При покупке рукописной иконы, изготавливаемой на заказ в нашем интернет-магазине икон, возможно учесть разные пожелания заказчика к ее оформлению. Существуют основные художественные, сюжетные и декоративные элементы, которые можно применять при изготовлении иконы и которые могут сделать ее более изысканной.
В помощь, нашим будущим и уже постоянным покупателям, мы приведем эти основные элементы оформления иконы. Это Вам поможет быстрее и более четко определиться с выбором иконы.
Про техникам и стилям иконописи мы уже рассказывали здесь.
Конструкция и особенности
Киот представляет собой небольшой легкий ящик, предназначенный для хранения иконы и ее защиты от влияния негативных факторов — сырости, солнечных лучей, паров кислот и т. д. Настенные киоты, к примеру, киот малый аналойный, предназначены для хранения икон в домашних условиях. Такие приспособления представляют собой подобие открывающихся или глухих ящиков, для изготовления которых могут использоваться такие материалы, как дерево, стекло и пластик. В то же время икона, помещенная в киот, должна вентилироваться, поэтому такой футляр априори не может быть герметичным (это бы поспособствовало появлению плесени и окислов на поверхности иконы).
В то же время киот нельзя назвать обыкновенным ящиком, а все потому, что внутри него создается особый микроклимат, защищающий икону от грязи, пыли, копоти, испарений кислот и т. д. В полости киота икона закрепляется с помощью брусочков из дерева, гофрокартона или бумаги высокой плотности. Если размеры иконы не соответствуют размерам киота, то ни в коем случае нельзя искусственно корректировать ее параметры путем спиливания и т. д. Такие действия могут привести к порче иконы. Также не рекомендуется допускать того, чтобы поверхность иконы плотно соприкасалась со стеклом киота, так как между двумя поверхностями должно быть воздушное пространство.
Киот, обеспечивающий подходящие условия для хранения икон дома, должен соответствовать таким требованиям:
- при вставке иконы в киот расстояние от ее поверхности до стекла киота должно составлять 2-3 сантиметра;
- шпонки доски иконы, защищающие последнюю от деформации, не должны упираться в стенки ящика для их хранения;
- зазор между шпонкой и боковой стенкой должен равняться минимум одному сантиметру;
- если икона написана на полотне, то расстояние от ее поверхности до стекла должно равняться не более, чем пяти миллиметрам.
Настенный киот
В храмах для хранения икон используются переносные киоты, которые обычно имеют крупные размеры. Также в продаже можно найти приспособления для хранения икон, которые украшены декоративными элементами — резьбой, искусственными камнями и т. д.
Форма иконной доски.
Наиболее часто используемой формой доски является прямоугольная. Так же могут использоваться арочные и другие виды. Чаще всего такие сложные формы досок делаются для икон в храмы.
Соотношение высоты и длины иконы также важно, чаще всего пропорции подбираются от способа изображения образа или сюжета. Так для ростовых икон используются иконы где высота почти в 2 раза больше длины.
Прямоугольная форма иконной доски | Арочная форма иконной доски | Купольная форма иконной доски | Сложная форма иконной доски | Сюжетная икона: ширина (длина) доски больше высоты |
Как выглядит?
Киот для иконы представляет собой футляр, в который вставляется икона. Изделия бывают настенными, угловыми, напольными. Предназначены киоты для сохранения изображений святых от разрушительного воздействия факторов внешней среды: перепадов температуры, светового излучения, пыли, грязи, бактерий. А также внутри киота для изображения создается благоприятный микроклимат. Поэтому нельзя назвать его просто ящиком.
Киот
Киоты для дома чаще всего представляют собой открывающийся и закрывающийся шкафчик. Настенные изделия тоже бывают домашними.
Крепится изображение при помощи небольших брусочков из дерева. Иногда размеры могут не совпадать. Нельзя подпиливать края иконы, чтобы вставить ее в изделие. Образ должен храниться в соответствующем ему по размеру киоте. Нельзя допускать, чтобы шпонки иконы были плотно прижаты к стенкам хранилища. Между ними должен оставаться минимум один см.
