История развития иконостаса.
Также по теме:
БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЕ
Формирование иконостаса имеет свою длительную историю. В раннехристианских храмах алтарь отделялся от собственно храма тканой завесой или преградой, представлявшей собой либо низкую стенку-барьер, либо ряд колонн с архитравом, который в византийской традиции принято называть темплоном. Древнейший литературный источник, сообщающий о существовании алтарной преграды, принадлежит Евсевию Кесарийскому (ок. 260–340). Он говорит о том, что в храме, построенном в Тире в 4 в., алтарь был отделен от остального пространства резной оградой. Значительно древнее, по мнению многих исследователей, употребление тканых завес. По аналогии с завесой ветхозаветного храма они отделяли «Святое святых» церкви – алтарь – от места собрания верующих, служа внешним признаком иерархичности частей храма. В посланиях апостола Павла ветхозаветная завеса получила новозаветное толкование и была уподоблена плоти Христа, в связи с чем на ней стали изображать крест, ставший впоследствии неотъемлемой частью декорации алтарных преград.
Ранние византийские преграды состояли из мраморных барьеров и колонн, несущих архитрав-темплон, украшенный изображением креста. Со стороны алтаря за ним была укреплена завеса, которая задергивалась и отдергивалась в определенные моменты богослужения. Такие преграды, являясь составной частью архитектурного ансамбля храма, выделяли алтарь, подчеркивая его значимость как места совершения таинства. Отделяя алтарь от наоса, завеса, преграда, а позже иконостас служили границей между двумя мирами: горним и дольним, видимым и невидимым и были призваны выразить их нерасторжимую связь. Материальная преграда символизировала существование «невещественного иконостаса», понимаемого в православной традиции как собрание святых, небесных свидетелей, возвещающих миру о том, что находится «по ту сторону плоти».
Также по теме:
ИКОНА
Исторический путь превращения алтарной преграды в высокий иконостас связан именно с последовательным раскрытием этой мысли. Уже в 6 в. император Юстиниан в построенном им храме св. Софии поместил на темплоне алтарной преграды рельефные образы Спасителя, Богоматери, апостолов и пророков. В послеиконоборческий период, начиная с 9 в., установка икон на темплоне практиковалась уже довольно широко. Для 12 в. украшение византийского темплона рядом икон стало повсеместным. К этому времени иконостас принял вид портика с колоннами и свободным пространством между ними. Иконы ставили на темплон или подвешивали к нему. Иногда большие иконы помещали в интерколумниях портика. Это были, как правило, иконы Спасителя, Богоматери и святого храма. Над царскими вратами помещалась основная икона – «Деисис» (греч. моление, в русском языке слово закрепилось в форме «Деисус»), изображающая на одной доске Христа и обращенных к нему с молитвой Богоматерь и Иоанна Предтечу. Византийская преграда могла иметь от одного до трех рядов икон, среди которых были и изображения пророков, и христианских праздников.
Сложившийся в Византии тип алтарной преграды перешел на Русь, где он постепенно претерпел ряд существенных изменений, превративших его в высокий иконостас. По данным натурных исследований в русских храмах 11–12 вв. существовало два типа преграды – со сплошным темплоном, который перекрывал весь храм, и с укороченным темплоном, который закрывал только центральный алтарный проем. Темплон, в русской передаче «тябло», служил прежде всего для крепления завес, перекрывавших почти на половину высоты все алтарное пространство. Принципиальным отличием обоих типов от византийских преград стало отсутствие в композиции столбцов-колонн и установка темплона на значительной высоте. В дальнейшем эти черты в значительной степени предопределили превращение домонгольской преграды в высокий иконостас.
Также по теме:
ИКОНА ПРАВОСЛАВНАЯ
Большая высота темплона, отсутствие вертикальных членений в русских алтарных преградах провоцировали к заполнению пустоты, образовавшейся между низким барьером и темплоном. Самый древний известный нам памятник, в котором был установлен иконостас, состоящий из крупномасштабного «Деисуса», и царских врат, относится к 1360–1361 (церковь Федора Стратилата на Ручью в Новгороде). Здесь для крепления «Деисуса» возникло еще одно, нижнее тябло. В свою очередь византийский темплон превратился в верхнее тябло. Местный ряд в этом иконостасе отсутствовал.
