Митрополит Сергий (Фомин) |
Сергий (Фомин)
(род. 1949), митрополит Воронежский и Лискинский, глава Воронежской митрополии, временно управляющий Россошанской епархией, настоятель Воронежского Благовещенского кафедрального собора, священноархимандрит Дивногорского Успенского монастыря, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви В миру Фомин Виталий Павлович, родился 24 августа 1949 года в городе Краснозаводске Загорского района Московской области в семье рабочего.
В 1970 году окончил Московскую духовную семинарию, в 1974 году — Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия; кандидатская диссертация на тему «Учение святого Афанасия Великого о единосущии сына Божия с Богом Отцом».
26 августа 1973 года пострижен в монашество с именем в честь преподобного Сергия Радонежского наместником Троице-Сергиевой Лавры Иеронимом (Зиновьевым). 21 сентября того же года рукоположен во иеродиакона, а на следующий день — во иеромонаха, ректором Московских духовных школ, архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом).
В 1974–1977 годах обучался в аспирантуре при Московской духовной академии и исполнял в Троице-Сергиевой Лавре послушание по сопровождению иностранных делегаций.
В 1977–1978 годах — референт Отдела внешних церковных сношений.
В 1978 г. возведен в сан игумена.
В 1978–1982 гг. — представитель МП при Христианской мирной конференции в Праге.
В 1981 году возведен в сан архимандрита.
В 1982–1984 гг. являлся заместителем председателя ОВЦС.
30 января 1983 года хиротонисан во епископа Солнечногорского, викария Московской епархии. Хиротонию совершали: Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков), митрополиты Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер), Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев), Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), архиепископы Волоколамский Питирим (Нечаев), Свердловский и Курганский Платон (Удовенко), и Зарайский Иов (Тывонюк).
С 26 декабря 1984 года — представитель РПЦ при Всемирном Совете Церквей в Женеве.
9 сентября 1988 года возведен в сан архиепископа.
С 31 января 1991 года председатель новообразованного Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.
С 17 июля 1996 по 26 декабря 2003 года являлся Управляющим делами Московской Патриархии, постоянным членом Священного Синода по должности с сохранением управления Отделом по церковной благотворительности и социальному служению.
Сергий (Фомин), митрополит Воронежский |
19 февраля 1999 года возведен в сан митрополита.
7 мая 2003 года переведен на Воронежскую и Борисоглебскую кафедру.
С 27 июля 2009 года — член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
5 марта 2010 года постановлением Священного Синода освобождён от должности председателя Отдела по церковной благотворительности и социальному служению [1].
26 декабря 2013 года назначен главой Воронежской митрополии с титулом «Воронежский и Лискинский» [2]. С того же времени до 3 июня 2016 года являлся временно управляющим новообразованной Борисоглебской епархией.
3 января 2014 года вступил в должность настоятеля Воронежского Благовещенского кафедрального собора [3].
30 мая 2014 года утверждён в должности священноархимандрита Дивногорского Успенского монастыря [4].
25 августа 2021 года назначен временно управляющим Россошанской епархией [5]
образование
В 1970 году окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию.
С 1973 года по 1974 год — исполнял обязанности заведующего канцелярией Московской духовной академии и Московской духовной семинарии.
В 1974 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Кандидатская диссертация на тему: «Учение святого Афанасия Великого о единосущии сына Божия с Богом Отцом».
С 1974 года по 1977 год обучался в аспирантуре при Московской духовной академии.
Ссылки
Российская империя Иосиф • Лев (Юрлов) • Иоаким (Струков) • Вениамин (Сахновский) • Феофилакт (Губанов) • Кирилл (Ляшевецкий) • Иоанникий (Павлуцкий) • Тихон Задонский • Тихон (Якубовский) • Тихон (Малинин) • Иннокентий (Полянский) • Мефодий (Смирнов) • Афанасий (Иванов) • Арсений (Москвин) • Антоний (Соколов) • Епифаний (Канивецкий) • Антоний (Смирницкий) • Игнатий (Семёнов) • Парфений (Чертков) • Иосиф (Богословский) • Серафим (Аретинский) • Вениамин (Смирнов) • Анастасий (Добрадин) • Тихон (Никаноров) РСФСР Тихон (Василевский) • Владимир (Шимкович) • Петр (Зверев) • Нафанаил (Троицкий) • Захария (Лобов) • Петр (Соколов) • Александр (Торопов) • Иона (Орлов) • Иосиф (Орехов) • Сергий (Петров) • Никон (Лысенко) • Владимир (Котляров) • Палладий (Каминский) • Серафим (Никитин) • Михаил (Чуб) • Платон (Лобанков) • Ювеналий (Тарасов) • Мефодий (Немцов) Россия Мефодий (Немцов) • Сергий (Фомин)
иерархия
26 августа 1973 года пострижен в монашество. 21 сентября того же года рукоположен в сан иеродиакона, а 22 сентября, — в сан иеромонаха. В 1978 году возведен в сан игумена. В 1981 года был возведен в сан архимандрита.
