Христианской иконографии известно множество вариаций изображения преподобных святителей. Первые образы встречаются в период зарождения этого божественного искусства. Апостолы, верные ученики Спасителя, чаще представали в сценах из Евангелия на рельефах гробниц или на фресках. Иконы святителей Петра и Павла милосердно оказывают помощь раскаявшимся атеистам, православным, утратившим веру, а также тем, кто пришел в христианство из другой религии. Они поддерживают людей в начинании благородного деяния.
Каноническое изображение
Святой апостол Петр на иконе изображен как мудрый старик с короткой бородой, иногда с кудрявыми волосами. Его верхняя одежда всегда золотистая по цвету, нижняя одежда темно-синяя или сине-зеленая. Правой рукой он благословляет или держит ключи Царства Небесного. В левой руке он держит свиток с текстом или евангельскими словами: «Ты Христос, сын Бога живого» (Мф.16: 16).
Святой апостол Павел на иконе изображен с высоким лбом, немного лысым, с темными волосами, с широкой бородой. Обычно он держит свиток, иногда в виде одной книги или как 14 рулонов, связанных друг с другом. Его верхняя одежда имеет коричневый или темно-фиолетовый цвет, а хитон светлый, синий или сине-зеленый.
Окончание жизненного пути
Большинство апостолов завершили свои жизни трагически. Дело в том, что в те далекие времена христианство было лишь небольшой сектой. Правители считали последователей новой религии опасными, ощущали угрозу власти. Поэтому старались уничтожить всех, кто считал Христа Богом, крестил людей в свою веру.
Например, Петр, уже будучи в преклонном возрасте, был взят под стражу и казнен через распятие, как и Христос. Такое суровое испытание может выдержать только подлинная вера. Своих палачей апостол попросил перевернуть его вниз головой, чтобы не уподобиться своему Учителю. Ведь после своего известного отречения он ощущал себя недостойным умереть также, как Учитель.
Павла тоже ждала мучительная смерть — но он формально являлся гражданином Рима, хотя бы и был евреем по рождению. Поэтому к нему была применена более «почетная» казнь — отсечение головы. Ведь распинали только людей низшего сословия, разбойников, бродяг.
Церковное предание утверждает, что апостолы были лишены жизни в один день. Павел был выведен за город — на месте его смерти царь Константин возвел храм. Учеными подтверждено, что мощи в его основании принадлежат знатному римскому гражданину.
В чем помогает икона Петра и Павла
Перед апостолами Петром и Павлом на иконе молятся по большей части о делах, связанных с верой, ведь они были активными распространителями и проповедниками христианства. Даже теперь они могут помогать укрепляться в вере и становиться более праведными простым людям. Молитва может выполняться и к каждому святому по отдельности и к двоим сразу, если вы обращаетесь к кому-то одному в этом ничего ужасного, даже есть возможность более грамотно дифференцировать молитвы в зависимости от цели.
Если акцент делается на изображении иконе Петра и молитве этому апостолу, то к нему часто обращаются с просьбами утвердиться в вере, а также к нему обращаются рыбаки, которым святой содействует. В свою очередь святой Павел на иконе служит образом, к которому обращаются для того, чтобы получить благословение и помощь в учебе. Ведь Павел был глубоко образованной личностью и негласно считается помощником в различных делах связанных с учебой и образованием.
Как таковая икона Петра и Павла считается чудодейственной и может даровать исцеление. Искренняя вера способна делать чудеса, именно поэтому не следует чрезмерно строго ограничивать себя. Просить у иконы допустимо практически о чем угодно в рамках православной веры.
Духовность в основе образа апостолов
В наши дни в иконостасах большинства храмов неотъемлемой частью деисусного ряда является икона Петра и Павла. Значение её со временем неизмеримо возросло. Причина заключается в более полном осмыслении их образов. Они являют собой символы безграничной веры в истинность Христова учения, позволяющего даже простому, не учёному и слабому человеку, каким был прежде Пётр, подняться до вершин святости.
Кроме того, это символ открытости пути к духовному совершенству для тех, кто первоначально не только не принял учение христиан, но и был их яростным гонителем, как апостол Пётр. Безусловно, в наши постатеистические времена подобные образы являются весьма актуальными, тем более что православная церковь ведёт широкую просветительскую работу, направленную на восполнение тех пробелов в религиозном образовании народа, которые возникли в эпоху богоборчества. В целом же любое изображение апостолов — это наглядная проповедь христианской веры, открывающей врата в жизнь вечную.
История святых
История каждого из этих святых является уникальным рассказом о вере и преданности Христу. Они имели совершенно разный путь к вере, но при этом в итоге стали одними из самых почитаемых святых. Как правило, икона апостолов Петра и Павла есть практически в каждом храме.
Петр на протяжении многих лет был рыбаком и встретил Христа, когда занимался, так сказать, собственной профессиональной деятельностью. Он стал последователем Спасителя и в итоге вошел в число двенадцати апостолов, а после Воскресения проповедовал по разным странам.
