Оглавление
- I. Библейские примеры обетов, данных Богу
- II. Виды обетов
- III. Распоряжения ветхозаветного Закона об обетах
- IV. Обеты Богу и сегодняшний день
Толковый словарь даёт следующее определение слову «обет»: Обет – это обещание, добровольное обязательство что-нибудь сделать.
Обет, данный Богу, — это обещание, данное Богу, что-то сделать для Него в ответ на Его милость, благосклонность и благословения.
Первое упоминание об обете находится в книге Бытия. Это обет Иакова, данный Богу в Вефиле: «И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, — то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт.28:20–22).
I. Библейские примеры обетов, данных Богу
- Обет Иеффая: «И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение» (Суд.11:30–31).
- Обет Анны: «И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме. Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень. И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала, и дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его» (1Цар.1:9–11).
- Обет Авессалома: «По прошествии сорока лет царствования Давида, Авессалом сказал царю: пойду я и исполню обет мой, который я дал Господу, в Хевроне; ибо я, раб твой, живя в Гессуре в Сирии, дал обет: если Господь возвратит меня в Иерусалим, то я принесу жертву Господу. И сказал ему царь: иди с миром. И встал он и пошел в Хеврон» (2Цар.15:7–8).
- Обет язычников: «И устрашились эти люди Господа великим страхом, и принесли Господу жертву, и дали обеты» (Ин.1:16).
- Обет апостола Павла: «Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, — и с ним Акила и Прискилла, — остригши голову в Кенхреях, по обету» (Деян.18:1.
Стопка серной кислоты
Обет дают не только люди пьющие (об этом — ниже), но именно для них так важна его помощь, для них он порой жизненно важен. «Смотрю на тех, кто просто решил не пить, — говорит Татьяна, давшая обет трезвости на всю жизнь десять лет назад, — они словно ношу какую-то на себе тянут, а мы, наоборот, ее с себя скинули». Дмитрий (9 лет обету) выражается иначе: «суровые благодатные цепи». Олег (12 лет) сравнивает себя с «судном, не заходящим в иностранные порты»: винные отделы в магазинах просто перестали существовать для него, будто и нет их. Как же это происходит? Как действует обет?
Отец Игорь Бачинин приводит свою аналогию: «Я не буду пить серную кислоту — ни при каких условиях, тут даже размышлять не о чем. То же и с человеком, который дал обет трезвости. Если даже и возникают помыслы об алкоголе, он с ними не собеседует, благодать Божия покрывает его. А без обета те одолевают, человек все время пребывает в сомнениях, в борьбе».
Можно ли отказаться от пьянства без обета? Разумеется. Едва ли не на каждом приходе можно найти живые тому примеры. Обет не цель, а просто помощь.
II. Виды обетов
1. Обет обещания («neder» — обещание или что-то обещанное)
Включает в себя обещания что-то сделать или пожертвовать Богу в благодарность за Его ответ или благословения от Него: обеты Иакова, Иеффая, Анны и Авессалома.
2. Обет воздержания («‘esar» — зарок, отказ или воздержание от чего-либо). Такой обет включал в себя обещание воздержаться от чего-либо, например, от супружества; также обет это обет назорейства:
- Зарок от женитьбы или замужества: «…Если женщина даст обет Господу и положит на себя зарок в доме отца своего, в юности своей…» (Числ.30:4).
- Обет назорейства. Этот обет включал в себя воздержание от алкогольных напитков, воздержание от стрижки волос и от прикосновения к останкам умершего. См. (Числ.6:1–21).
Назореями были Самсон (Суд.13:3–7) и Самуил (1Цар.1:11). К назореям относят и Иоанна Крестителя: «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (Лк.1:13–15).
Подготовка к принятию обета трезвости
Фото: Flickr.com
Человеку, который решил избавиться от греха пьянства, необходимо подойти к священнику ближайшей церкви и узнать обо всех правилах.
Батюшка даст советы о том, как приготовиться к таинству, что нужно сделать и выполнить.
Совет! Перед его принятием в течение длительного времени следует регулярно посещать храм, молиться, исповедоваться, причащаться и соблюдать все посты.
