Мiръ
Финляндия Ново-Валаамский монастырь Идёт загрузка карты…
{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:62.56499099999999913279680185951292514801025390625,»lon»:28.785759999999999791953086969442665576934814453125,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE-%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B0%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C\» title=\»\u041d\u043e\u0432\u043e-\u0412\u0430\u043b\u0430\u0430\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\»\u003E\u041d\u043e\u0432\u043e-\u0412\u0430\u043b\u0430\u0430\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: »’\u041d\u043e\u0432\u043e-\u0412\u0430\u043b\u0430\u0430\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0421\u043f\u0430\u0441\u043e-\u041f\u0440\u0435\u043e\u0431\u0440\u0430\u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c»’ \u0438\u043b\u0438 »’\u041d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0412\u0430\u043b\u0430\u0430\u0301\u043c»’ \u2014 \u0435\u0434\u0438\u043d\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u043d\u044b\u0439 \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u041f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u043d\u043e\u0439 \u0426\u0435\u0440\u043a\u0432\u0438 \u0424\u0438\u043d\u043b\u044f\u043d\u0434\u0438\u0438, \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0430\u043d \u0432 1939 \u0433\u043e\u0434\u0443.»,»title»:»\u041d\u043e\u0432\u043e-\u0412\u0430\u043b\u0430\u0430\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c»,»link»:»»,»lat»:62.56499099999999913279680185951292514801025390625,»lon»:28.785759999999999791953086969442665576934814453125,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}
62.684279; 28.713588
Финляндия, Юоярви
Финляндия
Телефон:
+358 17 570 1810
E-mail:
Ново-Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь
или
Новый Валаа́м
— единственный православный мужской монастырь Православной Церкви Финляндии, основан в 1939 году. Расположен в усадьбе Папинниеми в Хейнявеси, в Финляндии. Финское название — Uusi Valamo.
История[править]
В бывшей усадьбе Папинниеми в сельской местности Хяйнавеси, приобретенной братией 24 июля 1940 г., на территории Финляндии, началась жизнь монастыря, который впоследствии получил название Новый Валаам. Решение о покупке было принято, когда при осмотре одной из комнат усадьбы неожиданно была обнаружена небольшая икона преподобных Сергия и Германа Валаамских.
После смерти игумена Харитона его преемником стал игумен Нестор, подвизавшийся на Валааме с 1905 г. Из двух сараев соорудили Преображенскую церковь с трапезной. Усадебный дом стал настоятельским корпусом. Игумен старательно поддерживал Валаамские традиции, в том числе певческие. Иноки по-прежнему поклонялись главной своей святыне – чудотворному образу Валаамской Божией Матери. В 1956 г. к Валаамской братии присоединилась Коневская, принесшая с собой чудотворный Коневский образ Богородицы.
С 1945 по 1957 г. Ново-Валаамский монастырь находился в юрисдикции Русской Православной Церкви, затем Ново-Валаамская обитель была передана Финской Церкви. В связи с этим по ходатайству митрополита Новгородского и Ленинградского Григория (Чукова) руководители Советского Союза разрешили валаамским инокам вернуться на родину. Семь монахов с Нового Валаама стали насельниками Псково-Печерского монастыря. Вот их имена: иеросхимонах Михаил (Питкевич), схиигумен Лука (Земсков), игумен Геннадий, монах Сергий, монах Борис (в схиме Николай, Монахов), иеромонах Иоанн (в схиме Лавр) и монах Гурий (в схиме Герман, Соколов). Бывший келейник старцев, архимандрит Кенсорин, говорил, что «эти старцы – соль земли… Они были путеводителями, т.е. они берут, как бы за руку свое духовное чадо и ведут ко спасению… Я прихожу к такому убеждению, что если монашество рухнет, то мир без монашества не сможет существовать».
Шло время, и к середине 1970-х гг. на Новом Валааме осталось только два русских инока: архимандрит Симфориан (1892-1981) и монах Акакий, умерший в 110-летнем возрасте в 1984 г. С их кончиной завершилась история русского Нового Валаама, который теперь населяют монахи-финны, их общину возглавил игумен Пантелеимон (ныне митрополит). Богослужения в обители с 1977 года совершаются на финском языке и по новому календарному стилю. На Новом Валааме, а также в городе Куопио, где находится единственный в Западной Европе музей Православной Церкви, хранятся многие святыни, вывезенные с Валаама еще в 1940 году: рака преподобных Сергия и Германа, иконы, Евангелия, предметы церковной утвари. К 800-летию Православия в Финляндии на Новом Валааме был воздвигнут каменный, в новгородском стиле, Спасо-Преображенский собор. Построен он был на средства общества друзей Нового Валаама по проекту финского архитектора русского происхождения И.Н. Кудрявцева и был освящен 5 июня 1977 года.
