Мiръ
Россия Орловская область Орёл Храм Смоленской иконы Божией Матери (Орёл) Идёт загрузка карты…
{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:52.9536209999999982755980454385280609130859375,»lon»:36.06832899999999852980181458406150341033935546875,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%A1%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B_%D0%91%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B5%D0%B9_%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8_(%D0%9E%D1%80%D1%91%D0%BB)\» title=\»\u0425\u0440\u0430\u043c \u0421\u043c\u043e\u043b\u0435\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0438\u043a\u043e\u043d\u044b \u0411\u043e\u0436\u0438\u0435\u0439 \u041c\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438 (\u041e\u0440\u0451\u043b)\»\u003E\u0425\u0440\u0430\u043c \u0421\u043c\u043e\u043b\u0435\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0438\u043a\u043e\u043d\u044b \u0411\u043e\u0436\u0438\u0435\u0439 \u041c\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438 (\u041e\u0440\u0451\u043b)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: »’\u0425\u0440\u0430\u043c \u0421\u043c\u043e\u043b\u0435\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0438\u043a\u043e\u043d\u044b \u0411\u043e\u0436\u0438\u0435\u0439 \u041c\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438 \u0432 \u041e\u0440\u043b\u0435»’ — \u0441\u0430\u043c\u044b\u0439 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u044b\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0430, \u0432\u044b\u043f\u043e\u043b\u043d\u0435\u043d \u0432 \u0440\u0443\u0441\u0441\u043a\u043e-\u0432\u0438\u0437\u0430\u043d\u0442\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u043c \u0441\u0442\u0438\u043b\u0435. \u0411\u044b\u043b \u0437\u0430\u043a\u0440\u044b\u0442 \u0432 1938 \u0433\u043e\u0434\u0443. \u0412 1994 \u0433\u043e\u0434\u0443 \u0445\u0440\u0430\u043c \u0432\u043e\u0437\u0432\u0440\u0430\u0449\u0435\u043d \u041e\u0440\u043b\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e-\u041b\u0438\u0432\u0435\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0435\u043f\u0430\u0440\u0445\u0438\u0438, \u0438 \u043a 1995 \u0433\u043e\u0434\u0443 \u0431\u044b\u043b\u0438 \u043d\u0430\u0447\u0430\u0442\u044b \u0432\u043e\u0441\u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b.»,»title»:»\u0425\u0440\u0430\u043c \u0421\u043c\u043e\u043b\u0435\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0438\u043a\u043e\u043d\u044b \u0411\u043e\u0436\u0438\u0435\u0439 \u041c\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438 (\u041e\u0440\u0451\u043b)»,»link»:»»,»lat»:52.9536209999999982755980454385280609130859375,»lon»:36.06832899999999852980181458406150341033935546875,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}
52.953621; 36.068329
Россия, Орёл, улица Нормандия-Неман, 27
Орёл,Орловская область302026
Россия
Телефон:
+7 (4862) 590431
E-mail:
Храм Смоленской иконы Божией Матери в Орле
— самый крупный храм города, выполнен в русско-византийском стиле. Был закрыт в 1938 году. В 1994 году храм возвращен Орловско-Ливенской епархии, и к 1995 году были начаты восстановительные работы.
История[править]
Смоленский собор расположен при пересечении бывшей Николо-Песковской (Нормандия-Неман) и бывшей Смоленской (Маяковской) улиц, и, хотя он утратил до половины первоначального архитектурного облика, по-прежнему радует взор, а благодаря своему удачному расположению виден из многих точек Орла,являясь архитектурной доминантой нашего города.
Первая Смоленская церковь была заложена жителями Стрелецкой слободы в 1767 г. по благословению преосвященного Тихона (Якубовского), епископа Севского и Брянского.
Жителями слободы были сосланные в Орёл Петром I после бунта 1698 года стрельцы. Большинство из них были старообрядцами, тем не менее в Орле переселенцы стали посещать храмы официальной Церкви. Ввиду отдалённости Стрелецкой слободы от центра города встал вопрос о строительстве храма. Его открытие было особенно важным ввиду активной деятельности раскольнических проповедников-беспоповцев, молельня которых располагалась неподалёку.
Учитывая действовавший при Екатерине II негласный запрет на строительство новых церквей, именно необходимостью как ведения миссии среди старообрядцев, так и противодействия влиянию раскольников обосновывал архипастырь поданное на Высочайшее Имя прошение о строительстве нового храма.
Ответом императрицы Владыке и новым орловцам был Указ «о дозволении им за прописанном в том прошении резонах построить церковь каменного здания во имя Одигитрии Смоленской Пресвятыя Богородицы» на земле однодворца Ивана Чепахина, в самом центре слободы.
Алтарем храм был ориентирован строго на восток, согласно православной традиции. Выделенной земли (18/30 саженей) хватило и на храм, и на отдельно стоящую колокольню, и на сад, в котором в дальнейшем был построен и новый, сохранившийся Смоленский храм. Первый («древний») был разрушен в начале 1940-х годов, перед началом Великой Отечественной войны (тогда же начата разборка колокольни храма), на его месте позже находился кинотеатр «Комсомольский».
