В самом центре Москвы, недалеко от места, где Петропавловский переулок пересекается с Яузскиим бульваром, расположился Храм Петра и Павла – Сербское Подворье в Москве. В отличие от многих других московских храмов, он никогда не закрывался: со времен своей постройки до настоящего времени, и даже в советское время. В годы гонений на церковь храм являлся местом приюта не только духовенства, но и известных святынь, передаваемых сюда на сохранение.
Примечания[ | ]
- «На Кулижках»
- ↑ 1 2
История храма Архивная копия от 23 сентября 2009 на Wayback Machine — статья официального сайта - Александрова Т. Л., Суздальцева Т. В.
Русь уходящая: Рассказы митрополита. - Игумен Кирилл (Сахаров).
За простоту Господь многое ему открывал / Дубинкин С.Л., сост. — Жить, уповая на Бога. Схиигумен Рафаил (Шишков). — М.: Данилов мужской монастырь, 2021. — С. 40—42. — 224 с. — ISBN 978-5-89101-693-4. - ↑ 12
Подворье Сербской Православной Церкви
(неопр.)
. Дата обращения: 9 марта 2013. - Передача подворий автокефальным Православным Церквам // Журнал Московской патриархии. — № 8. — 1948. (недоступная ссылка)
- Подворье Сербской Православной Церкви (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 9 марта 2013. Архивировано 23 апреля 2013 года. - Епископ моравички Антоније (Пантелић) одбранио докторску дисертацију | Епархија Бачка (неопр.)
.
eparhijabacka.info
(13 июня 2019). - Епископ Моравичский Антоний: Сербское подворье — это мост между двумя Церквями.
- Духовенство (неопр.)
. serbskoe-podvorie.ru. Дата обращения: 31 мая 2021. - Святыни храма (неопр.)
. serbskoe-podvorie.ru. Дата обращения: 31 мая 2021.
Святыни[ | ]
- Боголюбская Московская чудотворная икона Пресвятой Богородицы,
- Икона святителя Николая Чудотворца с изображением перенесения мощей,
- Икона святителя Николая Чудотворца с частицей мощей преподобного Нила Столобенского в панагии,
- Икона Божией Матери «Казанская»,
- Икона Божией Матери «Знамение»,
- Икона святых первоверховных апостолов Петра и Павла,
- Икона Пресвятой Богородицы «Троеручица»,
- Икона преподобного Симеона Мироточивого с частицей целебной лозы,
- Спас Нерукотворный — образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа,
- Икона Пресвятой Богородицы «Казанская» с предстоящими ангелами,
- 36 частиц мощей святых в напрестольном кресте,
- Ковчег с частицами мощей: 1. Крест Господень, 2. Св. Игнатий Богоносец, 3. Св. ап. Матфей, 4. Св. Николай Чудотворец, 5. Св. вмч. Георгий Победоносец, 6. Святая мученица княгиня Людмила Чешская, 7. Преподобный Макарий Великий, 8. Св. Тихон Патриарх Московский, 9. Св. Афанасий Ковровский, 10. Св. Димитрий Ростовский, 11. Св. Феофана Затворник, 12. Св. Игнатий Брянчанинов, 13. Св. мироносица Мария Магдалина, 14. Св. благоверный князь Лазарь Сербский, 15. Св. Николай Сербский[11].
Настоятель Сербского Подворья
Настоятелем Храма Петра и Павла в октябре 2002 года был поставлен архимандрит Антоний (Пантелич), представляющий Сербскую Православную Церковь при Патриархе Московском и всея Руси.
Родился он в городе Валево 23.07.1970 г. Монашеский постриг принял во время учебы в 1988 году в Духовной семинарии «Трех Святителей». В 1995 году окончил с отличием Духовную академию в Москве. В 2006 году в Белграде возведен в сан епископа Моравичского. Является участником различных научных конференций и телевизионных богословских дискуссий. В 2008 году стал доктором теологических наук. Пишет статьи и книги богословского содержания. Награжден несколькими высокими церковными наградами за выдающиеся заслуги. Епископ Антоний и на сегодняшний день служит в Москве.
Жизнь храма сегодня
За несколько лет прихожане во главе с настоятелем отреставрировали и благоустроили храм, открыли воскресную школу для сербских и русских детей, создали церковный хор, оказывали посильную помощь сербам, оказавшимся в непростой ситуации. Особую поддержку здесь получают студенты из Сербии, которые учатся в духовных школах России.
Богослужения в Сербском Подворье проходят каждый день, торжественная трапеза – по большим престольным праздникам.
