Фома Аквинский: описание жизни ученого и основных положений его философии

Как совместить веру и знание, труды античных мыслителей и положения отцов церкви, религиозные догматы и свободу мысли — вопрос непростой. В период Средневековья ответ на него пытались отыскать схоластики — ученые, создавшие науку ведения дискуссий. Им удалось установить некоторые взаимосвязи. Философия Фомы Аквинского стала высшей ступенью в развитии схоластической школы.

Этот монах-доминиканец, вошедший в историю как выдающийся итальянский мыслитель и ученый-теолог, на сегодняшний день признан самым авторитетным религиозным философом Запада и почитается церковью как святой. Фома успешно синтезировал идеи аристотелизма с христианским учением и сформулировал знаменитые богословские тезисы, известные как доказательства бытия Бога.

Детство Фомы

Существует поверье, что мать Фомы перед рождением сына встретила святого отшельника, который предсказал мальчику духовную стезю, вступление в монашеский орден, достижение большой учености и святости.

Происхождение и рождение

Томмазо Д’Аквино родился в 1225 или 1226 году в фамильном замке Роккасекка, что находится в столичной области Лацио в Италии. Его отцом был Ландольф, местный аристократ, происходивший из низшего дворянства, однако благодаря службе у короля смог получить рыцарское звание. Мать Теодора происходила из неаполитанского рода Караччоло. Фома был седьмым и самым младшим ребенком в семье.

Семья

Сыновьям Ландольфа прочили военную карьеру, а Фоме, как самому младшему, — путь служения Богу, что было общепринятой практикой среди итальянской знати в те времена. Синибальдо, дядя Фомы по отцовской линии, занимал должность аббата бенедиктинского монастыря в Монтекассино, одного из крупнейших и самых известных в католической Европе. Планировалось, что повзрослевший Томмазо сделает церковную карьеру и получит ту же должность в будущем. Поэтому уже в раннем детстве мальчика отдали на воспитание в обитель к монахам-бенедиктинцам, где он и находился до 14 лет.

Юношеские годы и молодость

Уже в юные годы Фома отличался любознательностью, стремлением к наукам и познанию. Ученость влекла его больше, нежели служебная карьера в церкви. Это предопределило его будущий путь становления как мыслителя и богослова.

Получение образования

В 1239 году юноша поступает в университет Неаполя, где изучает труды Аристотеля, Аверроэса и Маймонида, а также их влияние на христианское богословие. В это же время он сближается с монахами-доминиканцами, чей орден давал большие возможности для научной работы и обучения философии.

Будущий мыслитель поступает на факультет искусств Парижского университета, где его радушно принимает Альберт Великий. Этот выдающийся ученый-схоласт берет юношу к себе в ученики. В скором времени Альберт перебирается в Кельн, где преподает в университете.

Фома следует за своим наставником, а после завершения обучения возвращается в Париж, и несколько лет спустя уже сам становится преподавателем богословия. В это же время он пишет свои первые труды.

Монашеский постриг

Еще во время учебы в Неаполе молодой человек принимает решение принять постриг и вступить в доминиканский орден, чему твердо воспротивилась его мать. Фома пытается перебраться в Париж, сделав остановку в Риме, однако прибыть в столицу Франции у него не получается, так как по дороге его перехватывают братья, силой доставляют в родительский дом и держат взаперти 2 года.

Однако юноше удается освободиться. Он сбегает в Рим, где предстает перед магистром ордена доминиканцев Иоганном фон Вильдесхаузеном и принимает монашеский обет.

Преподавание в Риме

В 1260 году Фома возвращается в Италию, служит священником в Неаполе и обосновывается в городе Орвието Папской области. Здесь, будучи уже опытным преподавателем, он читает лекции в студиуме — средневековом университете. Для римской курии пишет духовные гимны, которые исполняются в католических храмах и по сей день. Ученый становится папским советником по теологическим вопросам.

