Молитва 1
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Вышши еси всех ангел и архангел, и всея твари честнейшая, помощница еси обидемых, ненадеющихся надеяние, убогих заступнице, печальных утешение, алчущих кормительнице, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление! О Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице, милостию Твоею спаси и помилуй богохранимую страну нашу, власти и воинство ея, и вся православные христианы, ризою Твоею честною защити: и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившегося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше на невидимые и видимые враги наша. О Всемилостивая Госпоже, Влыдычице Богородице, воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякого зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианам, и просвети им ум и очи сердечнии, еже ко спасению: и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего: яко держава Его благословенна, и препрославлена, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков, Аминь.
Благоуханный Цвет
В Самару была принесена чудотворная Измаильская икона Пресвятой Богородицы.
…Радостным перезвоном залились колокола, и прихожане самарского Крестовоздвиженского храма во главе с настоятелем иереем Валерием Зарайским, волнуясь, встретили чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Благоуханный Цвет» (Измаильскую). К нам в Самару прибыла главная святыня Свято-Константино-Еленинского Измаильского мужского монастыря Одесской епархии. С 27 сентября по 7 ноября эта икона будет находиться поочередно в храмах Самары. Два дня в октябре она пребывала и в Крестовоздвиженском храме, где находится наша редакция.После первого молебна, на котором молились и сотрудники «Благовеста», я подошла к сопровождающей икону в поездке Наталье Калине, попросила об интервью. И Наталья Калина рассказала:
— Это чтимый образ Свято-Константино-Еленинского Измаильского мужского монастыря. Монастырь был учрежден в 1936 году на основе храма святых равноапостольных Константина и Елены, тогда он относился к Румынской Митрополии.
— Вот оно что! А я-то, прочитав в интернете, удивилась: как же так, в самый разгар гонений на Церковь в СССР — и вдруг основан новый монастырь?!
— После революции эта часть Украины отошла Бессарабии и до 1940 года находилась в составе Румынии. Так что по Промыслу Божию монастырь долго был действующим и закрылся уже в 1962 году, при хрущевских гонениях. И вновь был открыт по благословению Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела в 2001 году. А через три года в монастырь вернулась икона «Благоуханный Цвет» — и в том же 2004 году было отмечено первое мироточение от иконы. Наверное, этим чудом Пресвятая Богородица показала, что икона не просто вернулась в родную обитель, но она на своем месте, где изначально ей предназначено быть.
К сожалению, информации о прежних чудотворениях от иконы мало, потому что документальные свидетельства остались в Румынии. Лишь народное почитание и устное предание свидетельствует о том, что по молитвам перед иконой и раньше происходили исцеления. Известно, что икона была написана для благочестивой семейной пары, Георгия и Марии, — и на иконе изображены предстоящие Пресвятой Богородице и Богомладенцу Христу Великомученик Георгий Победоносец и равноапостольная Мария Магдалина — Небесные покровители этой семьи. Когда от иконы начались чудеса, Георгий и Мария передали икону в храм. Больше всего было исцелений от болезней, явлены и другие чудеса — и поныне люди получают благодатную помощь. Так, больная лейкемией женщина из Краснополья — это пригород Днепропетровска (ныне Днепр), — когда икону привезли в Днепропетровск, отправилась поклониться этой святыне. И по молитвам пред иконой «Благоуханный Цвет» совершенно исцелилась.
Мы ездим со святыней, и верующие притекают к иконе. И хотя мы-то с иконой находимся на одном месте по два-три дня, но даже за это недолгое время несколько раз было, что приходили люди и говорили, что получили помощь, Царица Небесная помогла в их житейских нуждах и болезнях. И я сама могу сказать, что практически всё, о чем я просила в молитвах у этой иконы, вскоре разрешалось чудесным образом.
А в одной поездке был удивительный случай, который касается не лично какого-то человека, а многих. Мы с иконой приехали в одно сибирское село, и жители соседней деревни, где не было храма, очень просили привезти к ним эту святыню. И вот мы приехали туда. Жители прошли с иконой Крестным ходом по деревне, и в деревенской часовенке икона пробыла вечером, ночью и утром. Батюшка из села, откуда мы приехали с иконой, отслужил молебен. Что удивительно: насколько вера велика и там, где нет даже храма! — люди шли до десяти часов вечера, плакали и молились. Причем много было некрещеных, и все равно шли к святыне, хотели заказывать требы о себе и таких же некрещеных родственниках. Но это же нельзя… И я предложила им составить списки людей, желающих окреститься, и подойти к батюшке, чтобы он в назначенный день приехал и окрестил. Тогда уж и о них можно будет молиться церковно. Батюшка с радостью согласился: «Добро, конечно, приеду и окрещу!»
