Храм святого духа сошествия на даниловском кладбище: история, святыни, расписание

Над исторической частью города Минск — Верхним городом — возвышается Кафедральный собор Сошествия Святого Духа. Он издалека виден жителям и гостям столицы Республики Беларусь.

Красивый белый храм, именуемый в народе Свято-Духов — исторический свидетель борьбы в стране польского и русского влияния.


Кафедральный собор Сошествия Святого Духа. Находится он в исторической части Минска (столицы Республики Беларусь) — Верхнем городе

Храм Духа Святого Сошествия на Даниловском кладбище

Храм Духа Святого Сошествия на Даниловском кладбище. Источник: www.iconkuznetsov.ru
Предыстория возникновения храма Духа Святого Сошествия на Даниловском кладбище скорее трагична, нежели загадочна. Во второй половине 18 ст. в России свирепствовала чума. Это были крайне трудные времена, когда даже власти в бессилии покинули столицу. Москва вымирала, и с лёгкой руки императрицы за дело взялся Григорий Орлов.

По приказу фаворита Екатерины ІІ были открыты новые кладбища за пределами Москвы, в частности на территории слободы Данилова монастыря. Так возникло Даниловское кладбище, которое сейчас является крупнейшим в Москве по количеству погребённого здесь православного духовенства.

В 1772-м здесь была построена небольшая церковь в честь мучеников Херсонских. Деревянное здание быстро обветшало, и благодаря меценатам была возведена новая, каменная церковь. Правда строительство шло целых 9 лет, и было закончено в 1838 году. Архитектором храма стал известный мастер московского ампира Ф. М. Шестаков.

Обратите внимание

В 1832–м были освящены престолы храма: главный – в честь Сошествия Святого Духа, а два других – в честь мучеников Херсонесских (как и было прежде) и в честь Успения праведной Анны.

Храм Духа Святого Сошествия на Даниловском кладбище. Источник: bee-lab.ru.

Храм Духа Святого Сошествия на Даниловском кладбище имеет строгую, монументальную архитектуру.

Он массивный и приземистый, но, несмотря на довольно простые формы и незатейливые линии, выглядит величественно.

Богатый интерьер украшен настенными росписями с изображениями библейских сюжетов, которые гармонично сочетаются с декоративной живописью. Иконостас выполнен в редком цветовом сочетании золотого и зелёного.

В начале 20-го века в храме проводились ремонтные работы: был выстлан новый пол, реставрирован иконостас, обновлена настенная живопись. Кроме того, был расширен южный придел храма, что увеличило его площадь вдвое, а также реконструирована колокольня по проекту С. Ф. Воскресенского.

Храм Духа Святого Сошествия на Даниловском кладбище. Источник: wikimapia.org.

В 20-е годы из церкви было изъято огромное количество золота и серебра, но всё же Храм Духа Святого Сошествия на Даниловском кладбище – один из тех, кому удалось избежать разрухи в советские времена.

Декор его остался невредимым, также сохранились резные киоты с позолотой, старинные иконы. В частности в церковь были переданы святыни Симонова монастыря, закрытого в 1929 г.

, – иконы «Скоропослушница», «Иверская», икона Серафима Саровского.

В начале 1930-х годов храм захватили обновленцы, а в 1944-м он был возвращён Московской патриархии. Ныне при храме действуют воскресная школа, православная творческая студия, библиотека и многое другое.

Источник: https://mos-churches.ru/blog/2015/03/10/hram-duha-svyatogo-soshestviya-na-danilovskom-kladbishhe/

Возобновление деятельности

С 2008 года православные Казани стали активно бороться за возвращение Духосошественской церкви верующим. И через 4 года, в 2012 году, после окончания строительства нового здания Театра кукол, храм наконец вернулся к Русской Православной Церкви. Благодаря финансовой поддержке со стороны государства и республики, работы по восстановлению храма и благоустройству прилегающей территории начались практически сразу же.

1 июня 2015 года, в Духов день, на колокольню церкви, были установлены двенадцать новых колоколов. А спустя еще полгода, 27 декабря 2015 года митрополит Казанский и Татарстанский Феофан освятил храм в соответствии со всеми канонами, а также провел Божественную литургию, первую с 1931 года, в котором он был закрыт.

Стоит отметить, что в храме была возобновлена и образовательная деятельность: 1 сентября 2014 года в здании, где до 1917 года находилась приходская школа, открылась православная гимназия.

Сегодня Духосошественская церковь является духовной, культурной и туристической достопримечательностью Казани.

Престольный праздник в храме, © Официальная группа церкви ВКонтакте

Храм на Даниловском кладбище

  • Полное название: храм Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище
  • Краткие названия в народе: Духов храм /храм Святого Духа, Свято-Духов храм, храм Сошествия на Даниловском, храм на Даниловском кладбище
  • Относится к Южному викариатству, Даниловскому благочинию
  • Настоятель: протоиерей Геннадий (Бороздин)
  • Известные клирики: отец Иоанн (Слугин), обладавший даром прозорливости. Умер 2 февраля 2021 г.
  • Ближайшее метро: Тульская
  • Можно заказать требы: отпевание, панихиду, сорокоуст, записки об упокоении

Храм возведен в 30-х гг. XIX в. по проекту арх. Ф. М. Шестакова в стиле классицизма. В годы советской власти не закрывался, именно поэтому на Даниловском кладбище завещала похоронить себя блаженная Матрона Московская. При храме действуют воскресная школа, библиотека, православная творческая студия, детский кукольный театр, служба помощи зависимым от наркомании и алкоголизма.

Адрес храма на Даниловском кладбище:

г. Москва, 4-й Рощинский проезд, дом 30

Особенности и святыни храма

Чудотворные иконы: Пресв. Богородицы «Скоропослушница» и «Иверская», с частицами мощей преп. Серафима Саровского, Матроны Московской и др.

Как доехать до храма на Даниловском кладбище:

Общественный транспорт:

на метро: от станции м. «Тульская» на трамвае маршрута 38 и автобусах маршрутов 121, 41 и 826.