Вопреки некоторым мнениям, предмет не должен быть герметичным. Наличие вентиляции обязательно. Иначе трудно будет избежать образования плесени.
Важные моменты коротко:
- для киота важна вентиляция;
- между изображением и стеклом остается пространство не менее двух см;
- нельзя допускать плотного соприкосновения шпонок иконы со стенками изделия;
- недопустимо корректировать размер иконы для помещения ее в хранилище.
При соблюдении этих простых правил изображение может сохраняться долгие годы.
Но все чаще стекло в предмете стали заменять пластиком. Однако нужно учитывать, что он не только не способен так же хорошо защитить икону, но и сам приводит к ее повреждениям. Из-за оргстекла доступ воздуха становится значительно хуже. В результате образовывается прекрасная среда для размножения бактерий.
Каким должен быть правильный киот?
Чтобы сделать качественное и долговечное обрамление для иконы, необходимо знать несколько важных нюансов. Самое главное – это пространство между стеклом и изображением, которое должно оставаться после того, как икона будет вставлена в киот. Оно должно составлять два или три сантиметра. Чтобы зафиксировать икону внутри киота, используют деревянные брусочки, гофрокартон или плотную бумагу.
Киот – это еще и защита иконы. Поэтому для сохранения святого лика на долгие годы используют стекло, а не пластик. Последний прогибается с течением времени, что негативно сказывается на состоянии изображения. Кроме того, под пластиком развиваются вредоносные бактерии и плесень, которые разрушают краску.
Существующие различия
Изделия различают в зависимости от таких факторов.
По месту расположения: | — на стене, — на полу, — угловые, — подвесные, — аналойные. |
По месту нахождения: | — в храме, — в церкви, — дома. |
По внешнему виду: | — прямые, — резные, — фигурные. |
По количеству икон: | — для одного изображения, — для двух. |
По материалу, из которого изготовлен: | — из ценных пород дерева, — из металла, — из пластмассы. |
По украшениям: | — с резьбой по дереву, — окрашенные, — лакированные, — посеребренные, — позолоченные. |
Стоимость предмета тоже будет зависеть от этих факторов. При изготовлении некоторых произведений используют даже драгоценные камни или металлы. Самые дешевые изделия — из дерева.
Можно просто ответить на вопрос, что же такое киот. Ведь его еще называют храмом или домом для иконы. Создание киотов — дело, требующее хорошего мастерства. Многие увлекаются этим, изготавливая их своими руками. Из обычного ящичка может выйти удивительное произведение искусства.
Резьба по левкасу.
Особый вид резьбы, выполняемый по левкасу (многослойного грунта, наносимого на доску, перед написанием изображения иконы). Такая резьба создает объемный рельеф.
Резьба по левкасу и роспись под эмаль | Резьба по левкасу (на полях) и роспись под эмаль | Резьба по левкасу на полях и нимбе | Резьба по левкасу на полях и нимбе (слева — вид доски до написания образа). |
Иконы макраме.
Макраме – техника узелкового плетения. Существовала с давних времен. Некоторые историки утверждают, что ее истоки следует искать в Китае и Японии, а в 8-10 веках макраме приходит в Европу, где большой вклад, по утверждению некоторых, макраме получило благодаря мореплаванию. Система парусов на кораблях требовала специфики в завязывании узлов, в результате чего, возникают разные по красоте и функциональности узлы, численность которых насчитывала тысячи.
В общем-то история макраме прослеживается с давних времен у многих народностей. Тоже самое можно сказать и про Русь. Макраме зародилось еще в период язычества и славяне придавали узелковому плетению большое значение. Это больше было сакральным (ритуальным) действом, а сами рисунки отражали миропонимание славян. После крещения Руси, макраме стали запрещать, как некоторый вид колдовства.
Настоящий бум макраме наблюдался в Европе в 18 веке, а в России — в 19-начале 20-го. Старшее поколение помнит, как при советском союзе, большой популярностью пользовались плетеные воротники.
Сложно сказать, когда появилась первая икона, сделанная узелковым плетением. Иконы макраме отличаются своей утонченностью, мягкостью, умиротворяющим эффектом.
