Колюпановский целебный источник в Тульской области


Место чуда

О Колюпанове близ городка Алексина на Оке сегодня знают многие. Приезжают к источнику целебной воды, который, по преданию, ископала блаженная старица Евфросиния (ок. 1758–1855, память 16 июля), проведшая здесь, на Тульской земле, последние десять лет своей жизни. Об удивительной подвижнице сложено немало легенд, но существуют и вполне достоверные сведения о том, что она происходила из княжеского рода Вяземских, принадлежала высшему свету, который покинула в молодые годы ради монашеского послушания, возможно, приняв тайный постриг. Господь же дал ей крест юродства и наделил дарами исцеления людей и заботы о всякой Божией твари, – всю жизнь старицу сопровождали животные – кошки, собаки, птицы; она предоставляла им свое жилище, всячески утесняя и смиряя себя. Два великих святителя и умнейшие мужи Отечества – митрополиты Платон (Левшин) и Филарет (Дроздов) почитали блаженную Евфросинию и благословляли ее духовные труды во славу Божию.

Погребена была старица в храме в честь Казанской иконы Божией Матери, построенном для пребывания местночтимого Казанского образа Пресвятой Богородицы. При советской власти храм был разорен, потом сожжен и, казалось, навсегда исчез с лица земли. Только в 1993 году началось его восстановление на прежнем месте, за чем последовало и создание Свято-Казанского женского монастыря.

В 1994 году сюда, практически в глушь, в неизвестность, пришла нынешняя настоятельница игумения Евфросиния (Кушнир). Сейчас матушке уже 83 года, а тогда старший инженер ПО «Тулачермет» Мария Васильевна Кушнир была полна энергии, обладала замечательными организаторскими способностями, и многое с Божией помощью было ей под силу. Матушка стала строить храм и обустраивать свой малочисленный монастырек. На это дело ее благословил тогдашний митрополит Тульский и Белевский Серапион (Фадеев; † 1999), особо любивший монашествующих. При нем в Тульской митрополии в благословенные 90-е годы ХХ века было открыто 11 обителей.

А сведения о блаженной Евфросинии, причисленной к лику месточтимых Тульских святых, собирал схиархимандрит Христофор (Никольский; †1996), почитаемый старец. Он много сил положил для воссоздания древней истории тульских монастырей, многие из них возникли или стали возрождаться его молитвами. Матушка Евфросиния следовала духовными советам отца Христофора при строительстве обители.

– Будучи последние годы своей жизни незрячим, батюшка Христофор руководил строительством монастыря как бы извне. Наша матушка к нему приезжает и говорит: «Батюшка, я блоки под фундамент положила». Он ей отвечает: «Как положила, так и выкапывай». – «Почему?» – «Потому что там глина, и подушку песочную надо делать!» А ведь отец Христофор здесь не был. Но видел всё, что делается.

Потом блоки керамзитовые пожертвовали. Строительного материала тогда не было и матушка обрадовалась. А батюшка: «Отдай обратно». – «Почему?!» – «Они радиоактивные». Померили – правда. Здесь же Киреевск, Богородицк, часть Тульской области были накрыты чернобыльским облаком, и песок для этих блоков брали с зараженной территории. Никто тогда этого толком и не знал…

Эти истории рассказывает священник Андрей Демин. Он уже 16 лет служит в обители. Оставил столицу, построил дом недалеко от монастыря, окончил семинарию. Навсегда прилепился к Колюпанову, участвуя во всем, что здесь происходит.

В простоте, в тихих молитвах и усердных трудах обустраивался монастырь – практически на пустом месте. О когда-то существовавшем храме внешне ничто не напоминало. Но чудо не замедлило явиться уже при закладке храма. Место выбрали предположительно, и строители никак не могли вписаться в первоначально избранный размер. Решили его поменять и – попали на старый фундамент. При закладке были обретены закладные монеты прежней церкви.

У всех, кто тогда, в середине 90-х годов, открывал для себя Колюпаново, в памяти стоит картинка: стены храма возвели, а огромный каркас купола – еще на земле… А людской ручеек уже потянулся в монастырь и на источник. Был устроен бревенчатый помост, поначалу обливались прямо из ведра, заранее попросив его у матушек.

– Чудеса происходят, мы эти случаи записываем, – рассказывает отец Андрей. – Люди, даже не зная, получают исцеления. Женщине с опухолью мозга врачи давали от силы три месяца жизни. От безысходности она приехала сюда, окунулась в источнике. На обратной дороге они с мужем попали в аварию. Испугавшись травмы головы, он повез супругу делать снимок – и выяснилось, что опухоль исчезла.

А одно из первых чудес здесь было – прозрел мальчик, слепой от рождения. Мама с последней надеждой приехала, молилась, маслицем из лампадки они помазывались. Когда вернулись домой в Москву, заметили, что ребенок потянулся к блестящей брошке на костюме матери. Врач подтвердил исцеление. Другой малыш не разговаривал лет до пяти-шести. Мать на коленях молилась перед ракой блаженной Евфросинии. А сын подходит к ней и вдруг спрашивает: «Мама, что ты плачешь?»

