История иконы
История Боголюбской иконы связана с настоящим чудом, произошедшим в 1157 году, когда князь Андрей Долгорукий отправился из Вышгорода в Суздаль для утверждения там великокняжеского престола. Князь славился своим благочестием; при нем находилось несколько очень почитаемых икон, в том числе и чудотворная икона Божией Матери, получившая впоследствии название Владимирской.
18 июня (1 июля по новому стилю) неподалеку от города Владимира телега, на которой везли икону, вдруг встала, и сдвинуть ее с места не удавалось никакими усилиями. Когда же князь уединился в походном шатре, чтобы помолиться, ему явилась сама Матерь Божия и наказала поместить Свою чудотворную икону, которую он вез, во Владимире, а на том месте, где случилась остановка, возвести церковь и основать обитель. Князь же повелел написать икону Богоматери, какой увидел Ее явление.
Через два года Боголюбская икона Божьей матери, как ее стали называть, была с торжественным молебствием внесена в храм, воздвигнутый по повелению Богоматери. Когда во времена монгольского нашествия храм был сожжен, уцелела лишь икона «Богоматерь Боголюбская». Впоследствии она не раз защищала монастырь, и после вражеского разорения он восстанавливался и приобретал еще большую славу.
Наибольшую известность приобрела Боголюбивая икона Божией Матери, когда в 1771 году разразилась эпидемия чумы, но благодаря иконе она не коснулась ни монастыря, ни близлежащего села Боголюбово. Когда же икону перенесли во Владимир, то эпидемия там чудодейственным образом прекратилась.
В чем помогает молитва пред этим образом Богородицы
Икона Божией Матери Боголюбская
Перед Боголюбской иконой традиционно возносят молитвы об исцелении от болезней, при всякой скорби душевной и телесной. Молят Пречистую о скором заступничестве в сложных жизненных ситуациях. Сугубо молятся о защите от стихийных бедствий, эпидемий, утишении национальной розни, об урожае, мире в стране, о путешествующих. Вспоминая чудеса исцеления, явленные Боголюбской иконой, просят о выздоровлении больных детей.
Описание иконы
Подлинная Боголюбская икона дошла до нас в катастрофическом состоянии: очень плохая сохранность, многочисленные последующие наслоения не позволяли увидеть ее первоначальный облик, и лишь благодаря реставраторам мы имеем представление о том, какой красочной она была. Особенность этой иконы в том, что, в отличие от византийских образцов, лик Богородицы более соответствует славянским представлениям об идеале красоты. Это подчеркивает более яркий румянец на Ее щеках и ярко-голубые, а не карие глаза.
На Боголюбской иконе Богоматерь изображена по описанию самого князя: Она стоит в полный рост, Ее лик и руки, воздетые в молитве, обращены к Иисусу, образ Которого помещен в правом углу вверху. В правой руке Богоматери свиток с молитвой, а над Ее главой – клейма с пятью иконами, которые князь вез с собой.
По иконографическому типу Боголюбская икона относится к Агиосоритиссе (Заступнице, Просительнице) и считается «обетной» иконой.
Нередко списки с нее писались «по обету», и тогда внизу мог быть изображен заказчик списка, припадающий к стопам Богоматери. Широко распространен также список с коленопреклоненным князем Андреем Боголюбским.
Иногда на списках иконы изображали целую группу святых и угодников, преклонившихся перед Матерью Божией и возносящих Ей молитву, а наверху – Иисуса Христа, благословляющего Свою Матерь – Царицу Небесную (это подчеркивает царский венец на Ее главе). В храмах подобные изображения Богоматери Агиосоритиссы служат обычно парными образу Христа Милосердного.
Иконография
Существуют следующие иконографические типы изображения Богоматери:
- Оранта — Богородица, держащая на руках младенца, с воздетыми руками и ладонями, обращёнными наружу;
- Елеуса — Пречистая Дева с младенцем, который прижимается своей щекой к матери;
- Одигитрия — Богородица, сидящая на троне. На руках она держит младенца со свитком;
- Панахранта — Богородица, восседающей на троне с младенцем на руках. Рука Богоматери направлена к младенцу;
- Агиосоритисса — Пречистая Божия Матерь без младенца в молитвенном обращении.