Так вот. В деревне очень хотели, чтобы у них был храм. Из собранных на строительство храма малых средств они построили часовенку и молились о помощи Божией в строительстве храма.
Им выделили какое-то место — там буквально свалка была. Они всё расчистили, залили фундамент. И — всё застопорилось… И вот когда икона пробыла в часовне одну ночь, именно на следующий день, не в какое-то другое время, камаз отправился за первой партией кирпичей для храма!
— То есть эта икона еще и храмостроительница?
— Я же говорю: во всех наших заботах икона являет помощь Пресвятой Богородицы. Бывает, что и не смеешь просить, только подумаешь: эх, хотелось бы этого… — а уже всё решается. Но более всего — исцеления от болезней, душевных и телесных. И еще молятся о семейном благополучии, о сохранении в чистоте, о предотвращении нестроений семейных и разводов. В тяжелых обстоятельствах жизненных, в скорбях.
— У вас самой семья есть?
— Ну как сказать… Сын взрослый. А семья распалась. Не всё в нашей жизни происходит так, как мы хотим. Но для чего-то же это надо. Скорее всего, для духовной жизни.
— Вы давно в путешествии с иконой?
— В общем-то мы возвращаемся периодически. Надо и дома побывать, а потом опять едем в Россию. Пока есть возможность… После Самары нас ждет Отрадненская епархия Самарской Митрополии. И уж оттуда — опять в свой монастырь.
— А в Самару откуда к нам прибыли?
— Прямо из Измаила. Самым первым в Самаре икону встретил Покровский кафедральный собор. Потом храмы Петра и Павла, Кирилла и Мефодия, новый Софийский собор, оба самарских монастыря. Всего шестнадцать храмов мы посетим в Самаре.
Я посетовала, что мало было встречающих икону в этот день, а Наталья улыбнулась:
— Ничего! Кому надо, тот придет. А кто придет, тот получит помощь.
Отец Валерий Зарайский, пригласив нас обеих на чашку чая с пирогами, активно включился в нашу беседу.
— Как же вы спасаетесь сегодня на Украине? — спросил батюшка. — В таких вот нестроениях, когда самочинные «архиереи» кого-то рукополагают, кто-то уходит в раскольническую «церковь»…
Н.К.: Люди верующие понимают: это раскол, это обман. Но подавляющее большинство все-таки остались верными канонической Церкви. И конечно, верующие сразу же по благословению своих Владык вышли на многочисленные Крестные ходы. Вот на Равноапостольного Владимира 300 тысяч человек собрались со всей Украины. Просто река людская текла по Киеву!
О.Л.: И ведь не первый год такие большие Крестные ходы проходят на Украине…
|
Н.К.: Не первый. Но после печально известного томоса на Крестные ходы наши вышли еще больше людей. Тоже многотысячный Почаевский Крестный ход каждый год выходит с разных концов Украины. И даже из Польши православные приходят в Почаев. Так посмотрите видео: люди идут вот с такими младенцами! Несколько дней под открытым небом, в жару! И вот какая сила, какая вера движет людьми.
И наши Владыки, обращаясь к народу, говорят, что гонения на Церковь — это самое благоприятное время для Церкви. На наших глазах Церковь очищается от тех, кто готов предать. Для кого-то важнее совести оказалась карьера, для кого-то что-то еще. Ну а истинно верующие свою веру не предают. Вера еще более укрепилась.
Отец Валерий Зарайский: Не боятся ходить в свои, каноничные храмы?
Н.К.: После событий 2014 года был какой-то не то чтобы страх, а скорее опасения,несколько и храмы опустели. Я работала в Киево-Печерской Лавре. Раньше туда паломники из России ехали группа за группой, каждый день тысячи людей. И резко вдруг этот поток прекратился. Больше всего, пожалуй, из-за информации в СМИ — что на Украине, что в России они постоянно раздували опасения. Ну а постепенно — прихожане стали опять ходить и видели, что никто им не мешает молиться. Появились и паломники. Не столько, как прежде, но едут.
А захваты храмов были по селам, в основном ближе к Западной Украине. Было, что и двери выламывали, и священников избивали. Приходил, например, председатель сельрады и с ним селяне, которые тоже поддались влиянию: у нас, мол, всё должно быть украинское…
О.Л.: Без «москалей»…
Н.К.: Ну да. Но обычные хуторяне не будут бить друг друга, нападать на священника. Это действовали приехавшие радикалы.
