Троице-Сергиева лавра — визитная карточка, основное значимое место Сергиева Посада. Именно она дала начало становлению города и стала гордостью русского православия. С момента основания и во все последующие времена этот монастырь был и остается одним из главных притягательных духовных и культурных центров. Обойти, осмыслить и оценить все строения Лавры, а их более 50-ти, невозможно за одно-два посещения.
Монастырь всегда реконструировался, переделывался и обновлялся. Жизнедеятельность в нем ни на минуту не останавливалась и не замирала, и, наверное, ни одно здание не сохранило своего первозданного образа. В Лавру ведут несколько дорог, основными воротами являются Святые Врата с церковью Рождества Иоанна Крестителя, постройки XVII века.
Ежегодно тысячи верующих совершают паломничество в Троице-Сергиеву лавру, чтобы увидеть святыни монастыря, познакомиться с его историей и архитектурой, принять участие в богослужениях.
Гостиницы у Троице-Сергиевой лавры
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. История, описание
Происхождение названия и его значение
Рождение обители датируют 1337 г. Основана монахом Стефаном и его младшим братом Варфоломеем в 70 км от г. Москвы. Братья вели отшельническую жизнь. До 1340 года ими возведена первая церковь и немногочисленные келии.
Вскоре Стефан переходит в московский Богоявленский монастырь. Будущий преподобный Сергий остался в одиночестве, но скоро вблизи него селятся подвижники. Возникает монастырь, сначала особножительный, а затем общежительный. Первым игуменом стал Митрофан, постригший Варфоломея в монашество с именем Сергий.
По кончине Митрофана Сергий становится бессменным игуменом обители. Главным храмом обители оставался деревянный храм Святой Троицы. Монастырь также получил название Троицкого. В условиях раздробленности и бедствий, причиняемых татаро-монгольским игом, обитель во главе с преподобным Сергием становится опорой и духовным наставником московских князей.
Святой Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на решающую битву с ордынцами в 1380 году и предрек русскому войску победу. Битва, вошедшая в историю под названием Куликовской, предопределила свержение ига. Святой Сергий Радонежский преставился в 1392 году. Его святые мощи находятся в храме Святой Троицы на территории монастыря.
История Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Труд и молитва иноков в условиях лесной глуши становились подвигом.
Игумен Сергий запрещал братии просить милостыню, добывая пропитание собственным трудом.
Духовное преуспеяние Сергия Радонежского было очевидно. Его святость, соединенная с простотой и мудростью, привлекали в обитель людей со всей страны.
Он много трудился над объединением Руси. Для примирения враждующих князей им посещаются в 1365 г Нижний Новгород, в 1385 г Рязань, в 1374 г Переславль-Залесский. Под руководством святого Сергия Радонежского духовно возросли многочисленные монахи. Ученики преподобного стали носителями подлинной монашеской традиции.
Проникнув в самые отдаленные уголки страны, они оказали огромное влияние на общество, показав людям примеры личной святости. Церковью канонизированы 70 из них. В северных землях, ранее слабо заселенных людьми, это влияние было особенно сильно и благотворно. Вокруг новых обителей возникали населенные пункты, осваивались пустующие земли.
Обитель осаждалась войсками Лжедмитрия II в 1608-1610 годах. В Москве правил царь Василий IV. В подмосковном Тушино обосновался самозванец Лжедмитрий II с многочисленной армией иностранцев, перебежчиков и авантюристов.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра находится на подступах к Москве. Захвату обители ими придавалось большое стратегическое и политическое значение. Войско интервентов и прочих сторонников «тушинского вора» многократно превосходило силы оборонявшихся.
Основными мотивами было признание Лжедмитрия царем и разграбление Лавры. Для оборонявшихся защита обители была делом духовного подвига. Люди ежедневно умирали от голода и снарядов, но наносили ответные удары артиллерией, совершали вылазки в стан врага, молились и совершали богослужения.
Генеральный штурм Лавры состоялся 7 августа 1609. Гарнизон обители насчитывал порядка 200 человек и был обречен, но осаждающие интервенты запутались в системе сигналов, в темноте ночи приняв дружественные русские отряды за противника. В начавшейся бойне соединения тушинцев уничтожали друг друга. Непрерывно вела огонь лаврская артиллерия.
На помощь осажденным выдвинулось крупное войско князя Скопина-Шуйского. 12 января 1610 года измученные и поредевшие войска Лжедмитрия начали беспорядочно отступать к Дмитрову.