Иконографический тип Боголюбской иконы — Агиосоритисса. Он символизирует моление Богоматери за людей. Однако в ней содержатся и элементы других иконографических типов — Одигитрии и Оранты.
Иконографический тип Боголюбской иконы — Агиосоритисса
Молитва перед иконой
О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.
(6 оценок, среднее: 4,17 из 5)
Где находится святой образ
С самого момента своего обретения Боголюбская икона находилась в церкви Рождества Богородицы, которая была заложена князем Андреем Боголюбским в 10 верстах от Владимира – на месте, где ему явилась Богоматерь. Возле этого храма позже был построен Боголюбский монастырь. В нём святой образ Богородицы оставался до начала XX века.
После того, как монастырь был закрыт, икону перевезли во Владимир, где она пребывала в церкви Иоакима и Анны до окончания Великой Отечественной войны. После войны местом пребывания иконы был определён краеведческий музей города Владимира. Там она находилась до 1992 года, после чего была перемещена в Успенский собор, где находилась в течении 17 лет. После этого в связи с плохим состоянием иконы её было решено передать на реставрацию во Владимиро-Суздальский музей. Там этот чудотворный образ находится и сегодня.
Подлинный лик Богородицы открыли не сразу — только после реставрации в 1970 году
Богородица Боголюбская изображена в полный рост. В руке Дева Мария держит свиток со словами молитвы, а ликом обращена к Господу с просьбой послать благословение.
На некоторых вариантах иконы также изображён князь Андрей Боголюбский, смиренно припадающий к ногам Небесной Царицы.
Боголюбская икона Богородицы с изображением коленопреклоненного Андрея Боголюбского. Один из вариантов иконы
Написан образ крайне искусно. По стилю письма можно сказать, что авторство принадлежит иконописцу византийской школы.
Однако первоначальная живопись до нас почти не дошла. За всю историю к Боголюбской прикоснулась не одна кисть художника, поэтому её подлинный облик был скрыт под слоями репродукции.
Только к 1970 году московским реставраторам удалось раскрыть, а позже частично реставрировать фрагменты первообраза.
Лик Пресвятой Богородицы Боголюбской. Вид после реставрации
О том, насколько велико значение Боголюбской иконы для русского народа, можно судить по количеству списков с неё. Некоторые из них явили себя как чудотворные.
Один из списков с иконы Боголюбской Божией Матери
Чтимые чудотворные списки с иконы
Список — это копия, выполненная с иконы-оригинала. Русский народ за тысячу лет, прошедшие с момента обретения Боголюбской иконы, создал десятки списков этого образа, которые восприняли её чудотворную силу. Перед этими списками совершали молитвы во время эпидемий, внутренних распрей и при вторжении внешних врагов.
Наиболее старым списком является Московская икона Боголюбской Богородицы. Список прославлен тем, что во время страшной чумы 1771 года спас жителей Москвы от эпидемии. С начала ХХ века этот чудотворный список пребывает в Москве, в храме Петра и Павла.
Боголюбская икона Божией Матери
Портал «Слово»
К числу немногих сохранившихся домонгольских икон относится чудотворный образ Богородицы Боголюбской, иконы, написанной по воспоминанию о чудесном явлении Божией Матери.
В 1157 году святой благоверный великий князь Суздальский Андрей Юрьевич Долгорукий, один из первых собирателей и строителей Российской земли, нареченный за благочестие Боголюбским, покинул Вышгород и направился на свою родину, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях.
Святому князю сопутствовала чудотворная икона Владимирской Божией Матери. 18 июня по ст.ст., примерно в десяти верстах от Владимира, повозка с иконой внезапно остановилась без видимых причин, и лошади не могли сдвинуть ее с места.
Совет
Во время усердной уединенной молитвы в походном шатре князю явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить церковь и основать монастырь в честь Ее Рождества.
