Центр Армянской Апостольской церкви: Святой Эчмиадзин…

Эчмиадзин — монастырь Армянской апостольской церкви, расположен в городе Вагаршапат Армавирской области. В период 303-484 годов здесь нахождился престол Верховный Патриарх Католикоса Всех Армян. Затем был перерыв до 1441 года, с тех пор Святой Первопрестольный Эчмиадзин — вновь духовная столица армян всего мира. Здесь расположена резиденции главы Армянской апостольской церкви — католикоса.

В начале IV века в Вагаршапате основан кафедральный собор. В его сокровищнице ныне хранится наконечник Святого копья, по преданию пронзившего Иисуса Христа на кресте, и иные бесценные святыни христианства. Фасад собора украшен тончайшей резьбой по камню, а его интерьер поражает изяществом росписей и гармонией, краски очень сочные из-за чего картины как будто переносят вас в райский сад.

Из истории Вагаршапата

В 163 года римляне разрушили Арташат, после чего в Вагаршапат перешел политический, культурный, а затем религиозный и просветительский центр страны.

В 301 году государственной религией Армении стало христианство.

По легенде, первому патриарху Армении Григору Лусаворичу (Просветителю) приснилось, как Христос, сошел с неба и указал место, где нужно воздвигнуть собор. Место это не было пустырем, в этом месте находился древний языческий храм. Именно тут в 303 году и была заложена церковь, названная Эчмиадзином, что с армянского можно перевести как «место сошествия Единорожденного».

Возведенный изначально храм был деревянный, имел форму базилики. В V веке князь Вагане Мамиконяне перестроил его в форме крестово-купольного храма. Современные очертание собор приобрел после перестройки в начале VII ст., во времена Католикосов Комитаса и Нерсеса III Строителя.

Армения пережила века невзгод, и Эчмиадзин много раз мог быть уничтоженным.

Например, во время русско-персидской войны в монастыре укрывались раненые русские солдаты, и его осадили персы. Русский отряд А. Красовского совместно с армянскими ополченцами невероятным образом победил превосходящие в 15 раз силы противника в битве при Ошакане и вступил в монастырь. В это время духовенству с архиепископом Эчмиадзина Нерсесом Аштаракеци, жителями и солдатами ничего не оставалось, как молиться за победу перед Святым копьем. Победа пришла. В 1828 году Восточная Армения была освобождена от персов.

В 1918 году шла война Армении с Турцией, турецкие полчища находись в считаных километрах от Эчмиадзина и намерения у них были очень не добрые. Католикос Геворг V Суренянц, несмотря на смертельную опасность, отказался покинуть Эчмиадзин и распорядился организовать отряд из духовенства для участия в битве против турок. Отряд насчитывал 300 человек.

21–24 мая 1918 года в ходе битвы при Сардарапате армяне разбили турок и отбросили их от стен Святого Эчмиадзина. В дальнейшем успех был закреплен, а Армения была спасена от гибели. Более того, 28 мая 1918 года Арения возродила свою государственность (спустя почти 600 лет).

В советские годы Вагаршапат из заброшенной деревни снова вырос до крупного посёлка, а затем стал и городом. Монастырь Эчмиадзин и храмы отремонтировали. Откопали Звартноц, который тогда был засыпан землей.

В 1945 году город переименовали в Эчмиадзин, но в 1995 вернули прежнее название Вагаршапат. В 2000 году все храмы Вагаршапата включили в списки ЮНЕСКО.

Кафедральный собор Эчмиадзин

Главный Эчмиадзинский кафедрал строился не один век. Это даже не собор, а огромный комплекс государственного значения — резиденция католикоса, духовная семинария, зимняя и летняя трапезные, гостиница, музей.

В XVII веке над собором возведен новый купол и построена трехъярусная колокольня перед западным входом.

