Свято-Троицкий Селенгинский монастырь в селе Троицкое Епархиальные монастыри РПЦ


Мiръ

Россия Республика Бурятия село Троицкое Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:52.11963899999999938472683425061404705047607421875,»lon»:107.1772780000000011568772606551647186279296875,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE-%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%A1%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C\» title=\»\u0421\u0432\u044f\u0442\u043e-\u0422\u0440\u043e\u0438\u0446\u043a\u0438\u0439 \u0421\u0435\u043b\u0435\u043d\u0433\u0438\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\»\u003E\u0421\u0432\u044f\u0442\u043e-\u0422\u0440\u043e\u0438\u0446\u043a\u0438\u0439 \u0421\u0435\u043b\u0435\u043d\u0433\u0438\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: \u0420\u0430\u0441\u043f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d \u0432 81 \u043a\u043c \u043a \u0441\u0435\u0432\u0435\u0440\u043e-\u0437\u0430\u043f\u0430\u0434\u0443 \u043e\u0442 \u0423\u043b\u0430\u043d-\u0423\u0434\u044d \u043d\u0430 \u043b\u0435\u0432\u043e\u043c \u0431\u0435\u0440\u0435\u0433\u0443 \u0440\u0435\u043a\u0438 \u0421\u0435\u043b\u0435\u043d\u0433\u0438. \u041f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u043d\u044b\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u0432 \u0417\u0430\u0431\u0430\u0439\u043a\u0430\u043b\u044c\u0435. \u041e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0430\u043d \u0432 1681 \u0433\u043e\u0434\u0443. \u041f\u0440\u0438 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u0435 \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442 \u0433\u043e\u0441\u0442\u0438\u043d\u0438\u0446\u0430.»,»title»:»\u0421\u0432\u044f\u0442\u043e-\u0422\u0440\u043e\u0438\u0446\u043a\u0438\u0439 \u0421\u0435\u043b\u0435\u043d\u0433\u0438\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c»,»link»:»»,»lat»:52.11963899999999938472683425061404705047607421875,»lon»:107.1772780000000011568772606551647186279296875,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

52.118905; 107.175805

Россия, Республика Бурятия, Прибайкальский район, село Троицкое

село Троицкое,Республика Бурятия

Россия

Телефон:

+7 8(30144) 59-8-62 (общий), +7 89243988233 (наместник), +7 8(30144) 59-8-68 (канцелярия и бухгалтерия)

E-mail:

Свя́то-Тро́ицкий Селенги́нский мужско́й монасты́рь

— мужской православный монастырь в селе Троицкое Прибайкальского района Республики Бурятия.Расположен в 81 км к северо-западу от Улан-Удэ на левом берегу реки Селенги. Первый православный монастырь в Забайкалье. Основан в 1681 году. При монастыре действует гостиница. Относится к Монастырскому благочинию Улан-Удэнской епархии Бурятской митрополии Русской Православной Церкви.

История[править]

Первый в Забайкалье Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь был основан по указу царя Федора Алексеевича членами Даурской духовной миссии 1681 года. Глава миссии игумен Феодосий, иеромонах Макарий и с ними 10 монахов, основав в 1683 году на месте старого монастырского строения (построенного ранее Нерчинскими казаками) обитель, уже в 1684 году возвели первый монастырский храм во имя Святой Живоначальной Троицы. В дальнейшем, по мере развития монастыря, в нем были воздвигнуты храмы святого Архистратига Михаила, Всех Святых, святого Николая Чудотворца.

Главной задачей вновь образованного монастыря была проповедь христианства среди местных народов, а также духовное окормление переселенцев из России. Первое время он был деревянным, имел крепкие защитные стены и представлял собой мощное острожное укрепление. Позже деревянные постройки были заменены каменными.