При этом Аквинат продолжает оставаться в рядах доминиканцев. В римской базилике Санта-Сабина, их главной церкви, создается студиум, ставший новым образовательным проектом ордена. В то время учебные курсы в Папской области еще не имели четкого разделения по специализации или по предметам.

В Санта-Сабине преподавался широкий спектр разграниченных между собой философских наук, посвященных как природе и высшим материям, так и морально-этическим вопросам. Фома был направлен на работу в студиум, где продолжил заниматься активной преподавательской деятельностью. Развивался он и как мыслитель: именно в этот период Аквинат начинает работать над «Суммой теологии», своим главным и самым известным трудом.

Вступление в орден доминиканцев

Во время обучения юноша пристрастился к науке. Несмотря на то, что доминиканцы были немногочисленным орденом, большинство монахов были очень образованными людьми. В средние века быть образованным человеком было даже опасно, таких людей обвиняли в ереси и называли слугами сатаны.

Бенедиктинский орден, куда хотели устроить Фому родители, поражал внешним величием, но не ставил своей целью познание истины и донесение ее до простых людей. Фома же считал такую жизнь бесполезной, поэтому он бежал из дома и присоединился к ордену доминиканцев.

Старшие братья похитили Фому по приказу родителей и привезли его в родовое поместье, где молодой человек просидел взаперти 2 года, прежде чем ему удалось сбежать. Во время заточения к нему даже подсылали блудниц, чтобы они совратили монаха, но он был непоколебим. Родители хотели, чтобы молодой человек одумался и отказался от служения науке, но не смогли добиться желаемого.

Зрелый возраст

Доминиканский орден вновь направляет Фому в Парижский университет. Здесь он, помимо преподавания, активно занимается проблемами аверроизма и аристотелизма. В средневековом богословии существовала проблема — как адаптировать античное наследие к христианскому вероучению.
Тексты Аристотеля были доступны в переводах арабских авторов, в частности Аверроэса. Стояла задача «очистить» древнегреческую философию от восточного влияния и толкований, дабы сохранить догматическую идейную чистоту богословия.

Фома вступает в полемику, резко критикует аверроистов и особенно университетского профессора Сигера Брабантского. Последний обладал большим авторитетом, но имел крайне крамольные взгляды, даже дошел до отрицания бессмертия души человека. Аквинат пишет трактат, где обличает Сигера и других аверроистов.

Окончание педагогической деятельности

В 1272 году ученого отзывают обратно в Италию — доминиканцы основали университет в Неаполе и нуждались в помощи опытного магистра и знатока наук. Аквинат все еще продолжает читать лекции, вести церковные проповеди и работает над третьей частью «Суммы». Однако ухудшение здоровья вскоре вынудило его оставить кафедру и писательский труд.

Последние годы жизни

Осенью 1273 года ученый пережил мистический опыт, ставший одним из самых загадочных фактов его биографии. Однажды, когда Фома пребывал в состоянии экстаза, ему были явлены видения, после которых он окончательно прекратил свои труды. В итоге «Суммы» так и остались незавершенными.

Жить ему оставалось совсем недолго. Однако вскоре папа Григорий Х потребовал от ученого явиться на церковный собор в Лионе, где планировалась попытка примирения католической и православной церквей после раскола 1054 года.

Ожидалось, что мудрый и опытный мыслитель сможет указать путь к возможному преодолению разногласий. Аквинат отправляется в путь, который пролегал через места, где прошло его детство. Фома останавливается в монастыре Фоссануова (возле Рима), где умирает в 1274 году. Сейчас его останки покоятся в храме Тулузы (Франция).

Историко-философские истоки

Философские взгляды ученого вплотную связаны с идеями Аристотеля и его логикой. Можно провести сравнительный анализ и увидеть, как в действительности соотносятся с античной философией представления Фомы Аквинского.

Он не просто детально изучил наследие древнегреческого мыслителя, но и переосмыслил, творчески адаптировал его к христианскому богословию. В работах заметно влияние арабских и античных комментаторов и представителей неоплатонизма. В их числе Цицерон, Авиценна, Иоанн Дамаскин, Аверроэс, Маймонид и некоторые другие.