С 16 июля 1982 года настоятель Храма Рождества Пресвятой Богородицы в Женеве.
28 декабря 1982 года избран епископом Солнечногорским, викарием Московской епархии. 29 января 1983 года состоялось его наречение во епископа. 30 января 1983 года состоялась епископская хиротония.
9 сентября 1988 года удостоен сана архиепископа. 19 февраля 1999 года — митрополит.
7 мая 2003 года решением Священного Синода назначен митрополитом Воронежским и Борисоглебским[1]. 26 декабря 2013 года Священный Синод выделил из Воронежской епархии Россошанскую и Борисоглебскую епархии, титул митрополита Сергия был изменен на «Воронежский и Лискинский», все три епархии вошли в состав новообразованной Воронежской митрополии, главой которой стал митрополит Сергий[2].
Митрополит СергийФомин Виталий Павлович
Православный священнослужитель. Архиерей Русской православной церкви. Митрополит Воронежский и Лискинский. Глава Воронежской митрополии. Ранее являлся членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.
Виталий Фомин родился 24 августа 1949 года в городе Краснозаводск, Московская область. Рос в верующей семье. Лет с десяти его стали по выходным отпускать одного в Сергиев Посад на церковные службы. В шестом классе, уже решив стать священником, вступил в пионеры, затем стал комсомольцем. В 1967 году окончил школу, намеревался выйти из ВЛКСМ и поступить в духовную семинарию, но столкнулся с трудностями, чинимыми ему властями. В итоге все же смог поступить в Московскую духовную семинарию, а в 1970 году — в Московскую духовную академию.
Наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Иеронимом 26 августа 1973 года Фомин пострижен в монашество с именем Сергий. Позднее, 21 сентября рукоположен в сан иеродиакона, а 22 сентября — в сан иеромонаха. Исполнял обязанности заведующего канцелярией Московской духовной академии и Московской духовной семинарии.
В 1974 году Сергий окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и в этом же году поступил в Общецерковную аспирантуру и докторантуру имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Исполнял в Троице-Сергиевой лавре послушание по сопровождению иностранных делегаций. В 1977 году стал референтом Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.
В 1978 году к празднику Пасхи Сергий удостоен Патриархом Пименом возведения в сан игумена. Стал представителем Московского патриархата при Христианской мирной конференции в Праге. Принимал участие в работе Пятого Всехристианского мирного конгресса, на котором избран членом комитета продолжения работы конференции. Затем стал членом Международного секретариата и заместителем генерального секретаря.
В 1981 года Сергий возведен в сан архимандрита. С апреля по май 1982 года руководил штабом по подготовке и проведению Всемирной конференции «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы». Священным Синодом 16 июля назначен заместителем председателя Отдела Внешних Церковных сношений Московского Патриархата с освобождением от должности представителя Русской Православной Церкви при Христианской мирной конференции. Одновременно стал настоятелем Храма Рождества Пресвятой Богородицы в Женеве, при котором располагалось данное представительство.
Решением Священного Синода Русской православной церкви 28 декабря 1982 года Сергий избран епископом Солнечногорским, викарием Московской епархии. В Белом зале Патриаршей резиденции 29 января 1983 года состоялось его наречение во епископа, а через два дня прошла его епископская хиротония.
Епископ Сергий принял участие в прошедшей с 24 июля по 10 августа VI Генеральной ассамблеи Всемирного совета церквей. В декабре 1984 года освобожден от должности заместителя председателя Отдела Внешних Церковных сношений и назначен представителем Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей в Женеве.
Сергий 9 сентября 1988 года возведен в сан архиепископа. Участвовал в прошедшем с 27 по 31 августа 1990 года в Женеве в XXV международном старокатолическом конгрессе. В январе 1991 года назначен председателем созданного тогда же Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. В том же году освобожден от должности представителя Московского Патриархата при Всемирном совете церквей.
Решением Священного Синода 17 июля 1996 года архиепископ назначен Управляющим делами Московского Патриархата с сохранением управления Отделом по церковной благотворительности и социальному служению. В феврале 1997 года в первый день Архиерейского Собора Русской православной церкви избран его секретарем.
Распоряжением Президента РФ 14 мая 1997 года Сергий включен в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 19 февраля 1999 года своим указом удостоил архиепископа сана митрополита.