Пример Лавры поднял моральный дух русского народа. Спустя два года обитель выступила одним из центров единения, обеспечившим успех ополчению Минина и Пожарского. Москва была освобождена, завершена эпоха Смутного времени.
В стрелецкий бунт 1682 года будущий император Пётр I со своим братом и матерью нашли защиту за монастырскими укреплениями. Спустя 7 лет обитель снова спасла Петра I, бежавшего из столицы. В 1700 г разразилась Северная война. Из монастырских средств Петром I были взяты крупные финансовые средства для нужд армии.
Временем расцвета обители считают эпоху правления Елизаветы Петровны (1741-1761). С ней связано открытие духовной семинарии в 1742 г, присвоение в 1742 г статуса Лавры, под управлением московского митрополита.
Разворачивается масштабное каменное строительство. Перепроектированы старые здания, возведены многочисленные новые. Пышное убранство возведенных зданий соответствовало требованиям архитектуры, современной реконструкции обители.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра находится теперь в статусе крупнейшего землевладельца, религиозного центра с мощной инфраструктурой. Велась активная торговля, обитель жертвовала огромные средства на нужды армии. В 1905 г обитель открывает собственную типографию. Авторитет монастыря иллюстрирует перенос, в 1814 году, на её территорию, Московской духовной академии.
Ко времени октябрьской революции вокруг лавры вырос крупный город, инфраструктура которого зависела от хозяйственной деятельности монастыря. Количество насельников составляло порядка 400 человек.
После революции 1918 года лавру закрывают, распускают духовную академию. В 1920 г монастырский комплекс объявляют музеем. Богослужения прекратили к 1929 году, с закрытием последних скитов. Большая часть древнейших колоколов изымалась на переплавку (уцелели два колокола, XV и XVI вв)
В сталинскую эпоху некоторые здания обители перестроили, приспособив под учебные заведения, жилые и хозяйственные помещения.
В 1940 г Лавру объявляют государственным музеем-заповедником. Выделяются средства, проводится крупнейшая в стране реставрация. В 1945 г с целью подготовки специалистов по реставрации открывается целое училище.
После Великой Отечественной Войны церкви лавры вернули Церкви. Зимой 1946 г возобновились службы в нескольких храмах монастыря. Патриарх становится настоятелем обители. До 1983 г Лавра находится в статусе резиденции русских патриархов.
В Великую Субботу 1946 г Церкви вернули мощи святого Сергия. Духовная академия снова начала подготовку пастырей. Монастырь показывали иностранным делегациям, иллюстрируя «свободу религии» в советском государстве, что не означало прекращения фактов арестов, ссылок и других гонений на верующих.
Просьбы к руководству страны о возвращении храмов обители были удовлетворены. В 1956-1958 гг. весь монастырского комплекс возвращен Церкви.
Современный статус Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Свято-Троицкая Сергиева Лавра находится в статусе монашеского городка, с инфраструктурой, ориентированной прежде всего на нужды Церкви. Успешно функционирует издательство православной литературы, паломнический центр. Действует крупнейший центр духовного образования — МДА.
Многие древние книги монастырской библиотеки сканированы и представлены в сети. В свободном доступе представлены порядка 15000 рукописей. В Лавре расположен Архитектурный центр, иконописная мастерская, непрерывно занимающиеся реставрацией культурно-духовного наследия монастыря.
В настоящее время число насельников монастыря составляет порядка 200 иноков. С 1988 года наместником является викарный архиепископ Феогност. Важнейшие решения принимаются коллегиально Духовным собором. Лавра традиционно привлекает многочисленных православных паломников. Растет поток иностранных туристов, особенно из Китая.
Основатель — преподобный Сергий Радонежский
Варфоломей – таково мирское имя «игумена всея Руси» – выходец из благочестивой, видимо, обедневшей боярской семьи. По крайней мере «Житие» преподобного описывает, что родители его жили просто, а сам Варфоломей постоянно помогал им в домашнем хозяйстве.
Прп. Сергий Радонежский. Самое раннее изображение преподобного.
Составители «Житий» святого особенно обращают внимание на печать Божия избранничества, лежавшую на мальчике даже до его рождения:
- по преданию, когда мать мальчика, Мария, будучи беременна, была на церковной службе, сын в ее утробе трижды вскрикнул;
- родившись, Варфоломей отказывался от материнского молока по постным дням, а если Марии случалось поесть мясного – и по другим; так матери пришлось соблюдать пост, чтобы выкормить младенца.
