История храма
Строительство монастыря близ реки Истры началось в 1656 году под руководством великого русского патриарха Никона и длилось 113 лет. Недостаток знаний мастеров в области архитектуры с лихвой компенсировали многочисленные эксперименты: построенные части разбирались, а на их месте взводились новые. В 1666 году были закончены последние элементы здания: большая глава и шатер над ротондой.
Воскресенский Собор Новоиерусалимского монастыря история культурного достояния.
А зимой 1685 года его освятили в присутствии представителей царской семьи. После освящения монастырь неоднократно преследовали несчастья. В 1723 году упало шатровое завершение ротонды. В 1726 году вспыхнул пожар. А в 1759 здание оказалось практически полностью уничтоженным.
Первая реконструкция началась во времена царствования Императрицы Елизаветы Петровны. На ее пожертвования внутренние интерьеры украсили росписями, мозаиками и лепниной, а территорию благоустроили.
В 1780 — 1792 год по велению Императрицы Екатерины II были отстроены все сгоревшие постройки, а на первом этаже Рождественского храма обители появились Рождественский вертеп, приделы Обрезания Господня и Поклонения волхвов. В XIX — ХХ веках монастырь стал самым популярным и посещаемым центром паломничества во всем мире.
Во время Второй мировой войны отступающие войска нацистской Германии взорвали монастырь. Большая часть здания была разрушена, а большая часть святынь утеряна. Чудом уцелели лишь Часовня Гроба Господня и распятый Христос на Голгофе.
Второе полномасштабное восстановление монастыря началось только в середине 90-х годов ХХ века. В 2011 году привели в порядок и всю прилегающую территорию: образа Богородицы с ребенком на руках и ценные мозаики художника Васнецова. Сейчас историю собора и его святынь можно прочесть на белоснежных плитах, украшающих арочные своды у центрального входа в храм.
Архитектор и внешняя отделка собора
Внешняя отделка всех зданий комплекса выполнена в классическом национальном варианте барокко. Они выглядят нарядно и вызывают ассоциацию со сказочными теремами. Главный автор архитектурного ансамбля – Патриарх Никон.
Над керамикой работали такие великие мастера как Степан Полубес, Пётр Заборский и Игнатий Максимов.
Архитектурный ансамбль собора
Помимо собора в ансамбль монастырского комплекса входит более десятка других построек, выполненных в едином стиле:
- Церковь Рождества Христова и трапезные палаты. Комплекс в стиле московского барокко, состоящий из расположенных в линию просторных помещений, к фасаду которых примыкает одноглавая двухэтажная церковь. В XVIII веке барочную галерею заменила аркада в классическом стиле, а на нижнем ярусе церкви появилось четыре придела, посвященных евангельским сюжетам. В 1941 году трапезные палаты уничтожил пожар, а храм чудом уцелел. На его фасаде сохранились детали XVII века и ценные росписи.
- Подземный храм. Заглубленный в землю одноглавый храм, примыкающий к центральному собору с востока. Появился в столь необычном месте в связи с легендой о распятии, найденном на глубине шести метров.
- Церковь Входа Господня. Была возведена вместе с воротами, являющимися ее составной частью, и освящена зимой 1697 года. Служит символом входа Иисуса Христа в Иерусалим. В ходе Второй мировой войны была уничтожена, а в конце ХХ века восстановлена и отдана историческому и художественному музею.
- Крепостные ограды. Каменные ограды, возведенные на месте деревянных в 1690 -1697 годах под руководством Якова Бухвостова. Имеют девять метров в высоту и протяженность более километра. На верхушке стен установлен ряд бойниц, а на изломах находится семь башен с необычными палестинскими названиями.
- Богоявленский скит. Примыкающие к церкви и звоннице палаты, датируемые 1657 годом: для хозяйственных нужд, для келейников, для трапез и для «приемов» прихожан.
- Елеонская гора. Высокий холм, на котором находится небольшая часовня и установлен каменный поклонный крест, обозначающий место, где произошло Вознесения Спасителя.
- Некрополь. Старые захоронения по обеим сторонам от Подземной церкви, где находится более сотни хорошо сохранившихся надгробных памятников.
Не пропустите самую популярную статью рубрики: Метро Нижний Новгород. Схема, карта, описание.
Описание
Главный вход в храм Воскресения Господня. Слева от входа — Колонна Святого Огня. Справа вверху — часовня Богородицы Скорбящей. |
Главный вход
Фасад храма со стороны входа
(т.е. с юга) – образец романской архитектуры XII века. В сдвоенных люнетах портала первоначально находились мраморные барельефы Входа Господня в Иерусалим и Погребения Спасителя, затем переданные в Музей Рокфеллера в Иерусалиме. Справа перед входом в храм (правая дверь была заложена при Салах-ад-Дине) — деревянный люк, прикрывающий гробницу рыцаря Филиппа д’Обинье, сопровождавшего германского императора Фридриха II при въезде в Иерусалим в 1229 году.
