МОСКВА, 15 апреля. /ТАСС/. Федеральные телеканалы 18-19 апреля будут в прямом эфире транслировать пасхальную службу из храма Христа Спасителя в Москве. На Первом канале, «России-1» и НТВ «Пасха Христова. Прямая трансляция» начнется 18 апреля в 23:30 мск, следует из программ передач телеканалов.
Телеканал «Спас» начнет трансляцию из храма Христа Спасителя в 23:00 по Москве. «Пасхальный эфир «Спаса» уже традиционно состоит из многочасового праздничного телемарафона, в котором наши зрители вместе с известными всем соотечественниками поздравляют друг друга и страну с главным днем в году, наблюдают и молятся вместе со всеми во время таинства схождения Благодатного огня, погружаются вместе с нашими авторами в смысл этого праздника, следят за насыщенной хроникой пасхальных событий по всему миру в прямом эфире, — сказал ТАСС генеральный директор канала Борис Корчевников. — Нынешние потрясения, конечно, внесут коррективы в этот эфир, но незначительные, — карантин не позволит сделать нам телевизионное событие прежнего масштаба, но не сможет умалить масштаб самой Пасхи — и вот он, пусть даже сдержанными телевизионными приемами, «на удаленке», будет все равно передан».
Транслировать пасхальную службу будет и телеканал «Союз».
Ресурсы, входящие в холдинг «Газпром медиа», обеспечат производство и передачу сигнала трансляций церковных богослужений из православных храмов Москвы и Санкт-Петербурга и пасхального богослужения в московском соборе Армянской апостольской церкви. Производство трансляций православных богослужений реализуется в партнерстве с Отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата. Все трансляции будут доступны по специальному адресу vera.premier.one.
Прямые трансляции богослужений из храмов российских регионов можно также смотреть на сайте православного журнала «Фома».
ПОВОЛЖЬЕ
Церковь Преображение г.Самара — 9:00 мск, 16:00 мск
Церковь Возрождение г.Тольятти — 10:00 мск
Церковь г.Ульяновск — 10:00 мск
Церковь Возрождение г.Набережные Челны — 10:00 мск, 16:00 мск
Евангельская церковь Христа г.Нижний Новгород — 10:00 мск
Церковь Благая Весть г.Самара — 9:00 мск
Церковь Согласие г.Пенза — 10:00 мск
Балашовская Библейская церковь — 10:00 мск
Церковь Возрождение г.Сызрань — 8:00 мск
Богоявленский кафедральный собор в Елохове
Согласие на обработку персональных данных
Пользователь, оставляя заявку, оформляя подписку, комментарий, запрос на обратную связь, регистрируясь либо совершая иные действия, связанные с внесением своих персональных данных на интернет-сайте https://elohov.ru, принимает настоящее Согласие на обработку персональных данных (далее – Согласие), размещенное по адресу https://elohov.ru/personal-data-usage-terms/.
Принятием Согласия является подтверждение факта согласия Пользователя со всеми пунктами Согласия. Пользователь дает свое согласие организации «МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД БОГОЯВЛЕНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА ГОР. МОСКВЫ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)», которой принадлежит сайт https://elohov.ru на обработку своих персональных данных со следующими условиями:
Пользователь дает согласие на обработку своих персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием. Согласие дается на обработку следующих персональных данных (не являющимися специальными или биометрическими): • фамилия, имя, отчество; • адрес(а) электронной почты; • иные данные, предоставляемые Пользователем.
Персональные данные пользователя не являются общедоступными.
1. Целью обработки персональных данных является предоставление полного доступа к функционалу сайта https://elohov.ru.
2. Основанием для сбора, обработки и хранения персональных данных являются: • Ст. 23, 24 Конституции Российской Федерации; • Ст. 2, 5, 6, 7, 9, 18–22 Федерального закона от 27.07.06 года №152-ФЗ «О персональных данных»; • Ст. 18 Федерального закона от 13.03.06 года № 38-ФЗ «О рекламе»; • Устав организации «МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД БОГОЯВЛЕНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА ГОР. МОСКВЫ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)»; • Политика обработки персональных данных.
3. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия с персональными данными: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение.
4. Передача персональных данных, скрытых для общего просмотра, третьим лицам не осуществляется, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5. Пользователь подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему.
6. Персональные данные хранятся и обрабатываются до момента ликвидации организации «МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД БОГОЯВЛЕНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА ГОР. МОСКВЫ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)». Хранение персональных данных осуществляется согласно Федеральному закону №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и иным нормативно правовым актам в области архивного дела и архивного хранения.
