Митрополит Кирилл: казачество в России — это «православное рыцарство»


Русская Православная Церковь

Родился 5 августа 1963 г. в г. Миассе Челябинской обл. Отец, дед и прадед по линии отца были священниками (дед был репрессирован и находился в лагерях 5 лет). В 1963 г. крещен в храме Святой Троицы г. Миасса. В 1970 г. поступил в среднюю школу г. Миасса. В 1981 г. окончил школу рабочей молодежи в г. Загорске (ныне Сергиев Посад) Московской обл.

В 1981-1983 гг. проходил службу в рядах Вооруженных сил.

В 1984 г. поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1988 г. В том же году был направлен Священноначалием на обучение в Софийскую духовную академию (Болгария).

В 1989 г. по благословению архиепископа Александра (Тимофеева) пострижен в монашество в Свято-Троицкой Сергиевой лавре архимандритом Венедиктом (Князевым) с именем Кирилл в честь святого равноапостольного Кирилла, учителя Словенского. В этом же году архиепископом Александром (Тимофеевым) рукоположен во иеродиакона, а позднее — во иеромонаха.

В 1990 г. перевелся на заочный сектор Московской духовной академии и перешел в клир Нижегородской епархии.

В 1993 г. по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) и решением Священного Синода назначен настоятелем Благовещенского мужского монастыря г. Нижнего Новгорода и ректором Нижегородского духовного училища.

В 1994 г. митрополитом Николаем (Кутеповым) возведен в сан игумена.

В 1995 г. решением Священного Синода назначен ректором Нижегородской духовной семинарии.

С 1996 г. — председатель отдела образования Нижегородской епархии и благочинный монастырей епархии.

В 2000 г. митрополитом Николаем (Кутеповым) возведен в сан архимандрита.

В 2001 г. защитил кандидатскую диссертацию в Московской духовной академии и получил степень кандидата богословия.

В 2004 г. архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием освобожден от должности настоятеля Благовещенского мужского монастыря, ректора Нижегородской духовной семинарии, председателя отдела образования и благочинного монастырей Нижегородской епархии и назначен благочинным 1-го Нижегородского, Выксунского, Варнавинского и Уренского округов.

В 2006 г. архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием назначен ректором Выксунского духовного училища.

С 2005 г. — профессор, а затем член-корреспондент Международной славянской академии.

Решением Священного Синода от 10 октября 2009 г. (журнал № 83) избран викарием Московской епархии с титулом Павлово-Посадский.

29 ноября 2009 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве хиротонисан во епископа Павлово-Посадского. Хиротонию возглавил Святейший Патриарх Кирилл.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2009 г. (журнал № 140) утвержден в должности наместника Донского ставропигиального монастыря г. Москвы.

Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. (журнал № 8) назначен председателем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.

С декабря 2010 г. по 2011 г. окормлял приходские храмы на территории Юго-Восточного административного округа г. Москвы (Петропавловское благочиние).

С 22 марта 2011 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 г. (журнал № 13) назначен на Ставропольскую кафедру с сохранением должности председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.

Решением Священного Синода от 7 июня 2012 г. (журнал № 51) назначен главой новообразованной Ставропольской митрополии.

18 июля 2012 г. возведен в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал № 77) освобожден от должности наместника Донского ставропигиального монастыря г. Москвы.

1 августа 2012 года указом Президента РФ включен в состав Совета по делам казачества при Президенте России.

С июня по декабрь 2012 г. временно управлял Георгиевской епархией, с марта по июль 2014 г. временно управлял Элистинской епархией.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 16 ноября 2021 г. назначен почетным настоятелем храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле г. Москвы, в связи с усвоением храму статуса казачьего.

С 8 по 25 августа 2021 г. — временный управляющий Екатеринодарской епархией.