Видя все это, родители понимали: Варфоломей – будущий инок. Но, заботясь о них, подвижник жил дома до тех пор, пока отец с матерью не приблизились к смерти. Похоронив их, Варфоломей уже не вернулся к миру. Вместе с братом Стефаном ушел он в глухой лес на уединенную жизнь.
Так начался 55-летний подвижнический путь. Начало его осталось неизвестным: не сохранилось никаких данных о том, как жил Варфоломей, еще даже не монах. Ясно только, что брат, Стефан, скоро не выдержал сурового подвига, ушел к Москве. Юноша остался один терпеть холод, голод, но преодолевая все во Имя Божие. «Житие» святого рассказывает также о многих бесовских нападениях. Искушения, надо думать, особенно усилились, когда Варфоломею принял монашество от руки нашедшего подвижника игумена Митрофана. Но подробностей подвижнического пути этих лет мы не знаем.
Однако, однажды монаха Сергия нашли несколько подвижников, тоже искавших безмолвия. Так на месте, где преподобный намеревался прожить жизнь один, возникло братство, давшее начало нынешней лавре. Впоследствии имя смиренного игумена стало известно по всей Руси, к нему приходили за советом князья, бояре, простые поселяне.
Интересный факт
Никогда не желавший славы, Сергий тем не менее был прославлен Самим Богом. Более того, он заслуженно называется «игуменом всея Руси»: ведь его духовные чада основали до 70 монастырей по всей стране.
Сам же смиренный подвижник скончался среди своих иноков 8 октября 1392 г. Так закончился земной путь и началось – предстательство пред Господом о всех обращающихся к нему.
Среди православного народа, приходящего «к Сергию», существует устойчивое мнение: за каждого, хоть раз побывавшего у него, святой молится всю жизнь.
Ансамбль Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Современный комплекс состоит из более чем пятидесяти зданий. Построены в разное время.
Силуэт ансамбля с высотной доминантой колокольни узнаваем каждым культурным россиянином.
Троицкий собор (1423 г.)
Сердце Лавры и всего Сергиева Посада. Центральный храм, вокруг которого формировались дальнейшие постройки. Возведен из камня. Преемник самого первого, деревянного храма, устроенного основателями обители. Десять окон барабана создают мягкий верхний свет, гармонично освещающий внутреннее убранство, уникальный иконостас, расписанный учениками Андрея Рублева.
Первоначальные росписи стен утрачены, многократно реставрировались и обновлялись, в том числе в новейшее время. У входа сохранились фрески XVI в с изображением святых Сергия и основателя храма, Никона. В южной части храма оставлена на историческую память металлическая дверь, поврежденная при обстреле войсками Лжедмитрия II.
Пятиярусная колокольня
Грандиозное здание высотой 88 м, видное за много километров от Лавры. Возводилось в условиях сложившегося общего ансамбля. Занимает центральное место во всём ансамбле. Одно из известнейших памятников архитектуры XVIII века.
Отмечают изящество и легкость архитектурного исполнения колокольни. Выполняя роль доминанты всего монастыря, колокольня объединяет все здания древней площади. Драматична история её колоколов. Специально для изготовления крупнейшего в стране колокола севернее обители построили литейный завод. Один только основной колокол весом 65 т, диаметром 4,3 м, изготавливали нескольких лет.
Всего на звоннице располагалось до 50 колоколов. В эпоху гонений на веру XX в крупнейшие древние колокола были уничтожены под предлогом переработки на черный металл. У 2001-му г завершилась крупная реставрация, впоследствии собрание колоколов восстановлено. Весь современного «Царь-колокола» составляет 72 т.
Успенский колодезь с часовней и обелиск (конец XVII в.)
При устройстве около Успенского собора ямы под фундамент, открылся источник воды. Один из монахов получил от источника исцеления, а выразивший сомнения в чудесных свойствах источника слуга скончался.
В связи с этими событиями
источник признали святым, устроили и облагородили каменный колодец. Позднее над ним возвели четырехярусную часовню. Яркое убранство подчеркивают строгие белые стены Успенского собора. Внутренние росписи датируют XIX в.
Успенский собор (1585 г.)
Крупнейший храм Лавры. Возведен по указу Ивана Грозного. Имеет 5 глав и 5 небольших апсид. В архитектуре отмечают соответствующую эпохе строгость и схожесть с одноименным собором Московского Кремля.
