Символ освободительного движения
Москва заговорила об объединении. Города начали переписываться между собой, условливаясь о совместной борьбе. Патриарх Гермоген стал символом этого движения, открыто проповедуя необходимость восстановления на Руси национального правительства.
В январе 1611 года жители Смоленска прислали в Москву жалобу на бесчинства польских отрядов. Гермоген приказал размножить ее и разослать по городам с призывом от московских людей соединиться против общих врагов. Патриарх освободил русских людей от присяги Владислава как не принявшего православие.
Первое народное ополчение под предводительством Прокопия Ляпунова приближалось к Москве. Гермогену явились бояре, сторонники польской партии, во главе с Михаилом Салтыковым, и потребовали от него написать ополченцам, чтобы те возвращались назад. Тот отказался. Тогда его слуги были схвачены, двор разграблен, а сам патриарх взят под стражу.
В заточении патриарх Гермоген не мог переступить порога своей кельи. Обращались с ним крайне неуважительно. Посещать Гермогена могли лишь сторонники польской партии, надеявшиеся склонить его на свою сторону. Притеснения поднимали авторитет патриарха в глазах народа. Религиозное одушевление предавало объединяющую силу разраставшемуся народному патриотическому движению.
Первое ополчение после убийства Ляпунова распалась. Смута тянулась еще несколько месяцев. Поляки вновь воцарились на развалинах Москвы. Сигизмунд взял Смоленск. Шведы, пользуясь слабостью России, захватили Новгородчину. В Пскове объявился новый самозванец. Распространился слух, что атаман Иван Заруцкий объявил царем России сына Марины Мнишек. Лихолетье продолжалось.
Март 1611 года. Москва. Приближается христианский праздник Вербное воскресенье. Поляки, опасаясь стечении народа, хотели отменить торжество, но потом передумали. В день праздника вывели из заточения патриарха и приказали совершить обряд. В народе пошел слух, что завоеватели хотят напасть на безоружных москвичей во время процессии, перебить их убить патриарха. Торжество шло тихо и грустно. Патриарх ехал по пустынным улицам в плотном кольце польских солдат, словно предчувствуя свою недалекую мученическую кончину.
З апреля 1969 года Владимир Гундяев пострижен в монахи под именем Кирилл
Пострижение в монахи Владимира Гундяева состоялось 3 апреля 1969 года. Его совершил митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) с наречением имени Кирилл. 7 апреля этого же года его рукоположили в иеродиаконы, а 1 июня иеромонаха.
В 1970 с отличием окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия (диссертация на тему «Становление и развитие церковной иерархии и учение Православной церкви о её благодатном характере»), оставлен профессорским стипендиатом, преподавателем догматического богословия и помощником инспектора.
С 30 августа 1970 владыка благословил Кирилла исполнять послушание личного секретаря митрополита.
Владимир Гундяев постригся в монахи 3 апреля 1969 года под именем Кирилл.
12 сентября отец Кирилл возведен в сан архимандрита. Далее его внутрицерковная карьера шла только вверх. В том же году назначен представителем Московского Патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве. Также его возвели в сан архимандрита и назначили настоятелем православного храма в швейцарской Женеве.
На фото: Владимир Гундяев и митрополит Никодим. Аладимира Гундяева под Именем Кирилла в монахи постриг Митрополит Никодим
В возрасте 28 лет будущий Патриарх Кирилл становится ректором Ленинградских духовных академии и Ленинградской духовной семинарии. Здесь он впервые создал специальный регентский класс для православных девушек. Они в перспективе могут стать «матушками» семинаристов. Ректор также вел в классе уроки физкультуры.
Что же касается церковной карьеры то Кирилл с июня 1975 года председателем епархиального совета Ленинградской епархии. Далее он стал членом различных совещательных органов РПЦ и член Синодальной комиссии по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. При этом эту деятельность он успешно совмещает с педагогической.
Полуцарь
Избрание Шуйского царем не умиротворило Россию. Шуйский зашел на престол ценою больших уступок боярам, ограничивших его власть. Поэтому народ и не признавал в нем правителя, прозвав полуцарем.
Грамоты об избрании Шуйского, пришедшие из Москвы, смутили жителей провинциальных городов: еще недавно Москва оповестила, что на место Годунова пришел истинный царь Дмитрий, потом выяснилось, что он был ложный царь, но в Москве воцарился боярин, которого выбрали поспешно, без призыва выборных людей и всех земель.
В представлении значительной части населения России правление Василия Шуйского не было законным. Люди вспомнили также его поведение в истории с гибелью Царевича Дмитрия. То он всенародно клялся при Годунове, что сам видел в Угличе убитого царевича. То признал его в самозванце, живого. Став царем, затеял прославление малолетнего мученика с перенесением его мощей в Москву.
Мудрый Гермоген понимал, что плох новый царь, но олицетворяет собой порядок. И, желая укрепить доверие народа к Шуйскому, устроил акт церковного очищения, пригласив бывшего патриарха Иова.
20 февраля 1607 года в Успенском храме собралось множество народа. После молебна, который отслужил Гермоген, гости, торговые черные люди стали просить прощения у Иова и подали ему челобитную, которая была зачитана с амвона.
Впечатление от этого акта было огромным. Нравственное влияние Гермогена в народе возрасло. Как глава церкви он видел свою задачу в укреплении авторитета власти, в борьбе с политической распущенностью, охватившей русский народ.