Имеются здесь и свои уникальные Святыни. Боголюбская икона Божьей Матери – ее почитаемый список XVIII века. Этот образ – чудотворный, перед ним множество людей исцелилось от чумы. В Храм Петра и Павла его принесли прихожане в 30-е годы, когда начали сносить китайгородскую стену, где он находился.
За время существования Подворья здесь появилось множество частиц мощей и образов святых, чтимых в Сербии. Например, чудотворный образ св. Симеона Мироточивого из монастыря Хиландар с частицей виноградной лозы, помогающий бездетным супругам родить ребенка.
На сегодняшний день Сербское Подворье в Москве – это сложившаяся русско-сербская община, где сближаются, обогащают и дополняют друг друга две православные традиции – сербского и русского народа.
КАЛЕНДАРЬ
Деревянная церковь свв. апп. Петра и Павла в Басманной Капитанской слободе была заложена в 1692 г. по прошению стольника и подполковника И.Ф.Башева. В 1695 г. деревянная церковь значилась новопостроенной и обложенной налогом со дворов Басманной слободы. К 1702 г. в приходе церкви числилось 114 дворов. В 1705 г. были начаты работы по возведению каменного храма. Деревянная церковь во время работ еще функционировала, о дальнейшей же ее судьбе ничего не известно. Необходимо отметить, что правящий в то время император Пётр I активно способствовал основанию храмов в честь своего небесного покровителя в Азове, Брянске, Петрозаводске, Полтаве; строительство Петербурга тоже началось с закладки деревянной церкви свв.апп. Петра и Павла.
Каменная церковь свв. апп. Петра и Павла в Москве строилась по рисунку Петра I («по присланному чертежу из Ево Государева села Преображенского») на пожалованные им же 2 тыс. рублей. Примечательно, что всего Петром I было сделано восемь рисунков будущих храмов. Семь из них были выстроены в Санкт-Петербурге, и только один — в Москве (все восемь рисунков хранятся в хранилище Исаакиевского Собора Санкт-Петербурга). Отметим также, что в конце XVII — начале XVIII вв. в русской архитектуре наметились новые тенденции: особенно тесные культурные и торговые отношения сложились у России с Голландией – туда Пётр I совершил своё первое заграничное путешествие. Пётр привёз из Голландии множество идей, в том числе архитектурных. Как и Сухарева башня, прототипом которой послужила Амстердамская ратуша, храм св. апп. Петра и Павла стал воплощением одной из них.
С самого начала работа по возведению храма св. апп. Петра и Павла в Басманной слободе была поручена бригаде, состоявшей из 19 человек крепостных крестьян из Ярославской губернии. Это были «записные каменщики», то есть профессиональные строители, поставленные на государственный учёт. Помещики регулярно отпускали «каменщиков» на «государево строение». Имена некоторых из этих 19-ти: Андрея Кондратьева, Алексея Васильева, Ивана Яковлева, Конона Нефедьева, Филиппа Васильева известны из переписки с Ингерманландской канцелярией, находившейся в Петербурге. В переписке упоминаются царские указы (самый ранний датирован 26 мая 1705 г.), согласно которым «велено в Капитанской и в Новобасманной слободе, что за Мясницкими вороты, у церковного каменного строения, которую церковь строят по присланному чертежу из Государева села Преображенского, верховных Апостол Петра и Павла, быть каменщиком Ярославского уезда разных помещиков …до совершения церкви, а к иным делам от того строения тех каменщиков имать не велено…».
В 1708 г. был выдан антиминс на освящение престола в нижнем храме. Он был устроен в честь Николая Чудотворца (в именной подушной книге 1722 г. упоминается «церковь Петра и Павла, что в Капитанской и в Новобасманной слободе, под нею церковь нижняя Николая Чюдотворца, каменная»).
В 1714 г. строительство храма продолжалось. Имеется договор подряда, заключенный в мае 1714 г. священником и старостой церкви с ярославскими и костромскими крестьянами-каменщиками, которые «подрядились у той церкви построить к прежнему каменному строению в прибавок». По всей вероятности, большая часть работ в течение летнего строительного сезона была выполнена. Но дальнейшие обстоятельства не позволили завершить возведение храма.
9 октября 1714 г. Петр I издал указ о запрещении каменного строительства в Москве в связи с переносом столицы в Петербург и необходимостью его быстрой застройки. Церковь свв. апп. Петра и Павла значилась в списке московских зданий, строительство которых было приостановлено.
