Десятина в Новом Завете: вопросы о пожертвованиях в Библии

Библейские вопросы и ответы

Опубликовано 01.11.2011

У меня есть вопрос насчет пожертвований в церкви — меня интересует десятина в Новом Завете. Я хотел бы написать вам о нескольких комментариях, которые вы сделали по поводу десятины на вашем сайте. Прежде всего, позвольте мне сказать, что я ценю ваш подход к проблемам неопределенных вопросов. С вашим очевидным интеллектом и образованием вы, конечно, оставляете у читателей ощущение, что их личные убеждения действительно имеют значение. Я опять же согласен с вами по этому вопросу.

Во-вторых, позвольте мне сказать, что десятина не описывается в Новом Завете. Любой аргумент на этот счет необходим больше, чем какой-либо отрывок для подтверждения чьей-то позиции. Я обеспокоен вашим комментарием на отрывок из Евангелия от Матфея о том, что десятина находится под вопросом:

Горе вам, учители закона и фарисеи, лицемеры! Ибо отдаёте десятую часть урожая аниса, мяты и тмина Богу, но пренебрегаете более важными учениями закона: справедливостью, милосердием и верой. Но именно это следует исполнять, не пренебрегая и тем. (От Матфея 23:23)

Вы заявляете: «Иисус говорит с евреями, живущими по старому закону. Я не уверен, что стоит пытаться обратить эти слова к нам».

Предпосылка, которую вы выдвинули – что это не применимо из-за того, что это было время пред-Нового Завета. Иисус, конечно, не одобряет и не отказывается от нее. Хотя поверхностно комментируя Матфея 23 как отрывок о десятине, Я понимаю Вашу точку зрения. Однако предположение есть предположение.

Поэтому, принимая ваши рассуждения, любой отрывок в Евангелиях должен рассматриваться в рамках Ветхого Завета, т.к. Новый Завет не был установлен до дня Пятидесятницы. Это означало бы, что Иоанна 13:34-35 на самом деле не новозаветное учение, потому что оно было сказано при законах Ветхого Завета. Матфея 28:18-20 нельзя применять, т.к. это было сказано до дня Пятидесятницы.

Также я думаю, что вы ошибаетесь в том, что апостолы использовали Ветхий Завет в ряде случаев для поддержки новозаветных учений, например, для поддержки служителей. Библия говорит, что все, что написано было прежде, написано нам в наставление (Римлянам 15:4). В Ветхом Завете есть много удивительных параллелей с Новым Заветом, например, строительство храма и спасение душ, которые стали живым храмом Божиим. Я просто хочу сказать, что иногда вы можете быть слишком простым. Предположение есть предположение.

Ответ:

Десятина в Новом Завете и современная практика церкви

Хорошая точка зрения. Я бы только сделал следующее различие: весь Ветхий Завет – это слово Бога для нас, но не весь Ветхий Завет – это заповедь Бога для нас, христиан. Если заповедь не повторяется в Новом Завете, мы свободны от ее исполнения.

Странно, что нет никакого упоминания о десятине в книге Деяний или посланиях отцов церкви. Иоанна 13:34-35, Матфея 28:19-20 и т.д. написаны до дня Пятидесятницы, но появляются в различных формах в писаниях после дня Пятидесятницы. Кроме того, они предполагают новый порядок вещей; тогда как в Евангелии от Матфея 23 главе Иисус комментирует старый порядок вещей. Видите ли вы разницу?

Интересно, что очень мало исследователей Библии считают, что Новый Завет учит о десятине. Кто больше всего учит этому? Церковные лидеры – те, кто продвигают различные церковные программы. Многие христианские церкви и конфессии защищают эту практику. И все же я считаю, что это больше от прагматизма, чем от теологии.

Даглас Джакоби, 3 декабря, 2003 года

Перевод: Ольга Куроедова

I. Учение вет­хо­за­вет­ного закона о деся­тине:

Что счи­та­лось деся­ти­ной?

Лев.27:30–32 «И всякая деся­тина на земле из семян земли и из плодов дерева при­над­ле­жит Гос­поду: это свя­тыня Гос­подня; если же кто захо­чет выку­пить деся­тину свою, то пусть при­ло­жит к цене ее пятую долю. И всякую деся­тину из круп­ного и мел­кого скота, из всего, что про­хо­дит под жезлом деся­тое, должно посвя­щать Гос­поду; не должно раз­би­рать, хоро­шее ли то, или худое, и не должно заме­нять его; если же кто заме­нит его, то и само оно и замен его будет свя­ты­нею и не может быть выкуп­лено».