Административное, культурное и нравственное значение обители для истории края было определяющим. Являясь форпостом России за Байкалом, расположенный на перекрестке всех дорог, идущих с Востока на Запад, и с Севера на Юг, монастырь быстро процветал и был крупнейшей обителью того времени. Его посещали многие выдающиеся религиозные, политические, государственные деятели, например: прадед А.С. Пушкина — А.П. Ганнибал, крестник Петра I, будущий император России цесаревич Николай II Александрович, подаривший обители «сребропозлащенный» напрестольный крест. В Троицком монастыре долгое время проживал величайший духовный светильник Сибири Иннокентий Иркутский (Кульчицкий), ожидавший отправления в Китай и имевший здесь своим духовником архимандрита Мисаила, одного из членов Даурской духовной миссии. На территории обители, по преданию, сохранился источник, освященный святителем.

В 1920 году монастырь был закрыт. В советское время здесь вначале располагалась колония, а позже психиатрическая больница. В декабре 2006 года весь комплекс монастырских строений передан Русской Православной Церкви, начато возрождение монастыря.

Настоятели

  • Феодосий (11 мая 1681 — 12 мая 1692) игум.
  • Мисаил (Трусов) (12 мая 1692 — 1736) архим.
  • Тихон (1736 — 1738) иером.
  • Нафанаил (Калиницкий) (1738 — 1753) архим.
  • Иерофей (Филимонов) (?) иером.
  • Илия (Сизых) (1750-е) в/у, иером.
  • Даниил (Свиньин) (? — 1756) иерод.
  • Илия (Веприцский) (1758 — 1762) архим.
    • Аркадий (? — 1763) иером.
  • Антоний (? — 12 августа 1764) архим.
  • Антоний (Луковицский) (1760-е)
  • Феофан (Стуков) (?) иером.
  • Виталий (Изотиков) (1770 — 1773) архим.
  • Илия (Веприцский), 2-й раз (? — 1778) архим.
  • Иерофей (Старцев) (1779 — 1780-е) игум.
  • Илия (Протопопов) (1788 — 23 марта 1789) игум.
  • Серафим (Шергин) (?) иером.
  • Нифонт (Попов) (? — 1799) архим.
  • Иринарх (Корытов) (? — 1808)
  • Иннокентий (? — 1817) иером.
  • Нафанаил (? — 1829) иером.
  • Израиль (Федоров) (?) архим.
  • Гавриил (1835 — 1836) иером.
  • Афанасий (1837 — 1840) игум.
  • Амвросий (1840-е) архим.
  • Иларий (? — 1846) архим.
  • Даниил (Сивиллов) (1846 — 1863) архим.
  • Доримедонт (10 января — 10 мая 1863) архим.
  • Вениамин (Никольский-Грезднов) (1863 — 1864) иером.
  • Анастасий (21 декабря 1864 — ок 1867) игум.
    • Никанор (28 августа 1867 — ?)
  • Сергий (Мармариссов) (5 февраля 1868 — 1877) архим.
  • Михаил (?) архим.
  • Иринарх (26 апреля 1884 — 2 мая 1905) архим.
  • Исаакий (10 мая 1906 — ?) игум.
  • Рафаил (1910-е) иером.
  • Павел (? — июль 1914)
  • Дорофей (июль 1914 — ?)
  • Иннокентий (ноябрь 1916 — ?)
  • 1920/21 — 2006 — закрытие

    • Алексий (Ермолаев) (июль 2006 — 25 декабря 2009 (9 января 2010)) и/о наместника
  • Улан-Удэнский владыка (упом. 27 декабря 2011)
    • Алексий (Ермолаев) (с 25 декабря 2009 (9 января 2010) — упом. 2013)

    Современное состояние[править]

    Монастырь охватывает обширную территорию, обнесенную стенами. Сохранилось три монастырских храма — Троицкий, Михаило-Архангельский, Никольский, а также различные постройки построенные в период хозяйства в обители психиатрической больницы.

    Регулярно совершаются богослужения, церковные Таинства, Крестные ходы. Налаживается уклад монашеской жизни.

    Братия монастыря совершает миссионерское, социальное и молодежное служение.