Не стоит думать, что все тяготы по исполнению обета трезвости человек должен нести исключительно сам. Настоятельно рекомендуется срочно обратиться в наркологический диспансер или к лечащему психиатру, если ранее пациент уже был поставлен на учет. Врач назначит схему терапии, проведет лечение и порекомендует наилучшие способы кодирования от алкоголизма.
Обращение в медицинские и психологические учреждения вовсе не является отказом или сомнением в Божьей помощи. Эти действия как раз и приведут на тот путь, на который Господь и направляет человека для избавления от пагубной привычки. Поэтому следовать всем советам специалиста необходимо неукоснительно. При их нарушении пациент губит не только собственное здоровье, но и совершает тяжкий грех, нарушая обет трезвости.
Можно его принять и умеренно пьющему человеку. Обет трезвости обычно дают при наступлении религиозных праздников или при опасении, что роковая привычка способна полностью поглотить грешника.
В таком случае очень важно вовремя остановиться и тогда церковный обет оказывает верующему большую поддержку. Тот, кто просто отказался от спиртного, постоянно испытывает искушение. Тот же, кто принял на себя зарок, сумеет быстрее и легче побороть алкогольную зависимость. Даже страдания, связанные с периодом добровольного отказа, будут переноситься проще с Божьей помощью.
Впоследствии же человек, основываясь на данное им Господу обещание, окончательно перестанет интересоваться сомнительными посиделками или приятельскими компаниями, толкающими его на путь греха.
III. Распоряжения ветхозаветного Закона об обетах
1. Обязательное исполнение обета
Давать обеты Богу в Ветхозаветные времена не было обязанностью человека по отношению к Господу: «… если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха» (Втор.23:22).
Однако исполнение данных Богу обетов считалось святыней и непреложной обязанностью: «Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха. Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими» (Втор.23:21–23).
«Когда он увидел ее, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз о тебе уста мои пред Господом и не могу отречься» (Суд.11:35); «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить» (Еккл.5:3–4).
Обет обладал силой клятвы и посему должен был быть обязательно исполнен. Господь запрещает давать необдуманные клятвы или обеты: «Сеть для человека — поспешно давать обет, и после обета обдумывать» (Притч.20:25).
2. В каком случае обет мог быть аннулирован?
Обет мог быть аннулирован только в двух случаях: Отец мог наложить вето на обет своей дочери, а муж мог наложить вето на обет жены. Если муж не отменил обета жены, но позже способствовал тому, чтобы она нарушила свой обет, то грех за нарушение обета ложился на него, а не на неё (Чис.30:4–16).
3. Что могло быть обещано Богу во время произнесения обета?
Человек мог сделать частью своего обета людей (включая самого себя), животных, землю и другое имущество. Ничто святое (что по Закону считалось святым или священным) не имело право объявляться частью обета: ничто первородное, десятина и так далее: «Только первенцев из скота, которые по первенству принадлежат Господу, не должен никто посвящать: вол ли то, или мелкий скот, — Господни они… И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» (Лев.27:26,30).
Господь объявил, к какому жертвоприношению, вознесённому по обету, Он будет благоволить, а к какой – нет: «И если кто приносит мирную жертву Господу, исполняя обет, или по усердию, из крупного скота или из мелкого, то жертва должна быть без порока, чтоб быть угодною Богу: никакого порока не должно быть на ней; животного слепого, или поврежденного, или уродливого, или больного, или коростового, или паршивого, таких не приносите Господу и в жертву не давайте их на жертвенник Господень; тельца и агнца с членами, несоразмерно длинными или короткими, в жертву усердия принести можешь; а если по обету, то это не угодно будет Богу; животного, у которого ятра раздавлены, разбиты, оторваны или вырезаны, не приносите Господу и в земле вашей не делайте сего; и из рук иноземцев не приносите всех таковых животных в дар Богу вашему, потому что на них повреждение, порок на них: не приобретут они вам благоволения» (Лев.22:21–25).
4. Что можно было выкупить?
В Ветхом Завете описан закон о выкупе того, что было посвящено Господу по обету: Лев.27:1–25. Многое из посвящаемого могло быть выкуплено за определённую плату, установленную священником (за исключением чистого животного).
