Русская Православная Церковь
История
Первые монахи на месте будущей Лавры поселились в XIV или XV вв. (по некоторым данным, в XI в.). Первое письменное упоминание о местности «Святые горы», в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна, относится к 1526 г.
В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 г. новым владельцем Святогорья стал князь Таврический Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале были обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет.
В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. За следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи. В этот период не раз поднимался вопрос о присвоении Святогорской обители статуса лавры. Монастырь имел кирпичные мастерские, мельницы, разные мастерские, торговые лавки, был известен замечательными видами и притягивал много богомольцев. Перед Первой мировой войной в монастыре подвизались около 600 монахов.
События 1917 г. и приход Советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 г. В 1922 г. монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Наступило время окончательного разорения монастыря.
Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 г. — монастырю отдали разграбленный и оскверненный Успенский собор, превращенный в кинотеатр.
8 сентября 2000 г. Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, архиепископа Горловского и Славянского Илариона, наместника Киево-Печерской лавры епископа Вышгородского Павла, епископа Изюмского Онуфрия совершил освящение Успенского собора — главного храма Святогорской обители.
К концу 2003 г. Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые горы» жилые и хозяйственные строения.
9 марта 2004 г. Синод Украинской Православной Церкви принял решение о присвоении монастырю статуса лавры.
12 июля 2008 г. состоялось прославление Собора святых отцов, во Святых Горах на Донце просиявших. В Собор святогорских отцов вошли 17 святых: один святитель, 11 преподобных, 4 преподобноисповедника и один Христа ради юродивый. Решение о канонизации 16 из них было принято на заседании Синода УПЦ 8 мая 2008 г. (журнал № 38). Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, был прославлен 24 августа 1995 г.
Храмы и часовни, расположенные на территории Святогорской лавры
- Успенский собор (1859-1868 гг.);
- Покровский храм (1850 г.);
- Николаевский храм (к. XVII в.);
- пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи (до XVI в.);
- пещерный храм прп. Алексия, человека Божия (1861 г.);
- пещерный храм прпп. Антония и Феодосия Печерских (до XVIII в.);
- церковь Рождества Пресвятой Богородицы (2011 г.);
- церковь св. пророка царя Давида (2011 г.);
- церковь Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (2011 г.);
- часовня ап. Андрея Первозванного (сер. 1850-х гг.);
- часовня водосвятная (2004 г.);
- часовня прпп. Арсения и Германа Святогорских (2009 г.);
- часовня преподобных отцов Киево-Печерских (2013 г.);
- часовня надкладезная (строится);
- Кирилло-Мефодиевская лестница (восстановлена в 2013 г.).
Храмы и часовни, расположенные за территорией Святогорской лавры
- храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Святогорске;
- скит прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских;
- Всехсвятский скит;
- скит в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в с. Богородичное Донецкой области;
- Георгиевский скит в с. Долина Донецкой области;
- скит свт. Иоанна Шанхайского в с. Адамовка Донецкой области;
- Николо-Феодосиевский скит в с. Кармазиновка Луганской области.
Святыни
Чудотворная Святогорская икона Божией Матери, иконы Божией Матери «Казанская», «Троеручица», чтимые иконы святителя Николая Чудотворца, образ Архангела Гавриила, икона великомученицы Варвары и мученицы Татианы, мощи преподобного Иоанна Затворника, мощи преподобных отцов Святогорских, мироточивая глава мученика Евникиана Критского.
Богослужение
Утреннее богослужение ежедневно в 6.00. Вечернее богослужение накануне в 17.00.
***
Наместник — митрополит Святогорский Арсений.
Чудо возрождения
Тогда всё было в диковинку, даже само понятие монастырь не вписывалось в какие-то шаблоны постсоветского периода. Для людей того времени верующие православные христиане, особенно если они были в подрясниках или монашеских одеяниях, казались какими-то инопланетянами или сумасшедшими, вдруг появившимися из ниоткуда в полностью атеистическом обществе. А в этих краях религия преследовалась очень жестко, настолько, что люди на долгое время потеряли память о прошлом, о своих корнях, о своих святынях и настоящих героях и святых.