В 1984 году в монастыре был возведён культурный центр, объединивший помещения монастырской библиотеки и архива, конференц-зал, а также центр по реставрации икон и произведений живописи.
В 1989 году рядом с Преображенским собором было возведено здание Валаамского народного училища.
В 1997 году на берегу озера, у монастырской пристани, была построена и освящена часовня во имя святителя Николая Чудотворца, а на другом берегу бухты было устроено братское кладбище, где в 1979 году была возведена часовня в карельском стиле в честь святого преподобного Германа Аляскинского. Летом 2006 года рядом с оградой кладбища была построена и освящена часовня во имя святого Иоанна Крестителя.
Настоятели
- Харитон (Дунаев), игумен
(1940—1947) - Иероним (Григорьев), игумен
(1948—1952) - Нестор (Киселенков), игумен
(1952—1967) - Симфориан (Матвеев), архимандрит
(1969—1979) - Пантелеимон (Сархо), архимандрит
(1979—1997) - Сергий (Райаполви), архимандрит
(1997—2011) - Арсений (Хейккинен), епископ
(временно исполняющий обязанности 2011—2012) - Сергий (Райаполви), архимандрит
(с 22 ноября 2012 года)
Горячее сердце «хладных финских скал»
Новый Валаам
Главное – без спешки
Финляндия располагает к сосредоточенности, как замечают многие. Даже самые рассеянные не могут не сосредоточиться, попав в суровую Суоми поздней осенью: и так-то не слишком разговорчивые ее жители окончательно уходят в себя, не оставляя ни малейшей возможности праздным разговорам и слишком веселому, поверхностному восприятию действительности. Природа благосклонно принимает это смирение, и мелкий дождь из низко нависших туч, порывы северного ветра, раскачивающие хвойный океан, иногда могут даже смениться проблесками солнечных лучей, отчего можно грустно улыбнуться: «О, лес! Научи меня умирать без печали!» Опытные в таких делах финны, несмотря на всю внешнюю суровость – что свою собственную, что природы, – помирать все-таки не торопятся: «Чашка хорошего финского кофе в такую погоду не повредитт. Но две чашки хорошего финского кофе лучше. К тому же вторая и каждая следующая – бесплатно. Будете кофе?» – «Кто ж откажется от старого доброго финского кофе? О, эти бескрайние солнечные финские кофейные плантации!» – «Шутить извоолите?» – «Ага». – «Тогда заходите! Как дорога? Сильно устали?»
Преподобные Сергий и Герман Валаамские
Дорога от Хельсинки до Нового Валаама занимает примерно шесть часов на автобусе. Честное слово, после времени, проведенного в пути, хочется и пошутить: осенняя серьезность окружающей действительности иногда требует улыбки. К тому же наши извечные соседские шуточки-прибауточки в отношении друг друга, если они, конечно, добрые и уважительные, не могут ее не вызвать. А доброте и уважению очень способствует желание узнать то общее, что нас связывает, – я сюда и отправился вообще-то именно для этого. Что может связывать народы крепче и лучше общей веры? – Монастырь Новый Валаам многое может рассказать. О том, например, что ставить диагноз тотальной апостасии «плохой Европе» несколько поспешно. Здесь, в Суоми, как известно, спешки не любят. И негромко, настойчиво продолжают жить со Христом, держа эту самую Европу на плаву, несмотря на действительно серьезные, страшные вызовы, которые звучат, правда, не только здесь, надо признать. Иногда своей негромогласностью, настойчивостью и верностью Богу подавая и достойный пример для подражания некоторым горячим парням из-за границы.
Почему финский Валаам – Новый? Всё просто и, увы, печально: Старый-то Валаам был разорен и опустошен в годы безбожного лихолетья в России. До Зимней войны святая обитель на Ладожском озере находилась в составе Финляндии, но зимой и весной 1940 года она оказалась в границах советской тогда России. По примеру Соловков и других монастырей разоренной Святой Руси можно догадаться, какую участь готовили Старому Валааму новые хозяева. Чтобы избежать этой участи, иноки, а также трудники Валаамского монастыря – русские, финны, корелы – покинули древнюю обитель и поселились неподалеку от города Хейнявеси, где потом и возник новый монастырь. По льду Ладожского озера, в сопровождении армейских частей шли и ехали иноки Старого Валаама, унося с собой и боль за истерзанную Россию, и древние святыни, и огромную библиотеку, которой славилась обитель.
Трагедия? Да, и страшная! Но, как считает настоятель Нового Валаама архимандрит Сергий (Райаполви), часто именно трагедии Бог может использовать для спасения. Мы беседуем с ним о Православии в стране Суоми, о жизни Спасо-Преображенского Ново-Валаамского монастыря.
архимандрит Сергий (Райаполви)
– Отец Сергий, как появилась эта обитель в Финляндии?
