10 неизвестных: невероятная история о похищении «Святого Луки» из ГМИИ


Описание

Картина изображает евангелиста Луку в традиционной иконографии. Старик сидит за столом за написанием Евангелия, за его спиной находится символ евангелиста — телец. Поясной срез фигуры и небольшой размер полотна свидетельствуют о её камерном предназначении. Пространство комнаты едва обозначено, равно как и атрибуты, что фокусирует внимание зрителя на лице и руках персонажа, которые чётко прописаны.

Полотно выполнено в тёплых коричневых тонах, что соответствует колористической гамме живописи эпохи Золотого века нидерландского искусства. «Евангелисты» работы Тербрюггена и Яна Ливенса, возможно, являются его иконографическими предшественниками, в свою очередь, являясь предтечей Рембрандта. Это редкий пример религиозной живописи Хальса, который был великолепным портретистом и практически никогда не писал святых. Эксперт по творчеству художника Слайв подчеркнул, что «шанс найти религиозную живопись Хальса примерно такой же, как найти натюрморт работы Микеланджело»[1].

Голова Луки имеет сходство с рисунком апостола «Иакова Старшего» работы Гольциуса (Лейден, 1586). Головы святого Луки и Матфея, видимо, написаны с одной модели. Как указывает Слайв, голова Луки также очень близка к изображению провоста Йохана Дамиусаruen с картины «Банкет офицеров гражданской гвардии Святого Адриана»ruen работы Хальса (1620-е)[1].

  • Хальс, «Банкет офицеров гражданской гвардии Святого Адриана» (фрагмент), 1620-е
  • Хендрик Гольциус. «Святой Иаков», 1586
  • Тербрюгген, Хендрик. «Святой Лука», 1622
  • Рембрандт. «Святой Матфей», 1661

Путь священнослужителя

В 1918 году Русская православная церковь подверглась гонениям. Священников и верующих репрессировали, а храмы и святыни разрушали.

В это время Валентин Феликсович часто участвовал в общественных диспутах, где спорил с атеистами. На одном из таких собраний присутствовал епископ Иннокентий, который сказал: «Доктор, вам надо быть священником».


Епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий (Пустынский) и священник Валентин Войно-Ясенецкий (справа). 1921 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Уже через неделю в праздник Сретения Господня 1921 года врач был рукоположен в иерея*. В мае 1923 года ссыльный епископ Андрей Уфимский тайно постриг Валентина Феликсовича в монахи с именем Луки. 31 мая 1923 года иеромонах Лука был рукоположен во епископа Ташкентского и Туркестанского. А в июне того же года Луку арестовали сотрудники органов безопасности — ГПУ.

Выставки

  • 1962. Нью-Йорк. Выставлены «Святой Лука» и «Святой Марк»
  • 1960, 1962. Ленинград, Эрмитаж
  • весна 1965. ГМИИ им. А. С. Пушкина (Москва). Выставка западноевропейской живописи XV—XVIII веков.
  • 1989/1990. Вашингтон, Лондон, Гарлем. Ретроспектива Франса Халса.
  • зима, 2005. ГМИИ им. А. С. Пушкина. «Картины Франса Халса „Евангелист Лука“ и „Евангелист Матфей“».
    [6]
  • лето, 2012 года (до 9 сентября). ГМИИ им. А. С. Пушкина, выставка «Возвращение Святого Луки. Западноевропейская живопись VI—XVIII веков из музеев Украины»

Военный хирург

Началась Великая Отечественная Война, и ссыльный епископ стал главным хирургом эвакогоспиталя. Это произошло после его телеграммы Калинину: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку в посёлке Большая Мурта Красноярского края. Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку».

Епископ Лука (Войно-Ясенецкий) Дата 1937–1940. Фото: Commons.wikimedia.org / Суд СССР

Ссыльный делал по четыре – пять операций в день, посещая и другие госпитали, куда его приглашали консультировать: например, только за три недели 1942 года он поставил диагноз 87 больным.