И самой Святогорской Лавры в июне 1992 года еще не было, как и монастыря – он только просыпался от долгого сна и ровно 70 лет находился в запустении и поругании. А теперь здесь стали происходить очень странные вещи и очень странные встречи, разговоры с людьми. Стоило только монаху появиться на аллее – его тут же окружала кучка отдыхающих, начинались длительные беседы самого разного характера. И не ощущалось никакой агрессии, были удивление и сильная жажда чего-то очень важного, человеческого, настоящего. Ведь эти люди приезжали сюда лечиться и заботиться о своем теле, но вдруг узнавали, что у них есть душа, есть вечность и какой-то Бог над всем мирозданием, есть Его реальные ученики и служители, которых можно даже потрогать и послушать. Это было время неофитов и особенной благодати для верующих, когда они, даже не имея особенных религиозных знаний, все воспринимали с чистым сердцем и горячей верой. И чаще всего, как это ни покажется пафосным и нарочитым, люди Церкви говорили другим не от себя, а сквозь себя. Потому что были просты, наивны, искренни, и мало что мешало проявиться их харизме. Первые христиане монастыря в конце XX века были как дети, и поэтому им помогал Бог.
И помогали люди, каждый чем мог: кто-то продуктами, кто-то жертвовал необходимое для храма, кто-то работал на хоздворе или разбирал завалы. Помню, в один день наместник сокрушался, что нет у них хлеба, и тут внезапно приезжает хлебовоз и водитель дает столько, сколько нужно. Второй иеромонах перевозил свои вещи из Донецкой епархии и задержался, я же при разгрузке по неосторожности разбил стекло на иконе, на которой золотистыми церковнославянскими буквами было написано имя святого. В какой же я пришел ужас, когда мне сказали, что это имя Силуан, а икона небесного покровителя того монаха. Представив огорчение человека и осознав свой позор, я забежал по огромным лестницам на второй этаж и там, в уединении, бил поклоны. Позже спустившись, побрел в сторону пустынного места вверх и вдруг в сумерках мне встретился человек… со стеклом. Непонятно откуда взявшийся на пустыре стекольщик прямо при мне вырезал стекло нужного размера. И таких примеров было в те дни немало.
А первый монах и наместник обители до сих пор жив и является духовником для паломников и монахов, к нему приезжают многие люди издалека. Состояние его болезненное, но духовно он молод и светел. Архимандрит Серафим (Лаврик), а до пострижения отец Николай, каким помню его я, остался таким же простым и настоящим. Если бы мне в то время показали, каким будет монастырь через 25 лет, то я бы, может, и поверил, но только как в большое чудо. А Святогорская Лавра и есть настоящее чудо и духовная жемчужина не только Донбасса, но и всего нашего православия.
Это чудесное место находится на юго-востоке Украины на границе Харьковской и Донецкой областей, всем известное как Святогорье, Святые горы. Один из древнейших монастырей Руси, с пещерными храмами, скитами. Первыми монахами были переселенцы с юга, которые поднимались по руслам рек, по основной версии – монахи афонской традиции. Сюда их привел Северский Донец, красивая река. Она была судоходной и богата рыбой, когда-то и я в ней ловил большущих лещей. За последние годы река значительно обмелела, но все равно считается важнейшим источником воды для Донбасса.
Просфорня
Мой друг и однокурсник пребывает в Святогорской Лавре уже более двадцати лет, он монах, иеродиакон Нектарий. Его основное послушание – просфорня, т. е. ежедневная выпечка просфор для богослужений. Мне было интересно увидеть монашескую просфорню, также я осмотрел хоздвор. Здесь кузница, столярная мастерская, теплица, цветник, может, ещё что-то в корпусах, чего я не заметил. Хотя основная хозяйственная территория расположена за скитом, там тоже есть теплицы, пасека, скотный двор, трактора для обработки своих полей. Монастырь чем-то похож на идеальную мини-модель государства, где все четко и упорядочено, спокойно и размерено, всё тикает, как в часиках. Это обычно бывает во всех монастырях, мужских и женских, маленьких и больших, такие общежития муравейники, где у каждого жителя-строителя есть свое место, а у всей братии есть цель и общее дело.
Часовня апостола Андрея
Андрей Муравьев – брат известного декабриста, друг Пушкина, человек, которому Лермонтов посвятил не одно стихотворение, часто бывал в имении Потемкиных и очень интересовался жизнью монастыря. Во имя его Ангела – Андрея Первозванного – и была освящена часовня. Именно об этом месте святитель Филарет в XVI веке сказал: «Здесь так близко от неба и так далеко от земли! Если здесь не научишься молиться, то где?!» Часовня апостола Андрея в Святогорской обители построена в середине ХIX века. Мне очень нравится великолепная смотровая площадка около часовни: высота и вид потрясающие. А еще несколько десятков лет назад тут были руины и полуразвалившиеся постройки, расписанные туристами. Монахи сделали ремонт конструкции и водрузили крест.