На автомобиле:

от ТТК: съезд на Духовской пер., ведущий к некрополю.

Телефон

8

В храме можно подать требы и проводятся службы для тяжелобольных и при смерти:

  • соборование
  • исповедь
  • причастие на дому, в больнице

Погребальный православный комплект:

Погребальное покрывало (саван), венчик на голову, нательный крест, крест в руку, листок с разрешительной молитвой, крест надгробный восьмиконечный.

Ritual.ru поможет заказать требы и службы при организации похорон:

  • Отпевание в храме и на дому, заочное отпевание
  • Панихида
  • Сорокоуст
  • Записки об упокоении

Отпевание в храме – средний размер пожертвования

По устоявшейся традиции на отпевание делают посильное добровольное пожертвование – обычно в сумме 2-5 тыс. рублей.

Панихида в храме – размер пожертвования

обычно, до 500 рублей.

Заказать поминки в храме – Ritual.ru

Организовать поминки в столовой при храме; в особых случаях – в трапезной

Храм на Даниловском кладбище – Сайт

Официальный сайт храма на Даниловском кладбище – hram-sv-duha.ru

Храм на Даниловском кладбище – Расписание богослужений

  • Совершение треб ежедневно.
  • График служб на текущий месяц можно посмотреть здесь.

Бесплатная консультация, заказ поминок по телефону 8 (495) 100-3-100 (круглосуточно).

Источник: https://ritual.ru/ritualnie-uslugi/otpevanie/khram-na-danilovskom-kladbishche/

Москва. Церковь Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище

Статью добавил(а):

Качалин Александр Анатольевич, 27 ноября 2016

Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище церковь (Духовской переулок, дом № 1/14).

Даниловское кладбище появилось вблизи Москвы во время эпидемии чумы 1771 г. Расположили его на землях слободы Данилова монастыря, от которого оно и получило свое название. Хоронили на нем, главным образом, купцов, мещан и ремесленников.

Первая кладбищенская церковь была деревянной, ее освятили 31 декабря 1772 г. во имя священномучеников Херсонесских (Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора). Каменный храм строился с 1829 г.

и был освящен 25 сентября 1838 г.

Важно

Средства на строительство пожертвовал московский городской голова коммерции советник, крупный благотворитель Семен Логинович Лепёшкин (1787–1855). Главный престол кладбищенского храма посвятили празднику Сошествия Святого Духа на апостолов, а приделы – Успению праведной Анны и священномученикам Херсонесским.

Церковь построена по проекту архитектора Ф.М. Шестакова и представляет собой тип небольшого трехчастного храма. Компактная центральная часть перекрыта невысоким куполом на барабане, трапезная соединена с двухъярусной колокольней. Внешние архитектурные формы и детали очень лаконичны и строги.

Интерьер же впечатляет богатством церковного убранства, а главное – сохранностью первоначального декора. В этом смысле у храма счастливая судьба, ведь он в числе немногих не был закрыт в советское время и не подвергся разорению. Сохранился классический главный иконостас редкого насыщенного цветового сочетания зеленого с золотом.

Стенопись представляет собой характерный для ампира образец органичного сочетания евангельских сюжетов и декоративной живописи. В храме много старинных икон, резных позолоченных киотов. В 1905 г.

расширили южный придел священномучеников Херсонесских, ранее находившийся в трапезной, а после перестройки помещенный рядом с главным престолом. Храм при этом увеличился почти вдвое, алтари главного и южного придела оказались рядом.

Новая апсида почти в точности повторила размер и форму апсиды главного храма, а стена южного придела повторила архитектурные формы стены храма. Бывшую наружную стену прорезали большие арки, и пространство храма стало почти единым. Единственно, что не было повторено в южном приделе, это глава, которую не поставили над приделом.

Святынями храма являются чтимые иконы Божией Матери «Иверская» и «Скоропослушница», икона преподобного Серафима Саровского с мощевиком.

Михаил Вострышев “Москва православная. Все храмы и часовни”.

https://rutlib.com/book/21735/p/17

Источник: https://sobory.ru/article/?object=03321

Даниловское кладбище: как проехать? Храм Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище

Даниловское кладбище находится в Южном административном округе Москвы. Оно было открыто в 1771 году. На некотором отдалении находится Даниловское мусульманское кладбище. Как проехать к нему, интересуются многие жители и гости столицы.

Стоит отметить, что в XVIII веке появились многие столичные кладбища, так как свирепствовала чума. Недалеко было расположено село под названием Даниловское. В честь него кладбище и получило свое наименование.

Здесь хоронили в основном только торговцев, мещан и ремесленников.

Могилы известных меценатов

В частности, здесь нашли свой последний приют купцы Третьяковы – Сергей и Павел. Как известно, они открыли галерею, названную по их фамилии.10 января 1948 года произошло перезахоронение праха обоих Третьяковых и супруги Павла – Веры. Их останки были перенесены на Новодевичье кладбище.

Духовенство

В 2012 году настоятелем церкви был избран протоиерей Алексей Чубаков, с 2015 ставший ещё и благочинным I благочинического округа Казани. Кроме того, он возглавляет гимназию имени Святителя Гурия, являясь генеральным директором и духовником учреждения.

Будущий настоятель храма получил духовное образование в Курской семинарии и Киевской академии, закончил юридический факультет Казанского Федерального университета.

Даниловское кладбище, где похоронена Матрона Московская

Сегодня хочу рассказать тебе, мой дорогой читатель, про Даниловское кладбище. Могила Матроны Московской, находящаяся там, сделала его одним из самых популярных и посещаемых мест Москвы.

Каждый православный паломник, да и простой человек, который делает только первые шаги к вере, стремятся попасть сюда, чтобы обратиться с молитвой к святой старице Матронушке, попросить у нее помощи и заступления в любых житейских делах и ситуациях.

Как возникло Даниловское кладбище

Основанное в далёком 1771 году, оно стало старейшим местом последнего упокоения умерших в Москве. Его появление было вызвано страшной жизненной необходимостью. В городе свирепствовала эпидемия чумы. Зародилась она в госпитале Лефортово и стала молниеносно распространяться.