В 1942 году архиепископ Лука** получил представление Патриархии без отрыва от хирургии возглавить Красноярскую кафедру, а в 1944 году, с переездом госпиталя в Тамбов, возглавил Тамбовскую епархию, где совмещал архипастырское служение и работу хирурга. Под руководством архиепископа Луки за несколько месяцев 1944 года для фронта было собрано более 250 тыс. руб. на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского и авиаэскадрильи имени Александра Невского. В общей сложности за неполные два года было перечислено около миллиона рублей.

В декабре 1945 года за помощь Родине архиепископ Лука был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». А в начале 1946 года постановлением СНК СССР «За научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии», законченном в 1943 году, и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов», опубликованном в 1944 году» профессору Войно-Ясенецкому присуждена Сталинская премия первой степени в размере 200 000 рублей, из которых 130 тысяч рублей он передал детским домам.

Примечания

  1. 123456
    Colnaghi. Salomon Lilian. Frans Hals. St Mark. A lost masterpeace rediscovered. MMVIII
  2. S. Slive, Frans Hals, exhibition catalogue, National Gallery of Art, Washington DC, 1 October — 31 December 1990, Royal Academy, London, 13 January — 8 April 1990, Frans Halsmuseum, Haarlem, 11 May — 22 July 1990
  3. C. Grimm, Frans Hals, The Complete Works
    , 1990
  4. 12
    Provenienz
    (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 августа 2012. Архивировано 7 апреля 2013 года.
  5. 12
    Приключения святого Луки // Ваш Досуг
  6. 1234
    Картины Франса Халса «Евангелист Лука» и «Евангелист Матфей»
  7. 123
    Татьяна Балановская. Судьбы и приключения одесских Хальсов. Из цикла передач «Музейные тайны» (Одесский музей)
  8. 123456
    Алексей Радинский. Похищая «Святого Луку»: кража произведений искусства в советском кино // Журнал ART-Ukraine, 27 сентября 2010
  9. С 1812 году — в крымской церкви, вероятно, до 1850-х в собрании Маттиоли (Салерно), с 1955 — анонимная покупка как работа Луки Джордано, с 1955 г. — арт-дилер Silvio Severi (Милан); 20 октября 1972 г. — «Кристис» (Лондон), лот 83, как анонимный «Портрет бородатого мужчины», в 1973-м году Клаус Гримм предположил, что это работа Хальса, известная по каталогу, составленному де Гроотом, в 2008 г. — частное собрание (Германия); в 2008 году приобретена арт-дилерами Salomon Lilian and Konrad Bernheimer; с 2009 года — арт-дилер P. & D. Colnaghi. В какой-то момент был записан для превращения в портрет — к одеянию был пририсован белый плиссированный воротник, после 1973 реставрирована
  10. 1997 год: продан на аукционе за 4 млн долл; в 2009 выставлен за 5.5 млн фунтов (The Season’s Most Intriguing Auctions // Forbes, March 16, 2009)
  11. Единственная дата провенанса: 3 июля 1997 — анонимный продавец на аукционе «Сотбис» (Лондон), приобретена музеем Гетти
  12. Saint John the Evangelist // Getty Museum
  13. Фонд Усманова устроил возвращение «Святого Марка» в Пушкинский музей // РИА Новости
  14. Линник И. В. «Голландская живопись 17 века и проблемы атрибуции картин». «Искусство», 1980
  15. 123456
    Фильм из цикла
    «Лубянка».
    Серия
    Похищение святого Луки.
    ОРТ, 2004
  16. 12345678910
    А. Левит. БЕСЦЕННОЕ ПОЛОТНО ФРАНСА ХАЛЬСА «ЕВАНГЕЛИСТ ЛУКА» // События и люди Архивная копия от 11 февраля 2011 на Wayback Machine по материалам документального фильма «Следствие вели…»
  17. 12
    Фильм из цикла «Следствие вели». Серия «Возвращение Святого Луки. Современная версия» (2006).
  18. 12
    Александр ЛЕВИТ Громкие дела прошлого: кража картины «Евангелист Лука» Франса Хальса / Забута спадщина
    (неопр.)
    . lostart.org.ua. Дата обращения: 4 июля 2021.
  19. 1234567
    Фильм из цикла
    «Живая история»
    . Серия
    «Похищение Святого Луки»
  20. Московский детектив: как из Пушкинского музея похитили «Святого Луку» Франса Хальса (рус.). moskvichmag.ru. Дата обращения: 4 июля 2019.
  21. Ирина Мастыкина.
    Фальшак
    (неопр.)
    .
    Совершенно секретно
    .