С уверенностью можно сказать, что из все способов изготовления икон, макраме является наиболее трудоемким и долгим. А соответственно такие иконы стоят очень дорого.
Что символизирует облачение?
Царящее в Небесном Царстве блаженство невозможно воспроизвести в материальном мире. Но люди желали отобразить хотя бы частицу великолепия, и самым доступным средством для этого были драгоценные металлы и камни – их сияние воплощало величие Творца, а долговечность напоминала, что власть Господа непреходяща.
Эта традиция имеет и богословское обоснование. К примеру, Бог завещал обложить Ковчег Завета «чистым золотом, изнутри и снаружи» (Исх. 25:11), а св. Григорий Нисский утверждал, что божественная красота – «в прелести внешнего образа, облечённого в багряницу, чтобы обусловить внутреннее его достоинство». Однако важно не впасть в грех идолопоклонства, помня, что даже самое богатое украшение – лишь тень недоступного человеку идеала.
Постепенно возник целый свод символов, которые позволяли придать ризе особый смысл. Вот несколько распространённых аллегорий:
- золотой оклад иконы – олицетворение Господней щедрости и милосердия;
- серебро – знак чистоты помыслов, избавления от грехов и спасения души;
- разноцветная эмаль – христианские достоинства (смирение, доброта, любовь к ближним);
- рубины – воплощение Воскресения (победы вечной жизни над смертью), но в то же время – напоминание о крови и мучениях Иисуса Христа;
- изумруды – камни Святого Духа, символизирующие надежду и обновление;
- сапфиры и жемчуг – атрибуты Девы Марии, воплощающие Её кротость, непорочность и совершенство;
- янтарь ассоциировался со святостью – негасимым светом, озарившим Господних угодников. Созерцая лучистые самоцветы, человек очищался от повседневной суеты и приближался к Небесам.
Икона «Апостолы Петр и Павел» XI века. (236,0 x 147,0 см) Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
Изготовление внутренней рамки для киота
Если вам уже приходилось делать стандартные картинные рамочки, то можете смело пропускать описание этого этапа. Внутренняя рамка киота делается также. Если нет – то читайте далее.
Изготовьте своими руками либо приобретите в магазине профильные бруски, выполните запил под углом 45 градусов и склейте их вместе. Размеры брусков зависят от размера иконы. Столкнулись со значительной толщиной святыни? Тогда и толщина рамки будет больше.
Если у святыни нет подрамника, то с холстом придётся поработать дополнительно. Возьмите обычную фанеру для мебели, ДВП или МДФ толщиной от 4 до 6 мм и натяните холст.
Виды деревянных киотов
Самый распространенный материал для изготовления — дерево, также для изготовления используют металл, стекло или пластик.
Виды:
- настенные, напольные, переносные, угловые;
- арочные, фигурные, прямые;
- храмовые и домашние;
- для одной или нескольких икон;
- украшенные резьбой, позолотой, росписью, литыми элементами и др.
Форму и оформление мастера подбирают соответственно иконе, для которой изготавливается украшение.
Настенные
Настенные лари могут быть различных форм, декоративно оформленные, простые, застекленные, с открывающейся дверцей или без стекла, для одной иконы или нескольких. Главное отличие — крепление для подвешивания на стену. Располагаться икона в таком деревянном киоте может в церкви, на улице или дома.
Напольные
Напольные, как и настенные шкафчики, по форме и оформлению могут быть самыми разнообразными. Как правило, изготавливаются для икон больших размеров, из-за чего сами большие и даже громоздкие. Поэтому располагаются на полу в церквях или на улице рядом с ними.
Резные
Резьба — самый красивый и многогранный вид украшения. Ее используют вокруг по раме или в верхней и нижней части, как рамочный узор или отдельный рисунок. В таком обрамлении иконы Пресвятой Богородицы или Спас Нерукотворный выглядят особенно празднично и торжественно.
Прямые
Самой распространенной формой ларя является прямоугольник или квадрат, соответствующий размеру иконы. Часто встречаются с закругленными углами. Простые прямые киоты чаще используют дома. Они бывают с застекленными дверцами и без, в основном небольших размеров для удобства переноски.