Основной храм в дальнейшем расширялся приделами, и в законченном виде имел три престола: во имя Смоленской иконы Божией Матери, Нерукотворного Образа и Дмитрия Солунского. В 1777 году в храме уже совершались богослужения. Строился он под руководством старосты Ивана Еленина на средства прихожан, и на их же добровольные пожертвования украшался. В 1852 году «Орловские губернские ведомости» опубликовали завещание купца, потомственного гражданина Ивана Серебренникова, о выделении 8000 рублей серебром и ежегодные 10-процентные доходы его сыновей на построение нового храма во имя Смоленской иконы Божией Матери.
Святынями храма являлись иконы Смоленской Божией Матери и мученика Мины Александрийского. Церковь упоминается в произведениях Н. С. Лескова «Мелочи архиерейской жизни» и «Соборяне».
Проект храма разработал в 1856 г. архитектор Ефимов. В 1857 г. была освящена закладка. В 1869 г. в этой церкви венчался орловский летописец Г. М. Пясецкий.
Главная церковь еще достраивалась и была закончена в 1889 году, в 1895-м была освящена, в 1908-м — возведена колокольня. В 1899 году при церкви открыта школа для неимущих прихожан.
В 1938 году храм был закрыт, а в период немецкой оккупации использовался под бомбоубежище. В 1951 году были разобраны остатки колокольни, до 1995 г. в храме размещался хлебозавод.
В апреле 1994 г. постановлением главы администрации Орловской области церковь передана Орловско-Ливенской епархии. 10 августа 1995 г. после торжественного богослужения и крестного хода церковь снова стала действующей. В апреле 1998 г. состоялось освещение нового (правого) алтаря Нерукотворного Спаса, возведенного по проекту дизайнера А. И. Кавешникова. Левый алтарь церкви освящен во имя святого мученика Дмитрия Солунского — покровителя воинов. В мае 1998 г. для главного купола храма на заводе им. Медведева был изготовлен православный металлический крест. В декабре 1999 г. закончены работы по отделке золотом купола центральной главы храма и креста на ней. В 2014г. были выполнены работы по внутренней росписи храма, а в 2015г. — установлен новый иконостас.
Духовенство
Кроме отца настоятеля, в Смоленском храме Орла служат несколько священников:
- Иерей Серафим (Юрашевич). Родился в 1965 году, обучался в Минской и Московской духовных семинариях. Женился в 2002 году. Удостоен многочисленных наград за свое служение.
- Иерей Олег (Анохин). Достаточно молодой священник, ему 39 лет. Бывший милиционер, отслужил в МВД с 2000 по 2006 годы. В 2007 году принял решение поступить в Белгородскую духовную семинарию. Имеет две награды, женат, есть сын.
- Иерей Владислав (Косенко). Родился в 1974 году, женился в возрасте 19 лет, имеет троих детей. С юности шел к Богу, в 1991 году был певчим в Свято-Вознесенском храме города Краснодара. В 2016 году окончил Московскую духовную семинарию, учился заочно. Имеет несколько наград.
Паломнику[править]
Храм открыт ежедневно с 7:30 до 18:30, в воскресные дни и двунадесятые праздники — с 6:30.
Расписание богослужений:
В будние дни: Божественная Литургия в 8:00, вечернее богослужение — в 17:00;
воскресные дни и двунадесятые праздники: две Божественные Литургии — ранняя — в 7:00 и поздняя — в 9:30; вечернее богослужение — в 17:00.
По пятницам, за вечерним богослужением читается акафист Божией Матери перед иконой «Смоленская».
По воскресеньям, за вечерним богослужением читается акафист перед иконой Божией Матери «Всецарица».
Настоятель
Говоря о церкви, нельзя умолчать о ее настоятеле. Протоиерей Николай Шумских назначен им с 2013 года. Священнику 46 лет, он женат и имеет шестерых детей.
У отца Николая высшее семинарское образование, обучение он проходил с 1993 по 1997 годы. За время своего служения был удостоен рядом наград:
- В 2013 году была получена медаль в честь 900-летия подвига священномученика Кукши.
- Спустя год отец Николай был отмечен патриаршим знаком в честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского.
- В 2015 году получил медаль в 1000-летие представления святого равноапостольного князя Владимира.
- Последней награды батюшка удостоился в 2021 году, это медаль I степени преподобного Кукши.
Храмовые святыни
Главной святыней Смоленского храма в Орле является образ Пресвятой Богородицы. О его названии нетрудно догадаться — это Божья Матерь «Смоленская». По преданию, икона была написана при жизни Девы Марии евангелистом Лукой.
В церкви находятся иконы великомученика Дмитрия Солунского и мученицы Татьяны с частицами их мощей. Еще одни образы, особо почитаемые прихожанами, это Пресвятая Богородица «Всецарица» и преподобный Серафим Саровский.
В Смоленском храме можно приложиться к мощевику, в котором находятся частицы угодников Божьих. И увидеть одежду преподобного Меркурия Киево-Печерского, в нее были облачены мощи святого.