Литература

  • Catalogue of the Museum of Western European and Oriental Art, Odessa,
    1973, p. 27
  • Линник И. В. Франс Хальс
    . М., 1967 Линник И. В. «Голландская живопись 17 века и проблемы атрибуции картин». «Искусство», 1980
  • Y. Kuznetsov and I Linnik, Dutch Paintings in Soviet Museums,
    New York and Leningrad, 1982
  • I. Linnik, ‘Newly Discovered Paintings by Frans Hals’,
    Искусство, 1959, no. 10
  • I. Linnik, ‘Newly Discovered Paintings by Frans Hals’,
    Сообщения Государственного Эрмитажа, XVIII (1960)
  • S. Slive, Frans Hals, exhibition catalogue, National Gallery of Art, Washington DC, 1 October — 31 December 1990, Royal Academy, London, 13 January — 8 April 1990, Frans Halsmuseum, Haarlem, 11 May — 22 July 1990
  • S. Slive, ‘Frans Hals Studies: II. St. Luke and St. Matthew, at Odessa’
    , Oud Holland, LXXVI (1961)
  • S. Slive, Frans Hals,
    1970-4, vol. I, pp. 100-3
  • C. Grimm, Frans Hals, The Complete Works
    , 1990
  • Colnaghi. Salomon Lilian. Frans Hals. St Mark. A lost masterpeace rediscovered. MMVIII pdf
  • P. Terwesten, Catalogus of naamlyst van schilderyen, met zelver prysen, zedert den 22. Aug.1752 tot den 21.Nov 1768 …verkogt…
    The Hague, 1770, vol. 3, p. 321, no. 124;
  • E. Minich, Catalogue des tableaux qui se trouvent dans les galleries, salons et cabinets du Palais Impérial de S. Petersbourg
    , St. Petersburg, 1774, no. 1894; P. Lacroix,
    ‘Musée du palais de l’Ermitage sous la règne de Catherine II’, Revue Universelle des Arts XIII,
    1862, p. 114, no. 1894 (reprint of Minich 1774);
  • C. Kramm, De Levens en Werken der Hallandsche en Vlaamsche Kunstschilders
    , Amsterdam, 1858, vol. 2, p. 362
  • H. de Groot, A Catalogue Raisonné of the Works of the Most Eminent Dutch Painters of the Seventeenth Century
    , 1910, Vol III, nos. 4-7
  • C. Grimm, ‘St. Markus von Frans Hals’
    , Maltechnik/Restauro I, 1974, pp. 21-31
  • E. C. Montagni, Tout l’oeuvre peint de Frans Hals,
    (introduction by A. Chatelet), Paris, 1976 (translation of the Italian edition Milan 1974), 41, 42 (c1625)
  • От земского врача до главного хирурга

    Окончив университет, он служил в госпитале Киевского Красного Креста и в Русско-японскую войну заведовал его хирургическим отделением в Чите, делая крупные операции на костях, суставах и черепе.


    Святитель Лука. Икона начала XXI века. Фото: Commons.wikimedia.org / Юрий Пифтанкин

    При операциях и лечении раненых ему помогала сестра милосердия Анна Васильевна Ланская, которую в Киевском госпитале Красного Креста называли «святой сестрой» за доброту, кротость и глубокую веру в Бога, к тому же она дала обет безбрачия. Здесь, в Чите, молодой хирург добился её согласия стать его женой, и они обвенчались. Анна Васильевна родила в браке четверых детей и помогала мужу в амбулаторном приёме и в ведении истории болезней.