На Украине очень много людей всегда ходили и сейчас ходят в храмы. Причем и на вечерней — полный храм. Не то чтобы просто на обедне постоять. И причастников много на Литургии.
Отец Валерий: Бывало такое, чтобы группы паломников не пускали на Украину?
Н.К.: Не слышала такого. Паломники в пути же молятся. Едут в автобусе, с ними батюшка. И перед ними все преграды расточаются. А вот для просто граждан России есть ограничение на въезд.
Тревожно, что Элладская Церковь поддержала раскольников. И это вносит разделение уже в Православие во всем мире!
В те самые минуты, когда мы, чаевничая, делились этими тревогами, в Москве проходило внеочередное заседание нашего Священного Синода, на котором Русская Православная Церковь устами Священного Синода сказала об этом свое веское слово!..
О.Л.: А трагические события 2 мая 2014 года в Одессе не испугали верующих?
Н.К.: Одесситы очень крепкие в вере, их не запугаешь. Каждую ночь верующие обходят Одессу Крестными ходами. Только ввели томос, а уже на Благовещение 7 апреля прошли Крестные ходы в таких больших городах, как Одесса, Днепропетровск. Многотысячные шествия с хоругвями, иконами, молитвенным пением верующих прошли по городу, и всем стало ясно, что народ — с Украинской Православной Церковью.
Отец Валерий: В 2014 году наши братские народы еще сильнее разделились. Сейчас еще можно сшить эту трещину? Она ведь всё больше и больше расходится…
Н.К.: Но правда же рано или поздно восторжествует. Придет время, когда люди поймут, кто им друг, а кто враг. На Украине многие уповают на евроинтеграцию и думают, что Америка и страны Европы поддержат нас…
О.Л.: …пирожками!
Н.К.: Да — пирожками, как на майдане. И что Запад всё для нас сделает. Но на самом деле этого же никогда не было. А Россия — наш единственный друг, и мы даже единый народ, и мы должны быть вместе.
Отец Валерий: И у нас ведь в России тоже была такая эйфория в конце 80-х — 90-х годах. Придут американцы — и сразу всё станет лучше некуда. Голливудские фильмы, жвачка, заморские диковинки… А оказалось, ничуть мы им не нужны, и только проблем прибавилось. Люди на окраинах Советского Союза оказались в такой беде, что бросали всё нажитое и уезжали в Россию. Это была большая трагедия. Теперь, похоже, Украина проходит то, что уже отболело в России.
Н.К.: Ну мы, верующие люди, верим в то, что говорили преподобный Лаврентий Черниговский и другие старцы — что придет время, и Россия и Украина вновь будут едины. Иначе быть не может.
Отец Валерий: Можно ли на Украине купить книги на русском языке?
Н.К.: Может быть, в государственных магазинах таких книг и нет, но на книжных рынках можно свободно купить.
Отец Валерий: А мой любимый писатель Гоголь — как к нему сейчас относятся? Не считают его «агентом Москвы», потому что он называл Украину Русью?
Н.К.: Как же: его теперь объявляют украинским писателем… И все святые Киевской Руси — тоже стали «украинцами»! Святые Владимир и Ольга… Это политика. Ну а русская литература на Украине давно уже считается иностранной. Не знаю, сейчас преподают ее в школах или нет. Но когда мой сын учился, она шла как иностранная. И, например, на странице в столбик напечатано стихотворение Есенина, а рядом — перевод на украинском языке. Это же невозможно перевести, такое искажение!
О.Л.: Когда в Киев привезли с Афона Дары Волхвов, была большая надежда, что эта святыня чудесным образом умирит, остановит брожения… Но этого не произошло.
Н.К.: А потому что всё это должно было быть. Потому что народ на Украине стал очень к Западу стремиться, а что хорошего в этом может быть! И слава Богу, что Блаженнейший Митрополит Онуфрий не пошел ни на какие компромиссы. С такими столпами Украинская Православная Церковь устоит во всех нынешних бурях и только окрепнет.
Записала Ольга Ларькина.
Фото А. Жоголева и автора.
Молитва 2
О, Пресвятая Дево – Мати Господа, Царице небесе и земли, вонми многоболезному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас с верою и любовью поклоняющихся пречистому образу Твоему, се бо грехми погружаемии и скорбми обуреваемии, взирая на Твой образ, яко живей Ти, сущей с нами, приносим смиренныя моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных. Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити. Подаждь христианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую заступницу рода христианскаго со всеми угодившими Богу. Аминь.