7. Пользователь согласен на получение информационных сообщений с сайта https://elohov.ru. Персональные данные обрабатываются до отписки Пользователя от получения информационных сообщений.
8. Согласие может быть отозвано Пользователем либо его законным представителем, путем направления Отзыва согласия на электронную почту – с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных». В случае отзыва Пользователем согласия на обработку персональных данных организация «МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД БОГОЯВЛЕНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА ГОР. МОСКВЫ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)» вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Пользователя при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. Удаление персональных данных влечет невозможность доступа к полной версии функционала сайта https://elohov.ru.
9. Настоящее Согласие является бессрочным, и действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п.7 и п.8 данного Согласия.
10. Место нахождения организации «МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД БОГОЯВЛЕНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА ГОР. МОСКВЫ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)» в соответствии с учредительными документами: 107066, город Москва, Спартаковская улица, 15.
Схождение Благодатного огня
Телеканал НТВ в 13:15 мск 18 апреля начнет вести прямую трансляцию схождения Благодатного огня из Иерусалима.
Как ранее сообщил глава департамента по делам диаспоры и мировых религий МИД Израиля Акива Тор, церемония пройдет «без присутствия паломников» и с «ограниченным количеством участников» из-за мер по предотвращению распространения коронавируса. После церемонии схождения представители Греческой православной церкви доставят огонь к Яффским воротам Старого города Иерусалима, где его получат представители посольств или другие уполномоченные лица. Затем делегации доставят огонь из Иерусалима в аэропорт Бен-Гурион, где его передадут представителям соответствующих стран, которые не смогут выйти из самолетов в связи с карантином.
В Россию огонь по традиции доставит делегация фонда Андрея Первозванного. Как ранее сообщили ТАСС в пресс-службе фонда, организовать массовую встречу Благодатного огня в аэропорту Внуково не представляется возможным, он будет принесен к началу Пасхального богослужения в храм Христа Спасителя.
Веб камера онлайн в реальном времени
Свято-Успенская Святогорская лавра (Донбасс)
Праздник Воскресения Христова, Святой Пасхи, занимает центральное место среди всех христианских праздников — «праздников праздник и торжество торжеств». Слово «Пасха» одначает «прехождение». В Ветхозаветной Церкви Пасхой назывался праздник, установленный в воспоминание исхода народа израильского из Египта и освобождения иудеев от египетского рабства. А в Церкви новозаветной — в знамение того, что Сам Сын Божий освободил нас от рабства смерти, от рабства греха и диавола. Воскресший Господь извел из ада души праведников, и верующим в Него дарует жизнь вечную. Все богослужение Святой Пасхи особенно торжественно и проникнуто одним чувством — ликующей радости о Воскресшем Господе. Праздничная Утреня предваряется крестным ходом. Священнослужители в белых облачениях выходят из алтаря с пением стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Крестный ход обходит вокруг храма, подобно женам-мироносицам, шедшим рано утром ко гробу Спасителя. Все молящиеся идут с возжженными свечами. Шествие останавливается перед закрытыми дверями храма, как бы у гроба Господня. И здесь же, на ступенях храма начинается праздничная Утреня: Настоятель после обычного возгласа, начинающего Утреню, вместе с остальными священнослужителями трижды поет тропарь Святой Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Затем тропарь этот трижды повторяется хором. Настоятель впервые произносит ликующее пасхальное приветствие «Христос воскресе!» Утреня продолжается стихами древних пророчеств царя Давида о Воскресении: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…». После каждого стиха хор поет тропарь «Христос воскресе…». После этого все входят в храм под пение праздничного тропаря. Исхождение из храма и закрытие его дверей символизирует еще и изгнание наших прародителей из рая. И лишь Христос Искупитель открыл для нас снова райские двери. Когда в начале Пасхальнй утрени отверзаюся вновь врата храма — это знаменует отверзение для рода человеческого райский дверей Христовой смертью и Воскресением. По входе в храм произносится великая ектения и затем поется пасхальный канон. Начало каждой песни канона запевается священнослужителями в алтаре. После каждой песни канона произносится малая ектения. После канона поется светилен: «Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли и упразднив смерть, Пасха нетления, мира спасение». Затем поются стихиры на Хвалитех и стихиры Пасхи. После чего все молящиеся в храме приветствуют друг друга пасхальным приветствием «Христос воскресе». Затем читается слово святителя Иоанна Златоуста на Пасху. Часы в праздник Пасхи и в Светлую седмицу состоят из пасхальных песнопений. Литургия начинается, как и утреня, по Пасхальному чину, пением стихов «Да воскреснет Бог…». Поются особые Пасхальные антифоны. Евангелие читается на разных языках. Вместо «Достойно есть» — задостойник Пасхи: «Ангел вопияше…». В конце литургии вместо пения «Благословен грядый во имя Господне…», «Видехом свет истинный…», вместо 33-го псалма поется «Христов воскресе». Царские врата не затворяются всю Светлую седмицу. Молитва «Царю Небесный» не поется до праздника Пятидесятницы ни на какой службе. На Пасхальном богослужении освящается артос — особый хлеб, на котором изображается крест или Воскресение Христово. Всю светлую седмицу артос ледит на особом столике на солее, а в субботу разделяется на небольшие части и раздается молящимся. Ощущая живой верой невидимое присутствие Господа, апостолы имели обычай, приступая к трапезе, оставлять место для Христа и хлеб, как бы для Него. В воспоминание этого обычая и освящается на Пасху артос и полагается перед взорами верующих, напоминания о присутствии с нами Воскресшего Господа.