Люди умирали сотнями. Власти не знали, что предпринять, как это предотвратить и что сделать для того, чтобы обезопасить ещё не заболевших. Увидев такое бедственное положение, императрица Екатерина Великая, предоставив все полномочия, послала в Москву для решения этого вопроса графа Орлова.

Приехав в нынешнюю столицу, в числе других мер, граф приказал открыть несколько новых кладбищ, но, обязательно, вдали от города. Так, возле древнего Даниловского монастыря начало действовать, в числе других, и Даниловское кладбище.

Совет

До революции хоронили там, в основном, торговцев, ремесленников, также купцов. Очень известное захоронение — это семейная гробница купцов Третьяковых, основателей всемирно известной сейчас Третьяковской галереи.

В советское же время хоронить там стали и православных священнослужителей. Так здесь, рядом со своими родителями и родственниками, захоронен митрополит Питирим — известный церковный деятель 90-х годов.

Предлагаю посмотреть видео о святынях Даниловского кладбища.

История святого старца Аристоклия

В самом начале 21 века на Даниловском кладбище были обретены нетленными мощи Аристоклия Афонского — святого, жившего на рубеже 19-20 веков. Удивительна история его жизни. Когда мальчику было 10 лет, он тяжело заболел. И в результате этой болезни у него отнялись ноги.

Мать Алексея, так звали будущего святого, с искренними молитвами о помощи сыну взывала к Николаю Чудотворцу, обещая в случае исцеления посвятить его жизнь Богу. И случилось чудо! В день памяти святителя Николая мальчик полностью выздоровел. Когда ему исполнилось 17, мать ушла в монастырь.

А сам Алексей чуть позже стал монахом Аристоклием в русском монастыре, находящемся в святом месте — на горе Афон. Позже он вернулся на Родину, и продолжительное время служил настоятелем Афонского подворья в Москве.

Обладая даром целительства и прозорливости, старец принимал людей, которые приходили к нему за помощью. А те пожертвования, которые они ему приносили, шли на оплату обучения детям из бедных семей или, опять же, на помощь людям.

6 сентября 2004 года Аристоклий Афонский был причислен к лику святых.

По числу похороненных здесь служителей церкви Даниловское кладбище можно назвать самым крупным в Москве.

Могила святой Матроны

Находится на Даниловском кладбище и могила, где похоронена Матрона Московская. Найти её несложно. Как только зайдете на территорию, увидите специальный указатель, который указывает направо.

А дальше заметите длинную очередь людей, желающих помолиться матушке Матронушке. Ее видно издалека.

Я пришла сюда уже к самому закрытию, поэтому мне не пришлось стоять длинную очередь: народу здесь было непривычно мало.

Обратите внимание

Много хорошего сделала за свою жизнь слепая святая для людей, исцеляя от тяжких болезней, давая советы, как правильно поступить в тех или иных сложных ситуациях.

Да и после смерти она помогает всем, кто с искренними словами молитвы обратится к ней за помощью. Всем помогает старица Матрона — кто-то хочет вылечиться от болезни, кто-то не знает, как поступить в сложившейся ситуации, кто-то хочет встретить любимого и любящего человека, кто-то давно хочет родить ребёнка, кому-то нужно найти работу…

Со всеми этими просьбами приходят люди на Даниловское кладбище, где находится могила Матронушки. Его можно назвать кладбищем Матроны, её ещё одним московским адресом.

И хотя давно уже (в 1998 году) мощи святой перенесены в московский Покровский храм, где находятся и сейчас, всё равно, часовенка, построенная на месте захоронения Матроны Московской на Даниловском кладбище, всегда просто утопает в цветах.

Так показывают люди свою благодарность Матроне за её помощь в решении многих жизненных вопросов.

Возле часовенки также висит большой пакет, куда можно складывать свои письма и просьбы Матронушке. Знающие люди, обычно, пишут их заранее. Но и тем, кто только пришел к ее могиле, есть возможность написать записку прямо здесь.

Могилы духовных лиц

Кроме того, на кладбище похоронен митрополит Нечаев (Питирим), а также известная столичная святая – Матрона. На ее могилу регулярно приходят паломники.

В 1998 останки блаженной были отправлены в Покровский монастырь. Но люди не перестали вереницей тянуться на кладбище. Также совершаются паломничества на могилы Аристоклия (иеросхимонаха с Афона) и его подопечного Исайи. Вообще на кладбище похоронено несколько десятков людей, посвятивших свою жизнь Богу.

Храм Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище

Чумной бунт. Акварель Э.Лиснера

21 сентября 1771 года Императрица Екатерина II, «видя прежалостное состояние Москвы и что великое число народа мрет от прилипчивых болезней», Высочайшим манифестом объявила о посылке в Москву “персоны, от нас поверенной”, графа Григория Орлова, избранного “по довольно известному его усердию и верности к нам и Отечеству”.

Влиятельному фавориту Государыни давалась “полная мочь”, ему должны были повиноваться все учреждения, он “имел вход” в московские департаменты и знал волю Императрицы, “чтоб прекратить, колико смертных сил достанет, погибель рода человеческого”…

Григорий Орлов, именным указом Екатерины II, повелел открыть несколько новых городских кладбищ подальше от стен тогдашней густонаселенной Москвы. Одно из них появилось на территории слободы древнего Данилова монастыря. Отсюда и ведет свое происхождение название нынешнего Даниловского кладбища.

В 1772 году, для нужд кладбища и ближайших поселений, был построен небольшой деревянный храм в честь мучеников Херсонских (Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия, Агафодора).

Со временем постройка изрядно обветшала, посему, на средства именитого московского купечества – Солодовниковых, Голофтеевых, Лепешкиных, Зубовых и других – был возведён новый храм, каменный. Строительство длилось 9 лет: с 1829 по 1838 годы. Спроектировал новую церковь известный архитектор эпохи московского классицизма Ф. М. Шестаков. Он является автором таких замечательных столичных памятников как храм Вознесения Христова на Большой Никитской, или просто Большое Вознесение, колокольни храма в честь святителя Николая в Толмачах, при нынешней Третьяковской галерее и др.

