Действующие монастыри Нижегородской области. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь


История

Явилась в 392 году на острове Кипре. Сказание, помещенное в греческом синаксаре на неделю Православия, и обыкновенно связываемое с этой иконой, говорит что святой образ стоял на воротах, ведущих к одной церкви Пресвятой Богородицы (церковь Панагии Ангелоктисты). Однажды аравитянин, проезжая мимо этой церкви, захотел поглумиться над христианской святыней. Он пустил в образ стрелу и попал в колено Пресвятой Богородицы на иконе. В ту же минуту из раны потекла кровь в таком количестве, что обагрила землю. Аравитянин от ужаса бросился скакать домой, но, не доехав до дому, пал на пути мертвым.

С древних лет Кипрская икона хранится в монастыре Ставруни, устроенном, по преданию, на месте ее обретения.

Чтимые чудотворные списки

Кипрская икона Божией Матери в селе Стромыни

Стромынский

Наиболее прославившийся в России список Кипрской иконы находился в селе Стромынь, недалеко от Москвы, в Богородском уезде. Икона размером в 1 аршин и 4 вершка в высоту, а в ширину 1 аршин и 2 вершка. Божия Матерь изображена в короне, сидящей на троне; вверху около Нее по сторонам ангелы, с каждой стороны по одному, в венцах с ветвями; внизу коленопреклоненные — с одной стороны священномученик Антипа, с другой — мученица Фотиния. О происхождении иконы, во время дознания в 1841 году, было выяснено что «по описям церковным она значилась в 1783 году в упраздненной деревянной Николаевской церкви, за левым клиросом, а в 1823 году на горнем месте в Сергиевском приделе оной церкви. Когда в 1829 году Николаевская деревянная церковь была разобрана, тогда Кипрская икона Божией Матери поставлена на паперти новоустроенной каменной церкви над входными дверями.» Здесь, в Успенском храме, этот список Кипрской иконы прославивлся в 1841 году.

В то время 18-летняя дочь одного крестьянина села Стромыни по имени Марфа заболела золотухой и скорбутом. Болезнь с течением времени стала усиливаться. В начале 1841 года припадки ее стали настолько сильны, что угрожали ее жизни. Родные и знакомые Марфы были уже уверены в ее близкой смерти; 7 января больную исповедали и причастили Святых Христовых Тайн. Но милосердный Господь не допустил ее смерти. Ей стала являться во сне Кипрская икона Богоматери, стоявшая на паперти над входом в их приходскую церковь. От иконы Марфа слышала голос, говоривший ей: «Возьми Меня к себе в дом, отслужи молебен с водоосвящением и будешь здорова». О своих сновидениях она поведала родным и знакомым. Не раз она спрашивала священника и причт об этой иконе, но они не могли ее найти, так как не обращали почти никогда своего внимания на место ее нахождения. Тогда привели больную в церковь, чтобы она сама отыскала виденную икону. Поиски ее долго не увенчивались успехом, пока, наконец, она не вышла на паперть и не увидела над церковными дверьми старинную икону Богородицы. Заметив икону, больная радостно воскликнула: «Вот она!» 16 февраля отец больной пригласил к себе в дом священника с иконой Божией Матери. После того как был отслужен молебен с водосвятием, больная сразу почувствовала облегчение. Силы ее столь окрепли, что она сама после молебна понесла икону Богоматери в церковь. В скором времени она окончательно выздоровела.

Когда жители села Стромыни услыхали о чудесном исцелении, то стали в большом числе приходить в церковь для служения молебнов пред прославленной иконой. Благодатная сила исходила из нее и исцеляла тех, которые со смирением и надеждой на заступничество Богоматери пред Богом приносили к ней свои молитвы. Стали стекаться сюда не только прихожане села Стромыни, но и жители окрестных мест. Были засвидетельствованы исцеления от паралича и расслабления.