Блаженная Евфросиния всех слышит, только помолитесь. Не случайно святые при жизни говорят: когда мы уйдем, обращайтесь к нам, как к живым. Рядом с Богом наши молитвы будут!

Святые мощи блаженной старицы Евфросинии находятся во вновь построенном Казанском храме. Пребывают они под спудом. Материал для раки пожертвовал московский метрополитен. Когда метростроевцы прибыли в Колюпаново для установки раки, стали разбирать блоки, один и скажи: «Может быть, и мощей здесь никаких нет. Откуда вы знаете?» И как только он это сказал, на белом надгробии проявилось изображение святой: как ее похоронили, в гробу. Как будто фотография. Изображение окончательно исчезло только месяца через три; многие стали свидетелями, матушка игумения его всем показывала. А рабочие, когда это произошло, на колени попадали и просили прощения у блаженной Евфросинии…

Свято-Казанский женский монастырь продолжает обустраиваться. Рядом с Казанским храмом возведен Троицкий собор. Долгое время в обители подвизались всего двое – игумения Евфросиния и монахиня Лаврентия. Матушке Лаврентии ныне перевалило за 90. Она ходит с палочкой, но, к изумлению врачей, еще полет огород. Сейчас сестер уже пятеро, есть одна послушница. Здесь непреложно надеются на помощь Божию и предстательство святой подвижницы.

Колюпаново – удивительное место. Кто однажды сюда попадал, – непременно возвращался или хранил в сердце воспоминания о пребывании здесь как о самых светлых минутах своей жизни. И умножаются, пополняясь записями, монастырские тетради с рассказами о небесной помощи блаженной Евфросинии.

Фото автора, из архива монастыря и свободных источников в Интернете

Источник Блаженной старицы Ефросиньи

Источник св. Ефросиньи в Колюпаново находится в Алексинском районе Тульской области рядом с Казанским монастырем. Воды источника питают старинную русскую реку Оку. Но помимо одной из главных водных артерий Тульской области ключ наполняет своей водой тела и души верующих. Он является неотъемлемой частью культуры и религии Края Мастеров. Сюда ежедневно приезжают паломники из соседних областей, т. к. источник Ефросиньи без всякого сомнения имеет чудотворные свойства. Эта вода помогает от слабого зрения и онкологических заболеваний. Даже если паломники, приезжающие сюда, ничем не больны, ключ укрепит их здоровье и наполнит благодатью.

Посещая источник Ефросиньи, каждый должен знать житие местнопочитаемой святой. Евдокия Вяземская, представительница известной княжеской фамилии, заканчивает в 18 лет Воспитательное общество благородных девиц и тут же попадает к Императрице Екатерине Великой в качестве фрейлины. Она была знакома, с Суворовым, Нарышкиным и многими другими русскими светскими гигантами второй половины XVIII века.

Неужели фрейлина Екатерины II сама выкопала источник Ефросиньи в Колюпаново? Но Евдокия и Ефросинья — это разные имена. Дело в том, что молодая фрейлина внезапно почувствовала жгучее желание посвятить себя Богу. Сбежав из дворца, она скиталась по храмам и обителям, выполняя любую работу. В Москве митрополит Платон благословил ее на подвиг юродства, прозвав Ефросиньей.

В 1845 году старица, уже прославившись к тому времени своим благочестием и чудотворными делами, переселяется в село Колюпаново Тульской губернии. Недалеко от Казанского храма в этом селе она находит в овраге уединенное место для молитв, и откапывает там колодец. Всех приходящих к ней с просьбами и за благословением она призывала пить из своего колодца, чтобы быть здоровым.

Вот уже прошло почти 200 лет с тех пор, а поток просителей и больных, идущих к святой старице, не ослабевает. Приезжающие в Колюпаново заходят помолиться в Казанский храм, припасть к раке старицы, попросить ее о разрешении своих проблем и болезней, а после посещают Святой источник Святой Ефросиньи.

Точного адреса у ключа и Казанского монастыря нет, т. к. Колюпаново небольшой населенный пункт. Однако, двигаясь из Алексина по улице Ломоносова или свернув на трассе Р-132 в сторону Першино, вы доедете до развилки с указателем на Святой источник. Есть возможность добраться и железной дорогой. В таком случае нужно будет выйти на станции Колюпаново, расположенной на ветке Тула-Алексин.

Команда Кочующие

Целебный источник святой Евфросинии находится на территории Свято-Казанского женского монастыря в деревне Клюпаново и является одним из наиболее почитаемых святых мест Тульской области. Блаженная старица Евфросиния была фрейлиной Екатерины II, после чего подвизалась юродивой в Серпуховском Введенском Владычном монастыре. В Клюпановскую обитель она была отправлена уже в старости, где провела 10 последних лет своей жизни. Здесь же она была погребена.