    Памятники архитектуры[править]

    На территории монастыря находятся памятники архитектуры:

    • собор Троицы Живоначальной (1785-1800);
    • надвратная церковь Архангела Михаила (1835-1849);
    • церковь Николая Чудотворца (1900-1905);
    • башни восточная и западная (сер. XIX в.);
    • келейный корпус;
    • дом настоятеля;
    • ограда с северными воротами (сер. XIX в.);
    • амбар;
    • трапезная.

    Святыни

    В начале века среди чтимых святынь обители были [8]:

    • чудотворный Можайский образ свт. Николая Мир Ликийских — чудесно явлен на острове озера Котокель во 2-й половине XVIII в., его особо почитали жители и по Баргузинскому тракту и всему округу, его часто приглашали в селения и на поля для совершения пред ним молебного пения
    • образ вмч. Пантелеимона Целителя — точный список с чудотворнаго образа со Святой Афонской горы, откуда был прислан по просьбе бывшаго настоятеля Селенгинской обители — афонскаго постриженника архимандрита Михаила в 1883 г.
    • образ Святого Животворящего Креста — сребропозлащенный, напрестольный эмалированный, высоко-художественной работы, дар обители от святого государя Николая Александровича 21 июня 1891 г.
    • образ Святого Животворящего Креста — сребропозлащенный, старинный, со многими частицами Животворящаго древа и мощей святых, дар обители государя Феодора Алексеевича, со Святым Евангелием и сосудами и проч. вещами
    • Два напрестольных образа Святого Креста — старинные серебрянные, с частицами мощей (ветхие)
    • список иконы Богородицы Всех скорбящих Радость — выделялся благолепностью среди образов в Троицком храме; в 2009-2010 году одна из жительниц Ильинки передала храму почерневшую икону Божией Матери Всех скорбящих Радость — возможно ту самую; вскоре образ обновился в обители [9]
    • Два старых сосуда и два Евангелия (одно из Евангелий лежало на особой подставке в Троицком храме: праздничное, на александрийской бумаге, обложки и защипы из кованого серебра с позолотой, несколько листов в середине тоже были серебряными; вес серебра составлял 537 граммов); дарохранительница серебрянная, весом 6 фунтов; одна митра, замечательная старинною простотою (по всей вероятности, о. архимандрита Мисаила); из риз первого времени замечательна одна — шитая золотом, парчой и серебром — подаренная самой царицей Марфой Матвеевной первому игумену Феодосию

    Паломнику[править]

    Информация для организованных групп

    Если вы приезжаете организованной группой на короткое время, и вам требуется проведение экскурсии, трапеза или размещение в гостинице монастыря, пожалуйста заранее сообщите по телефону день и время вашего приезда, а также возрастную категорию группы.

    Руководителям детских групп: заранее побеседуйте с детьми о поездке в монастырь, чтобы ребенок понимал святость места и вел себя соответственно.

    Также желательно заранее сообщить участникам поездки, в какой одежде можно ехать: женщины (девочки) – в юбках, с собой платочек; мужчины (мальчики) — в длинных брюках, даже летом.

    Монастырь открыт с 7.00 до 21.00. Фотосъемка разрешена на всей территории монастыря. Внутри храма фотографировать запрещено.

    Информация для самостоятельных паломников, приезжающих на несколько дней

    Размещение в монастыре на несколько дней и более длительный срок — по благословению наместника монастыря, поэтому необходимо заранее позвонить по телефону, сообщить о времени и цели Вашего приезда.

    При себе обязательно иметь паспорт.

    Паломники, живущие в монастыре, полностью подчиняются Уставу и распорядку монастырской жизни. Следует помнить, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.

    В воскресные и праздничные дни обязательно присутствие на богослужениях.

    В зависимости от Вашего возраста и физического здоровья Вас определят на послушание:

    • трапезная (мытье посуды или заготовка продуктов);
    • уборка территории;
    • уборка жилого корпуса;
    • уборка храма;
    • работа на огороде /в теплое время года/;
    • работа на цветнике /в теплое время года/.

    Если Вас определили на послушание, которое Вам трудно выполнять в связи с имеющимися заболеваниями, скажите об этом – Вам дадут послушание по силам.

