Житие и творческое наследие святителя Григория Нисского, тексты молитв


Свт. Григорий Нисский

Григорий
(ок. 332 — ок. 395), епископ Нисский, святитель. Младший брат святителя Василия Великого Память 10 января и вместе со святой семьей Василия Великого (в Неделю по Богоявлении) (Греч.)

Родился вероятно, как и его старший брат святитель Василий Великий, в поселении Аннеса или Аниса [1]. Рождение около 332 года и воспитание его совпало с самым разгаром арианских споров. Учился в Кесарии. Первыми наставниками Григория были его брат Василий и сестра Макрина. Получив прекрасное образование, он был одно время наставником красноречия. Изучал философию и писания Оригена. Под влиянием семьи позже он вернулся к церковному служению. И хотя вступил в брак, жизнь вел девственную и аскетичную.

Не имея жизненного опыта и сильного характера, он неудачно принял участие в смуте по поводу избрания Василия на Кесарийскую кафедру. Брат был недоволен, но с любовью принял раскаяние. В дальнейшем Василий считал его непригодным для ответственных поручений, и возражал, чтобы Григорий был во главе посольства в Рим. Однако в 371 или 372 году посвятил его в епископы города Ниссы в Каппадокии.

Святой Григорий был твердым ревнителем Православия и вместе со своим братом Василием Великим боролся против арианской ереси, претерпевая гонения со стороны ариан, которыми в 376 году был ложно обвинен в неправильном употреблении церковного имущества, лишен кафедры и сослан в Анкиру. На следующий год святой Григорий был вновь заочно низложен собором арианствующих епископов, но продолжал укреплять свою паству в Православии, переходя с места на место. После смерти царя Валента (378) был возвращен на свою кафедру и с радостью принят своей паствой.

В 379 году скончался брат его, святой Василий Великий. Святой Григорий тяжело переживал потерю своего наставника. Он написал ему надгробное слово и закончил составленное святителем Василием описание шести дней творения, так называемый Шестоднев.

В том же году святой Григорий участвовал в Антиохийском Соборе против еретиков, не чтивших непорочного девства Божией Матери, и других, поклонявшихся Богоматери как Божеству. Он был избран Собором для обозрения церквей в Аравии и Палестине и утверждения православного учения о Пресвятой Богородице. На обратном пути святой Григорий посетил Иерусалим и поклонился Святым местам. В 381 году святой Григорий был одним из главных деятелей II Вселенского Собора, созванного в Константинополе против ереси Македония, неправильно учившего о сущности Святого Духа. На этом Соборе, по инициативе святого Григория, был дополнен Никейский символ. В императорском эдикте от 381 года Григорий был включен в список епископов, общение с которыми обязательно для признания православным.

Вместе с другими епископами святой Григорий утвердил в сане Константинопольского архипастыря святого Григория Богослова. В 383 году святой Григорий Нисский был участником Собора в Константинополе, где произнес слово о Божестве Сына и Святого Духа. В 386 году он снова был в Константинополе, и ему было поручено произнести надгробное слово почившей царице Плакилле. В 394 году святой Григорий вновь присутствует в Константинополе на Поместном Соборе, созванном для решения церковных дел в Аравии.

Святитель Григорий Нисский был пламенный защитник Православных догматов и ревностный учитель своей паствы, а также милостивый и сострадательный отец своих пасомых, заступник их перед судьями; отличался великодушием, терпением и миролюбием.

Дожив до глубокой старости, святой Григорий Нисский мирно скончался, вскоре после Константинопольского Собора. Вместе со своими великими современниками, святителями Василием Великим и Григорием Богословом, святитель Григорий Нисский имел значительное влияние на церковную жизнь своего времени. Его сестра, святая Макрина, писала ему: «Ты известен и городам, и народным собраниям, и целым областям: Церкви посылают и зовут тебя на помощь». Святитель Григорий вошел в историю как один из самых видных богословов и деятелей христианской мысли века. Обладая глубоким философским даром, он понимал философию только как средство для более глубокого проникновения в подлинный смысл Божественного откровения.

Биографическая справка

Григорий Нисский родился предположительно в 335-м году в Каппадокии. Святитель называл брата Василия наставником и отцом, поэтому предполагается, что был младше его. У Григория была и сестра, которая прославилась в христианстве как преподобная Макрина. Ее назвали в честь бабушки, пострадавшей за христианскую веру в период правления императора Галерия.