Вдохновленный явлением Богоматери, святой князь Андрей повелел написать на кипарисовой доске икону Пресвятой Богородицы такой, как Она явилась ему – стоящею с поднятыми в молитве руками и ликом, обращенным к Господу Иисусу Христу. В правой руке Богородица держала свиток с молитвой к Своему Сыну, да благословит Он место сие, Ею избранное, что и отражено в созданном образе.
Над образом Пречистой Девы помещены клейма пяти икон, сопутствовавших князю Андрею в его путешествии: Спасителя, Владимирской иконы Божией Матери, Иоанна Предтечи, Архангелов Михаила и Гавриила.
Новонаписанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Пресвятой Богородицы и названа Боголюбивою, или Боголюбскою, по имени города, возникшего рядом с этим богоизбранным местом.
Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, и только один Боголюбский образ Божией Матери остался невредимым.
Половцы и татары не раз разоряли эту обитель, но Пречистая всегда оставалась верною Защитницею принятого Ею под Свой покров монастыря, и слава его, и внешнее благосостояние росли век от века.
В XV столетии великий князь Василий Темный повелел поставить список с чудотворной иконы в дворцовую Сретенскую церковь Московского Кремля, а в 1680 году благочестивый царь Федор Алексеевич Романов приложил к иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями.
Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры (эпидемия 1771 года во Владимире).
Обратите внимание
Примечательно, что в самом начале своего существования чудотворный образ целых девять лет пребывал при княжьем дворе в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове рядом с другой великой чудотворной иконой – Владимирской Божией Матерью. Оба знаменитых образа Пречистой Богородицы стали своего рода палладиумом первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси.
Иконография
Боголюбский образ восходит к типу известной константинопольской иконы «Богоматери Агиосоритиссы» («Просительницы», «Заступницы»), которая находилась в Халкопратийском храме и потому именовалась также и «Богоматерью Халкопратийской». В отличие от святыни Влахернского храма «Оранты» она была иконой «обетной».
На иконах этого типа нередко помещали в верхнем правом углу изображение благословляющего Христа, а внизу писали фигуру припадающего к стопам Божией Матери заказчика иконы. Характерно, что на позднейших списках с Боголюбского образа часто изображали фигуру склонившегося перед Пречистой князя Андрея.
В росписях храмов изображение «Агиосоритиссы» располагали в качестве парного образу «Христа Милосердого», на западных гранях столпов, фланкирующих алтарную нишу.
Стиль
В 1915 году замечательный русский византолог Н. П. Кондаков впервые констатировал факт, что Боголюбская икона, этот «драгоценный, по строгости общего типа, памятник», клонится «к сожалению, к окончательному разрушению».
Его слова имели вес, и 1918 году были предприняты первые пробные раскрытия иконы. В 1956 году чудотворный образ был передан из Владимиро-Суздальского музея реставраторам Центральных реставрационных мастерских (ныне Всероссийский реставрационный центр имени академика И.
Э. Грабаря).
Только к 1970-му удалось завершить работу и дойти до первоначальной надписи на свитке, который, как и изображение Спасителя в правом верхнем углу, был дописан не ранее XIII века, а текст надписи («Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву мою…») приписан уже в XVIII столетии.
Богоматерь Боголюбская имеет очевидное сходство с такими характерными образцами живописи времени Комнинов, как изображения «Агиосоритиссы» на мозаике в церкви Санта Мария дель Аммиральо в Палермо, на мозаике в церкви Димитрия в Солуни, на фреске собора Мирожского монастыря в Пскове.
Важно
Лик Девы Марии во многом напоминает Ее образ из композиции «Страшный суд» и лик Анны из «Сретения» в росписи Бачковской костницы, созданной во второй половине XII века константинопольскими художниками.
Ссылаяся на приведенные аналогии, можно предположить, что автором чудотворного образа вероятнее всего был византийский мастер, прибывший в свите принцессы Комнины ко двору Юрия Долгорукого и оставшийся в Суздале после ухода князя на киевское княжение[1].
Боголюбский образ, как выяснилось после последней реставрации, был в свое время необычайно красочным произведением. Фигура Божией Матери в зеленовато-серого цвета хитоне и кирпично-красном мафории выделялась на светлом фоне серебристого оттенка.