Павел в свою очередь на протяжении многих лет был противником Христа и хулил его веру. Тем не менее, после того как Спаситель явился ему чудесным образом, Павел уверовал и стал апостолом. Хотя он не входит в число ни 12, ни 70 апостолов, он считается первоверховным апостолом – таково его особое звание.
В итоге каждого из них казнили в Риме в один день в 67 году. Именно потому часто апостолы Петр и Павел изображаются на иконе в объятиях друг друга. Они приживаются щеками подобно тому как прижимается Христос к собственной Матери на иконе Умиление, где таким образом символизируется стремление души к духовному миру, а не просто взаимосвязь взрослого и ребенка.
Апостолы в свою очередь символизируют собой единство людей в церкви и объединяющую веру
Также они символизируют собой противоположные характеры, ведь Петр был по сути простаком, который искренне уверовал, а Павел был образованным человеком, и он уверовал со всей мощью своего разума. Таково значение иконы Петра и Павла и если смотреть в чем помогает такой образ, то нужно отметить помощь святого образа в возможности наставить другого человека на путь истинный.
Если кто-то из близких отклонился от веры и сбился с пути (в метафорическом смысле) следует обратиться к этому образу, который может помочь вам объединиться с другим человеком на почве общей веры.
Икона Церкви
С одной стороны апостол язычников, с другой – апостол для иудеев. Здесь – учёный муж, десятки лет потративший на изучение иудейской и эллинской премудрости, тут – рыбак, человек простой и религиозный, просветлённый Духом Святым. Два очень разных человека, но оба – ученики Христа и чудотворцы. Тень Петра исцеляет больных, головные платки Павла отгоняют недуги. Они пророчествуют, наставляют, рукополагают и без устали делятся евангельской вестью. И при этом – не понимают друг друга! Пётр находит в посланиях Павла нечто неудобовразумительное
(2Пет. 3:16).
Конечно, вокруг текстов апостолов ведутся споры. Исследователи по буквам просеивают древнейшие манускрипты, регулярно делая сенсационные заявления то о подлинности текстов, то об авторстве, то о литературных влияниях
Это всё важно и нужно. Но для меня не менее важно то откровение, которое несёт икона апостолов, потому что это икона Церкви
О чем можно говорить с человеком, не читавшим Шмемана?
Как можно молиться рядом с гражданином, который держит дома книги Шмемана?
Мой монастырский оппонент едва не развязал гражданскую войну, узнав, что я даю читать книги Льюиса.
– Соблазняет братию протестантом-еретиком!
Вы скажете, что это очень далеко от Петра и Павла? Вовсе нет. Это было наше маленькое «огорчение». Здесь мы ничем не превзошли век апостольский. И не надо обижаться. И не торопитесь проклинать. Не жалко потратить годы и десятки часов бесед и молитв, чтобы приобрести брата своего, который тоже – дитя Божие, и нам обоим приготовлен наш родной отеческий дом.
Церковь – оправдание многообразия. Всегда были и будут люди, которым претит эта пестрота жизни и мнений. Ещё античные философы заподозрили в многообразии сущего какой-то непорядок и вызов их стерильному мышлению. Мы очень разные, и это хорошо. Церковное многообразие – это настоящее испытание для верующего человека. Нам естественно искать стройные и понятные схемы, чёткие формулы, которые отрезают от Церкви всё лишнее, но очень часто это всего лишь человеческие мерки.
Церковное многообразие – не просто вопрос терпимости и хорошего воспитания. Апостолы Пётр и Павел смотрят на нас с иконы. Два очень разных человека жили Христом и только Христом и проживали эту Христову жизнь очень по-разному, порой даже совершая ошибки, иногда не понимая друг друга. При всей непохожести это были невероятно близкие люди, потому что их единство было единством во Христе. Не в политической программе, не в культурных пристрастиях, не в философских системах, не в ритме благочестия или литургической практике. Они жили Христом, и именно из этого нам надо исходить, когда мы встречаем в Церкви так вызывающе непохожих людей. Если он живёт Христом – он мой брат, за кого бы он ни голосовал на выборах.
Если среди «самых святых святых» случались огорчения, что уж говорить о нас? Мы тоже ссоримся, ругаемся, подозреваем. Но оглянитесь – с этими людьми вам коротать вечность! Что, если вы угодите со своим «заклятым другом» на одну икону?
Церковь – сообщество непохожих. Случается, что мы не в состоянии найти общий язык с братом во Христе, но мы вместе в одной Церкви, под одним главою Христом, у одной Чаши Господней, а в вечности – на одной иконе Церкви Торжествующей.
Молитвы перед иконой апостолов Петра и Павла
О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.
(3 оценок, среднее: 4,33 из 5)
Тропарь, кондак, величание
Тропарь, глас 4:
Апо́столов первопресто́льницы,/ и вселе́нныя учи́телие,/ Влады́ку всех моли́те/ мир вселе́нней дарова́ти // и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 2:
Тве́рдыя и боговеща́нныя пропове́датели,/ верх апо́столов Твои́х, Го́споди,/ прия́л еси́ в наслажде́ние благи́х Твои́х и поко́й:/ боле́зни бо о́нех и смерть прия́л еси́ па́че вся́каго всепло́дия,// Еди́не, све́дый серде́чная.