По поводу развития русского иконостаса в 15 в. существует две гипотезы. Согласно первой, высокий трехъярусный иконостас, включающий в себя деисусный чин, праздничный и полуфигурный пророческий ряды, был создан в Москве при непосредственном участии Феофана Грека. Согласно второй гипотезе, формирование высокого иконостаса прошло через два этапа. На первом этапе иконостас состоял из деисусного и праздничного рядов. В 15 в. в мастерской Андрея Рублева впервые был создан иконостас, включающий полуфигурный пророческий ряд. Возникновение нового типа иконостаса связывают с движением исихазма и особенностями богослужения по Иерусалимскому уставу, введенному на Руси митрополитом Киприаном.
В 16 в. к иконостасу добавляется новый ряд – праотеческий. С его появлением окончательно складывается классический тип пятиярусного иконостаса. Однако на этом увеличение количества рядов и высоты иконостаса не останавливается.
С началом 17 в. над праотеческим рядом все чаще появляется ярус изображений серафимов и херувимов. Во второй половине 17 в. в состав иконостаса прочно вошел т.н. пядничный ряд (иконы размером с «пядь», т.е. кисть руки). Предположительно, его появление связано с решением Собора 1666–1667, осудившего практику приношения прихожанами в храм собственных икон, из-за чего «всяк своей Иконе моляся на различные страны…». Собор постановил отдавать иконы в храм безвозвратно, и, по всей видимости, их стали размещать над местным рядом, чтобы обеспечить надлежащее поклонение образам. Во второй половине 17 в. в иконостасе появился страстной ряд (иконы с изображением страстей Христа), а также венчающий иконостас крест с изображением Распятия. Страстные иконы помещались выше всех остальных и обычно заключались в отдельные резные картуши. Распятие было живописным, обрезным по контуру и заключенным в раму из позолоченной резьбы. В конце 17 – начале 18 вв. получили распространение иконостасы, украшенные богатой деревянной резьбой, которые превратились по существу в гигантские резные рамы для икон. В конце 17 – начале 18 вв. под русским влиянием резные иконостасы стали делать на Афоне, в Греции и на Балканах.
Так называют только ряд в церковном иконостасе?
Деисусный чин – это не только ряд в храмовом иконостасе. Скорее, термин обозначает художественную композицию, выражающую конкретный смысл. Это может быть как сочетание многих икон, выстроенных в один ряд, так и длинная настенная фреска. Разумеется, в этом же стиле и с аналогичным смыслом выполняются и простые иконы.
Иконопись в деисусном стиле возникла благодаря становлению литургии в византийских храмах. Этот период был связан с так называемым временем иконоборчества. В храмах Византии в тот период во время богослужений на архитрав алтарной преграды помещалась небольшая икона с деисусным сюжетом. Изображены на ней были, как правило, лишь сам Господь, Иоанн Предтеча и Богоматерь. Обуславливалось это тем, что подобное содержание иконы максимально точно передавало суть христианства – прощение, заступничество, любовь и милосердие.
После окончания эпохи иконоборчества деисусный жанр остался одним из самых востребованных. Небольшие алтарные образы развились до триптихов в домах и, конечно же, целого ряда на православных церковных иконостасах.
Праздничный ряд.
Следующий ярус иконостаса представляет период новозаветный, а именно события, связанные с земной жизнью Христа. Однако праздничный ряд – не последовательная иллюстрация евангельской истории. Его содержание определялось контекстом иконостаса как единого целого, а также различными нюансами осмысления суточного, недельного и годичного кругов богослужения. В праздничном ряду изображаются только те события, которые являются значимыми этапами Божественного домостроительства спасения. Обычно этот ряд состоит из икон Воскресения, главных двунадесятых праздников (Рождество, Крещение, Сретение, Вход во Иерусалим, Вознесение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение), а также двух экклесиологических праздников подвижного цикла: Пятидесятницы и Воздвижения Креста.
