В России защитился первый кандидат теологических наук


В Русской Православной Церкви

До начала XIX года стройной общей системы аттестации в православных духовных учебных заведениях Русской Церкви не было и ученые степени присуждались в каждой школе в соответствии со своим уставом. Первая попытка согласования уставов духовных академий с общегосударственными нормами присвоения ученых степеней произошла в 1814 года. В результате священнослужителям по единым правилам стали присуждать ученые степени «кандидат богословия

«, «
магистр богословия
» и «
доктор богословия
«. Первые две из них присваивались выпускникам духовных академий по результатам учебы и полученным знаниям. Степень доктора богословия могла быть присуждена только на основании защиты диссертации.

В 1869 году был принят новый устав духовных академий, а с ним и новый порядок присвоения степеней. Степень кандидата богословия стала присваиваться студентам, окончившим три, а магистерская – четыре курса обучения. Эти степени обозначили лишь разные классы академических дипломов.

С 1884 года наиболее успешно окончившим духовные академии присваивались степени, а остальным — звания «действительный студент

«, что было идентично университетским дипломам. Магистерская степень в этом случае была свидетельством получения высшего богословского образования. С 1884 года по результатам защиты диссертаций присуждались степени: «
доктор богословия
«, «
доктор церковной истории
» и «
доктор канонического права
«, хотя были и исключения.

В России защитился первый кандидат теологических наук


Протоиерей Павел Хондзинский. Фото: Православный Свято-Тихоновский университет/Александр Филиппов Российская наука достигла очередного рубежа. В стране появился первый кандидат теологических наук. Им стал протоиерей Павел Хондзинский — декан богословского факультета Православного Свято-Тихоновского университета, сообщает РИА Новости. Специалист подготовил диссертацию по теме «Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, митрополита Московского». Интересно, что в качестве источника научного знания диссертант заявил в том числе свой «опыт веры и жизни теолога», то есть личные озарения и снизошедшие откровения.

Защита проходила в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия. За присуждение учёной степени проголосовал 21 из 22 присутствовавших членов Объединённого диссертационного совета по теологии. Диссертационный совет возглавляет учёный из Московского патриархата — митрополит Волоколамский Иларион. РИА Новости отмечает, что автореферат диссертации получил четыре положительных и пять отрицательных отзывов. По мнению критиков, научный метод автора «основан на личностном опыте веры и жизни теолога», что не является приемлемым.

Например, заведующий лабораторией Изучения информационных процессов на клеточном и молекулярном уровнях в Институте проблем передачи информации РАН, доктор биологических наук Юрий Панчин написал в своей рецензии следующее:

Соискатель заявляет, что используемый «научно-теологический метод конституируется: 1) специфическим (уникальным) предметом и источником теологического знания; 2) подразумеваемым ими же личностным опытом веры и жизни теолога; 3) свойственным всем гуманитарным наукам набором рациональных операций»…. Мы полагаем, что такой подход противоречит нормам научного исследования, принятым в том числе системой государственной аттестации научных работников Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Главное, чему мы учим студентов и аспирантов в наших научных лабораториях, — это не принимать на веру никакие непроверенные, непроверяемые и необоснованные предположения. А еще мы учим тому, что в науке не существует абсолютных авторитетов и данных, полученных путем озарения и откровения… Для нас важно, что использование «личностного опыта веры и жизни» теолога дискриминирует исследователей и специалистов, проводящих научную экспертизу в государственных институтах и комиссиях, которые не имеют требуемого опыта веры…
Является ли мой «личностный опыт веры» в Деда Мороза в детстве достаточным для соблюдения указанного требования?