Успенский собор — самый большой храм Свято-Троицкой Сергиевской лавры
Стены рассекаются рядом выделяющихся пилястр, подпирающих закомары. Два ряда узких вытянутых окон разделены широким декоративным поясом. Соответствует монументальности и сдержанной яркости пятиглавого собора и внутреннее убранство, настенные фрески XVII в.
Храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1637 г.)
Единственный храм Лавры в шатровом стиле. С севера и юга к церкви примыкали больничные покои. Содержавшиеся в них иноки попадали в храм, получивший статус больничного, через внутренние помещения. Домовый храм покоев наместника.
Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи (1699 г.)
Устроена в восточной части Лавры над пролетом арки, до XVI в служившим входными воротами обители. Увенчан пятью многогранными золоченых главками. Декор пышный, характерный для нарядного барокко. Убранство схоже с Трапезным храмом.
Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (1477 г.)
Находится к востоку от собора. Подкупольная звонница является уникальным архитектурным решением храма. Отстроен в традициях столичной архитектуры XV века со звонницей в псковском стиле.
Колокольный звон, называемый псковским, считают уникальным. Деревянные брусья с подвешенными колоколами раскачивались звонарем, раскачивавшим колокола с земли, за веревки.
Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская церковь) (1734 г.)
Свидетелем Сергия Радонежского Царицей Небесной в сопровождении апостолов, стал келарь игумена Сергия, впоследствии преподобный Михей. Его мощи поместили в самом маленьком храме Лавры, а название сохранило двойное посвящение. Иконы Явления Богородицы не раз сопутствовали русским войскам в успешных военных походах.
Церковь во имя преподобного игумена Никона Радонежского (1623 г.)
Сегодня многие принимают этот храм за южный придел Троицкого собора. При жизни св. Никон был близким учеником и преемником преподобного Сергия. Вероятно, не случайно и по смерти святые почивают мощами, отделенные друг от друга одной лишь стеной.
Трапезная церковь преподобного Сергия (1692 г.)
Церковь выделяется пёстро расписанными треугольниками фасадов, резными каменными колоннами. Не менее пёстро и нарядно представлено внутреннее убранство. Здание состоит из собственно храма и вытянутой просторной трапезной. Особенности последней является отсутствие внутри поддерживающих своды столбов.
В XX веке за счет пространства трапезной увеличили площадь церкви. В XXI веке реконструировали подклет, теперь снова служащий братской кухней и хлебопекарней.
Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (1753 г.)
На восточном фасаде церкви находится каменный почитаемая каменная Смоленская икона Богородицы. Почитание образа связано с чудесным исцелением в 1730 году одного из насельников. Исцелившийся был осмотрен врачами и представлен императрице. В честь иконы возвели новый храм. На освящении присутствовала российская самодержица.
Храм в стиле елизаветинского барокко, овальной формы, со светлым и открытым (без колонн) внутренним пространством.
Крепостные стены (1550 гг.)
Протяженность 1370 м. Соединяют одиннадцать оборонительных башен, образуя неправильный четырехугольник. В середине XVII в перестроены, приняв современный облик.
Колокольня
Вид на колокольню
Она привлекает внимание паломника сразу при входе – нарядное здание барочного стиля появилось с 1770 г. Первоначальный проект предполагал среднюю высоту, но позже был изменен: ныне высота колокольни 88 м, что на 6 м выше знаменитого Ивана Великого. По замыслу Елизаветы Петровны, столь высокая колокольня символизировала статус особо почитаемой обители.
Иконостасы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Создавались в период становления традиции устройства иконостаса, символизирующего Царство Небесное. Отмечают особенную культурную ценность иконостасов двух древних соборов.
Иконостас Троицкого собора
Датируется XV веком. Образы создавались иконописцами под началом Андрея Рублева и Даниила Черного. Известная всему миру «Троица» Рублёва создавалась именно для этого храма. В правления Ивана Грозного нижний ряд (местные иконы) дополнили Троица и житийная икона преподобного Сергия.
Артели Рублева приписывают образы трех средних рядов пяти ярусного резного иконостаса. Наиболее близкими к Рублеву называют иконы «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Апостол Петр». В молебном ряду 15 образов, среди которых святые Георгий и Димитрий, бывшие воинами. Образы говорят о древнейшем молитвенном поминовении воинов, погибших в сражениях с ордынскими полчищами.
В праздничном ряду 19 икон. Основной акцент сделан на образ Причащения апостолов, приписываемый работе зрелого мастера старой школы XIV века. Указывают на большое количество иконописцев, трудившихся над этим рядом, в исполнении которых Рублёв почти не принимал участия.
