Дедом Владимира Мономаха был великий русский князь Ярослав Мудрый. Передается ли мудрость по наследству? Кто знает. Но память великого деда Владимир Всеволодович Мономах не посрамил – его правление было одним из самых спокойных и справедливых в истории Киевской Руси. В заслугу Владимиру Мономаху ставят объединение русских земцев, усиление централизованной власти, прекращение междоусобицы, создание сильного войска.
Не менее известен и «Устав Владимира Мономаха», и его «Поучение детям». А для многих имя этого правителя прочно связано с одноименной шапкой, символом самодержавия Руси. Правление князя Владимира Всеволодовича Мономаха – время создания сильного государства, в котором развивалась и армия, и культура, и экономика.
Предки Мономаха
Вам будет интересно:Васильев Леонид Сергеевич: биография, фото и изучение истории
Из всех своих детей великий Ярослав Мудрый отдавал предпочтение сыну Всеволоду. Это не было тайной – так, Ярослав в своем завещании дал указание похоронить в будущем Всеволода рядом с собственным саркофагом в Софийском соборе. Двое старших сыновей – Изяслав и Святослав – такой чести удостоены не были.
Не с этим ли связано изменение порядка престолонаследия, введенного Ярославом Мудрым? Быть может, он хотел, чтобы далеко не самый старший сын правил землей Русской? Может быть, видел в нем огромный потенциал? Гадать об этом сейчас бесполезно, но в Завещании 1054 года Ярослав явно указывает на новый порядок получения власти. Согласно документу, трон отныне наследуется не от отца к сыну, а переходит к старшему в роду. Благодаря такому порядку престолонаследия Всеволод действительно получал возможность стать великим князем, после своих старших братьев.
Вам будет интересно:»Конфиденциально» — это? Толкование слова
Всеволод, отец Владимира, славился своей ученостью – так, Мономах в дальнейшем с гордостью говорил, что его отец смог самостоятельно выучить 5 языков. Всеволод окружал себя учеными мужами, монахами и монахинями, собирал библиотеку редких книг. Его женой стала византийская принцесса, имени которой история не сохранила. Наиболее распространена версия, что она была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха. Отсюда и ответ на вопрос, почему Владимир Всеволодович получил прозвище Мономах — это родовое имя, передавшееся ему по материнской линии. В переводе «Мономах» означает «единоборец». Сложно представить более подходящее прозвище для великого князя.
Сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков памяти Владимира Мономаха
Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу,
12
Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносенсеющий доброе семя есть Сын Человеческий; Поле есть мир; доброе семя – это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавогоДругую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своёмИную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём, Которое, хотя меньше всех семян, но когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях егоочистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, Как возрождённые не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век
3
Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные» (64), – стоит глубокое понимание ответственности перед народом, историей, русской землёй. На исходе жизни он продолжает осознавать себя звеном в цепи поколений: внуком «благословенного, славногобратолюбец и нищелюбец, и добрый страдалец за Русскую землю
4
Зачем губим русскую землю, сами между собой устраивая распри?Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю
5едиными усты и единым сердцем6
«Повести временных лет» («Повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля»)
78
да поправим зло, случившееся в Русской земле и среди нас, братьев
910
с мольбой постоять за землю русскую, за веру православную против «поганых»:поганые станут радоваться и возьмут землю нашу, которую оборонили отцы ваши и деды ваши трудом великим и храбростью, борясь за Русскую землю и другие земли приискивая
11
«блюсти землю Русскую и биться с погаными»
12
«Рассказ Мономаха о своей жизни»пожалел я христианских душ, и сёл горящих, и монастырей и сказал: “Пусть не похваляются язычники”«и Бог нам помог»
Владимир Мономахне хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость ЕгоНо благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мноюдело исполняйте мужское, как вам Бог пошлётБожие сбережение лучше человеческогоМне отмщение, и Аз воздамдобра хочу братии и Русской земле. Если же кто из вас не хочет добра и мира христианам, пусть тому от Бога мира не видать душе своей на том свете!
1314151617
научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим
18
ам выступает как псалмопевец, молитвословиметь «помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела»«Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков»“Господи помилуй” взывайте беспрестанно втайнене губите никакой христианской душиДобро же творя, не ленитесь ни на что хорошееОдин у вас Учитель – Христосибо власть великая требует великого отчёта; а мы начинаем теперь пост, время душеспасительных размышлений, когда пастыри церковные должны и князьям смело говорить истину
1912345678910111213141516171819
statehistory.ru в ЖЖ:
Ранние годы
Владимир Всеволодович Мономах появился на свет в 1053 году; всего через год умирает его гениальный дед. Первые 13 лет своей жизни – все, что было отведено ему под девизом «детство» — прошли в Переяславе-Южном, при дворе своего отца. Владимира учили грамоте, военному делу, закону Божьему. Маленького княжича часто брали с собой на охоту – он был превосходным наездником, не боялся дикого зверя, к нему с уважением относилась дружина отца. Позже, в своем знаменитом «Поучение Владимира Мономаха детям», Мономах писал:
Вам будет интересно:Методы обучения русскому языку в школе
Побывал я и в лапах медведя, и на рогах у тура.