(согласно текстовой трансляции, во время зачитывания этого отзыва при словах «Дед Мороз» присутствующие стали возмущённо переглядываться)
Философы, однако, благосклонно отнеслись к такому источнику научного знания: «В работе (Хондзинского — ред.) обоснована близость ряда методов, которые не принадлежат только теологии, но подчеркивается личностный характер богословского знания, оно не может быть всецело рационализировано. Впрочем, и в рамках философского знания известно немало учений, ориентированных на личностное начало, а кроме того, трудно представить себе исследователя, который в своей научной деятельности (во всяком случае в области гуманитарных наук) так или иначе не исходил бы из личных мировоззренческих предпосылок», — сказал академик Российской академии образования, доктор философских наук Александр Корольков, официальный оппонент протоиерея Павла Хондзинского. По поводу вышепроцитированного отрицательного отзыва Юрия Панчина он добавил: «Диссертация написана квалифицированным специалистом. Она философская. Не понимаю, какое отношение к ней имеет доктор биологических наук. Хотя, насколько знаю, и Иван Петрович Павлов когда-то не противопоставлял себя религии, и Вернадский был религиозен. К несчастью, у нас в стране очень не любят православные настроения. Мы целую эпоху с этим прожили. Переубедить невозможно».

К нему присоединился коллега-философ, доктор философских наук Валерий Саврей из МГУ: «Отрицательные отзывы не несут никакой ценности. Научной ценностью могут обладать только отзывы тех, кто специализируется в анализируемых областях знания. Есть пять признаков подлинного эксперта, и критики-биологи им не соответствуют», — заявил он.

Ни один из авторов критических отзывов на защите не присутствовал. Голосование за присуждение учёной степени оказалось положительным.


Защита кандидатской работы по теологии в стенах Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени Кирилла и Мефодия в центре Москвы, 1 июня 2017 года. Фото: Павел Котляр/«Газета.Ru»

Защита кандидатской диссертации Ходзинского вызвала необычно большой интерес общественности. В зале присутствовало около 70 человек — представителей церкви, научного сообщества и СМИ. На входе в зал


. Сам учёный оказался не очень готов к такому вниманию: «Вы знаете, я сейчас думаю, что больше никогда участвовать в таком мероприятии не буду. Очень много крови стоит», — сказал Павел Хондзинский. Однако он выразил надежду, что в ближайшее время свои кандидатские и докторские диссертации смогут защитить и другие богословы-учёные, которые «в советское время писали в стол, думая, что наступит перестройка и столько всего можно будет опубликовать, но этого не случилось». Теперь у них появилась такая возможность.

В октябре 2015 года президиум Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки одобрил паспорт научной специальности «теология». Принципиальное отличие теологии от религиоведения в том, что теолог изучает религию не снаружи, а изнутри — поэтому это совершенно особая научная дисциплина. Кандидатом наук по теологии не может быть атеист, так же как музыковедом не может быть человек, никогда не слушавший музыку (аргументация Хондзинского).

В 2021 году были созданы диссертационный и экспертный советы и стала возможна защита работ по теологии. Первый диссертационный совет создали на базе МГУ, РАНХиГС, Общецерковной аспирантуры и докторантуры и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Сейчас выражают претензии представители мусульманской общины, потому что защита работ возможна только по православной теологии.

В англоязычном мире

В ряде православных учебных заведений возникших в англоязычном мире вошла в употребление общепринятая местная система религиозных учебных степеней. Обыкновенно в ходу трехступенчатая система — «бакалавр

«, «
магистр
» и «
доктор
«, с присовокуплением сферы специализации. Так, на 2014 год одна из наиболее значительных православных высших духовных школ англоязычного мира — Свято-Владимирская духовная семинария в Крествуде, штат Нью-Йорк — предлагала три магистрские и одну докторскую программы с четырьмя специализациями:
богословие
(Theology),
пастырство
(Divinity),
искусство
(Arts) и
служение
(Ministry) [1].

Зарождение[ | ]

В отличие от Запада, для преподавания богословия в средневековой Руси образцами служили школы Византии (например, Константинопольский университет) и Болгарии и, возможно, Англии и Ирландии.