Данный отры­вок сви­де­тель­ствует о том, что деся­тина от земли вклю­чает в себя: – деся­тую часть от плода земли, – деся­тую часть от плода дере­вьев и – деся­тую часть от плода скота.

Каково было пред­на­зна­че­ние деся­тины?

Чис.18:21–32 «…а сынам Левия, вот, Я дал в удел деся­тину из всего, что у Изра­иля, за службу их, за то, что они отправ­ляют службы в скинии собра­ния; и сыны Изра­и­левы не должны впредь при­сту­пать к скинии собра­ния, чтобы не поне­сти греха и не уме­реть: пусть левиты исправ­ляют службы в скинии собра­ния и несут на себе грех их. Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Изра­и­ле­вых они не полу­чат удела; так как деся­тину сынов Изра­и­ле­вых, кото­рую они при­но­сят в воз­но­ше­ние Гос­поду, Я отдаю леви­там в удел, потому и сказал Я им: между сынами Изра­и­ле­выми они не полу­чат удела. И сказал Гос­подь Моисею, говоря: объяви леви­там и скажи им: когда вы будете брать от сынов Изра­и­ле­вых деся­тину, кото­рую Я дал вам от них в удел, то воз­но­сите из нее воз­но­ше­ние Гос­поду, деся­тину из деся­тины, – и вме­нено будет вам это воз­но­ше­ние ваше, как хлеб с гумна и как взятое от точила; так и вы будете воз­но­сить воз­но­ше­ние Гос­поду из всех деся­тин ваших, кото­рые будете брать от сынов Изра­и­ле­вых, и будете давать из них воз­но­ше­ние Гос­подне Аарону свя­щен­нику; из всего, дару­е­мого вам, воз­но­сите воз­но­ше­ние Гос­поду, из всего луч­шего освя­ща­е­мого. И скажи им: когда вы при­не­сете из сего лучшее, то это вме­нено будет леви­там, как полу­ча­е­мое с гумна и полу­ча­е­мое от точила; вы можете есть это на всяком месте, вы и семей­ства ваши, ибо это вам плата за работы ваши в скинии собра­ния; и не поне­сете за это греха, когда при­не­сете лучшее из сего; и посвя­ща­е­мого сынами Изра­и­ле­выми не осквер­ните, и не умрете».

Данный отры­вок сви­де­тель­ствует о пред­на­зна­че­нии деся­тины народа Изра­и­лева. Деся­тина должна была пойти на нужды Свя­щен­ни­ков и Леви­тов – слу­жи­те­лей в скинии собра­ния, а позже – Храма Божия. Об этом же сви­де­тель­ствует Иез.44:29–30 «Они [левиты] будут есть от хлеб­ного при­но­ше­ния, от жертвы за грех и жертвы за пре­ступ­ле­ние; и все закля­тое у Изра­иля им же при­над­ле­жит. И начатки из всех плодов ваших и вся­кого рода при­но­ше­ния, из чего ни состо­яли бы при­но­ше­ния ваши, при­над­ле­жат свя­щен­ни­кам; и начатки моло­того вами отда­вайте свя­щен­нику, чтобы над домом твоим почи­вало бла­го­сло­ве­ние».

Итак, деся­тина изра­иль­тян шла на под­дер­жа­ния суще­ство­ва­ния и слу­же­ние леви­тов. Левиты же в свою оче­редь были при­званы отда­вать Богу деся­тину с полу­чен­ной деся­тины. Деся­тина леви­тов шла на дота­цию свя­щен­ни­ков: «И сказал Гос­подь Моисею, говоря: объяви леви­там и скажи им: когда вы будете брать от сынов Изра­и­ле­вых деся­тину, кото­рую Я дал вам от них в удел, то воз­но­сите из нее воз­но­ше­ние Гос­поду, деся­тину из деся­тины, – и вме­нено будет вам это воз­но­ше­ние ваше, как хлеб с гумна и как взятое от точила; так и вы будете воз­но­сить воз­но­ше­ние Гос­поду из всех деся­тин ваших, кото­рые будете брать от сынов Изра­и­ле­вых, и будете давать из них воз­но­ше­ние Гос­подне Аарону свя­щен­нику; из всего, дару­е­мого вам, воз­но­сите воз­но­ше­ние Гос­поду, из всего луч­шего освя­ща­е­мого» (Чис.18:25–29).

Почему с народа соби­ра­лась деся­тина для свя­щен­ни­ков и леви­тов?

