит подобные вложения. Ведь Его цель – научить христиан давать с радостью и доброхотно, а не для сохранения репутации, статуса, доброго имени того или иного члена церкви.
Господь Иисус Христос сформулировал так радость от умения отдавать:
«Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35).
Интересно, что это удивительное заявление вы не найдете в письменных Евангелиях. И все же Павел использует его в послании к пресвитерам Ефеса, чтобы дома их имели благословение, которое приходит через служение давать и жертвовать. Он говорит фактически, что, если только эти братья будут научены принципу радости через пожертвования, их жизнь будет по-настоящему счастливой.
В каждой поместной церкви Иисуса Христа есть люди, которые готовы поделиться свидетельством, как претворяется этот духовный закон в их жизни. Они никогда не знали, что такое по-настоящему радоваться, пока не научились давать по расположению сердца, без огорчения и принуждения.
3. «Бог же силен обогатить вас всякой благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (ст.
Чудо изобилия случается тогда, когда мы отдаем, а не когда берем. Другими словами, когда Бог может доверять Своему народу деньги, тогда Он следит за тем, чтобы у нас всегда был достаток для нас самих и еще больше для других. Поэтому апостол цитирует Псалом 112:9, чтобы подтвердить этот Божественный принцип:
«Как написано: «Расточил, раздал нищим; правда его пребывает вовек» (2 Кор. 9:9).
Этот закон не изменился с тех времен. Повторюсь, мы отдаем Богу, Который Сам отвечает на наши личные потребности: «Чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство».
Бог Илии – это все тот же Бог и сегодня. Когда пророк предоставил себя под Божье руководство, он никогда не испытывал нужды, хотя земля страдала от голода. И даже когда поток Хораф высох и вороны перестали приносить свою ежедневную трапезу, Бог усмотрел Илии хлеб насущный:
«Встань, и пойди в Сарепту сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине, вдове, кормить тебя» (3 Цар. 17:9).
Позже Давид мог свидетельствовать:
«Я был молод и состарился, и не видел праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36:25).
В дни земного пребывания нашего Господа Он представил аргумент Своим ученикам вопросом:
«Когда Я посылал вас без мешка, и без сумы, и без обуви, имели ли вы в чем недостаток?» Они отвечали: «Ни в чем» (Лк. 22:35).
Затем апостол Павел подводит итог:
«Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии, и в недостатке (Флп. 4:11-12).
И снова:
«Бог мой да восполнит всякую нужду вашу по богатству Своему в славе Христом Иисусом» (Флп. 4:19).
Итак, мы видим, что Бог берет на Себя не только обязательство удовлетворять наши личные потребности, но и умножать наши реальные ресурсы, «чтобы вы, всегда и во всем имели всякое довольство». Из этого стиха очевидно, что Бог лично отвечает и за меру, в какой эти ресурсы умножаются, ибо обетование ясно и точно: Он умножает семя, которое сеется. Поэтому можно смело сказать, что жертвовать – это не путь обнищания, но, напротив, – обогащения.
Действительно, Господь Иисус подтверждает, что жертвенность является гарантией обретения. Он говорит:
«Давайте, и дастся вам: мерой доброй, утрясенной, нагнетенной и переполненной отсыплют вам в лоно ваше; ибо какой мерой мерите, такой же отмерится и вам» (Лк. 6:38).
Это, конечно, не должно быть мотивом для служения, дабы нам не испортить всю этическую ценность закона. Но наш Господь предлагает эту уверенность: умение дарить и жертвовать – это вовсе не улица с односторонним движением. Это взаимный процесс, который может превратиться в широчайший поток благословений от Господа.
Есть времена, когда Бог может принять наши дарования и закладывает их, как сокровища на небесах. Ведь некоторые дают, не осмысливая причины (надо жертвовать и все!); другие дают реально, чтобы поправить свои дела; в то время как определенная часть людей дает из любви к Богу и после тщательного обдумывания, осознанно и доброхотно и, самое главное, без ожидания дивидендов с небес.
Кто-то сказал:
«Если вы хотите быть богатым – давайте; если вы хотите быть бедным – забирайте! Если вы хотите изобилия – расточайте; если вы хотите быть нуждающимся – складывайте свои сбережения в кубышку!»
Что ж, опыт жизни только показывает правоту этих слов, потому что Библия говорит:
«Иной сыплет щедро, и [ему] еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет. Благотворительная душа будет насыщена, и кто напоит [других], тот и сам напоен будет». (Прит. 11:24,25).
Бог способен увеличить плоды нашей праведности. Иными словами, Он мотивирует на то, чтобы мы отдавали, а затем использует дары, которыми Он благословил нас, чтобы стать плодами праведности для других. Сделаем акцент: люди, которым мы даем, благословляются не только материально, Бог благословляет их еще и духовно, потому что наши даяния приносят плод праведности. Это в высшем смысле сеяние в дух.