Колонна Святого Огня
– одна из мраморных коринфских колонн, оформляющих портал слева. Она была чудесно расколота почти наполовину в Великую субботу 1634 года. В связи с возникшими тогда спорами о пасхалии (православные праздновали в тот год Пасху 6 апреля, на неделю раньше, чем армяне-антихалкидониты) османские власти по настоянию армянского наместника заперли храм, не допустив православных на службу Святого Огня. По молитве православных верующих, собравшихся у закрытых дверей во главе с митрополитом Вифлеемским Парфением и архиепископом Газским Афанасием (патриарха Феофана IV в то время не было в Иерусалиме), из налетевшей грозовой тучи ударила молния и из трещины расколовшейся колонны явился Святой Огонь [2].
В правом, северо-восточном углу двора наружная лестница ведет к небольшой часовне, служившей вестибюлем Голгофского придела. Ныне она называется часовней Богоматери Скорбящей
или «часовней франков», иногда упоминается как часовня Совлечения риз в воспоминание о том, как римские солдаты делили между собой одежды Распятого. Под римо-католическим приделом, на 1-м этаже, отдельный вход ведет в православный парекклисион преподобной Марии Египетской.
Камень помазания |
Камень помазания
Внутри храма, напротив входа, лежит Камень помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой толщиной в 30 см., на боковых сторонах которой по периметру вырезан греческий текст тропаря святому Иосифу Аримафейскому. Соответствующий евангельский текст (Ин 19, 38-40) написан по-гречески на мраморной доске, висящей справа. Снятие с Господа Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания. Мозаика была выполнена по благословению патриарха Диодора в 1990 году В. Цоцонисом. Над Камнем — 8 лампад (4 — православные, 2 — армянские, 1 — латинская, 1 — коптская).
Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с века в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу 6 архиереев переносят с Голгофы на Камень помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.
Кувуклия, общий вид с севера. Фото нач. 2000-х гг. |
Часовня Гроба Господня (Кувуклия)
Часовня Гроба Господня, или Кувуклия, стоит слева от Камня помазания, под сводами ротонды. По бокам от входа в Кувуклию – невысокие мраморные преграды со скамьями, за которыми стоят высокие канделябры, принадлежащие римо-католикам. Над дверью в 4 ряда висят лампады (по 13 православным, римо-католикам и армянам). Одно из украшений Кувуклии — русская резная серебряная сень 1-й половины XIX века с 12 иконами святых апостолов в технике ростовской финифти. В 2004 году, по заказу Иерусалимской Патриархии, старинные финифти были заменены новыми, изготовленными по современной технологии ростовской фирмой А. Рудника.
Кувуклия
(8,3х5,9 м) состоит из 2 частей: западной, 6-угольной в плане (2,07х1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4х3,9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской православной литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе). В часовне 15 лампад (в 3 ряда, по числу основных исповеданий). В северной и южной стенах – овальные оконца для передачи Святого Огня в Великую субботу (северное – для православных, южное – для армян). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа – простирающий к ним руку архангел Гавриил (по надписи), вверху портала – мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «
Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес
».
Схема Кувуклии |
Пещера Гроба Господня
– небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 году. Максим Симеос, последним видевший в 1810 году каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены 3 иконы Воскресения (от каждого из христианских исповеданий). Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии – греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе на Пасху 1821 года.
В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы
, принадлежащая Коптской церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел (Ин 20, 12). С византийских времен на этом месте существовал небольшой престол. Крестоносцы называли часовню «кавет» (на нормандском диалекте «голова»), поскольку она находилась в головной части Кувуклии. По армянским источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в 1300 году. Впоследствии армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте. В 1810 году православные греки реконструировали Кувуклию без коптской часовни, восстановленной 30 годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагим-паши, сына египетского хедива Мухаммада Али. Коптские монахи приводят легенду о том, что при перестройке кувуклии в 1810 году ниша Святого ложа была усечена в западной части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов.
Ротонда
Множество приделов расположено вокруг кувуклии в ротонде, делящейся по вертикали на 3 яруса. 2 верхних яруса опираются на 6 квадратных в плане столбов и 10 коринфских колонн. В 1810 году в целях укрепления конструкции западные столбы и колонны были соединены стеной и внешнее кольцо ротонды оказалось поделено перегородками на отдельные небольшие комнаты и хранилища. Нижний ярус ротонды имеет 3 апсиды с южной, западной и северной сторон.