Сайт akafistnik.ru
Прообраз и особенность иконы
Прототипом для иконы «Благоуханный цвет» послужила икона Богородицы «Неувядаемый цвет». Изначально отличие между ними состояло в том, что Богоматерь держала в разных руках ветвь с цветками. В современной иконописи это перестало играть какую-либо роль. А потому и к образам, воспринимаемым ранее как разные, сегодня относятся как к одному и тому же.
Икона «Благоуханный цвет», как и ее прототип, относятся к иконографическому типу «Одигитрия». Это четкий канон написания Богородицы, отличающийся от всех остальных типов. Он имеет свои особенности и правила изображения образа. Например, данный канон коренным образом отличается от так называемой рублевской манеры написания святых.
У христиан считается, что икона с Богородицей «Благоуханный цвет» помогает верующим в опасных и трудных жизненных ситуациях. Потому она является особенно почитаемой, наряду с изображением Христа Спасителя и Святой Троицы.
История
Появление этого святого образа относят примерно к XVII столетию. На сегодняшний день место появления спорно, так как существует две версии.
По одной из них считается, что этот образ впервые появился на греческом острове Афон, который, как известно, у христиан имеет очень большое значение. Подкрепляет версию появления иконы Божией Матери «Благоуханный цвет» именно здесь тот факт, что это место считается земным Уделом Богородицы.
Другая версия гласит, что эта икона появилась в Константинополе, в славянской культуре называемом Царьград.
В христианской литературе упоминание об иконе появляется приблизительно в это же время. Впервые о ней пишут в византийских акафистах. В них образы Богоматери и Иисуса отождествляются с благоуханными цветами, которые не увядают.
Художественные элементы, сохраняющиеся и сегодня, сформировались под влиянием традиций иконописи западной культуры.
Художественный образ
Икона «Благоуханный цвет», как ни удивительно, не так часто встречается в православных храмах, как, например, Казанская или Владимирская. Тем не менее, она имеет особое значение для верующих. Считается, что этот образ помогает женщинам и является оберегом для беременных.
С художественной точки зрения, это, безусловно, один из шедевров иконописи, который дал развитие целому ряду направлений. Однозначно можно утверждать, что «Благоуханный цвет» относится к необычным иконописным образам — как визуальным, так и сюжетным. Трактования изображения несколько различны в разных христианских конфессиях. Но все они сходятся в том, что образ Богоматери несет в себе непорочность, чистоту помыслов и духовный свет.
Описание
«Благоуханный цвет» – икона с Божией Матерью, которая имеет несколько вариантов. Это весьма характерно для образов, которые появились в позднюю эпоху иконографии. Объединяет все иконы то, что на них неизменно присутствует ветвь с цветами. Причем, Иисус может находиться как в левой, так и в правой руке Богородицы. Как, соответственно, и цветочная ветвь.
Задний план и края иконы расписываются различными узорами и элементами. Чаще всего это цветочные украшения, однако встречаются и так называемые геометрические фоны. Иногда на иконах можно увидеть надписи — как пространные, так и состоящие только из названия самой иконы. Они сделаны на старославянском или на латыни. Например, «Богоматерь и Иисус Христос».
Еще одна особенность: на иконах «Благоуханный цвет» Богородица и Христос изображаются в царских одеждах, а их головы венчают нимбы. Обычно Богоматерь писали по пояс, но существуют образы, где она восседает на престоле с Иисусом на одной руке и веточкой цветов в другой, причем с непокрытой головой. Это говорит о различных традициях иконописи, каждая из которых имеет свои каноны и манеры написания святых ликов.
Первое изображение
Самое раннее изображение образа «Благоуханный цвет» приводит историк Д. Даллас. Он ссылается на гравюру, найденную им в Библии «Новая сокровищница». Фолиант был выпущен венецианскими мастерами печати в 1612 году. Среди текста на латыни есть изображение Богоматери с маленьким Иисусом.
Богородица на этой гравюре стоит на повернутом полумесяце. Она держит Иисуса на руках, а из нимба Христа произрастают розы. Именно это изображение считается одним из первых, документально подтвержденных.
Данную гравюру и списки с нее называют «Мадонна Розенкранц». Они очень часто встречаются в западной католической традиции. Ранние иконы достаточно близки к оригиналу. Более поздние имеют уже много отличий как в изображении дополнительных элементов, так и в самой стилистике написания образов.