- В случае, когда речь шла о земле или домах, сумма выкупа составляла полную цену жертвы плюс ⅕ от цены жертвы. Цена недвижимости также определялась исходя из того, сколько лет оставалось до Юбилейного года (Лев.27:15–18).
- Животное, которое не отвечало стандартам жертвоприношения, могло быть выкуплено за свою цену плюс ⅕ цены: «Если же то будет какая-нибудь скотина нечистая, которую не приносят в жертву Господу, то должно представить скотину священнику, и священник оценит ее, хороша ли она, или худа, и как оценит священник, так и должно быть; если же кто хочет выкупить ее, то пусть прибавит пятую долю к оценке твоей» (Лев.27:11–13).
О наших крещальных обетах
«Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света…» (Еф. 5:8), – говорит нам сегодня апостол Павел. Святитель Феофан Затворник, толкуя это место, пишет, что выражения «свет в Господе» и «чада света» относятся к крещеным и миропомазанным людям.
Вспомним, братья и сестры, что в древности Крещение называли «Праздник светов», а также «Просвещение». Крещеный становится носителем евангельского света. После Таинства человека обычно одевали в белые одежды, символизирующие нравственную чистоту и святость. Символика света всегда была характерна для Таинства Просвещения.
Павел напоминает ефесянам об их Крещении, чтобы они жили свято – согласно обетам, данным в Таинстве. «Вы ведь крещеные люди – не творите же греха!» – как бы обращается к христианам апостол. Подобно и у нас в народе иногда могут в сердцах сказать распоясавшемуся гуляке: «Ты нехристь, что ли? Креста на тебе нет! Побойся Бога, ведь ты христианин!»
Апостол призывает всех нас жить согласно обетам Крещения. А знаем ли мы их? В большинстве своем мы были крещены в детстве, когда за нас обеты произнесли крестные родители. И получается, что далеко не каждый христианин сегодня помнит, что он обещал (лично или через крестных) Господу в тот день. Но как можно исполнять то, о чем не знаешь? Давайте, братья и сестры, вспомним свои крещальные обеты.
В чине Таинства священник спрашивает крещаемого: «Отрекаешься ли сатаны, и всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения ему, и всей гордыни его?» Тот отвечает: «Отрекаюсь». Это обет первый.
Конечно же, данное обетование включает в себя многие стороны веры и жизни. Отречься «от сатаны и всех дел его» значит объявить о своем неповиновении диаволу – о том, что отныне у меня нет ничего общего с ним. Разумеется, сюда входит отказ от греховной жизни. Но разве мы не грешим, будучи христианами? Грешим, но по немощи, не желая этого. Как писал апостол Павел: «Что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15). Совсем иное дело – грешить с удовольствием, с твердым осознанием того, что творишь. От такого греха мы отрекаемся раз и навсегда. По сути, в первом обетовании мы объявляем войну греху и его источнику – диаволу.
«И всех ангелов его, и всего служения ему». Служить сатане и иметь связь с ангелами его – значит общаться с ними в колдовстве, магии, спиритических сеансах, при хождении к знахаркам и бабкам, в оккультных практиках, в увлечении астрологией и гороскопами. Также человек втайне остается слугой диавола, если боится его больше, чем Бога, и говорит о нем больше, чем о Боге. Кураев как-то рассказывал, что на вопрос «О Христе будем беседовать или об антихристе?» многие аудитории отвечают: «Об антихристе!» Действительно, у некоторых христиан ум больше занят антихристом и всякими чипами и карточками, чем Христом. Это уже некое мысленное служение падшим духам – когда постоянно думаешь о них и боишься их.
Каким должно быть наше отношение к диаволу и его слугам, показывает далее последование Крещения. «Дунь и плюнь на него», – говорит священник крещаемому. Тот символически дует и плюет на диавола, выражая тем самым крайнее презрение к нему. Сатана не простит нам этого плевка, но нам не следует бояться его. «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4:4), – говорит Иоанн Богослов. Христос, Которому мы поклонились, лишил силы «имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2:14), – пишет апостол Павел. Сатана повержен Христом и скован, и способен вредить нам ровно настолько, насколько мы сами поверим ему и убоимся его вместо Бога; насколько мы дадим ему место в себе своими грехами и непослушанием Христу. Если же мы возлагаем все упование на Господа и по мере сил стараемся исполнять Его святые заповеди, бесы и их начальник ничем не могут угрожать нам.