Характеристики, труды, кончина
Сохранившиеся писания и переписка Владимира Всеволодовича рисуют его образ как правителя, щедро наделенного достоинствами христианского государя, государственного мыслителя и писателя. Сохранились два послания к нему митрополита Никифора I, содержание которых характеризует их адресата как человека весьма образованного и скромного до аскетизма в быту. В первом послании митрополит излагает князю учение о посте и воздержании. Митрополит Никифор хвалит великого князя за его равнодушие к мирским благам: Владимир Всеволодович спит на голой земле и “сиротину носит одежку
” и только, “
в град входя, власти деля
,” облачается в княжеские одежды; правитель дает своим приближенным богатые пиры “
величества ради княжеского
,” сам же питается хлебом и водой, “
седя и позоруя
.” Второе послание является ответом на вопрос Владимира Мономаха об уклонениях (латинян от Православия, который, вполне возможно, был вызван желанием князя сообразовать церковное учение с его политическими и семейными связями с римо-католическими правящими домами.
Поучение к детям
В завершающей части Поучения
перед списком “путей” наиболее ярко проявились авторские черты. Текст представляет собой своего рода “княжеское зерцало” – свод нравственных и практических заповедей правителя. В начале следует заповедь индивидуальной молитвы на всякое свободное время: “
Аще и на кони ездяче, не будеть ни с кым орудья , аще инех молитв не умеете молвити, а Господи помилуи зовете бес престани втаине, та бо есть молитва всех лепши, нежели мыслити безлепицю ездя
.” Затем идут краткие и емкие наставления о покровительстве слабым, недопустимости убийства “
ни права, ни крива
,” об осмотрительности в клятвах и необходимости блюсти крестоцелование, о почитании и покровительстве “
епископам, и попам, и игуменам
,” о погибельности гордыни, лжи, пьянства и блуда – “
в том бо душа погыбаеть и тело
.” По слову Владимира Всеволодовича, князь должен и в доме своем, и в походе дозирать о всем сам, не полагаясь “
ни на тивуна, ни на отрока
,” ни “
на воеводы
,” следить за тем, чтобы воины не делали “пакости” “
ни своим, ни чюжим ни в селех, ни в житех, да не кляти вас начнуть
,” почитать иноземных купцов и послов (“
ти бо мимоходячи прославять человека по всем землям
“), да и всех привечать (“
человека не минете не привечавше
“), учиться (“
его же не умеючи, а тому ся учите, якоже отьць мои дома седя изумеаше 5 язык, в том бо честь есть от инех земель
“) и т. п.; венец же всему – “
страх Божии имеите
.”
Кончина
Князья Владимир Всеволодович и Ярослав Всеволодович. Роспись Благовещенского собора Московского Кремля. 1547-1551 гг. |
Княжение в Смоленске и Чернигове
В 1073 году Владимира Мономаха ставят на княжение в Смоленске. Набравшись опыта в Ростово-Суздальских землях, он не менее эффективно став руководить землями Смоленскими. Но это довольно короткий промежуток – всего в 5 лет. Уже в 1078 году жизнь Мономаха делает крутой поворот.
В 1078 году его отец, Всеволод Ярославович, начинает править Киевом. Владимиру, как его старшему сыну и правой руке, был дан под управление город Чернигов и окружающие его земли. К этому моменту Владимир был уже достаточно опытным воином – к своим 25 года успел совершить 20 военных походов. Сильный талант военачальника пригодился как нельзя кстати – в этих землях часты были набеги монголо-татар и половцев.
Мономах Владимир Всеволодович
Государственный деятель. Военачальник. Великий князь киевский. Прозван Мономахом в честь деда по материнской линии, византийского императора Константина IX Мономаха. Сумел стать вдохновителем и руководителем совместных походов русских князей против половцев. Его перу принадлежат произведения: «Поучение Владимира Мономаха», рассказ «О путях и ловах».