– В течение четырех месяцев – с декабря 1939-го по март 1940-го, в период страшной для обеих наших стран войны шла эвакуация монашествующих из Валаамского монастыря вглубь Финляндии, которой не грозила опасность подпасть под власть большевиков. Большая часть беженцев покинула Валаам в феврале, по льду Ладожского озера. Зима тогда была ужасно холодной, и лед на Ладоге, слава Богу, смог выдержать беженцев: они покидали монастырь на грузовиках финской армии, помогавшей последним жителям старого монастыря. Финская армия помогала в эвакуации монастыря: монашествующих, огромного архива, многих икон, других ценностей, которым грозило полное уничтожение, как мы знаем на примере обителей разоренной России. Например, только в православной Карелии, которая после войны оказалась под властью безбожников, было уничтожено более 90% храмов, среди которых были жемчужины каменного и деревянного зодчества.
По решению правительства в Финляндии были построены десятки церквей: ведь большинство беженцев из Карелии были православными. Таким образом, храмы появились и в других частях Финляндии. Раньше были храмы в больших городах – в Хельсинки, Вазе, Тампере, Турку, и построены они были в имперское время, но в провинции православных церквей практически не было.
– Это и объясняет, почему большинство храмов в Финляндии вряд ли старше 60 лет?
Появились в 1940 году в Финляндии православные беженцы – и по всей стране стали строиться новые храмы. Это был духовный сев
– Совершенно верно: их начали строить после того, как появились православные беженцы. Вообще, говоря о трагедии революции – в России и в Финляндии, о братоубийственных войнах, нужно, на мой взгляд, уметь видеть и действие Промысла Божиего. Казалось бы, происходят страшные, ужасные вещи – гибель людей, разорение святых обителей и храмов и подобное. Но Господь даже в таких условиях продолжает дело спасения: ведь из-за того, что появились православные беженцы, они распространились по всей Финляндии. По всей стране стали появляться новые храмы, начала совершаться Литургия. Это был духовный сев, сев евангельских семян.
– Как и в России времен преподобного Сергия Радонежского: были же очень трудные времена – оккупация, раздробленность, междоусобицы, но, тем не менее, из обители Преподобного исходили лучи христианства, его ученики основывали обители по всей России?
– Да, это так. Как мы видим, для Слова Христова нет внешних преград – даже страшные времена могут, по Промыслу Господню, служить спасению многих.
– Кто сейчас составляет Финляндскую Православную Церковь? Кто эти люди?
– Православная Церковь Финляндии – вторая христианская конфессия в стране. Официально православных здесь 61 500 человек, это примерно 1% от всего населения страны. Большинство христианского населения – лютеране: около 70%.
Из главных вызовов для Церкви сегодня я бы отметил, пожалуй, движение за выход из христианских Церквей. Проще говоря, секуляризацию. Она очень сильна: всё больше людей стремится покинуть Церковь, особенно это касается Лютеранской церкви. Но у нее свои трудности. Например, всё громче слышны разговоры об официальном признании так называемых гомосексуальных «браков» Лютеранской церковью, но отток прихожан продолжается. Православная Церковь, конечно, никогда не признает такие «браки».
– А в чем причина, на ваш взгляд, этой секуляризации?
– В достатке. Нет, даже не в достатке, а в его избыточности. «Зачем нужен Бог, если человек сытый, богатый и здоровый»?
Сегодня выйти из церкви просто – это можно сделать с помощью пары кликов на сайте налоговой службы
Большинство финских православных живут сейчас в регионе Хельсинки или на юго-западе страны – эти регионы притягивают к себе жителей менее развитых и «перспективных» севера, востока и центральной части Финляндии. Атеистическая пропаганда особенно развита в столице, движение под названием «Покинь Церковь» очень активно и агрессивно. Используя всевозможные рекламные акции, пиар-кампании, оно призывает людей выходить из христианской Церкви, прекратить платить церковный налог. Ведь в Финляндии, как и в Германии и в других странах, существует церковный налог, который платят налогоплательщики – члены Церкви, он составляет 1–2% от дохода, и на эти деньги во многом и существует, и работает Церковь. Атеистическая пропаганда призывает отказаться от уплаты этого налога и найти деньгам другое применение – многие это делают. Это несложно: заходят на сайт налоговой службы и в пару «кликов» заявляют о себе как о людях, вышедших из такой-то конфессии и, следовательно, не желающих платить деньги на ее содержание.
Новый Валаам
– Получается интересно: две лепты вдовицы превращаются в два «клика» в 30 сребреников.
– Очень может быть. Но справедливости ради должен сказать: среди тех, кто вот так вот, «в два клика» ушел из Церкви, есть и такие, которые потом возвращаются в нее.