«И всей гордыни его». Гордость, тщеславие, высокомерие, самолюбование, эгоизм – это те качества, которые превратили светоносного Ангела в падшего духа. Отрекаясь от «всей гордыни его», мы отказываемся от гордого духа жизни, от бесовского превозношения над людьми и главным качеством духовной жизни полагаем смирение.
«Сочетаешься ли Христу?» – спрашивает далее священник. «Сочетаюсь!» – отвечает крещаемый. Это второй обет Крещения.
Когда люди вступают в брак, мы также говорим, что они «сочетались браком». «Сочетание» есть соединение любящих. «Сочетаться Христу» означает любить Его, служить Ему, пребывать в Церкви – Теле Христовом; иметь «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5), приобрести «ум Христов» (1 Кор. 2:16). «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:6), – пишет Иоанн Богослов. «Сочетаться Христу» значит стать богом по благодати.
Затем священник спрашивает: «И веруешь ли Ему?» Приходящий ко Крещению отвечает: «Верую Ему как Царю и Богу!» Таково третье наше обетование.
Что значит веровать Христу как Царю и Богу? Верить в Него как в Бога и Спасителя, а также в Божие Откровение, данное нам во Христе, полагать Его Волю как Закон своей жизни, считать Христа своим Господином.
Согласно Катехизису, под верой можно понимать три вещи: психологическую уверенность в истинности каких-то положений, онтологическую связь между человеком и Богом и образ жизни. Все это вмещается в одно слово: «Верую!» Мы веруем в бытие Божие, Христа как Сына Божия, веруем в то, что через веру мы имеем связь с Ним, и стараемся жить согласно вере, т. е. по заповедям Божиим.
Далее крещаемый читает Символ Веры, что является знаком его осознанной веры и публичным исповеданием им христианства. Если крестят младенца, за него произносят Символ Веры крестные родители.
Таковы наши обетования Крещения. Что означают эти обеты? Это условия нашего вступления в Завет с Богом. Завет всегда подразумевает обязательства двух сторон. Христос устанавливает Новый Завет через пролитие за нас Своей Крови и обещает нам Царствие Божие. Мы же, со своей стороны, вступаем в Завет через Таинство Крещения, принося определенные обеты – те, которые мы с вами сегодня рассмотрели.
Дай нам Бог исполнять наши крещенские обещания и быть новозаветными христианами во всем – в вере, мыслях, делах, словах. Тогда и Господь исполнит Свои обетования – дарует Царствие Небесное, уготованное нам от создания мира (см. Мф. 25:34).
IV. Обеты Богу и сегодняшний день
Закон не обязывал людей давать обеты Богу. Однако, Священное Писание призывает нас обращаться к Господу в молитве за помощью и давать Ему обеты, а после ответа на молитву воздавать Господу обещанное обетом: «Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному» (Пс.75:12).
Вопрос: Почему же псалмопевец призывает давать обеты Богу?
Ответ:
- Потому что Господь хочет, чтобы мы испытали свою веру и силу молитвы и через это возросли духовно: «Помолишься Ему, и Он услышит тебя, и ты исполнишь обеты твои» (Иов.22:27);
- Чтобы мы испытали верность Господа и прославили Его за отвеченные молитвы и оказанные нам благодеяния: «Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс.49:14–15);
- Чтобы мы засвидетельствовали окружающим о Боге, отвечающем на наши молитвы: «Войду в дом Твой со всесожжениями, воздам Тебе обеты мои, которые произнесли уста мои и изрек язык мой в скорби моей. Всесожжения тучные вознесу Тебе с воскурением тука овнов, принесу в жертву волов и козлов. Придите, послушайте, все боящиеся Бога, и я возвещу вам, что сотворил Он для души моей» (Пс.65:13–16).
