Понятие о Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви


Почему Церковь называется апостольской?

Сегодня, братья и сестры, апостол Павел обращается ко всем нам с такими словами: «Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе» (1 Кор. 9:2). Эти слова напоминают нам о важнейшей характеристике нашей Церкви. В «Символе веры» мы поем: «Верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Эти четыре качества: единство, святость, соборность и апостольство – главные признаки истинной Церкви. О последнем качестве, апостольстве, у нас есть повод сегодня поговорить.

Прежде всего нужно сказать, что именем «апостол» в Писании обозначаются не только ученики Христовы. Апостолом именуется Сам Христос. Например, в Послании к евреям говорится: «Уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» (Евр. 3:1). Слово «Посланник» здесь является переводом с греческого «апостолос». Также служение Христа называется апостольством: в Послании к галатам написано: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного]» (Гал. 4:4). «Послал» (по-гречески «эксапестилен») образуется от того же корня, что и слово «апостол». Таким образом, Христос является, если позволительно будет так выразиться, Апостолом Бога-Отца.

Христово апостольство несет на себе и Его Церковь, которая есть Тело Христово. Отсюда можно понять один из смыслов именования нашей Церкви «Апостольской Церковью». Церковь носит это высокое звание согласно цели своего бытия. Миссия Церкви в мире есть миссия Христова, апостольская. Церкви дана заповедь: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Это очень важный момент – великое повеление Христа адресовано не только апостолам и их приемникам, епископам, но всей Церкви, и касается всех нас. Если бы обязанность проповедовать свою веру лежала только на епископах и священниках, то церковная история не знала бы лика равноапостольных мирян. Не было бы в наших святцах ни равноапостольной Феклы, ни святой Нины Грузинской, ни великого князя Владимира и княгини Ольги, ни равноапостольных Константина и Елены. Эти люди не имели священного сана, но просветили светом христианства тысячи людей. Или, например, святой Григорий, просветитель Армении, он хоть и принял священный сан, но уже после того, как благодаря ему христианство стало официальной религией Армении.

Конечно, братья и сестры, это не значит, что мы все должны сегодня же выбежать на улицу с Библией в руках и начать бросаться на прохожих. Нет. Проповедовать можно по-разному, и не об этом сейчас разговор. Важно осознать саму мысль: к проповеди призвана вся Церковь. А как эта мысль будет реализоваться в жизни верующего, это уже личное дело для каждого из нас.

Итак, Церковь называется апостольской по цели своего бытия. Далее – такое название она носит по своему основанию. Павел пишет в Послании к ефесянам, что Церковь утверждена на «основании Апостолов и пророков» (Еф. 2:20). Что это значит? Именно апостолы стояли у истоков исторического бытия Церкви, передали ей учение веры и жизни, установили по заповеди Господа Таинства и священнодействия, положили начало ее канонической структуры. Апостолы являются основателями целого ряда Поместных Церквей, которые потом, в свою очередь, стали матерями многих других Поместных Церквей.

Далее, Церковь называется апостольской потому, что в ней сохранилось апостольское Предание. Этот пункт – важнейший. Если бы все православные хорошо ознакомились с этим положением, вряд ли кто-то нашел бы веские причины для перехода из православия в протестантизм (что, к сожалению, случается). Начиная от дня Пятидесятницы и до нашего времени в Церкви непрестанно течет живой поток благодати Святого Духа, передаваемый через Таинства, и возвещается правильное учение о домостроительстве нашего спасения. И это – главное. Что нужно человеку для спасения? Правильная вера и благодать Божия. Приходит в храм человек – и слышит слова истины и здравого смысла. Приходит – и получает прощение грехов и благодатную силу для возрастания в вере. Церковь Христова дарит человеку величайшую драгоценность: правильное учение о том, как спасаться, и действенные средства для совершения своего спасения. Все это содержится в апостольском Предании.

Итак, вот три причины, по которым Православная Церковь называет себя апостольской: по цели своего бытия, по основанию, по наличию в ней апостольского Предания.