В 1988 году старица была канонизирована в лике святых Тульской области.

Источник святой Евфросинии был создан ее силами. В желании помочь всем страдающим от болезней тела и духа старица сама откопала родник и сказала, что он будет приносить спасение всем желающим. В качестве напутствия верующим старица поместила у родника наказ приходящим брать воду, чтобы быть здоровыми. Сегодня эту надпись можно увидеть прямо над источником на металлической табличке. В годы жизни старицы к ней приезжали за помощью многие, и каждого она отправляла к своему колодцу. Его стали называть «матушкин колодец».

В 1885 году над источником была построена часовня, которую в 1909 году оборудовали более современной и надежной конструкцией, а также снабдили колодцем. Омовение в целебной воде можно совершить в купальнях. Их рядом с источником две: для мужчин и женщин. На веранде перед купальнями размещен текст молитвы о помощи в исцелении. Считается, что вода из источника обладает особенной силой. Она способна даже помочь в излечении онкологических заболеваний. Зафиксированы случаи мгновенного исцеления у источника врожденной слепоты, немоты и глухоты у детей и взрослых. Как доехать, где находится: Адрес: Россия, Тульская область, Алексинский район, село Клюпаново. Проезд: Расстояние от Тулы до деревни Клюпаново составляет 75 километров. Если ехать на автомобиле, то дорога к деревне ведет по Симферопольскому шоссе. На 114 километре будет поворот на Алексин, а после — указатель на Клюпаново. Рядом с источником есть небольшая стоянка для машин. Дорога имеет асфальтовое покрытие. Из Тулы до станции Клюпаново походит поезд «Узловая-Алексин», но со станции до родника необходимо пройти через лес пешком около 2 километров по тропинке, на которой будут указатели.

ЦЕЛЕБНЫЙ КЛАДЕЗЬ ЕФРОСИНИИ Православные верующие едут в село Колюпаново в Тульской области, чтобы окунуться в источник блаженной старицы Ефросиньи. По преданию, вода из источника избавляет от всех недугов, способна возвращать зрение и исцелять опухоли, а молитва возле креста у входа в купальню способна подарить детей бесплодным парам. Свято-Казанский женский монастырь и источник Ефросиньи Колюпановской расположены неподалёку от села Колюпаново в Тульской области. Расстояние от Москвы до монастыря – около 180 км. Чтобы добраться из столицы до монастыря общественным транспортом, нужно доехать до Тулы с Курского вокзала, а затем пересесть на электричку, идущую по маршруту Узловая – Алексин. Выйти на станции Колюпаново и пройти около 2 км по указателям до монастыря. Сбежавшая фрейлина В миру старица Ефросинья звалась княжной Евдокией Вяземской. В 1776 году девушка окончила Институт благородных девиц при Смольном монастыре в Санкт-Петербурге и сделалась фрейлиной при дворе императрицы Екатерины II. Светская жизнь быстро наскучила юной княжне, и она решила оставить двор, чтобы посвятить себя Богу. Но Евдокия боялась, что императрица не захочет отпустить любимую фрейлину, и решилась бежать из дворца, инсценировав собственную смерть. Свою одежду Евдокия оставила на берегу пруда в Царском Селе, чтобы придворные решили, будто девушка пошла купаться и утонула, а сама переоделась в крестьянское платье и покинула двор. Однако императрица не поверила в смерть своей любимицы и велела организовать поиски. Беглую девицу вернули ко двору, но вскоре отпустили. Екатерина поняла, что намерения девушки серьёзны, и не решилась чинить ей препятствия. Так начались странствия Евдокии по монастырям и храмам, которые продолжались более 10 лет. В 1806 году Евдокия добралась до Москвы, где встретилась с митрополитом Платоном, который выслушал её историю и благословил сбежавшую фрейлину на подвиг юродства. Под вымышленным именем «дура Ефросинья» княжна отправилась в Серпуховский Владичный Введенский женский монастырь, где стала жить в качестве послушницы. К тому времени барышня полностью рассталась со светским лоском: Ефросинья носила рубаху из грубой ткани, зимой наряжалась в мужской тулуп, а коротко остриженные волосы изредка покрывала тряпицей или лёгкой шапочкой. Обувь блаженная не надевала – даже по снегу Ефросинья ходила босиком. Под рубахой же на ней всегда были вериги – тяжёлая металлическая цепь и медный крест на шее. В своей келье юродивая держала двух кошек, трёх собак, кур и индеек. Спала она на полу вместе с собаками и другой живностью. Печь Ефросинья топила только летом, а зимой в её жилище был ужасный холод. Говорят, что от животных в келье стоял постоянный смрад, сама же послушница говорила, что запах заменяет ей духи, которые она «так много употребляла при дворе». Обитатели окрестных сёл и монахини почитали блаженную – говорят, она могла предвидеть будущее и умела готовить целебные травяные отвары для исцеления страждущих. Берите воду из моего кладезя… В село Колюпаново Ефросинья переселилась по приглашению своей почитательницы помещицы Натальи Андреевны Протопоповой. Там блаженная прожила последние десять лет своей жизни. Для уединённых молитв старица Ефросинья выбрала овраг на берегу реки Оки. Там она вырыла колодец и приходившим к ней больным говорила: «Берите воду из моего кладезя и будете здоровы!» Этой надписью на деревянной табличке сегодня украшен вход в купальню, организованную на источнике Ефросиньи Колюпановской. Весть о блаженной и её святом источнике быстро распространилась по окрестностям села. Старица Ефросинья исцелила не только помещицу Протопопову, которая страдала кровохарканьем и болезнями ног, но и других жителей Колюпанова. Известен случай, когда племянник Протопоповой тяжело заболел накануне своей свадьбы, а блаженная старица приготовила для него ванну из целебных трав, после которой совершенно здоровый жених отправился к алтарю. Помогала Ефросинья и роженицам – после её молитв даже самые тяжёлые роды оканчивались благополучно.