Митрополит Сергий 7 мая 2003 года решением Священного Синода назначен митрополитом Воронежским и Борисоглебским. В декабре освобожден от должности Управляющего делами Московской Патриархии. Исключен из Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации 2 сентября 2004 года.
В марте 2010 года Сергий освобожден от должности председателя Отдела по церковной благотворительности и социальному служению с выражением благодарности за труды по организации Отдела и за руководство его деятельностью на протяжении почти двадцати лет.
Священный Синод 26 декабря 2013 года выделил из Воронежской епархии Россошанскую и Борисоглебскую епархии, титул Сергия изменен на «Воронежский и Лискинский». Все три епархии вошли в состав новообразованной Воронежской митрополии, главой которой стал митрополит.
Награды митрополита Сергия
Награды митрополита Сергия
Церковные:
Орден Святого Креста I степени (Иерусалимская православная церковь). Орден Кирилла и Мефодия II и III степени (Православная Церковь Чешских земель и Словакии) Орден святого равноапостольного великого князя Владимира III степени (1982 год) Орден преподобного Сергия Радонежского II степени (1987 год) Орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени (1999 год) Орден святителя Макария митрополита Московского и всея Руси II степени (2003 год) Орден святого равноапостольного великого князя Владимира II степени («Во внимание к усердному Вашему служению и в связи с 25-летием архиерейской хиротонии»; 30 января 2008) Орден преподобного Серафима Саровского II степени («Во внимание к Вашему усердному служению» и в связи с 65-летием; 24 августа 2014) Медаль преподобного Епифания Премудрого I степени (14 октября 2018) Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (2019) — во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 70-летием со дня рождения
Государственные и ведомственные:
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (25 сентября 1999 года) — за большой вклад в возрождение духовности и укрепление гражданского мира Орден Александра Невского (28 октября 2021 года) — за большой вклад в развитие духовных и культурных связей, активную просветительскую деятельность Орден Дружбы (9 декабря 2004 года) — за заслуги в развитии духовных и культурных традиций, укрепление дружбы между народами Медаль «В память 850-летия Москвы» Медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» Медаль «За укрепление уголовно-исполнительной системы» II степени (Минюст России) Медаль «200 лет Министерству обороны» Медаль «100 лет военно-воздушным силам» Медаль «80 лет ГИБДД МВД России» (2016 год) Благодарность Президента Российской Федерации (3 января 2001 года) — за большой вклад в духовное и нравственное возрождение России, укрепление гражданского мира и в связи с 2000-летием христианства
Публикации митрополита Сергия
Публикации митрополита Сергия
статьи К 70-летию Генерального епископа д-ра Яна Михалко // Журнал Московской Патриархии. — 1983. — № 3. — С. 62-63. Речь при наречении во епископа Солнечногорского // Журнал Московской Патриархии. 1983. № 4. с. 10; Вторая Генеральная Ассамблея Латиноамериканской ХМК // Журнал Московской Патриархии. М., 1983. № 4. стр. 39-41. «Оказание помощи жертвам стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций — долг религиозных организаций». [Доклад на международном семинаре 13-14.11.1996 г. в Москве. Семинар организован Отделом по социальному служению и благотворительности, ВСЦ и ООН] // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 1. с. 50-55; Приветственное слово к участникам 7-й Ежегодной богословской конференции // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. М., 1997. стр. 5. Архиепископ Серафим (Родионов) // Журнал Московской Патриархии. М., 1998. № 5. стр. 47-49. «У меня в жизни было одно желание — служить Церкви…» (юбилей митрополита Солнечногорского Сергия) // Журнал Московской Патриархии. М., 1999. № 10. стр. 34-36. Социальное служение — долг Церкви, обязанность государства, призвание человека // «Исторический вестник». М., 2000. № 5-6(09-10). стр. 115-120. Свидетельство духовного единства / литературная обработка: Кирьянова О. // Журнал Московской Патриархии. М., 2000. № 7. стр. 75-76. Поездка паломнической делегации Русской Православной Церкви на Святую Гору Афон / интервью — ответы: Сергий, митрополит Воронежский и Борисоглебский // Журнал Московской Патриархии. М., 2005. № 12. стр. 42-45.
книги Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: «Для сердца милующего боль…». Научные исследования. Доклады. Проповеди. Интервью. Изд.: Воронеж, 2004 г.; Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: «Живу служением Церкви». Послания и проповеди, доклады и выступления, интервью. Изд.: Воронеж, 2009 г.; Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий: «Не покориться духу времени». Интервью. Изд.: Воронеж, 2014 г.