Все это, казалось бы, должно заставить православного человека любить апостолов Христовых, читать их книги, молиться им, изучать их жизнь. Однако в связи с этой темой в нашей церковной жизни наблюдается некоторое повреждение. Во-первых, в православных кругах считается абсолютно нормальным не знать апостольских посланий. Во-вторых, в нашем церковном благочестии отсутствует обязательная графа о частой и усердной молитве апостолам Христовым. Мы гораздо более молимся свв. Николаю, Спиридону, Пантелеимону, Татиане, чем двенадцати апостолам. Почему-то ученики Христовы не заслуживают того, чтобы стать для нас «своими», «родными». Это хорошо станет видно, если обратить внимание, сколько людей стоит в храме на службе Святителю Николаю и сколько на службе, скажем, апостолу Фоме. Или на службе великомученице Варваре и на службе евангелисту Матфею. Это хорошо, что мы так любим Николая и Варвару, но при этом, к сожалению, ясно просвечивается ущербность нашего миссионерского сознания.

Поэтому, братья и сестры, так важно наше самосознание себя как Церкви апостольской. Поэтому и Павел подчеркивает, что мы должны носить «печать апостольства». Апостольство Церкви не просто слова, но мировоззрение. Один из современных богословов писал, что христианин – это тот, кто смотрит на мир глазами апостолов. Апостольство Церкви есть духовная реальность, в которой мы должны жить и спасаться. От апостолов наша вера берет начало, и к ним она и приведет. Ибо так сказано о небесном Иерусалиме, в котором будут обитать все угодившие Богу христиане: «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (Откр. 21:14). В городе, основанном на апостольских именах, поселит Господь всех тех, кто имеет на себе печать апостольства, а такими должны быть все мы.

Пусть же слова сегодняшнего чтения помогут нам залатать некоторые прорехи в нашей церковной жизни, которых у нас немало, братья и сестры. И нам не нужно бояться это признавать. Православный человек всегда должен быть готов учиться и исправляться. Когда Православная Церковь скажет, что в Ней все идеально, тогда с минуты на минуту можно будет ожидать конца света. Но пока есть люди, признающие свои болезни и согласные лечиться в Христовой больнице по имени Церковь, мир будет стоять. И в первую очередь это зависит от нас, которым Павел, а в его лице и другие апостолы, говорит сегодня: «Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе».

Единая церковь. Кто к ней относится?

Сегодня христиане некоторых конфессий понятие Единственная или Единая Церковь Божья относят только к себе. Популярные исторические церкви считают, что их конфессия и есть продолжение той единой церкви, которая была при апостолах, а все остальные конфессии от них – то есть от их единой церкви со временем откололись. Каждый говорит – это мы чашка, а другие – ручка, отпавшая от чашки.

И именно поэтому у них возникают вопросы по поводу возможности спасения христиан из других церквей. Верующие какой-либо одной конфессии думают: «Если мы Единая церковь Божья, то как христиане из других церквей могут быть спасены если не принадлежат к нашей единственной Единой церкви Божьей?» Давайте посмотрим, что в Библии называется церковью и была ли когда-нибудь церковь едина.

Слово церковь в оригинале Нового завета представлено греческим словом ecclesia, имеющем перевод: народный сход, собрание. Для многих христиан это покажется странным, но слово церковь встречается не только в Новом, но и в Ветхом Завете, а именно в греческом переводе ветхозаветного Писания, так называемой Сиптуагинте, в текстах Втор. 23:1,2,3,8, Иоиль 2:16 и др. Этот перевод был сделан во 2 веке до нашей эры, то есть еще до Первого пришествия Иисуса. И это слово церковь — еклессия, то есть собрание верующих, относится к кому бы вы думали? Конечно к израильтянам! В новом Завете мы видим подтверждение этому. В описании Стефаном народа Божьего у горы Синай употреблено слово «собрание» — эклессиа, то есть церковь.

Деян. 7:38 Это тот (речь идет о Моисее), который был в собрании (в оригинале используется слово экклесиа, то есть церковь) в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синае, и с отцами нашими, и который принял живые слова, чтобы передать нам

Это значит церковь – как собрание верующих это не исключительно новозаветное понятие. Кстати, еврейское слово синагога тоже имеет близкий перевод – место собрания. Стоит также отметить, что мы доподлинно не знаем какое слово употреблялось Иисусом и апостолами на языках, на которых они говорили – на арамейском и иврите. Ведь записаны их слова в Новый завет были на греческом, где сразу стоит слово церковь.