Южная часть нижнего яруса
принадлежит армянам. Перед лестницей на галерею помещен мраморный киворий на 4 колоннах с 6-гранным куполом над круглой мраморной плитой, отмечающей место, где стояла, по преданию Армянской церкви, Пресвятая Дева в момент Распятия. Предполагают, что в византийский период часовня Пресвятой Девы (или Трех Марий), уничтоженная при перестройке храма крестоносцами, находилась на месте современного Камня помазания.
Средний ярус
ротонды, представляющий собой балконную галерею с аркадами, разделенную 16 колоннами, примыкающими к Арке Мономаха, поделен между армянами и римо-католическими общинами. Галереи северной стороны принадлежат римо-католикам, южной — армянам (на армянской стороне на галереях расположены 2 церкви).
3-й, верхний ярус
с ложными арками принадлежит православным. Выше, над широким архитравом, расположена т. н. малая галерея из 16 арок, под каждой из которых — 5 лампад, как бы врезанных в полусферу купола.
На галерее находится армянская церковь, именуемая Второй Голгофой
(по уровню пола она почти совпадает с подлинной Голгофой). Церковь построена по благословению Армянского патриарха Мартироса в 1439 году, после того как армяне лишились права на владение Голгофой. Главной святыней храма армяне чтут фрагмент колонны, который их предание связывает с Колонной бичевания (Ин 19, 1) [3]. Второй престол храма посвящен святителю Макарию Иерусалимскому, при котором совершилось обретение и воздвижение Креста Господня.
В западной апсиде
, напротив часовни коптов, расположен армянский (ранее сирийский) придел святого Никодима. Небольшой проход в юго-западной стене ведет к 2 гробницам (тип древнееврейских ниш-кокким) праведных Иосифа Аримафейского и Никодима.
Северная часть ротонды
принадлежит римо-католикам. Вблизи Кувуклии расположен престол святой Марии Магдалины. Над ним, на восточной стороне столба,- современный литой рельефный образ с изображением встречи святой Марии Магдалины с Воскресшим Спасителем.
Римо-католикам-францисканцам принадлежит церковь Явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии
. Главной святыней храма римо-католики чтут находящийся справа от алтаря, в специальной нише, фрагмент порфировой колонны, который их предание связывает с Колонной бичевания (Ин 19, 1) [3]. Ранее эта церковь была частью единого ансамбля, здесь размещался открытый внутренний дворик Греческой Патриархии. Из западной части храма можно пройти во францисканский монастырь, пристроенный к северной части храмового комплекса. В этой же церкви почитается место, на котором, по преданию, воскресла умершая женщина от прикосновения к Животворящему Кресту Господню в день его обретения.
Справа от капеллы францисканцев, за массивной дубовой дверью – римо-католическая ризница
, где главной достопримечательностью являются меч и шпора Готфрида – командующего армией крестоносцев взявших Иерусалим в 1099 году. Эти реликвии используются при церемонии посвящения латинским патриархом в рыцари Святого Гроба.
Триумфальная арка
Невысоким, в одну ступеньку, подиумом Кувуклия соединена с Триумфальной аркой (или Аркой Мономаха, названной в память о восстанавливавшем в 1048 году храм Восточно-Римском императоре Константине IX Мономахе) и открывающимся за ней храмом Воскресения. Перемычка под аркой содержит со стороны кафоликона надпись на греческом: «Радуйся, Сионе, святая Матерь Церквей Божиих
!» В проходе арки устроены слева и справа небольшие балконы, обращенные в сторону Кувуклии, на которых до 1917 года размещались при торжественных богослужениях консулы и другие почетные представители главных православных держав – России и Греции.
Храм Воскресения Господня (Кафоликон)
Ранее храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (православной и римо-католичской) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии. Базилика крестоносцев объединяла эти объекты в едином внутреннем пространстве. Ныне кафоликоном (соборным храмом) Воскресения Господня в называют «срединный» объем комплекса храма, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара 1808 года. Греческая перестройка того времени изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас. С литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения.
Купол
кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» — «пуп Земли». Представление об Иерусалиме как о центре земли и домостроительства спасения известно издревле (Пс 73, 12), но это сооружение появилось в храме не ранее 1810 года. В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Христа Вседержителя в окружении Божией Матери, святого Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, 12 святителей. Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов. Мозаичные работы в куполе кафоликона были завершены в 1994 году.
Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата, почему тут имеется 2 тронных места в его восточной части – престолы патриарха Иерусалимского у южного столба и его представителя, митрополита Петро-Аравийского, у северного. Над иконостасом – галерея с 3 выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками), откуда по древневизантийскому правилу диакон должен читать Евангелие. Вся восточная часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, северный и южный входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.