интервью «Церковь должна быть единой, но это единство не должно означать единство взглядов и мнений…». [Беседа архиепископа Солнечногорского Сергия с протоиереем Иоанном Свиридовым] // Церковно-общественный вестник: Специальное приложение к «Русской мысли». 1996. № 3; «Наша вера и упование должны быть активными»: (Интервью с Управляющим делами РПЦ архиепископом Солнечногорским Сергием) // Журнал Московской Патриархии. М., 1996. № 9. с. 9-10; «Смысл духовничества — облегчить жизнь человека»: Беседа с корреспондентом журнала «Церковь и Время» // «Церковь и время». М., 1999. № 2(09). стр. 21-33; Поездка паломнической делегации Русской Православной Церкви на Святую Гору Афон [интервью] / интервью — ответы: Сергий, митрополит Воронежский и Борисоглебский // Журнал Московской Патриархии. М., 2005. № 12. стр. 42-45. «Я живу служением Церкви…» // Журнал «Пастырь»: январь 2008 г., стр. 33 Нужна ежедневная работа над собой // Журнал «Русский инок», сентябрь 2008, стр. 45
16.01.2020
церковные должности
С 1974 года по 1977 год исполнял в Троице-Сергиевой лавре послушание по сопровождению иностранных делегаций.
В 1977 года становится референтом Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 16 июля 1982 года назначен заместителем председателя ОВЦС с освобождением от должности представителя Русской Православной Церкви при Христианской мирной конференции.
26 декабря 1984 года освобожден от должности заместителя председателя ОВЦС и назначен представителем Русской Православной Церкви при Всемирном совете церквей в Женеве.
31 января 1991 года назначен председателем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. В том же году не позднее 25 марта освобожден от должности представителя Московского Патриархата при ВСЦ[3].
17 июля 1996 года назначен Управляющим делами Московского Патриархата. 26 декабря 2003 года освобожден от должности Управляющего делами[4].
5 марта 2010 года решением Священного Синода освобожден от должности председателя Отдела по церковной благотворительности и социальному служению[5].
экуменизм
С 26 по 30 марта 1979 года в Праге принял участие в консультации комиссии «Всемирная миссия и евангелизация» на тему «Христианское свидетельство сегодня в социалистических странах Европы»[6].
Участник Шестой[7] и Седьмой Генеральных ассамблей Всемирного совета церквей (1983, 1991 год), Всемирной христианской конференции «Жизнь и мир» (Уппсала, 1983 год), Всемирной конференции на тему «Справедливость, мир и целостность творения» (Сеул, 1990 год).
Участник молитвы в Ассизи (1986 год).
православно-старокатолический диалог
Участник православно-старокатолического диалога. Участвовал в XXV международном старокатолическом конгрессе (Женева, 27 — 31 августа 1990 года).
мирология
Участник советской «борьбы за мир». Заместитель генерального секретаря Христианской мирной конференции, представитель Русской Православной Церкви при ХМК в Праге с 1978 года по 1982 год.
22-27 июня 1978 года участвовал в работе Пятого Всехристианского мирного конгресса в Праге, на котором был избран членом Комитета продолжения работы Христианской мирной конференции. Затем избран членом Международного секретариата и заместителем генерального секретаря.
С апреля по май 1982 года руководил штабом по подготовке и проведению конференции «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы».
Принял участие в прошедшей С 5 по 8 октября 1982 года конференции «Карловы Вары-V»[8].
события
- V Всехристианский мирный конгресс (22 июня 1978)
- Консультация «Христианское свидетельство сегодня в социалистических странах Европы» (26 марта 1979)
- Карловы Вары-V (5 октября 1982)
- VI Генеральная ассамблея ВСЦ (24 июля 1983)
- Экуменическая молитва 1984 (8 февраля 1984)
- Консультация национальных советов церквей (20 октября 1986)
- Молитва в Ассизи (27 октября 1986)
- Консультация Комиссии «Межцерковная помощь, помощь беженцам и всемирное служение» (19 ноября 1986)
- Справедливость, мир и целостность творения (конференция) (15 марта 1990)
- XXV Международный старокатолический конгресс (27 августа 1990)
- VII Генеральная ассамблея ВСЦ (7 февраля 1991)
- IV заседание комиссии по связям между Церковью Англии и Русской Православной Церковью (30 апреля 1993)
- Миссия церкви и современное православное миссионерство (конференция) (9 октября 1996)
- XIV Международные Рождественские образовательные чтения (30 января 2006)
- Православная Русь — к Дню народного единства 2006 (выставка) (1 ноября 2006)
- Поместный Собор 2009 года (27 января 2009)
патологическая речь
лозунги
Побеждать ненавистную рознь мира сего
- Наше общество как никогда нуждается в консолидации, и Церковь многие века проповедует объединение, преодоление
, по словам преподобного Сергия Радонежского,
ненавистной розни века сего
[11].