Второй сверху ряд состоит из 7 икон: окружена поясными образами пророков. Первый сверху ряд — 21 образ праотец, над каждым херувим. Иконы украшены серебром, написаны чаянием царя Бориса Годунова.
Царь Михаил Романов украсил собор царскими вратами алтаря, украшенными серебром. Образы, писанные кремлевским мастером XVII в Симоном Ушаковым, помещены в местном ряду. Изначальную живопись стен сбили и переписали, впоследствии регулярно обновляя.
Иконостас Успенского собора
Датирован концом XVII — началом XVIII в. 76 икон традиционно разделена на 5 ярусов. Распятие и предстоящих Богородицу с Апостолом обрамляют резные подсолнухи, розы и виноградные гроздья. Спасителя венчает резная корона.
За иконостасом расположена трехъярусная галерея.
Рама иконостаса резная, оклады изящно декорированы растительным орнаментом, символически возводя к библейскому Эдему. Предполагают технику исполнения кремлевских мастеров.
В местном ряду расположены образы XVI в. Последующие ряды в большинстве относят к XVII в. Иконостас многократно реставрировался и обновлялся, в советское время изымались ризы из драгоценных металлов.
Скиты
Это – места уединенного подвижничества монахов. Обычно сюда запрещен, либо сильно ограничен вход мирянам. Сейчас при лавре действует четыре скита:
- Гефсиманский; он существует с 1844 г. примерно в 6 км от лавры; его главная святыня – Черниговская икона Богородицы; скит не только открыт для паломников, но несет даже социальное служение: например, при нем работает детская воскресная школа;
- Параклит, который находится близ Гефсиманского; он также действует с середины XIX в., закрывался во время гонений советских лет, возрожден с 1990-х; подвизается здесь только несколько монахов, но идут ежедневные богослужения, на которые могут приезжать миряне;
- Покровский; он находится в с. Сабурово, еще с XVII в. принадлежавшем обители; скит образовался с начала 1990-х, когда несколько монахов занялись возрождением местного храма, поселившись рядом;
- Сергиевский в с. Благовещенье; первоначально, с конца 1980-х, здесь было подсобное хозяйство медленно возрождающейся лавры; ныне это скит с примерно 20 насельниками, живущий по Афонскому уставу; миряне допускаются на службы, включая ночные, которые начинаются около 2 ч.
Святыни Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Простое перечисление всех святынь обители занимает не одну страницу. Каждый день в Лавре освящается молитвами перед мощами святых. Случаи чудес у мощей фиксируют на протяжении всего существования обители.
Рака с мощами преподобного Сергия
Мощи игумена земли Русской покоятся в Троицком соборе. Серебряная рака для них изготовлена в XVI веке кремлевскими мастерами. Серебряную сень изготовили в XVIII в.
Нетленные мощи обрели при устройстве фундамента церкви, спустя 30 лет после его кончины. Их поместили здесь после постройки белокаменного собора.
Мощи святых
- Прп. Дионисия Радонежского, свтт. Серапиона Новгородского, Иоасафа Московского, десница первомученика Стефана — в западном притворе Никоновской церкви.
- Прп. Максима Грека и прп. Антония (Медведева) в раках Духовой церкви.
- Свт. Иннокентия Московского — в Успенском соборе.
- Прп. Никона Радонежского — в храме, освященном в его честь.
- Прп. Михея Радонежского — в Михеевской церкви.
Отчитки
Чин изгнания духов нечистых появился в Русской Церкви только во 2 пол. XVII в., после богослужебных реформ Патриарха Никона. Считается, что он заимствован у католиков митр. Киевским, свт. Петром Могилой, а затем перешел в Россию.
С 1982 г. по благословению Духовного собора этот чин, народом также именуемый «отчиткой» в надвратном храме проводил архим. Герман (Чесноков). Впоследствии он же совершал его на Воскресенском подворье обители. В 2021 г. ревностный служитель Божий преставился на 79 году земной жизни. О том, проводится ли чин сейчас, на сайте монастыря информации нет, однако размещен телефон, по которому эти вопросы предлагается уточнять индивидуально.
Современные пастыри относятся к чину неоднозначно. Сам о. Герман полагал, что иногда немощь человека действительно объясняется находящимися внутри него нечистыми духами.