В XVIII столетии над южной, северной и восточной апсидами храма надстроили шестиколонные ротонды, благодаря чему собор приобрел пятикупольное венчание. В начале XVIII века была выполнена роспись собора, автором которой стал художник Нагаше Овнатанян. Во второй половине XVIII ст. ее дополнил внук Натана — Овнатан. Династия на этом не закончилась, потомки художника продолжили работы по отделке храма. В 1782–1786 гг. Овнатан Овнатанян дополнил и обновил росписи кафедрального собора, сделанные его дедом. Он также написал более ста картин с обликом Иисуса, Богородицы, святых и библейских сюжетов. Большое количество этих картин и сейчас украшают Эчмиадзинский собор. Фрезки отсутствуют на стенах в армянских храмах, их украшают именно картины святых.

В 1869 году с восточной стороны была пристроена ризница для хранения драгоценных реликвий и церковной утвари.

Еще позднее с трех сторон храм дополнили шестиколонные ротонды. В 20-м столетии собор отреставрировали. В соборе можно увидеть икону, изображающую 1,5 млн армян — жертв геноцида 1915–1923 гг., причисленных армянской церковью к лику святых.

Как и во всех армянских церквях, Главный алтарь расположен с восточной части храма. В Эчмиадзинском соборе есть еще три алтаря: два располагаются в южной и северной части, а третий возведен на том самом месте, куда по легенде Господь ударил золотым молотом.

Самой светлой зоной храма является купольный квадрат с двенадцатью окнами в цилиндрическом барабане и с пластичными поверхностями парусов, отражающими лучи света, проникающего сверху.

Эчмиадзин сам по себе не только святыня армянской церкви, но и символ Армении. В Армении даже существует уникальный день, отеченный в календаре, — день кафедрального собора. Этот праздник отмечают ежегодно в воскресенье, наступающее через 64 день после Пасхи.

Реликвии святого Эчмиадзина

Патриарший орел.

Змейкой вьется очередь вдоль ограды. В воздухе то ли весеннее настроение, то ли волнение нетерпеливого ожидания. Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина при поддержке посольства Армении открывает выставку «Реликвии Святого Эчмиадзина», экспозиция которой разместилась в зале № 31.
2006 год отмечается в нашей стране как год Армении в России. Первым событием в рамках этого празднования собственно и стало открытие этой выставки. Правда, Москва вынуждена была на этот раз уступить пальму первенства Петербургу. Там выставка проходила в феврале в Аполлоновом зале Зимнего дворца.

Основа выставки — коллекция памятников X-XIX веков сразу из четырех музеев Эчмиадзина: Золотой Кладовой, Музея при кафедральном соборе, Музея-сокровищницы Манукянов, Старой и Новой патриарших резиденций. Представленные реликвии — дары верующих и подарки императоров, спасенные церковные сокровища.

Наибольшую, пожалуй, ценность представляют реликварии. Складень-реликварий «Хотакерац Сурб Ншан» (Святой Крест из Обители Хотакерац) под одним из прозрачных камней скрывает частицу Истинного Креста Господня. По легенде, упомянутой в «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци, император Константин отправил свою мать царицу Елену за Честным Крестом, который и был ею обнаружен в 326 году. Уже тогда в Византии появились особой формы реликварии (ставротеки), в крестообразных углублениях которых помещали частицы Истинного креста. Что касается Армении, то виды ставротек определенной формы не имели. Были здесь и кресты, и триптихи. И все эти святыни назывались «Сурб ншан» (Святой Крест) с прибавлением названия монастыря, в главном храме которого на престоле и хранился реликварий.

«Хотакерац Сурб Ншан» имеет форму триптиха. К деревянной части прикреплены серебрянные и золоченые пластинки с чеканкой. В нижней части сделана запись с датой и именем заказчика: «Святой Крест Господний был защитником Эачи. 1300 г.». Эачи – внук легендарного героя народных сказаний Армении Прошана, прославился тем, что начал строительство монастыря Аствацацин Спитакавор. В центре реликвария изображен крест, инкрустированный крупными выпуклыми цветными камнями. Под одним из таких прозрачных кабошонов и помещена бесценная святыня.