За три дня до смерти блаженной старице было видение – к ней явились два ангела, которые позвали её с собой. Так Ефросинья поняла, что скоро закончится её земной путь. На память о себе она раздавала верующим различные предметы – иконки, крестики, а затем 16 июля 1855 года скончалась после причащения. Тело старицы было захоронено в Казанской церкви в Колюпанове. Верую­щие стекались туда, чтобы поклониться могиле блаженной, помолиться об исцелении и набрать воды из источника. Вести о чудесах, которые происходили в Колюпанове, разносились по всей стране. Вскоре над источником установили навес и соорудили купальню, а служители церкви завели специальную книгу для записи свидетельств чудесных исцелений. К 1911 году в ней было 55 таких историй. Новый монастырь В 1933 году церковь, где была погребена Ефросинья, сгорела, а источник пришёл в запустение. Но в 1988 году состоялась канонизация блаженной Ефросиньи, и в 1993 году началось строительство каменного храма, а ещё два года спустя в Колюпанове был учреждён Свято-Казанский женский монастырь. Святой источник Ефросиньи Колюпановской также восстановили. Теперь здесь две купальни – мужская и женская, где верующие могут окунуться и набрать воды. От монастыря к источнику ведёт довольно длинный спуск. На середине дороги установлен крест, к которому ходят поклониться люди, желающие создать крепкую семью и родить детей. Сюда же приходят те, кто хочет покаяться в тяжком грехе детоубийства, – в основном это женщины, сделавшие аборт.

Молитва перед погружением в Святой источник: Господи! Уврачуй мои недуги душевные и телесные Твоим живоносным источником. Очисти меня грешнаго (раба Божия…, рабу Божию…) от всех недугов. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Молитва после купания. Господи! Благодарю за Твой Живоносный источник, за то, что Ты очистил душу мою и тело грешнаго раба Божия (имя), (грешной рабы Божией (имя)) от всех недугов. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ Братья и сестры! Святой источник — это место особого благоговейного поведения. Запрещается: 1. Распивать спиртные напитки. 2. Курить. 3. Оставлять мусор, бросать деньги и какие-либо предметы в купель. 4. Выгуливать и купать животных. 5. Громко разговаривать и включать музыку. 6. Разжигать костры вблизи источника. 7. Использовать Святую воду источника в хозяйственных целях (мытье полов, машин, стирка и тому подобное).

______________________________________________________________________________________________ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО: Команда Кочующие Достопримечательности Тульской области. Музеи России: Путеводитель / А. В. Лаврентьев, И. Б. Пуришев, А. А. Турилов; составитель Ю. М. Кириллова.. — М.: Профиздат, 1984. — 352 с. — (Сто путей — сто дорог). — 100 000 экз. (в пер.) https://www.aif.ru/society/history/kladez_staricy_efrosini_kakie_bolezni_iscelyaet_kolyupanovskiy_istochnik Святые места тульской области.

ВложениеРазмер
114.9 КБ
186.1 КБ
114.38 КБ
88.93 КБ

Колюпаново — обитель юродивой княжны

В этом селе окончила свои дни местночтимая святая, по преданию, сбежавшая из императорского дворца фрейлина Екатерины Великой, известная под именем Евфросиния. По особому указанию архиерея блаженная была похоронена в храме под спудом. Но в 1990-е годы уже никто не помнил, где в Колюпанове был храм. Голое поле и несколько могил — вот и все, что осталось. Почти и никто не верил тогда, что на этом опустелом месте может вырасти не просто храм, а монашеская обитель.

* * *

Год 2006. Маленький храм освещается по временам вспышками молний, по его крыше барабанит ливень. На улице совсем темно, время позднее. Внутри горят только свечи и лампады — ровно столько, сколько нужно, чтоб разобрать слова вечернего правила. Вокруг громыхает так, что кажется, вылетят окна. Гроза.