Арочные
Иконы могут быть разными, поэтому и обрамление для них изготавливают в соответствии с формой. Ящики арочной формы чаще изготавливают для мерных икон, изображающих святого, чьим именем нарекают младенца, например Святую Софию, Святую Евдокию, Василия Анкирского или Преподобного Серафима. Такие иконы имеют размер, равный росту малыша.
Фигурные
Помимо стандартных форм, киоты могут быть с фигурной короной — верхней частью. Рисунок может быть разнообразным, от простого, волнообразного или с мысами, до сложных, витиеватых узоров, украшенных резными элементами или крестом.
Оклад иконы – история произведений
Неизвестно, когда появились первые подобные обрамления. Вероятно, их прототипами были сборные византийские святыни из рельефных панелей (IX-XI ст.). А самые древние отечественные облачения из покрытого чеканкой серебра датированы XII ст. Они украшают образа апостолов Петра и Павла, Богородицы Одигитрии и Спаса Златые Ризы (сейчас эти реликвии находятся в Софийском соборе г. Новгорода).
В XIV ст. сформировался первый тип окладов – басменный, из тонких листов металла, прокатанных по матрице с орнаментом. Декоративные элементы прибивали к иконе гвоздями, а из-за того, что они покрывали только часть изображения (фон либо одежды), обрамление называли наборным. Оно было строгим и сдержанным, оттеняло рисунок, но не соперничало с ним.
Настоящий расцвет этого искусства произошёл в XVII ст. Накладные украшения, выдержанные в пышной стилистике барокко, стали сплошными, открывая взгляду лишь кисти рук и лица святых. Изготовляя иконы в серебряном окладе, мастер использовал цельную металлическую пластину, где вырезал фигуры праведников, их атрибуты, наряды, пейзаж и миниатюрные поучительные сценки, обрамляя всё завитками, рамками и надписями.
Оклад списка иконы Владимирской Божьей матери
Реже произведения выполняли из золота – к примеру, такое облачение князь Андрей Боголюбский (1111-1174 гг.) заказал для Владимирской святыни Девы Марии. А риза Донской Богородицы весила более 5 пудов (около 82 кг), причём значительную долю от общей массы составляли алмазы, изумруды, сапфиры, гранаты и жемчуг! Вдобавок к основанию крепились наперсные кресты, святые мощи, частица Животворящего Древа Господня, панагии (медальоны архиереев) и другие реликвии. К сожалению, это изделие не дошло до наших дней.
В ХIX ст. оклады удешевляются, их производство становится массовым: обрамления штампуют на станках, а объёмные детали припаивают к основанию. Такие облачения в духе классицизма отличаются простотой узоров, симметрией, меньшей рельефностью.
Оклады старинных икон наращивались в течение долгих столетий. Их дополняли новыми вотивными дарами, меняли отдельные элементы, украшали в соответствии со вкусами настоятеля или покровителя храма. Поэтому каждая риза – бесценное сокровище как для верующих, так и для исследователей. Однако в ХХ ст. из-за войн и революций много уникальных изделий было безвозвратно утрачено.
Сейчас оклад – неотъемлемая часть любого образа. Мастера постоянно трудятся над созданием эксклюзивных произведений. Так, огромной популярностью пользуются иконы из янтаря – их тёплое сияние вселяет в душу умиротворение и покой.
Деревянные киоты для икон
Самая главная ценность в верующей семье — икона с изображением Иисуса Христа, образ Девы Марии и святых. Но их нужно защитить от негативных факторов: пыли, копоти от свечи, влаги, изменения температуры. Ведь хочется сохранить дорогие сердцу иконы в первозданной красоте. Чудотворный лик должен содержаться в чистоте духовной и материальной, тогда икона благотворно действует на человека и творит настоящие чудеса. Для хранения икон со временем сделали киот. Это специальный шкафчик или ларец со стеклянными дверцами. Благодаря вере и надежде на спасение души, благодаря молитвам перед иконостасом, в киоте образуется своя энергетика любви к ближнему и счастья. Раньше в каждом деревенском доме была своя заступница — икона. Даже если семья была очень бедна, находили способ приобрести святой лик. Дороже его ничего не нужно было.