О всех этих чудесах и о народном почитании иконы священник Успенской церкви доложил Московскому митрополиту святителю Филарету, который указал сделать разыскание об образе, поставить икону на приличном месте, не возбранять молебны, и еженедельно сообщать о происходящих событиях. Зимой и осенью 1841 года стечение народа к иконе стало уменьшаться и митрополит Филарет предписал местному благочинному прекратить еженедельные донесения, исключая особенные случаи. С тех пор Кипрская-Стромынская икона Божией Матери оставалась на своем месте, а по молитвам к ней продолжала подаваться чудесная помощь для тех кто приходил с искренней верой. Икона была украшена богатой сребропозлащенной ризой. В церкви села Стромынь этой иконе совершали также празднование 16 февраля — в день исцеления девицы Марфа.

Нижегородский

Празднование 12 мая

Божия Матерь изображена сидящей на троне; голову Ее украшает царская корона. Предвечный Младенец представлен с непокрытой головой, при этом правая рука Его благословляет.

Кипрская икона Божией Матери находившаяся в Нижнем Новгороде в церкви святого Иоанна Предтечи, что на Слободке прославилась многими чудесами. По молитвам перед ней прекратилась моровая язва в Нижнем Новгороде, свирепствовавшая там в 1771 году. Жители города брали святую икону к себе в дома, совершали перед ней молебны и получали исцеления.

Иные списки

В России известны еще списке Кипрской иконы Божией Матери находившиеся в Московской церкви святителя Николая в Голутвине и в Московском Успенском соборе у левого столпа. На последней изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем, а внизу держава; икона эта была украшена богатым окладом.

Священные и самые интересные места на Нижегородчине

В Нижегородской области есть уникальные,необычные, священные и загадочные места. Самые известные из них расположены близ татарских сел Краснооктябрьского и Сергачского районов.

1.Ялгыз агач(Одинокое дерево)/«Священный вяз Кургонсат». (расположено недалеко от села Кочки-Пожарки)

Одна из святынь Сергачских татар, которые называют его «Священный вяз Кургонсат» или «Страшное дерево Кургонсат» и, действительно, оно внушает какой-то страх, и его считают одним из мистических мест Нижегородской области. С ним связано множество татарских легенд и преданий.

Местными жителями считается необходимым беречь деревья посаженные руками предков: «Эти деревья святые – их прадед сажал, положив под них бумажки с молитвами, подойдёшь – помолишься, помянешь предка». А детей пугали: «Сломаешь ветку – рука отсохнет».Подробнее,«Священный вяз Кургонсат»(с.Кочко-Пожарки)

2.«Керемет» священный источник (село Кочко-Пожарки).

Родник Керемет находится на окраине села Кочко-Пожарки и широко известен у татар Сергачского района как священное место и один из лучших источников минеральной воды с оборудованным ее сбором.Вокруг источника поддерживаются чистота и порядок.

Урочище. В полугоре находятся два выхода на поверхность известковых пород в виде наклоненных под углом самого склона плит размером 2 х 1 и 5 х 2 м. Легенда запрещает использовать камень плит, так как утверждает, что под ними – подземное озеро, которое может затопить долину с селом Кочко-Пожарки.

Родник и урочище, судя по названию и легендам, были в древности местами отправления традиционных обрядов, на что указывает и характерный пологий участок с рудеральной растительностью – аналогичным образом выглядят жертвенные места подобных святилищ марийцев и мордвы. Подробнее,«Керемет»(с.Кочко-Пожарки)

3.Камень Тараташ и священная ветла (село Актуково).

Cвященный камень Тараташ (Траташ) -расположен на окраине села Актуково, на склоне правого берега реки Сухая Пара. Над камнем и участком луговины вокруг него сооружен металлический шестигранный навес с калиткой. Камень – место паломничества нижегородских татар. На нем совершаются моления, к нему приносятся денежные жертвы. В прошлом, по преданиям, на горе выше камня проводились моления в случае непогоды и болезней скота, для чего туда пригонялись стада. По легенде, камень представляет собой окаменевшего ребенка, который был проклят матерью за непочтительность: камнем принято пугать непослушных детей.

