День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла


Доверие к патриарху и церкви

По данным ВЦИОМ, Русскую православную церковь поддерживают и одобряют 68,8% респондентов. Об этом в декабре 2021 года сообщил «Фома».

Ранее, в октябре прошлого года pravmir.ru со ссылкой на данные соцопроса «Левада-Центра» сообщил, что церкви и религиозным организациям доверяет 48% жителей России. Этот показатель не изменился с 2021 года и практически равен уровню доверия в 2012 году.

Патриарх Кирилл.

patriarchia.ru

О церкви и государстве

В феврале 2009 года, после своей интронизации, патриарх Кирилл призвал церковь и государство к взаимодействую. По его словам, стороны не должны вмешиваться во внутренние дела друг друга. Церкви и государству необходимо уважать друг друга и взаимодействовать во благо людей, пишет РИА Новости.

«Государство заботится о земном, церковь заботится о небесном. Невозможно представить небо без земли и землю без неба. Земля и небо образуют гармонию божественного бытия, божественного творения», — сказал патриарх.

Кроме того, патриарх Кирилл заявил, что церковь будет особенно заботиться о молодежи. Глава РПЦ подтвердил готовность к диалогу с другими церквами. При этом он подчеркнул, что намерен заботиться о единстве православия в мире.

Визит патриарха Кирилла в Антарктиду.

patriarchia.ru

Позиция патриарха о церковном расколе на Украине

«Послушайте лидеров раскола. С какой ненавистью они говорят! Разве это пастырское слово? Разве это слово любви? И послушайте блаженнейшего Онуфрия, иерарха нашей Церкви, который никогда ничего не говорит плохого даже о раскольниках», — цитирует ria.ru.

Кабинет Патриарха Кирилла.

Андрей Кураев в www.facebook.com

Фигурант многих скандалов

Личная жизнь патриарха Кирилла не дает столько пищи для сплетен, сколько профессиональная деятельность иерарха. Рассмотрим несколько громких дел, в которых был замешан Владыка.

  • В начале 90-х годов, пользуясь налоговыми льготами церкви, митрополит Кирилл наладил выгодный импорт табачной и алкогольной продукции. На расследование журналистов «Новой газеты» церковь заявила, что это попытка опорочить имя человека Божия.
  • Приняв монашеские обеты, Кирилл принес и обет нестяжательства. В 2012 г. пресс-служба РПЦ выпустила фотографию, на которой запястье патриарха украшали часы французской фирмы Breguet стоимостью более 30 тысяч долларов. Позже снимок неудачно отфотошопили: часы на руке убрали, но отражение в лакированной поверхности стола осталось. Это вызвало волну интернет-мемов и насмешек. В конце концов редактор вернул часы на место.
  • Скандал имел продолжение в 2021 г. Жителю Барнаула Андрею Шашерину инкриминировали «экстремизм» (ст. 282 УК РФ) за размещение карикатуры на страничке «ВКонтакте». На картинке Христос спрашивает Кирилла, который час, а тот требует оставить его в покое. Шашерина освободили в январе 2021 г. по причине частичной декриминализации статьи.
  • Часы Breguet, равно как и квартира в знаменитом Доме на Набережной, не единственное личное достояние патриарха. В объектив прессы регулярно попадают дорогостоящие яхты класса люкс, частные самолеты и машины. Кроме московского пентхауса, Гундяеву принадлежит резиденция в Крыму. Для строительства последней пожертвовали реликтовым лесом возле Геленджика. Теперь жителям городка отрезан путь к морю и поселковому кладбищу.
  • Церковь призывает верных прощать врагам. Но Кирилл на перформанс «Богородице, Путина прогони» панк-группы Pussy Riot высказался в том ключе, что церковь не простит кощунство. Девушкам дали 2 года, что послужило прецедентом для внесения поправок в ст. 148 УК РФ, по которой «за оскорбление чувств верующих» грозит уголовная ответственность.
  • Оказывался патриарх Кирилл и в центре международных скандалов. В марте 2021 г. иерарх прибыл на мероприятия по празднованию 140-летия освобождения Болгарии от османского ига. Патриарху не понравилась речь Президента страны Румена Радева, в которой тот сказал, что в борьбе против Турции принимали участие разные народы. Гундяев заявил, что Радев унизил Россию, уменьшив роль страны в освобождении Болгарии.
  • В ответ премьер-министр Болгарии Валерий Симеонов заявил, что не «сигаретному митрополиту» и не «второсортному агенту КГБ» диктовать, что говорить главе государства. Дипломаты двух стран приложили немало усилий, чтобы нейтрализовать сказанное Владыкой и наладить дружеские отношения. Однако Болгария проголосовала за продолжение санкций против РФ.
  • Высказывания Кирилла против Украины – это отдельная глава. Иерарх неоднократно говорил о Гражданской войне в соседней стране. Предоставление Томоса Украинской поместной православной церкви патриархом Константинопольским Варфоломеем привело Владыку в ярость.
  • В сердцах иерарх заявил, что не видит возможности пребывания РПЦ в евхаристическом общении с Константинопольским патриархатом. Это лишает православных в России возможности поклониться мощам, привезенным из Византии.