Сейчас не только в селах, но и в больших городах люди чаще стали обращаться к церкви за помощью и успокоением души. Вера в бога дает силы в тяжелые периоды жизни. Городской житель в суете и спешке старается не забывать про свою веру и церковь. Замаливать повседневные грехи свои нужно не только в храме божьем, но и дома. Поэтому сегодня практически в каждой квартире есть заветный уголок с иконами святых. Но все же лучше оформить их в киот. Они бывают разные. Чем искуснее и богаче она украшена, тем приятнее молиться, не думая о плохом и не отвлекаясь. Антикварные дорогие иконы обязательно нужно надежно хранить в киоте.
Выбор шкафчиков очень большой, поэтому нужно покупать именно тот, на котором замирает дыхание. Киоты имеют разнообразные формы и отделки. Чаще всего обрамление состоит из деревянного резного орнамента. Автор сам проявляет свою фантазию в оформление изделия, вкладывая душу в каждую работу. Умелец изготавливает обрамление для домашнего, дорожного, уличного применения и, конечно же, для храма. Поэтому размеры и оформление у всех разное. Ларец с иконами можно поставить на стол, на пол или повесить на стену. Чтобы киот прослужил очень долго и передавался из поколения в поколение, его изготавливают из ценных пород дерева. Сзади имеется съемная стенка для установки икон, а спереди стеклянная дверца. Украшают киот позолотой и резьбой. Но если иконы в доме не дорогие, то шкафчик должен им соответствовать. При молитве очень тяжело будет сосредоточиться на образе святого, т. к. украшения будут отвлекать.
Искусно выполненный киот для иконы создает гармонию и умиротворение в доме и прекрасно вписывается в интерьер. Как правило, священники советуют устанавливать киот в восточной части квартиры. Но бывает, что это невозможно. Поэтому ничего страшного, если иконы будут находиться в другом свободном месте. Главное, чтобы они не располагались возле телевизора, компьютера, музыкального центра и другой бытовой техники. Исключение — офис, где можно поставить небольшой киот на рабочем столе. Также возле иконостаса нельзя вешать фотографии, картины, декоративные украшения. Некоторые православные придерживаются мнения, что образ святых должен находиться в правом дальнем углу, чтобы при входе в квартиру можно было сразу поклониться и прочитать молитву. Различных мнений и советов по выбору киот очень много. Поэтому нужно лишь прислушаться к своему сердцу, оно обязательно подскажет и направит на правильный выбор. Ведь не одна икона не станет отвечать человеку, если в нем нет настоящей веры и покаяния. Временем проверено, что недорогая икона помогает исцелиться тяжело больным людям с надеждой и верой в душе, чем украшенная золотом для неприкаянного. Мир и любовь вашему дому.
Как возникла традиция?
Люди издавна обращались к Творцу с разными просьбами, а когда их чаяния исполнялись, в меру своих сил пытались возблагодарить Бога, делая разнообразные подношения в Его честь. Такие дары называли вотивными (от латинского слова «votum» – желание) или обетными. Как правило, это ювелирные произведения, ладанки либо нательные крестики.
Согласно обычаю, подобные вещицы размещали возле той реликвии, у которой ранее возносили молитвы. Со временем подвесок становилось всё больше и больше, они закрывали лик и мешали припадать к иконе. Кроме того, часть богословов считала этот ритуал пережитком язычества – так, Указ Святейшего Синода от 1722 г. строго запрещает приносить к образам «золотые и серебреные монеты и копейки и всякую казну».
Святогорская икона Божией Матери с вотивными дарами
И тогда верующие, которые искренне хотели восславить Господа и Его приближённых, принялись создавать из приношений обрамления для реликвий. Их именовали ризами, шатой, крутами и «иконным кованием», однако общепринятое название (появившееся, впрочем, лишь в XVI ст.) – оклад иконы. Это накладное украшение встречается почти во всех странах мира, но наибольшее распространение оно получило в центральной и восточной Европе. А в православии изготовление подобных изделий и вовсе стало отдельным видом декоративно-прикладного искусства – многие путешественники восхищённо отмечали в своих дневниках роскошь украинских и русских святынь.