    Богослужения в будни:

    • 6.00 — Полунощница
    • 7.00 — Утреня
    • 9.00 — Божественная литургия
    • 16.00 — Вечернее богослужение
    • 21.00 — Вечерние молитвы и крестный ход вокруг монастыря

    Богослужения в праздники и воскресные дни:

    • Накануне праздников и в субботу в 17.00 — Всенощное бдение, в 21.00 – вечерние молитвы.
    • 6.30 — Утренние молитвы
    • 09.00 — Божественная литургия

    Дополнительную информацию смотрите на сайте монастыря

    .

    Хочется надеяться, что паломники, желающие получить духовную пользу от этой поездки, будут соблюдать благочиние, и их поведение будет соответствовать цели приезда. Громкие разговоры и смех, пользование декоративной косметикой, сквернословие, курение, пьянство и др. на территории монастыря недопустимы.

    Звоните по телефонам:

    +79833398324, +79025639094.

    Хозяйственная деятельность монастыря

    В начале XVIII века монастырь был крупным хозяйственным центром Забайкалья. Ему принадлежало 1500 десятин земли на побережье Байкала, в низовьях Селенги и её притоков. В 1723 году к монастырю было приписано 5 деревень: Темлюй, Буй, Куналей, Елань, Хилоцкая слобода, с общим числом в 84 двора[2].

    По указу от 27 ноября 1713 года Селенгинский монастырь передал Посольскому монастырю залив Прорву, а взамен в 1714 году получил «в вечное владение» озеро Котокель с впадающими в него реками[3]. Кроме того за монастырём были закреплены реки Мостовка, Черемховая, Голая, Турка, Коточик и Исток. Владения эти располагались на расстоянии 130—140 вёрст к север-востоку от монастыря. Так же обители принадлежала прибрежная полоса по Байкалу от Селенги на северо-восток. Все эти владения сохранились за монастырём до начала XX века.

    Основной статьёй дохода Троицкой обители было рыболовство. Рыбные ловли сдавались в аренду. В XIX—начале XX веках в Байкале и прилегающих к нему с восточной стороны реках водилось тридцать с лишним видов рыбы. Ежегодная прибыль Селенгинского монастыря от её продажи составляла до 40 тысяч рублей. Рыбные промыслы катастрофически снизились в 1880-е годы из-за хищнического лова.

    Монастырь владел большими земельными угодьями. Ему принадлежали Тимлюйская, Хилоцкая и Кударинская вотчины, усадьбы в Иркутске, Кяхте, Селенгинске. К 1730-м годам у обители было около 1,5 тысяч десятин земли. Монастырских крестьян было 529 душ (по другим данным 334). Всего было около 10 деревень, где проживали крестьяне Селенгинского монастыря. Располагались они вдоль рек Хилок, Буй и Куналей в Тарбагатайской волости. В начале XX века монастырь, по разным данным, владел 80—114 десятинами земли.

    Помимо земли обитель владела соляными варницами к северу от Селенгинска. На заводе работали монастырские крестьяне[4].

    Примечания

    1. Путешествие в прошлое: к 110-летию проезда Николая Второго через Верхнеудинск / / Центр. город. б-ка им. И. Калашникова / автор-сост. В. И. Огурцова. — Улан-Удэ
    2. Русские в Бурятии: история и современность // Ответ. Ред. В. И. Затеев. — Улан-Удэ: изд-во БГУ, 2002.
    3. Алексей Тиваненко
      Посольский Спасо-Преображенский монастырь. Улан-Удэ, 2002 стр. 17-18
    4. Е. В. Дроботушенко
      Хозяйственная деятельность православных монастырей Забайкальской епархии во второй половине XIX — начале XX века // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология . 2008. № 2. С.86-95.