Галереи кафоликона
Кафоликон, как и ротонда, окружен просторными галереями, в которых размещаются несколько приделов.
В северной галерее храма находится место, называемое Аркады Девы
: огромные 4-гранные столбы, несущие высокие своды, перемежающиеся с колоннами, между которыми выделяется беломраморный фрагмент постройки императора Адриана. Предполагается, что из 7 колонн 4 центральные относятся к Трипортику Константина.
В восточном конце галереи расположена православная часовня, обозначенная на старинных планах как часовня Уз или Темница Христова
, впервые упоминаемая в источниках на этом месте не ранее века. Это не археологическая реконструкция, а архитектурно оформленная «литургическая модель» подлинной Христовой Темницы. Перед входом в нее под престолом находится каменная плита с 2 отверстиями для ног, куда сажали приговоренных, сделанная по аналогии с кандальной каменной скамьей в Претории. Греки обычно называют это помещение часовней святых жен-мироносиц, а русские богомольцы с недавнего времени — часовней Богородицы Плачущей, по находящейся в ней иконе Богоматери «Умиление» XIX века, которая с 1986 года почитается чудотворной. Первоначальное назначение этого помещения неизвестно; предположительно к времени Распятия здесь находилась древнееврейская гробница; по другой версии, сюда, в заброшенную пещеру, приходили cвятые жены-мироносицы.
В амбулатории
, позади алтарной апсиды кафоликона, находятся еще 3 придела. Первый, православный, посвящен святому Лонгину Сотнику. На его мраморной балюстраде начертан стих из Евангелия: «
Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий
» (Мф 27, 54).
Следующий, расположенный в галерее придел принадлежит Армянской церкви и посвящен Разделению риз (Ин 19, 23-24); согласно преданию, именно на этом месте распинавшие Христа легионеры разделили Его одежды (при этом на Голгофе существует римо-католический престол того же посвящения).
Близ лестницы, уходящей вниз к церкви святой Елены, помещается придел Тернового венца. В центре придела, под престолом, под стеклом помещен фрагмент толстой, круглой колонны серого мрамора, именуемой Колонной поругания. По преданию [4], на этой колонне, высотой не более 30 см, сидел Спаситель в момент увенчания Его терновым венцом (Мф 27, 29). По свидетельству русских паломников середины XIX века, тут же «в стене за стеклом и за решеткой» сохранялась часть тернового венца [5].
Подземные храмы
Подземная церковь святой Елены
ныне принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой — у эфиопов. Храм имеет 2 престола: северый алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, – царице святой Елене и ее современнику святому Григорию Просветителю. Согласно армянскому преданию, когда святитель Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, он был удостоен схождения Cвятого Огня. Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII века. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой с сюжетами из истории Армении. Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным святой Елене, где царица сидела во время раскопок. В окне горят 3 неугасимые лампады.
Церковь cвятой Елены 13 ступенями соединена с римо-католичской церковью Обретения Креста
, расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cвятой Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийский эрцгерцогом Максимилианом. В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным православным крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо. Пещера Обретения, по словам А. А. Дмитриевского в начале века, «
составляет ныне почти безраздельную собственность католиков, но еще в 1835 г. здесь стоял греческий престол
» [6]. В праздник Воздвижения православным духовенством во главе с патриархом совершалась торжественная литания, именуемая парусией: крестный ход выходил из южных дверей кафоликона и по амбулаторию проходил к лестнице храма Елены. Затем процессия спускалась в пещеру Обретения, где исполнялся тропарь праздника и совершался патриархом чин Воздвижения Креста в 4 местах – по концам воображаемого Креста. Затем крестный ход направлялся к Кувуклии и, трижды обойдя ее, поднимался на Голгофу, где чин Воздвижения Креста повторялся [7].
Слева от православной плиты на месте Обретения Креста из выемки в стене слышно, по словам паломников, «адское гудение». «В сущности это явление происходит оттого, что против этой выемки находится под храмом огромная, ныне пустая цистерна
» [8]. В 1970 году по благословению Армянского патриарха было исследовано пространство к северо-востоку от апсиды церкви святой Елены. Обнаружили помещение, доступ в которое был закрыт еще в древности. Эта вновь обретенная часть храма получила название
часовни святого Вардана Полководца или Армянских воинов-мучеников
с проходом из церкви святой Елены. В центре часовни расположен алтарь с хачкаром во имя 1036 армянских мучеников, павших во время армяно-персидской войны в 451 году.