    Молодые переехали в Симбирскую губернию, и Валентин Феликсович стал земским врачом. Он и фельдшер составляли весь персонал крошечной больницы Ардатова, и врач трудился по 14–16 часов в сутки, сочетая универсальную врачебную работу с дальними выездами к больным и организационно-профилактическими работами в земстве.

    В село Верхний Любаж в Курской губернии Войно-Ясенецкие приехали, когда земская больница на 10 коек ещё не была достроена, да ещё разразились эпидемии брюшного тифа, кори и оспы. Валентин Феликсович принимал больных на выездах и на дому, не щадя себя, ездил по районам эпидемии, участвовал в земской работе, вёл профилактико-организационные работы. Потом его перевели в село Любаж. Молодого врача любили: к нему обращались крестьяне всей Курской и соседней Орловской губернии, и исправник добился его увольнения за отказ явиться по его вызову, прекратив оказание помощи пациенту.

    Осенью 1908 года Валентин Феликсович поступил в экстернатуру при Московской хирургической клинике профессора Дьяконова и провёл колоссальную исследовательскую работу. Он первым в мире разработал подходы спинно-мозговой анестезии, позволяющей обезболить отдельный участок тела без общего наркоза.


    Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, около 1910 года. Фото: Commons.wikimedia.org

    В 1915 году он издал в Петрограде книгу «Регионарная анестезия» с собственными иллюстрациями, где вместо прежних способов слойного пропитывания анестезирующим раствором всего, что надо резать, предложил новую, изящную методику местной анестезии, прерывающей проводимость передающих боль нервов. В 1916 году он защитил эту работу как диссертацию и получил степень доктора медицины. Но это будет позже, а пока молодой врач разрывался между работой земским врачом, семьёй в Романовке и исследованиями в Москве.

    В 1911 году Войно-Ясенецкий возглавил городскую, а вскоре — и фабричную, и уездную больницы, а также военный госпиталь в Переславле-Залесском Московской губернии. Здесь он прослужил семь лет, а в годы Первой мировой войны оперировал раненых. В это время он работал над книгой «Очерки гнойной хирургии».

    В 1917 году у супруги Анны открылся туберкулёз, и семья переехала в Ташкент, где Валентин возглавил большую городскую больницу.

    В октябре 1919 года Валентин Феликсович был арестован по доносу об укрывательстве тяжело раненного. Его как всем известного врача отпустили, но эти события непоправимо ухудшили состояние его жены, и она скончалась. Четверо его детей, старшему из которых было 12, а младшему 6 лет, стали жить под присмотром медицинской сестры больницы Софьи Сергеевны Белецкой.

