Свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский |
Иоанн (Максимович)
(1651 — 1715), митрополит Тобольский и всея Сибири, духовный писатель Память 10 июня, 16 октября (Укр.) [1], в Соборах Брянских, Галицких, Киевских, Сибирских и Черниговских святых
В миру Максимович Иван Максимович, родился в декабре 1651 году в городе Нежине, происходил из знатного дворянского рода, от благочестивых и преданных Церкви родителей.
В 1668 г. он закончил Киевскую духовную академию, и как наиболее способный и умный питомец, был оставлен при ней наставником; находился в этом звании около 8 лет (с 1668 по 1676 гг.).
Затем священноархимандрит Киево-Печерской Лавры Иннокентий (Гизель) принял его под свое духовное попечение и приобщил к сонму иноков. Вскоре же архиеп. Черниговский Лазарь (Баранович) посвятил его в сан иеромонаха.
Обладая проповедническим талантом, иеромонах Иоанн был избран на почетную должность лаврского проповедника, а затем полюбившая его братия избрала на ответственную должность эконома Лавры.
В 1684 году [2] иеромонах Иоанн был назначен управляющим Свенским монастырем близ Брянска, куда временно, в связи с нападением турок, была переведена братия Печерской Лавры.
После этого почти в течение двадцати лет он проходил настоятельские должности в разных монастырях южной России, всюду приобретая любовь и уважением руководимых им иноков.
Свт. Феодосий Черниговский незадолго до своей кончины, зная строгую подвижническую жизнь и высокое христианское образование иеромонаха Иоанна и желая видеть в нем себе преемника, вызвал его в Чернигов и в 1695 г. назначил управляющим Черниговским Елецким (Успенским) монастырем с возведением его в сан архимандрита.
10 января 1697 г. после кончины епископа Феодосия архим. Иоанн был хиротонисан в Москве патр. Адрианом во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа.
С благоговейным трепетом и смирением вступил преосвящ. Иоанн на архиерейскую кафедру. Строго согласуя свою жизнь с учением и заповедями Христа Спасителя, он и паству свою призывал к покорности и послушанию воле Божией, являя собой достойный пример подражания. Он всегда собирал около себя всех сирых и обездоленных и раздавал нуждавшимся все свое достояние.
Вступив на место отошедшего в небесные обители святителя Феодосия, архиеп. Иоанн находился с ним в духовной связи и близости. Святитель Феодосий всегда изливал свою любовь и благоволение на своего преемника. Известно чудесное исцеление архиеп. Иоанна от тяжкой болезни молитвами святителя Феодосия. Когда тяжкий недуг грозил надолго лишить архиеп. Иоанна общения с паствою, он от великой скорби обратился к молитве за помощью к своему предшественнику святителю Феодосию. И святитель внял его зову. Явившись во сне преосвящ. Иоанну, он возвестил ему милость Господа, дарующего ему исцеление. Уже на следующее утро после явления свят. Феодосия Иоанн, к удивлению всех окружающих его, встал с одра болезни и смог служить божественную литургию.
Будучи сам замечательным по своему времени богословом и писателем, архиеп. Иоанн заботился о распространении духовного просвещения во всей своей епархии. Под его руководством в городе Чернигове был основан коллегиум (будущая духовная семинария), по образцу которого впоследствии стали открываться по всем епархиям духовные семинарии.
Тогда же Святитель открыл типографию, в которой он и его преемники издали много сочинений духовно-нравственного содержания.
Известна связь святителя Иоанна со Святой Горой Афон. Он принимал особенно горячее участие в судьбе русских насельников Святой Горы, оказывая им существенную материальную помощь в те тяжелые годы. Сохранилась его архиерейская грамота в Русском Пантелеимоновом монастыре, свидетельствующая об его отношении к святогорцам.
Святитель был оклеветан и едва не пострадал во время открытия в 1708 году измены Мазепы Петру I. Мазепа, злясь на тех, кто не поступал по его надеждам и желая возбудить ропот против Петра, если бы он наказал невинных, обвиняемых ложно — послал казака менской сотни Пархоменка объявить, что он послан Мазепой с письмами к архиепископу Максимовичу, к глуховскому сотнику Туранскому, к князю Четвертинскому и к глуховскому атаману Карпеке, и что письмо к архиепископу передано через служителя его, а прочим лично. Казак, пойманный, объявил то же самое, даже в присутствии обвиняемых лиц, но Петр допытался правды, и невинность была подтверждена.