Складень-реликварий с частицей Ноева Ковчега. Канакер. 1968

В другой складень помещена частица Ноева Ковчега. Сам этот реликварий датируется 1698 годом. На серебряных створках — чеканное изображение ангела, передающего святому Акопу Мцибинскому (Иакову Низибинскому) реликвию. По преданию, св. Акоп обрел частицу Ноева ковчега на горе Арарат. В 1768 году Екатерина II получила в дар фрагмент частицы Ноева ковчега, который был отломан от одного из углов реликвии. Императрица не осталась в долгу, и подарила тогда Католикосу Симеону I патриаршего двуглавого орла, украшенного драгоценными камнями и эмалями.
Большое зрительское восхищение вызывают реликварии в форме длани, выполненные в технике чеканки, литья и филиграни с включением

многоцветных камней и эмалей. Их на выставке два: длань св. Апостола Фаддея с мощами и длань св. Акопа Мцбинского.

Перечисляя удивительные реликвии, привезенные в Москву трудно выделить что-то более значимое. Все это — творения с бесценным содержимым и продолжающейся историей. И Лучезарный крест десятого века из Ани, и ладанница века восемнадцатого из Вагаршапата в виде пятикупольного храма, и золоченый посох архимандрита 1781 года с навершием в виде змии с рубиновыми глазами, и сосуд для мира в виде голубя.

Четвероевангелие. Армен-Лер, Адана, Киликия.1293

Если отмечать что-то особенно, то, наверное, книги. Киликийское Четвероевангелие написано в 1293 году в Армен-Лере лингвистом, музыковедом и каллиграфом Геворгом Скевраци. Геворг работал в крупнейшем культурном центре Киликии — Скеврском монастыре. Вместе с ним над Четвероевангелием трудился художник Симеон. Один из разворотов, на миниатюре которого изображен евангелист Лука, просто звенит от пронзительной стеклянной лазури, горячего пурпура и теплого золота. Прошло семьсот с лишним лет, а краски остались удивительно свежими, будто и не высыхали вовсе. Изысканный колорит, тонкий, узнаваемый специалистами почерк Скеврской миниатюры, и загадочный болоргир, то самое округлое письмо, которым славилась Киликия.
Кажется невозможно налюбоваться лицевым шелковым шитьем бархатной завесы из Вагаршапата, шелковой завесы из Агулиса, инкрустированной драгоценными камнями, или китайской ризой XVIII века с изображением Ноева Ковчега на вершине горы Арарат и святого Эчмиадзина в сиянии двух солнц.

Целостность и законченность экспозиции придают большеформатные фотографии кафедрального собора первопрестольного святого Эчмиадзина. Первопрестольный Эчмиадзин – центр Армянской апостольской церкви. По сути, это монастырь, на территории которого (60 тыс. кв.м) разместились духовная академия, резиденция Каталикоса всех армян, синод, библиотека, книгохранилище и, собственно, сам собор Сурб (Святой) Эчмиадзин, заложенный еще в 301 году. По снимкам внутренних интерьеров можно составить представление о богатом убранстве собора, удивительном растительном орнаменте в росписях, выполненных в 1721 году художником Нагашем Овнатаном. Есть фотография мраморного престола храма, могущего удивить православных отсутствием алтарной преграды и большой иконой Богоматери с младенцем в центре. Здесь же мы видим и вид на гору Арарат и монастырь Хор Вирап, некогда бывший местом заточения принесшего христианство в Армению Григора Лусаворича (Просветителя).

Выставка продлиться в ГМИИ им. Пушкина до 20 апреля.

Музей

Сокровищница Эчмиадзина — так называют музей. Он был открыт в 1955 году, и такое название выбрано не просто так. В музее находятся бесценные реликвии, собранные или полученные в дар от людей со всего света!

В музее хранятся святые реликвии, церковные одежды, вышитые золотом и жемчугом, посохи и кресты католикосов, многочисленные ритуальные предметы, выполненные из золота, серебра, слоновой кости. Здесь и кресла католикосов, декорированные перламутром и слоновой костью, и с литыми из серебра фигурками. В Эчмиадзине хранились также и древнейшие образцы искусства прошлого. Тут были и древнейшие рукописи, и миниатюры, которые позже были перевезены в Ереван.

Так называемое, Копье Судьбы. По преданию, этим или похожим копьем был убит Христос. Реликвию привез в Армению Фаддей, когда проповедовал на этой земле. Сейчас в мире таких четыре — в Эчмиадзине, в Вене, Ватикане и Польше, и все четыре, разумеется, претендуют называться «настоящим»! По-армянски копьё — «Гегард», и в средние века оно хранилось далеко в горах, в уникальном одноименном монастырском комплексе.