А вот прот. Дионисий Свечников пишет: «Назвать отчитку единственным действенным способом избавления от одержимости никак нельзя. Причиной вселения падшего духа в человека стал грех, поэтому и лечить нужно греховность, а не ее следствие – одержимость. Настоящий бесноватый сам не в состоянии полноценно исповедоваться и затем причаститься. Ему нужна помощь. Такой помощью может быть отчитка, но это не панацея, а всего лишь одно из средств, которое может быть использовано Церковью для исцеления человека от одержимости лукавыми духами».
К тому же, многие говорят о том, что необходимо различать психическое, требующее чисто медицинского вмешательства, и собственно духовное заболевание, требующее помощи Церкви. Признаком последнего обычно является неадекватная реакция (от резкой головной боли, например, до тяжелых отклонений поведения) именно на святыни – храм, иконы, таинства. Поэтому перед обращением к совершителю подобного чина рекомендуется получить совет опытного духовника о необходимости подобного священнодействия.
Интересные факты об обители
Приезжающие в монастырь, знают о нем немало, тем не менее встречаются с некоторыми особенностями, о которых ничего не говорят путеводители. Среди них:
- здесь не предусмотрены конкретные суммы пожертвований за требы, даже за свечи; последние можно взять бесплатно; если же есть возможность внести лепту, деньги можно опустить в церковную кружку;
- монашеские правила строги: «братская» часть монастыря отделена от открытой для посещения мирянами; если нужно встретиться с кем-то из братии, следует сообщить об этом дежурному на проходной, после чего ожидать здесь же;
- подсчитано, что ежегодно обитель посещает до 300000 туристов; в последние годы среди них можно очень часто увидеть выходцев из Азии; по подсчетам, только китайцев приезжает сюда до 100000, что составляет треть туристического потока; причем каждый пятый приезжает не с группой, а лично, с благоговением посещая местные святыни.
Образовательная и издательская деятельность
С Лаврой неразрывно связано Московская духовная академия, высшее учебное заведение РПЦ. Преемница основанной в 1685 г именитой Славяно-греко-латинской академии, первой высшей школы России.
Сегодня это современное учебное заведение, подготавливающее духовенство РПЦ и преподавателей, богословов, по программе бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, докторантуры, профессиональных регентов и иконописцев. Ведет активную научную деятельность.
Кроме разносторонней научной и миссионерской деятельности, издается православная периодика, информационный сайт и авторитетный богословский портал.
Обитель традиционно является крупнейшим издательским центром. Сегодня здесь печатают тиражи православной литературы от календарей до богослужебных книг. Лавра изготавливает и реализует богатейший ассортимент утвари, облачений, икон, иных церковных предметов и информационных материалов (аудио, видео и др).
Известные духовные наставники наших дней
Среди нынешних учеников преподобного немало духовников, попасть к которым стремились и стремятся паломники:
- архим. Кирилл (Павлов) (1919-2017 гг.); только произнесенные им проповеди составляют несколько объемистых томов; долгое время он также был братским духовником; ему же исповедовались три патриарха – Алексий I, Пимен, Алексий II;
- архим. Наум (Байбородин) (1927-1917 гг.), также бывший братским духовником;
- сейчас духовно руководит Троицкими иноками архим. Варфоломей (Калугин).
Интересные факты
История Лавры хранит как устное предание, так и летописные свидетельства. Обещание Богородицы о покровительстве над обителью явно осуществилось в веках.
Посещение Богородицы
Зимой 1385 года преподобный сподобился личного посещения Богородицы в сопровождении святых апостолов Иоанна Богослова и Петра. Свидетелем чудесного посещения стал келейник св. Сергия. Богородица явилась в великом свете, так что келейник преподобного свидетельствовал, что от благоговейного ужаса душа его едва не рассталась с телом.
Царица Небесная обещала игумену личное покровительство над Лаврой не только в годы его земной жизни, но и по отшествии. По преданию, место посещения Богородицей соотносят с Серапионовой палатой.
Чудотворные иконы
До гонений на Церковь в XX веке, в обители хранились две особенные иконы афонского письма: образы Богородицы «Достойно есть» и «Скоропослушница». Долгое время образ скрывала по своему месту жительства благочестивая монахиня.
Теперь икона помещена в Церкви прп. Сергия. Потомок хранительницы образа «Скоропослушницы» передал его в Пушкино. Образ находится там по сегодняшний день, в Никольском храме.
Современное положение монастыря
Сейчас это – ставропигиальный монастырь, что означает его подчинение непосредственно Патриарху. Он же согласно Уставу – священноархимандрит обители, и руководит ею через назначаемого наместника. Настоятель Лавры всегда имеет сан епископа. С 1897 г. лавра управляется духовным собором. Он состоит из наместника, духовника, благочинного храмов, казначея, а также наиболее духовно опытных уважаемых братий.