Мы — две студентки, приехавшие в Тульскую область, в село Колюпаново, накануне днем, — усердно натираем подсвечники. Послушание паче вечернего правила: нечего, нечего привычно вытягиваться в струнку при словах молитв! Слушайте и делайте свое дело. А после все трудницы и насельницы обители, одна за другой, подходят к пожилой монахине. Игуменья Евфросиния (Кушнир) отдает последние за этот длинный день распоряжения, благословляет на ночь. Незавидные вроде бы «апартаменты» — ветхий вагончик, в который и вмещаются-то всего две кровати — кажутся земным раем. Дела нет ни до чего, лишь бы зарыться головой в подушку и забыться легким после насыщенного монастырского дня сном. Пробыли мы в обители всего лишь сутки и уехали домой, даже и не воображая, что когда-нибудь получится снова побывать тут, в Свято-Казанском женском монастыре. Год 2014. Москва, Симферопольское шоссе, М-2, Тула, Алексин… — мы возвращаемся! * * *

Источник блаженной Евфросинии

Колюпаново — это в двух часах на автомобиле от Москвы или в восьми часах езды «на перекладных»: поезда, трамваи, автобусы, а потом — пешком через поля по сельской дороге, по краю сверхъестественной для москвича тишины. Что здесь в конце ХХ века появится женская обитель, никто не предполагал. Это было невообразимо даже в 1990-1991 годах: ну где монастырь — в чистом поле? Однако один человек твердо знал о будущей обители еще в XIX столетии: местночтимая святая, блаженная по имени Евфросиния. В Колюпанове она появилась уже почти девяностолетней старицей. В ветхой одежде, со стриженой головой, часто босая, старая монахиня вызывала насмешки подростков и грубоватых мужичков. Да и сама, кажется, делала все, чтоб над ней смеялись и ни единая душа не узнала о ее внутренней жизни: о молитвах, в которых проводила ночи, о веригах, которыми смиряла плоть. А более полувека назад эта женщина вела совершенно иной образ жизни, о чем знали немногие: якобы неграмотная монахиня, жившая в одном помещении с кошками, собаками, летом топившая в своей маленькой избушке печь, зимой — напускавшая во все щели мороз, уничижительно именовавшая саму себя «дура Евфросиния», была блестяще образованной, знала несколько иностранных языков и все тонкости светского этикета… * * *


Надгробие
Евфросиния. Случайно или нет, но это имя получали в монашеском постриге представительницы княжеских родов, прославленные потом Церковью в лике святых. Это знаменитая княгиня Феврония Муромская, окончившаяся свою земную жизнь в женской обители; в 12 лет ушедшая в монастырь княжна Предислава, известная как Евфросиния Полоцкая; Милица, сербская княжна, жена знаменитого князя Лазаря, погибшего в судьбоносной для Сербии битве на Косовом поле; жена князя Димитрия Донского Евдокия.
Евфросиния Колюпановская также имела знатное происхождение — ей приписывают родство с княжеским домом Вяземских. Однажды, уже в старости, она косвенно дала понять, что принадлежала к первому выпуску Смольного института благородных девиц в Петербурге. И была фрейлиной императрицы Екатерины II. А однажды вместе с двумя другими обитательницами дворца сбежала, инсценировав свое утопление: на берегу пруда они оставили роскошные платья, переодевшись в простую одежду, и отправились странствовать. Безвестными подвижницами так и остались двое — известно лишь, в каких монастырях Марфа и Соломия окончили свою жизнь. Евфросиния около 40 лет жила и трудилась при Введенском Владычном женском монастыре в Серпухове. А подвиг юродства взяла на себя не самовольно, а по благословению митрополита Московского и Коломенского Платона (Лёвшина). Восстановить эти и другие сведения о ее жизни удалось во многом благодаря настоятелю Казанского храма села Колюпанова, священнику Павлу Просперову. Он, кстати, был одним из тех, кого блаженная наставила на монашеский путь — пóстриг отец Павел принял в Троице-Сергиевой Лавре. Так, одних она наставила на иночество, других отрезвила от угара страстей. Чрезвычайно строгая к себе, блаженная Евфросиния с особенной заботой и любовью относилась к людям, которых посетило горе. Но в народной памяти остается самое «эффектное» — чудеса. Простой народ тянулся к святой за исцелением. И пересказывал друг другу случаи, когда юродивая говорила о том, о чем знать никак не должна была. Например, предупреждала о Крымской войне (1853-1856 гг.), о нападении на Россию Турции, Франции и Англии за много лет до этого; говорила о французском императоре задолго до революции 1848 года, положившей конец французской монархии и приведшей к власти Наполеона III, который через несколько лет провозгласил себя императором. * * *

Блаженная Евфросиния на смертном одре

Последние годы жизни блаженная Евфросиния провела в селе Колюпанове, где и скончалась мирно, столетней старицей. Тульский епископ разрешил похоронить ее под спудом в церкви во имя Казанской иконы Божьей Матери. Отпевали старицу шесть священников, и толпа пришедших проститься с ней многократно превышала всякую возможность храма вместить людей. Многие надеялись, что, наконец, хоть по смерти подвижницы, тайну ее жизни и происхождения раскроет митрополит Московский Филарет (Дроздов), знавший Евфросинию еще по Серпуховскому монастырю: именно к нему она адресовала особенно приступавших к ней с расспросами. К нему и послали, чтобы узнать: что же писать на могильной плите? Святитель велел написать просто:

«Евфросиния Неведомая. Буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит»*. * * *

…Когда в 1993 году в Колюпаново приехала будущая настоятельница женской обители, игуменья Евфросиния (Кушнир), здесь был пустырь, кругом — разруха. Рядом жили три или четыре семьи, вот и все. Голое поле и огромная яма, куда соседи сносили весь мусор… От старой сельской церкви не осталось ничего, кроме документальных свидетельств о ее существовании, и даже старожилы не могли точно указать, где же она стояла. В годы советской власти Казанскую церковь закрыли, сделали из нее сапожную мастерскую, а в 1931 году по небрежности рабочих она загорелась — сгорела дотла. На строительство нового храма в Колюпанове будущую игуменью благословил ее духовник, схиархимандрит Христофор (Никольский). Батюшка очень почитал блаженную Ефросинию Колюпановскую, и Свято-Казанский монастырь стал его любимым детищем. Первым делом будущая игуменья Евфросиния поехала в колхоз и попросила у директора трактор. При работах вдруг обнаружили фундамент, кладку старого храма! В итоге новый был построен на том же месте, и притом очень быстро — примерно за год. В этом храме, Казанском, по сей день и находятся мощи блаженной Евфросинии Колюпановской — они остались ровно на том месте, где были положены полтора века назад. А уже в 1995 году, наконец, свершилось то, во что мало кто верил: в Колюпанове появилась женская обитель. * * *

Вообще у каждого монастыря своя неповторимая атмосфера и свои маленькие особенности. Здесь, в Свято-Казанской обители, люди живут бок о бок со зверями, и чем-то это напоминает то, как проводила жизнь блаженная покровительница монастыря. «Я хуже собак», — говорила бывшая княжна своим посетителям, и укладывалась спать на полу вместе со своими четвероногими питомцами, которых у нее было множество. …На монастырской кухне выкатываются нам навстречу три пузатых щенка. Им подавай игрища, и прекрасными компаньонами в этом деле служат местные кошки — их тут немало. Один клубок из кошек и щенков катается по полу на забаву людям, и серьезное, обычно озабоченное лицо послушницы Галины — старожилки монастыря, живущей в Колюпанове почти с самого начала его строительства — делается мягким и улыбчивым. Щенков в обитель подбросили: «живую», шевелящуюся сумку Галина обнаружила у ворот, открыла и увидела четыре мохнатые мордочки. Одного отдали, троих оставили. Матушка настоятельница берет на руки слепую кошку: гладит, жалеет, защищает от наглого кота-ухажера. А за Галиной животные всегда увязываются, радостно и с большой готовностью сопровождают куда угодно. Даже собачка, целый год жившая за воротами, не осмеливавшаяся зайти в ограду монастыря, теперь в этом «эскорте». Так и живут: люди и животные. * * *

Сколько лет прошло с первого нашего приезда — монастырь почти не узнать. Где та картошка, которую мы пололи около монастырской стены? Где вагончик, ветхий, а все же уютный? Теперь тут все иначе, и глаз выхватывает среди обилия новых зданий только одну знакомую величину — маленький храм, сотрясавшийся когда-то от громыхавшей вокруг грозы: по-деревенски уютный, с простенькими иконами на стенах.

Красуется второй храм, во имя Живоначальной Троицы, появились колокольня, гостиный домик, архиерейский дом, трапезная, просфорная. Почти пустынная прежде местность вокруг монастыря «обросла» домами. По меткому выражению художника Георгия, которого мы позже встретим в монастыре, «люди бегут». Из города бегут? Из города. Раньше, говорит Георгий, человек 20 жило по эту сторону реки, сейчас — 120! Не изменилась, кажется, только игуменья Евфросиния: все такая же неутомимая и строгая. Сегодня в монастыре живет шесть человек, включая настоятельницу. Тогда она была единственной в постриге, сегодня есть еще несколько монахинь. Насельницы — женщины немолодые. Молодые много работы, а к труду новое поколение не очень-то привычное. Да и удобств особенных нет: с водой бывают проблемы, отопление печное. Быт самый простой, деревенский. Не всем по силам. А людей приезжает много. Но не все заходят, собственно, в сам монастырь. Спускаются дальше, по дороге вниз, к источнику, который полтора века назад своими руками выкопала в овраге сама блаженная Евфросиния Колюпановская. К сожалению, люди зачастую приезжают лишь на источник, за здоровьем, не удосужившись даже зайти в храм. Хотя бывает и наоборот: иные задумываются здесь о жизни, обращаются к Богу, принимают крещение. Взрослых крестят прямо в источнике. Желающих, правда, сегодня уже немного. А источник — удивительный! Дорога к нему круто спускается в овраг, пока не упирается в купальни, утопающие в лесной листве.