Когда изра­иль­ский народ пришёл в землю обе­то­ван­ную, Гос­подь раз­де­лил всю землю между коле­нами Изра­иля. Каж­дому колену Он дал свой удел. Но не все 12 колен полу­чили землю, а только 11. Левиты – то есть потомки Левия – не полу­чили земель­ного удела в земле обе­то­ван­ной, поскольку Гос­подь избрал их и отде­лил на слу­же­ние Богу: Чис.18:22–24 «…сыны Изра­и­левы не должны впредь при­сту­пать к скинии собра­ния, чтобы не поне­сти греха и не уме­реть: пусть левиты исправ­ляют службы в скинии собра­ния и несут на себе грех их. Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Изра­и­ле­вых они не полу­чат удела; так как деся­тину сынов Изра­и­ле­вых, кото­рую они при­но­сят в воз­но­ше­ние Гос­поду, Я отдаю леви­там в удел, потому и сказал Я им: между сынами Изра­и­ле­выми они не полу­чат удела». Нав.18:7 «…а леви­там нет части между вами, ибо свя­щен­ство Гос­подне есть удел их».

Куда сда­ва­лись деся­тины?

Втор.12:5–7, 11–12, 17–18 «… но к месту, какое избе­рет Гос­подь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пре­бы­вать имени Его там, обра­щай­тесь и туда при­хо­дите, и туда при­но­сите все­со­жже­ния ваши, и жертвы ваши, и деся­тины ваши, и воз­но­ше­ние рук ваших, и обеты ваши, и доб­ро­воль­ные при­но­ше­ния ваши, и пер­вен­цев круп­ного скота вашего и мел­кого скота вашего; и ешьте там пред Гос­по­дом, Богом вашим, и весе­ли­тесь вы и семей­ства ваши о всем, что дела­лось руками вашими, чем бла­го­сло­вил тебя Гос­подь, Бог твой. …тогда, какое место избе­рет Гос­подь, Бог ваш, чтобы пре­бы­вать имени Его там, туда при­но­сите всё, что я запо­ве­дую вам: все­со­жже­ния ваши и жертвы ваши, деся­тины ваши и воз­но­ше­ние рук ваших, и все, избран­ное по обетам вашим, что вы обе­щали Гос­поду; и весе­ли­тесь пред Гос­по­дом, Богом вашим, вы и сыны ваши, и дочери ваши, и рабы ваши, и рабыни ваши, и левит, кото­рый посреди жилищ ваших, ибо нет ему части и удела с вами. … Нельзя тебе есть в жили­щах твоих деся­тины хлеба твоего, и вина твоего, и елея твоего, и пер­вен­цев круп­ного скота твоего и мел­кого скота твоего, и всех обетов твоих, кото­рые ты обещал, и доб­ро­воль­ных при­но­ше­ний твоих, и воз­но­ше­ния рук твоих; но ешь сие пред Гос­по­дом, Богом твоим, на том месте, кото­рое избе­рет Гос­подь, Бог твой, – ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и при­ше­лец, кото­рый в жили­щах твоих, и весе­лись пред Гос­по­дом, Богом твоим, о всем, что дела­лось руками твоими».

Данный отры­вок сви­де­тель­ствует о том, что Гос­подь запо­ве­дал изра­иль­тя­нам при­но­сить свои деся­тины в Иеру­са­лим­ский храм – место оби­та­ния Гос­пода Бога.

Пророк Мала­хия при­зы­вал невер­ных в деся­тине и при­но­ше­нии изра­иль­тян при­не­сти всё, что они задол­жали Богу, в «дом хра­ни­лища» – в дом Божий: Мал.3:8–12 «Можно ли чело­веку обкра­ды­вать Бога? А вы обкра­ды­ва­ете Меня. Ска­жете: “чем обкра­ды­ваем мы Тебя?” Деся­ти­ною и при­но­ше­ни­ями. Про­кля­тием вы про­кляты, потому что вы – весь народ – обкра­ды­ва­ете Меня. При­не­сите все деся­тины в дом хра­ни­лища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испы­тайте Меня, гово­рит Гос­подь Саваоф: не открою ли Я для вас отвер­стий небес­ных и не изолью ли на вас бла­го­сло­ве­ния до избытка? Я для вас запрещу пожи­ра­ю­щим истреб­лять у вас плоды земные, и вино­град­ная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, гово­рит Гос­подь Саваоф. И бла­жен­ными назы­вать будут вас все народы, потому что вы будете землею вожде­лен­ною, гово­рит Гос­подь Саваоф».

