Свобода вероисповедания, которую мы имеем сегодня, позволяет нам делать самостоятельный выбор. Мы свободны, чтобы иметь убеждения, которые мы хотим иметь. Никто не вправе навязывать нам свою точку зрения, принудительно загонять в храмы, праздновать церковные праздники, соблюдать религиозные обычаи. Тем не менее, число верующих по-прежнему велико. Ученые считают, что вера в Бога удобна как правителям, так и самим людям.
Первые получают инструмент, позволяющий манипулировать сознанием электората, а вторые — веру в светлую загробную жизнь от долготерпения. Однако иногда в течение жизни некоторые верующие становятся агностиками или даже примыкают к стану атеистов. Рассмотрим, что происходит с разумом человека, который отказался от прежних убеждений.
Избавление от зависимости
Наука утверждает, что вера в Бога является одной из форм психологической зависимости. Религия предлагает нам благополучие и награду за страдания. Поэтому человеку довольно сложно отказаться от своей веры. Другое дело, если он изначально был воспитан в семье атеистов.
Еще не Новосельцев: как выглядел молодой Мягков в своем первом фильме (фото)
Каких «подводных камней» следует опасаться в зависимости от месяца рождения
Ошибка в паспорте может изменить жизнь: новый сериал на «России-1»
Как я перестала верить в бога. Часть 2: убеждение, отношение к верующим и дискриминация атеистов.
Продолжаю тему моей потери веры в бога. Первая часть здесь.
Убеждение
Одним из самых пагубных действий религии является пропаганда идеи о том, что отказ от познания является добродетелью.
Ричард Докинз
На самом деле, первое, хоть и абсолютно незначительное, что зародило во мне толику сомнения, — это стэндап-выступление Джорджа Карлина. Его монолог о религии показался мне смешным, но его было недостаточно, чтобы пошатнуть годы моей веры в бога.
В силу того, что я была страшной ботанкой, я изучала факты, но редко сопоставляла их между собой. Я верила, что бог есть, хотя была уверенной приверженкой теории эволюции. Я почитала ислам и христианство, хотя знала, что Вселенной минимум 13,7 млрд. лет. Я знала, что продавались индульгенции, сжигали невинных людей, совершали крестовые походы, люди убивали себя и других ради славы божьей, и всё равно верила в бога и в то, что он любит всех нас. Однако когда моё формально-аналитическое и критическое мышление развилось в достаточной мере, все факты в моём мозгу начали выстраиваться в ряд: религия показалась мне фарсом, а бог – очередной выдумкой. Такой же, как Зевс или Тор, которые отвечали за гром и молнии.
Если к пантеизму я отношусь вполне положительно, то к религиозному фанатизму я не разделяю сиих чувств. Уповая на свободу слова в Казахстане и упоминая, что это моё личное мнение, основанное на мнениях других людей и фактах, я скажу следующее: я считаю, что религия – это пережиток прошлого. Религия создана для контролирования людей самими людьми, может, даже не из особо плохих намерений. Прочитав начало Ветхого Завета, да и самого Корана, можно просто умереть от страха, прежде чем усомниться в написанном. Неудивительно, что во имя религии и бога, под каким угодно именем, были совершены все виды насилия.
Большинство аргументов в пользу существования бога я нахожу просто смешными. Если лень читать научные и научно-популярные труды, то начните со стэндап-комедии (между прочим, именно юмор сыграл в моём случае важную роль) и статьи в Википедии. Если же серьёзность для вас – второе имя, то при желании можете прочесть лекцию «Почему я не христианин» Бертрана Рассела. «Почему я не мусульманин» Ибн Варрака есть в доступном доступе на английском языке, «Бог как Иллюзия» Ричарда Докинза также есть онлайн.
Многие верующие защищаются тем, что Эйнштейн и другие физики якобы верят в бога. Однако они забывают о том, что большинство этих учёных не верят в антропоморфного бога. Они верят в бога Спинозы, который далёк от «образа и подобия» нашего. Их вера близка к пантеизму, хотя Докинз считает, к примеру, что это просто приукрашенный атеизм.
Один из любимых когда-то моих аргументов в пользу существования бога был «Наука много чего не доказала». Да, в науке есть белые пятна: если они есть, это не значит, что рано или поздно их не объяснят. Больше, чем 100 лет назад не было самолётов, которые создали (момент-момент) люди. Неужели неизвестное делает жизнь неинтересной для познания, замкнувшись на одной системе верований? По мне, так наоборот.
Я не эксперт в теологии, не эксперт во многих других вещах, путь мой был долгим и тернистым к моему сегодняшнему взгляду: да, я не верю в бога. Как говорил всё тот же Докинз: «Необходимо ли разбираться в лепреконологии, чтобы перестать верить в лепреконов?».
Концепция бога, конечно же, существует, и её придумали люди. И верят в эту концепцию тоже люди.
Как я отношусь к верующим людям
Мы должны уважать религию ближнего, но только таким же образом и настолько же, насколько мы уважаем его мнение о том, что его жена — красавица, а его дети — вундеркинды.