штампы
парадигма
Принципы социального служения, объединяют все народы, все конфессии, так как не противоречат ни одной нравственно-культурной парадигме
… Поле социального служения так широко, что здесь найдется место и христианам, и мусульманам, и кому бы то ни было. Главное, чтобы были идеалы, объединяющие образы, одним из которых является образ преподобномученицы Елисаветы[12].
патологический словарный запас
Вне политики, Диаконический, Парадигма, Шовинизм
Отрывок, характеризующий Сергий (Фомин)
Все карты Ростова бились, и на него было написано до 800 т рублей. Он надписал было над одной картой 800 т рублей, но в то время, как ему подавали шампанское, он раздумал и написал опять обыкновенный куш, двадцать рублей. – Оставь, – сказал Долохов, хотя он, казалось, и не смотрел на Ростова, – скорее отыграешься. Другим даю, а тебе бью. Или ты меня боишься? – повторил он. Ростов повиновался, оставил написанные 800 и поставил семерку червей с оторванным уголком, которую он поднял с земли. Он хорошо ее после помнил. Он поставил семерку червей, надписав над ней отломанным мелком 800, круглыми, прямыми цифрами; выпил поданный стакан согревшегося шампанского, улыбнулся на слова Долохова, и с замиранием сердца ожидая семерки, стал смотреть на руки Долохова, державшего колоду. Выигрыш или проигрыш этой семерки червей означал многое для Ростова. В Воскресенье на прошлой неделе граф Илья Андреич дал своему сыну 2 000 рублей, и он, никогда не любивший говорить о денежных затруднениях, сказал ему, что деньги эти были последние до мая, и что потому он просил сына быть на этот раз поэкономнее. Николай сказал, что ему и это слишком много, и что он дает честное слово не брать больше денег до весны. Теперь из этих денег оставалось 1 200 рублей. Стало быть, семерка червей означала не только проигрыш 1 600 рублей, но и необходимость изменения данному слову. Он с замиранием сердца смотрел на руки Долохова и думал: «Ну, скорей, дай мне эту карту, и я беру фуражку, уезжаю домой ужинать с Денисовым, Наташей и Соней, и уж верно никогда в руках моих не будет карты». В эту минуту домашняя жизнь его, шуточки с Петей, разговоры с Соней, дуэты с Наташей, пикет с отцом и даже спокойная постель в Поварском доме, с такою силою, ясностью и прелестью представились ему, как будто всё это было давно прошедшее, потерянное и неоцененное счастье. Он не мог допустить, чтобы глупая случайность, заставив семерку лечь прежде на право, чем на лево, могла бы лишить его всего этого вновь понятого, вновь освещенного счастья и повергнуть его в пучину еще неиспытанного и неопределенного несчастия. Это не могло быть, но он всё таки ожидал с замиранием движения рук Долохова. Ширококостые, красноватые руки эти с волосами, видневшимися из под рубашки, положили колоду карт, и взялись за подаваемый стакан и трубку. – Так ты не боишься со мной играть? – повторил Долохов, и, как будто для того, чтобы рассказать веселую историю, он положил карты, опрокинулся на спинку стула и медлительно с улыбкой стал рассказывать: – Да, господа, мне говорили, что в Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее. – Ну, мечи же! – сказал Ростов. – Ох, московские тетушки! – сказал Долохов и с улыбкой взялся за карты. – Ааах! – чуть не крикнул Ростов, поднимая обе руки к волосам. Семерка, которая была нужна ему, уже лежала вверху, первой картой в колоде. Он проиграл больше того, что мог заплатить. – Однако ты не зарывайся, – сказал Долохов, мельком взглянув на Ростова, и продолжая метать. Через полтора часа времени большинство игроков уже шутя смотрели на свою собственную игру. Вся игра сосредоточилась на одном Ростове. Вместо тысячи шестисот рублей за ним была записана длинная колонна цифр, которую он считал до десятой тысячи, но которая теперь, как он смутно предполагал, возвысилась уже до пятнадцати тысяч. В сущности запись уже превышала двадцать тысяч рублей. Долохов уже не слушал и не рассказывал историй; он следил за каждым движением рук Ростова и бегло оглядывал изредка свою запись за ним. Он решил продолжать игру до тех пор, пока запись эта не возрастет до сорока трех тысяч. Число это было им выбрано потому, что сорок три составляло сумму сложенных его годов с годами Сони. Ростов, опершись головою на обе руки, сидел перед исписанным, залитым вином, заваленным картами столом. Одно мучительное впечатление не оставляло его: эти ширококостые, красноватые руки с волосами, видневшимися из под рубашки, эти руки, которые он любил и ненавидел, держали его в своей власти. «Шестьсот рублей, туз, угол, девятка… отыграться невозможно!… И как бы весело было дома… Валет на пе… это не может быть!… И зачем же он это делает со мной?