План Голгофы |
Голгофа
Важнейшее из мест поклонения во всём Храме Гроба Господня — церковь Голгофы, которая заключает в себе место распятия Христа. Свой современный архитектурный облик Голгофа приобрела в результате ремонта храма в 1810 году. На святом месте Распятия пребывает лишь сама скала, которую строители и реставраторы разных эпох усекали, выравнивали, обтесывали; сегодня ее размеры составляют 4,5х11,5х9,25 м. На скалу ведут 2 лестницы: правая начинается сразу от дверей храма («латинский всход» ведет к римо-католичскому приделу), левая — со стороны кафоликона («греческий всход» ведет к главному православному приделу). 2 нефа, разделенные приземистыми массивными столпами с аркой между ними, образуют православный и католичские приделы Голгофы, который в византийское время они составляли единый храм.
Православный престол
, высотой в метр, выполнен из розового мрамора; под престолом находится отверстие, в которое был водружен Крест Распятия. Поверхность скалы скрыта мраморным полом, лишь справа и слева от престола в застекленных проемах можно видеть серый камень самой Голгофы и трещину, прошедшую через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя (Мф 27, 51).
Южный придел церкви Голгофы – Пригвождения ко Кресту
– принадлежит римо-католикам-францисканцам. Он приобрел современный вид в результате реставрации в конце 1930-х годов по проекту А. Барлуцци, после землетрясения 1927 года. От мозаик времени крестоносцев сохранился лишь фрагмент композиции «Вознесение Христово» на своде центральной арки. Серебряный алтарь (мастер Д. Портиджани из монастыря Сан-Марко во Флоренции) был пожертвован в храм в 1588 году великим герцогом Тосканским Фердинандо Медичи. Считается, что алтарь поставлен на месте, где прибивали ко Кресту руки и ноги Спасителя. Первоначально он предназначался для Камня помазания, чем объясняется его вытянутая форма, однако из-за трений между конфессиями францисканцы вынуждены были поставить его в приделе церкви Голгофы.
Под аркой, отделяющей римо-католическую часть Голгофы от православной, находится римо-католический алтарь «Stabat Mater»
(по первым словам молитвы итальянского поэта-францисканца XIV века Якопоне да Тоди). За престолом помещено скульптурное изображение Пресвятой Девы с мечом в груди в соответствии с предсказанием Симеона Богоприимца (Лк 2, 35) (скульптура пожертвована португальской королевой Марией I Браганца и доставлена в Иерусалим из Лиссабона в 1778).
Под скалой Распятия расположен придел Адамовой главы
, иначе известный как придел Мелхиседека, по преданию совершившего здесь погребение главы прародителя рода человеческого. Отсюда видна расселина в Голгофе шириной около 15 см.
Из этого придела дверь справа ведет в кабинет-келью епитропа храма
(бывший придел святого Иоанна Предтечи), откуда можно пройти в
православную ризницу
, где хранится крест-реликварий с частицей Животворящего Древа и множество частиц мощей святых.
Храм Гроба Господня. Вид на площадь перед главным входом |
Двор и его постройки
Территория площади перед входом в храм почти целиком принадлежит Иерусалимской Патриархии. В левом углу двора возвышается колокольня
, построенная французским зодчим Журденом в 1160-1180 годах. Храмы в левой части двора, выходящие апсидами на западную сторону площади, имеют общий вход слева от портала храма, рядом с колокольней.
Под колокольней расположена церковь Сорока Севастийских мучеников
, являющаяся усыпальницей Иерусалимских патриархов. Крест, увенчивающий иконостас, поддерживают 2 резных декоративных дракона, символизируя освящение Голгофской Жертвой всего тварного мира.
Слева от церкви Сорока мучеников под открытым небом находится церковь Жен-мироносиц
, без крыши, только иконостас имеет небольшой козырек, предохраняющий иконы и внутреннее убранство алтаря. Посреди храма небольшой беломраморный киворий указывает место явления Воскресшего Господа святой Марии Магдалине (Ин 20, 11-18).
Слева от церкви святых Жен-мироносиц, в западной части двора, помещается церковь святого Иакова, брата Господня.
Этот храм является приходским для православных Иерусалима. В западной части храма, в притворе, находится чудотворная икона Божией Матери, помещенная, по преданию, на месте той, от которой был голос преподобной Марии Египетской.