4. «Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу… Благодарение Богу за неизреченный дар Его!» (ст. 10,11,15)
Благодарность – это потрясающая часть христианского управления ресурсами. Когда Бог работает в наших сердцах, материальное даяние превращается в поклонение. Тогда мы, действительно, испытываем благодать. Нет большего доказательства для человека об исполнении Духом, чем его хвала Богу. Когда Павел увещевает верующих в Ефесе: «Исполняйтесь Духом» (5:18), то тут же добавляет: «Благодаря всегда за все Бога и Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа (5:20).
И поэтому Библия дает понять, что нет большего обогащения человеческой личности в совокупности, чем дух благодарности. Ведь нашим главным приобретением на небесах будет поклонение и хвала Богу. Давайте вспомним, что самые проникновенные мысли мы находим в Новом Завете в словах апостола, что Бог
«предопределив усыновить нас Себе через Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которой Он облагодатствовал нас в Возлюбленном» (Еф. 1:5,6).
Благословение, исходящее из служения пожертвованиями, влечет за собой благодарение. Таким образом, Павел заключает в этих двух главах свое великое учение о христианском управлении ресурсами в сочетании с высоким понятием благодарности. Он показывает, что это вознаграждение удовлетворяет душу,
«чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу».
Нет ничего прекраснее в мире, чем благодарность Богу, которая приходит через наши способности обогащать других. Этот уровень благодарности редко встречается у сегодняшних христиан, но это часть Божьей цели для Его детей. Его собственное сердце никогда не было удовлетворено, пока Он не отдал все, чтобы искупить человечество, так и истинный верующий никогда не сможет быть по-настоящему удовлетворенным, пока не достигнет точки, когда осознает, что живет ради другого, наполняя собственную душу благодарениями Богу.
Павел выражает эту благодарность, когда он говорит:
«Благодарю давшего мне силу Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулителем, и гонителем, и обидчиком, но помилован потому, что [так] поступал по неведению, в неверии» (1 Тим. 1:12,13).
Высшей причиной его благодарения было то, что Бог избавил его от фанатичного эгоцентризма и религиозной жестокости, чтобы служить другим во славу Божью.
Эта благодарность не только удовлетворяет душу, но и назидает церковь:
«Ибо дело служения этого не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт этого служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христа и за искреннее общение с ними и со всеми» (2 Кор. 9:12,13).
Через благодарность не только назидается церковь в служении хвалы, но и в служении молитвой, ибо Павел продолжает говорить:
«Молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточную в вас благодать Божию» (2 Кор. 9:14).
Далее, я хочу заметить, что благодарность за вознаграждение от пожертвований, в конечном счете, возвеличивает Господа:
«Благодарение Богу за неизреченный дар Его!» (2 Кор. 9:15).
Это поистине кульминационный момент, высвечивающий весь предмет служения пожертвованиями. Каждый раз, отдавая с благодарностью, мы можем отражать Того Бога, Который отдал Своего Единородного Сына для спасения людей. Апостол еще больше раскрывает тему, заявив:
«Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетой» (2 Кор. 8:9).
Через эти слова мы достигаем понятия великой незаслуженной милости. Бог послал нам Своего Сына из славных небес – в земной мрак. На глубочайшем уровне мы знакомимся с невероятной нищетой, на которую Господь наш пошел, чтобы мы могли быть введены в богатство Его благодати. Теперь всякий раз, когда мы даем, мы отражаем самопожертвование Бога, и это должно наполнять нас несказанной благодарностью нашему Господу.
Кто из нас не желает прожить плодотворную жизнь, полную радости, пользы и благодарности? Но Павел утверждает, что это не может произойти и не произойдет, пока мы не узнаем, как отдавать, и не только себя и свои духовные дары для служения, но и все, что составляет нашу собственность (имущество, финансы и т.д.).
Действительно, чем больше мы изучаем эту тему, тем больше становится очевидным, что истинная мера готовности повиноваться Господу Иисусу Христу – это мера нашей дисциплины и преданности в христианском сообществе. Мы можем говорить вплоть до Судного дня о том, что стали христианами, но мы практически бесполезны, пока не покажем свидетельство своего повиновения через наше материальное служение.
Стефан Ф. Олфорд, газета «Мирт»
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!
III. Десятина вне Ветхого и Нового заветов
Десятина – не является нововведением Ветхозаветного Закона, как думают и утверждают многие. Практика даяния десятой части дохода Богу существовала у многих народов древнего мира. Об этом свидетельствует факт, что Авраам (по национальности халдей) отдал десятую часть добычи Мелхиседеку – «царю Салимскому» и «священнику Бога Всевышнего». Об этом сказано в Быт.14:17–20 «Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская; и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, – и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего».
Позже Иаков поклялся отдать Богу десятину из всего, что у него есть, если Бог прибудет с ним во все дни, дарует ему пропитание и в мире вернёт его в дом отца: Быт.28:20–22 «И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, – то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть». Заметьте, это произошло задолго до Закона, который Бог дал народу Израилеву через Моисея. Таким образом, мы видим, что учение о десятине не ограничивается повелением Ветхозаветного Закона. А стало быть, учение о десятине не может быть отменено Новым Заветом.