В 1832 году храм на Даниловском кладбище был освящен. Главный престол – в честь Сошествия Святого Духа, а второй оставили в честь святых мучеников Херсонских. Изнутри новая церковь щедро украшена богатой настенной росписью на библейские сюжеты: «Сошествие Святого Духа», «Страшный Суд» и т. д.

В 1901 году недалеко от храма вдова купца Н. И. Гребенского в память о муже построила над его могилой небольшую поминальную церковь-часовню в честь святителя Николая Мирликийского. Она была освящена в 1902 году и используется поныне как часовня.

В начале xx столетия храм сошествия святого духа заметно преобразился. «в 1901 г. церковь сошествия святого духа на даниловском кладбище великолепно отделана усердием ктитора и.я.чернова и благотворителей. в храме сделан новый пол из разноцветных каменных плит, а в алтаре паркетный; иконостас вновь вызолочен, живопись на стенах реставрирована, возобновлена вся утварь. снаружи церковь также отремонтирована и выкрашена масляной краской», – «московские церковные ведомости», 1901г

В 1905 г. расширили южный придел священномучеников херсонесских, ранее находившийся в трапезной, а после перестройки помещенный рядом с главным престолом. храм при этом увеличился почти вдвое, алтари главного и южного придела оказались рядом. новая апсида почти в точности повторила размер и форму апсиды главного храма, а стена южного придела повторила архитектуру стены храма. бывшую наружную стену прорезали большие арки, и пространство храма стало почти единым. единственно, что не было повторено в южном приделе, так это глава, которую не поставили над приделом.

Храм впечатляет богатством церковного убранства, а главное – сохранностью первоначального декора. В этом смысле у храма счастливая судьба, ведь он в числе немногих не был закрыт в советское время и не подвергся разорению. Сохранился классический главный иконостас редкого насыщенного цветового сочетания зеленого с золотом. Особо чтимые иконы Божией Матери «Иверская» и «Скоропослушница», иконы с частицами мощей прп. Серафима Саровского, Блаженной Матроны Московской и прп. Аристоклия Афонского, имеется ковчег со святыми мощами угодников Божиих

Сегодня в храме ежедневно служится Божественная Литургия, а накануне праздничных и воскресных дней – всенощное бдение. В храме, по нуждам верующих, традиционно совершаются и различные требы

Источник: https://bee-lab.ru/hram-sv-duha.ru/?page_id=2

История

В конце восемнадцатого века страшная чума пришла в столицу. Инфекция появилась в госпитале Лифортово. От этой болезни стали погибать до тысячи человек ежедневно. Люди были в панике, власти не знали что делать. Императрица Екатерина вторая посылает в Москву графа Орлова с безграничными полномочиями. Ему должны были подчиняться беспрекословно департаменты.

Граф особым распоряжением указал открыть несколько мест захоронения вдали от столицы. Одним из них стала территория бывшего Даниловского монастыря, поэтому название Даниловское. На нем предавали погребению именитых купцов, мещан, ремесленников и других знаменитых людей. Нашли последнее пристанище здесь купеческая семья Третьяковых, основателей Третьяковской галереи, блаженная Матрона и митрополит Пиритима.

В конце девяностых останки Святой Матроны были перемещены в Покровский храм, но люди приходят к могилке в настоящее время и приносят ее любимые цветы хризантемы. Также был построен небольшой деревянный храм для нужд населения. Со временем это строение через пятьдесят лет пришло в негодность и на денежные средства купцов Солодовникова, Голофтеева, Зубова и Лепешкина была возведена новая церковь из камня.

Архитектором был знаменитый в свое время Шестаков приверженец русского классицизма, он имел легкую руку, все его строения сохранились до настоящего времени.

В начале двадцатого века церковь преобразилась. В ней сделали напольное покрытие из разноцветных плит, а у алтаря паркетный пол. Храм имеет счастливый удел, он не был закрыт в период давления на верующих прошлого столетия. Но после революции семнадцатого года в нем реквизировали золотые и серебряные церковные украшения.

Дорогие братья и сестры! Предлагаем вам посетить уникальный ресурс https://www.slovo-pomoshi.ru/. С его помощью вы можете передать ваши чаяния в Петербургские храмы, часовни, монастыри, также обратиться к праведникам на месте их захоронения. Мы сами напишем записку, отнесем её в храм и отправим вам на почту фотоотчёт. Обращение к Богу с помощью треб помогло многим людям пережить горе, вернуть здоровье и радость мирской жизни.

Полезные статьи:

«ЗАПОВЕДИ» МНОГОДЕТНОЙ МАМЫ-МАТУШКИ АННЫ РОМАШКО 1) Не усложнять себе жизнь многими заботами. 2) Любить всех, кто рядом с детьми. Всегда благодарить тех, кто помогает нам воспитывать и образовывать их. 3) Не быть суетными и тщеславными, не гнаться за успехом, не требовать от ребенка достижений. 4) Научить себя и детей приноси�… Читайте далее

«10 интересных фактов о святителе Спиридоне» Греческая делегация Православной Церкви 30 октября привезла в Киев дар православным христианам — икону святителя Спиридона Тримифунтского и башмачок от святых мощей преподобного. Приведем интересные факты о святом Спиридоне Тримифунтском.1. Преподобный всю свою жизн… Читайте далее

ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом. Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали: — Батюшка, Вы знаете, она ведь у нас курит. — Ну что ж,— ответил я… Читайте далее

Не давайте своих батюшек в обиду Посмотрите, как относятся к своему духовенству евреи и арабы. Никто не собачит своих священников. Евреи знают, что раввины — такие же развратники, взяточники, пьяницы и обжоры, как и все остальные. Но ни один иудей не скажет на своего раввина гадость. Ни один мусульманин вам … Читайте далее

Обязательно к прочтению: Свято-Елисаветинский монастырь Минск

Храм Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище: расписание богослужений и точный адрес

Храм Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище — довольно популярное среди православных христиан место.