Сложение[править | править код]
«Конечно, появление в иконостасе целого чина пророков (равно как и упоминание чина пророческого в 8-м члене Символа веры, установленное отцами II Вселенского Собора) — несомненное свидетельство того, что Церковь видела в пророческом служении не только историческое явление, но и непреложный компонент спасения человека в Церкви. Исторически понятие пророческого служения претерпевало изменения, но важность этого призвания не вызывала сомнений»[2].
Пророческий ряд символизирует Церковь, уже получившую Закон и через пророков возвещающую о Богородице, от которой воплотится Христос «Именно поэтому в центре этого ряда находится икона „Знамение“, изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне»[3].
Первый пример пророческого ряда — многоярусный иконостас для Успенского собора Владимира в 1408 году (или в 1410-11 гг.), чье создание связывается с росписью Успенского собора Даниилом Чёрным и Андреем Рублевым[4]. Иконостас не сохранился полностью, из пророческого ряда сохранилось только две поясные иконы.
Ранние примеры[править | править код]
- Иконостас Успенского собора во Владимире — не дошел
- Иконостас Успенском соборе на Городке в Звенигороде — не дошел
- Иконостас в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры (1420-е). Первый сохранившийся. В этом иконостасе 12 пророков: с левой стороны от Богоматери Соломон, Исайя, Иеремия, Гедеон, Иезекииль, Аввакум, с правой — Моисей, Давид, Иоиль, Иона, Иаков, Даниил. Изображения поясные, они объединены по два на каждой доске. Изображение Богоматери Знамение здесь относится к XVIII веку.
- Иконостас Успенского собора Большого Тихвинского монастыря (ГТГ) — 16пророков: Иезекииль, Елисей, Иоиль, Малахия, Гедеон, Наум, Софония, Давид, Амос, Захария, Илия, Иессей, Соломон, Михей, Исайя; иконы с изображением Даниила не хватает.
- Пророческий ряд. Около 1502 года. Из Собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Музей Кирилло-Белозерского Монастыря.
- Пророк Софрония. 1408 или 1410-е. Даниил, Андрей Рублев и мастерская (?). Из иконостаса Успенского собора Владимира. ГРМ
- Пророки Соломон и Исайя. Из иконостаса Троице-Сергиева собора лавры, 1425-1427
- Даниил, Давид и Соломон (Новгород, ок. 1497). ГРМ. Пример ранней иконографии, когда Богородица еще не помещалась в центре.
Деисусный ряд.
Смысловым центром этого ряда является икона Спасителя, представленного, как правило, в образе грозного Судии, явившегося судить мир. Справа и слева от Иисуса Христа изображаются Богоматерь и Иоанн Предтеча. За ними следуют архангелы, святители, апостолы, мученики, преподобные, т.е. сонм святых, представленный всеми чинами святости. Основная тема деисусного чина – моление церкви за мир. Достигшие святости и вступившие в Царство Небесное представители земного мира, образующие во главе с Христом Церковь Небесную, молитвенно предстоят престолу Христа-Судии, испрашивая снисхождения к собранной в храме церкви земной.
Что означает само название?
Смысловое значение слова «деисус» — прошение, моление за что-либо или же кого-либо. Назван основной ряд иконостаса таким образом потому, что исполнен он в традиционном для православия стиле молитвенного заступничества. Все второстепенные фигуры обращены лицами или даже корпусом к Богу, они молят его о милосердии и прощении.
Именно в посреднической молитве о прощении и милосердии и заключается догматическое значение деисусного чина. О прощении рода человеческого Иисуса молят Богоматерь и прочие святые, они воплощают собой заступничество за души людей пред Господним престолом.