Фото с отражением часов патриарха, которое вызвало скандал

Семья и детство

Владимир Михайлович Гундяев родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде. Семья происходит из потомственных попов. Дед героя нашего рассказа, Василий Степанович Гундяев (Лукояновский уезд, 1879) работал машинистом на Казанской железной дороге, с 1922 по 1955 г. находился в ссылке на Соловках.

Отец будущего патриарха, Михаил Васильевич (1907) с детства мечтал сделаться священником. После окончания школы мальчик сделался церковным служкой, а в 1926 г. переехал в Ленинград, где стал вольным слушателем Высших богословских курсов. Через 2 года НЭП кончился, курсы закрыли, а Михаила отправили в армию. Отслужив, юноша стал студентом техникума, а позже – индустриального университета.

На заметку: В 1934 г. Михаила арестовали как певшего на клиросе, приписав вдобавок покушение на И.В. Сталина. Дело до расстрела не дошло, и Михаила вместе с невестой сослали на Колыму, где молодые провели 3 года.


Михаил и Раиса Гундяевы — родители патриарха Кирилла

Раиса Владимировна Кучина (г.р. 1909), как глубоко верующая, пела в церковном хоре. Там молодые люди познакомились. На жизнь Раиса зарабатывала уроками немецкого языка. После ссылки супруги вернулись в Ленинград. В 1940-м у пары родился первенец, сын Николай. В 1943 г. Михаил ушел на фронт.

Мужчина счастливо вернулся с войны, и в 1946 году на свет появился герой нашего рассказа, Владимир. В 1949 г. семья пополнилась еще одним ребенком – дочерью Еленой. В 1947 г. Михаил Васильевич Гундяев посвятил жизнь служению церкви и был назначен в сане диакона в церковь Смоленской иконы Богоматери на Васильевском острове.

Тогда государство не жаловало клириков, и семья жила бедно, существуя на пожертвования верных. Карьеру отец будущего патриарха закончил в чине настоятеля Никольской церкви при Большеохтинском кладбище Ленинграда. Похоронен вместе с супругой там же.

Громкие скандалы

  • В 2012 году в интернете произошел скандал вокруг «часов патриарха». Пользователи обнаружили, что на одной из фотографий сайта Patriarchia.ru с руки патриарха «стерли» дорогие наручные часы. На фото их отражение видно на полированной поверхности стола. На следующий день пресс-служба патриарха извинилась за это, сообщает РИА Новости.
  • Еще один скандал произошел вокруг квартиры патриарха Кирилла. Женщина, прописанная в квартире патриарха, подала иск к соседу снизу, бывшему министру здравоохранения, кардиохирургу Юрию Шевченко. По словам истицы, ее квартире причинила вред пыль из квартиры ответчика, где делали ремонт. Эту судебная тяжба получила огласку в СМИ. Суд постановил взыскать с Шевченко 18 миллионов 947 тысяч рублей, сообщает lenta.ru.