Мать занималась воспитанием детей, приучала их к ежедневной молитве и посещению службы в храме. Отец епископа умер в 341-м году. Факты биографии Григория Нисского:

  • начальное образование получил в школе Кесарии Каппадокийской;
  • женился на благочестивой девушке Феосевии;
  • служил чтецом на богослужениях;
  • в 365-м году овдовел;
  • на фоне увлечения античной литературой поселился в понтийском монастыре, который основал брат;
  • стал епископом Нисским по просьбе Василия, принявшего сан архиепископа Каппадокийского;
  • помогал брату бороться с представителями арианства, отрицавшими единосущность Бога-Отца и Бога-Сына;
  • по навету отступников был арестован и приговорен к суду в Анкире;
  • во время конвоирования в Анкиру сбежал и скитался три года;
  • вернулся в Ниссу после смерти императора Валента, поддерживавшего ариан, и восстановил доброе имя;
  • после смерти Василия в 379-м году участвовал в Антиохийском собрании против мелетианских еретиков, не согласных с политикой назначения епископов;
  • по принуждению принял должность митрополита Севастийского и возглавил борьбу против ереси в Аравии и Палестине;
  • на Втором Вселенском Соборе в 381-м году поддержал избрание Григория Богослова епископом Константинополя.

В столице Византии уважали свт. Григория Нисского как богослова и проповедника. При этом большую часть знаний епископ приобрел в молодости самостоятельно и благодаря урокам старшего брата. Василий учился в Афинах, а Григорий после школы посвятил время самообразованию.

Подробности жития

Несмотря на то, что почти все близкие родственники Григория Нисского стали святыми, в юности богослов не отличался религиозностью. Службы и молитвенные песнопения не пробуждали в душе молодого святителя возвышенных чувств и были повседневной обязанностью, пока с ним не произошел интересный случай.

В родительском доме Григория проходил праздник в честь перенесения мощей сорока мучеников. Устав слушать молитвы, юноша пошел в сад и уснул в беседке. Во сне ему привиделись райские кущи, но путь к ним преградили стражники. Светлые воины хотели даже наказать непрошеного гостя за вторжение, но один из них уговорил отпустить юношу.

Странное видение подвигло Григория с большим рвением посещать службы и стать чтецом. Но постепенно духовный пыл угас. Следующим потрясением, наставившим будущего епископа на путь истинный, стала кончина жены. Григорий Богослов отзывался о Феосевии, как о добродетельной женщине. Утрата заставила молодого вдовца искать уединения в монастыре и вере.

За верность православному учению Григорий пострадал в должности епископа Нисского. Еретики-епископы обвинили святителя в растрате церковных средств. Григорий с детства не отличался крепким здоровьем. Чтобы не умереть от побоев конвоиров, арестант решился бежать. Но впоследствии испытывал немощи до конца жизни.

Как Григорий Нисский провел последние годы неизвестно, как и точная дата его смерти. Святитель успел побывать паломником в Иерусалиме. Но он вернулся со Святой Земли в угнетенном настроении, сделался противником религиозных путешествий. Свой антагонизм Григорий объяснил тем, что от перемены места Бог не становится ближе.

Епископ основал новый монастырь в Ниссе, занимался его обустройством, писательским трудом, отошел от богословских дискуссий и церковной политики. Также известно, что святитель снова посетил Константинополь для участия в соборе, посвященном проблемам священнослужителей Аравии. После этого события о Григории Нисском нет упоминаний, как и указаний места, где он похоронен.

На пути к Богу

Григорий Нисский принадлежит к числу наиболее почитаемых христианских святых. Православная Церковь хранит о нём память как о величайшем церковном писателе, вселенском учителе и отце.

Несмотря на широкое признание, бесчисленное множество исследований, некоторые немаловажные факты его биографии до сих пор излагаются с пометками: вероятно, приблизительно, возможно. Мы даже не знаем ни точной даты его рождения, ни точной даты кончины.

По происхождению Григорий принадлежал к греческой аристократической фамилии, известной не только благополучием и общественным положением, но и благочестивыми устоями, праведной жизнью.

Это семейство представило миру целую плеяду святых. Во время гонений на Церковь предки Григория Нисского, подвергались преследованиям и страдали. В своё время родители его отца за исповедание имени Христова лишились имущества. Дед по линии матери принял мученическую смерть, а его состояние отошло к сторонним людям. Бабка Григория Нисского, Макрина старшая, была приверженкой святого Григория Неокесарийского. Основным законом в её жизни был закон Божий.

Сын Макрины, Василий старший, пользовался известностью и как профессор риторики, и как добродетельный христианин. Его супруга, преподобная Емилия, была дочерью мучеников и с юности готовила себя к подвигу девства во Христе. На замужество она согласилась потому, что будучи сиротой, едва не стала жертвой злоумышленников, посягавших на её юность и красоту. Святую Емелию Бог благословил сделаться матерью десятерых детей: шести дочерей и четырех сыновей.