Ежегодно многие люди стараются посетить намоленную территорию этой святыни, дабы избавиться от болезней и попросить Господа о здравии для себя и близких. Сам храм, как и территория, на которой он построен, имеет свою историю.

Сегодня храм на Даниловском кладбище представляет собой не только сакральную, но историческую, а также архитектурную ценность.

История

К возникновению храма, как и самого Даниловского кладбища, привела огромная стихийная беда, которая настигла Москву в 18 веке. Во второй половине столетия горожане начали массово умирать от чумы — неизлечимой болезни, забиравшей жизни в считанные дни. Дошло до того, что москвичи начали умирать сотнями, а то и тысячами человек в день.

Местные власти не могли справиться с этой проблемой, и вынуждены были обратиться за помощью к вышестоящим инстанциям. Императрица Екатерина послала в город для решения проблемы своего фаворита, графа Григория Орлова, который был вхож во все государственные учреждения и высшим распоряжением императрицы имел компетенцию принимать экстренные меры.

В виду постоянно растущего количества умерших возникла необходимость открывать новые кладбища. Одним из них оказался погост на территории Данилова монастыря. Сам монастырь был очень древним, его окрестности, как и само здание, обветшали. Поэтому в 1772 году было принято решение построить там новую церковь в честь херсонских мучеников.

Когда и эта постройка обветшала, местные меценаты скооперировались и спонсировали строительство нового храма. Благодаря денежным вложениям дворянских фамилий Голофтеевых, Солодовниковых, Зубовых и Лепешкиных было начато строительство новой святыни.

Строительство храма длилось на протяжении 9 лет. С 1929 по 1838 год над проектом трудились строители, архитекторы и живописцы.

Главным архитектором был Ф.М.Шестаков, автор таких архитектурных произведений, как храм Вознесения Христова на Большой Никитской. Освящено новое строение было в 1832 году. В то время туда уже начали приходить местные жители для совершения молебен.

Обратите внимание

Главный престол архитектурного комплекса был назван в честь Сошествия Святого Духа, второй — в честь Херсонских мучеников. Изнутри эти строения были украшены росписью талантливых живописцев. Настенные картины передают сюжеты библейских повестей.

В 1901 году в окрестностях храма появилось еще одно новое строение. Над могилой местного предпринимателя Н. И. Гребенского его вдова воздвигла небольшую часовню, которая, кстати, сохранилась до наших дней. В наше время эта постройка все еще известна как часовня, куда регулярно приходят не только местные жители, но и приезжают паломники из разных регионов страны.

Архитектурное преображение

В начале 20 века внешний фасад здания и внутренние помещения сильно преобразились. Настенные росписи были дополнены новыми красочными сюжетами. Над росписью храма трудились известные живописцы.

Были проведены ремонтные работы, вследствие чего снаружи здание покрыли новой краской, поменяли полы внутри и отреставрировали некоторые декоративные элементы. Была произведена замена всей утвари, о чем было написано в столичном издании «Московские церковные ведомости» за 1901 год.

В 1905 году были произведены дополнительные изменения, результатом которых стало расширение крыла Херсонских мучеников. Теперь второй престол храма с архитектурной точки зрения в точности повторял очертания и элементы первого престола.

Сегодня этот архитектурный памятник является ярким образцом храмовой архитектурной традиции 18 века.

В храме на Даниловском кладбище собрано большое количество православных икон, которые являются важными объектами для поклонения.

Известными и чтимыми иконами являются:

  • икона «Скоропослушница»;
  • Богородица «Иверская»;
  • икона с частицами мощей Серафима Саровского;
  • образ Матроны Московской;
  • ковчег с мощами святых Господних угодников. Такое количество святынь привлекает не только местных жителей, но и приезжих туристов. Неудивительно, что на богослужения приходит большое количество людей. Традиционно нуждающиеся прихожане могут попросить о свершении церковных треб в свою пользу — заказать литургию, Сорокоуст или молитву о здравии.

Даниловское кладбище

Это место имеет сильную энергетику, так как на протяжении целого столетия там хоронили представителей православного духовенства, хотя история этого кладбища началась значительно раньше, в 1771 году. К могилам пасторов и митрополитов, кто при жизни исцелял людей силой молитвы, и сегодня приезжают многие паломники.

В 2003 году на кладбище был погребен московский митрополит Питирим. В 2021 году к Господу отошел протоиерей, известный православный служитель Иоанн Слугин. Отдав служению в храме много лет жизни, отец Иоанн нашел упокоение в окрестных землях.

Кроме этих людей, там похоронены:

  • художник И. С. Остроухов;
  • футболисты Валерий Воронин, Галимзя Хусаинов;
  • писатель Юрий Яковлев;
  • лингвист А. М. Селищев;
  • искусствовед С. Н. Дурылин.

Не только представители православного духовенства, но и художники, музыканты, писатели и архитекторы обрели упокоение в этом месте. Одно из самых известных захоронений – склеп семьи Третьяковых, местных меценатов.

Храм Сошествия Святого Духа – наиболее известное место на кладбище. Многие столичные православные верующие знают, как добраться до Даниловского кладбища общественным транспортом.

Важно

Частые богослужения – повод навестить храм и провести время в размышлениях, пообщаться со священнослужителями и выслушать их наставления.

Подробнее узнать о расписании богослужений и проведении мероприятий можно, позвонив туда. Телефон.