Святой Иоанн Святогорский
О древних затворниках ничего неизвестно, но прославленный отшельник XIX века Иоанн Святогорский был в добровольном молитвенном заточении 17 лет. В далеком 1992 г. мощи святого Иоанна Святогорского пребывали под спудом. Я помню дорожку к могилке святого через лес. Воистину, как в словах стихотворения великого Пушкина: «не зарастет народная тропа». Святость проявлялась даже в том, что люди, одержимые бесом, не могли находиться рядом с местом захоронения. На моих глазах четверо здоровых мужчин едва могли удерживать хрупкую женщину, с которой происходили мистические вещи, как в каком-то кинофильме ужасов. А сколько было людей во время прославления затворника… Сколько прошло лет после смерти праведника, а Бог воскресил его имя для Церкви – и Она обрела преподобного и молитвенника.
Монастырские павлины и утки-мандаринки
Утро Святогорская Лавра встречает звоном колокола и чириканием попугаев и прочих птиц. По фасадной линии центрального Успенского храма монастыря расположены фонтаны, а на заднем дворе сделан птичник. Хорошо здесь детям, да и взрослым отдых, можно выйти во время длинной службы и отдохнуть пару минут. Всё чисто, никакого запаха. Меня больше всего удивило, что в таком холоде на улице находятся теплолюбивые попугаи и павлины. Очень понравились цветные утки-мандаринки. Рано утром, когда только забрезжил рассвет и людей еще не было, они забавно и громко хрюкали на воде. Монастырские попугаи чирикали. У всех начинался новый день.
Первые дни
Святогорский монастырь в 1947 году. Фото: Svlavra.church.ua
Не буду в подробностях описывать детали запустения, но чтобы понимать суть происходящего в те дни, можно сказать, что в главном Успенском соборе был кинотеатр, поэтому храм перекрыли железобетонными плитами на два этажа. Его только освободили от прежних владельцев, и на втором этаже валялись ворохи ненужных бумаг, в центральном приделе была сцена, весь храм был заставлен сиденьями, а в боковых алтарях находились… общественные туалеты. Насколько же была велика злоба тех, кто воспользовался ситуацией и устроил такое глумление в стенах храма, где ранее совершалась Евхаристия. Иначе как безумием это не назовешь. Но всё проходит, и настали другие времена.
Мусора из собора вывезли очень много, в том числе и после реконструкции храма в последующие годы, сноса уродливой пристройки киномеханика у входа. Обо всем этом подробно может рассказать и нынешний настоятель Святогорской Лавры митрополит Арсений, который с 1995 г. заботится о братии и Лавре – их общем доме.
Бог дал мне возможность присутствовать здесь на первой службе и первой Литургии, первом престольном празднике, встретить первую Пасху. Интересно, что когда проводили первую вечернюю службу в огромном пустом и поруганном храме, среди мусора, поломанных стульев, то внезапно раздался такой гром над куполами, что даже страшно стало от неожиданности. А такой тишины, какая была в первую Великую Субботу перед Пасхой, я больше не ощущал никогда. Прожить лето в монастыре, прикоснуться к таинственному, приложить руку к чему-то величественному и промыслительному свыше – одно из благ в моей жизни. Храмы
Напротив Успенского собора находится Покровский храм с колокольней – во время моего пребывания в нем были процедурные, комнаты для отдыхающих в пижамах. Крест и колокола, разумеется, отсутствовали, а когда мы первый раз забрались наверх, то мешками убирали голубиный помет. За десятилетия накопилось много хлама. На крыше росли деревья… А вот часы монастырские починили, теперь они бьют с мелодией. Волнительной была установка первого колокола: и в техническом плане, и в финансовом (монастырь тогда был очень беден). Зато когда по округе разлился звон, Святые горы ожили, заговорили.
На одной из гор стоит памятник революционеру Артему. Железобетонная 26-метровая конструкция, отпечаток эпохи советской власти. С этой статуей связано предание: когда монастырская братия решила построить храм в XIX веке, спросили Исаакия (сейчас в лике святых), он был юродивым. Тот приложил руку, всмотрелся в гору и сказал, что не стоит этого делать, там будет стоять человечище, т. е. все равно бы разрушили здание.