Стремление Емилии к девству реализовалось в её дочери, Макрине младшей. Один из её сыновей, Василий, был прославлен Церковью под именем Великий. Другой, Пётр, прославлен как Севастийский святитель.

Григорий Нисский, появившись на свет после Василия (будущего Василия Великого) и Навкратия (погибшего при невыясненных обстоятельствах), стал третьим сыном в семье.

По приближенным подсчётам он родился в период между 331-м и 335-м годами. Местом его рождения могла быть либо Кесария, либо Севастия. Имя Григорий он получил в честь святого Григория Чудотворца.

Отец Григория, Василий старший умер рано и вся тяжесть заботы о детях легла на вдову. Помимо матери, Емилии, большое влияние на воспитание будущего Нисского святителя оказали: старшая сестра, Макрина, и старший брат, Василий (Великий).

В отличие от Василия, получавшего образование в лучших учебных заведениях, в том числе в Афинах, Григорий учился в местных школах. Тем не менее, за счёт усердия и целеустремленности он достиг высочайшего уровня образованности.

Деятельность

Главной задачей Григория в должности епископа Нисского и митрополита Севастийского стала борьба с иноверцами. Но философ присоединился к противостоянию не по душевному порыву, а чтобы сначала помочь брату, а затем по императорскому указу. Во время искоренения ереси епископ часто попадался на интриги.

Святитель Григорий вызывал необъяснимую неприязнь у митрополита и богатого вельможи Элладия Кесарийского, также объявленного императором хранителем чистоты веры в Понте. Желая преодолеть разногласия в честной беседе, немолодой и больной философ с трудом отыскал дом оппонента в горах, где тот отмечал христианский праздник.

Стражники не пустили Григория внутрь. Святитель долго стоял на улице под палящим солнцем. Когда усталого путника допустили к пиршеству, хозяин дома не поприветствовал его и не замечал. Наконец Григорий сам обратился к Элладию. Но митрополит выгнал его.

За годы служения Церкви святитель наблюдал за развитием теологии и соблюдением христианских традиций. Свои выводы он облек в литературную форму. Григорий Нисский стал выдающимся приверженцем учения о Святой Троице. Каппадокийский святой вошел в историю богословия как один из лидеров традиционного христианства и христианского платонизма, в основе которого лежит идея бессмертия души.

Божье призвание

Несмотря на общую духовную атмосферу в семье, иногда в молодости Григорий позволял себе относиться к церковной жизни с прохладцей.

Однажды, когда их семьей было организовано торжество по случаю перенесения мощей сорока мучеников в нарочито воздвигнутую для этой цели часовню (в Аннисах, на семейной земле), Григорий, вместо участия в ночном богослужении легкомысленно удалился в беседку и крепко заснул. Во сне ему явилось множество воинов. Их вид был весьма угрожающим. Григорий силился попасть на покинутое им богослужение, а они его не допускали и готовы были вот-вот его наказать. Ситуация изменилось лишь с вмешательством одного из явившихся воинов, который и заступился за Григория.

Григорий в ужасе пробудился. Суд совести не заставил себя долго ждать. Оплакав своё поведение, Григорий тут же направился к урне с мощами, взмолился и стал просить у Бога и святых воинов прощение.

После такого проникновенного вразумления он оставил свои увлечения и принял посвящение во чтеца. Полагают, что данное событие произошло в 357 году.

Время от времени Гриогорий навещал своего брата, Василия, подвизавшегося в Аннисах. Там он предавался аскетическому деланию, посту и молитве, изучал слово Божье, произведения отцов.

Творческое наследие

Крупнейшее сочинение святителя Григория Нисского — опровержение апологии Евномия в двенадцати томах. Евномий Кизихский был греческим епископом и арианином. В своем многотомном труде Григорий опроверг его учение о иносущности Сына и Отца. Второе значимое произведение философа — «Диалог о душе и воскресении». Наставление написано после последнего разговора с сестрой Макриной.

О том, что преподобная при смерти, Григорий узнал по возвращении из Константинополя. Он успел поговорить с сестрой перед ее кончиной. Не так давно ушел из жизни брат Василий. Под впечатлением утраты близких людей философ написал глубокое творение, полезное к прочтению каждому христианину. Святитель также составил «Послание о жизни преподобной Макрины», преподав житие сестры, как пример высокой нравственности и аскезы.