Год деся­тины

Втор.26:12–15 «Когда ты отде­лишь все деся­тины про­из­ве­де­ний земли твоей в третий год, год деся­тин, и отдашь левиту, при­шельцу, сироте и вдове, чтоб они ели в жили­щах твоих и насы­ща­лись, тогда скажи пред Гос­по­дом Богом твоим: я ото­брал от дома моего свя­тыню и отдал ее левиту, при­шельцу, сироте и вдове, по всем пове­ле­ниям Твоим, кото­рые Ты запо­ве­дал мне: я не пре­сту­пил запо­ве­дей Твоих и не забыл; я не ел от нее в печали моей, и не отде­лял её в нечи­стоте, и не давал из нее для мёрт­вого; я пови­но­вался гласу Гос­пода Бога моего, испол­нил всё, что Ты запо­ве­дал мне; призри от свя­того жилища Твоего, с небес, и бла­го­слови народ Твой, Изра­иля, и землю, кото­рую Ты дал нам – так как Ты клялся отцам нашим дать нам землю, в кото­рой течет молоко и мёд». Данный отры­вок сви­де­тель­ствует о том, что каждый третий год счи­тался годом деся­тины. В этот год деся­тины соби­ра­лись по месту житель­ства и скла­ды­ва­лись в помест­ный нако­пи­тель деся­тины для того, чтобы кор­мить мест­ных леви­тов, при­шель­цев, сирот и вдов.

Допол­ни­тель­ные места Писа­ния о деся­тине:

Неем.10:32–39 «И поста­вили мы себе в закон давать от себя по трети сикля в год на потреб­но­сти для дома Бога нашего: на хлебы пред­ло­же­ния, на все­гдаш­нее хлеб­ное при­но­ше­ние и на все­гдаш­нее все­со­жже­ние, на суб­боты, на ново­ме­ся­чия, на празд­ники, на свя­щен­ные вещи и на жертвы за грех для очи­ще­ния Изра­иля, и на все, совер­ша­е­мое в доме Бога нашего. И бро­сили мы жребии о доставке дров, свя­щен­ники, левиты и народ, когда кото­рому поко­ле­нию нашему в назна­чен­ные вре­мена, из года в год, при­во­зить их к дому Бога нашего, чтоб они горели на жерт­вен­нике Гос­пода Бога нашего, по напи­сан­ному в законе. И обя­за­лись мы каждый год при­но­сить в дом Гос­по­день начатки с земли нашей и начатки всяких плодов со вся­кого дерева; также при­во­дить в дом Бога нашего к свя­щен­ни­кам, слу­жа­щим в доме Бога нашего, пер­вен­цев из сыно­вей наших и из скота нашего, как напи­сано в законе, и пер­во­род­ное от круп­ного и мел­кого скота нашего. И начатки из моло­того хлеба нашего и при­но­ше­ний наших, и плодов со вся­кого дерева, вина и масла мы будем достав­лять свя­щен­ни­кам в кла­до­вые при доме Бога нашего и деся­тину с земли нашей леви­там. Они, левиты, будут брать деся­тину во всех горо­дах, где у нас зем­ле­де­лие. При леви­тах, когда они будут брать левит­скую деся­тину, будет нахо­диться свя­щен­ник, сын Аарона, чтобы левиты деся­тину из своих деся­тин отво­зили в дом Бога нашего в ком­наты, отде­лен­ные для кла­до­вой, потому что в эти ком­наты как сыны Изра­и­левы, так и левиты должны достав­лять при­но­си­мое в дар: хлеб, вино и масло. Там свя­щен­ные сосуды, и слу­жа­щие свя­щен­ники, и при­врат­ники, и певцы. И мы не оста­вим дома Бога нашего».

Неем.12:44–45 «В тот же день при­став­лены были люди к кла­до­вым ком­на­там для при­но­ше­ний начат­ков и деся­тин, чтобы соби­рать с полей при горо­дах части, поло­жен­ные зако­ном для свя­щен­ни­ков и леви­тов, потому что Иудеям радостно было смот­реть на сто­я­щих свя­щен­ни­ков и леви­тов, кото­рые совер­шали службу Богу своему и дела очи­ще­ния и были пев­цами и при­врат­ни­ками по уста­нов­ле­нию Давида и сына его Соло­мона».

Вет­хо­за­вет­ная деся­тина явля­лась спо­со­бом выра­же­ния бла­го­дар­но­сти Богу за всё, что чело­век имел, а также при­зна­нием того, что Гос­подь явля­ется вла­дель­цем всего.

Почи­та­ние Гос­пода мате­ри­аль­ными бла­гами в Вет­хо­за­вет­ные вре­мена явля­лось неотъ­ем­ле­мой частью покло­не­ния, кото­рое не оста­ва­лось неза­ме­чен­ным и невоз­на­граж­дён­ным Богом: Притч.3:9–10 «Чти Гос­пода от имения твоего и от начат­ков всех при­быт­ков твоих, и напол­нятся жит­ницы твои до избытка, и точила твои будут пере­ли­ваться новым вином».