– Отец Сергий, вы сказали о достатке как о главной причине отказа человека от Бога. Простите, но не во всем с вами тут соглашусь. Возьмем опять печальные для обеих наших стран советские времена: в России-то Церковь гнали, храмы сжигали и рушили, хулили Бога люди, которые жили в условиях, скажем мягко, далеко не самых комфортных. Бедняки же громили храмы. Бедные люди высмеивали Церковь в более позднее время. Почему так, вы не знаете?
– Когда люди очень бедные, они с болью могут воспринимать благосостояние, полученное за счет использования их труда. А Церковь в России, я имею в виду Церковь земную, перед революцией бедной материально назвать, на мой взгляд, было очень сложно. Огромные владения, земные богатства земной Церкви… Вы знаете, я долго думал, почему же русские люди с такой силой разрушали церкви. Не уверен в правоте своих выводов полностью, но считаю, что земная Церковь забыла о своем призвании. Я имею в виду помощь бедным, диаконию, служение.
– По каким причинам люди приходят в Ново-Валаамский монастырь?
– К нам в монастырь постоянно обращаются бедные люди за помощью. По совершенно разным причинам люди обращаются сюда: кому-то действительно не хватает еды или одежды, огромное количество ищет духовного утешения – у каждого приходящего свои беды, и долг христианина – помочь. Мы пытаемся это делать.
– Так кто эти люди? Бездомные, эмигранты, потерявшие смысл и цель жизни, алкоголики, наркоманы – кто они?
– Всех много. И финны, и русские, из самых различных слоев общества. Обращаются по самым разным поводам. Экономические трудности преодолимы: у нас хорошая система социальной помощи, и монастырь помогает наладить связь с социальными службами, со службой занятости, иногда и помогает найти работу сам.
– Но обращаются же и за духовной помощью, наверное?
Приходят в обитель не только православные, но и лютеране, и неверующие. Иногда, проведя здесь несколько дней, решают принять Православие
– Да, ежедневно! Исповедь в монастыре, можно сказать, не прекращается. Говоря «исповедь», я имею в виду и духовные беседы тоже: ведь приезжают, приходят в Новый Валаам не только православные люди, но и лютеране, и неверующие. Иногда, проведя несколько дней, а то и часов в монастыре, люди решают принять Православие. Становятся слушателями курсов катехизиса в нашей мирянской академии, принимают Православие потом. Притом курсы основ Православия есть при каждом большом приходе в Финляндии, и сотни людей принимают его по всей стране. Несколько дней назад перешла из лютеранства бывшая женщина-пастор, и таких случаев, кстати, за последние годы немало.
– Есть ли в Ново-Валаамском монастыре известные святыни?
– К их числу относятся, например, чудотворные иконы Божией Матери – Валаамская и Коневская. Есть и много других святынь.
– Как обстоит дело с преподаванием Православия в финских школах?
– Наша система образования подразумевает: если в школе есть три ученика, исповедующих Православие, то государство обязано предоставить им возможность для его изучения, то есть оно оплачивает труд педагога. Если меньше трех, то Церковь оплачивает обучение. И Церковь делает так: если, предположим, в одной школе два ученика православных, в другой один и так далее, то мы оплачиваем транспорт для учеников – они ездят на уроки Православия в школы покрупнее.
– Не убыточно?
– Нет, не «убыточно»: Церковь готова тратить деньги на образование. Церковь не жалеет денег на образование.
С 1-го класса школы и до последнего – будь то школа или гимназия – ведется преподавание Православия. У нас разработаны учебники для всех классов, разумеется, разного уровня сложности. Несколько лет назад мы разработали новые учебные пособия.
– Пожелаете ли что-нибудь нашим читателям?
– Будьте верны Православию, всегда живите в Церкви – переживайте вашу веру сердцем, умом и делами!
Иноки, Никсу и святитель Игнатий
Сегодня в Ново-Валаамском монастыре 12 иноков. Казалось бы, не так и много, по сравнению с большими обителями. Но молитва и труд этих 12 человек приводят сюда тысячи людей. Здесь действует и Культурный центр, который объединяет иконописные и реставрационные мастерские, огромную библиотеку и просто потрясающий архив, спасенный иноками от уничтожения в 1940 году. Постоянно в монастыре проходят какие-то образовательные мероприятия. Совсем недавно, например, закончился семинар «Знакомство с Православием. Священное Писание и традиция Церкви». Занятия проводятся чаще всего на двух языках: на финском и русском. Что радует, внимание к просветительским курсам всегда большое, так что надежда архимандрита Сергия на распространение света Православия в Финляндии, думается, вполне обоснованная.
А архив действительно впечатляющий! Главный архивариус, игумен Кассиан, показал мне с восторгом, например, обычный отчет о посещении каким-то архимандритом Игнатием Валаамского монастыря в 1838 году. Ну, казалось бы, посетил и посетил. Ну, оставил пару заметок красивым почерком.
– Ты на подпись смотри!
– Архимандрит Игнатий.
– Дальше читай.