Митрополит Кирилл: казачество в России — это «православное рыцарство»

Митрополит Кирилл сообщил также, что в учебные планы духовных семинарий сейчас вводятся курсы по изучению истории и традиций казачества. А в «образовательных учреждениях с казачьим компонентом» введен предмет «Основы православной культуры» и создаются кабинеты православной культуры.

По оценке главы синодального комитета, за пять лет работы этой церковной структуры сложилось конструктивное и плодотворное сотрудничество с органами государственной власти по линии развития казачества. В частности, сообщил митрополит Кирилл, сотрудники комитета, наряду с представителями различных министерств и ведомств, входят в состав комиссий и рабочих групп Совета при президенте РФ по делам казачества, созданного для реализации «Стратегии развития государственной политики РФ в отношении казачества».

«Круг вопросов, которые мы все вместе обсуждаем, действительно очень широк: от строительства, затем освящения храмов в рамках бессрочного межрегионального проекта «Казачьи рубежи России», участия казаков в торжественных мероприятиях и богослужениях, возглавляемых святейшим патриархом Московским и всея Руси Кириллом, до вопросов перерегистрации уставов войсковых казачьих обществ, охранной деятельности казаков, организации Всемирных конгрессов казаков», — сказал представитель РПЦ.

Так, 14 октября этого года, в казачий праздник Покрова Пресвятой Богородицы, состоится V Всемирный конгресс казаков. Крупный форум начнется в Новочеркасске с торжественной литургии, которую возглавит в патриаршем Вознесенском войсковом всеказачьем соборе патриарх Кирилл, сообщил митрополит Кирилл.

«В наши дни казаки не подменяют полицию или армию, — продолжил собеседник агентства, — они продолжают свое служение в совместных с правоохранителями рейдах по охране общественного порядка в станицах и на улицах городов, государственной границы, объектов транспортной и экологической инфраструктуры. Подчеркиваю, у казаков на генетическом уровне заложено желание нести такое служение. Они сегодня вполне реально помогают силовым структурам противостоять терроризму и наркобизнесу, вступают в ряды добровольных пожарных, с их помощью открываются десятки казачьих молодежных военно-спортивных лагерей».

Говоря о других планах синодального комитета на текущий год, его председатель сообщил, что предполагается провести IV Международный информационно-обучающий семинар «Духовно-нравственные ценности казачества и их идентификация в системе непрерывного образования казаков: опыт города-героя Новороссийска Краснодарского края», форум в Омске «Сибирь казачья», конференцию и семинары в Красноярске, в республиках Дагестан и Татарстан. Также в числе предстоящих мероприятий – научная конференция и выставка в Москве к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «На пути к Победе. Государство. Церковь. Казачество».

В целом характеризуя российское казачество, митрополит Кирилл назвал его «исторически и духовно сложившимся православным рыцарством». Он напомнил, что многие монастыри и храмы на Руси были построены, в том числе, трудами казачества, среди которых, по его словам, «немало выдающихся православных деятелей, прославленных в лике святых — патриарх Гермоген, святители Димитрий Ростовский, Иоасаф Белгородский и другие».

«Главная миссия Синодального комитета заключается в том, чтобы казаки, принявшие присягу перед крестом и Евангелием, оказались в храме, исполняли заповеди Божии и полнокровно участвовали в Таинствах святой Церкви», — заключил митрополит. По его данным, сейчас в синодальном комитете вместе с ним работают девять человек (как и пять лет назад).

Правящий архиерей

МитрополитСтавропольский и Невинномысский Кирилл (Покровский Леонид Николаевич)