Величание
Велича́ем вас, / апо́столи Христо́вы Пе́тре и Па́вле, / весь мир уче́ньми свои́ми просвети́вшия // и вся концы́ ко Христу́ приве́дшия.
Почитание в храмах
В православии существует особенный церковный праздник, которому предшествует летний пост — день апостолов Петра и Павла. Поэтому и на иконе святых часто можно увидеть вместе, поскольку оба они много сделали для становления Церкви Христовой. О чем можно молиться перед таким образом? Просьба может быть любой, но существуют некоторые традиции.
- Оба помогают тем, кто хочет обрести веру, способствуют усвоению Слова Божьего.
- Св. Павел покровительствует студентам, исцеляет тех, кто страдает от духовных и душевных недугов. При жизни он воскрешал умерших. Позаботится он и о тех, кто начинает собственное дело, если оно полезно окружающим — ведь апостол был известен тем, что много работал.
- Св. Петр помогает тем, кого мучает жар или другой физический недуг. Является покровителем моряков, рыбаков.
Советуем изучить Псалом давида 76 на русском и церковнославянском языках
Молиться можно кратко, или прочитать акафист — зависит от расположения души
Важно, чтобы молящийся понимал, что Господь исполняет лишь те желания, которые угодны Его воле. Ведь святые не могут противоречить Создателю, они духовные наставники верующих
Власть творить чудеса была дана им как награда от Бога за веру и работу над собой.
Иконография
Первые изображения апостола Петра появились еще в римских катакомбах, где собирались на свои Богослужения ранние христиане и мог бывать и сам Петр. Характерные особенности, которые отличают изображения Петра на иконах и картинах более позднего времени, просматриваются уже там: небольшая седая борода, короткие, тоже седые волосы.
Одна из самых ранних канонических икон апостола Петра находится в Синайском монастыре святой Екатерины, и относится к IV веку. Эта икона выполнена в технике энкаустики, т.е., написана горячими восковыми красками.
На иконе можно видеть седого мужчину с короткой бородкой, с очень внимательным, вдумчивым взглядом и общим выражением лица. Апостол держит свитки, как знак своего служения по распространению веры Христовой и крест, как символ того, что был верен слову Господа до конца своей жизни и до конца пронес исповедание своей веры. Очень похожее изображение апостола Петра можно видеть в базилике Сан-Витале в Равенне.
Апостол ПетрVI в.Frühe Ikonen 1972: VII в.Очерки истории искусства 1987: VI в.Βοκοτοπουλος 1995: Вторая половина VI — начало VII вв.Bayet 2009: VI в.К истокам 2009: VI в.Энкаустическая икона92.8 × 53.1 см
В раннехристианские времена появились и неизменные атрибуты в виде свитка и ключей, как знак того, что Петр – привратник Рая. Таким Петр предстает уже на самых первых древнерусских иконах. К их числу можно отнести новогородскую XI века икону Петра и Павла, предположительно привезенную князем Владимиром из Корсуни.
Апостолы Петр и ПавелШкола или худ. центр: НовгородСередина XI в.Живопись домонгольской Руси 1974: Середина XI в.Лазарев 2000/1: Середина XI в.Вилинбахова 2006: Середина XI в.Иконы Великого Новгорода 2008: Ок. 1050–1052 гг.Трифонова 2013: Середина — вторая половина XI в.236 × 147 смНовгородский гос. историко-архитектурный ихудожественный музей-заповедник, Новгород, РоссияИнв. 11776
Еще одна икона домонгольского времени, изображающая апостолов Петра и Павла, относится к XII веку. Она принадлежит, видимо, кисти местного, а не греческого мастера. Апостол на ней так же узнаваем, благодаря характерной внешности, несмотря на то, что не имеет в руках никаких атрибутов.
Впоследствии этот иконографический тип получил отражение в иконах Андрея Рублева и других представителей его школы, а так же в более поздних иконах, написанных уже в XVII-XIII столетиях. К числу распространенных сюжетов относятся те, которые носят название «Петр и петух» или «Петр со слезами». На них зепечатлен тот самый миг, когда трижды отрекшись от Христа, Петр слышит пение петуха и заливается слезами раскаяния.
Близость индивидуальных черт
Сравнивая работы мастеров, живших в разные эпохи, в разных концах христианского мира и никогда не видевших творений друг друга, поражаешься схожести изображённых ими ликов. Например, икона «Пётр и Павел», написанная в древней Византии, и её аналог новгородской школы XVI века, без сомнения, передают черты одних и тех же людей. Причём точно известно, что живописцы с берегов Волхова не были знакомы с произведениями своих предшественников.
Особое место в иконографии святых апостолов занимают их совместные изображения. Подобные композиции часто связаны с обстоятельствами жизни святых и мученической кончины, состоявшейся в один день. В качестве сюжетов нередко используется апокрифический текст, повествующий об их последней встрече и прощании незадолго до казни. Обычно икона «Пётр и Павел», написанная на его основе, представляет собой изображение апостолов, братски обнявшихся и целующих друг друга.