Вначале в русских землях существовали школы начального обучения — дьяковские, с учителем псаломщиком, а также школы при храмах и монастырях, где учили чтению, письму, счёту, церковному пению. 2-я пол. XVI века является временем бурного развития протестантских (кальвинистских, арианских, социнианских и т. д.) и католических школ на западнорусских землях (первые иезуитские коллегии появились в Вильно и Ярослав(л)е (Галицком) в 1570 и 1571), причём ввиду отсутствия православного богословского образования православные[1] шляхтичи и богатые русские охотно отдавали детей в эти школы, особенно в иезуитские коллегии, где иезуиты обещали не заниматься прозелитизмом, но на практике оказалось, что многие выпускники или переходили в римокатоличество, или становились сторонниками унии, хотя многие известны и как ревнители православия (Например, Хмельницкий). Острожская славяно-греко-латинская школа, основанная в 1576 году князем Константином Острожским как альтернатива инославному теологическому образованию, стала первой православной высшей школой в Восточной Европе. Первые Братские школы известны как вузы в 1585 году при Львовском Успенском (Львовская братская школа) в центре Русского воеводства Польши и Виленском Троицком братствах. Именно эти вузы играли ведущую роль в образовательной системе православного богословия до появления Киево-Могилянской коллегии (1632). Братские школы были созданы также в Бресте (1591), Могилёве (1590—1592), при Рогатинском (1589), Городокском (1591), Перемышльском (1592), Комарнинском (1592), Бельском (1594), Люблинском (1594), Каменец-Подольском (90-е годы XVI века), Галичском (кон. XVI века) братствах. На организацию этих братств и их школ оказывало непосредственное влияние Львовское братство, направлявшее учителей, выкупившее типографию первопечатника Ивана Фёдорова, снабжавшее другие братства и школы и все русские земли, в том числе, Русское государство, книгами из собственной типографии. В XVII веке число школ увеличилось: в 1609 году существовала школа при Львовском Богоявленском братстве, в 1613 году открылась школа при Минском Петропавловском 2-м братстве, в Киеве братская школа появилась в 1615 году в год учреждения Киевского братства, в Луцке — в 1619/20 году. В начале XVII века возникли братские школы в Замостье, Холме, Виннице, Немирове, Пинске. Школы с начальным обучением стали организовываться и при небольших сельских или местечковых братствах. Между братствами существовало тесное сотрудничество, в том числе, в сфере образования. Так, вначале Львовское братство посылало в Вильно учителей и книги, воспитанники виленского училища (Сильвестр Коссов, Исаия Трофимович-Козловский) преподавали во Львове; в 20-х годы XVII века многие учителя уехали из Львова в Киев. Типичным явлением были временные учителя и ученики, не имевшие постоянного места преподавания или обучения. Судьба братских школ на западнорусских землях была различна. На протяжении всего времени своего существования важнейшим центром духовного просвещения оставалась киевская школа, после преобразования в коллегию оказавшаяся в середине XVII века в составе Московского государства. Однако большинство братских школ потеряли своё значение, упадок братского просвещения начался в середине XVII века. В конце XVII — начале XVIII века многие братства под давлением католиков и униатов закрылись или приняли унию. До конце XVIII — начале XIX века продолжали существование братства в Бресте, Бельске, Вильно, Минске, Заблудове (теперь Белостокское воеводство Польши), Пинске, Слуцке, Мозыре и др. городах и местечках, но школы при братствах, по-видимому, закрылись или преподавание в них было низведено на уровень начального обучения грамоте. Ставропигийский институт, всегда придерживавшийся, как и Львовское братство, русофильской ориентации, был ликвидирован после присоединения Львова к СССР за отказ профессуры от признания себя украинцами[2][3]. Первой ставропигиальной духовной школой на Руси стала Киево-Могилянская академия (называвшаяся первоначально коллегией), созданная митрополитом Петром Могилой (Петру Мовилэ) в Киеве в середине XVII века по образцу коллегий Общества Иисуса, до 1592 года отличавшихся полным отрицанием расизма, национализма и русофобии. Пётр устроил независимо от киево-братской школы высшее училище «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках» (1631) при Киевской лавре, но когда братчики признали его блюстителем и опекуном своей школы и подчинили её исключительно власти Константинопольского патриарха, которого представлял в Киеве Пётр, он объединил свою лаврскую школу с братской. Первым ректором стал впоследствии первый русский доктор богословия Исаия Трофимович-Козловский. В XVII века Киево-Могилянская академия имела 8 классов, делившихся на младшее (4 класса), среднее (2 класса) и старшее (2 класса) отделения. Продолжительность обучения в академии доходила до 12 лет. В коллегии преподавались: славянские, греческий, латинский и польский языки, грамматика, риторика, пиитика (поэзия), философия, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, богословие. В младших и средних отделениях учащиеся назывались учениками (спудеями), преподаватели — учителями (дидаскалами); в двух старших отделениях — студентами и профессорами. Преподавание велось главным образом на латыни, церковнославянский язык использовался, в основном, только при богослужении. Ввиду отсутствия единого живого языка русских (старобелорусский язык не был уже живым и не был в ходу в Черниговско-Северской земле, присоединённой к Украине только в Смуту) в этой же коллегии по предложению А. Киселя на основе синтаксиса черниговско-курского диалекта был впоследствии разработан российский (нынешний русский) литературный язык и для преподавания богословия и свободных наук и, как предлагал Кисель, как перспективный единый государственный язык Московского государства и Речи Посполитой. План Киселя избрать московского государя королём Речи Посполитой — вассалом римского папы — в соответствии с православным принципом Симфонии означал пусть расплывчатую и широкую, но некую новую унию. Развитие всей этой многоконфессиональной и межконфессиональной учёности вначале не приветствовалось Московским государством, на границе которого в результате с конца 16 века стали не только крестить иудеев, но и проводить новое крещение вообще всех въезжающих из Речи Посполитой, хотя, например, обычно даже римокатоликам, как исповедующим наиболее близкую, халкидонскую веру, достаточно причащения. Положение кардинально изменилось только после присоединения Украины к России и введения в едином государстве патриархом Никоном нового единого обряда, основой которого стал обряд западнорусской церкви, что подняло авторитет западно-русских православных богословов, способных успешно спорить со старообрядцами разных направлений.