– Брянчанинов. Брянчанинов?!
– Он самый. Святитель Игнатий был назначен в это время благочинным монастырей Санкт-Петербургской епархии. Он способствовал расцвету духовной жизни монашества, в том числе и Валаамского монастыря. Здесь, в архиве, есть много писем святителя к братии, в которых говорится о разных сторонах духовного руководства. Кстати, вот небольшая выдержка из его записей: «Монашеская жизнь на Валааме и восточное исповедание веры христианской в стране той процветали гораздо раньше и сильнее, нежели сколько мог бы заключить путешественник при поверхностном посещении края, при кратковременном взгляде на него… Жители берегов исповедовали православную веру, заимствовав познание ее из монастыря Валаамского; по берегу до самого Кексгольма стояли храмы православные. Корелы этого берега Ладожского озера были православны, как православны теперь корелы противоположного берега, жители Олонецкой губернии…
Святитель Игнатий: «Едва ли многие знают, что в недрах Финляндии живо Православие, что оно не вновь насажденное, живет там исстари…»
Но пришло злополучное время – финны склонились к учению Лютера. На местах, где красовались православные храмы, где совершалось богослужение православное, где Божественная Литургия роднила небо с землею, – ныне стоят лютеранские кирки, оглашаемые лишь тощей проповедью холодного пастора… Едва ли многие знают, что в недрах Финляндии еще живо Православие, что оно не вновь насажденное, живет там исстари, остаток общей древней христианской религии, заменившей язычество… Религиозная участь финляндского берега, в союзе с участью Валаамского монастыря, из которого, видно, всегда текла, как из сердца, религиозная жизнь для всей страны этой, процветала и умалялась, сообразно тому, много ли или мало сообщал ей сил Валаамский монастырь.
В начале XVII столетия шведский полководец Понтус де ла Гарди, причинивший столько зла России, разорил обитель Валаамскую; церкви и кельи предал пламени, иноков – острию меча; некоторые убежали, унеся с собою мощи святых основателей монастыря. Подобной участи подвергся и левый берег Финляндии: православные храмы сожжены; священнослужители убиты или изгнаны; распространен между жителями лютеранизм, последователи которого дышали еще фанатическим пристрастием к своей лишь родившейся вере, готовившей умыться в крови Тридцатилетней войны. Достойно замечания, что селения, сохранившие православную веру, находятся не на самом берегу Ладожского озера, не на пути завоевателей, но глубже в Финляндии, за горами, за болотами – естественными оградами страны: там затаились, спаслись они от взора и религии протестантов. В это время многие финны перебежали в Россию для сохранения веры…» – святитель Игнатий рассказывает о том, что Православие в стране Суоми имеет глубокие корни, что оно естественно для ее жителей.
«Посетители монастыря помещаются в гостинице. Есть особый приют и для нищих, которыми богата эта часть Финляндии. Нищим дозволяется быть на Валааме в течение двух суток и пользоваться трапезой, нарочно приготовляемой в их приюте, а на дорогу дают каждому два куска ржаного хлеба. И для этого-то подаяния стремится за 40, за 50 верст финляндец в монастырь Валаамский!» – через полтора столетия эти слова читаются уже несколько по-другому: с уважением к «финляндцам», сумевшим превратить свой дом в достойную страну.
Архив впечатляющий: письма преподобного Германа Аляскинского, равноапостольного Николая Японского, заметки святителя Игнатия (Брянчанинова)…
О каждом, казалось бы, незначительном на первый взгляд документе, сухом отчете или о чем еще отец Кассиан может устроить целую лекцию. По истории, географии, архитектуре, картографии, а то и геополитике – про богословие и не говорю. Разворачивает старые документы – ты видишь, например, письма миссионеров, отправленных из Валаама на Аляску в 1794 году. Одно письмо содержит автограф преподобного Германа Аляскинского и священномученика Ювеналия – в этом письме идет речь о благополучном прибытии миссионеров из Иркутска в Охотск и приготовлении к плаванию на Аляску. Есть еще письмо равноапостольного Николая Японского, в котором святой просит прислать ему кого-нибудь из братии для помощи в миссионерских трудах и описывает качества, которыми должен обладать миссионер.
Книг много – глаза разбегаются. Из «Алфавитного указателя ко всем делам», охватывающего период с 1836 по 1918 год, например, вы узнаете, что данные метеорологических наблюдений иноков поступали в Академию наук; что в Валаамском монастыре находились в 1869 году георгиевские кавалеры; что в 1880 году было учреждено Финляндское православное братство; что монастырь обзавелся «гидропультами» (огнетушителями)… Есть и повествования о государственном перевороте 1917 года, о переходе из Старого Валаама в Новый и со связанными с этим препятствиями. В общем, записал меня отец Кассиан в библиотеку Ново-Валаамского монастыря и строго-настрого пригласил приезжать почаще и сидеть в монастырской библиотеке и архиве подольше.