    Отрывок, характеризующий Свято-Троицкий Селенгинский монастырь

    – А что это значит: у меня болел глаз, а теперь смотрю в оба? – сказал Пьер. – У графа был ячмень, – сказал адъютант, улыбаясь, – и он очень беспокоился, когда я ему сказал, что приходил народ спрашивать, что с ним. А что, граф, – сказал вдруг адъютант, с улыбкой обращаясь к Пьеру, – мы слышали, что у вас семейные тревоги? Что будто графиня, ваша супруга… – Я ничего не слыхал, – равнодушно сказал Пьер. – А что вы слышали? – Нет, знаете, ведь часто выдумывают. Я говорю, что слышал. – Что же вы слышали? – Да говорят, – опять с той же улыбкой сказал адъютант, – что графиня, ваша жена, собирается за границу. Вероятно, вздор… – Может быть, – сказал Пьер, рассеянно оглядываясь вокруг себя. – А это кто? – спросил он, указывая на невысокого старого человека в чистой синей чуйке, с белою как снег большою бородой, такими же бровями и румяным лицом. – Это? Это купец один, то есть он трактирщик, Верещагин. Вы слышали, может быть, эту историю о прокламации? – Ах, так это Верещагин! – сказал Пьер, вглядываясь в твердое и спокойное лицо старого купца и отыскивая в нем выражение изменничества. – Это не он самый. Это отец того, который написал прокламацию, – сказал адъютант. – Тот молодой, сидит в яме, и ему, кажется, плохо будет. Один старичок, в звезде, и другой – чиновник немец, с крестом на шее, подошли к разговаривающим. – Видите ли, – рассказывал адъютант, – это запутанная история. Явилась тогда, месяца два тому назад, эта прокламация. Графу донесли. Он приказал расследовать. Вот Гаврило Иваныч разыскивал, прокламация эта побывала ровно в шестидесяти трех руках. Приедет к одному: вы от кого имеете? – От того то. Он едет к тому: вы от кого? и т. д. добрались до Верещагина… недоученный купчик, знаете, купчик голубчик, – улыбаясь, сказал адъютант. – Спрашивают у него: ты от кого имеешь? И главное, что мы знаем, от кого он имеет. Ему больше не от кого иметь, как от почт директора. Но уж, видно, там между ними стачка была. Говорит: ни от кого, я сам сочинил. И грозили и просили, стал на том: сам сочинил. Так и доложили графу. Граф велел призвать его. «От кого у тебя прокламация?» – «Сам сочинил». Ну, вы знаете графа! – с гордой и веселой улыбкой сказал адъютант. – Он ужасно вспылил, да и подумайте: этакая наглость, ложь и упорство!.. – А! Графу нужно было, чтобы он указал на Ключарева, понимаю! – сказал Пьер. – Совсем не нужно», – испуганно сказал адъютант. – За Ключаревым и без этого были грешки, за что он и сослан. Но дело в том, что граф очень был возмущен. «Как же ты мог сочинить? – говорит граф. Взял со стола эту „Гамбургскую газету“. – Вот она. Ты не сочинил, а перевел, и перевел то скверно, потому что ты и по французски, дурак, не знаешь». Что же вы думаете? «Нет, говорит, я никаких газет не читал, я сочинил». – «А коли так, то ты изменник, и я тебя предам суду, и тебя повесят. Говори, от кого получил?» – «Я никаких газет не видал, а сочинил». Так и осталось. Граф и отца призывал: стоит на своем. И отдали под суд, и приговорили, кажется, к каторжной работе. Теперь отец пришел просить за него. Но дрянной мальчишка! Знаете, эдакой купеческий сынишка, франтик, соблазнитель, слушал где то лекции и уж думает, что ему черт не брат. Ведь это какой молодчик! У отца его трактир тут у Каменного моста, так в трактире, знаете, большой образ бога вседержителя и представлен в одной руке скипетр, в другой держава; так он взял этот образ домой на несколько дней и что же сделал! Нашел мерзавца живописца… В середине этого нового рассказа Пьера позвали к главнокомандующему. Пьер вошел в кабинет графа Растопчина. Растопчин, сморщившись, потирал лоб и глаза рукой, в то время как вошел Пьер. Невысокий человек говорил что то и, как