Материалом для умелых мастеров служили благородные металлы, латунь, медь и даже жесть. Кованое основание дополняли самоцветами, чеканкой, гравировкой, эмалью, филигранью, кусочками цветного стекла и фольги. Обратную сторону подбивали мягким красным бархатом или заливали воском. Существовали и шитые оклады, когда прочную ткань унизывали жемчугом и бисером. Порой, если подношение было особенно ценным, его крепили к образу без каких-либо переделок – так поступили с бриллиантовой короной Екатерины II, которой та в 1768 г. увенчала лик Казанской Богоматери.
Оклады имеют не только эстетическое, но и практическое предназначение. Написанные на дереве иконы страдают от свечной копоти, влаги, перепадов температур и касаний прихожан – рисунок темнел, покрывался дефектами, краска трескалась и осыпалась. А риза защищает святыни от губительных воздействий, продляя срок их службы.
Тихвинская икона Божией Матери в окладе и при снятом окладе
Немного истории
Изначально киоты создавались не для хранения изображений святых, а для хранения других вещей. Иудеи сохраняли в них священные книги, христиане — мощи святых.
Наибольшую популярность такое хранилище приобретает в период Средневековья. В это время в ящичках стали хранить исключительно иконы.
Древние изделия соответствовали архитектуре святилища, в котором они находились.
Мнение эксперта Сидоренко Александр Оценщик антиквариата, нумизмат
Сейчас киоты — это неотъемлемая часть храма, а также произведения искусства. Любой человек может купить изделие по своим желаниям и возможностям.
Ну и новые технологии сделали свое дело. Теперь приобрести творение можно не только в храмах, но еще и в интернете, однако стоимость будет выше.
Масштаб изображения фигуры святого (фигур святых).
Этот масштаб определяет то, как изображается святой (святые). Иконы бывают: ростовые, тронные, поясные, огрудные, оплечные, оглавные.
Для определенных святых способ их изображения сложился и уже является традицией, Например, Петра и Февронию делают ростовыми, Иоанн Богослов изображается восседающим на троне.
Оглавная | Оплечная | Поясная | Ростовая | Тронная |
Первый этап изготовления киота
Чтобы сделать киот своими руками, надо измерить габариты иконы. Далее нужно надлежащим образом спроектировать киот: сделать чертеж и проставить размеры. После этого можно приступать к рисованию эскиза декоративных элементов. Наилучшим деревом для изготовления божницы считается сосна или липа. Для каркаса киота можно использовать сосну, а для декоративных элементов резьбы – липу. Домашний киот можно изготовить из древесины березы, ясеня или плодовых деревьев.
Между самой иконой и стеклянной створкой должна оставаться воздушная прослойка, которая равняется сумме толщины иконной доски и выступающей части шпонок. Главное, чтобы эта величина была не менее двух сантиметров. Шпонки не должны упираться в стенки киота. Между краем шпонки и стенкой божницы обычно оставляют зазор в один сантиметр.
Ковчег.
Ковчег — это углубление на лицевой стороне иконы, образующее плоскую поверхность. В древности ковчег выполнял функциональную часть при покрытии иконной доски левкасом. Также в художественном отношении ковчег создает эффект окна из другого мира.
В настоящее время иконы делаются как с ковчегом так и без. При этом, бывают варианты, когда лузга (кромка отделяющая поверхность доски от поверхности ковчега покрывается золотом.
Икона с прямоугольным ковчегом | Икона с арочным ковчегом | Икона с ковчегом и золоченой лузгой |
Как сделать икону своими руками из фотографии
Есть множество вариантов переноса фото иконы на деревянную поверхность. Самый простой способ – напечатать при помощи принтера на хорошо обработанной деревянной поверхности.
Но наиболее ценные поделки – это, когда человек делает своими руками. Он вкладывает в них свою душу, мастерство, энергию.
Вот несколько вариантов нанесения изображения с фото на деревянную поверхность:
Фотография иконы «Матерь Божья с младенцем на руках» распечатывается на лазерном принтере на бумажную основу. Берется чистая фанера или деревянная дощечка, выпиленная по размеру фотографии.