На челе и плече Пречистой сохранились отверстия для накладных звезд из драгоценного металла, некогда украшавших мафорий. Вероятнее всего, таким же был изначально венец вокруг Ее главы. Лик Девы Марии, при всем его видимом сходстве с византийскими образцами, воплощал национальные представления славян об идеальной красоте.
Цвет румянца на ланитах Богородицы был более ярким, чем на византийских иконах, а Ее очи были лучезарного голубого цвета.
Чтимые чудотворные списки с иконы
Глубокое почитание чудотворной Боголюбской иконы народом российским засвидетельствовано написанием множества копий с нее, воспринявших благодатную силу древнего образа.
Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воротами Китай-города. На нем помимо Пречистой изображены молящиеся святители и блаженные московские, и сам этот особый извод, в XVII столетии названный «Моление о народе», был святыней собственно московской, охранявшей жителей столицы.
Значение в православии
Богородица традиционно изображается заступницей, которая молит о спасении или защите. Образ понятен каждому верующему человеку, к нему относятся с особым почтением.
Помимо этого, икона относится к полотнам, сделанным в домонгольский период, высоко оцененным критиками. Иконопись того периода характеризуется как эстетически привлекательная, а также наполненная особым смыслом. К изображению Боголюбской Божьей Матери выстраиваются паломники, списки чтят и хранят на территории всей России.
Благодаря иконе совершались чудеса — победа над татарами, избавление от чумы, исцеление ребенка
В конце 30-х годов XIII века на Боголюбский монастырь напали войка Батыя. Храм Рождества Богородицы полностью сгорел. Однако Боголюбский образ чудом остался невредим.
1935
в этом году татары были изгнаны с земель русских
В 1395 году Святая Владычица изгнала татар с русских земель. Она явилась во сне хану Тамерлану и приказала немедленно оставить русские пределы.
Великий завоеватель, славившийся своим бесстрашием, в ужасе бежал вместе со всем войском.
В XVIII веке икона Андрея Боголюбского спасла владимирцев от повальной чумы. После внесения иконы в город и совершения молебственного пения смерти прекратились, а вскоре эпидемия и отступила вовсе.
Примечательно, что близлежащего от города монастыря и села Боголюбово болезнь не коснулась вовсе.
В 1877 году был зафиксирован чудесный случай исцеления пятилетнего мальчика.
Во время крестного хода отец пятилетнего ребенка попросил внести святыню к ним в дом.
Помолившись Святой Заступнице, отец взял ребёнка на руки (тот не мог ходить из-за слабости ног) и пронёс под чудотворным образом.
Когда после этого он посадил его на лавку и пошёл провожать икону, мальчик неожиданно встал и пошёл вслед за ним. С тех пор страшный недуг оставил его.
Сохранность иконы в наши дни
Во время многочисленных попыток реставрации иконы ее поверхность заливали горячим воском. Это привело к тому, что ухудшилось сцепление краски с грунтовым слоем. На протяжении 20-ти лет реставраторы снимали слой парафина с поверхности, однако это не привело к улучшению состояния иконы. Во время пребывания в Успенском соборе Владимира её состояние стало ещё более плачевным. Сегодня Боголюбская икона сохраняется в краеведческом музее города Владимира с соблюдением всех необходимых температурных и влажностных режимов.
Современные возможности реставраторов, мощные микроскопы и инновационные методы реставрации позволили выполнить расчистку иконы, не нанеся никакого дополнительного вреда святыне.
Акафист Боголюбской иконе Божией Матери
Иной акафист Божией Матери ради иконы Ея, именуемой Боголюбская, был написан в 1921 году митрополитом Владимирским и Шуйским Сергием (Страгородским), будущим Святейшим Патриархом, отбывавшим в это время ссылку в Нижнем Новгороде.
Текст публикуется по машинописи из архива святителя Афанасия Песнописца, бывшего в 1921 – 1923 годах наместником Богородице-Рождественского Боголюбского монастыря Владимирской епархии.