Из общего вестибюля описанных храмов широкая каменная лестница ведет на 2-й этаж, где расположена патриаршая домовая церковь
равноапостольных Константина и Елены. По устройству Святогробского братства вся Иерусалимская Патриархия представляет собой монастырь во имя этих святых. Святейшие владыки Иерусалимские как законные блюстители главного христианского храма жили в непосредственной близости от него. После прихода крестоносцев православный патриарх был изгнан из Иерусалима и его палаты на некоторое время заняли католики. Саладин, в свою очередь изгнавший крестоносцев, возвратил храм православным, но патриаршие палаты остались за новыми завоевателями. Церковь равноапостольных Константина и Елены была восстановлена после векового запустения в 1579 году патриархом Софронием IV и обновлена в 1986 году. От убранства XVI века до XXI века сохранились иконостас и царские врата, которые ныне расположены в пещерной церкви святителя Николая Чудотворца Лавры Саввы Освященного. За левым клиросом церкви находится окно внутрь храма, из которого видна Кувуклия. Одна из древних икон храма – Иорданская икона Божией Матери, почитаемая чудотворной. Ценность этой старинной иконы стала вновь известна её хранителям после 1835 года, когда о ней рассказал русский паломник А. С. Норов, напомнивший, что свидетельство об этой иконе как о чудотворной содержится в «Хождении» игум. Даниила.
Восточную сторону площади занимает православный Авраамиев монастырь
, главный храм которого, расположенный на 2-м этаже, имеет символическое значение горы Мориа, т. е. места, где праведный Авраам намеревался в знак покорности воле Божией принести в жертву сына Исаака. Подлинное место горы Мориа принадлежит мусульманам, поэтому Православная Церковь символически обозначала в собственном литургическом пространстве важнейшее из ветхозаветных событий, явившееся прообразом Голгофской Жертвы Христа, приблизив его к месту жертвоприношения новозаветного Агнца. Условное место жертвоприношения Авраама обозначено мраморным кругом посреди церкви. Из церкви имеются проходы на Голгофу и в алтарь церкви Воскресения.
Другая монастырская церковь Двенадцати апостолов
сохраняет память об одноименном монастыре, находившемся ранее позади Авраамиева и совпадавшем, по сообщениям некоторых источников, по местоположению с позднейшим клуатром крестоносцев (здесь помещаются теперь кельи эфиопов).
Часть нижнего этажа Авраамиева монастыря
также принадлежит православным. Храм имеет 3 престола. Главный алтарь, по преданию, воздвигнут на месте, где стоял во время распятия Спасителя евангелист Иоанн Богослов (Ин 19, 25-28). На 2-м, правом престоле, посвященном Страстям Господним, хранится часть Колонны бичевания из дома первосвященника Каиафы. 3-й, расположенный слева престол посвящен жертвоприношению Авраама.
К северу от монастырских дверей находится вход в армянскую церковь
апостола Иоанна Богослова. В северо-восточном углу двора дверь между часовней cвятой Марии Египетской и церковью Иоанна Богослова ведет к лестнице, на нижнем пролете которой расположена
коптская церковь
архангела Михаила, на верхнем —
эфиопская церковь
Четырех живых существ (Тетраморфа).
Храм эфиопов соединен с террасой
(уровень пола первоначальной базилики императора Константина), посреди которой высится купол подземной церкви святой Елены. Здесь сохранились развалины внутренней галереи монастыря крестоносцев XII-XIII веков, заменившего в свою очередь древний Авраамиев монастырь, входивший в состав Святогробского комплекса. Среди руин помещаются маленькие кельи эфиопских монахов, вытесненных на крышу в 1660 году, после утраты принадлежавших им святых мест внутри храма.
За площадкой с эфиопским монастырем расположены здания Коптской Патриархии
, известные под названием Дейр-эс-Султан (Монастырь султана), поскольку были подарены коптской общине султаном Салах-ад-Дином. Соборный храм монастыря посвящен преподобному Антонию Великому, другой храм – святой царице Елене. В глубине его удлиненного помещения скрывается узкая лестница, по ступеням к-рой можно спуститься к цистерне святой Елены – самой большой из цистерн, расположенных вокруг храма. По преданию, именно ею пользовались при строительстве зодчие, возводившие Храм Гроба Господня.
В южной стороне площади, напротив входа в храм, расположена Малая Гефсимания
– подворье Гефсиманского Успенского монастыря. В этой небольшой церкви, в последний раз перестроенной и отреставрированной в 1953 году, у алтаря, в киоте Иерусалимской иконы Божией Матери, хранится плащаница Богородицы. Плащаница представляет собой вырезанное на доске по контуру двустороннее изображение Богоматери размером около 1 м. Серебряно-вызолоченная риза «в венцах, сияющих драгоценными камнями». По иконографии, материалу и типу исполнения плащаница – произведение русско-иерусалимского церковного искусства XIX века, ее копии известны в российских храмах.
Внутреннее убранство
У входа располагается Камень миропомазания, представляющий собой копию каменной плиты, на которую было положено тело Иисуса после снятия с Креста. Алтарь храма, символизирующий единство земли и неба, украшают Врата, проходя через которые Христос обретает человеческую плоть.