Г. Л. Менкен
Хотя поначалу я была уверена, что искоренив религию, можно избавиться почти от всех проблем, сейчас я согласна с тем, что «религия вовсе не корень всех зол, потому что ничто не может быть корнем всех зол». В силу воспитания и нарабатываемых профессиональных навыков в реальной и интернет-жизни я никогда не опущусь до оскорблений личности, особенно по религиозному признаку. У этой личности свои причины верить. Тем не менее, право насмехаться над некоторыми аспектами религии я оставляю за собой и всеми атеистами этой планеты. Ибо «у тебя есть право верить во всё, что угодно, но у тебя нет права заставлять уважать любое твоё мнение» (Р. Джервейс).
У меня много верующих друзей, верующих близких и знакомых. Поэтому одно из моих главных убеждений: не важно, откуда человек родом и во что он верит, если он в целом хороший.
Чего я жду в ответ от других людей? Принятия того факта, что я имею право не верить в бога и имею право об этом говорить. Я редко дискутирую на эту тему с друзьями и родственниками, только если они этого сами не хотят или если дискуссия не начинает попахивать ссорой.
Я не прошу перестать верить в бога. Я прошу понять нашу позицию. Я прошу понять, почему и как можно поставить под сомнение то, что нам вдалбливали с детства.
Несколько исследований показало, что необязательно верить в бога, чтобы быть хорошим человеком и совершать добрые поступки (честно говоря, некоторые из исследований как раз в пользу атеистов). Доброта людей и их поступков – это не заслуга бога. Это заслуга людей. Люди способны на хорошие деяния, потому что они сами по себе склонны к альтруизму и хорошим поступкам. Хоть я не верю в бога, но я действительно верю в хорошее в большинстве людей. Я верю, что люди способны на великодушие, мягкосердечность, отзывчивость не потому, что они боятся попасть в ад и стремятся ублажить непонятное существо на небесах, а потому что они сами по себе такие.
В силу людской натуры, естественно, бывают разные атеисты. Однако большинство из тех, которых я знаю, твердят одно: «Люди лучше, чем бог, в которого они верят».
«Вы бы остановили кого-либо от изнасилования ребёнка, если бы могли? Если да, значит, Вы лучше/моральнее, чем Ваш бог».
Дискриминация атеистов
…Аналогично этому главным постулатом религиозной веры, силой её и вящей славой служит то, что от неё не требуется рационального обоснования. Остальным нам приходится отстаивать свои убеждения. Но попроси верующего обосновать его веру — и тебя обвинят в посягательстве на «свободу совести».
Ричард Докинз
Начнём с того, что в гугле, мать его, при запросе «дискриминация атеистов» первым у меня вышел сайт: «Ваш ребёнок – атеист? Мы расскажем Вам, что делать» и видео с каким-то христианским деятелем.
Кто-то начнёт смеяться по типу: «Господи, а вас-то как дискриминируют?», т. к. почему-то у нас модно смеяться над борьбой за равенство прав. Приведу цитату из Википедии (удивляясь, что мой прошлый пост не удалили, но, не удивляясь, что его не выставили на главную страницу):
По мнению Данияра Наурыза в информационном отношении фактически наложен запрет на тему атеизма. Также за разжигание межрелигиозной вражды был арестован Александр Харламов. Его обвиняют в том, что он в своих публикациях о христианстве и о различных религиозных течениях занимался пропагандой атеизма, чем оскорбил чувства верующих.
Судя по данной статье от 3 февраля этого года, его снова хотят/хотели привлечь к уголовной ответственности. Несмотря на то, что, по-моему, некоторые его идеи не соответствуют общим научным терминам и теориям, судебное обвинение в его адрес я нахожу лишним, если не абсурдным.
Этот феномен существует почти в любой стране, потому что религиозных людей больше. А если кого-то больше, то они почему-то думают, что они правы из-за количественного признака. Надо ли им объяснять, что это не так, взяв хотя бы пример Коперника (точнее Аристарха Самосского), за чью теорию многих невинных людей когда-то сожгли? (Про плоскую землю, в которую до сих пор верят, можете мне вообще ничего не говорить: у меня просто нет слов по этому поводу).
Сама я сталкивалась с зачатками дискриминации много раз, начиная с убеждений о том, что я не имею права не верить в бога (читай: не имею права думать), заканчивая тем, что я разносчица ЗППП, потому что я безбожница. Почитайте вторую суру Корана и поймёте, о чём я говорю: как только некоторые религиозные люди узнают, что я атеистка, они приравнивают меня, как минимум, к врагу народа. Не зная, что я сделала и не сделала за всю свою жизнь, не зная, что я сделаю в будущем, большинство готово смешать меня, да и всех атеистов, с грязью и перестать с ними общаться, потому что они осмелились усомниться. В этой суре столько ненависти, сколько у меня было оной по отношению к Джоффри из Игры Престолов. А это только одна сура. Для сравнения: ненависть к Джоффри длилась у меня два года, и никого никогда я не ненавидела так же, как его.
С одной стороны, я полностью понимаю их: к примеру, я тоже воспринимала многие комментарии Шпака об истории Казахстана в штыки. Поставив в один день под сомнение взгляды своего внутреннего нацпата, взращиваемого нашей системой образования почти 11 лет, я открыла для себя кое-что новое.