Владимир Мономах родился 3 августа 1053 года в городе Переяславль, Украина. Прозвище Мономах мальчик получил благодаря матери, которая являлась дочерью византийского императора Константина IX Мономаха. Его отец, князь Всеволод Ярославович, держал сына при себе, обучая всем канонам военного искусства. Однако это была только «разминка». Ведь в тринадцать лет мальчик попал на боевое поприще, куда был взят отцом для постижения военного дела.
В это же время Владимир начал самостоятельно княжить в Ростово-Суздальских землях, приобретая первый опыт государственного управления. Данный опыт пригодился, когда Мономаха поставили на княжение в Смоленске. Это период с 1073 по 1078 годы. Князь участвовал в боях, помогая соседям в борьбе с внешними врагами: половцами. Военные походы в этот период были частыми. В 1076 году Мономах с Олегом Святославичем поддержал поляков участием в походе против чехов. Вместе с отцом и Святополком Изяславичем ходил против Всеслава Полоцкого.
В 1078 году его отец, Всеволод Ярославич взялся княжить Киевом, а его двадцатипятилетнему сыну Владимиру Мономаху достался Чернигов. Для защиты вотчины молодой князь вынужден неоднократно отражать опустошительные набеги половцев и монголо-татар. Полтора десятка лет сын являлся правой рукой отца, помогая ему в решении политических вопросов и не раз становился во главе великокняжеских дружин, которые совершали походы для усмирения бунтующих князей или уничтожения половецких полчищ.
Когда 10 апреля 1093 года отец умер, Владимир Мономах мог стать его преемником: князем Киевским. Однако, по существовавшим правилам преемственности Киевский престол должен занимать старший из Рюриковичей. На тот момент таковым оказался двоюродный брат Святополк Изяславич. Мономах не хотел междоусобицы и братоубийственной войны и отдал престол брату, а сам вновь отправился править Черниговом.
На протяжении следующих двадцати лет Владимир Мономах познал и радость от побед, и горечь поражений. В боях потерял старшего сына и младшего брата. В 1094 году отдал Черниговские земли Олегу Святославовичу, оставив за собой более «скромное» Переяславское княжество.
Половцы по прежнему продолжали досаждать Киевской Руси. Регулярные набеги обескровливали земли. Владимир Мономах стал идейным вдохновителем объединения князей перед лицом общего врага. Некоторые исследователи считают, что князь выступал инициатором превентивных ударов по врагу, организовывая вылазки в Половецкую степь. Успешным оказался поход 27 марта 1111 года, после которого главная цель оказалась достигнута: Русь избавилась от набегов кочевников на длительное время. Спустя девять лет войска печенегов окончательно покинули русские земли. Защиту Руси от половцев считают главной заслугой Владимира Мономаха.
Так как сыновья Владимира Мономаха, помимо борьбы с кочевниками, регулярно устраивали военные походы на Ливонию и Булгарию, в Европе заговорили о мощи князя. Большие опасения вызывал Владимир у Византийского императора. По преданию, в знак мирного расположения правитель империи отослал Владимиру Мономаху богатые дары: державу, скипетр, шапку и древние бармы. Впоследствии эти предметы стали символом державной власти на Руси, а головной убор получил название «Шапка Мономаха». Эти дары сейчас находятся в Оружейной палате Кремля. Они также представлены на всех репродукциях и фото с изображением Владимира Мономаха.
Внес свой вклад Мономах и в прекращение братоубийственных войн на русской земле. Чтобы создать сильное войско, требовалась консолидация всех князей, чего в те годы не наблюдалось. Одним из главных событий во время его правления стал Любечский съезд князей, правителей шести русских княжеств. На собрании решались вопросы по разделу территорий и единению армий. Такая договоренность стала значительным достижением во внутриполитической деятельности правителя и благотворно повлияла на укрепление государства. Но объединению сил помешало предательство Давыда Игоревича, которое повлекло за собой новые распри. Лишь позднее, Владимир Мономах собрал второй съезд, на котором правители сумели прийти к мирному решению.
В апреле 1113 года заболел и умер Святополк Изяславич. Киев раскололся на две партии. Одни ратовали за Владимира Всеволодовича, лучше кандидатуры было сыскать невозможно. Его имя было у всех на устах, он являлся крупнейшей фигурой на Руси того периода. Однако Мономах по-прежнему не хотел нарушать правил наследования киевского стола, так как за Святополком должны были править потомки Святослава: Давыд Черниговский, Олег Северский и Ярослав Муромский.
Однако народ возмутился, многие помнили Олега как зачинателя смут: «Святославичей не хотим!». На этот случай у окружения умершего Святополка имелся другой приемлемый для них вариант: им было выгодно посадить на престол сына великого князя — Ярослава Волынского. При нем знать сохраняла свое положение, посты, доходы.
