Митрополит Сергий (Генсицкий) |
Сергий (Генсицкий)
(род. 1951), митрополит Тернопольский и Кременецкий, временно исполняющий обязанности заместителя председателя Общецерковного суда Русской Православной Церкви В миру Генсицкий Борис Наумович, родился 4 декабря 1951 года в селе Долиняны Хотинского района Черновицкой области Украины в семье священника. В 1967 году окончил среднюю школу, а в 1970 году — Новоселицкое медицинское училище, став фельдшером. В 1970–1971 годах работал в Драгинецкой больнице, в 1971–1973 годах — служил в рядах Советской Армии.
Первые шаги на духовном поприще сделал в Свято-Николаевском монастыре в Черновцах. 15 июля 1973 года был рукоположен во диакона к Успенскому кафедральному собору города Смоленска. В 1975 году был назначен исполняющим обязанности секретаря Смоленского епархиального управления, а в 1976 году возведен в сан протодиакона и утвержден в должности секретаря епархиального управления.
В 1983 году окончил Московскую духовную семинарию. В мае 1985 года был принят в число братии Успенской Почаевской Лавры, а 6 декабря того же года был пострижен в монашество [1]. В Лавре он исполнял обязанности бухгалтера.
В 1986 году был возведен в сан архидиакона.
В июне 1990 года назначен благочинным Почаевской Лавры.
28 августа 1990 года рукоположен во иеромонаха архиепископом Тернопольским Лазарем.
В 1991 году заочно окончил Московскую духовную академию.
11 февраля 1991 года году Священный Синод Украинской Православной Церкви определил отцу Сергию быть епископом Тернопольским и Кременецким.
17 февраля 1991 года был хиротонисан во епископа Тернопольского и Кременецкого. Хиротония совершена митрополитом Киевским и всея Украины Филаретом (Денисенко), архиепископами Житомирским и Овруцким Иовом, Одесским и Измаильским Лазарем.
С тех пор владыка Сергий, бескомпромиссный противник автокефалии для Украинской Церкви, претерпел много нападок, порой и прямых нападений, со стороны униатов и раскольников бесчинствовавших в пределах его епархии. Ему поломали ребра и руку [2].
В июле-сентябре 1992 года был временно управляющим Львовской епархией.
Архиепископ Сергий (Генсицкий) |
28 июля 1998 [3] года возведен в сан архиепископа.
9 июля 2011 года возведен в сан митрополита [4].
23 октября 2014 года был назначен временно исполняющим обязанности заместителя председателя Общецерковного суда Русской Православной Церкви [5].
Награды
- Церковные:
- орден прп. Сергия Радонежского 3-й степени
- орден прп. Сергия Радонежского 2-й степени
- орден св. равноап. кн. Владимира 3-й степени
- орден св. равноап. кн. Владимира 2-й степени
- орден св. блгв. кн. Даниила Московского 3-й степени
- орден прп. Нестора Летописца (Украинская Православная Церковь)
- орден прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских 2-й степени (Украинская Православная Церковь)
- Светские:
- орден Дружбы (11 июля 2013, Российская Федерация, за большой вклад в развитие дружественных отношений между народами и укрепление духовных традиций) [6]
Православная Жизнь
Православие.Ru
«Для настоящего христианина скорби в радость и во спасение, “ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется” (Рим. 10: 13), – эти слова утешения говорил митрополит Сергий пастве отобранного раскольниками храма в селе Куты Шумского района Тернопольской области в августе 2021 года в шатре палатки, где совершалась Божественная литургия. – Если человек страдания принимает с терпением, то ничто не может дать ему такой радости, которую дарует ему Господь. Это та радость, которую ничто в этом мире не может отнять от нас…» К терпению, мужественному перенесению скорбей и исповедничеству, к любви и прощению не устает призывать многострадальную тернопольскую паству их правящий архиерей – один из авторитетнейших и почитаемых в народе иерархов Украинской Православной Церкви.
Митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий)
В конце 1980-х и начале 1990-х
Вот уже 27-й год возглавляет эту западноукраинскую кафедру митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий). Он принял ее сразу после епископской хиротонии в 1991 году, в 40-летнем возрасте, будучи иеромонахом Почаевской Лавры, когда по Западной Украине уже покатилась волна захватов храмов униатами и автокефалистами, а затем и раскольниками лжепатриарха Филарета Денисенко. Удивительно, что молодой иерарх в числе двух других – епископа Онуфрия, нынешнего Предстоятеля УПЦ, и епископа Алипия (ныне архиепископ Краснолиманский) – не побоялся дезавуировать свою подпись под требованием Филарета предоставить УПЦ статус автокефалии, что неминуемо привело бы Украинскую Церковь к расколу. Собственно, это и произошло через год, когда отпавший от Церкви Филарет провозгласил создание так называемой «УПЦ Киевского патриархата», породив кровоточащий раскол, за что был лишен сана и предан анафеме. Но тогда, в конце 1991-го, еще законный митрополит Филарет был в бешенстве, издал указ о смещении с кафедр Онуфрия, Сергия и Алипия, но боголюбивая паства не пожелала отпускать своих иерархов.
Гонения на православных Тернопольщины начались еще до распада СССР. В 1989 году, после встречи М.С. Горбачева с папой Иоанном Павлом II в Ватикане, на Украине была возрождена Греко-католическая церковь и при попустительстве властей начались массовые захваты православных храмов. Решением облсовета Тернопольский кафедральный собор был передан униатам, и православные перебрались в храм Рождества Христова на ул. Русскую, 22. Сюда и прибыл новоназначенный владыка Сергий в феврале 1991 года. Но на храм уже положили глаз «автокефалы» УАПЦ, выплывшие из-за океана также на волне «перестройки». Организовывал захваты и грабежи церковного имущества инициатор создания Народного Руха Украины, нардеп и активный национал-патриот Василий Червоний, в политической программе которого была идея «ликвидации УПЦ Московского Патриархата на Украине».
Кстати говоря, Червоний трагически-печально закончил свою жизнь: он умер от удара молнии на рыбалке в 2009 году.
Проскомидия в палаточном храме с. Куты Шумского района
Отобранный храм Рождества Христова был передан раскольникам УАПЦ, и епископ Сергий с паствой вынужден был перейти молиться в епархиальный дом на храмовой территории, который неоднократно подвергался грабежам и нападениям.
Владыка долго и безрезультатно ходатайствовал перед областной администрацией о выделении места под строительство нового кафедрального собора. Инициативу верующих канонической Церкви всячески поддерживал Блаженнейший Митрополит Владимир (Сабодан; † 2014), прибывший в Киев в июне 1992 года после исторического Харьковского архиерейского собора УПЦ, на котором он был избран Предстоятелем вместо ставшего на путь раскола Филарета.
В связи с нарушением прав верующих на Украине посылались обращения в ООН, Всемирный совет церквей и другие международные организации. Наконец православным Тернополя выделили место под строительство храма в Восточном массиве областного центра, и после передачи епархиального дома УПЦ автокефальной общине владыка Сергий с паствой перешел молиться в подземную часть строящегося собора.
С прихожанами села Куты после службы в палаточном храме. Август 2017 г.
Удивительно также, что во все периоды политических обострений в стране, во времена «майданов» (в 2004 и 2014 годах), когда активизировались радикальные националистические силы и умножались нападки на каноническую Церковь с захватами православных храмов, владыка Сергий ни разу не призвал паству к ответным силовым действиям, но лишь к мужественному стоянию в вере, преданности Православию, молитве и смирению. «Господь пришел нас всех исцелить, объединить.
Если мы разделяемся, то уже противопоставляем себя друг другу, – говорил архипастырь. – Если мы разделяемся по национальному признаку, то упраздняем заповеди Господни, слова апостола Павла о том, что нет ни эллина, ни иудея, ни свободного, ни раба, но все во Христе Иисусе. Потому что если мы здесь немирные друг с другом, как мы будем любить Бога? Как мы будем Ему служить? Что мы ответим, когда встанем пред Ним на Суде? Что мы ходили на Майдан и ненавидели наших братьев по вере?»