Десятина с нетрудовых доходов (акций, инвестиций и т.д.) в Новом Завете

Как десятина описывается в Новом Завете — что Библия говорит о десятине с доходов от акций и разных инвестиций? Я изучал Библию, стараясь понять, если разница между десятиной, приносимой от первых плодов (под которыми я понимаю свою зарплату), и тем, чтобы «чтить Господа от имения своего» (дохода, образуемого от акций, инвестиций, пенсионных выплат и т.д.). Я обычно сдаю десятину пропорционально росту моего благосостояния. Очень хотелось бы понять, есть ли разница между «первыми плодами» и «имением», говоря языком Библии.

Ответ:

Вы, конечно, можете проводить параллель между «первыми плодами» и своими доходами в вопросах десятины, но чем вы подтвердите правомочность такого сопоставления? Учение о первых плодах тесно связано с сельских хозяйством, как и вся система десятины в Библии. Я надеюсь, вы не хотите, чтобы я во всех деталях разбирал здесь вопрос о десятине. Поэтому я ограничусь вопросом о том, должен ли христианин жертвовать церкви какую-то долю своих нетрудовых доходов (т.е. тех выплат, о которых упоминали).

Как Бог вознаграждает нас за пожертвования

Во 2 Послании к Коринфянам 9:6-15 Павел приводит некоторые весомые аргументы в пользу того, что Бог вознаграждает за пожертвования и что каждый христианин должен служить собственными материальными ресурсами.

1. «При этом скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (ст. 6)

Существуют законы жатвы, которые имеют место быть не только в природе, но и в духовной сфере. Павел, иллюстрирующий этот факт, обращает внимание на крестьянина, который занимается севом весной. Этот человек знает, что то, что он посеял весной, он будет собирать осенью. Таков один из простых, неизменных и очевидных законов.

Кроме того, любой фермер понимает, что урожайность будет определяться пропорционально сеянию. Если он будет нерадив и посеет скупо – пожнет скупо, а с другой стороны, если он будет предусмотрителен, чтобы посеять правильно и обильно, – соответственно и пожнет щедро.

Но это еще и важный принцип во всех областях христианской жизни, наиболее ярко проявляющийся в сфере благотворительности. Отдавать – это не вопрос расточительства, но сеяния. Это не потеря, но инвестиция. Понятно, что это еще и вопрос веры. Никакой фермер не сеет без наличия простой житейской веры, что осенью ему будет что собирать. Если бы у него не было веры, он бы не сеял вообще.

В Послании к Галатам Павел говорит конкретно о доходе путем пожертвований:

«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (6:7-9).

В этом отрывке, который преимущественно ассоциирован с предметом дарения, апостол указывает, что существуют два вида посева и, соответственно, два вида урожая.

Есть сев, жатва от которого есть плоть:

«Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление» (Гал. 6:8).

От такого рода «благотворительности» нет дохода. Плотской христианин тратит свои ресурсы, чтобы удовлетворить личные желания. Такой человек не должен ожидать что-то от Господа. Это своего рода «коррумпированный бизнес».

Иными словами, те, которые, возможно, были бы вознаграждены, а им кажется, что они вкладывают в работу Господа, на самом деле ничего и не производят для Царства Небесного, разве что строят нечто из сена и соломы, что сгорит в огне при испытании на судилище Христовом (см. 1 Кор. 3:12-15). И если тщательно проанализировать ситуацию с христианскими вложениями, то причины, так сказать, «невнимания» со стороны Бога кроются, прежде всего, в наших мотивах. Что мы даем Господу, как даем и почему – вот вопросы, заслуживающие нашего пристального внимания. Также немаловажным является значение отдаваемого человеком Богу.

Коснувшись негативного момента, апостол указывает затем, что есть сев, который сеется для духовной жатвы:

«Сеющий в дух от Духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:8).

Этот урожай возможен только для тех, кто будет верно, подлинно по-христиански распоряжаться своими ресурсами. И когда мы реагируем на веяние Духа в любви, сознательно управляем служением пожертвованиями, то мы начинаем добавлять проценты в сокровищницу вечной жизни, которую мы уже имеем во Христе. Уже имеем, потому что никто не может заслужить дар вечной жизни по личным делам праведности,

«ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8-9).