II. ПОСТАВЛЕНИЕ ЛАИКОВ

1

. В Ветхом Завете физическое рождение определяло принадлежность к избранному народу: только дети Авраама были наследниками обетования Божия. Несмотря на прозелитизм, который особенно был силен ко времени пришествия Христа – «вы обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; но, когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Мт. 23,15) – сами неофиты не считались во всем истинными членами Израиля, а только их потомки. В Новом Завете принадлежность к Церкви определяется духовным рождением: «истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» (Ин. 3,5). Начиная с первой апостольской проповеди в день Пятидесятницы, таинство крещения, как крещения Духом и водою, без которого невозможно спасение, является единственным способов вступления в Церковь.
Древняя церковь знала так называемое крещение кровью – «baptisma sanguinis», – но это было исключение из общего правила, вызванное особо-трагическими временами в жизни Церкви: во время гонения и перед лицом неминуемой смерти. Но и это исключение обуславливалось содержанием догматического учения о крещении, как аналогии смерти. Поэтому, если гонимый и пострадавший (martus), заявивший себя христианином в момент страдания, оставался в живых, то крещение кровью соответственно восполнялось. Другими словами, крещение кровью заменяло таинство крещения только во время гонения и перед самой смертью – «если он (оглашенный) потерпит насилие и будет убит до крещения, он будет оправдан, будучи крещен в своей собственной крови»26 . Только кровь, пролитая во время мученичества во имя Христа, рассматривалась, как таинство крещения.
В крещении человек, умирая для прежней жизни, духовно рождается черезДуха, как новая тварь, для новой жизни в Церкви. Жизнь в Церкви есть служение Богу через Церковь и в Церкви. «Приемля царство неколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить (latreuwmen) благоугодно Богу, с благоговением и страхом» (Евр. 2,28). В крещении мы принимаем благодать для служения (laitreia), которое для автора послания к Евреям есть священническое служение27 .

Как обрезание в Ветхом Завете, крещение водою и Духом есть знак принадлежности к народу Божьему, который сделан Богом «святым священством» (1 Пе. 2,5) в Церкви. «Обрезание – мы служащие Богу Духом (oi Pneumati Qeou latreuonte$) и хвалящиеся Христом Иисусом» (Фил. 3,3). «Laitreia» принадлежит народу Божьему, а через него принадлежит каждом члену. В Церкви каждый является «служащим Богу», т. к. Церковь служит Богу. Свое высшее и полное выражение «laitreia» верных находит в Евхаристическом собрании, которое есть выявление Церкви во всей ее полноте. Евхаристия есть «духовная жертва (pneumatikh qusia)» «разумного служения (logikh$ latreia$)». Поэтому новокрещенный, получивший благодать служения в Церкви, сразу же вводится в Евхаристическое собрание, чтобы участвовать в совершаемой народом Божьим «leitourgia».

Крещение водою и Духом (или в современной терминологии таинство крещения и миропомазания)28 открывает возможность участия в Евхаристическом собрании, в котором священнодействуют те, кто поставлены на служение царственного священства. Крещение, миропомазание и Евхаристия – таковы три благодатных момента, через которые верующий, вступая в Церковь и становясь членом народа Божьего, пребывает в ней в своем царственно-священническом достоинстве.

2

. Высокое звание члена народа Божьего и служение лаиков, как священников и царей, предполагает поставление их в это звание, т. к. в Церкви всякое служение предполагает призвание Божие и сообщение призванному к служению благодатных даров, без которых никакое служение в Церкви невозможно. Последнее время о таинстве крещения, а особенно о таинстве миропомазания, принято говорить, как о «мирянском поставлении»29 Правильность этого утверждения зависит от содержания термина «миряне». Это неправильно, если речь идет о мирянах, как об отдельной группе членов Церкви. Согласно современному школьному учению миряне являются «непосвященными» в противоположность «посвященным», которыми считаются все принадлежащие к священству. Как «непосвященные», они не получили никакого поставления, а потому поставление мирян заключает в себе внутреннее противоречие. Это правильно, если термину «миряне» придавать значение термина «лаики», т. е. члены народа Божьего. Поэтому следует говорить не о мирянском, а о лаическом поставлении.

В первом дошедшем до нас чине крещения, находящемся в «Апостольском Предании» Ипполита Римского, идея поставления выступает вполне ясно. Оно выражается в двух моментах30 . Первый – возложение рук епископа с произнесением молитвы: «Господи Боже, который счел рабов Твоих достойными прощения грехов через баню пакибытия, сделай их достойными преисполниться Твоим Духом Святым и пошли им Твою благодать, чтобы они могли служить Тебе согласно Твоей воле; ибо Тебе слава, Отцу и Сыну и Св.Духу во святой Церкви ныне и присно и во веки веков. Аминь»31 . Церковь устами своего предстоятеля молитвенно испрашивает, чтобы Бог преисполнил крещенных Дуxoм Святым и послал дар Духа для их служения в Церкви согласно его воле. Эта преисполненность Духа есть напоенность Духом, о которой говорил ап. Павел: «Ибо мы все одним Духом крестились в одно тело, иудеи или еллины, рабы или свободные; и все напоены одним Духом» (1Кор. 12,13). На основе этой благодатной напоенности испрашивается крещенным дар Духа для служения в Церкви. «Апостольское Предание» отражает практику Римской церкви конца II-го века, но в своей основе эта практика восходит к более древним временам, возможно даже к апостольской эпохе. «Находящиеся в Иерусалиме апостолы, услышав, что самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого, ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них (epetiqesan ta$ ceira$ ep’ autou$), и они приняли Духа Святого» (Деян. 8,14–17)32 . Как бы мы ни толковали это место Деяний, несомненно одно, что возложение рук входило в таинство приема в Церковь в апостольское время. Для церковного сознания III-го века возложение рук при поставлении на служения было знаком поставления на священническое служение. В молитвенной формуле при возложении рук на новокрещенного мы находим тот же глагол «servire (leitourgein)», какой употребляется и в молитвенной формуле поставления епископа. Это употребление одного и того же глагола при возложении рук в одном и другом случае не случайно, а указывает на одно и то же служение: одному испрашивается первосвященническое, а другому – священническое служение33

Второй момент поставления лаиков, который дополняет и раскрывает первый, – возлияние св. елея, совершаемое епископом с возложением руки34: «Я помазываю тебя святым елеем в Боге Отце Вседержителе и Христе Иисусе и Духе Святом». В Ветхом Завете помазание имели священники и цари. Служение, на которое поставляется новокрещенный через испрашивание даров Духа, есть царственно-священническое служение35 .