В Эчмиадзине хранятся три частицы Креста, на котором был распят Христос. Одна из мощей — под прозрачным камнем в середине этого большого креста 10 века, принадлежавшего армянскому царю Ашоту Железному. Это его боевой крест.

Десница с мощами Иоанна Крестителя. Мощь была подарена Эчмиадзину римским папой в 2001 году.

Открытый алтарь

Еще одна достопримечательность Эчмиадзина — так называемый «Открытый алтарь». Эта современная постройка, одна из последних на территории комплекса. Появился этот алтарь в 2001 году, в честь 1700-летия принятия христианства, расположен перед входом во двор комплекса. Во время открытия на нем отслужили совместную службу Католикос всех армян Гарегин Второй и Папа Римский Иоанн Павел Второй.

Дорога к этой арке украшена древними хачкарами — стелами с резным изображением креста, собранными со всех уголков Армении.

Что посмотреть

Кроме алтарей, которых тут четыре внутри и один снаружи, как и было описано выше, а также музея, в Эчмиадзине есть и другие интересные места.

На территории монастыря находится много хачкаров. Среди них и Аменапркич (1279 года), и хачкар ХVII, перевезенный с кладбища Старой Джуги, и установленный недавно современный хачкар — жертвам геноцида 1915 года.

Здесь же, во дворе монастыря, расположен дворец католикоса Всех Армян. У входа в резиденцию возвышаются «ворота Трдата». Они многократно перестраивались, но в их основании и сейчас сохранились каменные блоки IV века. Предполагают, что когда-то на месте этих ворот размещался царский дворец.

На территории монастыря находится также и Духовная Академия. Это единственное в мире учебное заведение такого типа. Слушателей немного — 50 человек. В основном здесь изучают такие предметы как логика, риторика, психология, всемирная история, философия и языки. Из языков особенно тщательно изучают старогреческий, русский, английский, армянский — как современный, так староармянский.

На территории Эчмиадзина также находится здание семинарии, построенное в ХIХ веке. Сейчас здесь находится художественный музей, в котором выставлена коллекция работ крупных художников ХХ века: Сарьяна, Ханджяна, Кочара.

Другие церкви Эчмиадзина

Эчмиадзин называют городом церквей. Кроме Эчмиадзинского монастыря, здесь находятся еще 3 древних памятника. По легенде эти храмы созданы в честь мучениц — первых христианок, которые бежали сюда из Рима от преследований императора. Храмы носят названия:

  • Сурб Рипсиме,
  • Сурб Гаянэ
  • Сурб Шогакат.

Первый их храмов построен в 618 году. Это величественное и стройное сооружение. Внутри церковь имеет форму прямоугольника, в который вписан крест, образуемый четырьмя полукруглыми апсидами.

Из одного из приделов, расположенных в углах, можно войти в расположенный под алтарем склеп, где по преданию была погребена Рипсиме. Внутреннее убранство очень скромное. В 1790 году к церкви пристроена двухъярусная колокольня с восьми колонной звонницей. В притворе церкви хранятся, инкрустированные перламутром, престольные врата 1741 года.

Храм Сурб Гаянэ был возведен позднее, в 630 году на месте часовни IV века. Он считается одним из лучших памятников армянской архитектуры. Внешний облик храма отличается стройностью пропорций. Строгое и лаконичное здание церкви украшено лишь орнаментами, расположенными на обрамлениях дверей и окон.

Помещение прямоугольной формы. Внутри расположены два рядами колонн, которые делят внутреннее пространство на три части. Колонны предназначены для несения тяжести купола, опирающего на стройный восьмигранный барабан. В 1652 году он был капитально обновлен, а в 1683 году к нему пристроили галерею для погребения иерархов армянской церкви. На крайних куполах галереи расположены изящные звонницы. Детали интерьера украшает орнаментальная резьба. Над входом сохранилась стенопись ХVII века на рождение Христа.

Храм Сурб Шогакат был возведен гораздо позже — в 1694 году. Он имеет своеобразную архитектуру, называемую «купольной залы».