Но люди оказались против таких вариантов. В итоге, накопившаяся ненависть к окружению Святополка прорвалась. Киевляне разнесли усадьбу тысяцкого Путяты Вышатича, дворы сотских. Теперь уже киевское боярство и духовенство, семья покойного Святополка в панике воззвали в Мономаху. Они боялись за свои жизни и хотели сохранить от грабежа свои дворы и монастыри.
Простой народ также звал Владимира. Поколебавшись, 4 мая 1113 года Мономах принял приглашение и вступил на Киевский престол. Как только он и его дружина появилась в Киеве, порядок был моментально восстановлен и бунт прекратился. Население города радостно встречало князя. Все знали о его справедливости. Святославичи вынуждены признать главенство Владимира Всеволодовича, так как противиться желанию народа они не могли.
Мономах оказался эффективным реформатором в сфере законодательства. Владимир дополнил свод законов «Русская правда», написанный еще дедом Ярославом Мудрым. Месть за убийство была запрещена и заменена денежным штрафом. Также запретили обращать холопа в рабство за непогашенные долги да и само положение простого народа оказалось облегчено.
Главенствующее положение великого Киевского князя упрочилось настолько, что никто не посмел оспаривать его старшинство. Мономах контролировал три четверти территории государства. При князе отстроились крепость в Суздале и укрепления во Владимире-на-Клязьме. Там же появились Спасская церковь и Успенский собор, которые вошли в число памятников архитектуры. Храмы возводились также в Смоленске, Ростове и других городах, где правил князь.
Внешняя политика Владимира Мономаха тоже оказалась успешной. Набеги волжских болгар, половцев и монголо-татар больше не беспокоили государство, а племена берендеев и торков навсегда вытеснены за пределы Руси. В 1123 году русско-византийские переговоры увенчались заключением династического брака: внучка Мономаха стала женой сына византийского императора Иоанна II — Алексея. Концентрация власти в одних руках и прекращение междоусобных войн укрепили государство. Начался период культурного развития.
Мудрый князь сумел оставить свой след и в литературе. К сожалению, до наших дней дошло только четыре его произведения: письмо к Олегу Святославичу, летопись автобиографического характера о военных походах, «Устав Владимира Всеволодовича» (или «Устав Владимира Мономаха»), а также прославленная книга «Поучение Владимира Мономаха», которая еще известна под названиями «Поучение Владимира Всеволодовича», «Завещание Владимира Мономаха детям».
Владимир Всеволодович Мономах скончался 19 мая 1125 года около города Переяславль. Похоронен в киевском Софийском соборе рядом с отцом.
Семья Владимира Мономаха
Отец — Всеволод Ярославич, князь Киевский. Мать — Мономахиня, дочь византийского императора Константина IX Мономаха.
Первая жена — Гита Уэссекская, принцесса-изгнанница (брак в 1074), дочь короля Гарольда II Английского, от которой имел детей:
Сын — Мстислав Владимирович Великий (1076-1132), великий князь Киевский с 1125;
Сыне — Изяслав Владимирович (1077/1078-1096), князь курский;
Сын — Святослав Владимирович (-1114), князь смоленский (до 1113) и переяславский;
Сын — Ярополк Владимирович (1082-1139), князь переяславский и великий князь киевский с 1132;
Сын — Вячеслав Владимирович (-1154), князь смоленский, туровский, великий князь киевский в 1139, 1150, 1151-1154;
Вторая жена — Ефимия (ок. 1099 г.), возможно гречанка (ум. 7 мая 1107).
Дочь — Мария (Марица) Владимировна (-1147), замужем за лже-Диогеном;
Дочь — Евфимия Владимировна (-1139), вышла замуж за Кальмана І, короля Венгрии;
Дочь — Агафия Владимировна;
Сын — Юрий Владимирович Долгорукий (ок. 1099-1157), князь ростовский, суздальский, великий князь киевский в 1149-1150 и с 1155;
Сын — Роман Владимирович (-1119), князь волынский;
Сын — Андрей Владимирович (1102-1142), князь волынский, князь переяславский.
20.10.2018
Правая рука князя Киевского
Следующие полтора десятка лет Владимир Всеволодович Мономах – главный советчик своего отца, великого князя Киевского, его надежда и опора. Несколько раз в месяц он верхом преодолевал расстояние от Чернигова до Киева, если вдруг отцу требовался его совет.
Вам будет интересно:Неоконченное преступление — это? Квалификация неоконченного преступления
Ряд историков отмечают недальновидность отца Мономаха, Всеволода, как военачальника. Отдавая должное его хитрому и изворотливому уму в вопросах политики, при внимательном изучении становилось ясно, что все военные победы в период правления Всеволода одержаны или непосредственно его сыном Владимиром, или под его прямым руководством.