Существует целый блок цитат из Писания, который показывает, что мы можем добавить к духовному капитал, так сказать, натуральный капитал через служение даяния. И нет более такой сферы христианской жизни, где бы так полно и всесторонне реализовывался потенциал даров Божьих, чем в жертвенном даянии. Познакомьте меня со скупым христианином, и я покажу вам человека, чья христианская жизнь засохла. С другой стороны, приведите меня к верующему, который вкусил радость личной жертвенности, и я укажу на человека, являющегося одним из примеров плодотворной христианской жизни.

Я убежден, что одна из причин, почему дьявол вызывает сопротивление и недовольство среди некоторых представителей народа Божьего заключается в том, что эти христиане порой не знают, как верно осуществить это важное служение. Сердцевина Евангелия — это принцип жертвенности. Небеса никогда не могли быть обогащены сообществом искупленных, если бы Иисус не отдал Себя, даже до смерти крестной. И, в том же плане рассуждая, мы никогда не сможем обогатить церковь или нашу личную жизнь без жертвенности. Нет плода без служения пожертвованиями.

2. «Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (ст. 7)

Благотворительность, жертвенное даяние – это не только дисциплина, развивающая способность к плодотворной жизни, но это и служение, дающее радость. Недовольство всегда связано со скупостью, а радость и веселый нрав идет рука об руку с великодушием. Познав такую радость, Павел говорит, что благотворительность должна осуществляться сознательно, с готовностью нашего сердца:

«Каждый [уделяй] по расположению сердца».

Бог дал довольно подробную инструкцию, как мы должны уделять:

«В первый день недели каждый из вас пусть откладывает у себя и сберегает сколько позволит ему состояние» (1 Кор. 16:2).

Степень нашего процветания выдает истинный смысл нашего целеполагания и планирования. «Нерасположенность» сердца предполагает невнимательность и бездушие, а, следовательно, безрадостное состояние. Всякое действие в нашем христианском опыте – это, в том числе, углубление радостного состояния. Так что будем жертвовать с великодушием.

Кроме того, мы должны давать без огорчения. Признайтесь: кто из нас не испытывал действие духа нежелания и даже бунта, когда полагал, что жертвовать на дело Бога – очередная обязаловка? А благотворительность с раздраженным сердцем – это не жертва. Потому нет ни радости, ни урожая от подобного сеяния. В этом случае Бог позволяет нам принести наше нежелание отдавать (а такого рода раскаяние Бог требует и заслуживает) к кресту, пока в наших душах не родится это желание жертвовать с радостью и бескорыстно.

Заметим, что есть и такая категория верующих, которые жертвуют, руководствуясь мотивом: «А что другие подумают об мне, если я воздерживаюсь от материального служения». Будет ли испытывать такой человек наслаждение и радость?

Бог тем более не оценит подобные вложения. Ведь Его цель – научить христиан давать с радостью и доброхотно, а не для сохранения репутации, статуса, доброго имени того или иного члена церкви.

Господь Иисус Христос сформулировал так радость от умения отдавать:

«Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35).

Интересно, что это удивительное заявление вы не найдете в письменных Евангелиях. И все же Павел использует его в послании к пресвитерам Ефеса, чтобы дома их имели благословение, которое приходит через служение давать и жертвовать. Он говорит фактически, что, если только эти братья будут научены принципу радости через пожертвования, их жизнь будет по-настоящему счастливой.

В каждой поместной церкви Иисуса Христа есть люди, которые готовы поделиться свидетельством, как претворяется этот духовный закон в их жизни. Они никогда не знали, что такое по-настоящему радоваться, пока не научились давать по расположению сердца, без огорчения и принуждения.

3. «Бог же силен обогатить вас всякой благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (ст. 8)

Чудо изобилия случается тогда, когда мы отдаем, а не когда берем. Другими словами, когда Бог может доверять Своему народу деньги, тогда Он следит за тем, чтобы у нас всегда был достаток для нас самих и еще больше для других. Поэтому апостол цитирует Псалом 112:9, чтобы подтвердить этот Божественный принцип:

«Как написано: «Расточил, раздал нищим; правда его пребывает вовек» (2 Кор. 9:9).

Этот закон не изменился с тех времен. Повторюсь, мы отдаем Богу, Который Сам отвечает на наши личные потребности: «Чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство».

Бог Илии – это все тот же Бог и сегодня. Когда пророк предоставил себя под Божье руководство, он никогда не испытывал нужды, хотя земля страдала от голода. И даже когда поток Хораф высох и вороны перестали приносить свою ежедневную трапезу, Бог усмотрел Илии хлеб насущный:

«Встань, и пойди в Сарепту сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине, вдове, кормить тебя» (3 Цар. 17:9).