Что оказало влияние на формирование мировоззрения ученого

Отличительной чертой доминиканского ордена уже на раннем этапе истории стала активная образовательная деятельность. Ученые монахи в течение XIII столетия создают свои учебные заведения и встают во главе богословских кафедр в целом ряде европейских университетов. Эта бурная деятельность пришлась на время жизни Аквината и во многом повлияла на его страсть к познанию — долгие годы учителями и наставниками были именно доминиканцы.

В их числе был и Альберт Великий — один из самых видных богословов и схоластов. В процессе познания он уделял особое внимание развитию памяти, которая в его концепции виделась частью благоразумия — одной из важных добродетелей. Все это нашло отражение в мнемонических правилах, сформулированных уже в сочинениях Аквината.

Альберт фактически открыл для ученого мира Европы Аристотеля, детально изучив почти все его сохранившееся наследие. Сочинения этого античного философа оказали сильнейшее влияние на основные идеи Фомы, который осмыслил их в христианском схоластическом ключе. Так, дальнейшее развитие получило учение об истинах, а законы формальной логики аристотелизма стали отправной точкой для выведения знаменитых доказательств бытия Бога.

О школьном прозвище

Фома Аквинский отличался высоким ростом, грузностью и неповоротливостью. Считается также, что ему была присуща кротость, чрезмерная даже для монашеского смирения. Во время дискуссий, которые проводил его наставник, теолог и доминиканец Альберт Великий, Фома высказывался редко, и другие студенты посмеивались над ним, называя Сицилийским Быком (хотя родом он был из Неаполя, а не с Сицилии). Альберту Великому приписывается пророческая реплика, якобы произнесенная, чтобы усмирить дразнивших Фому студентов: «Вы называете его быком? Говорю вам, этот бык взревет так громко, что рев его оглушит мир».

Посмертно Аквинат был удостоен множества других, более лестных прозвищ: его называют «ангельским наставником», «всеобщим наставником» и «князем философов».

Идеи философии Фомы Аквинского

Систематизатор аристотелевской логики пошел дальше. В своих текстах Аквинат смог соединить античную языческую мудрость с христианскими ценностями. Вместе с тем ученый говорит не только о высоких материях и сверхъестественных вещах. Немалое место в его творчестве занимает антропология, морально-этические вопросы и политика в контексте общественного блага.

Связь с философией

В средние века философия тесно переплеталась с теологией и в сущности была частью последней. Аквинат выделяет философскую науку, изучающую «истины разума», в качестве отдельной дисциплины. По его мнению, она находится в несколько подчиненном положении относительно богословия, посвященного «истинам откровения», которые, по мнению ученого, дают возможность приобщиться к божественному знанию.

Аристотелевская концепция истины говорит о ее четырех последовательных уровнях:

  • опыт;
  • искусство;
  • знание;
  • мудрость.

Аквинат радикально пересматривает эту схему и осмысляет мудрость как отдельный, независимый уровень, а ее источником он называет откровение свыше.

При этом сама мудрость также делится на три иерархических уровня:

  1. Благодатный — дарованный свыше.
  2. Богословский — идущий от веры, вооруженной разумом.
  3. Метафизический — порожденный разумом, что постигает мир бытия.

Возможности разума ограничены, с его помощью можно постичь реальность Бога и суть монотеизма, однако догмат о Троице и идея воскрешения находятся уже за этими рамками. Поэтому и богословие Аквинат разделяет на рациональное, основанное на разуме человека, и сверхъестественное, основанное на личном мистическом опыте и божественном откровении.

Наука и вера не противопоставляются, а дополняют друг друга. Разум способствует познанию Бога, а философия помогает в изложении теологических положений.

О бытии

Ученый придерживался концепции бытия как высшей формы акта и совершенства, что присутствует во всем сущем, проявляя его подлинную глубину и действительность. Бытие предмета важнее его сущности, оно возможно лишь благодаря божественному акту сотворения. Мир же представляется как множество явлений и предметов, обязанных своему существованию высшей воле. Лишь Бог соединяет в себе бытие и сущность как неразделимые понятия.