ИНТРОНИЗАЦИЯ

Если обособление чина епископской И. от чина хиротонии было обусловлено тем, что епископов стали повсеместно рукополагать не в епархиальных храмах, а в патриарших соборах, то в случае с рукоположением Глав Поместных Церквей необходимость в таком обособлении долгое время отсутствовала. Перемещения епископов в древней Церкви случались редко, и поэтому на Патриаршие кафедры часто избирались не лица в епископском сане, а священники, диаконы, монахи или даже миряне (как, напр., свт. Фотий К-польский). Так, в К-польской Церкви случаи замещения Патриаршей кафедры уже рукоположенными епископами до XIII в. были крайне редки; они стали нормой только к кон. XV в. В Римской Церкви случаи замещения Римской кафедры уже рукоположенными епископами были неизвестны до кон. IX в., а когда появились, вызвали поначалу немало соблазнов и споров (см.: Успенский. 1998. С. 351-358); и т. д. Видимо, под влиянием распространенности практики совершения отдельных от хиротонии епископских И. соответствующий обряд вошел и в чины поставления Глав Поместных Церквей. Впрочем, возможно и иное объяснение: чин патриаршей И. мог понадобиться при возведении на Патриаршую кафедру лиц, уже облеченных архиерейским саном. В таких случаях существовала необходимость в некоем знаке вступления кандидата на кафедру, что и мог символизировать чин И. Однако блж. Симеон Солунский свидетельствует, что в его время церемония патриаршей И. имела место как при поставлении на кафедру уже посвященных в архиерейский сан, так и при совершении архиерейской хиротонии над избранным в патриархи неархиереем, «ибо надобно, чтобы все присутствовали при возведении на престол пастыря их и видели его на престоле, будто Самого Господа нашего Иисуса Христа, Сына Бога живаго, были благословлены им в особенности тогда, в начале [его Патриаршества], и приняли от него мир от святейшего престола» (Sym. Thessal. De sacr. ordinat. 230 // PG. 155. Col. 444; рус. пер.: С. 288).

Согласно описанию блж. Симеона, церемония И. К-польских патриархов происходила на воскресной литургии после окончания пения Трисвятого (и хиротонии, если в патриархи возводился неархиерей). Всем присутствующим раздавались свечи, патриарх возводился 2 архиереями на горнее место и трижды усаживался ими на первосвятительский трон. На каждое из 3 усаживаний архиереи возглашали: «Аксиос!» — и это же повторяли клирики в алтаре и народ в храме (и те и другие по трижды). Затем пелись многолетия, патриарх возглашал: «Мир всем», читался Апостол и совершалась Божественная литургия (PG. 155. Col. 445-449, 453; см. также: Соколов. 2003. С. 212-216).