В Новом Завете мы видим, что Иисус организует Свою Церковь

. На чем основана Его церковь, то есть это собрание верующих?

Матф.16:18 на сем Камне

. Я создам
Церковь Мою.
Под камнем Иисус подразумевал утверждение Петра в 16 стихе, что Он – Иисус из Назарета является — Христом, Сыном Бога Живаго! (читайте об этом главу книги “Возвращаясь к истокам христианского вероучения” “ Камень, на котором основана церковь” ). То есть церковь Христа основана на вере людей что Иисус – это не простой проповедник из Назарета, а Христос Господь.

Поэтому Иисус далее говорит:

Матф. 18:20 «Где

двое или трое
собраны во имя Мое, там Я посреди них
»

Разве Иисус здесь говорит о какой-то единой церкви — конфессии? Как мы видим – нет! Таким образом, в Новом завете под христианской церковью понимаются люди, последовавшие за Иисусом, верующие в Него как во Христа, которые вместе собираются во имя Его, чтобы возрастать в Его учении.

Если мы внимательно посмотрим на Библейские тексты, то увидим, что Единая Церковь Божья в Новом завете описывается не как какая-то одна конфессия, а как Тело Христово, состоящее из главы — Иисуса Христа и всех христиан – членов тела, имеющих разные дары и призвания от Бога

Кол. 1:18 «Он (Иисус) есть глава тела Церкви»

1 Кор. 12:27,28 «Вы — тело Христово, а порознь – члены. Иных Бог поставил (Обратите внимание, члены имеют призвание не от Церкви, а от Бога) в Церкви: во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки»

Видно, что верующие отличаются в Божьей единой церкви не по конфессиям, а по дарам – талантам от Бога, предназначенным для несения благой вести словом или делом.

В Новом завете мы не увидим, что когда-то была христианская Единая Церковь в административном и вероучительном плане. Да, Иисус хотел, чтобы христиане были едино, как и Он с Отцом. Но на практике этого не было. Однако было единство христианского духа

, что очень немаловажно!

Изначально церквами называли общины христиан разных городов, то есть собрания верующих во Христа по местам. В Новом завете много раз упоминается слово церковь во множественном числе: церкви, церквам. В Библии мы видим, что эти церкви по разным городам имели расхождения в вероучении. В частности из Послания Павла к Галатам, Коринфянам, Фесалоникийцам очевидно, что апостол им дает конкретные наставления относительно их заблуждений. А если бы Павел не пояснил им истину, получилось бы так, что они так бы и остались в заблуждении, например, относительно участи умерших (см. 1 Фес. 4:13-18 ). Но разве от этого они перестали ли быть христианами?

Конечно, нет! Мы видим, что Павел за многие христианские дела хвалит верующих, например, фессалоникийцев он называет “сынами света” (см. 1 Фесс. 5:5). То есть,
наличие заблуждений относительно великой истины не ведет сразу к исключению верующих из числа народа Божьего.
Вспомните 2 и 3 главу книги Откровения. Иисус там обращается к семи церквям и почти всем указывает на их заблуждения, но все же за что-то их хвалит и называет церквями. Анализируя слова Христа, мы видим, что изначально церкви кто больше, а кто меньше уходил от истинного Божьего учения, но в этих церквях оставались верные люди. Иисус четко различает в целом церкви и в них отдельных конкретных верующих. Давайте посмотрим предупреждение Иисуса, обращенное к верующим города Фиатиры. Практически все богословы согласны, что обращения к церквям носили пророческий характер, указывая на будущее, но одновременно – это были и послания реальным церквям конца первого века:

Откр. 2.18 И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану: 19 знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. (видите он хвалит верующих этой церкви) 20 Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. 21 Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. 22 Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. (кого наказывает Господь? Всю Церковь города Фиатиры? Нет. Только образ Иезавели и ее последователей, которые вслед за заблудшими духовными лидерами впали видимо в какое-то языческое учение, раз Иезавель как мы знаем в истории отличилась тем, что увела Израиль к языческому богу Ваалу) 23 И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви (посмотрите здесь слово церкви, как я упоминал, во множественном числе), что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим. (а вот здесь идет объяснение, что спрос будет с каждого по делам его). 24 Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; 25 только то, что имеете, держите, пока приду. (из этих текстов, очевидно, что наказание ждет не всех христиан церкви Фиатиры)

То есть, как мы видим суд будет идти не по принадлежности к определенной церкви, а по делам человека. Конечно, здесь не идет речи о спасении делами. Мы, это должны четко понимать, что спасаемся через благодать заместительной жертвы Христа. Но для этого нужно признать грех и покаяться. А когда возникает грех?

Рим.7:9 Когда пришла заповедь, то грех ожил

Я думаю, судиться люди будут по их отношению к отрытому им Божьему закону, по их реакции на обличения совести. Ведь, как мы знаем, через совесть пытается влиять на нас Дух Святой. Но некоторые люди ради собственной выгоды переступают через совесть и в итоге их совесть черствеет, далее уже не допуская Духу Святому влиять на человека.

Также и история доказывает, что начиная с первых столетий христианства в церквях разных городов были различия по поводу каких-то определенных аспектов религиозного учения. Например, шли очень жаркие, длительные споры по поводу Пасхи, которые даже получили в истории название “Пасхальные споры”. Отсутствие единства не удивительно, ведь в первые века не было централизованного управления в христианстве и после Собора 49 года, который описан в 15 главе книги Деяния апостолов, больше не было общих христианских соборов вплоть до 325 года, когда церковь добровольно зашла под крыло государства.

Вплоть до того времени как стали проходить Вселенские соборы в христианстве относительно спокойно существовали параллельно разные вероучиельные течения. Например, арианство, несторианство, монофизитство и другие учения были проповедуемы многими христианскими рукоположенными епископами и поддерживаемы их многочисленными общинами. В основном различия между ними были в определении ипостасей Христа, но все они признавали Иисуса Христом, сошедшим с Неба на Землю для спасения человечества. То есть, по определению Христа, которое мы рассмотрели выше, эти верующие были Его церквями. Лишь на первом Вселенском соборе 325 года и на нескольких последующих Вселенских соборах некоторые вероучительные течения были признаны заблуждением и преданы анафеме. После чего одни христиане, при поддержке военной силы государства гнали и убивали других христиан, путь даже и заблуждающихся. Но внимание! Нельзя забывать, что все эти вероучительные течения до момента их признания заблуждением долгое время существовали параллельно внутри христианства, а не где-то вне его. Десятки и сотни тысяч христиан, возглавляемых епископами, в это верили! Были даже разные христианские школы – Антиохийская, Александрийская и другие. И до сих пор многие эти учения присутствуют в христианских конфессиях.

Итак, является фактом, доказанным как Библией, так и историей, что первые церкви имели расхождения в вероучении. То есть никогда не были едины в вероучении

. Если применить аналогию, то ситуация в христианстве первых веков очень напоминает существующие сегодня христианские конфессии. Только тогда христианские, как бы конфессии, объединялись вокруг церквей больших городов – епархий во главе с епископами.

Но как раньше, так и сейчас, многие христиане из разных ранее епархий, а сегодня конфессий, любят Бога и они уверены

, что выполняют Его волю. Да есть в вероучениях церквей заблуждения, но ведь многие люди
заблуждаются искреннее
. И как христиан первых церквей, Иисус и современные конфессии также называет церквями, ведь
церковь это собрание верующих во имя Его как Христа Господа
.

Давайте подведем промежуточный итог: Для Бога важны сами люди. И спасение и наказание будет зависеть не от принадлежности к конфессии, а от поступков людей по отношению к открытому им Божьему закону и реакции на обличения совести. Человек может откликнуться на влияние Духа Святого, а может закрыть от Него уши, что называется “хула на Духа Святого” (см. Матф. 12:31).

Если спасение и наказание не зависит от конфессии и полноты открытой людям истины, то разве мы можем заявить, что Божий народ это только прихожане какой-то одной “единой церкви”, а все остальные верующие не Божий народ? Я думаю, мы не имеем права так утверждать.