Интересный факт
Сейчас здесь подвизаются около 200 насельников, что примерно в 2 раза меньше, чем было до революции. Тем не менее, лавра – самый большой мужской монастырь России.
Здесь расположены:
- духовные учебные заведения (семинария и Академия);
- издательство.
Монастырь несет большое социальное служение:
- монахи окормляют детский дом для слепоглухих детей Сергиева Посада; первоначально здесь была домовая церковь прп. Сергия, позже возвели больший по размеру храм Явления Божией Матери св. Сергию (с 2010 г.); иноками созданы адаптированные тексты богослужения; для лучшего обеспечения всей этой работы действует фонд имени основателя лавры.
Монахи говорят: «Дети, слепые и глухие, являются хорошими учителями веры, учителями доверия к Богу. Опыт общения с ними показывает, что понятие присутствия Бога в их жизни приходит через слышание или через присутствие того человека, который сам верит в Бога, сам воспринимает Бога как живую Личность. И когда вот этот слепой или глухой человек общается с верующим человеком, ему передается этот опыт веры. Или руками, или через слух, или через зрение».
- с конца 1990-х в городе работают православная гимназия имени прп. Сергия, а также школа-интернат, одним из учредителей которых является монастырь;
- с 1995 г. создан детский военно-патриотический клуб «Пересвет».
И все же главное служение обители совершается тогда, когда приходящий сюда прикасается к ее святыням, посещает храмы, где чувствуется незримое присутствие множества служивших здесь угодников Божиих. И это действительно изменяет душу, жизнь, дарует живую веру.
Это интересно: Все монашеские Лавры России и Украины
Адрес, как добраться
Свято-Троицкая Сергиева Лавра находится в Московской области, г. Сергиев Посад.
Добираются из Москвы:
- Автотранспортом по Ярославскому шоссе (М8). 54 км от МКАД.
- Автобусом с остановки «станция метро ВДНХ» маршрутом №388. От выхода со станции к ВВЦ проходят на 2-й Поперечный проезд. Автобусы отходят с интервалом 15-20 минут в течение всего дня. Примерно время следования около 1,5 ч.
- Электропоездом с Ярославского вокзала любым электропоездом до Сергиева Посада, или попутными (Балакирево, Александрова). Время в пути порядка 1,5 ч.
До монастыря со станции доходят пешком по ул. Сергиевская и Вознесенская, или проехав до остановки «Центр».
Содержание
- 1 История
- 2 Современное состояние 2.1 Храмы
- 2.2 Скиты
- 2.3 Подворья
- 8.1 Богослужения
Расписание богослужений
Храм | Будни | Воскресенья | ||
Литургия | Вечерние богослужения | Литургия | Вечерние богослужения | |
Успенский собор | 06 ч 00 мин 08 ч 30 мин | 16 ч 45 мин | 05 ч 30 мин 08 ч 30 мин | 17 ч 00 мин |
Троицкий собор | 06 ч 30 мин | 06 ч 30 мин | ||
Предтеченский храм | Исповедь. 06 ч 00 мин; 08 ч 00 мин | Исповедь. 05 ч 00 мин; 07 ч 30 мин | ||
Покровский храм МДА | 06 ч 20 мин | 16 ч 45 мин | 07 ч 45 мин | 17 ч 00 мин |
Семинарский Храм прп. Иоанна Лествичника | 06 ч 20 мин | 16 ч 45 мин | 07 ч 30 мин | 17 ч 00 мин |
Храм святых апостолов Петра и Павла | 07 ч 40 мин | 17 ч 00 мин | 07 ч 40 мин | 17 ч 00 мин |
В Троицком соборе Лавры до Литургии совершаются братские молебны. Здесь находятся мощи преподобного, у которых каждые два часа в течение дня совершают молебны с акафистом святому Сергию Радонежскому.
Оформление статьи: Светлана Овсяникова
Паломнику[править]
Богослужения[править]
Расписание Исповеди и богослужений можно посмотреть на официальном сайте монастыря
. Расписание обновляется
каждую седмицу
.
- В Троицком соборе Литургия
начинается в 6:30, в Успенском соборе (или Сергиевском Трапезном храме) – в 6:00 (по праздникам – в 5:30) и в 8:30. Исповедаться можно на втором этаже Надвратного храма св. Иоанна Предтечи. Исповедь к ранней и средней Литургии начинается в 6:00, к поздней – в 8:00. - Панихиды служатся после ранней и поздней Литургии.