Акафист Пресвятой Богородице святыя ради иконы Ея,именуемыя «Боголюбская»Творение Святейшего Патриарха Сергия
Кондак 1
Возбранной воеводе, Боголюбской похвале, о милостех, на нас бывших, благодаряще, пение сие приносим Тебе, Пресвятая Дево. Ты же помощница во всех нам буди, да зовем Тебе: Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, надеждо и прибежище наше.
Икос 1
Ангелов Царицу, всея твари превысшую, лицы небесных сил величают Тя, Богородице, на небеси, мы же грешнии на земли, чудному Божию в Тебе о нас смотрению дивящеся, от всея души дерзаем глаголати:Радуйся, Марие, благословенна Ты в женах;радуйся, небесных чинов ликование.
Радуйся, благая, с превечным Богом на руках;радуйся, земных человек упование.Радуйся, немолчно поют серафими;радуйся, поем мы тобою храними.Радуйся, хвало православных честная;радуйся, заступнице нам всеблагая.Радуйся, Дево, Богом избранная;радуйся, Мати, в радость нам данная.Радуйся, венче пресветлый вселенныя;радуйся, Присноблаженная.
Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, надеждо и прибежище наше.
Кондак 2
Видяще Твое матернее милосердие ко всем, в житии сем труждающимся и обремененным, с верою прибегаем к Тебе, Богомати, и пречистый образ Твой целуем, Сыну же Твоему благодарно вопием: Аллилуиа.
Икос 2
Разумети волю Твою, Владычице, искаше благоверный князь Андрей, землю русскую обходя и к Ростову устремляяся. Темже и моляшеся Тебе неустанно, величия Твоя воспевая сице:Радуйся, Царице моя преблагая;радуйся, наставнице заблуждающих.Радуйся, надеждо моя неземная;радуйся, спасение погибающих.
Радуйся, рождшая слепых Просветителя;радуйся, давшая миру Спасителя.Радуйся, ниво щедрот многоплодная;радуйся, миру звездо путеводная.Радуйся, разума свет возсиявшая;радуйся, жизни нам путь показавшая.Радуйся, едина в женах совершенная;радуйся, Дево нетленная.
Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, надеждо и прибежище наше.
Кондак 3
Силою свыше воспещаеми, кони сташа недвижими на месте, идеже обитель Боголюбская создася, там бо благоволила еси, Госпоже, вселитися и источник исцелений источати всем притекающим, Богу же поющим: Аллилуиа.
Икос 3
Важно
Имея ум, в Бозе утвержден, благоверный князь Андрей абие ощути Божественное действо. Темже радостию, вкупе и страхом одержим, обнощь пред Тобою, Владычице, душу свою изливаше, Тебе вопия:Радуйся, в бури пристанище;радуйся, во тьме просвещение.Радуйся, в нуждах прибежище;радуйся, в бедах посещение.
Радуйся, предстательство христиан непостыдное;радуйся, щите всем чистым сердцам.Радуйся, оружие на врагов многовидное;радуйся, крове Христовым овцам.Радуйся, сокрушенному духу отрадо;радуйся, от напастей бесовских оградо.Радуйся, ходатайство благоприятное;радуйся, о Благодатная.
Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, надеждо и прибежище наше.
Кондак 4
Бурею помышлений смятеся благоверный князь Андрей, еда како прегрешений ради воспящено бысть шествие его; обаче надеяся на Тя, Пречистая, не отлагаше пеги: Аллилуиа.
Икос 4
Услышала еси, Преблагая, молебный глас вернаго раба Твоего и абие утешение Твое тому дати потщалася еси, в сумраце нощнем якоже солнце пресветлое тому представши и сладким гласом к нему вещающи, от него же слышащи таковая:Радуйся, кивоте Господни святыни;радуйся, заре Его света.
Радуйся, сосуде Того благостыни;радуйся, скрижале Завета.Радуйся, обожившая естество человека;радуйся, небесе явившая тайну от века.Радуйся, Божиих свитче судеб;радуйся, жизни нам давшая хлеб.Радуйся, Отроча нам родившая младо;радуйся, возвестившая пленным отраду.Радуйся, высото несравненная;радуйся, Благословенная.