Через три года, в 1717 г., староста и прихожане церкви донесли в Правительствующий Сенат, что здание церкви почти достроено (не было только завершающего храм шпиля и сводов над папертями). Но поскольку каменное строительство в Москве было запрещено, они просили Сенат разрешить закончить строительство: «В прошлом 1714 году по имянному царского Величества указу и по поданной собственной Его Величества руки рисунку, велено нам … построить церковь за Месницкими вороты, за Земляным городом, что в Копитанской и Новобасманной слободе, которая и прежде в том месте была ж во имя Святых Апостол Петра и Павла, и оная церковь по оному от Его Величества рисунку, как исподняя, так и верхняя, построены, а при том несовершенно: наверху шпицер и на сторонах над папертьми не сведены своды, отчего тоя церкве конечная гибель, а по Его ж Царского Величества указу в Москве каменное строение строить запрещено, и для того и ту церковь достроить без присланного Указа от Вашего Сиятельства не дают». В ответ на просьбу в Москву был послан сенатский указ о разрешении завершить строительство: «…каменную церковь во имя Святых Апостол Петра и Павла, буде она сверх буту каменным строением зачата строить, — достроить…».
В 1719 г. здание церкви было достроено. Храм получился двухъярусным, с открытой арочной галереей в нижнем ярусе и гульбищем на верхнем. Вокруг церкви располагался погост, обнесенный оградой.
В июле 1720 г. для верхней церкви был заказан иконостас, о чем сохранилась подрядная запись. Для «резного иконостасного дела» были наняты «царевны и великой княжны Екатерины Алексеевны (сестры Петра I, к тому времени покойной) рещик Трофим Романов сын Жерин и оброчный крестьянин Колязина монастыря рещик Андрей Гаврилов сын Ушаков». Они обязались «построить в той церкве столярное и резное иконостасное дело по означенному своему рисунку, а имянно: царские двери и сень резные травные, да вместо столбов фрувты резные…». Также выполнить резные кронштейны и карнизы в «праздничном поясу, а в апостольском поясу и в пророческом также вместо столбов резьба…, а сверх тех поясов — распятие и с пристоящими, резные в трех лицах в таком же столярстве», и, кроме того, устроить резные клиросы и амвон.
В мае 1737 г. церковь пострадала в результате одного из опустошительных пожаров Москвы, которые были страшным и постоянным бедствием для жителей города с деревянной застройкой. На этот раз сгорело более 11 монастырей, 102 церкви, более 2,5 тысяч обывательских дворов, свыше 486 лавок. Церковь свв. апп. Петра и Павла пострадала меньше других святынь: на колокольне сгорели перила, рундук и лестницы, выгорела деревянная ограда вокруг церкви. После восстановительных работ к середине XVIII в. в Новобасманной слободе сложился архитектурный комплекс, состоящий из храма и колокольни, увенчанных шпилями и соединенных открытой белокаменной лестницей, ведущей в верхний храм и на второй ярус колокольни.
В 1770 г. священник Алексей Иоаннов с приходскими людьми и вкладчиками обратились с прошением в Правительствующий Синод об устройстве придела. Они жаловались, что в зимнее время в верхней церкви свв. апп. Петра и Павла «ранние службы с немалым трудом исправляются, а за морозами и вьюгой редко и бывают». «Для исправления в зимнее время ранних служб» они просили устроить придел в паперти при нижней церкви свт. Николая. Благочинный Сретенского сорока, Троицкой церкви иерей Иоанн Игнатьев и церкви Спасской, что в Пушкарях, иерей Стефан Васильев освидетельствовали место для нового придела «не будет ли в той паперти утеснения и темноты» и нашли его удобным. После чего архиепископ Амвросий дал разрешение построить в нижнем храме новый придел во имя Рождества Пресвятые Богородицы. Он был устроен южнее церкви Святителя и Чудотворца Николая, у западных дверей. При этом предполагалось для лучшего освещения «сделать вновь окно и против оного светлую дверь». В 1772 г. новый придел Рождества Пресвятые Богородицы был освящён архимандритом Сретенского монастыря Никоном.
Территория, на которой стояла церковь св. апп. Петра и Павла, сохраняла древнюю слободскую структуру и была занята сильно вытянутыми строительными кварталами, разделенными переулками, параллельными Новой Басманной улице. Квартал, в котором была расположена церковь, делился продольным переулком на две части. К 1770-м гг. продольный переулок вошел в состав обывательских дворов и оставался на церковной земле как проезд по погосту. Территория церкви с погостом и причтовыми дворами уже тогда находилась в границах современных номеров 11 по Новой Басманной улице и 6 по Рязанскому переулку. Пять дворов причта церкви (священника, диакона, дьячка, пономаря и просвирницы) представляли собой участки, вытянутые от церковного погоста к переулку. Деревянные жилые дома были ориентированы главными торцовыми фасадами в сторону церкви. В глубине дворов располагались деревянные хозяйственные постройки и сады.