Дата рождения: 5 августа 1963 г. Дата хиротонии: 29 ноября 2009 г. Дата пострига: 1989 г. День ангела: 24 мая
БиографияРодился 5 августа 1963 г. в г. Миассе Челябинской обл. Отец, дед и прадед по линии отца были священниками (дед был репрессирован и находился в лагерях 5 лет). В 1963 г. крещен в храме Святой Троицы г. Миасса. В 1970 г. поступил в среднюю школу г. Миасса. В 1981 г. окончил школу рабочей молодежи в г. Загорске (ныне Сергиев Посад) Московской обл. В 1981-1983 гг. проходил службу в рядах Вооруженных сил. В 1984 г. поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1988 г. В том же году был направлен Священноначалием на обучение в Софийскую духовную академию (Болгария). В 1989 г. по благословению архиепископа Александра (Тимофеева) пострижен в монашество в Свято-Троицкой Сергиевой лавре архимандритом Венедиктом (Князевым) с именем Кирилл в честь святого равноапостольного Кирилла, учителя Словенского. В этом же году архиепископом Александром (Тимофеевым) рукоположен во иеродиакона, а позднее — во иеромонаха. В 1990 г. перевелся на заочный сектор Московской духовной академии и перешел в клир Нижегородской епархии. В 1993 г. по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) и решением Священного Синода назначен настоятелем Благовещенского мужского монастыря г. Нижнего Новгорода и ректором Нижегородского духовного училища. В 1994 г. митрополитом Николаем (Кутеповым) возведен в сан игумена. В 1995 г. решением Священного Синода назначен ректором Нижегородской духовной семинарии. С 1996 г. — председатель отдела образования Нижегородской епархии и благочинный монастырей епархии. В 2000 г. митрополитом Николаем (Кутеповым) возведен в сан архимандрита. В 2001 г. защитил кандидатскую диссертацию в Московской духовной академии и получил степень кандидата богословия. В 2004 г. архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием освобожден от должности настоятеля Благовещенского мужского монастыря, ректора Нижегородской духовной семинарии, председателя отдела образования и благочинного монастырей Нижегородской епархии и назначен благочинным 1-го Нижегородского, Выксунского, Варнавинского и Уренского округов. В 2006 г. архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием назначен ректором Выксунского духовного училища. С 2005 г. — профессор, а затем член-корреспондент Международной славянской академии. Решением Священного Синода от 10 октября 2009 г. (журнал № 83) избран викарием Московской епархии с титулом Павлово-Посадский. 29 ноября 2009 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве хиротонисан во епископа Павлово-Посадского. Хиротонию возглавил Святейший Патриарх Кирилл. Решением Священного Синода от 25 декабря 2009 г. (журнал № 140) утвержден в должности наместника Донского ставропигиального монастыря г. Москвы. Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. (журнал № 8) назначен председателем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. С декабря 2010 г. по 2011 г. окормлял приходские храмы на территории Юго-Восточного административного округа г. Москвы (Петропавловское благочиние). С 22 марта 2011 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Решением Священного Синода от 22 марта 2011 г. (журнал № 13) назначен на Ставропольскую кафедру с сохранением должности председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Решением Священного Синода от 7 июня 2012 г. (журнал № 51) назначен главой новообразованной Ставропольской митрополии. 18 июля 2012 г. возведен в сан митрополита. Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал № 77) освобожден от должности наместника Донского ставропигиального монастыря г. Москвы. 1 августа 2012 года указом Президента РФ включен в состав Совета по делам казачества при Президенте России. С июня по декабрь 2012 г. временно управлял Георгиевской епархией, с марта по июль 2014 г. временно управлял Элистинской епархией. Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 16 ноября 2021 г. назначен почетным настоятелем храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле г. Москвы, в связи с усвоением храму статуса казачьего.

Образование1988 г. — Московская духовная семинария. Софийская духовная академия. Московская духовная академия (кандидат богословия).

НаградыЦерковные: 2013 г. — орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.; 2021 г. — орден св. блгв. кн. Даниила Московского III ст. Светские: 2021 г. — медаль Следственного комитета РФ «За заслуги».

Одна из самых острых проблем Ставрополья последнего двадцатилетия — отток русского населения. Этот процесс более всего характерен для восточных районов. Как следствие, там усилилась конфронтация старожилов и мигрантов из кавказских республик. Что делает Русская православная церковь и епархия, чтобы мирно изменить ситуацию? Об этом и многом другом нам рассказал митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.