…» думал и вспоминал Ростов. Иногда он ставил большую карту; но Долохов отказывался бить её, и сам назначал куш. Николай покорялся ему, и то молился Богу, как он молился на поле сражения на Амштетенском мосту; то загадывал, что та карта, которая первая попадется ему в руку из кучи изогнутых карт под столом, та спасет его; то рассчитывал, сколько было шнурков на его куртке и с столькими же очками карту пытался ставить на весь проигрыш, то за помощью оглядывался на других играющих, то вглядывался в холодное теперь лицо Долохова, и старался проникнуть, что в нем делалось. «Ведь он знает, что значит для меня этот проигрыш. Не может же он желать моей погибели? Ведь он друг был мне. Ведь я его любил… Но и он не виноват; что ж ему делать, когда ему везет счастие? И я не виноват, говорил он сам себе. Я ничего не сделал дурного. Разве я убил кого нибудь, оскорбил, пожелал зла? За что же такое ужасное несчастие? И когда оно началось? Еще так недавно я подходил к этому столу с мыслью выиграть сто рублей, купить мама к именинам эту шкатулку и ехать домой. Я так был счастлив, так свободен, весел! И я не понимал тогда, как я был счастлив! Когда же это кончилось, и когда началось это новое, ужасное состояние? Чем ознаменовалась эта перемена? Я всё так же сидел на этом месте, у этого стола, и так же выбирал и выдвигал карты, и смотрел на эти ширококостые, ловкие руки. Когда же это совершилось, и что такое совершилось? Я здоров, силен и всё тот же, и всё на том же месте. Нет, это не может быть! Верно всё это ничем не кончится». Он был красен, весь в поту, несмотря на то, что в комнате не было жарко. И лицо его было страшно и жалко, особенно по бессильному желанию казаться спокойным. Запись дошла до рокового числа сорока трех тысяч. Ростов приготовил карту, которая должна была итти углом от трех тысяч рублей, только что данных ему, когда Долохов, стукнув колодой, отложил ее и, взяв мел, начал быстро своим четким, крепким почерком, ломая мелок, подводить итог записи Ростова. – Ужинать, ужинать пора! Вот и цыгане! – Действительно с своим цыганским акцентом уж входили с холода и говорили что то какие то черные мужчины и женщины. Николай понимал, что всё было кончено; но он равнодушным голосом сказал: – Что же, не будешь еще? А у меня славная карточка приготовлена. – Как будто более всего его интересовало веселье самой игры. «Всё кончено, я пропал! думал он. Теперь пуля в лоб – одно остается», и вместе с тем он сказал веселым голосом: – Ну, еще одну карточку. – Хорошо, – отвечал Долохов, окончив итог, – хорошо! 21 рубль идет, – сказал он, указывая на цифру 21, рознившую ровный счет 43 тысяч, и взяв колоду, приготовился метать. Ростов покорно отогнул угол и вместо приготовленных 6.000, старательно написал 21. – Это мне всё равно, – сказал он, – мне только интересно знать, убьешь ты, или дашь мне эту десятку. Долохов серьезно стал метать. О, как ненавидел Ростов в эту минуту эти руки, красноватые с короткими пальцами и с волосами, видневшимися из под рубашки, имевшие его в своей власти… Десятка была дана. – За вами 43 тысячи, граф, – сказал Долохов и потягиваясь встал из за стола. – А устаешь однако так долго сидеть, – сказал он. – Да, и я тоже устал, – сказал Ростов. Долохов, как будто напоминая ему, что ему неприлично было шутить, перебил его: Когда прикажете получить деньги, граф? Ростов вспыхнув, вызвал Долохова в другую комнату. – Я не могу вдруг заплатить всё, ты возьмешь вексель, – сказал он. – Послушай, Ростов, – сказал Долохов, ясно улыбаясь и глядя в глаза Николаю, – ты знаешь поговорку: «Счастлив в любви, несчастлив в картах». Кузина твоя влюблена в тебя. Я знаю. «О! это ужасно чувствовать себя так во власти этого человека», – думал Ростов. Ростов понимал, какой удар он нанесет отцу, матери объявлением этого проигрыша; он понимал, какое бы было счастье избавиться от всего этого, и понимал, что Долохов знает, что может избавить его от этого стыда и горя, и теперь хочет еще играть с ним, как кошка с мышью. – Твоя кузина… – хотел сказать Долохов; но Николай перебил его. – Моя кузина тут ни при чем, и о ней говорить нечего! – крикнул он с бешенством. – Так когда получить? – спросил Долохов. – Завтра, – сказал Ростов, и вышел из комнаты. Сказать «завтра» и выдержать тон приличия было не трудно; но приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно. Дома еще не спали. Молодежь дома Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорд. Как только Николай вошел в залу, его охватила та любовная, поэтическая атмосфера, которая царствовала в эту зиму в их доме и которая теперь, после предложения Долохова и бала Иогеля, казалось, еще более сгустилась, как воздух перед грозой, над Соней и Наташей. Соня и Наташа в голубых платьях, в которых они были в театре, хорошенькие и знающие это, счастливые, улыбаясь, стояли у клавикорд. Вера с Шиншиным играла в шахматы в гостиной. Старая графиня, ожидая сына и мужа, раскладывала пасьянс с старушкой дворянкой, жившей у них в доме. Денисов с блестящими глазами и взъерошенными волосами сидел, откинув ножку назад, у клавикорд, и хлопая по ним своими коротенькими пальцами, брал аккорды, и закатывая глаза, своим маленьким, хриплым, но верным голосом, пел сочиненное им стихотворение «Волшебница», к которому он пытался найти музыку. Волшебница, скажи, какая сила Влечет меня к покинутым струнам; Какой огонь ты в сердце заронила, Какой восторг разлился по перстам! Пел он страстным голосом, блестя на испуганную и счастливую Наташу своими агатовыми, черными глазами. – Прекрасно! отлично! – кричала Наташа. – Еще другой куплет, – говорила она, не замечая Николая.