Богатые растительные орнаменты, покрывающие Врата, посвящены явлению Божьему при Неопалимой купине и непорочному зачатию. На месте Гроба Господня установлена небольшая Кувуклия. Близкая к оригиналу часовня, внутри которой находится копия камня, на который было положено Его тело.
А над местом погребения Спасителя возведена роскошная ротонда, соединяющаяся двухъярусной аркой с основным пространством храма. Интерьеры выдержаны в строгой цветовой гамме. Барочная лепнина соседствует с монохромными скульптурами и светлыми сводами. Резная лестница ведет на второй этаж, к Голгофе. Отдельному храму, расположенному на месте горы Распятия.
Конструктивные характеристики[ | ]
- Официальное название строительного проекта ― «Кафедральный собор с административными и хозяйственными помещениями и гостевой автостоянкой на Железнодорожном шоссе, 3, в Печерском районе г. Киев».
- Площадь — 22 000 м2;
- Вместимость — 5000 прихожан;
- Строительный объём — ?
- Высота купола с крестом (заявленная) — 120 м.
Вид строящегося собора. Нижний Андрее-Владимирский храм Воскресенского кафедрального собора УПЦ. Духовно-просветительский центр Воскресенского Кафедрального собора УПЦ.Галерея «Соборная»
Святыни и мощи храма
Воскресенский Собор Новоиерусалимского монастыря бережно хранит святыни, имеющие мировую ценность:
- Модель Храма Гроба. Копия оригинального храма, выполненная из слоновой кости с перламутром. Применялась в качестве образца во время строительства собора. Датируется первой половиной XVII века.
- Часть омофоры Никона. Фрагмент епископского облачения из итальянской ткани XVI века, расшитой золотными нитями и пряденым серебром.
- Дарохранительница Марии Магдалины. Кивот (сосуд) святой равноапостольной, предназначенный для хранения Тела Господнего, украшенный серебром и золочением. Датируется XVIII веком.
- Иконы, являющиеся списками со старинных православных святынь. Образ Смоленской Богоматери, к которому приходят просить избавления от болезней и проблем в семье, предположительно списанный с икон XVII века. Образ Святой Троицы, содействующий верующим в преодолении сложных жизненных испытаний, скопированный с иконы Дионисия начала XVI века.
- Старинный антиминс. Подписанный Патриархом плат XVII века, изображающий положение Иисуса Христа в гроб. Используется в совершении литургии.
Наставники
О благополучии обители и братии Воскресенского Собора заботятся многочисленные наставники. Наместники следят за поддержанием дисциплины и порядка, наблюдают за благолепием Богослужений, исполнением послушаний, покаяний и причастий Святых Тайн.
Благочинные отвечают за сохранение порядка и нравственное поведение братии, следят за тишиной во время Богослужений, своевременности посещений служб и общих трапез, чистотой келий и времяпровождением братии. Духовники совершают таинства Покаяния и руководят братией, утешают душевно и телесно больных, назначают наставников над новыми иноками.
Уставщики наблюдают за чином церковных служб и суточными чтецами: исправностью чтения синодик, поданных поминальников на литургиях, проскомидиях, молебнах и панихидах. Ризничие заботятся о хранении церковной утвари, облачением священнослужителей, освещением алтаря и работой звонарей.
Наставники монастыря:
Патриарх Кирилл | Священноархимандрит |
Безукладников Феофилакт | Наместник монастыря |
Даниил Игумен | Насельник. Благочинный монастыря |
Соловьёв Диодор | Духовник монастыря |
Баглай Гавриил | Уставщик монастыря |
Михеев Анастасий | Ризничий монастыря |
Коноваленко Паисий | Насельник монастыря |
Расписание служб, режим работы
Воскресенский Собор открыт для посетителей с 10.00 до 18.00 со вторника по пятницу. По субботам собор Новоиерусалимского монастыря работает до 21:00, а по воскресеньям до 19:00.Ежедневно проводятся различные Таинства и требы: Крещение, Очное или заочное отпевание, Исповеди, Освящение икон, нательных крестов и автомобилей. Венчания возможны в разрешенные Церковью дни.
Купить билет на экскурсию можно на месте, но касса закрывается на 30 мин. раньше. Время работы экскурсоводов совпадает со временем работы храмов комплекса.
Стоимость посещения музеев и прилегающей территории составляет от 250 до 450 руб. в зависимости от количества объектов. Группы набираются по месту из тех, кто уже приобрел входной билет. Бесплатно осмотреть комплекс без экскурсовода можно при помощи подробных схем храма и монастырского подворья.
Правила посещения храма
Отправляясь на экскурсию в собор, следует одеться подобающим образом и придерживаться определенных правил поведения:
- Женщинам рекомендованы головные уборы и длинные юбки. Никакой чрезмерно облегающей или укороченной одежды.