Нас не учат мыслить критически, нас не учат задавать вопросы и искать ответы, нас не учат узнавать что-то новое из интереса, а не из-под палки. Вспомните слова Гитлера: «Как повезло властям, что люди никогда не думают». У нас же общество это почти поощряет.
В ответ на эту дискриминацию и на особые права религиозных людей и организаций создана самая классная религия на этой планете – Пастафарианство. Это настолько великолепная ирония над другими религиями, что пока ни один стендап-комик их не переплюнул.
Однако от весёлого к грустному. Посмотрите, что творят с экс-мусульманами в некоторых странах (в том числе, «светских» и «умеренных»): по шариату им должно умереть, и их казнят. Как-то после этого невольно сомневаешься в милосердном аллахе и в том, что «ислам – религия мира». Вполне возможно, сегодня таких примеров полно в других религиях.
Пока читала книги по этой теме и занималась поиском информации, наткнулась на то, во что до сих пор не могу поверить. Поэтому если кто-то разбирается в этом вопросе, то прошу разъяснить мне. Согласно Википедии:
В 1990 г. Организация «Исламская конференция» опубликовала отдельную Каирскую декларацию о правах человека в исламе, соответствующую нормам шариата.[145]. Хотя данная декларация гарантирует многие из прав, предусмотренных декларацией ООН, она не даёт мусульманам права переходить в иную религию и ограничивает свободу слова недопущением высказываний, противоречащих исламскому праву.
Насколько я знаю, Казахстан как раз входит в эту организацию. Т.е. Конституцией мне разрешено исповедовать любую религию (из-за рождения в мусульманской семье, я якобы мусульманка), но из-за Каирской декларации нельзя переходить в другую? А если я вообще отказалась от религии, меня всё равно засудят по этой декларации? Если да, то стоит ли сомневаться в том, что в нашей великой стране есть ЗАКОНЫ, дискриминирующие атеистов?
Как жить, не веря в бога?
Прошло 1,5-2 года, прежде чем я на 100% перестала верить в бога. Как и говорилось, это был долгий путь. Однако он был осознанным. Да, первое время я была разочарована и в какой-то мере потеряла смысл жизни. Через некоторое время я, наконец, осознала, как прекрасна жизнь. Я осознала для самой себя, что жить нужно не для того, чтобы попасть в рай, а чтобы просто прожить её: ощутить каждый момент, увидеть и узнать всё, что хочется. Быть хорошей не потому, что так проповедовал кто-то, кого, может, никогда и не было, а потому что тебе самой приятно делать хорошее. Понимать, что ты не сможешь быть хорошей для всех, потому что у всех разные понятия об этой характеристике. И что, слава всему, ты не будешь гореть в аду, если кому-то не понравилась.
Каждый может найти свой смысл жизни, несмотря на веру или неверие в бога.
Будучи атеисткой, я перестала с долей лицемерия сочувствовать бедам других с подписью «pray for (нужное вставить)». Молитвы НЕ помогут! Либо надо что-то делать для лучшей жизни, либо признать, наконец, что многим таким сочувствующим на самом деле насрать, и они или просто следуют всеобщей волне, или собирают пунктики в карму. Можно подумать, что хоть кто-то из тех, кто пережил/переживает войну/терракт, читает, что кто-то за них молится, и им стало намного легче от этого?! У них отстроились сразу же дома, пропала инвалидность, и воскресли те, кого они любят?! Как бы ни хотелось, молитвы помогают с той же долей вероятности, с какой работает почти всё в этом мире.
Лучше меня о жизни без веры в бога сказали многие другие люди, но вот мой самый любимый отрывок:
Думаю, что, когда я умру, я сгнию, и ничего от моего «я» не останется. Я уже не молод и люблю жизнь. Но я бы счёл ниже своего достоинства трепетать от страха при мысли о смерти. Счастье не перестаёт быть счастьем оттого, что оно преходяще, а мысли и любовь не лишаются ценности из-за своей быстротечности. Многие люди держались с достоинством на эшафоте; такая гордость должна научить нас видеть истинное место человека в мире. Даже если ветер, ворвавшийся в распахнутые наукой окна, заставляет нас, привыкших к уютному теплу традиционных «облагораживающих» мифов, поначалу дрожать, в конце концов, свежий воздух приносит бодрость и силу, а открывающиеся перед нами огромные пространства обладают собственным неповторимым великолепием.
Бертран Рассел
На этом всё.
Благодарю за уделённое внимание! Буду рада комментариям =)
Всем хороших выходных!
Тяга в сторону рационализма
Чем больше люди отворачиваются от религиозной идеи сотворения мира, тем более рациональными становятся их мысли. Теперь они не будут уповать на Спасителя, но будут рассчитывать на свои собственные силы. Любая тяжелая ситуация не будет сопровождаться вопросами: «За что мне это?», но заставит действовать.
С другой стороны, рациональное мышление тоже имеет свои минусы. Оно не может обеспечить чувство безопасности и счастья, какое имеет иррациональное мышление.