Прямая трансляция обеспечена Проверено: 20.12.2020
Пасхальные службы без прихожан
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал верующих оставаться дома и смотреть богослужения по телевизору, исполняя введенные для борьбы с распространением коронавируса санитарные предписания.
Ранее сайт Московской патриархии опубликовал циркулярное письмо управляющего делами патриархии митрополита Воскресенского Дионисия (Порубая), согласно которому церковные службы во время Страстной седмицы и Пасхи в Москве и Подмосковье с 13 апреля по 19 апреля пройдут без прихожан в связи с требованием санитарных властей.
Православные верующие 19 апреля будут отмечать Пасху, или Светлое Христово Воскресение — великий (главный) праздник христианской церкви, посвященный воскрешению Иисуса Христа. Это событие является центральным в Священной истории. Сведения о нем содержатся во всех четырех Евангелиях — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Пятая лавра земли Русской: судьба донбасского монастыря как пример воли Господней
В 1931 году старый путейский рабочий из Славянска, что в Донбассе, Сергей Иванович Кудиенко узнал, что в СССР вернулся знаменитый писатель Максим Горький. Ветеран разволновался и послал открытку бывшему волжскому босяку, с которым сорок лет назад работал на станции Славянск дорожным рабочим. Купил что было под рукой в станционном ларьке — вид Святогорья.
Горький откликнулся быстро, прислал письмо, в котором растроганно вспоминал: «Узнал и Донец, и меловые скалы, и монастырь, и даже дерево, под которым спал тогда…»
Правда, самого монастыря, знаменитой на всю Россию Святогорской обители, которую посетили в разные годы практически все известные писатели империи, не только Горький, к тому времени уже не было — новая власть закрыла монастырь в меловых пещерах еще 10 лет назад.
В конце жизни Горького и Кудиенко в монастырских кельях и храмах расположились санаторий для горняков Донбасса и вспомогательные службы для него. Только через 70 лет началось восстановление и новый период жизни древнего монастыря.
На Донце, у Великого перевоза
Точной даты основания Свято-Успенского мужского монастыря на Большом перевозе через Северский Донец не знает никто.
Достоверно известно, что первое известное нам упоминание о нем, которое можно отнести к периоду между 1517 и 1526 годами, встречается в известных «Записках о московских делах» австрийского дипломата барона Герберштайна. Посланник австрийского цесаря писал: «…воины, которых Государь по обычаю держит там на карауле с целью разведок и удержания татарских набегов… сидели около устья малого Танаида, в четырех днях пути от Азова, возле места Великий Перевоз, у Святых Гор…»
УПЦ: Украинские лавры категорически против автокефалии
©
РИА Новости, Сергей Пятаков / Перейти в фотобанк
Впрочем, под «Святыми Горами» не обязательно могли иметь в виду монастырь. Несмотря на то что весь шестнадцатый век летописи писали о Святых горах (Львовская, например, под 1547 годом, Никоновская — под 1555 годом) как о месте, откуда «татарский царь перелезал через Донец» и «шел к тульским да рязанским украинам», все-таки многие историки склонны считать, что монастырское общежитие со своим уставом появилось здесь в семнадцатом веке.
Понятно, что у церковных деятелей было свое мнение и, например, еще в 1851 году настоятель Святогорского монастыря архимандрит Арсений заявлял, что первые насельники в пещерах, вырубленных в меловых горах, взметнувшихся высоко над Донцом, появились сразу после татарского нашествия и пришли они из Киева. «Мы не можем сомневаться, что выходцы Лавры Печерской основали нашу обитель…» — утверждал он.