* * * …«Вы никогда не окунались в источниках?! Как же я вам завидую!» — говорил мужчина, которого мы встретили у купели, когда в самый первый раз, восемь лет назад, спустились туда. Ни лица его, ни имени память не сохранила, помнится только, что был он ужасно счастливый и какой-то… мирный. Тут все очень мирно: удивительней всего после Москвы — тишина, и эта мирность, неспешность движений и мыслей, ясность. Мы сидели, а паломник рассказывал про источник, про необыкновенную благодать, которую ощутим, окунувшись. Когда он, попрощавшись, ушел, мы все сидели на скамейке, болтая ногами, молчали и даже со всем своим неофитским пылом не решались зайти внутрь. Бывают такие дни летом, когда дождь начинается «на пустом месте», из ниоткуда. Так и тогда: вдруг крупные капли стали часто, самым немилосердным образом барабанить по скамейке, по нашим плечам и головам. Словно кто-то вынуждал, торопил: полно, полно сидеть, окунайтесь! И по сей день помнится эта ледяная вода! Но когда вышли, вдруг что-то произошло с нами: чувство счастья, словно в детстве, переполнило, лилось через край — улыбаешься, еле удерживаешься, чтоб не смеяться от радости… да нет, зачем удерживаешься — ты ведь не в метро! А когда мы вышли из купальни, глаза слепило яркое солнце: на небе, десять минут назад разразившемся ливнем, не было ни облачка.

* * * Как писать о монастыре, в котором ты не жил? Что и как передать человеку, который никогда тут не был? Кто-то приедет за святой водой, с живой верой, кто-то — с «половинчатой», кто-то — с горчичное зерно. Для кого-то подъем по длинной лестнице к монастырю станет действительно подъемом к какой-то новой, совсем иной жизни, для кого-то все это останется занятной достопримечательностью русской глубинки. Чудо для каждого свое, и всегда своевременное. Что до меня, то нежданное, непонятное возвращение сюда, в сверхъестественную тишину и ясность Колюпанова, и есть маленькое чудо.

Фото Владимира Ештокина
Автор: ПОСАШКО Валерия https://www.foma.ru/kolyupanovo-obitel-yurodivoj-knyazhnyi.html

Свято-Казанский женский монастырь

В Колюпаново Свято-Казанский женский монастырь находится в окружении березовых рощ и тишины, нарушаемой только шумом ветра в листьях или пением птиц. Чтобы найти Колюпаново, достаточно вместо адреса в навигаторе написать «Свято -Казанский женский монастырь Тульская область». Прокладывайте маршрут и обязательно приезжайте сюда!

Свято-Казанский женский монастырь и само село Колюпаново находятся совсем рядом со старинным городом Алексином. Добраться сюда можно не только на автомобиле, но и в составе организованной паломнической группы либо самостоятельно на поезде из Тулы. Есть возможность воспользоваться автобусом. Для этого стоит выехать с Алексинской автостанции по маршрутам 107, 128, 117, 123 или 126 и выйти на остановке «Поворот на Авангард». Цены билетов общественного муниципального транспорта невысоки.

В Колюпаново Свято Казанский женский монастырь – не единственная достопримечательность и святыня. Здесь расположен еще и Чудотворный источник святой Ефросиньи. Часто можно встретить людей, которые просто приезжают с бутылками просто набрать воды и уехать. Благочестивым гражданам рекомендуется при посещении источника обязательно зайти и в Свято-Казанский женский монастырь на литургию или для того, чтобы приложиться к раке с мощами Ефросиньи. Только не забудьте выключить телефон. На территории обители нельзя фотографировать и шуметь.

Вообще это место соединило в себе две совершенно разные чудотворные истории. Одна связана с появлением храма на этом месте, а вторая с жизнью святой старицы Ефросиньи. А в 1995 году по Указу Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II здесь появился молодой Свято-Казанский женский монастырь.

Придания говорят, что храм в честь иконы Казанской Божьей Матери существовал здесь еще до основания села Колюпаново в XVI веке. Он был деревянным и значительно обветшал к 1695 году. Тогда его перестроили. Во времена правления Екатерины II деревянная церковь сгорела, а новую строить не разрешили. Тяжело было жителям Колюпаново ездить на богослужения в соседнее село. Именно там, в Фомищево, находилась уцелевшая при пожаре храмовая икона Казанской Божьей матери. Епархия была глуха для прошений прихожан сгоревшей церкви. Но это продолжалось до тех пор, пока икона Казанской Божьей матери не исчезла из храма в Фомищево. Нашлась она на березе у пепелища в Колюпаново. Повторялось такое явление не один раз, и это заинтересовало местных помещиков, которые настояли на благословении к постройке новой церкви. В 1783 году храм Казанской иконы Божьей матери был возведен на деньги Бобрищевых-Пушкиных.