Пример обета, который в наши дни люди дают Господу Богу — это крещальные обеты. Принимая крещение, человек даёт Господу обет жить и служить Богу в доброй совести. Вот как об этом сказано в 1Пет.3:21 «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа».
Процесс принятия
Фото: Flickr.com
Не нужно сразу же брать на себя слишком тяжелый груз. Лучше постараться действовать поэтапно.
- Сначала следует вынести отказ от алкоголя на протяжении непродолжительного времени.
- Затем требуется полностью осознать свою жизнь без влияния пагубной привычки.
- Необходимо в молитвах поблагодарить Господа за поддержку.
- После нужно взять на себя новое, более строгое и длительное обязательство.
Обратите внимание! Теоретически обет трезвости можно принести и в домашних условиях, но тогда человеку понадобится вся сила воли, чтобы его исполнить. Кроме того, обещание, данное без прохождения покаяния и исповеди, не будет скреплено церковным таинством.
Следует помнить, что обет резвости резко отличается от обычной клятвы. Ее слова человек произносит, принимая право решения самостоятельно и только призывает Бога в свидетели.
Обет же является смиренной просьбой к Господу о помощи. В данном случае верующий признает, что самостоятельно он мало, что может. Поэтому он просит сил, чтобы исполнить задуманное.
Для соблюдения всех требований Церкви давать обет трезвости необходимо после специально заказанного молебна. Принимают его перед Крестом и Евангелием, иконой или перед святыми мощами. Нужно обязательно произнести его во всеуслышание перед священником и прихожанами.
Затем по окончанию молебна выдаются обетная грамота и икона, перед которой давался обет трезвости. Их нужно поместить дома на заметном месте. Человек, давший обет, вместе с грамотой хранит и молитвенное обещание, которое он читает с утренними и вечерними молитвами. Таким образом, он напоминает себе, что он дал слово Богу.
А как же праздник?
Но все же, возвращаясь к началу, — отчего становится так шумно, стоит произнести два слова «обет трезвости»? Непременно кто-то, скромный самый, юбка в пол, ахнет: «Как?! Совсем? Даже шампанское на Новый год?» И некто с окладистой бородой ужаснется: «А архиерейские приемы?» Как теперь ему, действительно, на тех трапезах?
Трезвость не просто перестала считаться добродетелью. Даже в самом благонравном обществе она дискредитирована стилистически. Слова «Трезвость — норма жизни», ставшие мемом, ничего, кроме усмешки и сведения скул, не вызывают. В. Доронкин говорит: «Когда речь идет об обете, люди подсознательно боятся: у них отнимут праздник, введут разнарядку — и отнимут! На мой взгляд, это — отголоски горбачевского “сухого закона”, когда сверху спустили хорошую идею. Но народ-то не подготовили, не объяснили, зачем это нужно, как можно радоваться и без спиртного. Не сказали: вы спиваетесь, вы гибнете, деградируете».
Возможно, причина неоднозначной реакции на слова «обет трезвости» лежит в недостатке информации о нем?
Страхи и сроки
Часто люди не дают обет трезвости из-за боязни нарушить его, боязни наказания. По мнению большинства священников, практикующих принятие обетов трезвости, страх не может удержать человека. У тех, кто боится, обычно уже заготовлен сценарий будущего отступления: поминки тети, свадьба сына, полет на самолете, посещение родной деревни, корпоратив на новом месте работы… Отец Игорь называет это отговорками и убежден, что причина одна: отсутствие решимости. «Но если человек боится последствий, — советует он, — лучше не давать обета. Или дать сначала совсем на небольшой срок, чтобы обрести опыт трезвости и уверенность, что Господь тебе помогает, а после продлить».
Минимальный срок обета трезвости — Великий пост, хотя чаще обет дают сразу на год. Потом обычно продлевают. Некоторые решаются отказаться от спиртного сразу на всю жизнь. Но более распространенной является «ступенчатая» практика. Можно проверить свои силы; попробовать на вкус абсолютную трезвость — так ли пресна она, как кажется; примерить перья «белой вороны»; понять, всегда ли трезвое веселье, как принято думать, натужно или можно радоваться и без спиртного.