— Владыка, расскажите о ситуации на востоке Ставрополья. Почему вы решили уделять особое внимание этой части края?

— Пять лет назад Святейший Патриарх назначил меня на Ставропольскую кафедру. Я заинтересовался ситуацией в приграничных районах и стал готовить программу по прекращению оттока русскоязычного населения.

В соседних к востоку епархиях ситуация еще хуже, так как русскоязычное население составляет абсолютное меньшинство в республиках. Особенно если говорить о Чечне, где происходили непростые военные события. Но и на Ставрополье на сегодняшний день ситуация непростая. Русские люди потеряли волю, потеряли желание трудиться на земле. Государство в 90-е годы оставило село, отчего разрушилась местная инфраструктура, культура в целом. А частное хозяйствование было на корню уничтожено в годы так называемого «раскулачивания» и добито в правление Хрущева. Поэтому сейчас очень сложно начинать развивать хозяйство, особенно молодым семьям, не имеющим опыта и средств.

Основной причиной оттока коренного населения можно назвать неконтролируемую миграцию из соседних республик. Может быть, мигранты приходят и с добром. Но имея совершенно другой менталитет, культуру и религию, не всегда могут встраиваться в ту среду, куда приезжают жить. Зачастую они ведут себя агрессивно, заставляя русских покидать свои земли. Это очень плохо. Ведь на самом деле русские и кавказские народы жили довольно мирно на протяжении столетий. Этому нужно снова учиться. Учиться культуре совместного проживания.

Большая проблема для восточного Ставрополья — теракты и ваххабизм. Как мы видим, от рук террористов гибнут и мирные жители всех национальностей, и даже имамы и муфтии. Это большая проблема, которая до сих пор не решена.

Получив благословение Святейшего Патриарха поддержать русскоязычное население, я дал задание своим помощникам провести анализ ситуации в восточных благочиниях, стал сам собирать сведения из разных источников, провел несколько совещаний, на которых мы выработали программу активизации духовно-просветительской, миссионерской и социальной работы на этих территориях.

— Расскажите подробнее об этой программе.

— Мы начали ее реализовывать еще в 2012 году. Она включает, в том числе, строительство новых храмов в восточных благочиниях. Восток Ставрополья — это 5 благочиний, объединяющих 10 муниципальных районов. Среди приоритетных пунктов — строительство 24 храмов для наиболее крупных сел, где есть школа. Помимо храмов есть острая нужда в священнических кадрах. Необходимо направить туда не менее 59 пастырей. Несмотря на деятельность Духовной семинарии, священников в епархии катастрофически не хватает. Поэтому восток Ставрополья будет приоритетным при распределении рукоположенных священников. Отправляя их в восточные благочиния, я прекрасно понимаю, что служить там зачастую очень сложно. Плотность русскоязычного, православного населения там гораздо ниже, чем в других районах. Соответственно это влияет на доходы духовенства и храмов в целом. Думаю, со временем мы обязательно подготовим программу финансовой поддержки этих подвижников.

Если просто перечислить пункты программы, то это строительство духовно-просветительских центров, воскресных школ, открытие кадетских классов, организация сельскохозяйственных фермерских хозяйств при церковных приходах, открытие образовательных классов по изучению русского языка и русской литературы при культурных центрах благочиний для прибывающих мигрантов, вне зависимости от их вероисповедания.

Создание мощного информационно-аналитического интернет-портала о духовной, общественной, социальной и экономической жизни восточных районов. Разработка миссионерского маршрута по всем населенным пунктам, где нет храма. Миссионерская группа включает в себя священника, малый хор Ставропольской духовной семинарии, медиков широкого профиля, психолога и юриста. Для организации поездок планируется изготовление передвижного автобуса-храма.

Открытие в каждом районном центре музеев казачьей истории и культуры, поддержка районных и сельских казачьих обществ.