Поверхность дерева смазывается разведенным клеем ПВА из расчета 3 части клея и 1 часть воды. Это делается для того, чтобы клей впитался в текстуру дерева.
Оставить высыхать на 8-10 часов. Поверхность нужно смочить водой и тихонько оттереть бумагу от изображения. Изображение покрыть лаком.
Некоторые для того, чтобы не оттирать бумагу используют для печати пергамент. Техника такая же, только пергамент после смачивания отходит полностью листом, оставляя изображение на дереве.
Можно наклеивать фото, напечатанные на бумаге, на твердую поверхность. Вариантов очень много.
Золочение.
Для золочения используется сусальное золото — очень тоненькие листочки золота, нанесенные на бумажные листы. В ходе золочения это золото переноситься с помощью специальной технологии на поверхность.
Покрытие золотом иконы может быть в разных видах: полное золочение (как фон так и рамки), золочение фона, золочение нимба, золочение отдельных деталей: одежды, элементов пейзажа (рисунка) фона, полей.
Одно и тоже золото может выглядеть по разному. Так блестящий эффект создается полировкой золота, а также глянцевыми лаками. Что бы снизить эффект блеска применяется матовый лак. Для придания золоту более желтого цвета наносится несколько слоев лака. Также на цвет золота влияет специальное основание на которое оно накладывается.
Золоту так же можно придать эффект зеркала (сильное отражение), для этого его полируют специальным образом.
Для декоративного оформления золотых поверхностей применяют чернение по золоту.
Полностью золотой фон, матовый цвет золота | Золочение полей и арки | Золочение внешней стороны арки иконы | Золочение нимба и лузги | Полное фона и некоторых деталей одежды с чернением по золоту | полное золочение фона и некоторых деталей одежды с чернением по золоту | Золочение на мордан с полировкой (зеркальный эффект). |
Как сделать домашний киот своими руками
Киот можно сделать дома, так как у него довольно простая конструкция. По сути, это простой деревянный ящик с передней стенкой из прозрачного материала — стекла.
Напольный киот
Для того чтобы изготовить хороший киот, рекомендуется произвести замеры и сделать чертеж. По имеющемуся чертежу делается каркас из досок.
Внимание! Для изготовления киота рекомендуется использовать сосну, березу или дуб. Склеенный и просохший каркас обрабатывают наждачной бумагой
Передняя дверца киота состоит из рамки и стекла. Рамка крепится к каркасу киота с помощью фурнитуры, стекло фиксируется герметиком. На завершающем этапе киот лакируют или обрабатывают морилкой
Склеенный и просохший каркас обрабатывают наждачной бумагой. Передняя дверца киота состоит из рамки и стекла. Рамка крепится к каркасу киота с помощью фурнитуры, стекло фиксируется герметиком. На завершающем этапе киот лакируют или обрабатывают морилкой.
Второй этап
При изготовлении такого украшения, как киот для иконы, своими руками, необходимо учитывать изгиб покоробленной доски, из которой сделан образ. Во внутренней рамке деревянной божницы следует сделать фигурный вырез для этого изгиба. Запас должен быть до двух сантиметров. Далее внутри деревянного шкафчика надо наклеить бархатную полосу. Ведь святой лик не должен соприкасаться с киотом. В ином случае иконную доску может заклинить.
После этих манипуляций необходимо зафиксировать икону в киоте. Это делается с помощью маленьких деревянных брусочков или вкладышей из толстого картона. На этом этапе можно вставлять стекло. Следующим шагом станет покрытие киота морилкой, а затем слоем лака или краски. Готово. Фурнитуру можно устанавливать. Следует не забывать, что киот – это не только украшение для иконы. Он оберегает святой образ, к которому надлежит относиться с должным уважением. Изготовив киот, можно защитить ценную не только в материальном, но и в духовном плане икону от неблагоприятного воздействия окружающей среды.
Как сделать киот своими руками
Несмотря на кажущуюся сложность, такой ящик вполне можно изготовить своими руками. Материалы, форма, цвет, фурнитура зависит от предпочтений заказчика, но есть и общие правила. В первую очередь необходимо измерить икону, для которой будет изделие, запастись необходимыми материалами и инструментами и следовать инструкции.
