Сыктывкарский Стефановский собор. Фото 8 января 2009 с сайта sobory.ru |
Сыктывкарская и Коми-Зырянская епархия
Русской Православной Церкви
- Епархиальное управление: Россия, 167000, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, 20
- Тел./факс (секретарь); 24-04-07 (референт управляющего)
- Официальный сайт:
- Каноническая территория: ГО Сыктывкар и Ухта; Княжпогостский, Койгородский, Корткеросский, Прилузский, Муниципальный, Сосногорск, Сыктывдинский, Сысольский, Троицко-Печорский, Удорский, Усть-Вымский и Усть-Куломский муниципальные р-ны респ. Коми
- Кафедральные соборы: Стефановский в г. Сыктывкаре, Вознесенский в г. Сыктывкаре
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Своё начало история Православия в земле Коми берёт от проповеди и насаждения Слова Божия в умы зырян-язычников святителем Стефаном, епископом Великопермским во второй половине XIV века. Он составил зырянскую азбуку, перевел несколько важнейших богослужебных книг, на начал свою проповедь в 1376 году в селении Пырас (Котлас) в 20 верстах от Сольвычегодска, где многие крестились, но многие и негодовали на святого, желая его убить. Вскоре он переместился в устье Выми, в самый центр зырянского края, где была создана первая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. На соседнем холме была построена Михаило-Архангельская церковь, где впоследствии был устроен монастырь в котором пребывали Велико-Пермские архиереи. Святой Стефан учредил при церкви училище где вел обучение по-зырянски, и за короткое время обратил ко Христу всех жителей от Пыраса до Гама. В 1383 году святой Стефан был поставлен епископом для новопросвещенного народа чем была создана Пермская епархия с центром в Усть-Выми. В течение тринадцати лет своего подвижничества в епископском сане, святитель Стефан заслужил вполне имя отца и благодетеля народа пермского: помогал в нуждах, снабжал жизненными припасами, защищал от притеснения вогуличей, новгородской вольницы и чиновников великокняжеских просил об уменьшении налогов, был их неусыпным стражем и миротворцем. Он учредил в своей митрополии несколько церквей с училищем при каждой и основал пять монастырей – два в Яренском уезде: Усть-Вымский и Архангельский; и три в Усть-Сысольском: Вотчинский, Печорский и Ульяновский.
После преставления святого Стефана в 1396 году, важный след в истории Пермской епархии оставили три святителя века — Герасим (после 1416-1443), Питирим (после 1444-1455) и Иона (1456-1470). Их подвижническое служение и неустанная проповедь привели народы великой Перми и многих вогулов ко Христовой вере.
В 1492 году Усть-Вымская епархия увеличилась присоединением к ней вологодских церквей. С этого времени Усть-Вымские епископы по временам жили в Вологде, а в 1564 году кафедра была окончательно перенесена туда из Усть-Выми, после чего епархия стала именоваться Вологодской и Пермской. На протяжении следующих полу-тысячи лет в землях коми не было своей епархиальной кафедры.
Край Коми был малолюдным, население его росло медленно, и так же медленно увеличивалось число приходов и храмов. В XVIII веке в Коми крае появляются каменные храмы. В 1780 году Усть-Сысольск стал городом, центром одноименного уезда. «Золотым веком» храмостроительства здесь стало девятнадцатое столетие: если за вторую половину XVIII века было построено 33 храма, то за первую половину XIX века — 56 (в том числе 38 каменных), а до конца столетия еще 90 (27 каменных и 63 деревянных) [1] по причине почти вдвое возросшего числа приходов. Наконец во второй половине XIX века в Коми крае вновь появляются монастыри — мужской Троице-Стефано-Ульяновский и женский Крестовоздвиженский Кылтовский.
После 1917 года начались антирелигиозные гонения, храмостроительство было свернуто, и к маю 1941 года не осталось не одной действующей церкви. Только после Второй мировой войны было разрешено открыть три храма.
С конца 1980-х годов началось восстановление православных приходов. В 1994 году был восстановленин Стефано-Ульяновский монастырь.