- Мужчинам следует избегать футболок с вызывающими или провокационными надписями.
- На территории комплекса запрещено курить и употреблять спиртные напитки. Не приветствуется чрезмерно громкие разговоры, смех и нецензурная брань.
Проектное решение[ | ]
Строительство ведётся с 2007 года по адресу: Железнодорожное шоссе, 3 (станция метро «Лыбедская»). Общая площадь 22 000 м². Комплекс включает резиденцию митрополита Киевского, офисные помещения, духовную школу, гостиницу, ресторан, телестудию, кинотеатр, конференц-зал на тысячу человек, спортивный комплекс, а также подземный гараж на 126 машин. Комплекс будет включать 9-этажную колокольню. Собор рассчитан на 5000 прихожан и будет включать три алтаря ― один главный и два дополнительных. Проект разработал Олег Калиновский. В октябре 2014 года осуществлено перекрытие собора металлическими балками на высоте 8,100. Количество основных 18-метровых балок — 24, малых балок такое же количество по периметру размером 6 м. Конструкции подготовлены к железобетонному перекрытию. У входа на территорию установлена часовня в честь святого князя Ярослава Мудрого.
Престольные праздники
Воскресенский Собор Новоиерусалимского монастыря отмечает более четырех десятков праздников, крупнейшими из которых являются Пасха, Рождество, Вход Господень в Иерусалим и День Елены и Константина равноапостольных.
На Пасху проводятся многочисленные богослужения и проповеди: «Огласительное Слово», «Кондак, тропарь и стихиры», «Пасхальные часы», «Канон с толкованием», «Пасхальное Евангелие».
Празднование Рождества начинается малым колокольным звоном, произнесением псалмов и молитв. Затем под большой колокольный звон зажигают лампады и устанавливают перед центральными вратами иконостаса горящие свечи. Наставники совершают молитву, окуривают кадилом всех собравшихся, читают священное послание к Всевышнему и светильничные молитвы.
На праздник Входа Господнего в Иерусалим проводятся молитвы благословения и освящение ваий. Чтение молитв предваряется окуриванием ветвей, а завершается их окроплением святой водой.
В День равноапостольных Константина и Елены можно посетить службу, посвященную торжеству церкви над ересями и расколами. Послушать учение об иконопочитании и проповедь, рассказывающую об истории праздника.
Где остановиться[править]
- Мотель «Реноме»
Небольшой частный мотель «Реноме» расположен на окраине Ковеля, на трассе «Киев — Брест», рядом с СТО легковых автомобилей и АЗС «WOG «. Комплекс имеет также охраняемую стоянку для легковых и грузовых автомобилей.
Номера: 12 номеров со всеми удобствами. Мансардные номера оборудованы кондиционерами.
Адрес:
г. Ковель, ул. Брестская , 157
Телефоны:
+38 (03352) 5-91-04,, (050) 920-96-67, (098) 522-59-26
- Комплекс отдыха «Наш город»
Отель комплекса отдыха «Наш город» («Наше місто») расположен в центральной части Ковеля, рядом с железнодорожным вокзалом. Паркинг под охраной, автомойка.
Номера: 22 комфортабельных номера разных категорий, из которых: 1 номер «эконом», 7 номеров «стандарт», 9 двухкомнатных «полулюксов» и 5 двухкомнатных «люксов».
Адрес:
г. Ковель, ул Железнодорожная, 3
Телефоны:
+38 (03352) 5-37-38, (03352) 5-30-15, (096) 257-71-71
Интересные факты про собор
Во время Второй мировой войны внешнее и внутреннее убранство комплекса сильно пострадало. На состоявшемся вскоре после ее окончания Международном судебном процессе факт разрушения монастыря войсками нацистской Германии был признан тяжким преступлением против человечества.
Коллекция святынь храма значительно пополнилась в июне 2015 года, когда российский бизнесмен Феликс Комаров, потрясенный величием монастыря и объемом выполненных реставрационных работ, передал ему в безвозмездный дар пять ценных икон возрастом не менее 100 лет.
Воскресенский Собор Новоиерусалимского монастыря и прилегающие к нему постройки иногда называют царскими палатами Татьяны Михайловны, так как многие архитектурные элементы были построены благодаря ее пожертвованиям и с учетом ее пожеланий.
Примечания[ | ]
- Официальный сайт Свято-Ильинской церкви Киевской Митрополии Украинской Православной Церкви.
- ↑ 12
Проект Кафедрального собору на честь Воскресіння Христового та Духовно-просвітницького центру УПЦ
(неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 18 августа 2013. Архивировано 24 января 2013 года. - Архитектурно-градостроительный совет утвердил проект строительства Свято-Воскресенского кафедрального собора в Киеве