В церковь ведет единственная дверь, которая открывается из сводчатой галереи с западной стороны здания. Купол церкви изнутри поддерживают всего несколько колонн. Строители обошлись без промежуточных опор благодаря тщательным расчетам. Сводчатая галерея над входом увенчана шести колонной звонницей. Строгая форма деталей и убранства имеет много общего с устройством главного кафедрального собора и храма Святой Рипсиме.

Примечания

  1. Словарь изобразительного искусства (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1865 дней])
  2. 12345
    Encyclopedia of Early Christianity. — Routledge, 2013. — P. 227. Оригинальный текст (англ.)

    Gregory the Illuminator established the center of the church in the Armenian capital city of Vagarshapat, later named Echmiadzin. It moved subsequently to Dvin from 484 to 901, then to Cilicia in 1116, and in 1441 back to Echmiadzin. This final move provoked a division between the catholicate of Echmiadzin and those who remained in the city of Sis in Cilicia, who formed the catholicate of Cilicia, which in the early twentieth century was transferred to Antylias in Lebanon.

  3. Mahé A., Mahé J.-P.
    Grégoire de Narek. Tragédie. Matean olbergut’ean. Le Livre de Lamentation. — Peeters Publishers, 2000. — Vol. 584, Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. — P. 30.

    Оригинальный текст (фр.)

    Le siège patriarcal arménien fut successivement Valarsapat (314—484), Duin (484 — fin IXe s.), Att’amar (928—948), Argina (950—992), Ani (992—1046), sans compter le siège du catholicossat arméno-chalcédonien d’Awan (592—603) et les résidences occasionnelles de certains catholicos

  4. 12Ioanna Rapti.
    Featuring the King: Rituals of Coronation and Burial in the Armenian Kingdom of Cilicia // Court Ceremonies and Rituals of Power in Byzantium and the Medieval Mediterranean: Comparative Perspectives / Edited by Alexander Beihammer, Stavroula Constantinou, Maria Parani. — BRILL, 2013. — P. 292.

    Оригинальный текст (англ.)

    This double importance survived the fall of the Cilician kingdom and determined the approaches to its history: as a mediterranean component, it was integrated along with Jerusalem in the intitulatio of the lusignan kings, while its national armenian significance continued to be embodied by the Catholicos (Katołikos), the armenian patriarch, up until 1441, when the holy see was established again in Etchmiadzin

    in Greater Armenia

  5. Джагацпанян Е. Д.
    Вагаршапатские соборы // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2003. — Т. VI : «Бондаренко — Варфоломей Эдесский». — С. 490—491. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  6. Эчмиадзин // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. John Anthony McGuckin.
    The Path of Christianity: The First Thousand Years. — InterVarsity Press, 2021.

    Оригинальный текст (англ.)

    At the Council of Vagharshapat in 491, and reiterated at the Council of Dvin in 527, the Chalcedonian decree was officially anathematized, and thus began the long ecclesiastical separation from the Byzantine and Latin traditions of theology

  8. A. E. Redgate.
    The Armenians. — Blackwell, 2000. — P. 153.

    Оригинальный текст (англ.)

    Despite the various political and ecclesiastical problems Armenian intellectual life continued to thrive. The late fifth century onwards produced further translations into Armenian of Greek writers, including Aristotle and Plato, and the medical writers Hippocrates and Galen. Lazarus of P’arp studied in the Roman Empire, before being appointed, by the marzpan Vahan, as abbot of a monastery in Valarshapat.

  9. 123Н. М. Токарский.
    Архитектура древней Армении. — Ер.: Изд-во АН Арм. ССР, 1946. — С. 61.

    Оригинальный текст (рус.)

    Сопоставляя сведения древних историков (Лазарь Парпский, Себеос) о первых церквах Армении и в частности об Эчмиадзине с наличными остатками церковных построек первых веков христианства, мы приходим к выводу, что до VII в. Эчмиадзин был обычной для того времени базиликой с деревянной кровлей и только при капитальной перестройке, произведённой Комитасом, получил один, а может быть и пять куполов. Выступающих абсид в это время у него еще не было. Они появились вернее всего при восстановлении собора, лежавшего уже в XIII в. в развалинах, по возвращении сюда в XV в. католикосского престола из Киликии.