Самостоятельная епархия в земле Коми была образована решением Священного Синода Русской Православной Церкви 6 октября 1995 года, будучи выделенной из Архангельской епархии в пределах Республики Коми.
16 апреля 2021 года из состава епархии была выделена Воркутинская епархия, после чего Сыктывкарская епархия ограничилась городскими округами Сыктывкар и Ухта, а также Княжпогостским, Койгородским, Корткеросским, Прилузским, Муниципальным, Сосногорским, Сыктывдинским, Сысольским, Троицко-Печорским, Удорским, Усть-Вымским и Усть-Куломским муниципальными районами на юге Республики Коми. При этом митрополия на территории Республики Коми создана не была [2].
Исторические названия
- Сыктывкарская и Воркутинская (6 октября 1995 — 16 апреля 2016)
- Сыктывкарская и Коми-Зырянская (с 16 апреля 2016)
Статистика
- кон. XVI-нач. XVII — в пределах земель, заселенных коми: 28 приходов, 48 храмов, 8 часовен [1].
- ок. 2004 — 57 приходов; 119 священнослужителей (100 священников, 19 диаконов); 16 воскресных школ [3].
- ок. 2005 (?) — 93 прихода, 66 храмов, 39 молитвенных домов, 16 часовен; 128 священнослужителей (107 священников, 21 диакон) [4].
- май 2011 — 345 приходов, 126 клириков [5]
- декабрь 2012 — 7 монастырей (из них 4 женских); 345 приходов; 126 клириков [6].
География благочиний
- Сыктывкарское Центральное — г. Сыктывкар
- Сыктывкарское Краснозатонское
- Сыктывкарское Эжвинское
- Княжпогостское
- Койгородское
- Корткеросское
- Прилузское
- Сосногорское
- Сыктывдинское Северное
- Сыктывдинское Южное
- Сысольское
- Троицко-Печорское
- Удорское
- Усть-Вымское
- Усть-Куломское Восточное
- Усть-Куломское Западное
- Ухтинское
- Ухтинское Заречное
- Благочиние, включающее в себя приходы и общины исправительных учреждений ГУФСИН РФ по Республике Коми
История епархии
К язычникам — зырянам православные миссионеры добрались только в четырнадцатом веке. Господь дал им особую ревность в распространении христианской веры в Коми среди идолопоклонников, многие из священников прошли нелегкий путь святых мучеников.
Первые игумены
Стефан был монахом в мужской Ростовской Григорьевской обители, когда в его сердце буквально воспламенилась любовь к зырянам, утопающим во мгле идолопоклонства. Понимания, что донести Слово Божье легче на родном языке жителей Коми, посланник Божий не только учит язык зырян, он составляет азбуку для них и самостоятельно переводит богодухновенные книги.
Святитель Стефан Пермский
В 1376 году московский епископ Герасим благословил Стефана на миссионерство, великий князь Дмитрий Иванович Донской выдал охранную грамоту. Услышав проповеди на родном языке, зыряне селения Пырас массово крестились, но шаманы и идолопоклонники наполнились ненавистью и поклялись убить миссионера.
Пройдя с проповедями вдоль реки Вычегда, святой перешел к устью реки Выми, основав в центре зырянского края первый Благовещенский храм, а вскоре неподалеку от него возвышалась церковь Архангела Михаила, со временем переросшая в монастырь.
Интересно! В обители по благословению святого Стефана открылось училище, обучение в котором шло на зырянском языке. В течение семи лет многие жители Пыраса и Гама приняли крещение, край нуждался в игуменском попечительстве и покровительстве.
В 1383 году Стефан возвращается в Москву, где принял хиротонию от митрополита Пимена и священного Собора. Зная апостольские труды священника, великие князья одарили проповедника богатыми подношениями перед возвращением того в новосозданную Пермскую епархию с центром в Усть-Выми.
Прибыв на место, епископ Стефан рукоположил в священники и диакона избранных местных жителей. В течение 13 лет епископ и сподвижник Божий, обладая даром любви Творца, стал настоящим благодетелем пермского народа:
- помогал материально;
- организовывал поставку продуктов;
- защищал от притеснителей;
- ходатайствовал об уменьшении податей.