Священная ветла— находится в центре кладбища в северо-восточной части села и является памятником. Священная ветла Возраст -200лет,высота 15м.По преданию, дерево посажено в конце ХVIII века на могиле основателя села.

К дереву приносятся с молитвой денежные жертвы в дни болезни или сложной жизненной ситуации, дерево заботливо оберегается местными жителями. Подробнее,Священная ветла и камень Тараташ.

4.Священная береза (село Красный Яр).

Красный яр — так в старину назывались урочища на берегах рек. Яр — крутой, возвышенный берег, а название красный указывает на красивое местоположение.


Красный Яр – на деревенском кладбище расположена татарская священная многоствольная берёза, по преданию, посаженная на могиле основателя села. Дерево имело необычную фонтанообразную форму. В настоящее время оно разрушилось и практически погибло, по-видимому, от возраста и катаклизмов последних лет.

Подробнее,Село Красный Яр.

5.«Искелеклер» и «Азатлык чишмәсе» священный источник(село Чембилей).

«Искелеклер» — Традиционное место проведения многих мусульманских обрядов.

Источник «Азатлык чишмәсе» интересная природная достопамятность, овеянная легендами и почитаемая окрестным населением.


В 2004 году здесь построен небольшой домик в красивом мусульманском стиле, который видно издалека с республиканской трассы. Вода родника Свободы считается целебной. Подробнее,«Искелеклер» и «Азатлык чишмәсе»(село Чембилей).

6.Мазарлар өсте и источник «Биксасы» (село Шубино)

Мазарлар өсте.(Святые захоронения,1602-1720 гг) . Мазар, как принято в востоковедческой науке, представляет собой понятие, обозначающее место, которое посещают, и которое является объектом паломничества. Обычно это могила мусульманского «святого», а также любой другой памятник культа или религии, традиционно воспринимаемый как святое место. Подробнее,Мазарлар өсте(село Шубино).

Источник «Биксасы»(1640 год).

Родник расположен на высоком холме, с которого хорошо просматривается все село,красивый обзорный вид на долину реки Пьяна. Вода из родника Биксасы самая вкусная,хорошо утоляет жажду и обладает целебными свойствами.

Подробнее,Источник «Биксасы»(село Шубино)

7.Шахидляр кабере (село Семёновка)

В селе Семёновка (Семоцки) Краснооктябрьского района Нижегородской области в январе 1919 года произошла страшная трагедия.Отрядом чекистов без суда и следствия были расстреляны более 50 человек, в их числе 7 имамов, служители мечетей и молельных домов, учителя, интеллигенция из близлежащих татарских деревень Пошатово и Семёновка.(точное число расстреленых неизвестно).

Татарское население Нижегородского края хранило в устной традиции память о событиях 1919 года в Семеновке, как о «насилии советской власти над трудящимися» и «гонениях на татар и их мулл за исламскую веру».


Жертвы трагедии 1919 года были причислены к страдальцам за веру, а место их погребения стало местом религиозного поклонения. В советское время уход за братской могилой осуществляли жители с.Семеновка. 19 июня 1999 на братской могиле была установлена мраморная стела с именами 50 погибших тех, кто погиб за веру, свою родную традиционную веру — ислам.

Подробнее,Шахидляр кабере (село Семёновка)

8. «Изге каберлекляр»(Святые захоронения)(село Грибаново)

Самое таинственное и мистическое место мещерского края — «Изге каберлекляр»(Святые захоронения). По преданиям, сохранившимся среди жителей села Грибаново,

тут были похоронены воины татарского хана Арапши, погибшие в знаменитом Пьянском побоище в 1377 году.