Позже Давид мог свидетельствовать:

«Я был молод и состарился, и не видел праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36:25).

В дни земного пребывания нашего Господа Он представил аргумент Своим ученикам вопросом:

«Когда Я посылал вас без мешка, и без сумы, и без обуви, имели ли вы в чем недостаток?» Они отвечали: «Ни в чем» (Лк. 22:35).

Затем апостол Павел подводит итог:

«Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии, и в недостатке (Флп. 4:11-12).

И снова:

«Бог мой да восполнит всякую нужду вашу по богатству Своему в славе Христом Иисусом» (Флп. 4:19).

Итак, мы видим, что Бог берет на Себя не только обязательство удовлетворять наши личные потребности, но и умножать наши реальные ресурсы, «чтобы вы, всегда и во всем имели всякое довольство». Из этого стиха очевидно, что Бог лично отвечает и за меру, в какой эти ресурсы умножаются, ибо обетование ясно и точно: Он умножает семя, которое сеется. Поэтому можно смело сказать, что жертвовать – это не путь обнищания, но, напротив, – обогащения.

Действительно, Господь Иисус подтверждает, что жертвенность является гарантией обретения. Он говорит:

«Давайте, и дастся вам: мерой доброй, утрясенной, нагнетенной и переполненной отсыплют вам в лоно ваше; ибо какой мерой мерите, такой же отмерится и вам» (Лк. 6:38).

Это, конечно, не должно быть мотивом для служения, дабы нам не испортить всю этическую ценность закона. Но наш Господь предлагает эту уверенность: умение дарить и жертвовать – это вовсе не улица с односторонним движением. Это взаимный процесс, который может превратиться в широчайший поток благословений от Господа.

Есть времена, когда Бог может принять наши дарования и закладывает их, как сокровища на небесах. Ведь некоторые дают, не осмысливая причины (надо жертвовать и все!); другие дают реально, чтобы поправить свои дела; в то время как определенная часть людей дает из любви к Богу и после тщательного обдумывания, осознанно и доброхотно и, самое главное, без ожидания дивидендов с небес.

Кто-то сказал:

«Если вы хотите быть богатым – давайте; если вы хотите быть бедным – забирайте! Если вы хотите изобилия – расточайте; если вы хотите быть нуждающимся – складывайте свои сбережения в кубышку!»

Что ж, опыт жизни только показывает правоту этих слов, потому что Библия говорит:

«Иной сыплет щедро, и [ему] еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет. Благотворительная душа будет насыщена, и кто напоит [других], тот и сам напоен будет». (Прит. 11:24,25).

Бог способен увеличить плоды нашей праведности. Иными словами, Он мотивирует на то, чтобы мы отдавали, а затем использует дары, которыми Он благословил нас, чтобы стать плодами праведности для других. Сделаем акцент: люди, которым мы даем, благословляются не только материально, Бог благословляет их еще и духовно, потому что наши даяния приносят плод праведности. Это в высшем смысле сеяние в дух.

4. «Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу… Благодарение Богу за неизреченный дар Его!» (ст. 10,11,15)

Благодарность – это потрясающая часть христианского управления ресурсами. Когда Бог работает в наших сердцах, материальное даяние превращается в поклонение. Тогда мы, действительно, испытываем благодать. Нет большего доказательства для человека об исполнении Духом, чем его хвала Богу. Когда Павел увещевает верующих в Ефесе: «Исполняйтесь Духом» (5:18), то тут же добавляет: «Благодаря всегда за все Бога и Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа (5:20).

И поэтому Библия дает понять, что нет большего обогащения человеческой личности в совокупности, чем дух благодарности. Ведь нашим главным приобретением на небесах будет поклонение и хвала Богу. Давайте вспомним, что самые проникновенные мысли мы находим в Новом Завете в словах апостола, что Бог

«предопределив усыновить нас Себе через Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которой Он облагодатствовал нас в Возлюбленном» (Еф. 1:5,6).

Благословение, исходящее из служения пожертвованиями, влечет за собой благодарение. Таким образом, Павел заключает в этих двух главах свое великое учение о христианском управлении ресурсами в сочетании с высоким понятием благодарности. Он показывает, что это вознаграждение удовлетворяет душу,

«чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу».

Нет ничего прекраснее в мире, чем благодарность Богу, которая приходит через наши способности обогащать других. Этот уровень благодарности редко встречается у сегодняшних христиан, но это часть Божьей цели для Его детей. Его собственное сердце никогда не было удовлетворено, пока Он не отдал все, чтобы искупить человечество, так и истинный верующий никогда не сможет быть по-настоящему удовлетворенным, пока не достигнет точки, когда осознает, что живет ради другого, наполняя собственную душу благодарениями Богу.