О формах православных крестов на храмах, надписях на крестах и о полумесяце
Единая форма православных крестов в официальном порядке не установлена. Наиболее широкое применение в настоящее время получили восьмиконечные кресты — с косой нижней перекладиной. Эта форма крестов известна с древнейших времен, но распространение на Руси получила начиная с XIV века. Иногда можно столкнуться с мнением, что полулунный знак в основании креста появился после татаро-монгольского нашествия как символ «поверженного» ислама — это совершенно неверно. Исследователи утверждают, что крест на полулунном основании применялся в Византии задолго до христианизации Руси и, по древнейшим источникам, имеет разное символическое прочтение. Крест — это небо, столп церкви, свет истинный, солнце. Полулуние — это земля, лоно церкви, свет отраженный, луна.
Изогнутую планку, как и косую перекладину, связывают еще с монашеским облачением, считающимся одеянием воина Христова: кпобук — это шлем, крест — это оружие, изогнутая планка — это гарда (щит, прикрывающий руку воина). В церковных молитвах «Крест Христов есть меч духовный, которым побеждаются враги видимые и невидимые», «оружие мира». Отсутствие полулуния на древних нательных крестах и применение его только на храмах указывают на наиболее точное толкование этого символа — «церковь — корабль». Согласно древнейшим постановлениям апостольским, православный храм повелевалось созидать «наподобие корабля, продолговато устроенным, на восток обращенным». Добавлю, что для Смоленской церкви наверху столпа крестов в круглом поле, в металле, написано «Ника», что в переводе с греческого означает «победитель». (Этот символ точно соответствует назначению храма-памятника!). В центре крестов, в круглом поле — восьмиконечный православный крест с косой перекладиной над возвышением, символизирующим Голгофу — гору, на которой распяли Христа. С XVI века вокруг этого возвышения стали писать «М. Л. Р. Б.», то есть «место лобное рай бысть», в переводе со старославянского — «место лобное стало раем». Мы подчас не задумываемся, какой глубокий — буквальный, не переносный — смысл имеет известная фраза «Красота спасет мир».
О гармонии архитектуры прошлого и настоящего
В проектах реставрации объектов, имеющих важное градостроительное значение, рассматриваются возможности восстановления наилучшего обзора памятника архитектуры с учетом сложившейся градостроительной ситуации. Визуальное восприятие Смоленской церкви с центральной площади, по всему протяжению улицы Ленина, через исторический центр г. Орла по своей значительности просто уникально.
В 60–70-е годы нагорная часть Советского района застраивается престижными зданиями от гостиницы «Салют» до городского сада XIX века, город искусственно делится на две визуально изолированные части. Связь современного центра города с историческим центром нарушается, исчезает широкий визуальный охват деталей с энергичным разворотом водного зеркала поймы р. Оки. Выразительный и индивидуальный ландшафтно-эстетический потенциал г. Орла, созданный самой природой, навсегда утрачивается для современного центра города. Поэтому роль и значение сохранившегося узкого коридора видимости на старый город с центральной площади трудно переоценить.
Пешеходная брусчатая улица Ленина — это гордость орловцев и визитная карточка города, поэтому крайне нежелательно встраивать «пломбы» в живую ткань рядовой застройки XIX — начала XX веков домами из силикатного кирпича, дающего сухие и невыразительные фасадные плоскости. С выходом на Александровский мост вертикаль Смоленской церкви как бы исчезает, уходя за горизонт, но появляется «второе дыхание» пространственной связи — мгновенно раскрывается величественная панорама всего исторического центра города на 180 градусов по створу реки Орлик. Это лицо города.
Образно воссоздать панораму церквей и престижных домов помогают многочисленные архивные фотографии начала XX века. Легко просматривались церкви Покровская, Преображенская, Богоявленская, Николы Рыбного, Михаила Архангела с часовней, Васильевская, а также учреждения и доходные дома, имеющие высокую архитектурную ценность — гостиный двор, гостиница «Берлин», Коммерческий банк, магистрат, народное училище, Русско-Азиатский банк, водяная мельница. Исчезновение основных вертикалей и выпадение некоторых зданий из силуэта панорамы обедняет центральную городскую застройку. Но даже немногое, например, воссоздание шпиля магистрата и башен Коммерческого банка с надлежащей покраской старой и новой застройки, преобразит город, позволит наполнить его смысловым содержанием. Станет ясной и необходимость восстановления доминанты панорамы — колокольни Смоленской церкви. Очевидно, что, отреставрированная, с воссозданием колокольни, Смоленская церковь станет настоящим украшением города.
Почему так притягивает взор и радует душу красота православного храма? Потому что эта рукотворная красота создана по божественным принципам гармонии, которыми руководствовался сам Творец, Создатель. Созерцание божественных пропорций гармонизирует весь наш строй — и душевный, и физический. Так почаще любуйтесь нашими храмами!
***
Материал подготовлен на основе статей: М. Скоробогатов. Смоленская церковь. «Просторы России», 23.05.1997 г.; Т. Павлова. Почаще любуйтесь нашими храмами. «Орловская правда», 6.01.2000 г.
***
Статья Р. М. Алексиной, автора исторической записки к проекту реставрации Смоленской церкви.
***