    Ссылки

    • Татьяна Балановская. Судьбы и приключения одесских Хальсов. Из цикла передач «Музейные тайны» (Одесский музей)
    Работы[en] Франса Халса
    Картины
    • Портрет Якобуса Заффиуса (1611)
    • Портрет стоящей женщины[en] (1610—1611)
    • Банкет офицеров стрелковой роты святого Георгия[en] (1616)
    • Весёлое общество[en] (1616—1617)
    • Портрет женщины в кружевном воротнике и чепце[en] (1618—1620)
    • Горшечник-музыкант[en] (1618—1622)
    • Катарина Хофт с кормилицей (1619—1620)
    • Поющие мальчики[en] (1620—1625)
    • Катарина Бот ван дер Эм[en] (1620-е)
    • Семейный портрет Исаака Массы и его жены[en] (1622)
    • Портрет юнкера Рампа и его возлюбленной[en] (ок. 1623)
    • Смеющийся кавалер[en] (1624)
    • Поющий мальчик с флейтой[en] (1623–1625)
    • Шут с лютней[en] (1623—1624)
    • Мальчик, играющий на флейте[en] (1625—1630)
    • Пьющий воду мальчик[en] (1625—1630)
    • Мальчик со стаканом и лютней[en] (1625—1630)
    • Курильщик[en] (1623–1625)
    • Юноша с лютней[en] (1625—1630)
    • Цыганка[en] (ок. 1625)
    • Иоанн Богослов[en] (1625—1628)
    • Святой Матфей[en] (1625)
    • Святой Лука
      (1625)
    • Святой Марк (ок. 1625)
    • Портрет Виллема Хейтхейссена (1625—1630)
    • Смеющийся мальчик[en] (ок. 1625)
    • Портрет Кунеры ван Баерсдорп[en] (1625)
    • Портрет мальчика со скрипкой (1625—1630)
    • Портрет Исаака Абрахамса Массы[en] (1626)
    • Портрет Анны ван дер Аар[en] (1626)
    • Юноша с черепом в руках[en] (1626—1628)
    • Банкет офицеров роты святого Адриана[en] (1627)
    • Банкет офицеров стрелковой роты святого Георгия[en] (1627)
    • Портрет женщины в кресле[en] (1627)
    • Портрет сидящего молодого человека в широкополой шляпе (1627)
    • Два смеющихся мальчика с кружкой пива[en] (1626—1627)
    • Портрет Вердонка[nl] (ок. 1627)
    • Смеющийся рыбак[en] (1627—1630)
    • Мулат (1628—1630)
    • Весёлый собутыльник (1630)
    • Малле Баббе[en] (1630—1635)
    • Рыбачка[en] (1630—1632)
    • Мальчик-рыбак с корзиной[en] (ок. 1630)
    • Мальчик-рыбак[en] (ок. 1630)
    • Портрет Сары Волфартс ван Димен[en] (ок. 1630—1633)
    • Портрет Николаса Хасселара (ок. 1630—1633)
    • Портрет Корнелии Вохт[en] (1631)
    • Портрет Николаса Вутерса ван дер Меера (1631)
    • Встреча офицеров роты святого Адриана в Харлеме[en] (1633)
    • Человек с пивным кувшином[en] (ок. 1630—1635)
    • Портрет молодого человека в изжелта-сером камзоле[en] (ок. 1633)
    • Сидящая женщина (1633)
    • Портрет Катарины Бругманс[en] (1634)
    • Портрет Тилемана Ростермана (1634)
    • Портрет голландской семьи[en] (ок. 1635)
    • Портрет Фейнтье ван Стенкисте[en] (1635)
    • Портрет Лукаса де Клерка (ок. 1635)
    • Портрет Хилк Бонер[en] (1635)
    • Портрет Йоханнеса Сакмы (ок. 1635)
    • Групповой портрет роты капитана Рейнира Реаля[en] (1633—1637)
    • Портрет члена Гарлемской гражданской гвардии (1636—1638)
    • Женский портрет (Мари Ларп)[en] (1635—1638)
    • Портрет Питера Тьярка[en] (1635—1638)
    • Портрет Класа Дёйста ван Ворхаута[en] (ок. 1638)
    • Портрет Марии Питерсдохтер Оликан[en] (1638)
    • Портрет капитана Андриса ван Хорна (1638)
    • Портрет Маритге Вогт[en] (1639)
    • Портрет Питера Якобса Оликана (ок. 1639)
    • Офицеры стрелковой роты святого Георгия[en] (1639)
    • Регенты госпиталя Святой Елизаветы в Харлеме (1641)
    • Портрет Мефрау Бодолфе[en] (1643)
    • Портрет Доротеи Берк[en] (1644)
    • Портрет Виллема Койманса (1645)
    • Портрет Яспера Схаде ван Веструма (1645)
    • Портрет сидящего мужчины с веткой в правой руке (ок. 1645)
    • Семейный портрет на фоне пейзажа (1645—1648)
    • Портрет Рене Декарта (ок. 1649)
    • Портрет Изабеллы Койманс (1648—1650)
    • Портрет молодого человека с перчаткой в руке (ок. 1650)
    • Портрет мужчины[en] (после 1650)
    • Портрет мужчины (1650—1652)
    • Портрет Виллема Круса (1662—1666)
    • Регенты приюта для престарелых[en] (1664)
    • Регентши приюта для престарелых[en] (1664)
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]