Память и почитание
В эпоху становления Русского царства
Из-за этой легенды Владимир Мономах сделался чрезвычайно важной фигурой в эпоху Иоанна Грозного – первовенчанного русского царя. Повествование о получении царских регалий Владимиром Всеволодовичем стало предисловием к чину венчания царя Иоанна на царство в году, а вскоре после венчания были во множестве созданы изображения великого князя Владимира
Серединой XVI века также датируется икона Благословенно воинство Небесного Царя, на которой в центре, среди святого воинства, изображен всадник на вороном коне в императорском платье, с короной закрытого византийского типа и с крестом в руках, в котором некоторые исследователи видят Владимира Мономаха .
В году в Успенском соборе Московского Кремля появилось царское моленное место (“Мономахов трон”), стенки которого были украшены 12 барельефами, иллюстрирующими Сказание о князьях Владимирских
. В первой композиции Владимир Всеволодович показан сидящим на троне в парадных княжеских одеждах и в высокой шапке с навершием, сходной по форме с венцом императора Константина Мономаха на другом барельефе этого трона. Во второй композиции Владимир представлен верхом на коне, в платье, ферязи и княжеской шапке. В 11-й – он с непокрытой головой встречает присланные императором дары. В последней композиции митрополит Неофит венчает Владимира Мономаха на царство венцом в виде высокой шапки с навершием. Князь изображен в парадном царском платье, на груди крест на толстой цепи, в руке принятый от митрополита жезл-посох.
В году была выполнена роспись Золотой палаты, парадной залы русских государей, на стенах которой также были воспроизведены иллюстрации к “Сказанию” . Иконография цикла была близка рельефам трона. Согласно описанию, Владимир Всеволодович был изображен: восседающим на троне в палатах, выступающим в поход (в отличие от рельефной композиции был изображен в доспехах) и венчающимся на царство. Парадное изображение его помещалось на стене, “что от Благовещения Пресвятыя Богородицы.” Он представлен был сидящим “под золотым царским местом” в полном императорском облачении: “В правой руке держит скипетр, на главе венец царский… на плещах диадима и крест на персях с чепью златой
.” Рядом с нем был написан образ императора Константина Мономаха. Сходство их иконографий (одежды, регалии) подчеркивало “равночестность” русского князя и ромейского василевса. Портрет Владимира Всеволодовича, поясной в медальоне, был расположен на стене, обращенной к Красному крыльцу; он был представлен в ряду других великих князей, сродников первого русского царя, чьи изображения также были заключены в медальоны.
Блгв. вел. кн. Владимир Всеволодович Мономах. Миниатюра Царского титулярника, 1672 г. |
Закрепление почитания
Изображение Владимира Всеволодовича было помещено в Титулярнике года , где он представлен как средовек с длинной окладистой бородой и короткими кудрявыми волосами, погрудно, в 3/4-ном повороте, на голове княжеская шапка с меховой оторочкой, ворот платья расшит драгоценными камнями и жемчугом. Стилистика портрета характерна для XVII века, а иконография вероятно восходила к изображениям Золотой палаты.
Канонизация Владимира Всеволодовича была подтверждена включением его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших , а в году – в Собор Киевских святых.
Владимир Мономах на Памятнике 1000-летию России в Великом Новгороде |
Справедливость превыше всего: отказ от Киевского престола
В 1093 году Всеволод Ярославович умирает. Годы были тяжелые – неурожай несколько лет подряд, кругом смерти и болезни. Владимир Мономах – старший сын почившего князя, известен своей мудростью и рассудительностью, и многие бояре того времени хотели видеть именно его на престоле.
Но Мономах во главу угла всегда ставил законность и порядочность и не собирался оспаривать правила преемственности, введенные его дедом, Ярославом Мудрым. Он без малейших колебаний отдает правление в руки старшего в роду Рюриковичей. Таким на тот момент оказался его двоюродный брат Святополк Изяславович, сидевший в небольшом городке Туров. Дружина Святополка была более чем скромна – она составляла всего 800 человек, ничто по сравнению с военными возможностями Владимира. В случае военного переворота у Святополка не было бы шансов, но Мономах по собственной воле убрал себя с политической сцены на долгие годы.
Он отправился править Черниговом, но уже через год, в 1094 году, отдает этот город князю Олегу Святославовичу – крестному отцу своего первенца Мстислава. Олег высказывал свои претензии на этот город, но, не имея войска отобрать его силой, заручался поддержкой половцев, которые в обмен на помощь опустошали черниговский земли. Мономах решил не проливать кровь русских людей напрасно и добровольно отдает Чернигов. Сам же довольствуется скромным по тем меркам Переяславским княжеством.