Вера, надежда и любовь владыки Сергия
Кафедральный собор в Тернополе
Золотыми куполами взметнулся к небу построенный красавец-собор во имя мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. В новом епархиальном доме разместился духовно-просветительский центр, воскресные школы для детей и взрослых, редакции епархиальных СМИ. В воскресные и праздничные дни собор переполнен, а на Пасху и Рождество, в день престольного праздника всё храмовое подворье заполнено людьми: паства, верная канонам и своему любимому архиерею, внимает его наставлениям, остается верной Православию, несмотря на тяжелую атмосферу неприязни и враждебности. «В Тернополе сейчас такое соотношение конфессий: 70 храмов имеют различные религиозные общины, – рассказывал журналистам владыка Сергий. – А в распоряжении верующих Украинской Православной Церкви – наш единственный построенный собор.
Мы просили участки для новых приходов УПЦ, но для нас нет места. Получается, что мы на своей земле, на своей родине – чужие. Конечно, Бога благодарим за то, что есть. В советское время тоже был один храм, дело не в этом, главное – чтобы была живая литургическая жизнь. И Господь наш постоянно показывает, что Он с нами. Но жаль народ в целом, исторически православный, который пребывает в таком заблуждении…»
Как в условиях нового всплеска агрессии сохранить душевный мир? Как не ожесточится и не прибегнуть к справедливому мщению? Как спасаться в этих условиях и находить силы для молитвы? Эти и другие вопросы намеревались мы задать митрополиту Сергию во время недавней встречи в Тернополе – 13 ноября сего года.
Владыка вышел уставшим. И все же краткая беседа состоялась.
Его каждый будничный день начинается в 7:30 молитвой в алтаре собора, где он вынимает частички о многочисленных духовных чадах, о скорбящих, болящих, терпящих гонения, о почивших и здравствующих служителях Церкви Христовой. Затем следует длительный прием духовенства и мирян в епархиальном управлении. К владыке можно попасть без всякой записи, прямо с улицы, у него нет личного секретаря, который бы предварительно опрашивал посетителей о цели прихода. Люди размещаются в комнате ожидания, и митрополит сам выходит к ним и только по ему ведомому правилу приглашает тех или иных прихожан и священников.
Когда последний посетитель ушел, и мы дождались встречи с ним.
– Как спасаться, спрашиваете? – тихим голосом заговорил владыка. – Взирая на Пастыреначальника Христа. Мы в своей жизни готовимся ко встрече с Ним в любых условиях. К Нему идем… Поэтому море бушует житейское, враг ищет, кого поглотить, а мы, забывая заднее, стремимся в горнее. Эти обстоятельства понуждают нас быть в духовном трезвении, понуждают нас, ленивых, на молитву, вынуждают нас искать помощи у Спасителя. И таким образом, обращаясь к Богу, укрепляемся в вере и начинаем понимать: оказывается, враг борется против нашего спасения, а мы об этом забываем, а он нам напоминает… И мы, переживая это непростое время, пытаемся спастись.
Господь напоминает нам этими испытаниями тщетность надежды на мир, на князи человеческие, на богатство и другие мирские ценности. А мир нас постоянно обманывает, лукавит, хочет затянуть в бездну адскую. Поэтому мы взываем: «Господи, спаси! Господи, помилуй и прости нас, грешных!» И Господь помогает нам. Ведь Господь нас слышит не тогда, когда мы сидим в покое и расслаблены, а когда мы действительно чувствуем беду, тревогу за свои святыни, тревогу о личном спасении. Тогда действительно вопль наш – из глубины души, из сердечного покаяния. Лишь с сердечным покаянием и надеждой на помощь и милость Божию возможно преодолеть все трудности. Господь слышит и помогает и утешает. И в этом мы видим чудо милости Божией, и за это благодарим Господа.
Митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий)
– Владыка, сейчас люди очень политизированы, ежедневно на них обрушивается поток политической информации, часто необъективной и агрессивной. И люди верят в то, что говорят СМИ. Как быть, чтобы не стать заложником такой информационной блокады?