Павел выражает эту благодарность, когда он говорит:

«Благодарю давшего мне силу Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулителем, и гонителем, и обидчиком, но помилован потому, что [так] поступал по неведению, в неверии» (1 Тим. 1:12,13).

Высшей причиной его благодарения было то, что Бог избавил его от фанатичного эгоцентризма и религиозной жестокости, чтобы служить другим во славу Божью.

Эта благодарность не только удовлетворяет душу, но и назидает церковь:

«Ибо дело служения этого не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт этого служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христа и за искреннее общение с ними и со всеми» (2 Кор. 9:12,13).

Через благодарность не только назидается церковь в служении хвалы, но и в служении молитвой, ибо Павел продолжает говорить:

«Молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточную в вас благодать Божию» (2 Кор. 9:14).

Далее, я хочу заметить, что благодарность за вознаграждение от пожертвований, в конечном счете, возвеличивает Господа:

«Благодарение Богу за неизреченный дар Его!» (2 Кор. 9:15).

Это поистине кульминационный момент, высвечивающий весь предмет служения пожертвованиями. Каждый раз, отдавая с благодарностью, мы можем отражать Того Бога, Который отдал Своего Единородного Сына для спасения людей. Апостол еще больше раскрывает тему, заявив:

«Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетой» (2 Кор. 8:9).

Через эти слова мы достигаем понятия великой незаслуженной милости. Бог послал нам Своего Сына из славных небес – в земной мрак. На глубочайшем уровне мы знакомимся с невероятной нищетой, на которую Господь наш пошел, чтобы мы могли быть введены в богатство Его благодати. Теперь всякий раз, когда мы даем, мы отражаем самопожертвование Бога, и это должно наполнять нас несказанной благодарностью нашему Господу.

Кто из нас не желает прожить плодотворную жизнь, полную радости, пользы и благодарности? Но Павел утверждает, что это не может произойти и не произойдет, пока мы не узнаем, как отдавать, и не только себя и свои духовные дары для служения, но и все, что составляет нашу собственность (имущество, финансы и т.д.).

Действительно, чем больше мы изучаем эту тему, тем больше становится очевидным, что истинная мера готовности повиноваться Господу Иисусу Христу – это мера нашей дисциплины и преданности в христианском сообществе. Мы можем говорить вплоть до Судного дня о том, что стали христианами, но мы практически бесполезны, пока не покажем свидетельство своего повиновения через наше материальное служение.

Стефан Ф. Олфорд, газета «Мирт»

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

III. Деся­тина вне Вет­хого и Нового заве­тов

Деся­тина – не явля­ется ново­вве­де­нием Вет­хо­за­вет­ного Закона, как думают и утвер­ждают многие. Прак­тика даяния деся­той части дохода Богу суще­ство­вала у многих наро­дов древ­него мира. Об этом сви­де­тель­ствует факт, что Авраам (по наци­о­наль­но­сти халдей) отдал деся­тую часть добычи Мел­хи­се­деку – «царю Салим­скому» и «свя­щен­нику Бога Все­выш­него». Об этом ска­зано в Быт.14:17–20 «Когда он воз­вра­щался после пора­же­ния Кедор­лао­мера и царей, бывших с ним, царь Содом­ский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина цар­ская; и Мел­хи­се­дек, царь Салим­ский, вынес хлеб и вино, – он был свя­щен­ник Бога Все­выш­него, – и бла­го­сло­вил его, и сказал: бла­го­сло­вен Аврам от Бога Все­выш­него, Вла­дыки неба и земли; и бла­го­сло­вен Бог Все­выш­ний, Кото­рый предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему деся­тую часть из всего».

Позже Иаков поклялся отдать Богу деся­тину из всего, что у него есть, если Бог при­бу­дет с ним во все дни, дарует ему про­пи­та­ние и в мире вернёт его в дом отца: Быт.28:20–22 «И поло­жил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохра­нит меня в пути сем, в кото­рый я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире воз­вра­щусь в дом отца моего, и будет Гос­подь моим Богом, – то этот камень, кото­рый я поста­вил памят­ни­ком, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, дару­ешь мне, я дам Тебе деся­тую часть». Заметьте, это про­изо­шло задолго до Закона, кото­рый Бог дал народу Изра­и­леву через Моисея. Таким обра­зом, мы видим, что учение о деся­тине не огра­ни­чи­ва­ется пове­ле­нием Вет­хо­за­вет­ного Закона. А стало быть, учение о деся­тине не может быть отме­нено Новым Заве­том.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]