Внутренняя политика
1127 год для Руси ознаменовался еще одной внутренней войной, которую на сей раз начал Всеволод Ольгович. Он захватил наследный город князя Ярослава – Чернигов. Мстислав Владимирович был вынужден вмешаться, встал на сторону Ярослава и отбил Чернигов. Всеволод, узнав о деяниях Мстислава, воспользовался тем же оружием, которым организовывал междоусобные войны его отец, половецкий войска. Как пишут летописцы, Всеволод нанял около 7000 половцев для войны с Мстиславом Владимировичем. Подойдя к Чернигову, половецкие войска остановились и отправили в город послов, которые должны были убедить князя черниговского отдать город Всеволоду. Но послы эти были схвачены и посажены в темницу. Ожидая ответа своих послов, и долго его не получая, половцы заподозрили не ладное и, подумав о предательстве Всеволода, ушли из Руси. Великий князь со своим войском отправился в погоню за варварами. Как утверждают летописцы, войско Мстислава гнало половцев аж за Волгу, тем самым надолго лишив их желания направлять войска в Русь. Киевский правитель был зол на Всеволода и хотел наказать его за развязывание войны, но тот стал смиренно просить у князя милости и клялся в вечной преданности. Мстислав Владимирович поверил брату и не стал его наказывать.
Новая междоусобная война
В это же время новая беда случилась в государстве, Владимирко и Ростислав Володаревы начали войну между собой. Их вражда носила давний характер, но при жизни Мономаха они не решались на войну, боясь наказания киевского князя. Мстислав Владимирович пытался склонить братьев к миру и убедить их не начинать братоубийственную войну, но тщетно. Владимирко отправился в Венгрию, откуда вернулся с 3000 войском. Последующее сражение длилось долго, но ни к чему не привело, оба князя остались со своими уделами. Продолжения эта война не имела, поскольку киевский князь буквально требовал от Володарев мира и приказал им править своими уделами. В противном случае Мстислав грозился жестоко наказать виновника.
Природные катаклизмы
Отдельного упоминания заслуживает огромная беда Киевской Руси того времени – голод. В период с 1126 по 1128 года по всей стране начался страшный голод. Виной тому была сильная жара – почти все поля сгорели, частные землетрясения, солнечные затмения. Зимой же были страшные морозы, которые продолжались почти всю весну. Летописцы пишут о том, что 3 апреля 1127 году почти на все территории государства еще лежал снег в 30 сантиметров. Многие русские погибли от страшного голода 1126-1128 годов.
Сын Мономаха против сына князя Киевского
Силы и влияние Мономаха в этот период прекрасно иллюстрируются ситуацией с Новгородом. Согласно завещанию Ярослава Мудрого, этот город имел особый статус. Второй по значимости после Киева, Новгород не входил в список передаваемых по родовой лестнице вотчин. По традиции в нем правил сын киевского князя. В момент восшествия Святополка на киевский престол в Новгороде правил первенец Мономаха, его сын Мстислав.
В 1102 году Святополк предпринял попытку заменить сына Мономаха собственным отпрыском, но потерпел сокрушительную неудачу. Новгородцы, любящие мудрого не по годам Мстислава, ответили киевскому князю: «Если у твоего сына две головы, то присылай его к нам». Рисковать Святополка не стал. Таким образом была нарушена традиция передачи власти в Новгороде и в очередной раз продемонстрирована сила Мономаха.
Краткая биография
Образ греческой царевны из исторического фильма.
Мономахиня
— неизвестная по личному имени представительница византийской императорской династии Мономахов, в 1046 году выданная замуж за киевского князя Всеволода Ярославича (1030—1093), мать Владимира Мономаха. Варианты личного имени: Анастасия, Мария, Ирина, Феодора или Анна. Синодики Выдубицкого монастыря в Киеве называют супругу Всеволода Анастасией. Версия о «Марии» опирается на сохранившиеся печати. Возможно, одно из имён является предсмертным монашеским.
Именно от матери князю Владимиру перешло прозвище «Мономах», что с греческого означает «Единоборец»[1]wikipedia
Кончина Святополка. Восстание народа
Весной 1113 года киевский князь Святополк умирает. Подозревали отравление, но сейчас большая часть историков склоняется к версии смерти от язвы. На момент смерти Святополка простой люд находился в крайне угнетенном состоянии. Основная беда – ростовщики, к которым покойный князь относился с симпатией. Святополк и его семья, во многом из-за этого, были крайне непопулярны в народе.