Новый Валаам
А еще в этой обители есть черный кот – Никсу. Живет себе и в ус не дует: тут его любят. Более того: превратили его котовью персону в шутливый и добрый символ обители, напечатав открытки с его изображением. Не знаю, есть ли в финском языке пословица про кота и масленицу – судя по довольной морде Никсу, нет. Хотя, кто знает, кто знает…
От монастыря проложены несколько паломнических маршрутов – до поклонного креста на берегу озера, до женской православной обители Линтула, небольшой кружной маршрут через старое кладбище. Мне кажется, имеет смысл воспользоваться этими тихими, спокойными дорожками – на душе легче становится. Приезжайте.
Современное состояние[править]
Монастырский комплекс включает в себя:
- Спасо-Преображенский собор
Главный храм Нового Валаама расположен в самом сердце монастыря. Храм был построен в 1977 году. В этом же году язык богослужений с русского поменяли на финский, а юлианский календарь — на григорианский. Ежедневно 14 колоколов, привезенных с Ладожского Валаама, созывают верующих к молитве с колокольни Главного храма.
- Зимнюю церковь (или церковь Сергея и Германа Валаамских)
Является приделом Спасо-Преображенского храма.
- Старую церковь (или Церковь всех святых на Валааме просиявших)
Самая старая из церквей монастыря. Практически вся церковная утварь и иконы, находящиеся в церкви, привезены с Ладожского Валаама. В Старой церкви до 1977 года проходили все богослужения, в настоящее время в ней служат только летом.
- Часовню во имя святого Николя Чудотворца
Расположена на берегу озера Юоярви, рядом с монастырским причалом. Часовня закрыта на ключ, если вы захотите помолиться, просто возьмите ключ на ресепшен. Это дает возможность уединения, вас никто не потревожит по время молитвы.
- Часовню во имя святого Германа Аляскинского
Часовня построена в 1981 году и расположена на монастырском кладбище, примерно в километре от главного храма. До кладбища можно дойти пешком или доехать на машине, рядом с входом есть парковка.
- Часовню во имя святого Иоанна Крестителя
Еще одна часовня, расположенная на монастырском кладбище. Это самая новая из наших часовен, построенная в 2006 году.
Подробнее ознакомиться с историей монастыря, его чудовотворными иконами, церковной утварью и монастырскими строениями можно посетив выставку в Культурном центре монастыря или приняв участие в экскурсии по монастырю.
Посмотреть карту монастыря
Из истории Валаамского Спасо-Преображенского монастыря в Финляндии
… 26 ноября 1939 года, оказавшийся в самом пекле советской-финской войны, Валаам впервые подвергся бомбардировке советской авиацией. Несколько дней спустя, 9 декабря варварский авианалёт на монастырь повторился вновь.
А во второй половине декабря месяца, в условиях продолжавшихся боевых действий, интенсивность которых, казалось, только нарастала, началась вынужденная эвакуация монашествующей братии. И, как выяснилось немногим позже, вовремя – в январе-феврале 1940 года бомбардировки монастыря советской авиацией опять повторились и стали ещё более частыми.
По счастью во время поспешной эвакуации в декабре 1939 года никто из монастырского начальства и братии не пострадал. Удалось насельникам и увезти с собой всё самое ценное, что только оставалось в это время в монастыре.
Ушедшие с Валаама монахи перебрались в прежде частную усадьбу Папинниеми в будущей Восточной Финляндии, где мало по малу, день за днём, и стали неспешно обустраивать свой новый дом – Новый Валаам.
Престольные праздники[править]
- Преображение Господне
— 19 августа - Герман и Сергий Валаамские, преподобные
— 11 июля, 24 сентября - Собор Валаамских святых
— 22 августа (переходящая) 1-е воскресенье после 6/19 августа - Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель
— 22 мая, 19 декабря - Герман Аляскинский, преподобный
— 9 августа - Герман Аляскинский, преподобный
— 9 августа
Как добраться[править]
Адрес:
Valamontie 42, 79850 Uusi-Valamo, Finland
Проезд:
на автомобиле или рейсовом автобусе:
- На своем автомобиле:
Адрес для навигатора: Valamontie 42, 79850 Uusi-Valamo - Координаты для навигатора: 62°33’40.6″N 28°47’36.0″E
- Координаты на Гугл-карте: 62.561284, 28.793321
- Подходящие маршруты можно посмотреть на официальном сайте монастыря
- Транспортом из Санкт-Петербурга:Автобус СПб — Новый Валаам
(3 раза в неделю). - Поезд СПБ-Лахи + автобус Лахти-Новый Валаам
. Поездом СПб-Лахти (Аллегро) и далее автобусом №38 Лахти-монастырь (отправляется из Лахти ежедневно в 14:30, прибывает в монастырь в 18:30.