Согласно «клировой ведомости» за 1775 г. — отчетной ведомости, ежегодно посылаемой священником в Духовную Консисторию — всего в Петропавловском приходе Сретенского сорока проживало 391 человек мужского пола и такое же количество женского. Среди прихожан, подписавших ведомость, числились именитые граждане: «вдовствующая графиня Екатерина Ивановна Шувалова, генерал-аншеф Василий Иванович Чулков, вдовствующая генеральша Марфа Васильевна Балк, бригадир князь Владимир Борисович Голицын, полковник Алексей Андреевич Думашев». Некоторые из них: А. И. Ширяева, М. В. Балк, С А. Демидова, Е. С. Гендрикова, Е. И. Шувалова, — имели свои домовые церкви, состоящие в приходе церкви свв. апп. Петра и Павла.
В 1812 г. во время наполеоновского нашествия из 300 московских церквей пострадало от пожара более половины. Церковь свв. апп. Петра и Павла на Новой Басманной была разграблена и числилась среди обгоревших. У Красных ворот французы устроили из церковных образов мишень для стрельбы. Неприятелем были сожжены расположенные на церковной земле деревянные дома священника и диакона. В 1813 г. в числе других 15 московских храмов Петропавловская церковь получила 1500 рублей из средств, пожертвованных костромским дворянством «на поправку церквей неприятелем разоренных». Деньги были использованы «для починки крыши на трапезе и колокольне, а также лестницы, ведущей в верхнюю церковь».
После пожара 1812 г. по «прожектированному» плану города Москвы местность подлежала градостроительному регулированию. Современный Басманный переулок предполагалось «спрямить», урезав церковную территорию. Урегулирование переулков ограничилось частичным выравниванием красных линий. С этого времени и по 1917 г. границы церковного владения оставались неизменными.
В 1825 г. назрела необходимость в ремонте «пришедшей в ветхость от времени и мокроты» открытой белокаменной лестницы (начало XVIII в.), ведущей в верхний ярус церкви. Был выстроен крытый переход между церковью и колокольней, вместо каменной лестницы была устроена чугунная.
В 1842 г. в нижней церкви свт. Николая по проекту архитектора Степана Петровича Мельникова вместо пришедшего в ветхость старого иконостаса, выполненного в стиле барокко начала XVIII в., был построен новый иконостас. Одновременно была возобновлена стенная живопись в нижней церкви: «полинялые» от времени лики покрыли новыми красками.
Здание церкви очень страдало от сырости. Пришлось вновь начать строительные работы. Именно они (1856—1868 гг.) стали значительным этапом в формировании существующего ныне облика храма. По инициативе старосты церкви, потомственного почетного гражданина Сергея Дмитриевича Ширяева и на пожертвования прихожанина храма — московского купца 3-й гильдии Андрея Афанасьевича Залогина начались работы по перестройке здания. Она продолжалась 12 лет и производилась под присмотром архитектора Николая Ильича Козловского. Прежде всего, нужно было расширить храм: старые стены галерей были полностью разобраны и сложены на новых местах. При этом галереи, по габаритам превосходящие прежние, были продолжены, окружив алтарь, и включали в себя устроенную прежде крытую лестницу. Новые фасады выстроили с сохранением первоначальной стилистики петровского времени. Во вновь построенных помещениях были устроены два придела: на южной стороне — в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», на северной — в честь иконы Божией Матери «Владимирская». Были отремонтированы печи, оконные рамы, сделан ремонт колокольни, а в 1868 г. — и «наружной стороны» церкви.
В архиве сохранилось дело о награждении купца Залогина золотой медалью на Владимирской ленте. Кроме 11000 рублей серебром на обновление трёх иконостасов он пожертвовал ещё 11000 рублей серебром на другие нужды храма: переборку галерейных стен, устройство нового пола, новых печей и «росписание» стен, что составляло половину всей суммы, израсходованной на ремонт храма. В результате реконструкции храм приобрел тот облик, который можно увидеть на фотографиях второй половины XIX — первой половины XX вв. Он превратился в один из самых благолепно устроенных храмов Москвы, а его настоятель Пётр Матвеевич Терновский встал во главе Петропавловского благочиния Сретенского сорока. На объединенных участках диакона и дьячка были выстроены здания кирпичной церковной богадельни и деревянных сараев и погребов.