Вскоре в уделе были освящены новые церкви и монастыри, многие из них к великому сожалению не сохранились до нынешнего времени. В 1396 году во время посещения Москвы епископ заболел и умер, его мощи похоронены в храме Спас-на-Бору.
Умершего основателя пермской епархии сменил епископ Исаакий в 1398, в течение 18 лет служивший духовным окормителем края. В это время был освящен монастырь Святой Троицы в селе Мыелдино.
Святитель Герасим, возглавивший Пермский православный край в 1416 году, 27 лет не жалел сил и времени, взращивая христианскую веру зырян. Сатана использовал для его убийства фанатика — вогула, задушившего наставника омофоном.
Важно! В 1444 году целых 11 лет епархия находилась под покровительством благочестивого святителя Питирима, которого замучил до смерти вогульский князь Асыка. После Питирима власть перешла к епископу Ионе, стоявшему во главе приходов с 1466 по 1470 год.
Его главным подвигом было крещение великого количества зырян во главе с камским князем, принявшем после крещения имя Михаил, и возведение городе Чердынии Богоявленской обители.
С 1471 по 1501 года пермский край окормлял епископ Филофей, во время служения которого вогулы пожелали принять подданство Москве. В 1492 году к Усть-Вымской области присоединились вологодские приходы.
В 1564 году по решению епископа Иосафата, правившего с 1556 по 1566 года, епархиальная кафедра была перенесена в Вологду, после чего на 5 веков край Коми остался без епархии.
Новый расцвет и разруха
Новый расцвет православия в этом крае приходится на конец 18 столетия, когда купеческая семья Сухановых при благословении императрицы Екатерины Второй начала финансирование храмов в окрестностях Усть-Сысольска. 19 век назвал «золотым» для православия, за сто лет в крае было построено более 90 церквей, 27 из них были каменными.
Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь
Только во второй половине 19 столетия в Коми воздвигаются монастыри, Троицкий мужской и Кылтовский женский. После революции практически все приходы этого края были закрыты, после войны власти разрешили открыть только 3 церкви.
Восстановительный период
1994 год стал временем восстановления православных святынь в зырянском крае, начало которому положило восстановление Стефано-Ульяновской обители.
Священный Синод в 1995 году постановил открыть Сыктывкарскую епархию в Усть-Сысольске, переименованном в Сыктывкар. Игуменом новой епархии рукоположен игумен Питирим.
В честь 600-летия в 1996 году после смерти первого игумена Стефана по благословению Митрополита Московского и Всея Руси Алексия Второго был заложен фундамент Стефановского храма, который возвели и освятили через 5 лет. В память о святителях Герасиме, Питириме и Ионе над их могилой возвели часовню.
Свято-Стефановский кафедральный собор в Сыктывкаре, Республика Коми
В начале 2012 года Сыктывкарская и Воркутинская область представляла объединение 192 церквей, молитвенных домов, где было установлено 150 алтаря.
Весной 2021 Священный Синод принял решение о разделении Сыктывкарской и Воркутинской епархии на две самостоятельные области. Игумен Питирим принял сан архиепископа Сыктывкарского и Зырянского.
Последствия разделения
Разделение Сыктывкарской епархии должно повлечь за собой значительное увеличение числа приходов. Один из вопросов, волновавших общественность в связи с разделением, был о том, целесообразно ли назначать на должность руководителя Воркутинской епархии клирика из Ивановской области. Это решение связано с тем, что руководитель такого уровня должен иметь соответствующую подготовку. Среди священнослужителей Сыктывкарской епархии, к сожалению, не нашлось подходящей кандидатуры. Поэтому новым епископом стал игумен Иоанн (Руденко), священнослужитель Шуйской епархии.
Действующие мужские монастыри
Важкурский Рождества Пресвятой Богородицы
Это современная обитель 1996 года, преобразованная в монастырь из мужского скита.