- Транспортом из Москвы:Москва — Лахти — Новый Валаам
. Поездом Москва-Лахти (Лев Толстой) и далее автобусом №38 Лахти-монастырь (отправляется из Лахти ежедневно в 14:30, прибывает в монастырь в 18:30. - Москва — СПб — Новый Валаам
. Поездом Мск-СПБ (любым) и далее автобусом СПб-монастырь (СПб-Валаам ср, пт и вс , Валаам-СПб пн, чт и сб).
Подробнее на сайте монастыря
Телефон:
+358 17 570 1810
Электронная почта:
Как добраться самостоятельно
Самостоятельно до Валаама также можно добраться. Обычно добираются через город Сортавала, откуда в период навигации есть регулярные рейсы. Стоимость уточняйте самостоятельно, она меняется каждый год. Также учитывайте то, что навигация обычно начинается в мае и заканчивается в конце октября. Также есть вариант через Приозерск, возможно есть отправление маломерных судов из других населенных пунктов Республики Карелии, которые находятся на берегах Ладожского озера (Лахденпохья и т.д.) но эту возможность вам стоит искать самостоятельно (к примеру, в социальных сетях).
Очень важно знать прогноз погоды, если на Ладоге будет сильный шторм, то далеко не факт, что у вас получиться добраться до архипелага. В этом смысле покупка круиза на теплоходе лучше, чем самостоятельное путешествие – более надежно. Особенно эта проблема бывает актуальной для гостей из далеких регионов. Это жители Ленинградской области могут добраться до Сортавала за несколько часов, а в случае плохой погоды легко отменить поездку.
На Валааме есть гостиницы, стоимость размещения можно уточнить на официальном сайте монастыря.
Автор Alexxx1979 (собственная работа)
Как добраться до Валаама когда нет навигации?
Если вы хотите добраться до Валаама зимой, ранней весной или поздней осенью (это ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель), то вы можете столкнуться с определенными трудностями. Если в разгар зимы от Сортавала до архипелага можно добраться и на автомобиле (если лед это позволяет) либо на снегоходах или лыжах (есть и такие варианты активного отдыха), то в период, когда нет навигации, но нет еще и льда, вариант только один – вертолет.
Вертолеты на Валаам вылетают из Санкт-Петербурга, но стоимость конечно высокая. Минимальные цены, которые можно найти – 50 тысяч рублей на человека. Кроме того, лететь к примеру в ноябре на Валаамский архипелаг не самое разумное решение. В это время года зачастую снега еще нет, а пейзажи очень унылы. То есть, нет никакой необходимости платить большие деньги за вертолет (на наш взгляд). Проще отправиться в сезон навигации.
С палатками на Валаам
Вариант отдохнуть с палатками на Валааме не лишен привлекательности, все же здесь природа очень красивая, а для того, что бы прочувствовать местную атмосферу, нескольких часов (стандартное посещение) явно мало. Можно остановиться в гостинице, но если вы любитель отдыха в палатках, то такая возможность у вас есть, даже не смотря на то, что Валаамский архипелаг является заповедником.
Есть специально организованные места, где разрешено ставить палатки и разжигать костры. Для организации стоянки нужно получить разрешение в администрации монастыря (вам дадут талончик на установку палатки). Ставить палатки в других местах запрещается. Кстати, в администрации монастыря можно арендовать и велосипед. Стоимость разрешения на установку палатки на Валааме небольшая, в районе 100 рублей в день на человека.
Лучшее время для отдыха на Валааме с палатками – лето. В мае может быть еще слишком холодно, а в сентябре может быть очень дождливо. Ну а октябрь – месяц для экстремалов, в это время не только холодно и дождливо, но моментами и очень ветрено.
Все суда прибывают в Монастырскую бухту, в которой расположен причал.
Паломнику[править]
Гостиницы[править]
Монастырь предлагает гостям на выбор экономичные номера с удобствами на этаже (гостевой дом) или номера со всеми удобствами (3 гостиницы). В стоимость любого номера всегда входит завтрак в ресторане Трапеза:
- Гостевой дом
(1-3 местные номера с удобствами на этаже. 2 этажно здание, на каждом этаже 2 душевых, 2 туалета и 18 номеров). - Главный отель
(1-2 местные номера со всеми удобствами, в некоторых номерах возможно добавить 1-2 доп. кровати. В каждом номере душ, туалет, набор для приготовления чая и кофе). - Малый отель
(только 1-местные номера, есть возможность добавить одно дополнительное спальное место (кресло-кровать). Общие душ и туалет на 2-4 номера). - Отель при училище
(1-2 местные номера со всеми удобствами, без доп. кроватей. В каждом номере душ, туалет).