Открытие в каждом благочинии филиалов Спасо-Преображенского реабилитационного центра для граждан, страдающих от наркотической и алкогольной зависимости, из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Организация цикла антисектантских и апологетических лекций во всех районных центрах и крупных населенных пунктах.

Издание Священного Писания Нового Завета на языках проживающих здесь народностей. Аналогичный перевод пасхальных, рождественских и других праздничных телепрограмм «Ставропольский благовест» на «малые языки» с последующей трансляцией на муниципальном уровне.

Организация ежегодных межконфессиональных, а именно православно-мусульманских, и спортивно-патриотических молодежных лагерей.

Слава Богу, что по моей просьбе Святейший Патриарх и Священный Синод приняли решение об открытии новой Георгиевской епархии на территории восточных районов и разработанную программу подхватил епископ Гедеон. Насколько возможно я ему в этом помогаю.

— Вы также являетесь председателем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Какие задачи в связи с этим стоят перед вами?


— Сегодня наш комитет совместно с архиереями Русской православной церкви назначил уже более 1000 духовников для окормления казачьих обществ по всей стране. На каждое общество — хуторское, станичное, сельское, окружное, войсковое — на территории Северного Кавказа поставлен сегодня священник.

Сегодня мы регулярно проводим с ними семинары, разрабатываем методические документы, с тем, чтобы помочь духовникам в работе по воцерковлению нашего казачества. И это замечательно. Мы не имеем права эту работу останавливать не только на Кавказе, но в целом по России. Сегодня все казаки заявляют себя сынами Русской православной церкви, православными людьми. Так было исторически, и сегодня нужно пройти большой путь, для того чтобы казачество себя обрело по-настоящему. Я называю три кита, на которых оно стояло и должно стоять. Первое — казачьи традиции, без которых казака просто не будет, а будет обычный человек в форме. Второе — это воцерковленность, церковная жизнь, без этого тоже будет человек в форме, человек, находящийся в некотором клубе по интересам, и не будет здесь того воина или православного рыцаря, христианина, которыми всегда были казаки. И третье — это служение Отечеству и народу. Веками казаки жили на границе, охраняли свои семьи, земли и в целом государство. Власти нужно это поддерживать, помогать и, может быть, нагружать казачество этим служением. Такие задачи сегодня поставлены Святейшим Патриархом.

— А какие проблемы сегодня важнее всего?

— С одной стороны, казачество становится все более серьезным фактором нашей жизни, активно предлагает свое служение государству. На Кубани уже 2000 казаков несут службу наравне с полицией, пошли такие процессы и на Ставрополье. С другой стороны, казачий мир пока еще, к сожалению, не готов к принятию ответственных полномочий. Об этом говорят печальные случаи сепаратизма. Вот почему, если сами казаки говорят, что, мол, мы уже возродились, я отвечаю им: еще далеко до окончательного возрождения! Мы только в начале пути. Когда сжигают городок геологов на Хопре, при всей противоречивости проекта разработки никелевого месторождения и угрозе уничтожения природных ресурсов, с такими методами протеста согласиться нельзя. Не во всем правы порой и наши терские казаки, в том числе атаманы.

— Наверное, не так просто встраиваться казачеству в современный уклад…

— Совершенно верно. Я советую им глубже изучить законы государства, в котором живут, нравятся они кому-то или нет. Но еще важнее то, что далеко пока до духовного возрождения казачества! Настоящий духовный казак — ратник, всецело отдающийся служению Отечеству. А бездуховный казак часто — бунтарь и разбойник. В истории России этого было достаточно. Почему матушка Екатерина переселила казаков из Запорожской Сечи? Потому что они за денежки служили турецкому султану или польскому королю, против единоверных братьев. И какая там была духовность, какая вера? Одно название. Поэтому еще много нужно прошагать по пути возрождения. Надеюсь, эти шаги казачество сделает вместе с церковью, прививая детям подлинные казачьи традиции, а не надуманные.

— Вы посещаете ряд российских областей, где эта тема тоже актуальна.