В начале 1711 г. с целью просвещения народов Сибири архиеп. Иоанн в Москве был возведен в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. Он с покорностью покинул родной край, где прожил 58 лет и отправился для служения в город Тобольск, куда прибыл 14 августа 1712 г.
Здесь он вложил много труда, жертвовал свои личные средства, чтобы улучшить обучение будущих церковно-служителей в славяно-латинской школе.
В 1714 г. в Чернигове была издан основной труд свт. Иоанна «Илиотропион, или сообразование человеческой воли с божественной волей», являющийся переводом с латинского сочинения немецкого католического монаха Иеремии Дрекселя.
В период своего служения в г. Тобольске митр. Иоанн вел тихую и скромную жизнь, подвизаясь в пламенной молитве к Богу, тайно обходил дома нуждавшихся, творя благостыню.
Перед своей кончиной 10 июля он отслужил последнюю божественную литургию, устроил в своих покоях трапезу для духовенства и бедных жителей, причем сам прислуживал им за столом.
11 июля 1715 г. митр. Иоанн скончался, находясь в молитвенном положении на коленях перед иконой Божией Матери.
Погребение его происходило не сразу, а через продолжительное время, но, несмотря на знойное лето, тело его оставалось нетленным.
Первоначально мощи святителя находились в Софийско-Успенском соборе, в приделе Антония и Феодосия Киево-Печерских. Через двадцать шесть лет, после перестроек, могила его оказалась под открытым небом, что очень беспокоило почитателей его памяти, да и сам владыка Иоанн выказывал недовольство, являясь Тобольским архиереям. Тогда над его могилой был сооружен придельный храм во имя ангела святителя — Иоанна Златоуста.
В 1826 году архиепископ Тобольский Евгений (Казанцев) писал: «Митрополиту Иоанну (Максимовичу) здесь такая велика вера, что многие носятся чудеса, и что даже самый сей придел построен в честь его будто бы исцелившимся от него».
Этим же письмом архиепископ Евгений просил разрешения перенести гроб святителя «в виду плохого состояния придела». Спустившись с духовенством в склеп, архиепископ обнаружил останки святителя покоившимися в совершенно целом гробу; клобук и мантия также оказались нетронутыми временем.
Со дня успения святителя чудеса, истекавшие от его святых мощей, не прекращали радовать всех с верой притекавших, и до настоящего времени не прекращаются. Соборным тобольским духовенством записано много случаев благодатной помощи святителя Иоанна. Это побудило произвести освидетельствование его останков.
21 января 1916 г. во блаженной памяти почивший митр. Тобольский и всея Сибири Иоанн был причтен к лику святых, и его мощи были оставлены в гробнице для поклонения в Софийско-Успенском кафедральном соборе.
В августе 1919 года, перед вступлением в Тобольск частей Красной армии, управляющий Тобольской епархией Берёзовский епископ Иринарх (Синеоков-Андреевский) перенес гроб с мощами святителя в подвальное помещение Тобольского Покровского собора [3].
15 сентября 1920 года мощи были извлечены из подвала и помещены в Покровском соборе.
10 октября 1922 года по распоряжению Тюменского губисполкома на паперти собора в присутствии множества людей комиссией из представителей исполкома и духовенства было произведено вскрытие мощей святителя. Останки выставили на всеобщее обозрение, был устроен антирелигиозный митинг. Некоторое время после вскрытия мощи по-прежнему пребывали в Покровском соборе, затем поступили в антирелигиозный отдел местного краеведческого музея в здании бывшего архиерейского дома.
В июне 1946 года мощи святителя осмотрел посетивший Тобольск Новосибирский и Барнаульский архиепископ Варфоломей (Городцов). В июле он обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с просьбой о содействии в передаче мощей свт. Иоанна церкви. Заручившись поддержкой патриарха, архиепископ Варфоломей отправил 2 марта 1947 года соответствующее ходатайство в Совет по делам Русской Православной церкви при Совете Министров СССР [4].