Согласно Аквинату, подлинной бытийной природой обладает только Бог, а все прочее, будучи его творением, образует некую иерархию бытия. Чем выше и сложнее являются созданные Богом субъекты, тем сложнее их природа, совершеннее бытийная составляющая и больше свободы в проявлениях.

О материи и форме

По Аквинату форма является первичной, ибо именно она придает вещам и явлениям родовую и видовую принадлежность. Следуя логике аристотелизма, мыслитель также видел материю вторичным, изначально пассивным субстратом. Но и она имеет ценность, ибо сущность всего физического проявляется в единстве материи и формы.

Ангелы, как духовные существа, более сложны — они лишены физического начала и находятся вне материального мира. Природа же человека двойственна, ибо сочетает и форму, и материю, но при этом обладает сущностью, наделенной Богом. Телесные существа проявляются через материальность, ограниченную в той или иной степени.

О человеке и его душе

Человеческий род определяется как среднее звено между ангелами и всеми остальными живыми созданиями. Люди являются единственными из телесных разумных существ, которые наделены свободной волей и стремлением познавать окружающий мир. В отличие от ангелов, чья суть безупречна и бестелесна, человек несовершенен и способен на действия, направленные против воли и замысла Бога.

Вместе с тем люди наделены душой, дарованной свыше. После смерти физического тела она предстает перед своим Создателем, праведники соединяются с Богом, получая вечное блаженство, а грешников ожидают адские муки. Душа является жизненной силой человека, она бессмертна, самодостаточна и при этом невидима.

Аквинат в своем учении о человеке следует христианскому постулату о свободной воле — люди имеют право выбора между грехом и добродетелью. Развитый интеллект в большей степени способствует тому, чтобы выбирать второе и контролировать низменные животные желания, повреждающие душу.

О познании

Основой познавательного процесса признается чувственный опыт, рождаемый взаимодействием с окружающим миром. При этом предметы и явления могут восприниматься органами чувств лишь частично. Следующий этап — восприятие душой посредством внешних чувств, когда познаваемое теряет материальную форму и обретает так называемый вид или познаваемый образ. Далее образы осмысляются или обрабатываются внутренними чувствами, которые имеют свою классификацию.

Виды чувственного восприятия:

  1. Пассивная память — хранит уже собранную информацию.
  2. Активная память — включает в сознании собранное ранее.
  3. Общее чувство — собирает ощущения извне.
  4. Интеллект — накапливает чувственные образы (пассивный), преобразует и отдельно осмысляет их, формируя понятия (активный).

Познание может быть трех видов.

Человек воспринимает происходящее вокруг через:

  • ум — отвечает за духовные составляющие человека;
  • интеллект — помогает познавать мир;
  • разум — дает способность рассуждать, сравнивать и обобщать.

Об этике

По мнению Фомы Аквинского первопричиной всего сущего является Бог. Созерцание высшей силы и единение с ней после смерти тела есть конечная цель человеческого бытия, а благие дела способствуют ее достижению. Уклонение же от данного направления есть зло, которое не противопоставлено добру, но скорее понимается как недостаточность блага или его лишенность.

Человек, имеющий дарованную Богом душу и свободную волю, получает свыше и естественный нравственный закон, который помогает познавать истину на пути к достижению блаженства, побуждает творить добро и отличать его от зла.

О политике и праве

В своем учении об общественном устройстве Аквинат исходит из нравственной сути человека — именно она есть источник права. Закон же определяется как общее право, которым руководствуются для совершения действия или отказа от него.

Развивая аристотелевское понятие естественных (природных и очевидных) и писаных законов, мыслитель дополняет их делением на человеческие, определяющие жизнь общества, и божественные, ведущие к достижению блаженства на небесах. Источником божественного закона является Библия, основные положения явлены людям через откровение и запечатлены в письменной форме.