— Да, довелось встречаться с казаками в Тамбове, Нижнем Новгороде, Омске, Красноярске, других регионах страны. Там свои этапы развития, более скромные по масштабам. В целом же, надеюсь, казачество, духовно встав на ноги, обязательно будет замечательным инструментом служения Отечеству и людям.

— Находясь на Ставропольской кафедре, вы также являетесь ректором старейшего на Северном Кавказе духовного учебного заведения — Ставропольской семинарии. Совсем недавно она отметила 170-летний юбилей со дня своего основания. За эти годы семинария дважды закрывалась, но вновь открывала свои двери для всех желающих. Расскажите об этом.

— Ставропольская духовная школа была основана согласно постановлению Святейшего Синода в 1846 году и называлась тогда Кавказская духовная семинария. Местное духовенство в то время в большинстве своем было неграмотным. Мало того, священнослужителей катастрофически не хватало. И это вполне объяснимо — в регионе шла долгая, мучительная Кавказская война. К тому же здесь процветало язычество, а между православными людьми и теми, кто исповедовал ислам, диалог только начинался. И тогда семинария стала главным на Кавказе учебным заведением — не только духовным, но и гуманитарным.

Нужно низко поклониться основателям и преподавателям Духовной школы за тот подвиг в деле воспитания семинаристов, который они совершали. Ведь пастыри, выходившие из стен этого учебного заведения, становились не просто священниками, но вдобавок к этому нередко еще и землепашцами, и учеными, и врачами, потому что полученное ими образование было достаточно высокого уровня.

В 1920 году Ставропольскую духовную семинарию закрыли. И только после Великой Отечественной войны, в 1946 году, при Крестовоздвиженском храме Ставрополя она возродилась.

В июне 1960 года Духовная школа была расформирована. А в 1989 году семинария вновь открылась, теперь уже в третий раз, благодаря попечению архиепископа Ставропольского и Бакинского Антония (Завгороднего). И это, надеюсь, навсегда.

— Среди выпускников есть те, чьи имена нам хорошо известны…

— Плеяда наших знаменитостей велика. Многие из них в советские безбожные годы приняли мученическую смерть за Христа. Это священномученики Иоанн Восторгов, Николай Кандауров и другие святые новомученики и исповедники Российские. Также Ставропольскую духовную школу окончили митрополит Гедеон (Докукин), который впоследствии управлял Ставропольской епархией на протяжении долгих лет, архимандрит Матфей (Мормыль) — известный регент Троице-Сергиевой Лавры, протоиерей Петр Сухоносов, протоиерей Иоанн Белевцев, протоиерей Богдан Сойка и многие другие священнослужители, профессора духовных академий, подвижники благочестия.

— Нужно ли священникам, не так давно окончившим семинарию, повышать свой уровень образования?

— Хотя выпускники нашей Духовной школы имеют достаточно высокий уровень образования, мы организовали курсы повышения квалификации для священнослужителей. Около 90 пастырей их уже прошли, примерно столько же человек пройдут их в следующем учебном году. Такие курсы нужны, чтобы освежить в памяти некоторые предметы, и самое главное — познакомиться с новыми решениями церкви, которые выходят после каждого Архиерейского Собора, а также вырабатываются комиссиями Межсоборного присутствия, органами Священного Синода и Высшего церковного совета. Эти документы в обязательном порядке публикуются на сайте Патриархии. Каждый священник должен их знать, и лучше, если он познакомится с ними на курсах повышения квалификации, где можно что-то спросить и обсудить.

— Вы возглавляете семинарию уже пять лет. Можно ли сегодня подвести какие-то итоги?

— Конечно, я только продолжаю дело своих предшественников, но, надеюсь, что за эти пять лет тоже немало сделал для Духовной школы.

Наши преподаватели вышли на новый уровень обучения, появились новые педагоги, в том числе наши выпускники, которые впоследствии окончили магистратуру, аспирантуру в Москве, Санкт-Петербурге. Ими написаны монографии и другие научные работы. Сегодня на двух языках — русском и английском — выходит «Вестник Ставропольской духовной семинарии». Постоянно развивается наш сайт.