14 июня 1947 года мощи свт. Иоанна были переданы в Покровский кафедральный собор.
Тропарь Иоанну, митр. Тобольскому
Наставниче благочестия, / сиротствующих питателю, / скорбящих утешителю, недугующих врачу безмездный, / душею страждущих скорый помощниче, / теплый молитвенниче о всех ко Господу, / святителю отче Иоанне, / моли Христа Бога спастися душам нашим.
№9 (22) / 9 января ‘95
Жития святых
Святитель Иоанн родился в декабре 1651 г. в Нежине, Черниговской губернии, и принадлежал к дворянскому роду. У отца его Максима Васильковского, жившего в Киеве и употреблявшего свои средства на украшение храмов Божиих, было семь сыновей, из коих Иоанн был страшим. Сын Григорий был протоиерей, а остальные пять служили в малороссийском войске в офицерских чинах. Имя матери было Ефросиния. Иоанн выделялся из среды своих братьев особыми духовными дарованиями и прилежанием к книжному обучению. Закончил свое образование Иоанн в Киевской академии — единственной в то время на Руси школе высшего богословского знания. По окончании учения оставлен был при академии учителем, но душа его от юности стремилось к Господу. Прослужив 8 лет — с 1668 по 1676 г. — в академии, Иоанн, желая посвятить себя иноческой жизни, принял в Киево-Печерской Лавре пострижение с именем Иоанна же, затем был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха, за свой выдающийся проповеднический талант получил звание проповедника и был затем любившей его монастырской братией избран на ответственную должность эконома Лавры. В тиши монастырского уединения Иоанн упражнялся в молитвенных духовных подвигах, подготовляясь под воздействием благодати Божией к высшему святительскому служению.
Черниговский архиепископ св. Феодосии Углицкий, зная Иоанна Максимовича как человека строгой подвижнической жизни и предчувствуя близость своей кончины, вызвал его к себе в Чернигов и в половине 1695 года посвятил его в архимандрита Елецкого монастыря, которым до того времени сам управлял, готовя в новом архимандрите достойного себе преемника на святительскую кафедру в Чернигове. Вскоре (5 февраля 1696 г.) Святитель Феодосий почил о Господе. Преемником ему народом и властями единогласно был избран архимандрит Иоанн Максимович, рукоположенный 10 января 1697 г. в Москве патриархом Адрианом в архиепископа Черниговского.
Святитель Иоанн благоговел к памяти Святителя Феодосия, веруя в силу молитвенного его представительства пред Господом. И не тщетна была его вера: он получил благодатное исцеление в тяжкой болезни по молитвам Святителя Феодосия. Святитель Иоанн тяжко заболел, и болезнь быстро усиливалась. Вдруг в самом разгаре болезни Святитель призывает к себе келейника и делает распоряжение немедленно отправить в его покоях вечерню и прочесть для него служебное правило, а наутро приготовить все потребное для его служения в хроме. Окружавшие больного архипастыря подумали, что он бредит, но принуждены были уступить его настоятельному требованию и исполнить его желание. На другой день, к удивлению всех, Святитель, совершенно здоровый, отслужил божественную литургию. Потом он объявил окружающим, что накануне ему явился Святитель Феодосий и сказал: «Служи завтра — и будешь здоров». В благодарность за свое чудесное исцеление от тяжкой болезни, преосвященный архиепископ Иоанн Максимович тогда же составил в честь угодника Божия св. Феодосия написанную по тогдашнему обычаю стихами «похвалу», в которой называет его «земным ангелом и святым, пребывающим в Серафимской пастве». Поразительное чудо исцеления Святителя Иоанна послужило началом чествования Святителя Феодосия, кок благодатного чудотворца и угодника Божия. 14 лет управлял Святитель Иоанн Черниговской епархией, снискав себе, как богато одаренному светильнику Христову, благоговейное почитание от паствы.
Святитель Иоанн прилагал особые заботы о распространении духовного просвещения. С этой целью открыл в Чернигове особую школу (коллегиум), по образцу которой впоследствии стали открываться по всем епархиям духовные семинарии.