Таким образом, в России богословие исторически развивалось в рамках религиозных учебных заведений (духовных семинарий и академий), где преподавалось вместе с рядом прикладных дисциплин (устав, апологетика, церковное пение, пастырское богословие), в отличие от стран Запада, где теология всегда оставалась частью университетского образования, и на теологических факультетах многих университетов до сих пор остаются практические специализации для подготовки священников. По образцу западных университетов, сочетавших светское и духовное образование, после присоединения Украины в едином Московском государстве действовала только преобразованная позднее в Московскую духовную академию основанная по инициативе Симеона Полоцкого Славяно-греко-латинская академия (до реформ Платона (Левшина) в конце XVIII века — Славяно-Латинская, а во времена М. В. Ломоносова — Спасские школы). По уставу заведение называлось Гуманитарной академией Российского православного царства, во главе стояли греки братья Иоанникий и Софроний Лихуды — выпускники Падуанского университета. Академия должна была давать общее гуманитарное образование, изучались «семена мудрости» — науки духовные и гражданские, «начиная от грамматики, пиитики, риторики, диалектики, философии разумительной, естественной, нравной даже до богословия» — то есть, весь цикл школы от низших классов до высших. Предполагалось, что училище будет открыто для всех, независимо от социального положения. Учились от детей князей Одоевских до детей холопов, не говоря уже о свободных, в том числе, среди учащихся были Михаил Ломоносов, Леонтий Магницкий, Василий Тредиаковский, Пётр Постников и другие. По уставу в будущем, за исключением знати, только выпускники школы могли занимать государственные должности. Академия должна была получить широкую автономию — согласно уставу профессора и учащиеся подчинялись собственной юрисдикции. Но в 1694 году Лихуды были отстранены от преподавания в академии по предложению в своё время направившего их патриарха Досифея Иерусалимского, так как православное духовенство опасалось, как бы академия, куда Лихуды принимали на работу теологов, не стала проводником ересей, и, действительно, под влиянием теологии и схоластики её духовные лица поначалу вмешивались в светские дела и проводили экспертизу «на православие»[4][5].