  10. Agop Jack Hacikyan, Gabriel Basmajian, Edward S. Franchuk, Nourhan Ouzounian.
    The Heritage of Armenian Literature: From the sixth to the eighteenth century. — Wayne State University Press, 2002. — Vol. II. — P. 908.
  11. Шаракан. Из армянской поэзии V—XV вв. / Пер. С. Золяна. — Ер.: Хорурдаин грох, 1990. — С. 56.
  12. Тер-Мкртичян Л. X.
    Армянские источники о Средней Азии VIII—XVIII вв. — М.: Наука, 1985. — С. 32.
  13. Ejmiatsin
    — статья из Encyclopædia Iranica. S. Peter Cowe
  14. 12Ejmiatsin
    — статья из энциклопедии Британника

    Оригинальный текст (англ.)

    Upon the conversion of Armenia to Christianity about 300 CE, Vagarshapat became the residence of the Armenian patriarch. In 344 the town ceased to be the Armenian capital, and in 453 the patriarchal seat was removed elsewhere, but in 1441 the catholicos Kirakos brought back the seat to Vagarshapat, which thereafter remained the home of the “catholicos of all Armenians.”

  15. 123Бозоян А. А., Юзбашян К. Н.
    Армянская апостольская церковь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2001. — Т. III : «Анфимий — Афанасий». — С. 329—355. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-008-0.
  16. Nira Stone, Michael E. Stone.
    The Armenians: Art, Culture and Religion. — Chester Beatty Library, 2007. — P. 29.

    Оригинальный текст (англ.)

    Cilicia’s intimate relationship with the Franks, however, led to theological conflict A sustained effort was made by the Papacy to bring the Armenians into conformity with Roman Catholic doctrine and practice. This desire was paralleled by Latinizing tendencies of the royal house towards the end of the Cilician kingdom and continued for a century longer. By 1441, however, traditional fвеorces in Armenia reasserted themselves and the seat of the Catholicos moved back to Armenia itself.

  17. M. Canard.
    Arminiya // Encyclopaedia of Islam. — Leiden: BRILL, 1986. — Т. 1. — С. 639.

    Оригинальный текст (англ.)

    The seat of the Katholikos was moved back to Etchmiadzin, near the Araxes, in the 9th/15th century.

  18. 8 АКАДЕМИЯ НАУК АРМЯНСКОЙ ССР ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ Г.М.ГРИГОРЯН ОЧЕРКИ ИСТОРИИ СЮНИКА IХ-ХV вв. ИЗДАТЕЛЬСТВО АН АРМЯНСКОЙ ССР ЕРЕВАН 1990 ББК 63.3(2Ар)4 Г 835 Печатается (неопр.)
    . www.libed.ru. Дата обращения: 2 апреля 2021.
  19. Willem Floor, Edmund Herzig.
    Iran and the World in the Safavid Age. — I.B.Tauris, 2015. — P. 285.

    Оригинальный текст (англ.)

    This role grew after the mass deportation of the population of Eastern Armenia to Iran by Shah ‘Abbas I in 1604—5. By his order the inhabitants of Erevan, Old Julfa, Agulis, Dasht and other commercial centres of Armenia were settled in the vicinity of Isfahan, where a new town called New Julfa (Nor Jugha in Armenian) emerged in the early seventeenth century.

  20. Путешествия по Востоку в эпоху Екатерины II. / Подгот. Вигасин А. А., Карпюк С. Г. — М.: Восточная литература; Школа-пресс, 1995. — С. 270. — ISBN 5-02-017092-5
  21. Василий Потто.
    Кавказская война. Том 3. Персидская война 1826-1828 гг.. — Litres, 2017-09-05. — 715 с. — ISBN 9785425080998.
  22. В ходе русско-персидской войны… (неопр.)
    . old.prlib.ru. Дата обращения: 30 января 2021. (недоступная ссылка)
  23. Ильинский И.
    Автономия. // Энциклопедический словарь Гранат. I доп. том. — М., 1935.
  24. Пролоббированный главноначальствующим Кавказского наместничества князем Григорием Голицыным.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]