Однако Аквинат не считает теократию идеальным вариантом общественного устройства. Для достижения высшей цели лучшим считается сбалансированное соотношение светской и церковной власти при главенстве последней. В идеале Папа Римский видится правителем мира, но сферы влияния церкви и государства существенно разделяются.

При этом светская власть содержит три элемента:

  1. Сущность — иерархическая вертикаль в обществе.
  2. Форма или происхождение — тип правления.
  3. Использование — способы реализации властных полномочий.

Иерархическое устройство власти и подчинение народа правителю есть установленный Богом порядок. Однако люди, пользуясь властными полномочиями, могут идти вразрез с добродетелью, когда пренебрегают нормами морали через угнетение народа, различные злоупотребления и пренебрежение общественным благом.

Мыслитель выделяется две главные формы власти. Справедливыми являются монархия, аристократия и полисное управление, а несправедливыми — тирания, олигархия и демократия. Критерием деления выступает способность системы служить общественному благу, при этом зло, имеющее множественный источник, видится меньшим. При этом практическая польза такого строя для конкретного социума важнее, чем выбор личной либо коллективной формы правления. Монархия названа в целом наилучшим вариантом, а тирания — наихудшим.

Об общественном строе

Вслед за Аристотелем, развивавшим эти вопросы в «Политике», Фома Аквинский размышлял о природе и характере единоличной власти правителя. Он сопоставлял царскую власть с другими формами правления и, в соответствии с традициями христианской политической мысли, однозначно высказывался в пользу монархии. С его точки зрения, монархия — самая справедливая форма правления, безусловно превосходящая аристократию (власть лучших) и политию (власть большинства в интересах общего блага).

Самым надежным видом монархии Фома считал выборную, а не наследственную, поскольку выборность способна предотвратить превращение правителя в тирана. Теолог полагал, что некое множество людей (вероятно, он имел в виду епископов и часть светской знати, участвующих в избрании светских государей, в первую очередь императора Священной Римской империи и папы римского) должно иметь законную возможность не только наделять короля властью над собой, но и лишать его этой власти, если она начнет приобретать черты тирании. С точки зрения Фомы Аквинского, это «множество» должно иметь право лишить правителя власти, даже если оно «ранее подчинило себя ему навечно», потому что дурной правитель «выходит за пределы» своей должности, тем самым нарушая условия первоначального договора. Эта мысль Фомы Аквинского впоследствии легла в основу концепции «общественного договора», очень значимой в Новое время.

Еще один способ борьбы с тиранией, который предложил Аквинат, позволяет понять, на чьей стороне он был в конфликте между империей и папством: против бесчинств тирана, полагал он, может помочь вмешательство кого-то, стоящего выше этого правителя, — что легко могло истолковываться современниками как одобрение вмешательства папы в дела «плохих» светских правителей.

Доказательства бытия Бога

Синтезируя античную и современную ему схоластическую философскую мысль, Аквинат выводит тезисы, доказывающие реальность Бога как явления. Эти доказательства — одна из важнейших частей наследия мыслителя.

Через движение

Мир понимается как всеобщее движение, при этом всякая вещь может двигаться, лишь получая импульс извне. Образуется своего рода цепь из множества звеньев. Однако бесконечной она быть не может — существует первое звено, создающее в итоге динамику для всего сущего. Им и является Бог.

Через необходимость

Существуют вещи как случайные, так и закономерные. Любое явление может быть в потенции и проявиться через бытие. Однако при одной лишь потенциальности вещей мир бы просто не возник физически, необходимо нечто, что может преобразовать потенциальное в реальное и бытийное, то есть высшая божественная сила.

Через производящую причину

Тезис по своей сути очень похож на первое доказательство. Всякая вещь или явление определяются как следствие некоей причины. Так, цветы вырастают из семян, живые существа рождаются друг от друга, а грозовая туча приносит дождь. Но ничто не может создавать само себя — налицо бесконечная череда причинно-следственных связей, которая должна иметь исходную точку. Ею и является Бог.