Царские врата,
ведущие в алтарь, являются составной частью иконостаса и существуют со времени первоначального устройства алтарной преграды. Уже в 5–6 вв. они украшались священными изображениями. Обычно на царских дверях помещается «Благовещение», а под ним образы четырех Евангелистов. Символически царские врата означают вход в Царство Божье. Благовещение знаменует начало спасения человечества и одновременно воплощает ту самую «весть», которая была возвещена миру евангелистами. Над царскими вратами изображается «Причащение апостолов» или «Евхаристия» в знак того, что в алтаре происходит причащение священников, а на солее перед царскими вратами – причащение верующих.
В символическом смысле иконостас, так же как и храм, представляет собой образ церкви. Однако если храм есть литургическое пространство, включающее в себя собрание верных, то иконостас показывает становление церкви во времени от Адама до Страшного суда, являя собой образ будущего богообщения в новом преображенном мире. «Евхаристия», представленная в декорации царских врат, будучи образом возобновляющегося в богослужении спасительного события, произошедшего некогда на Тайной вечере, объединяет и охватывает все времена, соединяет временное и вечное, земное и небесное.
Иконография[править | править код]
Количество изображаемых пророков может варьироваться в зависимости от размеров ряда. До XVI в. пророков изображали поясными, позднее — в полный рост. Первоначально в центре его помещали пророков Давида и Соломона, с XVI в. — обычно икона Богоматери Знамение, «заключающая в лоне Своем образ родившагося от Нея Сына», или Богоматерь с Младенцем на престоле (в зависимости от того, поясные или ростовые изображения пророков). «Изображение Богоматери с Младенцем Еммануилом на лоне знаменует исполнение предсказаний ветхозаветных праотцев и пророков и указывает на непосредственную связь между Ветхим и Новым Заветом»[1]
Изображения пророков обычно развернуты к центру; однако если на доске три пророка, то средний может писаться в фас.
Обычно пророки держат свитки с текстами своих пророчеств о рождении Спасителя. Иногда в руках у пророков изображаются приводимые ими символы и атрибуты их пророчеств (например, у Даниила — камень, самостоятельно оторвавшийся от горы, как образ Христа, родившегося от Девы, у Гедеона орошенное росою руно, серп у Захарии, у Иезекииля затворенные врата храма).
Пророческий ряд. Около 1502 года. Из Собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Музей Кирилло-Белозерского Монастыря.
Пророки Софония, Аввакум, Иона, Моисей. | Пророки Даниил, Иеремия, Исайя | Богоматерь Знамение, цари-пророки Давид и Соломон | Пророки Аарон, Гедеон, Иезекииль | Пророки Иаков, Захария, Малахия, Иоиль. |
Изображаемые пророки[править | править код]
изображаются не только «письменные пророки» — авторы пророческих книг (Великие и Малые пророки), но и цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие люди, связанные с предвестием Христа.
- Давид
. Вот как описывает его иконописный подлинник: «типом еврей Палестины, среднего роста старец с седой окладистой вьющейся бородой; одежда — хитон и мантия, на голове венец; подписано: «профит Давид». Надписи на свитке: «Слыши Дщи и виждь и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего» (Пс. 44:11) — паремия на Рождество Богоматери и Введение во храм. В других памятниках монументальной живописи встречаются тексты: «Из уст младенец и сущих совершил еси хвалу» (Пс. 8:3 — Сан Марко, Венеция, XII в.); «Воцарися Бог над языки» (Пс. 46:9 — монастырь св. Неофита, Кипр, XII в.); «Бог же Царь наш прежде века содела спасение посреде земли» (Пс. 73:12 — там же); «Снидет яко дождь на руно» (Пс. 71:6 — Палатинская капелла в Палермо; середина XII в.); «Господь с небесе на землю призре» (Пс. 101:20 — монастырь Дафни, около 1100 г.). Этим набор цитируемых текстов не исчерпывается; иконописный подлинник дает варианты: «Блажен муж, иже не идее на совет нечестивых; или: Вся языцы восплещите руками» или «Предзрех Господа предо мною», или «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея…». Центральное место в пророческих рядах иконостаса в ранний период Давид мог занимать потому, что из числа пророков именно ему выпала честь быть в числе предков по плоти Того, Кто именуется
Жезлом от корня Иессеева
[2]. - Соломон.