только вошел Пьер, замолчал и вышел. – А! здравствуйте, воин великий, – сказал Растопчин, как только вышел этот человек. – Слышали про ваши prouesses [достославные подвиги]! Но не в том дело. Mon cher, entre nous, [Между нами, мой милый,] вы масон? – сказал граф Растопчин строгим тоном, как будто было что то дурное в этом, но что он намерен был простить. Пьер молчал. – Mon cher, je suis bien informe, [Мне, любезнейший, все хорошо известно,] но я знаю, что есть масоны и масоны, и надеюсь, что вы не принадлежите к тем, которые под видом спасенья рода человеческого хотят погубить Россию. – Да, я масон, – отвечал Пьер. – Ну вот видите ли, мой милый. Вам, я думаю, не безызвестно, что господа Сперанский и Магницкий отправлены куда следует; то же сделано с господином Ключаревым, то же и с другими, которые под видом сооружения храма Соломона старались разрушить храм своего отечества. Вы можете понимать, что на это есть причины и что я не мог бы сослать здешнего почт директора, ежели бы он не был вредный человек. Теперь мне известно, что вы послали ему свой. экипаж для подъема из города и даже что вы приняли от него бумаги для хранения. Я вас люблю и не желаю вам зла, и как вы в два раза моложе меня, то я, как отец, советую вам прекратить всякое сношение с такого рода людьми и самому уезжать отсюда как можно скорее. – Но в чем же, граф, вина Ключарева? – спросил Пьер. – Это мое дело знать и не ваше меня спрашивать, – вскрикнул Растопчин. – Ежели его обвиняют в том, что он распространял прокламации Наполеона, то ведь это не доказано, – сказал Пьер (не глядя на Растопчина), – и Верещагина… – Nous y voila, [Так и есть,] – вдруг нахмурившись, перебивая Пьера, еще громче прежнего вскрикнул Растопчин. – Верещагин изменник и предатель, который получит заслуженную казнь, – сказал Растопчин с тем жаром злобы, с которым говорят люди при воспоминании об оскорблении. – Но я не призвал вас для того, чтобы обсуждать мои дела, а для того, чтобы дать вам совет или приказание, ежели вы этого хотите. Прошу вас прекратить сношения с такими господами, как Ключарев, и ехать отсюда. А я дурь выбью, в ком бы она ни была. – И, вероятно, спохватившись, что он как будто кричал на Безухова, который еще ни в чем не был виноват, он прибавил, дружески взяв за руку Пьера: – Nous sommes a la veille d’un desastre publique, et je n’ai pas le temps de dire des gentillesses a tous ceux qui ont affaire a moi. Голова иногда кругом идет! Eh! bien, mon cher, qu’est ce que vous faites, vous personnellement? [Мы накануне общего бедствия, и мне некогда быть любезным со всеми, с кем у меня есть дело. Итак, любезнейший, что вы предпринимаете, вы лично?] – Mais rien, [Да ничего,] – отвечал Пьер, все не поднимая глаз и не изменяя выражения задумчивого лица. Граф нахмурился. – Un conseil d’ami, mon cher. Decampez et au plutot, c’est tout ce que je vous dis. A bon entendeur salut! Прощайте, мой милый. Ах, да, – прокричал он ему из двери, – правда ли, что графиня попалась в лапки des saints peres de la Societe de Jesus? [Дружеский совет. Выбирайтесь скорее, вот что я вам скажу. Блажен, кто умеет слушаться!.. святых отцов Общества Иисусова?] Пьер ничего не ответил и, нахмуренный и сердитый, каким его никогда не видали, вышел от Растопчина. Когда он приехал домой, уже смеркалось. Человек восемь разных людей побывало у него в этот вечер. Секретарь комитета, полковник его батальона, управляющий, дворецкий и разные просители. У всех были дела до Пьера, которые он должен был разрешить. Пьер ничего не понимал, не интересовался этими делами и давал на все вопросы только такие ответы, которые бы освободили его от этих людей. Наконец, оставшись один, он распечатал и прочел письмо жены.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]