Арсения можно было понять — Святогорский монастырь в конце царствия Екатерины Великой неожиданно попал в список закрывавшихся в ходе затеянного императрицей отъема монастырских имуществ в разоренную войнами российскую казну.
Возродился он только в сороковых годах позапрошлого века. И монастырю необходимо было упрочить свое положение, в том числе и за счет привязки к самой почитаемой в православном мире лавре.
Без Потемкиных ничего бы и не было
Первый раз Свято-Успенский монастырь в Святых горах был восстановлен стараниями знаменитой семьи Потемкиных. И по сей день остатки их имения «Святые горы» можно видеть чуть в стороне от памятника Артему. Вид оттуда сказочный.
Хозяйке имения, набожной благотворительнице Татьяне Потемкиной и принадлежит заслуга возрождения древнего русского монастыря. Надо сказать, что попытки сделать это предпринимались и ранее, но только Потемкина подошла к делу по-хозяйски и пристрастно, с желанием.
© commons.wikimedia.org, Public Domain / Перейти в фотобанк
Два года подряд (1842—1843) Татьяна Борисовна, что называется, «ходила по инстанциям». И добилась своего — 15 января 1844 года император Николай I высочайше утвердил доклад Священного синода «О восстановлении Святогорского монастыря с именованием Святогорской Успенской общежительной пустыни по уставу Софрониевской и Глинской пустыней Курской епархии».
В Глинской пустыни же в лице иеромонаха Арсения нашли и наместника обители. Руку к делу приложил и харьковский архиепископ Иннокентий. Напомним, что Святые горы до двадцатых годов прошлого века располагались на территории Харьковской губернии, той ее южной части, что стала севером Донецкой области УССР.
С Арсением в новую обитель перешли 12 монахов Глинской пустыни, и в августе 1844 года монастырь был открыт. 15 августа «радостная весть о восстановлении Святогорской обители разнеслаcь повсюду, и со всех окрестных и отдаленных стран притекло несметное количество народа и дворянства. Одних карет насчитано до четырехсот». Так писал в письме знакомому брат Татьяны Потемкиной князь Николай Голицын, которому суждено было найти последний приют в монастырской усыпальнице.
Богатейший монастырь Харьковской епархии
Святогорский монастырь быстро пошел в гору. В 1861 году его посетила августейшая семья и сам Александр II. Обитель возглавил энергичнейший игумен Герман, который оказался талантливым хозяйственником. Богатства монастыря начались с отписанных ему Татьяной Потемкиной 300 десятин земли и 10 000 рублей.
Монастырь быстро строился: в считаные годы были возведены настоятельский, братский, палатный и трапезный корпуса, приличная гостиница для приезжающих, описание которой встречаем и у Аверченко с Чеховым, и у многих других знаменитостей, посетивших обитель.
Богатства ее росли особенно быстро после реформ Александра II, и не последнюю роль в этом сыграло освобождение крестьян от крепостной кабалы.
Выпукло и очень емко связь между монастырем и его работниками описана знаменитым до революции писателем Василием Немировичем-Данченко, братом основателя Московского Художественного театра. Вообще его книжка «Святые горы» не только кладезь тонких психологических наблюдений, но и очерк быта и экономики монастыря. Причем очерк не всегда лицеприятный.
20 сентября. В Новороссии создана православная епархия
©
РИА Новости, Балабанов / Перейти в фотобанк
Вот как Немирович-Данченко описывает начало своего путешествия в монастырь. Он сразу берет быка за рога:
«— Это все монашеское! —махнул рукою кругом мой спутник, когда мы отъехали верст десять от Славянска.
— И поля, и луга?
— Да… Прежде иноки хлебопашеством сами занимались, ну а как пошли неурожаи, они и сдали крестьянам… У нас крестьяне малоземельные, бедные. Промыслов скудость. Соляной едва-едва кормит только… Да и тот для горожан. У нас случается, что с крестьянина сходит податей и всяких оброков больше, чем он зарабатывает в год!
— Кто же выручает?
— Обитель. Ей выгодно помогать. Вся окрестная местность потому в ее руках. И землю арендуют у монахов. Монастырю лучше и желать нельзя. Посев крестьянский, а треть урожая — обители…
— Это много.
— Да ведь куда денешься… К жиду идти — еще хуже».
От «церковных туристов» отбою не было
Достаток монастыря базировался не только на аренде земли, конечно, но и на многочисленных ремеслах, освоенных его насельниками, но в основном — на деньгах богомольцев, которые в Святые горы шли и специально, и возвращаясь из той же Киево-Печерской лавры.