Изображается обычно молодым, безбородым, голова его обращена в сторону царя Давида. В левой руке развернутый свиток с текстом пророчества:
«Премудрость созда себе храм и утверди столп седмь и посла своя (рабы)»
(Притч. 9:1). Текст представляет собой паремию, читаемую на праздники Благовещения и Рождества Пресвятой Богородицы, Её Успения, а также на Воскрешение Лазаря[2].
- Давид
- Соломон
4 Великих пророка[править | править код]
- Исайя
. по иконописному подлиннику, «типа еврейского, из царского рода, старец 126 лет с седыми волосами, широкой, окладистой, но не длинной бородой; одежда его — одно волосяное вретище (то есть как бы мешок с прорезями для рук и головы, который надевался на голое тело); на ногах сандалии; правая рука сложена в именословном благословении; в левой свиток с надписью: «Се Дева во чреве зачнет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил», еже есть сказаемо «с нами Бог» (Ис. 7:14; Мф. 1:23). Текст свитка — паремия на Рождество Христово[2]. - Иеремия.
«Облик средовека, а не старца, с темными волосами, крупными прядями падающими на левое плечо. Борода округлая, недлинная, подчеркивающая вытянутые пропорции лица». Правая рука сложена в именословном перстосложении, в левой свиток с надписью: «Се Бог наш, и не приложится ин к Нему», по Синодальному переводу: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним» (Вар. 3:36), то есть «Се Бог наш, и нет Бога иного» — исповедание веры в Единого Бога и в утверждении идеи нерушимости Его союза с народом избранным. В свитках, которые держит пророк, часто читаются слова из книги пророка Варуха, который был другом и писцом Иеремии, записывавшим откровения пророка во время пребывания Иеремии в темнице. В отличие от других пророков (Исаии, Иезекииля, Малахии) Иеремия изображен в виде могучего средовека с темными волосами на голове и бороде, с суровыми и резкими чертами лица[2]. - Иезекииль
. Пророка изображают седовласым старцем, похожим на Исаию; к числу особенностей его изображения можно отнести чуть более удлиненную и более заостренную на конце форму бороды. В левой руке свиток:
«Дверь та затворена есть, еюже никтоже не имать пройти»
(Иез. 44:2). Текст свитка — паремия на праздники Рождества и Введения во храм Пресвятой Богородицы. В современной редакции: Сия врата заключенна будут, и не отверзутся, и никтоже пройдет ими[2]. - Даниил
. Пророк всегда юный, безбородый; в руке у него свиток, а на голове маленькая шапочка — это устойчивый элемент его иконографии. Короткая туника, плащ, украшенный орбикулами — знаками высокого социального положения, приближенности к царю; полы плаща, украшенного по краям жемчугом и драгоценностями, скреплены фибулой. Штаны, высокие сапоги. Надпись:
«Аз Даниил видех дондеже престоли поставишася и Ветхий денми седе; престол Его огнен; колеса Его огнь палящ»
(Дан. 7:9)[2], либо …»гору разумну, от нея же отсечеся камень…».