Троице-Стефано-Ульяновский
Старинная мужская обитель — одна из монастырей, основанных в 14 веке святителем Стефаном, которая восстановлена после разрушения. Монастырь закрыли в 1764 году, в 1860 году иноки Соловецкой обители возобновили в нем жизнь, построив великолепный монастырский ансамбль, венчавшийся высокой колокольней.
Ульяновский Троице-Стефановский монастырь
В 1918 году монастырь закрыли, насельников расстреляли. Ныне Троицкий монастырь открыт для посещения. По желанию паломников иноки проводят экскурсии.
Усть-Вымский Михаило-Архангельский
Особенностью этой обители является не только основание ее первым игуменом епархии, но и место строительства. Прежде на месте монастыря стояла языческая куминица — береза, ее срубили, и построила церковь. Восстановление монастыря началось в 1996 году.
Интересно! В Михайло-Архангельском мужском монастыре хранятся святые останки Пермских святителей. Особенно многолюдно в нем на водосвятные молебны, совершаемые у источника Святого Стефана.
Святитель Стефан
Епархия Сыктывкарская зародилась около 650 лет назад. В XIV веке на земле Коми находились поселения язычников — западных пермяков или зырян. В одном из приграничных с ней городов — Устюге — тогда родился будущий святитель Стефан. Ещё в детстве он познакомился с языком и обычаями народа, среди которого вёл впоследствии миссионерскую работу. Святитель не пожелал вместе с крещением зырян поддерживать и их обрусение. Поэтому он создал зырянскую письменность на основе местных рун и перевёл на зырянский язык богослужебные книги и Библию. То есть святитель Стефан стал для Коми тем же, кем для Руси были Кирилл и Мефодий.
Проповедь Евангелия святитель начал с Усть-Выми — главного поселения зырян. Победив в споре местного колдуна, он с большим успехом стал проповедовать христианство на земле Коми. Великолепный храм, выстроенный Стефаном в Усть-Выми, стал своеобразной проповедью красотой. Язычники приходили просто полюбоваться церковью и её убранством. По всей зырянской земле святитель стал строить храмы и писать для них иконы. Помимо апостольских трудов, Стефан беспокоился и о хлебе насущном для народа, который просвещал, чем заслужил любовь и доверие зырян.
Результат рассмотрения предложения
По результатам рассмотрения предложения епископа Питирима было вынесено постановление об образовании Воркутинской епархии. В её состав решено включить выделенные из Сыктывкарской епархии:
- Усть-Цилимский район;
- Ижемский район;
- Печорский район;
- Вуктыльский городской округ;
- Интский городской округ;
- Воркутинский городской округ;
- Усинский городской округ.
Управление Сыктывкарской епархией было поручено Владыке Питириму с присвоением ему титула архиепископа Сыктывкарского и Коми-Зырянского. Руководителем Воркутинской епархии стал один из священнослужителей Шуйской епархии — игумен Иоанн (Руденко) с присвоением ему титула епископа Воркутинского и Усинского.
Отрывок, характеризующий Сыктывкарская епархия
– Я не понимаю, что делают люди, – сказала графиня, обращаясь к мужу, – мне сейчас сказали, что еще ничего не готово. Ведь надо же кому нибудь распорядиться. Вот и пожалеешь о Митеньке. Это конца не будет? Граф хотел что то сказать, но, видимо, воздержался. Он встал с своего стула и пошел к двери. Берг в это время, как бы для того, чтобы высморкаться, достал платок и, глядя на узелок, задумался, грустно и значительно покачивая головой. – А у меня к вам, папаша, большая просьба, – сказал он. – Гм?.. – сказал граф, останавливаясь. – Еду я сейчас мимо Юсупова дома, – смеясь, сказал Берг. – Управляющий мне знакомый, выбежал и просит, не купите ли что нибудь. Я зашел, знаете, из любопытства, и там одна шифоньерочка и туалет. Вы знаете, как Верушка этого желала и как мы спорили об этом. (Берг невольно перешел в тон радости о своей благоустроенности, когда он начал говорить про шифоньерку и туалет.) И такая прелесть! выдвигается и с аглицким секретом, знаете? А Верочке давно хотелось. Так мне хочется ей сюрприз сделать. Я видел у вас так много этих мужиков на дворе. Дайте мне одного, пожалуйста, я ему хорошенько заплачу и… Граф сморщился и заперхал. – У графини