Природа этих мест, река, лес, меловые горы — все это делало Святогорье еще более привлекательным для богомольцев.
Официальная история самого монастыря тот период его жизни описывает так: «В окрестных селах (Голая Долина, Банное и Пришиб) были заведены школы, в которых святогорцы преподавали грамоту, церковное пение, прикладное искусство и прочее. Число учеников в них превышало 300 человек.
Много способствовали процветанию обители странноприимство и гостеприимство, которые привлекали благочестивых верующих людей всякого сословия: монастырь кормил и поил бесплатно, принимая всех, кто бы ни посещал его.
Обычаи и порядки были так прекрасны, что среди местного населения ходила поговорка: «Хорошо, как в Святых горах». Церковное богослужение и устав были взяты из Глинской пустыни и отличались чинностью, продолжительностью служб, а братский хор славился древними напевами и отборным качеством голосов».
© commons.wikimedia.org, Public Domain/Geka b Хромолитография 1912 года
Иоанн Затворник и его чудеса
Но все-таки для верующих людей главным в обителях всегда было то, что в них жили особые люди — старцы, люди непорочной, святой жизни, порой удивлявшие окружающих не только благочестием и мудростью, но и чудесами. Для Святогорского Свято-Успенского монастыря таким человеком был преподобный Иоанн Затворник. Семнадцать лет он провел в затворе, в сердце меловой скалы.
Современник описывал его подвиг так: «Представьте себе, читатель, тесную и низкую келию, своды которой не выше роста человеческого, иссеченную в мелу, свет в которую проникает через узкую скважину, пробуравленную наружу скалы на довольно большом расстоянии. Атмосфера келии резко холодная и сырая, напоминает собою ледник: она как бы колет вас и возбуждает в теле озноб лихорадочный. Все убранство келии составляет деревянный открытый гроб с большим надмогильным деревянным крестом у изголовья, на котором написан распятый Господь; в гробе немного соломы и возглавие, и в таком виде служил он ложем успокоения затворнику».
Иоанн скончался в 1867 году, но с тех пор на его могиле в монастыре и рядом с ней стали происходить чудеса исцеления. В 1995 году Украинская православная церковь причислила Иоанна Затворника к лику святых. Неординарная его личность и явленные на мощах его чудеса и позволили в свой час дать монастырю звание лавры.
70 лет забвения и явление лавры
В 1922 году советская власть закрыла монастырь. Поводом послужил эпизод кампании по изъятию церковных ценностей, шедшей по всей Советской России весной. Архимандрит Трифон добровольно сдавать ценности отказался, заявив: «Вы сила и власть, берите сами, но мы добровольно ничего не сдадим».
Выводы власть сделала. Как лапидарно замечает официальная история монастыря, «с этого момента монастырь прекратил свое существование. Бывшие монастырские здания начали осваиваться Домом отдыха».
Преодоление церковного раскола. Опыт Новороссии
О том, что делалось на территории монастыря в годы советской власти, можно написать отдельный рассказ, равно как и о том, как монастырь восстанавливали. Случилось это в 1992 году, в самом начале года, когда епископ Донецкий и Славянский Алипий на Крещение провел на берегу Донца первое после 70-летнего перерыва богослужение.
Бывший директор Славяногорского историко-архитектурного заповедника Владимир Дедов вспоминал в свое время: с 1996 года санаторий им. Артема начал уступать вновь организованному (в третий раз за свою историю) монастырю землю и корпуса. В 1999 году были переданы 8 памятников архитектуры XVII—XIX веков, включая пещерный комплекс меловой скалы. Окончательно процесс возрождения монастыря завершился в 2003 году. А на следующий год Синод УПЦ МП даровал монастырю (теперь это комплекс из более чем 40 зданий) статус лавры.
Так на Русской земле появилась пятая по счету лавра — Святогорская.
© svlavra.church.ua
Сегодня она переживает не самые легкие времена.
Раскольники, затеявшие при попустительстве официального Киева создание фальшивой Единой поместной украинской церкви, полны агрессивных планов. На Киево-Печерскую лавру они уже зарятся. В осаде Почаевская, что на Тернопольщине. Ясно, что не оставят в покое и Святогорскую.
И тут у монастыря надежда только на Господа да на поддержку верных православию людей. Монастырь перенес многие беды, два закрытия и поругание святынь. Но выстоял и дважды вернулся к своему состоянию, вдохновленному свыше. Нет сомнения, что переживет он и нынешний беспорядок, и разор в государстве.