– Наверное, доверие должно быть не к средствам массовой информации. Ведь еще Антоний Великий услышал глас: «Внимай себе! А то суды Божии, и тебе нет пользы их исследовать». А мы говорим и оправдываемся: мол, доверчивые мы и хорошие! Кому мы доверяем? Чей голос мы слушаем? Церкви Христовой, святых отцов? Или голос немощных людей, которые сами заблудились?.. Поэтому нужно серьезно отнестись и ответить на вопрос: кому отдаем свое внимание, кого мы слушаем, на кого надеемся? Откроем Священное Писание, хотя бы Псалтирь – что там сказано? «Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения» (Пс. 145: 3). А наши церковные молитвы о чем говорят? «Все упование на Тя возлагаю, Матерь Божия… Сохрани мя под кровом Твоим».
Если мы обратимся к Господу, к Матери Божией, к Святой Церкви, то увидим, что там в каждой строчке церковных молитв и песнопений есть все необходимое для нашего спасения. И если мы доверимся Господу, то непременно убедимся, что Он наше доверие не посрамит, а защитит от этого мира. Поможет этот мир не презирать, не ненавидеть, а сочувственно отнестись к нему, сочувственно сострадать людям, не знающим Бога, понимая, что они заблудились. И будем благодарить Бога, что Он выводит нас из ада этого мира и ставит на путь спасения. Этого мы желаем и людям в миру, которые заблуждаются, ищут Господа или не ищут Его. Желаем всем обрести путь Господа, путь спасения и жить полнотой жизни Святой Церкви. Тогда и в стране нашей наступит мир.
– То есть для того, чтобы как-то исправлять окружающий мир и достигать взаимопонимания и любви, необходимо начинать с себя, с работы над собой?
– Безусловно. Ведь если мы живем покаянной жизнью, молимся, сострадаем грешникам, каемся сами, благодать Божия укрепляет нас и помогает и действует на тех, которые заблудились. И меняется, образно говоря, духовный климат и вокруг нас, и внутри нас, и в обществе, и в государстве. Мы знаем, что благодать Божия меняла и гонителей Церкви и преобразовывала их. Поэтому от нас требуются и терпение, и смирение, и молитва. У святых отцов можно найти примеры, когда даже самые ярые гонители Церкви, видя стойкость христиан, в глубине души их уважали и почитали. А многие и сами становились в ряды мучеников.
Может, наши современники, чинящие зло Церкви, не могут быть такими, но искорка уважения к нам в них все же остается. Они видят, что православные верующие не подчиняются духу времени, не повторяют политические лозунги, а жизнью своей проповедуют любовь, твердость и стойкость в вере, и в глубине души они уважают нас. Поэтому дай Бог нам быть примером и для ближних, и для тех, кто восстает против нас. И чтобы этот пример был примером любви к ближним нашим и к недругам нашим. И чтобы этой любовью, растворенной любовью Христа, мы желали всем спастись.
Отрывок, характеризующий Сергий (Генсицкий)
Митенька стремглав слетел с шести ступеней и убежал в клумбу. (Клумба эта была известная местность спасения преступников в Отрадном. Сам Митенька, приезжая пьяный из города, прятался в эту клумбу, и многие жители Отрадного, прятавшиеся от Митеньки, знали спасительную силу этой клумбы.) Жена Митеньки и свояченицы с испуганными лицами высунулись в сени из дверей комнаты, где кипел чистый самовар и возвышалась приказчицкая высокая постель под стеганным одеялом, сшитым из коротких кусочков. Молодой граф, задыхаясь, не обращая на них внимания, решительными шагами прошел мимо них и пошел в дом. Графиня узнавшая тотчас через девушек о том, что произошло во флигеле, с одной стороны успокоилась в том отношении, что теперь состояние их должно поправиться, с другой стороны она беспокоилась о том, как перенесет это ее сын. Она подходила несколько раз на цыпочках к его двери, слушая, как он курил трубку за трубкой. На другой день старый граф отозвал в сторону сына и с робкой улыбкой сказал ему: – А знаешь ли, ты, моя душа, напрасно погорячился! Мне Митенька рассказал все. «Я знал, подумал Николай, что никогда ничего не пойму здесь, в этом дурацком мире». – Ты рассердился, что он не вписал эти 700 рублей. Ведь они у него написаны транспортом, а другую страницу ты не посмотрел. – Папенька, он мерзавец и вор, я знаю. И что сделал, то сделал. А ежели вы не хотите, я ничего не буду говорить ему. – Нет, моя душа (граф был смущен тоже. Он чувствовал, что он был дурным распорядителем имения своей жены и виноват был перед своими детьми но не