«К гробу шли всю ночь». Священника Дмитрия Смирнова похоронили за алтарём в родном храме


Подготовка тела к погребению

Подготовка тела к погребению начинается с омовения, оно у священников и епископов происходит в одном порядке. Сначала трое священнослужителей обтирают умершего. Движения должны быть обязательно крестообразными. Затем тело оборачивают тканью. Через некоторое время умершего натирают маслом. Проведя все эти процедуры усопшего священника одевают в богослужебные одежды. Человека укладывают в гроб, прячут под воздухом лицо, в левую ладонь взгромождают Евангелие, а в правую — распятие.

Особенности отпевания

Над телом умершего мирянина поется «Господи, помилуй» и «Трисвятая песнь», а также читается канон «Последование по исходу души от тела». При отпевании иерея выбирают другой канон.

Первая молитва, начинающаяся со слов «Боже духов и всякие плоти», является общей для всех почивших, поэтому ее произносят и над мирянами, и над скончавшимися православными священниками. На похоронах служителей Господа после первого, второго и третьего чтения Евангелия дополнительно читаются еще три молитвы об упокоении. В первой – живые обращаются к Богу Отцу с просьбой даровать покой умершему. Вторая молитва – благодарность Иисусу Христу. Третья – обращена к Святой Троице и содержит моление упокоить душу почившего и даровать утешение всем живым.

Над телом священника также читаются четыре Апостола (богослужебная книга) и четыре Евангелия, которые прерываются пением антифонов, напоминающих о благодати, которой удостоится усопший в Царстве Божием. В завершении звучит разрешительная молитва, свиток с ее текстом вкладывается в руку умершего.

Если по пути от храма до кладбища над телом мирянина поют «Святый Боже», то над телом священника – ирмосы великого канона «Помощник и Покровитель».

Кто такой покойник и почему люди его боятся

Специалисты считают, что тревога, которую вызывает покойник, является проявлением расстройства психики. Сложно объяснить причины паники. Когда фобия напоминает о себе, не получается овладеть действиями, мыслительным процессом.

Выделяют причины, по которым люди боятся покойников:

  1. Смесь угнетающего эмоционального фона, негативных впечатлений по причине неприятных воспоминаний порождает страх, сожаление.
  2. Пугают внешние изменения тела после смерти. Вид покойника, даже если умер вследствие естественных причин, отличается от живого. Неестественными выглядят осунувшееся лицо, синеватая кожа, от тела начинает пахнуть формалином. Если человека убили или он обезображен в результате аварии, пролежал долго в тепле или найден зимой с обморожениями и почерневшими конечностями, внешний вид умершего будет пугающим. Даже опытные люди, имеющие дело с трупами (полицейские, врачи, сотрудники морга) не всегда способны быть хладнокровными перед переменами во внешности мертвых.
  3. Покойники ассоциируется с мистикой, тонкими мирами, символ паранормальных явлений.

Смерть – явление, считающееся неизведанным, в сознании рождаются испуг, желание отстраниться от усопшего.

Крестный ход и колокольный перезвон

Тело мирянина принято выносить близким людям, но не родственникам. А вот тело иерея несут обязательно священники в белых одеяниях. Перед гробом священнослужителя несут Священное писание, хоругви и крест, что делает похоронную процессию похожей на крестный ход.

Колокольный перезвон совершается на похоронах и мирян, и священников. Но если при погребении мирян звучит сначала перебор малых колоколов, а потом вступает большой колокол, а каждый круг такого перебора завершается одновременным ударом во все колокола, что символизирует конец земной жизни человека, то похороны иерея сопровождаются иным колокольным перезвоном. При чтении Евангелия во время отпевания в колокол ударяют столько раз, сколько раз прочитано Евангелие. При внесении гроба в храм, а также после разрешительной молитвы и погребения звучит трезвон.

Закрытие лица

Если на лоб умершего мирянина кладут венчик с изображением Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи, то лицо священника целиком закрывают воздýхом – специальным богослужебным платом. Его накладывают в конце омовения. С ним же умершего священника и предают земле. Эта традиция описана в «Большом Требнике» епископа Константинопольской церкви Петра Могилы, а восходит она ко времени погребения Иисуса Христа. Его тело было полностью укутано в плащаницу, а лицо закрыто сударём – платом для утирания пота. Закрывать лицо принято и монахам.

Подобная традиция объясняется еще и тем, что в процессе похорон душа умершего обращается к Господу. И ничто не должно отвлекать ее. Поэтому плат, скрывающий лицо почившего священнослужителя от присутствующих на похоронах, становится своеобразной преградой для общения с миром живых.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]