Как и в случае с епископской И., при патриаршей И., согласно блж. Симеону, особые молитвы не читались. По др. источникам подобные молитвы при возведении на К-польскую кафедру неизвестны. Напротив, в Александрийской Церкви такие молитвы существовали. Согласно рукописи Sinait. gr. 974, 1510 г., И. Александрийского патриарха происходила после молитвы «От славы во славу преходяще…» (эта молитва читалась в заключительной части литургии) и имела тот же порядок, что и епископская И., только вместо слов: «…интронизует брата нашего имярек святейшаго и добродетельнаго епископа…» — в формуле «Божественная благодать…» читались слова: «…интронизует на престол святаго апостола и евангелиста Марка, великаго града Александрии, отца нашего (имярек) святейшаго и добродетельнаго патриарха…»; ектению читал епископ, а не диакон; наконец, многолетия были более пространны, а перед ними новый патриарх во всеуслышание читал 1-е зачало Евангелия от Марка — очевидно, в знак того, что он занимает кафедру этого апостола (Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 698-700, также с. 901). Т. о., в этом чине была одна молитва Δέσποτα Παντοκράτωρ κα Κύριε τῶν ὅλων̇ («Владыко Вседержителю и Господи всяческих…»), общая для епископской и патриаршей И. В др. рукописи, Sinait. gr. 1006, XV в., многие из особых молитв включены не в чин рукоположения, а в чин «возведения в патриархи», совершаемый (как это видно из текста чинопоследования) над лицом, уже облеченным архиерейским саном. Можно сделать вывод, что чин И. Александрийского патриарха, согласно Sinait. gr. 974, предполагал поставление в патриархи неархиерея, тогда как в Sinait. gr. 1006 молитвы, к-рые иначе входили бы в чин патриаршей хиротонии, перенесены в чин И.; т. о., эти молитвы связывались в традиции Александрийской Церкви исключительно с патриаршим служением. Последование И. в Sinait. gr. 1006 начинается с церемонии усаживания на патриарший трон, не описанной подробно (вероятно, она совершалась по полному александрийскому чину), за которой следуют многолетия и молитвы: 1) Δέσποτα Παντοκράτωρ, Θεὲ κα Κύριε τοῦ ἐλέους̇ («Владыко Вседержителю, Боже и Господи милости…»); 2) Κύριε ὁ Θεὸς τῶν δυνάμεων̇ («Господи Боже сил…»); мирная ектения с особыми прошениями; 3) Δέσποτα Κύριε ὁ Θεὸς ὁ Παντοκράτωρ, ὁ τοῦ μονογενοῦς σου παιδὸς ᾿Ιήσου Χρίστου̇ («Владыко Господи Боже Вседержителю, единороднаго Твоего Отрока Иисуса Христа…»); 4) Δέσποτα Κύριε ὁ Θεός τῶν πατέρων ἡμῶν τοῦ ᾿Αβραάμ, ᾿Ισαὰκ καί ᾿Ιακώβ̇ («Владыко Господи Боже отец наших, Авраама и Исаака и Иакова…»); здесь совершалось облачение патриарха в омофор, до того возлежавший на св. престоле, и читались особые зачала Апостола и Евангелия; 5) Δέσποτα Κύριε ὁ Θεός τῶν δυνάμεων̇ («Владыко Господи, Боже сил…»); чин завершался формулой, возглашавшейся одним из архиереев: «Божественная благодать чрез наше смирение возводит тя, священнейшаго митрополита [или боголюбивейшаго епископа] имярек [в] патриарха града имярек», многолетиями и отпустом (Там же. С. 619-621; см. также: Соколов. 2004. С. 318-319). Александрийское происхождение и этого чина, и проч. чинов рукописи Sinait. gr. 1006 несомненно, но из того, что название города, патриархом к-рого становится возводимый, в чине не указано, следует, что в какой-то период чин мог использоваться и в др. регионе. Но все же распространения где-либо помимо Египта и, возможно, Палестины и Кипра александрийские чины не имели.

Об одиночестве и пастырском служении

«Одиночество, видимо, — это то, что реально до конца дней будет сопутствовать мне как патриарху. Оно сопутствовало и всем моим предшественникам. Может быть, то, что я сейчас скажу, — это очень личное, но я хочу, чтоб Вы меня правильно поняли: у патриарха не может быть друзей, у него паства. <�…>

Все силы патриарха уходят на то, чтобы быть пастырем для всех. Дружба предполагает избранный круг людей, неких любимчиков, тех, кто поближе к Патриарху, чем другие. Патриарх должен быть открыт для всех», — цитирует патриарха Кирилла pravoslavie.ru.

Ошибки мастеров фотошопа: часы патриарха

www.novate.ru/

Личная жизнь

Как представителю черного духовенства (монаху), Кириллу запрещено заводить семью. Инсайдеры утверждают, что таковая существует. Скандал, получивший в прессе название «Пыльное дело», начался в марте 2012 г.