Примечания[ | ]

  1. Бурьянов С. Светское образование на алтаре сакрализации власти // Портал-Credo.Ru, 15.11.2002
  2. 12Шахнович М.
    «Учение о боге» как объект профессиональной деятельности//Ежедневный журнал,27.02.2010 г.
  3. 123456
    из Государственного образовательного стандарта по специальности 020500 Теология, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 № 686
  4. 12
    См. напр. Что такое теология? Архивная копия от 5 ноября 2011 на Wayback Machine // Кафедра теологии Тульского государственного университета.
  5. 12
    Открытое письмо Президенту Российской Федерации Путину Владимиру Владимировичу
  6. 12
    Нормативные документы Министерства образования РФ. ПРИКАЗ от 06.04.2000 № 1010 Архивная копия от 25 октября 2010 на Wayback Machine копия приказа
  7. 12
    Минобрнауки России. Проект Приказа об утверждении и введении в действие федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (недоступная ссылка)
  8. 12
    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 49 от 17.01.2011 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 033400 Теология (квалификация (степень) „магистр Архивная копия от 19 апреля 2012 на Wayback Machine“)»//Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  9. 123
    Атеисты миролюбиво побранились с «людьми в рясах» // Портал-Credo.Ru, 9.08.2007
  10. Грэхэм Л., Кантор Ж.-М. (нем.)русск..
    Имена бесконечности. Правдивая история о религиозном мистицизме и математическом творчестве = Naming Infinity: A True Story of Religious Mysticism and Mathematical Creativity. — СПб.: Издательство ЕУСПб,, 2011. — 232 с. — ISBN 978-5-94380-114-3.
  11. 12
    Устав семинарии Архивированная копия
    (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 июня 2012. Архивировано 21 января 2013 года.
  12. 12
    Минобрнауки РФ не планирует вносить теологию в список научных специальностей// Интерфакс-Религия,19.02.2009 г.
  13. 123
    РПЦ выступает за право теологов на получение учёной степени // Газета.ру
  14. 12
    Российская академия наук отказалась включать теологию в перечень научных специальностей // Православие.Ru, 12.03.2009
  15. 123
    Обращение 1700 учёных к президенту РФ по поводу введения православия в школах и теологии в вузах// Портал-Credo.Ru 26.05.2008 г.
  16. 12
    Обращение представителей научной общественности к президенту РФ в связи с планами введения в школах курса «Основ православной культуры»
  17. Подтверждение документов об образовании (апостиль) (неопр.)
    .
    Рособрнадзор
    .
  18. 12
    Официально было заявлено о 227 подписавшихся, однако две подписи в обращении продублированы.
  19. Обращение 227 докторов и кандидатов наук к президенту РФ в связи со введением учёных степеней по теологии и преподаванием в школах дисциплин о религиях//Интерфакс-Религия,14.02. 2008 г
  20. * Мист С.
    Одним махом — «Десятерых»? Поговорим о странностях эпистолярного жанра 227 докторов и кандидатов наук, заступившихся за ОПК // Портал-Credo.Ru, 25.02.2008 г.
    • Данилов В., Мартынов К., Ульянова Л.
      227 учёных клерикалов // «Русский журнал», 19.02.2008
    • Новые попытки возобновить дискуссию о преподавании основ православной культуры в российских школах // Радио Свобода, 18.02.2008