Одним из центральных трудов святителя Григория Нисского называют трактат «Об устроении человека». Произведение охватывает философию, естествознание и медицину и раскрывает следующие идеи:

  • сотворения мира, как исторически реального, а не мифического;
  • творения из ничего;
  • Божественных и природных законов бытия;
  • иерархического порядка сотворения мира;
  • энергийного происхождения материальных веществ.

В своем труде епископ Нисский указывает на соединение Бога и человека через любовь. Он также высказал мысль об обретении человеком Бога внутри собственной природы, а не во внешнем мире. Воспитанием христианина философ называл бесконечное стремление человека приблизиться к совершенству.

Сочинения святителя Григория Нисского посвящены следующим учениям:

  • о вере и разуме — вера приближает к Богу ищущий истину разум;
  • о Боге, Богопознании — важным аспектом является уподобление человеком образа Божия и очищение от греха;
  • о творении — концепция созидания материального из нематериального;
  • ангелологии — по мнению автора, ангелы бестелесные и неосязаемые, но при этом разумно мыслящие существа;
  • о падении ангелов — к грехопадению диавола привела зависть, а зло преобладает при ослаблении добра;
  • антропологии — через человека обретают связь телесный и духовный мир;
  • протологии — изначально человек был подобен ангелам по духовной чистоте и жил беззаботно в Эдеме;
  • амартологии — о воле выбирать между добром и злом, на темную сторону склоняет безрассудство, присущее человеческой природе;
  • христологии — Христос всецело является и Богом, и человеком;
  • мариологии — учение о Деве Марии, как об истинной Богородице, а не матери человека, о сохранении ее девства и после рождения Христа;
  • сотериологии — учение о спасении, исцелении и искуплении;
  • о церковных таинствах — о духовном соединении с Богом во время крещения и евхаристии;
  • эсхатологии — о воскресении мертвых и Страшном Суде.

Святитель Григорий также составил 29 проповедей. Философ писал простым слогом, поэтому его богословские суждения просты для понимания.

Духовные поиски

Какое-то время спустя Григорий оставил служение при храме и устроился преподавателем риторики. По всей видимости это случилось не ранее 363 года, поскольку во время правления Юлиана доступ к оной профессии для христиан был крайне затруднительным.

Поступок Григория вызвал у его друзей чувство непонимания. Григорий Назианзин, пытаясь образумить своего друга, отправил ему письмо, в котором изложил свою печаль.

Скорее всего, именно в этот период или несколько раньше святитель Григорий вступил в брак с Феосевией. О подробностях их супружеского союза и о самой Феосевии нам неизвестно почти ничего. В утешительном послании к Григорию Нисскому по случаю её смерти, датируемом 385 годом, Григорий Богослов отозвался о Феосевии как об исполнительнице Божественной воли, верной дочери Церкви, украшении Христовом. Кроме того, он отметил свою близость к ней через духовное родство.

Существует мнение, что на каком-то этапе супружеской жизни Феосевия, по договоренности с Григорием, вступила в монашество. Согласно другой точке зрения, она никогда не была супругой Григория, но жила при нём как сестра. В какое-то время Григорий, движимый стремлением к аскетическим подвигам, вступил в организованную братом, Василием, монашескую общину.

Почитание святителя

Григория Нисского почитают в православной и католической церкви. День памяти святого — 10 января. Частицы мощей святителя хранятся в греческих и афонских монастырях: Эсфигмен, святого Пантелеймона, святого Стефана и Николая Чудотворца.

Житие Григория Нисского составлено анонимным автором. Григорий Богослов посвятил святителю «Слово». Также ему сложена «Похвала», предположительно Иоанном Златоустом. В сочинении Михаила Пселла 9-го века рассказывается о Григории Нисском в составе каппадокийского кружка.

В сочинении «Гомилий» Григорий Богослов поместил совместные портреты братьев Григория и Василия. Епископа Нисского изображали в минейных циклах. В русской православной церкви святителя широко не прославляли и не освящали храмы в его честь.

Тексты

О богослужебном восхвалении каппадокийского святого упоминается в источниках 10-го века. Святителю Григорию Нисскому читали последование, общее с преподобным Дометианом. В последование епископу входили тропарь, кондак, светилен и самогласны. Песнопения входили в чинопоследование попразднества Богоявления. Ныне святителя Григория прославляют в день памяти тремя основными молитвами.

Тропарь

  • Боже отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротости, не отстави милость Твою от нас, но молитвами их в мире управи живот наш.

Кондак

  • Оком душевным бодрствуя, святителю, бодр пастырь явился еси миру, и жезлом мудрости твоея, и теплым предстательством твоим вся отгнал еси злославныя, яко волки, невредно соблюд стадо, Григорие всемудре.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]