В марте месяце 1712 года состоялось назначение архиепископа Черниговского Иоанна Максимовича в Тобольск с возведением его в звание Митрополита Тобольского и всея Сибири. Выбор духовного начальства и Государя Петра I остановился на Черниговском архипастыре Иоанне Максимовиче потому, что еще от 18 июня 1700 г. Петр I, желоя просветить светом Евангелия не только сибирских язычников, но и сопредельные с Сибирью неверующие народы, дал указ о том, чтобы на Сибирскую митрополию возводимы были мужи не только благочестивые, а вместе с тем и ученые. А Иоанн, архиепископ Черниговский, вполне обладал этими качествами, которых Император требовал от кандидатов в архипастыри Тобольские: он сиял и добродетелями христианскими, был образованным человеком и известен был как писатель и переводчик назидательных и душеполезных сочинений.
Кроме того, он умудрен был в делах церковного управления, имея уже более 60 лет от рождения.
Святитель Иоанн прибыл в Тобольск 14 августа 1712 года и остановился сначала в Знаменском монастыре на берегу реки Иртыша. На другой день, в праздник Успения Божией Матери, утром, он торжественно, с крестным ходом, сопровождаемый многочисленным народом и войском, вступил в нагорную часть г. Тобольска, отслужил сначала на площади молебен и, благословив народ, вошел в кафедральный собор и совершил Божественную литургию. Так начал свое служение Святитель Иоанн в новой для него обширнейшей тогда Сибирской епархии, в состав которой входили нынешние епархии: Екатеринбургская, Омская, Томская, Иркутская и части других. И здесь он, как и в Чернигове, сразу же приобрел себе народную любовь. Проводя тихую и скромную жизнь, старец-Святитель подвизался в усердной молитве, особенно в ночное время, когда становился свободным от епархиальных.дел и когда уже ничто земное не могло оторвать его помыслов от неба и духовного мира. Народ не видел этих уединенных, келейных подвигов Святителя, но знал, что он — истинный подвижник Христов, ибо Митрополит Иоанн отличался необыкновенным милосердием и щедростью, благотворя беднякам, особенно вдовам и сиротам. Иногда он сам объезжал в городе бедных людей и оказывал им необходимую помощь, иногда же совершал дела христианской благотворительности и милостыни через своих служителей или близких лиц. Бывали по временам в Тобольске и такие загадочные случаи: в ночную темную пору вдруг в доме бедняка раздается стук в двери или окно. Встревоженный хозяин убогого домика приотворяет дверь и слышит необычные для себя слова:
— Примите во имя Иисуса Христа.
Недоумевающий бедняк не успеет еще сообразить, в чем дело, а загадочный посетитель уже исчезает во мраке ночи, оставляя у окна или двери бедняка деньги или какие-нибудь вещи.
Долгое время не знали, что за таинственный благодетель появляется неожиданно то там, то здесь. Наконец, узнали: это был Митрополит Иоанн. Часто видали Святителя среди узников в местных тюрьмах, куда вместе с милостынею приносил он заключенным и духовное утешение. Вообще любвеобильное сердце Святителя Митрополита Иоанна сильнее стремилось туда, где было больше бедности и скорбей и, пламенея любовью к Богу, радостно занято было всецело человеколюбием и состраданием. Указывая путь жизни другим, как истинный евангельский пастырь, он шел впереди, научая свою паству словом и делом и представляя собою живой пример добродетелей.
Летописец о Митрополите Иоанне замечает и ту особенность, что он во все время пребывания своего в Тобольске ни у кого не бывал в гостях и что только один раз ездил на обед к сибирскому губернатору, князю Гагарину, да и то по особенно усиленной просьбе последнего. Так предан был уединению и исполнению пастырских своих обязанностей и дел благочестия Святитель Христов Иоанн. Несмотря на кратковременное управление Тобольской епархией, Святитель Иоанн много помог здесь делу умножения святых храмов Божиих и особенно делу проповеди света Христова учения среди многочисленных инородцев местного края — вогул, остяков и татар. Особливые заботы приложил Святитель к просвещению юношества. Существовавшую в Тобольске славяно-латинскую школу, в которой обучались кандидаты на священно-церковно-служительские места и на содержание которой от казны совсем не отпускалось средств. Святитель Иоанн обеспечил обращением на ее содержание части монастырских доходов. Немало тратил на эту школу Святитель и своих личных средств.