Бронирование номеров осуществляется на официальном сайте монастыря
Трапезные[править]
- Кафе-ресторан Трапеза
Подробнее на сайте
Общее описание
Валаам – один из самых известных монастырей России. Расположен на одноименном острове, который входит в состав Валаамского архипелага. Административно относится к Сортавальскому району Республики Карелия. Про архипелаг и сам остров подробнее можно прочитать в отдельной статье.
Валаам является очень популярным туристическим направлением, в Карелии это одно из самых посещаемых мест (речь идет только о туристах, а не о паломниках). Расположен в северной части Ладожского озера, в районе шхер, поэтому эти места так популярны. Здесь действительно очень красиво, местные пейзажи мало кого могут оставить равнодушным, а очень красивая архитектура дополняет общее впечатление.
Если вы собираетесь побывать в Карелии, особенно если вы едете в район Северного Приладожья, обязательно запланируйте и посещение Валаама. На это вам потребуется один день, а воспоминания об этом очень интересном и красивом месте останутся на всю жизнь.
Фото[править]
- Спасо-Преображенский собор
- Ново-Валаамский монастырь
- Прпп. Герман и Сергий Валаамские
- Интерьер Спасо-Преображенского собора
- Интерьер Спасо-Преображенского собора
- Интерьер Спасо-Преображенского собора
- Интерьер Спасо-Преображенского собора. Зимняя церковь
- Интерьер Спасо-Преображенского собора
- Часовня во имя святого Николя Чудотворца
- Часовня во имя святого Германа Аляскинского
- Часовня во имя святого Иоанна Крестителя
- Здание Старой церкви
Ссылки[править]
- Официальный сайт Валаамского Спасо-Преображенского монастыря в Финляндии
- Официальная страница Валаамского Спасо-Преображенского монастыря в Финляндии ВКонтакте
- Официальный сайт Валаамского монастыря. Новый Валаам
- Трудничество в Ново-Валаамском монастыре
- Финляндский Спасо-Преображенский Ново-Валаамский монастырь
- Новый Валаам
- Монастырь Ууси-Валамо. Ново-Валаамский монастырь
- Ново-Валаамский монастырь
- Вспоминая. Новый Валаам
- Новый Валаам — православный монастырь в Финляндии
- Валаам в Финляндии
- Новый Валаам
- Новый Валаам
Новый Валаам сегодня
Сегодня Новый Валаам – Ново-Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь является единственной мужской монашеской обителью Финляндской Православной Церкви и одной из двух наиболее заметных туристических достопримечательностей Хейнявесе, что в Южном Саво, недалеко от современной финско-русской государственной границы.
Кстати, второй туристической достопримечательностью этой местности из числа православных святынь является находящаяся тут же, неподалёку – всего в 18 км, единственная и всё ещё немногочисленная женская монашеская обитель той же Финляндской Православной Церкви – Линтульский монастырь, повторивший в своё время судьбу Валаамского монастыря – его, Линтульского монастыря Русской Православной Церкви, насельницы довоенного времени также были вынуждены покинуть место своего прежнего жительства на Карельском перешейке вследствие боевых действий во время советско-финской войны.
Ново-Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь – непременный участник паломнической программы русского паломнического братства Русской Православной Церкви «Радонеж». Результатом самого тесного сотрудничества монастыря и братства «Радонеж» стало увеличение числа туристов и паломников из России, ежегодный поток которых в настоящее время составляет, по разным оценкам, от 15 до 25 тысяч человек.
А в 2012 году имя Новый Валаам прогремело на всю Финляндию – тогда эта обитель была признана лучшим туристическим объектом Суоми.
Последнее вовсе не удивительно – туризм и паломничество составляют в настоящее время едва ли не основную статью весьма скромных по нынешним временам доходов монастыря, а для приёма столь многочисленных гостей на его территории устроен гостевой дом, под который приспособлено одно из старых строений Ново-Валаамской обители.
Кроме того, в монастыре действует информационный и культурный центры, народное училище с отелем и церковная (читай, сувенирная) лавка. Есть здесь и свой ресторан с говорящим названием «Трапеза». Кстати, конференц-зал здешнего культурного центра рассчитан ни много не мало на 300 мест, здесь же работает монастырская библиотека, выставочные залы, в одном из которых действует постоянная экспозиция, посвящённая истории Нового Валаама.
Ещё одна статья доходов Спасо-Преображенского мужского монастыря – производство столового вина и солодового виски. Правда, здесь не всё так однозначно – в Суоми существует государственная монополия на алкоголь, а потому монастырь обязан официально заказывать данную продукцию у финского алкогольного монополиста, компании Oy Alkoholiliike Ab, чья деятельность официально подтверждена и регулируется соответствующими законодательными актами не только Финляндии, но и Евросоюза. Причём, последними прямо запрещена продажа на территории Финляндии алкоголя происхождением из других стран, входящих в ЕС.
Интересно, что монастырь не имеет привычных русскому человеку крепостных стен, а сам он находится на открытой местности.