Через целевую причину

Постулат исходит из идеи универсума или управления вещами. То есть все сущее имеет направление и вектор движения в своем бытии. Только мыслящие живые существа могут управлять собой в той или иной степени, но такой возможности лишены предметы, так как они не имеют разума. Поэтому Бог есть первоисточник целеполагания, что абсолютно властвует над всем сущим и может направлять его согласно своей воле.

От степеней бытия

Все сущее понимается как множество вещей с разной степенью законченности и совершенства. Следовательно, исходя из логики сравнения, должно существовать нечто, что обладает совершенством абсолютным. Именно Бог и является таковым.

Об индульгенциях

Фома Аквинский разрешил ряд сомнений, связанных с практикой дарования (и покупки) индульгенций. Он разделял концепцию «сокровищницы церкви» — некоего «избыточного» запаса добродетелей, пополняемого Иисусом Христом, Девой Марией и святыми, из которого могут черпать остальные христиане. Этой «сокровищницей» может распоряжаться папа римский, выпуская особые, юридические по своей природе акты — индульгенции. Индульгенции действуют только потому, что святость одних членов христианского сообщества перевешивает греховность других.

Рецепция томизма

После смерти Аквината его учение под названием томизм некоторое время испытывало острую критику и даже осуждалось официально. Но вскоре оно стало преобладающим среди членов доминиканского ордена, а затем и ведущим направлением в католической мысли.

По вполне понятным причинам центрами томизма стали Париж и Неаполь, где основатель направления жил и работал многие годы. Учение активно развивается, став уже в XV столетии основной формой для схоластической науки. Оно испытывает влияние Возрождения, в результате чего выделяются ренессансно-модернистское и консервативное направления.

В середине XIX века возникает неотомизм — попытка адаптировать учение Аквината к новому времени, когда были совершены открытия в области естествознания. Заимствуются идеи из работ Канта, Гегеля и других философов.

Томизм становится эталоном католического богословия, обязательным предметом в семинариях и частью университетских курсов по теологии. Он господствовал в официальном вероучении Рима вплоть до Второго Ватиканского собора в 1962–1965 году.

Труды

Первое собрание сочинений Фомы увидело свет еще в 1570 году. Всего же его перу принадлежит более 80 работ, в числе которых «Суммы», дискуссии по различным вопросам, комментарии, сочинения малого формата, трактаты по алхимии и стихи.

Сумма теологии (1265-73)

Главный труд Фомы и одно из классических произведений европейского средневекового богословия. Начатый в 1265 году и состоящий из трех больших частей, он остался незаконченным по причине смерти автора.

Книга стала широко известна благодаря содержащимся в ней доказательствам бытия Бога. На ее страницах много цитат из произведений Аристотеля, Августина Блаженного и многих других философов. Этот фундаментальный трактат свел воедино практически все богословские вопросы своего времени.

Сумма философии («Сумма против язычников», 1261-63)

Написанное в жанре суммы произведение во многом адресовано миссионерам для проповеди, выдержано в духе апологетики для возможной полемики с иноверцами. Одна из главных идей — возможность спасения души каждого человека. Путь к вечной жизни — это стремление к добру, а инструментом является постижение божественной правды, которую необходимо нести миссионеру.

Трактат состоит из 4 книг, излагающих христианское осмысление монотеизма, божественного провидения, сотворения мира и догматов веры.

О правлении государей (1267)

Знаменитый политический трактат, основанный на идеях аристотелизма, о человеке как общественном существе. Главная мысль произведения заключается в том, что возникновение государства и власти, как инструментов для созидания общего блага, происходит естественным путем.

Также она согласована с христианским вероучением. Вместе с тем оговаривается право людей на восстание и свержение правителя, поправшего справедливость и естественный закон, данный свыше.

О единстве разума против аверроистов (1270)

Менее известный, но весьма интересный труд, где автор защищает верное, по его мнению, осмысление идей Аристотеля в христианском контексте. Аверроизм же видится искаженной трактовкой античного учения, испорченной арабским влиянием и противоречащей учению церкви.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]