сочинения
- Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: «Для сердца милующего боль…». Научные исследования. Доклады. Проповеди. Интервью. Изд.: Воронеж, 2004 г.;
- Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: «Живу служением Церкви». Послания и проповеди, доклады и выступления, интервью. Изд.: Воронеж, 2009 г.;
- Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий: «Не покориться духу времени». Интервью. Изд.: Воронеж, 2014 г.
статьи
- К 70-летию Генерального епископа д-ра Яна Михалко // Журнал Московской Патриархии. — 1983. — № 3. — С. 62—63.
- Речь при наречении во епископа Солнечногорского // Журнал Московской Патриархии. 1983. № 4. с. 10;
- Вторая Генеральная Ассамблея Латиноамериканской ХМК // Журнал Московской Патриархии. М., 1983. № 4. стр. 39-41.
- «Оказание помощи жертвам стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций — долг религиозных организаций». [Доклад на международном семинаре 13-14.11.1996 г. в Москве. Семинар организован Отделом по социальному служению и благотворительности, ВСЦ и ООН] // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 1. с. 50-55;
- Приветственное слово к участникам 7-й Ежегодной богословской конференции // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. М., 1997. стр. 5.
- Архиепископ Серафим (Родионов) // Журнал Московской Патриархии. М., 1998. № 5. стр. 47-49.
- «У меня в жизни было одно желание — служить Церкви…» (юбилей митрополита Солнечногорского Сергия) // Журнал Московской Патриархии. М., 1999. № 10. стр. 34-36.
- Социальное служение — долг Церкви, обязанность государства, призвание человека // «Исторический вестник». М., 2000. № 5-6(09-10). стр. 115—120.
- Свидетельство духовного единства / литературная обработка: Кирьянова О. // Журнал Московской Патриархии. М., 2000. № 7. стр. 75-76.
- Поездка паломнической делегации Русской Православной Церкви на Святую Гору Афон / интервью — ответы: Сергий, митрополит Воронежский и Борисоглебский // Журнал Московской Патриархии. М., 2005. № 12. стр. 42-45.
интервью
- «Церковь должна быть единой, но это единство не должно означать единство взглядов и мнений…». [Беседа архиепископа Солнечногорского Сергия с протоиереем Иоанном Свиридовым] // Церковно-общественный вестник: Специальное приложение к «Русской мысли». 1996. № 3;
- «Наша вера и упование должны быть активными»: (Интервью с Управляющим делами РПЦ архиепископом Солнечногорским Сергием) // Журнал Московской Патриархии. М., 1996. № 9. с. 9-10;
- «Смысл духовничества — облегчить жизнь человека»: Беседа с корреспондентом журнала «Церковь и Время» // Церковь и время. 1999. № 2(09). стр. 21-33;
- Поездка паломнической делегации Русской Православной Церкви на Святую Гору Афон [интервью] / интервью — ответы: Сергий, митрополит Воронежский и Борисоглебский // Журнал Московской Патриархии. М., 2005. № 12. стр. 42-45.
- «Я живу служением Церкви…» // Журнал «Пастырь»: январь 2008 г., стр. 33
- Нужна ежедневная работа над собой // Журнал «Русский инок», сентябрь 2008, стр. 45.