знал, как поправить это) – Нет, я прошу тебя заняться делами, я стар, я… – Нет, папенька, вы простите меня, ежели я сделал вам неприятное; я меньше вашего умею. «Чорт с ними, с этими мужиками и деньгами, и транспортами по странице, думал он. Еще от угла на шесть кушей я понимал когда то, но по странице транспорт – ничего не понимаю», сказал он сам себе и с тех пор более не вступался в дела. Только однажды графиня позвала к себе сына, сообщила ему о том, что у нее есть вексель Анны Михайловны на две тысячи и спросила у Николая, как он думает поступить с ним. – А вот как, – отвечал Николай. – Вы мне сказали, что это от меня зависит; я не люблю Анну Михайловну и не люблю Бориса, но они были дружны с нами и бедны. Так вот как! – и он разорвал вексель, и этим поступком слезами радости заставил рыдать старую графиню. После этого молодой Ростов, уже не вступаясь более ни в какие дела, с страстным увлечением занялся еще новыми для него делами псовой охоты, которая в больших размерах была заведена у старого графа. Уже были зазимки, утренние морозы заковывали смоченную осенними дождями землю, уже зелень уклочилась и ярко зелено отделялась от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса, в конце августа еще бывшие зелеными островами между черными полями озимей и жнивами, стали золотистыми и ярко красными островами посреди ярко зеленых озимей. Русак уже до половины затерся (перелинял), лисьи выводки начинали разбредаться, и молодые волки были больше собаки. Было лучшее охотничье время. Собаки горячего, молодого охотника Ростова уже не только вошли в охотничье тело, но и подбились так, что в общем совете охотников решено было три дня дать отдохнуть собакам и 16 сентября итти в отъезд, начиная с дубравы, где был нетронутый волчий выводок. В таком положении были дела 14 го сентября. Весь этот день охота была дома; было морозно и колко, но с вечера стало замолаживать и оттеплело. 15 сентября, когда молодой Ростов утром в халате выглянул в окно, он увидал такое утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю. Единственное движенье, которое было в воздухе, было тихое движенье сверху вниз спускающихся микроскопических капель мги или тумана. На оголившихся ветвях сада висели прозрачные капли и падали на только что свалившиеся листья. Земля на огороде, как мак, глянцевито мокро чернела, и в недалеком расстоянии сливалась с тусклым и влажным покровом тумана. Николай вышел на мокрое с натасканной грязью крыльцо: пахло вянущим лесом и собаками. Чернопегая, широкозадая сука Милка с большими черными на выкате глазами, увидав хозяина, встала, потянулась назад и легла по русачьи, потом неожиданно вскочила и лизнула его прямо в нос и усы. Другая борзая собака, увидав хозяина с цветной дорожки, выгибая спину, стремительно бросилась к крыльцу и подняв правило (хвост), стала тереться о ноги Николая. – О гой! – послышался в это время тот неподражаемый охотничий подклик, который соединяет в себе и самый глубокий бас, и самый тонкий тенор; и из за угла вышел доезжачий и ловчий Данило, по украински в скобку обстриженный, седой, морщинистый охотник с гнутым арапником в руке и с тем выражением самостоятельности и презрения ко всему в мире, которое бывает только у охотников. Он снял свою черкесскую шапку перед барином, и презрительно посмотрел на него. Презрение это не было оскорбительно для барина: Николай знал, что этот всё презирающий и превыше всего стоящий Данило всё таки был его человек и охотник. – Данила! – сказал Николай, робко чувствуя, что при виде этой охотничьей погоды, этих собак и охотника, его уже обхватило то непреодолимое охотничье чувство, в котором человек забывает все прежние намерения, как человек влюбленный в присутствии своей любовницы. – Что прикажете, ваше сиятельство? – спросил протодиаконский, охриплый от порсканья бас, и два черные блестящие глаза взглянули исподлобья на замолчавшего барина. «Что, или не выдержишь?» как будто сказали эти два глаза. – Хорош денек, а? И гоньба, и скачка, а? – сказал Николай, чеша за ушами Милку. Данило не отвечал и помигал глазами. – Уварку посылал послушать на заре, – сказал его бас после минутного молчанья, – сказывал, в отрадненский заказ перевела, там выли. (Перевела значило то, что волчица, про которую они оба знали, перешла с детьми в отрадненский лес, который был за две версты от дома и который был небольшое отъемное место.)