Спустя 62 года после этого в Колюпаново приходит жить святая юродивая Ефросинья. Здесь она проводит последние 10 лет своей жизни. За это время она успела сотворить множество чудес во имя Христа и вырыть чудотворный колодец, к которому сегодня паломники едут со всей России.

В селе Колюпаново Свято-Казанский женский монастырь просто не мог не возникнуть. И пусть через сотни лет, но здесь все-таки появились и сестры, и обитель, и два храма: Троицкий с Казанским.

Колюпановский целебный источник в Тульской области

Святой источник блаженной Евфросинии расположен рядом с Свято-Казанским женским монастырем в селе Колюпаново Тульской области. Там же находится могила блаженной старицы, урожденной княжны Вяземской. Желая посвятить свою жизнь Богу, Ефросинья покинула двор и, с благословения митрополита Платона, взяла на себя крест юродства Христа ради. В 1845 году блаженная поселилась в селе Колюпаново, где прошли последние годы ее жизни. Любимым местом ее молитв был овраг на окраине села, по которому протекал ручей. У ручья она вырыла колодец, из которого советовала брать воду обращавшимся к ней за помощью больным, и тогда они непременно будут здоровы.

www.pravoslavie.ru

Храм, в котором покоились мощи блаженной старицы, просуществовал до 1929 года, пока его не сожгли без следа во времена гонений на веру. Осталась лишь поляна посреди леса, на которой стараниями людей оберегалась могила Евфросинии да чудодейственный источник. К нему по прежнему шли за помощью страждущие. В 1996 году Казанский храм полностью отстроили и в монастыре вновь начали совершаться православные службы.

Посещая эти места, многие паломники отмечают, что здесь удивительное место. Словно царствует особенная атмосфера аскетизма и непередаваемого блаженства. Здесь по-настоящему очищается душа. Не зря, год от года, поток паломников только растет. Люди приезжают, чтобы помолиться, поклониться мощам блаженной старицы и получить исцеление от ее источника.

Вода из источника Евфросинии избавляет от многих болезней. Сам колодец украшен мрамором, на котором мозаикой выложено изображение святой Евфросинии. Когда-то вода из источника еле бежала, и люди не могли в нем купаться, только обливались, но и этого было достаточно для обретения здоровья. Теперь источник набрал силу, напор в нем очень большой, вода вытекает из трех труб и уходит в купальни. Построены мужская и женская купальни, в которых положено окунаться с головой не менее трех раз. Считается, что после этого болезнь уходит без следа.

Чудеса исцеления

В церковной книге при храме ведутся записи о чудесах исцеления после купания в святом источнике. Матушка-настоятельница описывает один незабываемый случай, произошедший в 1995 году с трехлетним мальчиком Димой, слепым от рождения. Родители его потеряли всякую надежду на выздоровление и в отчаянии обратились за помощью Божьей. Они привезли ребенка в только что отстроенный монастырь, отстояли службу, заказали молебен о здравии, приложились к мощам Евфросинии, взяли благословение у настоятельницы и повели ребенка к источнику. Трижды омыли ребенку лицо целебной водой, а после окунули с головой. Мальчик сразу открыл глаза и стал видеть.

Похожий случай произошел с шестимесячным Сорвиным Сашенькой, который также был слепым от рождения. Врачи утверждали, что шансов прозреть у него


old.aleksin.tula.ru

нет даже после проведения операции. Родители привезли малыша в монастырь. Помолившись и умывшись из источника, ребенок прозрел, его глаза начали реагировать на свет. Врачи, обследовав ребенка, так и не нашли объяснения этому удивительному факту. Таких историй исцеления слепых детей здесь записано очень много. Любит матушка маленьких деток и не отказывает им в своей помощи. Взрослых тоже не обижает.

Люди едут к источнику семьями. Одна пара очень боялась окунаться, так как были сильно простужены, но после купания в источнике всю их хворь как рукой сняло. Известно много случаев исцеления чудотворной водой заболеваний дыхательной системы, таких как ангина, ларингит, простуда, насморк, фарингит, болезней бронхов и легких, астмы, бронхита, кашля, воспаления легких, туберкулеза. Всех не перечесть. Окунаться в воду полезно даже в лютый мороз – никакая простуда не пристанет.

Женщина рассказывала, что много лет ее страшно мучили почки. После того как она стала постоянно приезжать к источнику за водой, чтобы пить дома, болезнь ее не беспокоит. Однажды приезжала паломница с сильно опухшей ногой. Несколько раз ее водили в купальню и погружали в воду с головой. Из монастыря женщина уехала практически здоровой.

Святая вода из матушкиного источника часто является последней надеждой для тяжелобольных людей, особенно для больных онкологией. Тем, кто просит здоровья у Евфросинии, она не отказывает. «Все, кто пьет воду из моего колодца, здоровы будут», это завет Евфросинии и благословение воды в источнике на помощь людям. По молитвам святой и по вере своей каждый получает исцеление души и тела.

Адрес: Россия, Тульская область, село Колюпаново

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]