Мне нет необходимости излагать историю чинов крещения и миропомазания, т. к. современный православный чин крещения и миропомазания при всех изменениях, которые он претерпел, не утратил идеи поставления лаиков. Правда, момент возложения руки епископа выпал из этих чинов, но следы его остались в них. В «Измовении на восьмый день» говорится о возложении не руки епископа, а державной руки Божьей. Вторая молитва в славянском переводе читается так: «Владыко Господи Боже наш, купелию небесное осияние крещаемым подаваяй, паки родивыйа раба Твоего новопросвещеннаго водою и Духом, и вольных и невольных грехов оставление тому даровавый, возложи на него руку Твою державную, и сохрани его в силе Твоей благости, некрадомо обручение сохрани, и сподоби его в жизнь вечную и в Твое благоугождение». Возложение державной руки Божьей совершается для поставления в горнее звание члена народа Божьего, как это следует из молитвы над водою, в которой испрашивается: «Покажи воду сию, воду избавления, воду освящения, очищения плоти и духа, ослабу уз, оставление прегрешений, просвещение душ, баню пакибытия, обновление духа, сыноположения дарование, одеяние нетления, источник жизни… Явися, Господи, на воде сей, и даждь претворитися в ней крещаемому… и сохранив дар Святаго Твоего Духа, и возрастив залог благодати приимет почесть горняго звания

(to brabeion th$ anw klhsew$) и сопричтется перворожденным написанным на небеси, в Тебе Бозе и Господе нашем Иисусе Христе». Почесть горнего звания и сопричтение к перворожденным,написанным на небесах, и есть звание члена народа Божьего в его священническом служении.

Помазание св. елеем сохранилось в современном чине миропомазания. Оно совершается в настоящее время тем лицом, которое совершает таинство крещения и миропомазания, при произнесении формулы «Печать дара Духа Святаго» 36 . Вопреки школьной догматике, бессознательно или сознательно шотказавшейся от учения о священническом достоинстве лаиков, а потому не знающей, как определить сущность самого совершаемого Церковью таинства37 , помазание есть «sfragi$», печать принадлежности лаиков к стаду Божьему, народу Божьему, составляющему «святое священство».

В настоящее время, как и в древности, новокрещенныйа облекается в белые одежды. Мы не знаем точно, когда возник обычай облечения новокрещенных. Возможно, что об этом уже говоится в Апокалипсисе: «Сии облеченные в белые одежды (ta$ stola$ ta$ leuka$) кто, и откуда пришли?»(Ап. 7,13). Обычай облачения новокрещенных в светлые одежды не был повсеместным до IV-гo века 38 . во всяком случае, Римская церковь в начале III-го века не приняла еще этого обычая: Ипполит Римский ничего о нем не говорит в своем «Апостольском Предании». Если бы этот обычай существовал, то он несомненно указал бы на него, т. к. у него мы имеем не описание чина вступления в Церковь, а изложение самого чина. Первые несомненные указания для Запада об облачении новокрещенных мы находим у Амвросия Медиоланского 39 , а для востока у Кирилла Иерусалимского. Последний говорит следующее: «Совлекши же с себя ветхие ризы, а облекшись в духовные, белые, надлежит всегда быть облеченным в белое. и без сомнения разумеем не то, что всегда должно тебе облекаться в белые одежды, но необходимо быть тебе облеченным в то, что подлинно бело, светло и духовно»40 . Евсевий в «Vita Constantini» подробно рассказывает об одеждах, в которые был облачен Константин Великий. Автор книги «О церковной иерархии» рассказывает, как совершается облачение новокрещенного: «После сего иереи, взявши крещаемого, вручают восприемнику и руководителю его в обращении, и вместе с ним, возложив на посвященного приличную одежду, опять приводят к иерарху, который запечатлев его богодейственныма миром, объявляет наконец достойным причащения священносовершительной Евхаристии»41 . Наиболее обычное наименование для одежд, в которые облекались новокрещенныеа на Западе, было: «alba (vestis)» или «vestis candida», а на Востоке: imatia leuka, esqh$ lampa, stolh lampa. Вероятно, не позднее VIII-го века облачение сопровождалось литургической формулой. По Синайскому Евхологию XIII-го века риза, в которую облекается новокрещенный, берется с престола: «Возьми ризу (stolhn) святую и нескверную, которую принес рукою своею к престолу Господа нашего Иисуса Христа и прииди в жизнь вечную»42 . В современном чинопоследовании облачение совершается священником при произнесении следующей формулы: «Облачается раб Божий в ризу правды во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Обычай облачения, повидимому, возник не столько под влиянием слов ап. Павла: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3,27), сколько под влиянием притчи о званных: «Царь, вошедши посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду» (Мт. 22,11)43 . Избранный Богом и Богом поставленный на служение в Церкви облекается в брачную одежду, без которой он не может приступить к Трапезе Господней. Белая одежда была символом священнического достоинства каждого члена народа Божьего, который, как священник Богу своему, облачается в особую одежду44 . Литургически как-будто бесспорно, что фактическая невозможность всем верным, участвующим в Евхаристическом собрании, облекаться в особые одежды, привела к тому, что особые одежды сохранились только за членами клира45 . Исторически также бесспорно, что облачение в крещальные одежды утвердилось в церковной практике раньше, чем облачение в особые одежды при поставлении в священство.

В то время, как в догматическом Богословии учение о царственно-священническом служении лаиков постепенно исчезает, литургическая мысль продолжает его развивать, пытаясь выразить более определенно в самом чинопоследовании не только момент поставления лаиков на священническое служение, но и момент поставления их в царственное достоинство. Нет никаких сомнений, что литургическая мысль вдохновлялась I посланием Петра, а особенно Апокалипсисом, в котором говорится, что все верные сделаны «царями и священниками Богу и Отцу Своему» 46 . С другой стороны попытка выразить литургически это учение указывает, как понималось само учение.