На тот момент у ростовщиков была распространена ставка в 200-300 % за заем. Огромное количество простых людей не могли расплатиться с такими кредитами. Они продавали ростовщикам последнее, что у них было – жен, детей и в конце концов себя. В итоге из свободных людей целые семьи превращались в рабов.
Недовольны правлением Святополка были и купцы. Незадолго до его смерти был введен «соляной налог», что существенно ограничило возможность торговли.
Итогом недовольства почти всех слоев население стало восстание 1113 года. В день смерти князя многие ростовщики были перебиты, их богатства разграблены. Начались нападения на еврейские кварталы. Бояре и состоятельные граждане были в панике – а вдруг ярость народа перекинется на них? Срочно был нужен новый правитель – сильный, уверенный, пользующийся уважением и доказавший свою справедливость. Никто из имеющихся Рюриковичей на тот момент не подходил под это описание лучше, чем Владимир II Всеволодович Мономах.
Реформы
Получив право на великое княжение, Мономах в первую очередь решает проблему ростовщичества. Именно этот вопрос не терпел отлагательства.
Он издает новый закон, так называемый «Устав о резах», который стал в дальнейшем частью древнерусского законодательства «Русской правды». Новый закон запрещал брать с должников более 50 % годовых; если должник (или, иначе говоря, «закуп») отработал на кредитора 3 года, его долг вместе с процентами считался уплаченным. «Устав о резах» снизил социальную напряженность в обществе. Симпатии простого люда к новому киевскому князю упрочились.
Время усиления государства
Владимир Всеволодович Мономах в годы правления зарекомендовал себя как правитель, упрочивший положение Киевской Руси. Период княжения Владимира и его сына Мстислава – последний период усиления централизованной власти киевских князей. К 1125 году в руках Владимира Мономаха и его сыновей оказались три четверти тогдашней Руси. Слабые попытки родственников изменить ситуацию, например, сына Святополка Ярослава, пресекались на корню.
Вам будет интересно:Нелидова Екатерина Ивановна: биография, деятельность, личная жизнь и интересные факты
К моменту восшествия на престол Мономаху уже исполнилось 60 лет. Мудрые, взвешенные решения – именно этим отличался Владимир Всеволодович Мономах. Внутренняя и внешняя политика была подчинена одной цели – укрепление централизованного русского государства
Примечания
- Рудаков В. Е.
Смоленская земля // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. - Филюшкин А. И.
Титулы русских государей. М.; СПб., 2006. С. 16. - Янин В. Л.
Актовые печати древней Руси X—XV вв. М., 1970. Т 1: Печати X — начала XIII в. С. 16—17, 20—23 - Минея, Май, часть 3 — М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2002. — С. 360.
- Соловьёв С. М.
. Дата обращения 27 февраля 2013. - Владимир (русские князья) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Рыбаков Б. А. «Рождение Руси»
- ↑
- Демин А. С.
О древнерусском литературном творчестве. — М.: Языки славянской культуры, 2003. — С. 155. - Библиотека литературы Древней Руси. — СПб.: Наука, 1997. — Т. 5. — С. 90.
- Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси / под ред. В. П. Шушарина.
- Изяслав Владимирович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Перхавко В.Б.
Евфросиния Полоцкая // Князья и княгини Русской земли XI–XVI вв.. — М., 2002. — С. 188. - Назаренко А. В.
Владимир Мономах и Вельфы в конце XI в // Средневековая Русь. — 2007. — Вып. 7. — С. 71—119. - Санин Е. Г. (Варнава)
. Божий суд: ист. повесть. — М., 2010. — 337 с.;
Васильев Б. Л.
Владимир Мономах: роман. — М., 2010. — 365 с.;
Ладинский А. П.
Анна Ярославна — королева Франции. Последний путь Владимира Мономаха: ист. романы. — М., 2010. — 763 с.;
Минчик С. С.
Грибоедов и Крым. — Симферополь, 2011. — С. 125—128;
Седугин В. И.
Владимир Мономах. — М.; Яуза, 2010. — 318 с.
Династические браки
Именно с целью укрепления роли Руси на международной арене Мономах активно использовал династические браки. У него было много детей, еще больше внуков – и для всех правитель пытался найти выгодную на тот момент партию.
Свою дочь Марию Мономах выдал за византийца, изображавшего Льва Диогена, погибшего сына императора Романа IV Диогена.
Три его внучки, дочери старшего сына Мстислава,были отданы в жены иностранным монархам: за королей Норвегии и Венгрии и за датского принца. Еще одна внучка, Евпраксия, стала женой племянника императора Византии.