Святитель Митрополит Иоанн погребен был, как было выше сказано, у северной стены Успенского собора, в алтаре придельного храма в честь преп. Антония и Феодосия Киево-Печерских чудотворцев. Но в 1741 г. этот придел пришел в крайнюю ветхость и потому был разобран. Могила Святителя Иоанна оказалось под открытым небом. Жители г. Тобольска, благоговейно чтившие память Святителя Иоанна, были недовольны этим обстоятельством. К тому же Святитель Иоанн, кок существует в Тобольске предание, несколько раз являлся Тобольским Митрополитам Антонию II (Нарожницкому) и Сильвестру (Гловацкому) и со скорбью говорил им: «Могила моя оставлена в пренебрежении, и псы бегают над гробом моим. Успокойте меня и возобновите придел».
Тогда на собранные пожертвования почитателями памяти праведного Святителя воздвигли новый придельный храм, освященный в 1753 г. во имя Иоанна Златоуста, как ангела Святителя Митрополита Иоанна. Могила Святителя Иоанна пришлась на правой стороне алтаря, а теперь, по перенесении алтаря на другое место, могила находится не в алтаре, а в средней части храма, видимо для всех приходящих в придельный Златоустовский храм для молитвы.
Окончив чреду своего земного служения, Святитель Иоанн не оставил своей паствы, возлегши своим нетленным телом в соборный храм, не оставил своим благословением всех, прибегающих к его помощи, низводя благодать Божию в обильных чудесных исцелениях ищущим его молитвенного пред Богом предстательства. Долгое время не записывали этих чудотворений.
В первый раз было записано чудо, совершившееся в 1798 г. В тот год приехали в Тобольск из Барнаульского уезда Томской губернии две крестьянские женщины — мать и дочь — и просили соборный причт служить в Златоустовском приделе литургии ежедневно в продолжение 6 недель.
На расспросы соборян о том, что побудило их предпринять такое далекое путешествие, мать рассказала следующее. 20- летняя дочь ее была в течение пяти лет сумасшедшей. В первые годы своей болезни она бегала по лесам, билась, кричала, дралась, неистовствовала так, что приходилось сажать ее на цепь. Потом изредка стала приходить в себя. И вот однажды, во время такого просветления, она неожиданно стала просить свою мать, чтобы та ехала с ней на богомолье в Тобольск. Мать в недоумении спрашивает: для чего же это? Мне явился какой-то архиерей, — отвечала дочь. — Он сказал мне, что я до тех пор не выздоровею, «пока не помолюсь в Тобольске на его гробе». Отец и мать, никогда не видавшие архиереев, подумали, что дочь их бредит в припадке своей болезни и не придали ее словам никакого значения. Между тем дочь снова впала в сумасшествие, а когда пришла в сознание, опять рассказала своим родителям о бывшем ей видении. Но и на этот раз они оставили слова дочери без внимания. Наконец, после нового припадка сумасшествия дочь в третий раз заявляет своим родителям о явлении ей архиерея, который уже стал грозить ей наказанием, если она не поедет в Тобольск. После этого оно опять подверглась страшным припадкам сумасшествия. Тогда родители решились наконец отправить ее в Тобольск.
В дальний путь с больной отправились мать и работник. Вывезли ее из деревни связанною, так как она была в состояний буйного помешательства. Но по мере приближения к Тобольску больная становилась спокойнее и наконец совсем пришла в сознание, только чувствовала себя весьма слабою. В Тобольске обе женщины усердно молились, посещая каждый день Златоустовский придел, где по их просьбе служили в течение шести недель литургии. Болезненные припадки у дочери в Тобольске не возобновлялись, и домой она отправилась уже совершенно здоровой. Прошло около восьми лет, и одному из соборян, бывших свидетелями исцеления сумасшедшей девицы (протоиерею Василию Кузнецову), пришлось проезжать по Барнаульскому уезду и случайно остановиться в той сомой деревне, где жила исцелившаяся. Она находилось в полном уме и цветущем здоровье, была замужем и имела уже детей. Вместе со своими родителями она благодарила Бога за дарованное ей исцеление, прославляя в то же время и Угодника Его Святителя Иоанна.