На Западе очень рано появился обычай возлагать на голову новокрещенного род шапочки, называемой «linteum, chrismale, capра, mitra», чтобы предохранить место помазания святым миром. На Востоке этого обычая не существовало, т. к. помазывалась не только голова, но а разные части тела. Тем не менее, мы находим в греческих Евхологиях возложение на голову «koukoulion», сопровождаемое молитвою, которая надписывается как «euch tou koukouliou» или «euch tou diadhmato$»47 . Последняя молитва указывает на идею поставления на царство. Особенно ясно эта идея нашла выражение у коптов, армян, маронитов и якобитов, у которых имеется «венчание» на царство через возложение на голову венка из листьев мирты и пальм или короны. Как в ритуале сирийских якобитов мы находим следующую молитву: «Corona, Domine, hunc servum tuum decore et gloria, sitque eius vita in bene»48 . Наше современное чинопоследование сохранило идею поставления на царство: «Господи Боже наш, от исполнения купельнаго Твоею благостью освятивыйа в Тя верующия, благослови настоящаго младенца, и на главу его благословение Твое да снидет, и якоже благословил еси пророком Самуилом Давида царя, благослови и главу раба Твоего рукою мене грешнаго, приходя ему Духом Твоим святыми, яко да преспевая и возрастом, и сединами старости, славу Тебе возслет, и увидит благая Иерусалимова вся дни живота своего» (Молитва пред пострижением). В молитве испрашивается, чтобы Господь благословил новокрещенного, как Он благословил через пророка Самуила на царство Лавида. Хотя в чинопоследовании ничего не говорится о том, что епископ или священник, совершающий таинство приема в Церковь, должен возложить руку на него, но это следует ясно из самой молитвы. Одновременно эта молитва указывает, что идея рукоположения лаиков окончательно не исчезла из современного чина крещения 49 .

Поставленный на царственно-священническое служение новакрещенный постригается с произнесением литургической формулы: «постригается раб Божий во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Это пострижение вполне соответствует пострижению клириков и, повидимому, перенесено с последних на лаиков. Основная идея обряда пострижения, одного из наиболее древних, заключается в полном и особом посвящении постригаемого лица на служение Божеству. Как кажется, первое указание на пострижение новокрещенных находится у Симеона Фессалоникийского50 . Он говорит об этом, как об установившемся обычае, который, следовательно, должен был появиться гораздо раньше XV-го века. Пострижение новокрещенных является знаком их вступления в клир в широком смысле, как сопричтения к тем, кого сам Бог избрал, как Свой удел, и которых Бог есть часть и удел на Земле.

Как священник Богу и Отцу, при воцерковлении, совершаемом после крещения, новокрещенный мужского пола вносится в алтарь и трижды обносится вокруг престола. В требниках русского издания этот чин изменен: «и вводит е во св. жертненник, аще будет мужской пол». Не может быть сомнения, что это изменение произошло под влиянием школьного Богословия, которое не считало возможным допустить, чтобы мирянин, который остается в Церкви непосвященным, вводился бы в алтарь и обносился вокруг него, как это совершается при рукоположении в священные степени.

Наконец, по Ипполиту Римскому, епископ по миропомазании дает навокрещенному поцелуй мира со словами: «да будет Господь с тобою», на что тот ответствует: «и со духом твоим»51 . При поставлении епископа, по свидетельству того же Ипполита, поцелуй мира дается вновь поставленному епископу: «и когда он поставится епископом, пусть каждый даст ему поцелуй мира, приветствуя его, потому что он сделан достойным этого»52 , т. е. епископского служения. Новокрещенный получает поцелуй мира, т. к. и он «сделан достойным этого – dignus effectus est» т. е. царственно-священнического служения.

3

. Пострижение, рукоположение, облачение и обвождение вокруг престола – таковы акты, входящие в состав чина таинства приема в Церковь. Все эти моменты имеются и в современном чинопоследованииа таинства священства. Это совпадение не случайное. Оно свидетельствует, что в литургическом сознании таинство вступления в Церковь рассматривается, как таинство поставления новокрещенного. Неважно, в какой исторической последовательности возникли те или иные моменты обоих таинств. Для меня важно подчеркнуть, что литургическая мысль сознательна их сближает, а тем самым сближает и оба таинства в их основе. Духовно-рожденный в таинстве крещения, новокрещенный поставляется на служение в Церкви в своем звании члена народа Божьего, народа царей и священников, чтобы он сохранил одежду крещения и обручение Духа нескверно и непорочно в день страшный Христа Бога нашего». Дух есть залог (arrabwn) будущего века, грядущего эона Духа, который наступит в «день Господень». Сохранивший обручение Духа» сохраняет себя в день Господень, который наступает и в каждой Евхаристии, где он совместно со всем народом служит Богу. Одежда крещения есть одеяние священника для священнического служения в Церкви.

Члены Церкви – члены народа Божьего, а это означает, что наименование лаика по подлинному церковному сознанию в себе самом содержит идею поставления. Литургическое свидетельство, основанное на Писании, есть свидетельство Церкви. Когда идея «посвящения» еще не разрезала тело Церкви на две части, поставление новокрещенных делало их всех посвященными (teloumenoi). Так называл членов Церкви автор книги «О церковной иерархии»53 . Церковь состоит из поставленных или, по выражению псевдо-Дионисия, из посвященных Богу на служение Ему в Церкви. Поэтому лаик не может противопоставляться посвященным – ierwmenoi$, sacratis hominibus – , а только непосвященным – profanis, anieroi$ -, т. е. тем, кто не в Церкви, кто не является членом народа Божьего. Церковь не знает этого противопоставления, т. к. она в Писании и в литургической своей жизни свидетельствует о всех, что они цари и священники Богу и Отцу. В Церкви не может быть мирян (biotikoi), житейских, мирских, т. к. Церковь не принадлежит этому эону и все вступившие в нее, получив залог Духа, пребывая в нашем веке, принадлежат будущему эону. Как может быть непосвященным тот, о котором сказано: «Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Апок. 2,17). Напоминанием об этом новом имени, которое может быть сказано только на Евхаристическом собрании, заканчивает Ипполит Римский свое изложение чина вступления в Церковь54 . «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон: и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое… Побеждающему дам сесть со Мною на престоле моем, как и Я победил и сел со Отцема Моим на престоле его» Апок. 3,12,21). Новое имя есть имя Церкви и имя члена Церкви.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]