просите, а я не распоряжаюсь. – Ежели затруднительно, пожалуйста, не надо, – сказал Берг. – Мне для Верушки только очень бы хотелось. – Ах, убирайтесь вы все к черту, к черту, к черту и к черту!.. – закричал старый граф. – Голова кругом идет. – И он вышел из комнаты. Графиня заплакала. – Да, да, маменька, очень тяжелые времена! – сказал Берг. Наташа вышла вместе с отцом и, как будто с трудом соображая что то, сначала пошла за ним, а потом побежала вниз. На крыльце стоял Петя, занимавшийся вооружением людей, которые ехали из Москвы. На дворе все так же стояли заложенные подводы. Две из них были развязаны, и на одну из них влезал офицер, поддерживаемый денщиком. – Ты знаешь за что? – спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью). Она не отвечала. – За то, что папенька хотел отдать все подводы под ранепых, – сказал Петя. – Мне Васильич сказал. По моему… – По моему, – вдруг закричала почти Наташа, обращая свое озлобленное лицо к Пете, – по моему, это такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие нибудь?.. – Горло ее задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лестнице. Берг сидел подле графини и родственно почтительно утешал ее. Граф с трубкой в руках ходил по комнате, когда Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери. – Это гадость! Это мерзость! – закричала она. – Это не может быть, чтобы вы приказали. Берг и графиня недоумевающе и испуганно смотрели на нее. Граф остановился у окна, прислушиваясь. – Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! – закричала она. – Они остаются!.. – Что с тобой? Кто они? Что тебе надо? – Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже… Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка… Маменька, ну что нам то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе… Маменька!.. Это не может быть!.. Граф стоял у окна и, не поворачивая лица, слушал слова Наташи. Вдруг он засопел носом и приблизил свое лицо к окну. Графиня взглянула на дочь, увидала ее пристыженное за мать лицо, увидала ее волнение, поняла, отчего муж теперь не оглядывался на нее, и с растерянным видом оглянулась вокруг себя. – Ах, да делайте, как хотите! Разве я мешаю кому нибудь! – сказала она, еще не вдруг сдаваясь. – Маменька, голубушка, простите меня! Но графиня оттолкнула дочь и подошла к графу. – Mon cher, ты распорядись, как надо… Я ведь не знаю этого, – сказала она, виновато опуская глаза. – Яйца… яйца курицу учат… – сквозь счастливые слезы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди свое пристыженное лицо. – Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно?.. – спрашивала Наташа. – Мы все таки возьмем все самое нужное… – говорила Наташа. Граф утвердительно кивнул ей головой, и Наташа тем быстрым бегом, которым она бегивала в горелки, побежала по зале в переднюю и по лестнице на двор.
Основания для разделения
Как видно из истории, процесс дробления крупных епископий на более мелкие идёт почти непрерывно, с самого начала существования православия на Руси и завоёванных ею территорий. 16 апреля 2016 года состоялось заседание Священного Синода Русской православной церкви, на котором рассматривалось в том числе предложение епископа Питирима о выделении из состава Сыктывкарской новой епархии — Воркутинской.
Основаниями для внесения подобного предложения можно считать следующее. Епархия Сыктывкарская занимает всю площадь Республики Коми. Население Коми составляет около 856 831 человек при плотности 2,06 человека на 1 кв. км. Площадь республики — 416 774 кв. км. С юго-запада на северо-восток она простирается на 1275 км. Всё это служит серьёзным основанием для разделения территории в связи с физической невозможностью одному епископу регулярно объезжать такую огромную территорию и полноценно поддерживать приходы.
Ещё один немаловажный аспект разделения и переименования епархии заключается в том, что в её названии должно звучать имя народа коми. Таким образом подчёркивается то, что русское православие просвещает сердца и нерусских людей. В качестве нового наименования вместо названия «Сыктывкарская епархия» было предложено «Сыктывкарская и Коми-Зырянская епархия».