  21. Перечень научных специальностей Архивировано 5 марта 2009 года.
  22. Комиссия при Министерстве образования и науки не включила теологию в список научных специальностей//Полит.ру,22.12.2008 г.
  23. В России утверждён государственный образовательный стандарт по теологии (неопр.)
    . «Интерфакс-Религия» (22 мая 2014). Дата обращения: 22 мая 2014.
  24. Приказ Минобрнауки России от 15 апреля 2014 г. № 317 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 48.06.01 Теология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» (pdf, 923.4KB)//Министерство образования и науки РФ. 27.11.2015 Архивная копия от 19 декабря 2021 на Wayback Machine.
  25. В России впервые создан диссовет по теологии, его возглавил митрополит Иларион // Интерфакс-Религия, 01.06.2016
  26. Теология стала научной специальностью в России (11 октября 2015).
  27. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 февраля 2014 г. № 125 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 48.04.01 Теология (уровень магистратуры)».
  28. Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039 (ред. от 20.04.2016) «О государственной аккредитации образовательной деятельности» (вместе с «Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности»)
  29. Апостилирование дипломов (неопр.)
    (недоступная ссылка).
    Образование России
    . Дата обращения: 18 ноября 2021. Архивировано 2 марта 2017 года.
  30. Варфоломей (Минин), иеромонах, Храмешин С. Н.
    Проект концепции создания и развития образовательных центров для монашествующих Русской Православной Церкви. — М.: Славяно-греко-латинская академия, 2014. — 48 с. — ISBN 978-1530562220.
  31. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.05.2016 № 601/нк «О выдаче разрешения на создание объединённого совета по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук на базе учреждения профессионального религиозного образования Русской Православной Церкви „Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия“, негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования „Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет“, федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования „Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова“, федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования „Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации“» Архивная копия от 7 августа 2016 на Wayback Machine
  32. В России защитили первую диссертацию по теологии (неопр.)
    .
    Интерфакс
    (1 июня 2017).
  33. Минобрнауки отклонило апелляцию учёных на защиту по теологии // , 8 сен 2017
  34. «Опубликована презентация „Трансформация системы духовного образования“»//Официальный сайт Учебного комитета РПЦ
  35. На решение о присуждении первой в России ученой степени по теологии подали апелляцию (неопр.)
    . Meduza (29 июля 2017).
  36. 12
    «Духовное образование на пороге перемен»//Патриархия.ru,21.06.2010 г.
  37. См. например: «Состоялось вручение диплома Honoris Causa» Архивная копия от 2 апреля 2015 на Wayback Machine.

Литература[ | ]

  • Польсков К. О.
    Теология и религиоведение в контексте возрождения гуманитарной науки в современной России // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. — 2006. — Вып. 3. — С. 20—27.
  • Элбакян Е. С.
    Процессы клерикализации в современной России // Материалы Международной научной конференции «Свобода религии и демократии: старые и новые вызовы», НАН Украины, Киев, 6 августа 2010.
  • Элбакян Е. С.
    Религиоведение и теология: к проблеме демаркации объектов исследования // Религиоведение. — № 1. — 2001.
  • Элбакян Е. С.
    Теология — не наука // Учёный совет. — М.: Просвещение, 2011. — № 3. — С. 24—26. — ISSN 2074-9953.
  • Круглый стол в редакции журнала на тему «В чём научность теологии?» (участвуют Ольга Васильева, Николай Гринцер, Аскольд Иванчик, Борис Кнорре, Светлана Коначева, Александр Кырлежев, Константин Польсков, Владислав Раздъяконов, Андрей Шишков) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2021. — № 3 (34). — С. 205—223. — ISSN 2073–7203.
  • Вяткин В. В.
    Между наукой и богословием // «-Религии», 2.06.2010
  • Элбакян Е. С.
    Профанная теология или профанация науки? // ReligioPolis, 24.02.2010
  • Свящ. Максим Козлов, В. А. Фёдоров.
    Академии духовные православные в России // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2000. — Т. I : « — Алексий Студит». — С. 349-352. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  • Сухова Н. Ю.
    Вертоград наук духовный: сборник статей по истории высшего духовного образования в России ХIХ — начала ХХ века — М. : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2007. — 382, [2] с. : портр. — ISBN 978-5-7429-0280-5
  • Ирина Кравцова.
    В России появился первый кандидат наук по специальности «теология». Как прошла защита и что об этом говорят ученые
    (неопр.)
    . Meduza (2 июня 2017).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]