Некая Лидия Леонова, проживающая по адресу: Москва, ул. Серафимовича, 2, подала заявление в суд на соседа снизу, который делал ремонт. В иске значилось, что жилец запылил книги и мебель в квартире, отчего те пришли в негодность. Леонова отсудила у соседа 20 миллионов рублей – неслыханная сумма, не знающая прецедентов! – за нанесенный ущерб.

Не пыль заинтересовала СМИ, а личность Лидии Леоновой. Квартира по документам принадлежит… патриарху Кириллу. Как потом оправдывался святейший, жилплощадь иерарху подарил Ю. Лужков, но он не жил там и недели, а перевез туда «дорогую сердцу библиотеку отца». В квартире якобы проживают две троюродные сестры патриарха.

Как удалось выяснить, Лидия Леонова является дочерью личного повара главы Ленинградского обкома КПСС. Заинтересовало прессу и фото, сделанное в 1988 г., где Гундяев стоит вместе с Лидией Леоновым и мальчиком лет 10. Снимок дал основания прессе назвать патриарха «примерным семьянином», проживающим с женой.


Фото предполагаемой гражданской жены патриарха Кирилла и их сына

Вторая «троюродная сестра», жившая в доме по ул. Серафимовича, 2 — родная сестра Лидии Леоновой — личность очень известная. Это Елена Холодова, зам. председателя совета директоров банка РПЦ «Пересвет», деятельность которого стала темой расследования телеканала «Дождь» в 2021 г.

На заметку: О семье сам патриарх Кирилл высказывается, что вся паства – это его дети.

Биографические данные и карьера

Предстоятель Московского патриархата (Владимир Гундяев в миру) родился в 1946 г. в городе на Неве. Вся его семья – истинные православные христиане. Дед, пресвитер Василий, за борьбу против обновленческого раскола Православной церкви не раз отбывал наказания в тюрьмах и ссылках, 18 лет провел в лагерях. Отец, протоиерей Михаил, за желание служить Церкви и Богу в 1934 г. был отправлен в колымские лагеря. С 1947 года он проповедовал, снискав любовь и уважение прихожан, служил настоятелем нескольких храмов. Старший брат Николай – настоятель Преображенского собора и профессор духовного вуза, сестра Елена руководит православной гимназией.

Жила семья Гундяевых материально тяжело – советская власть наложила на отца Михаила непомерно большой налог за разрешение проповедовать. После 8 класса младший сын вынужден начать трудовую деятельность, совмещая ее с учебой в школе. Получив аттестат о среднем образовании, поступает в родном городе вначале в духовную семинарию, а затем – в академию.

В 1969 г. Владимир постригается в монахи с именем Кирилл и получает чин иеродиакона, а через 2 месяца уже рукоположен в иеромонахи. В 1970 г. заканчивает вуз с красным дипломом и ученой степенью кандидата богословия и переходит на преподавательскую работу. Одновременно служит секретарем епископа Ленинградского Никодима.

В 1971 г. возводится в сан архимандрита, а в 27 лет становится ректором одновременно двух духовных, на то время Ленинградских, учебных заведений – семинарии и академии. На этом посту находится на протяжении 10 лет, принимая активное участие в работе международных экуменических организаций.

Так же, как его отец и дед, не боится выступать против антирелигиозной политики СССР, за что, по некоторым источникам, в 1986 г. был переведен на должность епископа и отправлен на периферию. В 1991 г. возведен в сан митрополита, после чего занимает ряд ответственных постов в Священном Синоде. После кончины Патриарха Алексия II в 2008 г. Священный Синод избирает митрополита временно исполняющим обязанности Патриарха. Через 2 месяца, 25 января 2009 г., проходит Архиерейский Собор, на котором большинством голосом он избирается кандидатом на патриарший престол, а через 2 дня Поместный Собор избирает его 16-м Патриархом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]