В ноябре прошлого года Духовную школу посетила комиссия Учебного комитета Русской православной церкви, совершающая по благословению Святейшего Патриарха плановое инспектирование. По итогам проверки наша семинария получила высокую оценку.

— Сколько студентов обучаются сейчас? Все ли они будут востребованы?

— Сегодня на очном отделении учатся 60 человек, на заочном — 110. У нас обучаются студенты не только из Ставропольского края, но и из Волгоградской и Ростовской областей, Краснодарского края, Калмыкии и других регионов. Мы не имеем права никому отказывать. Все выпускники Ставропольской духовной школы востребованы, поскольку священнослужителей сейчас не хватает.

Также у нас есть регентская школа (структурное подразделение семинарии), которая на протяжении уже более четверти века готовит руководителей церковных хоров. Сегодня там учатся 15 девушек, и они очень востребованы на приходах. Большинство студенток после обучения становятся регентами храмов не только Ставропольской, но и многих других епархий.

Кроме того, в Духовной школе есть отделение подготовки приходских специалистов, где учатся сейчас около 150 человек. Именно они станут главными помощниками настоятелей в приходах.

Слава Богу, наша семинария развивается и дает прекрасное духовное образование будущим пастырям Церкви Христовой. Конечно, есть некоторые нерешенные вопросы, но — с Божией помощью — мы их обязательно решим. У нас есть самое главное — наши замечательные преподаватели и студенты, а также колоссальный опыт, который мы будем передавать новым поколениям.

Надеюсь, что клир нашей епархии, митрополии и всех епархий благословенного Кавказа будет постоянно пополняться замечательными священниками — выпускниками Ставропольской духовной семинарии, которые будут трудиться на приходах, служить своему Отечеству, а главное — Богу.

— А как в епархии обстоит дело со строительством новых храмов? Ведь до сих пор даже в краевой столице есть места, где нет своего храма.

— В епархии уже не первый год действует программа «20-20», целью которой является строительство 20 храмов до 2021 года. Все они должны быть возведены в новых районах, где на 30-50 тысяч человек приходится один храм, а в некоторых нет ни одного. Слава Богу, город расстраивается, и храмы очень нужны.

Было бы хорошо, если бы планируя развитие города, разрабатывая генплан населенного пункта, заранее было определено место под школу, детский сад и, обязательно — под храм. Я обратился с этим вопросом к архитекторам, предлагаю делать это всем населенным пунктам. Ведь 80% нашего населения – это крещеные православные люди.

В программу «20-20» некоторые храмы были внесены на этапе строительства, и сегодня они уже почти полностью построены. Также храмы обязательно должны быть на территории больниц.

— Кто принимает участие в программе «20-20»?

— На наши средства, которые жертвуют верующие, покупая свечи или подавая записки, это сделать просто невозможно. Этого хватает только на содержание или ремонт храма. Конечно, большая благодарность нашим прихожанам, что хотя бы эти средства у нас есть. Но построить на них что-либо нереально.

Сегодня главный помощник настоятеля в строительстве храмов – жертвователи. Такое всегда было святым делом на Руси. Эти люди строили храмы, богадельни, дома для сирот и другие благотворительные учреждения.

В данном случае я хочу поблагодарить нашего многолетнего благодетеля Юрия Ивановича Иванова, генерального директора известной строительной , который много лет помогает в строительстве, ремонте наших храмов, а недавно выкупил участок в Юго-Западном районе Ставрополя, где будет построен храм на тысячу человек, духовный центр и православный детский сад.

Что интересно, Юрий Иванович подарил нам участок в год памяти святого равноапостольного великого князя Владимира. Поэтому храм и детский сад будут носить имя князя Владимира.

Пусть Господь благословит всех добрых тружеников, которые занимаются такими святыми делами, как храмостроительство.

Беседовала Екатерина Зубкова

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]