Давайте немного рассмотрим само понятие «Божий народ». Ветхий Завет показывает, что Божьим народом были не только израильтяне по крови. Господь изначально предусмотрел возможность каждому человеку

стать частью Божьего народа. Человек другой национальности, как его называли, пришелец, прозелит или гер, для вступления в Божий народ, должен был пообещать стараться выполнять условия завета с Господом, который приняли на себя Израильтяне на горе Синай. А как решающее действие, показывающее серьезность его намерений, он должен был совершить обрезание. Обрезание плоти символизировало обрезание сердца, отречение от личностных амбиций, эгоизма в пользу следования за Божьей волей.

Исход 12:48 «Если же поселится у тебя пришлец … , то обрежь у него всех мужеского пола, … и будет как природный житель земли».

И на этих вновь обращенных язычников распространялись все благословения и ответственность как на Божий народ.

Чис. 15:16, 29 “Закон один и одни права

да будут для вас и для пришельца, живущего у вас … Один закон да будет для вас, как для природного жителя из сынов Израилевых, так и для пришельца, живущего у вас”

После прихода Иисуса Христа, настала эпоха Нового Завета. Если раньше все богопоклонение проходило в одном месте на Земле – в Иерусалимском храме, а все богопознание концентрировалось в одном народе, в число которых входили Израильтяне и присоединившиеся к ним язычники, то теперь, в рамках Нового Завета, вера в Живого Бога начала активно распространятся по миру, уже не имея привязки к географическому центру, и в число Божьего народа вошли последователи Сына Божьего Христа всех рас и национальностей.

Апостол Петр так говорил об этом, обращаясь к приявшим христианство язычникам:

Петра 1:9,10 «Вы … некогда не народ, а ныне народ Божий

».

А теперь посмотрите, как апостол Павел через Христа связывает христиан не израильтян с Авраамом и Божьим народом:

Гал.3:29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.

А как же быть с израильтянами, которые не приняли Христа? Они уже не единая церковь, не Божий народ, они уже не спасутся? И в этом случае нельзя говорить в общем обо всех израильтянах. Прочтите внимательно 11 главу послания к Римлянам. Бог не забыл своих обетований израильтянам. Многие иудеи заблуждаются искренне, они просто не могут поверить в Христа, потому что им их духовные пастыри рассказывают ложь о Христе и христианах, запрещают читать Новый завет и слушать проповеди христианских богословов. Да и сами христиане много сделали, чтобы иудеи не доверяли Христу. Как мы знаем во многих христианских церквях изменен закон Божий и некоторые христиане гнали и притесняли иудеев. Поэтому иудеи будут судиться также – индивидуально по отрытой им истине и по их совести. Иудеям очень не легко, ведь они все еще ждут Мессию – Христа и оплакивают храм, не понимая, что храм лишь был символом Иисуса, где совершались жертвоприношения за грехи людей, указывающие на истинную заместительную жертву – Агнца Божьего.

Давайте подведем итог. Единая церковь Христа – это не какая-то одна конфессия, а люди верующие в Иисуса из Назарета – как в Христа, Сына Божьего, сошедшего с Небес на Землю, чтобы умереть за наши грехи. А Божий народ – это не какая-то национальность или церковь, а все верующие люди, которые ищут в своей жизни Божью волю!

Встает закономерный вопрос. А что дает принадлежность к какой-либо религиозной группе, если спасутся верующие из разных вероисповеданий? На самом деле, для человека очень важно какую он церковь посещает. Бесспорно — лучше для верующего посещать ТУ церковь, которая правильно доносит до людей учение пророков и апостолов, то есть весть от Бога. Поэтому все каноны церквей нужно сверять с Библией. Безусловно, чем более полно верующий понимает характер Бога, выполняет Его волю, тем лучше будет для него самого и его близких. Чем меньше ошибок человек сделает в своей жизни, тем внутренне счастливее он будет и конечно спасет больше людей для вечности!!!

Валерий Татаркин
Здесь = > другие вопросы по Библии
Перейти к чтению книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения»

Теги: ЕДИНАЯ церковь
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]