Награды
Церковные:
- орден св. равноап. кн. Владимира III степени (декабрь 1982)
- орден прп. Сергия Радонежского II степени (1987)
- орден св. блгв. кн. Даниила Московского I степени (1999)
- орден свт. Макария, митр. Московского, II степени (2003)
- орден св. равноап. кн. Владимира II степени (25 февраля 2008) [6]
- орден Святого Креста 1-й степени (Иерусалимской Православной Церкви)
- ордена свв. равноапп. Кирилла и Мефодия 2-й и 3-й степени (Православная Церковь Чешских земель и Словакии)
- орден свт. Иннокентия II степени (Американская Православная Церковь)
- орден прп. Серафима Саровского II степени (24 августа 2014) [7]
Светские:
- орден «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени.
- орден Дружбы (2005)
- медали ряда ведомств и общественных организаций.
- медаль МЧС России «За содружество во имя спасения» (2013) [8]
источники
- Биография Высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Воронежского и Лискинского // Воронежская митрополия. – Дата обращения: 12.64.2019.
Сноски
- Журналы заседания Священного Синода от 7 мая 2003. Журнал № 23 // Патриархия.Ru
- Журналы заседания Священного Синода от 25-26 декабря 2013 года // Патриархия.Ru.
- Определения Священного Синода 1991.03.25: на вакантную должность представителя Московского Патриархата при ВСЦ в Женеве назначить прот. Г. Гончарова с освобождением его от должности представителя Московского Патриархата при ХМК в Праге // Журнал Московской Патриархии. 1991. № 6. С. 10.
- Журналы заседания Священного Синода от 26 декабря 2003 года : Русская Православная Церковь
- ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 5 марта 2010 года // Патриархия.ru
- Экуменическая хроника // Журнал Московской Патриархии. 1979. № 5. с. 65.
- Gill, David. Gathered for Life, Official Report: VI Assembly World Council of Churches,Vancouver, 24 July-10 August 1983. — Geneva: WCC, 1983. — P. 58.
- Заседание «Карловы Вары-V»: коммюнике // Журнал Московской Патриархии. 1983. 1. С. 56-57.
- https://kremlin.ru/acts/bank/10943
- https://kremlin.ru/acts/bank/21386
- митрополит Сергий (Фомин). Заявление (2002) // Церковный вестник. 2002.11.10.
- Сергий (Фомин), митр.
X Свято-Елисаветинские чтения состоялись в Петербурге // Патриархия.ru. – 2007. – 8 ноября. – Дата обращения: 27.10.2017.
Примечания
- [mospat.ru/archive/1997/05/sobor_10/ АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, 18-23 ФЕВРАЛЯ 1997 : Русская Православная Церковь]
- [mospat.ru/archive/1999/03/nr903021/ Патриаршие награды : Русская Православная Церковь]
- [www.patriarchia.ru/db/text/2025397.html Журналы заседания Священного Синода от 7 мая 2003. Журнал № 23]. // Патриархия.Ru
- [mospat.ru/archive/page/synod/2003-2/254.html Журналы заседания Священного Синода от 26 декабря 2003 года : Русская Православная Церковь]
- [www.pravoslavie.ru/news/47427.htm В Софии прошли торжества по случаю 40-летия интронизации Патриарха Болгарского Максима / Православие. Ru]
- [www.patriarchia.ru/db/text/3478892.html Журналы заседания Священного Синода от 25-26 декабря 2013 года]. // Патриархия.Ru
- [www.patriarchia.ru/db/text/357949.html Патриаршее поздравление митрополиту Воронежскому Сергию с 25-летием архиерейской хиротонии / Патриарх / Патриархия.ru]
- [www.patriarchia.ru/db/text/3703609.html Патриаршее поздравление митрополиту Воронежскому Сергию с 65-летием со дня рождения]. // Патриархия.Ru
- [archive.is/20120906175348/www.pravoteka.ru/pst/1056/527647.html Указ Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 года № 1284 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством" IV степени митрополита Сергия (Фомина В. П.)»]
- [a[archive.is/20120907141501/www.pravoteka.ru/pst/1069/534141.html Указ Президента Российской Федерации от 9 декабря 2004 года № 1518 «О награждении орденом Дружбы митрополита Сергия (Фомина В. П.)»]li>
- [w[www.vob-eparhia.ru/index.php?d=11597&city=+%C2%CE%D0%CE%CD%C5%C6%D1%CA%C0%DF+%C5%CF%C0%D0%D5%C8%DF+%95+%C2%CE%D0%CE%CD%C5%C6 Главе Воронежской митрополии вручена медаль «80 лет ГИБДД МВД РФ»]li>
- [a[archive.is/20120907035324/www.pravoteka.ru/pst/843/421422.html Распоряжение Президента Российской Федерации от 13 января 2001 года № 13-рп «О поощрении»]li>