Инструменты и материалы
Чтобы изготовить ларь, необходимо приобрести определенные материалы и инструменты.
В первую очередь потребуются:
- ножовка с мелким зубом;
- сусло (не обязательно, но с ним срезы будут ровнее, экономит время);
- струбцины;
- дрель;
- металлическая линейка-уголок;
- рулетка;
- карандаш;
- наждачная бумага;
- эластичный шпатель;
- отвертка;
- молоток;
- нож со сменными лезвиями;
- пистолет для герметика;
- кисти.
Выбор материалов более кропотлив и зависит от вкуса изготовителя, поэтому представленный набор носит скорее рекомендательный характер.
Основные материалы:
- стекло;
- деревянные доски;
- фурнитура;
- лак и краска;
- морилка;
- оргалит (для задника);
- для рамки, куда вставляется стекло, можно взять багет;
- мелкие и средние гвозди и шурупы;
- клей для дерева;
- герметик, для фиксации стекла.
Пошаговая инструкция
Помимо размеров и внешнего облика, необходимо определиться с видом киота: напольный он будет, подвесной или переносной. Изначально можно сделать простой чертеж, чтобы в дальнейшем следовать ему и уже не возвращаться к замерам.
Затем необходимо изготовить каркас из деревянных досок. Они могут быть из сосны, березы, дуба или плодовых деревьев, сечением 15 на 45 или 15 на 50. Планки должны быть нарезаны по размерам чертежа, строго под прямым углом. Каркас собирается при помощи клея, смазывая им стыки и соединяя по чертежу. После чего конструкция должна просохнуть, затем ее можно обработать наждачной бумагой.
Следующий шаг — разметка и изготовление дверцы. Изначально изготавливается рамка для стеклянной дверцы, используя деревянную раскладку и сусло для нарезки под углом 45 градусов. Собирается и затягивается рамка и раскладка также с помощью клея. Нужно следить, чтобы на стыках не было щелей.
После из оргалита изготавливается задняя стенка, она должна быть на 5 миллиметров меньше лицевого периметра.
Далее раму шкурят и с помощью фурнитуры навешивают на просохший каркас. Затем прибивается стенка из оргалита и в раму вставляется стекло с помощью герметика.
На завершающем этапе изделие при необходимости шпатлюют, наносят морилку или масло, лакируют.
Что нужно знать, чтобы сделать киот дома?
Киот для иконы можно изготовить и дома. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Для этого нужно запастись деревянными досками, столярными инструментами, стеклом и фурнитурой. Также необходимо приобрести морилку, лак и краску. В первую очередь необходимо определиться, для какой именно иконы будет изготавливаться киот, и где он будет установлен. Следует принимать во внимание и освещение места нахождения киота. Исходя из всего этого надо подобрать будущий цветовой оттенок для обрамления образа. Также нужно уточнить, какой именно будет божница, напольной или настольной. Еще один важный момент – это количество образов, которые будут помещены в киот.
История красного угла
Домашние иконостасы появились еще в Древней Руси. Для них отводился целый угол, который назывался красным (т.е. красивым). В этом месте расставлялись иконы, зажигались свечи и лампады. Утром и вечером, а также в часы особой духовной нужды домочадцы произносили здесь свои молитвы.
Иконостас тех времен представлял собой многоярусную полку, на которую вешали божник — небольшую занавеску, которой закрывали образы святых и Спасителя по бокам. Иконы прятали под благовесткой — специальным полотном, которое отдергивали только во время молитвы. Такая традиция появилась на Руси неслучайно. Известно, что первый образ Спасителя бы создан Им Самим, по Его воле Божьей: после того, как Иисус окропил лицо водой и отер его убрусом (тканью), на этом полотне остался Его лик. Это полотно он отправил болящему правителю малой Азии — Авгарю, благодаря чему тот исцелился. После этого князь отдал приказ прибить священный плат над воротами города. Спустя 900 лет священный образ перенесли в Константинополь. Теперь каждый год 29 августа православные отмечают праздник обретения образа Спаса Нерукотворного и освящают тканые вручную полотна.