Ссылки
Правящие Августин (Маркевич) · Агапит (Бевцик) · Агафангел (Саввин) · Алексий (Гроха) · Алексий (Шпаков) · Алипий (Козолий) · Амвросий (Поликопа) · Анатолий (Гладкий) · Антоний (Паканич) · Антоний (Фиалко) · Боголеп (Гончаренко) · Варфоломей (Ващук) · Виссарион (Стретович) · Владимир (Мельник) · Владимир (Орачёв) · Евлогий (Гутченко) · Евсевий (Дудка) · Елисей (Иванов) · Ефрем (Кицай) · Ефрем (Яринко) · Иларион (Шукало) · Иоанн (Сиопко) · Иоасаф (Губень) · Ионафан (Елецких) · Иосиф (Масленников) · Ириней (Семко) · Ириней (Середний) · Лазарь (Швец) · Лука (Коваленко) · Марк (Петровцы) · Мелетий (Егоренко) · Митрофан (Никитин) · Митрофан (Юрчук) · Нафанаил (Крикота) · Никодим (Барановский) · Никодим (Горенко) · Николай (Капустин) · Онуфрий (Лёгкий) · Пантелеимон (Луговой) · Пантелеимон (Поворознюк) · Питирим (Старинский) · Платон (Удовенко) · Роман (Кимович) · Сергий (Генсицкий) · Симеон (Шостацкий) · Софроний (Дмитрук) · Тихон (Чижевский) · Феодор (Гаюн) · Феодор (Мамасуев) · Филарет (Зверев) · Филарет (Кучеров) · Филипп (Осадченко) Викарные Александр (Драбинко) · Александр (Нестерчук) · Алипий (Погребняк) · Антоний (Боровик) · Антоний (Крипак) · Аркадий (Таранов) · Арсений (Яковенко) · Варнава (Филатов) · Варсонофий (Винниченко) · Варсонофий (Столяр) · Вениамин (Погребной) · Виктор (Быков) · Владимир (Мороз) · Дамиан (Давыдов) · Диодор (Васильчук) · Евлогий (Пацан) · Иларий (Шишковский) · Иоанн (Вахнюк) · Иона (Черепанов) · Кассиан (Шостак)· Климент (Вечеря) · Лонгин (Жар) · Николай (Грох) · Николай (Почтовый) · Павел (Лебедь) · Пантелеимон (Бащук) · Серафим (Демьянив) · Сергий (Зализницкий) · Сергий (Михайленко) · Феодосий (Снигирёв) На покое Василий (Златолинский) · Гурий (Кузьменко) · Дионисий (Константинов) · Иннокентий (Шестопаль) · Иоанникий (Кобзев) · Ипполит (Хилько) · Нифонт (Солодуха) · Пантелеимон (Романовский) Бывшие архиереи
*Переведённые Антоний (Москаленко) · Глеб (Савин) · Иов (Смакоуз) · Иов (Тывонюк) · Нектарий (Фролов) Извергнутые из сана Филарет (Денисенко) · Андрей (Горак) · Иаков (Панчук) Покойные Антоний (Вакарик) · Василий (Васильцев) · Владимир (Сабодан) · Евфимий (Шутак) · Кронид (Мищенко) · Леонтий (Гудимов) · Макарий (Свистун) · Мефодий (Петровцы) · Никанор (Юхимюк) · Никодим (Руснак) · Савва (Бабинец) · Севастиан (Пилипчук) · Тихон (Жиляков) · Феодосий (Дикун) - Со времени превращения Украинского экзархата Московского патриархата в Украинскую православную церковь (Московского патриархата) в октябре 1990 года.