Сын Мономаха Юрий Долгорукий взял в жены дочь половецкого хана. Это был один из самых дальновидных браков — сын Юрия, князь Андрей Боголюбский, в дальнейшем будет иметь верных союзников в лице половцев.
Сын Мстислав был женат на шведской принцессе Христине.
Не счесть браков, заключенных дочерьми и внучками Мономаха с русскими князьями. Великий правитель пытался добиться общности семьи всеми способам.
Личная жизнь
Мономах был женат по меньшей мере дважды; большинство историков все же склоняется к мысли, что у него было три жены.
Первая жена, Гита Уэссекская, английская принцесса, дочь короля Гарольда Второго. От брака с ней у Мономаха было 5, а по некоторым версиям 6 сыновей – Мстислав (будущий великий князь), Изяслав, Святослав, Ярополк, Вячеслав.
Вторая жена появилась в жизни Мономаха, когда тому исполнилось 46 лет. Он уже два года как овдовел – жена Гита умерла в 1097 году, по преданию, участвуя в крестовом походе. Имени второй жены история не сохранила, известно лишь, что она была гречанкой. За 8 лет она родила Владимиру шесть детей, включая основателя Москвы Юрия Долгорукова. Все ее дети носили греческие имена. В 1107 году гречанка умерла.
О третьей жене Владимира Мономаха сведений сохранилось еще меньше. Ряд историков вообще отрицает ее существование, считая, что Мономах был женат дважды. Но все же большая часть склоняются к версии, что третьей женой перешагнувшего 50-летний рубеж князя стала половецкая княжна, при крещении принявшая имя Анна. О детях от этого брака сведений нет, но известно, что третья жена пережила своего мужа на 2 года.
Литературное достояние Мономаха
Владимир Мономах, как и его отец, был человеком грамотным, начитанным. До нашего времени дошли всего 4 его творения:
- «Поучение Владимира Мономаха детям». Один из самых древних русских литературных памятников. В «Поучении» затрагивается тема веры, принятия христианских ценностей, помощи нуждающимся. Владимир также дает наставления о важности единства и централизованности власти. Будучи мудрым политиком, он видел, к чему приводят междоусобные войны и жажда личной власти, и пытался предостеречь потомков.
- Письмо к Олегу Святославичу. Это письмо, адресованное двоюродному брату, Мономах пишет после смерти младшего сына, погибшего в бою с Олегом. Мономах с тоской вопрошает, почему брат не покаялся перед ним, надеется на примирение и просит прислать к нему вдову убитого сына.
- Летопись о военных походах. Произведение, в котором свои бравые походы описывает от первого лица Владимир Всеволодович Мономах. Биография князя щедро усыпана победами. Он лично участвовал в 83 боевых походах.
- Устав Владимира Мономаха. Древнерусский свод законов, ограничивающий права ростовщиков и власть землевладельцев
Поучение детям
Поучение — один из трех текстов, дошедших до наших дней, авторство которых приписывается Владимиру Мономаху. Представляет собой завещание потомкам, отражающее идеалы, на основании которых должна жить великокняжеская семья. Присутствует описание жизни Мономаха, его походов против половцев и противостояния с другими князьями в междоусобицах.
Читать подробнее
Родственники Владимира Мономаха
Биография Владимира Мономаха
Смерть
19 мая 1125 года завершил свой путь Владимир Всеволодович Мономах. Основные события его жизни – создание дополнения к «Русской правде», изгнание с русской земли печенегов, мир с половецкими ханами – все это имело своей целью усиление центральной власти на Руси. Он прожил крайне долгие по тем временам 71 год, и, согласно воспоминаниям очевидцев, все эти годы трудился на благо сильной Руси. Ему была дарована легкая смерть.
Человек, объединивший страну, нарастивший ее военную мощь, укрепивший положение Руси на международной арене, был с почестями похоронен в Киеве, в Софийском соборе, рядом со своим уважаемым отцом.
Источник
Итоги правления
Правление князя Мстислава Владимировича выше оценили далекие потомки, чем современники. Прозвищем «Великий» он обязан не летописной традиции – оно введено в оборот историком В.Н.Татищевым на рубеже XVIII-XIX веков.
Хотя Мстислава отличали черты выдающегося государственного деятеля, его попытки объединить распадающиеся русские земли дали лишь краткосрочный результат. После его смерти усобицы князей вспыхнули с новой силой. Результаты внешней и военной политики тоже оказались неоднозначными – князь знал и победы, и поражения в войнах. А династические браки в условиях раздробленности не были эффективны как политический инструмент.
Выбери ответ