В памятной книге Тобольского кафедрального собора записаны многочисленные случаи чудесных исцелений по предстательству Святителя Иоанна. Для обследования чудотворений по молитвам Святителя Иоанна по распоряжению Святейшего Синода в городе Тобольске учреждена под председательством Епархиального Преосвященного особая Комиссия. В состав Комиссии входят Тобольский вице-губернатор, Настоятель и Ключарь кафедрального собора и Благочинный градских Тобольских церквей. Этой Комиссией путем производства формального следствия обследовано уже до сорока случаев чудесных исцелений от болезней по молитвам Святителя Иоанна.
Дивен Бог во святых Своих…
С 1826 г. честные мощи Святителя Иоанна почивают в новом месте — в том же придельном соборном Златоустовском храме, но у левой стороны его придела. Над могилою Святителя от фундамента и далее вверх по сводом образовалась трещина, от времени увеличивавшаяся. Являлась необходимость в капитальном ремонте. При ремонте стены пришлось бы потревожить почившего Святителя. Тогда архиепископ Тобольский Евгений заблагорассудил переложить гроб Святителя в новый каменный склеп, устроенный возле левой наружной стены придела. 5 сентября 1826 г., в день воскресный, после литургии состоялось перенесение гроба Святителя в новый склеп. В память того, где прежде покоились св. мощи, на стене собора изображен Святитель Иоанн красками, в рост, в белом клобуке и голубой мантии, с крестом в правой руке и жезлом в левой.
Прошло после этого перенесения мощей Святителя Иоанна почти 75 лет, и преосвященный епископ Тобольский Антоний (Коржавин) в твердой надежде на будущее открытие и прославление мощей блаженного Святителя устроил в 1900 г. над могилой его красивую серебряную раку. Средства на заведение этой раки изысканы открытым тем же Архипастырем Попечительством о нуждах кафедрального собора. Рака поставлена на мраморный пьедестал под резною золоченою сенью. С 16 октября 1914 г. нетленные и благоуханные мощи Святителя уже покоятся в этой серебряной раке: Преосвященный епископ Тобольский Варнава, движимый чувством особенного благоговейного почитания Святителя Иоанна, как избранного сосуда благодати Божией, с подобающей честью, сопровождаемой усердною молитвою, переложил св. мощи Святителя Иоанна из склепа в указанную серебряную року. Текут к сей роке со своими болезнями, горестями, печалями, невзгодами житейскими богомольцы из разных мест Сибири и Европейской России. В лице праведного Митрополита Иоанна горит светильник Христов, и текут к сему светильнику из мрака греховной земной жизни труждающиеся и обремененные с верою и надеждою и получают исцеление, облегчение и утешение.
Радуйся, страна Сибирская, удостоившаяся, по великой милости Божией, явить миру новый светильник Христов — Святителя и чудотворца Митрополита Иоанна, силу молитвенного предстательство которого свидетельствует сам Батюшка-Царь. На всеподданнейшем докладе Святейшего Синода о причислении Святителя Иоанна к лику угодников Божиих и о признании честных его останков святыми мощами Государь Император 21 января 1916 года собственноручно изволил начертать: «‘Приемлю предположение Святейшего Синода с умилением и тем большим чувством радости, что верю в предстательство Святителя Иоанна Максимовича в эту годину испытаний за Русь православную».
Слава Богу, дивному во святых Своих!
Ключарь Тобольского кафедрального собора протоиерей Григорий ТУТОЛМИН. (Печатается по изданию типографии Тобольского Епархиального Братства, 1917 год.)
В других номерах:
Смерть святиля Иоанна
10 июня 1715 года святитель Иоанн Тобольский скончался. Накануне он служил литургию, а после нее дал обед городскому духовенству и бедным жителям Тобольска. Он сам прислуживал за трапезой гостям, а вечером, по обыкновению, удалился в свои покои.
На следующее утро, когда пришла пора открывать храм и благовестить к утрене, чередной служитель постучался в двери митрополичьей кельи, но не услышал ответа. Вскоре близ дверей, за которыми было подозрительно тихо, собрался соборный причт; приехал губернатор. Решили ломать дверь. Войдя в комнату, увидели, что митрополит скончался, стоя на коленях перед иконами.