Подробнее,«Изге каберлекляр»(село Грибаново)

9.Священный дом Садек-абзи Абдулжалилова(село Овечий Овраг)

Татарское село Куй Суы (Овечий Овраг)-родная деревня суфийского шейха Садек-абзи Абдулжалилова. Именно в этой деревне родился, жил и творил самый почитаемый нижегородскими татарами святой духовник и целитель. Дом святых(старших) (Изгеляр йорты/Абзилар йорты), в котором жил праведник, существует и поныне, выстояв в годы массового разрушения церквей и мечетей. Он стал почитаться сразу после смерти Садек абзи. Сотни людей стремились сюда под покровом ночи по лесным и полевым тропам, рискуя быть арестованными и осужденными на долгие годы тюремных заключений.

Дом святых заряжен положительной энергией, она передается человеку и способна исцелять от всяких болезней и душевных переживаний. Все, что побывало в этом доме лечебное, считают старожилы.

В «дом желаний» приходят верующие разных конфессий: и мусульмане, и православные, и католики, приезжало множество людей со всего света: из Чехии, Финляндии,Германии,Америки, Прибалтики.Святой помогает всем.

Подробнее,Священный дом Садек-абзи Абдулжалилова(село Овечий Овраг)

10.Святые захоронения.Святой Колодец (село Бортсурманы).

Бортсурманы — село в Пильнинском районе Нижегородской области и возникло более четырехсот лет тому назад.

Сохранившиеся остатки могил (вещи, кости, оружие, украшения) дают предположения, что здесь находилось татарское кладбище.

Святой Колодец.

На западной стороне села в 100 саженях от дома помещика Шипилова есть колодец под названием Святой.

Целебные свойства жителям известны давно. На источник приезжают люди из разных уголков стран

Чудеса исцеления в Бортсурманах.

О Бортсурманах и исцелениях, которые там происходят, посвященные давно слагают легенды. А началось все больше двух веков назад. В конце XVIII века в Успенской церкви этого села появился новый священник — Алексей Гнеушев. Как гласят предания, за свою праведную жизнь он получил дар свыше. Подробнее,село Бортсурманы.

11.«Серебряные ключи»,»Колоды» целебные источники, Дендропарк Явлейка.(г.Сергач)

Серебряные ключи.

В 3-х километрах от Сергача расположен Святой Ключ. Раньше тут росли старые дуплистые вязы. В дупле одного из деревьев, по-преданию, была обретена икона, а источник стал святым. «Серебряные ключи»- более позднее название родника.

В Нижнем Новгороде был исследован химический состав воды и найдена значительная концентрация ионов серебра, вода вследствие этого очень долго не портится, хранясь годами.

Подробнее,«Серебряные ключи»(Сергач)

Родник «Колоды»

На высоком берегу речки Сергачки, недалеко от Владимирского собора города Сергач, расположен хорошо обустроенный родник «Колоды». В XVII веке, здесь располагалось небольшое поселение Сергиевка, давшее начало селу Сергач, вскоре, в 1779 году, преобразованному в уездный город.


Над входом на территорию источника, надпись гласит: «Здесь, начинался Сергач».

Подробнее,Источник «Колоды»(Сергач)

Дендропарк Явлейка.

Сергачский дендропарк находится недалеко от центра города Сергач,Нижегородской области, на северном выезде из него, входит в список государственных памятников природы областного значения и является любимым местом отдыха для многих жителей его округи.


Название «Явлейка» это — местное обозначение холмов и оврагов, по дну которых протекает ручей Явлейко, официальное название «Дендропарковый комплекс Сергачского лесхоза» основан в 1986 году,общая площадь более 90 га.

Подробнее,Дендропарк Явлейка(Сергач)

На заметку!

Туристам и путешественникам в Сергаче также стоит посетить краеведческий музей имени В.А.Громова.


Музей имени В.А.Громова обладает богатым собранием по истории родного края,является визитной карточкой города Сергач, имеющего богатое историческое наследие, представляет предметы быта русского, мордовского и татарского народов, которые веками живут вместе.

Подробнее,Краеведческий музей имени В.А.Громова(Сергач).

История татарских сёл Нижегородской области.Нижгар татарлары.

Подробнее,Татарские сёла Нижегородской области(список)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]