В 1897 году в нижнем этаже колокольни было устроено помещение «для поставления покойников, приносимых родными их, Петропавловского прихода прихожанами на время после смерти до отпевания и погребения». При этом окно, выходящее на Новую Басманную, предполагалось перестроить в дверь «без всяких изменений в размере и форме».
Новая власть, установленная в России в результате революции 1917 г., лишила религиозные организации юридических и гражданских прав. Законодательные акты Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и Совета Народных Комиссаров (Совнаркома) были направлены на уничтожение Русской Православной Церкви. В соответствии с постановлениями советской власти храмовые здания стали считаться собственностью государства и могли быть переданы в пользование религиозной общине — группе верующих, зарегистрированной в органах местной власти. Однако подлежали конфискации в пользу государства объекты церковной недвижимости: жилые дома, торговые помещения, здания богаделен, школ, приютов и больниц, содержавшихся в основном за счет приходов и их благотворительных учреждений.
23 января 1919 г. был заключён договор (второй по счету) православной общины при храме свв. апп. Петра и Павла с Моссоветом, согласно которому община верующих принимала в бессрочное бесплатное пользование 2-этажное здание самой церкви с богослужебными предметами по особой описи. Одновременно храму передавались иконы и церковная утварь из упраздненных домовых церквей: из дома князя Голицына, из гимназии Мансбах и несколько икон из Рязанского парка электрического трамвая. Позднее храму было также передано по описи имущество упраздненной церкви св. Ианнуария в бывшем Запасном дворце (иконы, евангелия, кресты).
После революции в крипте храме Петра и Павла на Новой Басманной некоторое время продолжала свою работу Московская Духовная Академия, которая так и называлась: «Подколокольная академия». Некоторые московские священники носили значок кандидата богословия, полученный именно там. Таких кандидатов богословия «подколокольной» Духовной Академии в Москве было несколько человек. Ректором ее был епископ Варфоломей (Ремов).
В 1921 г. Петропавловский храм был ограблен. Похищены лампады, напрестольные кресты, дарохранительницы. Это событие явилось поводом для придирок к верующим. В конце 1923 г. Административный отдел Моссовета расторгнул с церковно-приходским советом договор под тем предлогом, что община недостаточно хорошо заботилась о сохранности переданного храму имущества. Истинной же причиной расторжения договора стала поддержка верующими патриарха Тихона и их отказ признать обновленческую церковь. В январе 1924 г. храм свв. апп. Петра и Павла передали обновленцам. В конце января 1924 г. так называемая «тихоновская» группа обратилась в Наркомат Юстиции с жалобой. В письме говорилось, что «мы все добываем себе хлеб упорным трудом, большинство из нашей группы — простые рабочие физического труда. Группа отказывается признать обновленческое движение, а желает молиться по-старому». Моссовет принял решение передать нижний храм обновленцам, а верхний — «староцерковникам». Только летом 1924 г. служба в верхнем храме свв. апп. Петра и Павла возобновилась. Впоследствии власти предприняли две попытки закрыть церковь. В ноябре 1929 г. — в числе 15 церквей — для использования здания под склады хлеба. Но тогда Президиум ВЦИК постановил: «воздержаться от закрытия…». И в 1932 г. — для передачи храмового помещения Музею охраны труда. Но и тогда церковь не закрыли.
Храм закрыли в 1935 г. постановлением Президиума Моссовета от 11 марта. Здание церкви передавалось Управлению Московской областной милиции для склада военно-хозяйственного имущества. На храмовой территории был выстроен деревянный барак , а в 1940 г. — детский сад. В 1949 г. церковная богадельня была надстроена двумя этажами. В здании разместились квартиры служащих Железнодорожного райисполкома и службы сооружений Метрополитена. В 1959 году по решению Моссовета здание храма передано ВНИИ «Геофизика». Пространство верхнего, Петропавловского и нижнего, Никольского храмов было разделено на маленькие кабинеты, где размещались рабочие места сотрудников ВНИИ.
В 1992 г. распоряжением Правительства Москвы (№1189-РП от 15.05.1992) храм св. апп. Петра и Павла возвращен верующим. Малое освящение состоялось на праздник Богоявления, 19 декабря 1994 г. Первый престольный праздник отмечен в том же году.
В 2000 г. к храму свв. апп. Петра и Павла в Новой Басманной слободе был приписан построенный небольшой деревянный храм-часовня во имя св. ап. и евангелиста Луки в пос. Купавне, находящийся рядом с военно-морским госпиталем. Освящение храма малым иерейским чином состоялось на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 2000 г. В 2014 году храм-часовня св. ап. Луки в пос. Купавна был отделен в самостоятельный приход.
В настоящее время в храме продолжаются реставрационно-восстановительные работы.