- В храме Всех святых, в земле Русской просиявших (в крипте Успенского собора), ежедневно, кроме двунадесятых праздников, служатся заказные молебны
: в 09:00 с водоосвящением, в 14:00 без водоосвящения. - 08:30-20:00 – молебны с акафистом у раки преподобного Сергия Радонежского
. Начало молебнов в 08:30; 10:30; 12:30; 14:30; 16:30; 18:30. - Вечернее богослужение
начинается в 16:45 (накануне праздников всенощное бдение в 17:00) и совершается в Успенском соборе (или Сергиевском Трапезном храме). Накануне воскресных, двунадесятых и великих праздников после всенощного бдения с литией совершается исповедь (около 21.00). - Неусыпаемая Псалтирь
и
Соборование
совершается на Воскресенском подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (г. Сергиев-Посад, ул. 1-ой Ударной Армии 17). Справки по тел. +7 - Надкладезная часовня открыта ежедневно с 08.00 до 20.00.
- Пятницкая часовня открыта ежедневно с 09.00 до 17.00.
- На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужения совершаются по особому расписанию.
Трудникам и волонтёрам[править]
Желающим потрудиться в Лавре:
- На срок от 1 до 3 дней: тел. +7 915 165 81 01 (Алексей, звонить только в рабочие дни с 10:00 до 17:00 по московскому времени)
- Волонтерами в выходные и праздничные дни: тел. 69 (Ирина)
- На длительный срок, в качестве монастырского трудника: тел. +7 (Благочинническая служба)
Гостиницы[править]
Старая гостиница Лавры:
- Адрес: 141315, Московская область, г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, 133
- Телефон бронирования: +7 496 549 90 00
- Электронная почта, [email protected]
- Официальный сайт гостиницы
Вознесенская гостиница:
- Адрес: 141300, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Вознесенская, 1
- Телефон бронирования: +7 496 549 90 94,
- Официальный сайт гостиницы
Паломническая гостиница при Воскресенском Подворье:
- Адрес: 141310 Московская область, г. Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии, 17
- Телефон бронирования: +7 496 547 36 45
- Электронная почта
- Официальный сайт гостиницы
В гостиницах запрещено курение, распитие спиртных напитков, прослушивание громкой музыки в любое время.
Трапезные[править]
- Вознесенская трапезная: +7 985 929 35 49 (расположена в нескольких минутах ходьбы от Лавры (через подземный переход), открыта ежедневно с 8:00 до 19:00, принимает также и паломнические группы)
- Ресторан «Трапезная палата»: +7 496 549 90 49, (расположен в Старой гостинице Лавры)
- Ресторан «Гостевая изба»: +7 496 541 43 43 (расположен в двух минутах ходьбы от ворот монастыря в сторону Уточьей башни, открыт ежедневно с 11:00 до 23:00, с 1 мая работает «Летняя веранда»)
- Ресторан «Красные палаты» в туристско-паломническом комплексе «Красные палаты» («Архондарик»): +7 496 541 25 29, (г. Сергиев Посад, пр. Красной Армии, 131)
Кроме того на территории Лавры находятся два небольших кафе, где можно быстро и недорого перекусить.
Экскурсии[править]
Заказать экскурсию по Лавре и узнать об условиях ее проведения вы можете по телефонам Паломнического центра. Туристы и паломники, путешествующие самостоятельно, могут заказать экскурсию по Лавре в составе группы или индивидуально. Также можно заказать аудиогид.
Экскурсии по Ризнице проводятся со среды по воскресенье с 10 до 16 часов (кроме последней пятницы каждого месяца).
Телефоны паломнического центра: +7 496 540 57 21,, +7 496 541 56 78
Подробнее об экскурсиях на официальном сайте монастыря
Монастырский оздоровительный центр[править]
В 2014 году учрежден Монастырский оздоровительный центр. Руководителем был назначен насельник Лавры иеромонах Моисей (Дроздов). Он ведет прием больных в павильоне напротив Келарского пруда, а помогают ему другие фитотерапевты. Центр предлагает травы и сборы воссозданных фиторецептов монахами-травниками Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, подтвержденные современными фитолабораториями и фитотерапевтами. Желающие могут записаться на консультацию или лекцию. В Центре можно купить сборы и травы, в т.ч. через интернет-магазин.
Подробности по телефону: +7 964 777 15 51 или на официальном сайте