- Исайя
- Иеремия
- Иезекииль
- Даниил
12 Малых пророков[править | править код]
- Иоиль
- Иона
- Амос
- Осия
- Михей
- Наум
. «Святаго пророка Наума, иже предвари Рождество Христово лет за 558, поживе лет 45, образом кругловат, и браду имея окружену, аки Ионы пророка, лице сухо, власы просты, риза багряная с дичью, испод лазорь, в левой руке свиток, а в нём написано: Горы потрясошася, тогда и холмы поколебашася, и ужасеся земля от лица Его вселенная и вся живущии на ней. Инде пишет: Наум образом яко Иоанн Богослов»[2]. - Софония
. «Подобием сед, главою плешат, брада на конец мало разсохата, аки Илии пророка, ризы пророческия, верхняя багряная красноватая, испод лазорь, в левой руке свиток, а в нём написано: Радуйся зело, дщи Сионова, проповедуй дщи Иерусалимова, веселися и преукрашайся от всего сердца твоего, дщи Иерусалимля: отъят Господь неправды Твоя, избавил тя есть из руки враг твоих. Бяше же подобен святому Иоанну Богослову, малу имеяй браду и окружено лице»[2]. - Аввакум
. Его изображают безбородым юношей в плаще; правой рукой он двуперстно благословляет, а в левой руке держит перед собой свиток с надписью:
«Бог от юга придет и святый от горы приосененныя чащи; покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля»
(Авв. 3:3). В качестве паремийного чтения этот текст не фигурирует, но использован в тексте ирмоса 4-й песни Рождественского канона[2]. - Авдий
- Аггей
. « подобием сед, плешив, брада кругловата, риза пророческая, санкирь с белил, испод лазорь, в руке свиток, а в нём написано: Сице глаголет Господь Вседержитель: положите сердца ваша в пути вашем, созиждете Ми храм и благословлю жити в нём и прославлюся. В Минеи и в Прологе пишет: бяше же плешив и стар, окружену имея браду и образом честен»[2]. - Захария
. Текст может гласить «Тако глаголет Господь: Радуйся зело дщи Сионова, проповедуй, дщи Иерусалимова, се, царь твой грядет кроток» (Зах. 9:9)[2]. - Малахия.
Его изображают седовласым старцем. На его свитке встречается надпись:
«Се грядет Сам Господь Вседержитель, и кто стерпит день исхода (пришествия) Его»
(Мал. 3:1-2); это паремия на день Усекновения главы Иоанна Предтечи — 29 августа.
- Иоиль
- Иона
- Амос
- Осия
- Михей
- Наум
- Софония
- Аввакум
- Авдий
- Аггей
- Захария
- Малахия
Прочие[править | править код]
Библейские пророки (праотец) от Ноя до Моисея занимают отдельный праотеческий ряд, так как символизируют образ Церкви ветхозаветной, ещё не получившей Закон.
- (Иаков)
— праотец, но иногда включается - (Иов)
— праотец, но иногда включается - Моисей
. Иконописные подлинники дают такое описание внешности пророка Моисея: «Великий старец 120 лет, еврейского типа, благонравный, кроткий. Плешив, со средней величины бородой прядями, очень красив собою, телом мужествен и силен. Носил нижний хитон синего цвета, с разрезом спереди и подпоясанный (ср.: Исх. 39:12 и след.); сверху — ефод, то есть длинное полотно с прорезом посредине для головы; на голове — покрывало, на ногах — сапоги. В руках у него — жезл и две скрижали с 10 заповедями». Наряду со скрижалями изображали и свиток с надписью:
«Кто есмь аз, яко да пойду к фараону царю египетскому, и яко да изведу сыны израилевы от земли египетския»
(Исх. 3:11). Иногда приводится другой текст:
«Помощник и покровитель бысть мне во спасение; Сей мой Бог и прославлю Его, Бог Отца моего и вознесу Его»
(Исх. 15:1)[2]. - Аарон
- Мириам
— не включается - Иисус Навин
— не включается, так как идет в праотеческий ряд - Финеес
— не включается (?) - Девора
— не включается (?) - Илий
— не включается (?) - Анна.
— не включается (?). - Самуил
- Гад
— не включается, так как идет в праотеческий ряд - Нафан
- Ахия
— не включается (?) - Самей
— не включается (?) - Илия
. «подобием стар и I сед, власы космат, брада продолговата до персей и терхава, аки праотца Авраама, на выи его платок, риза на нём милоть или шуба, выворот мохнат козлий, исподь светлодикая празелень, в руке свиток»… - Елисей
- Олдама
— не включается (?)
- Моисей
- Аарон
- Самуил
- Нафан
- Илия
- Елисей
Прочие (не «пророки»)[править | править код]
Иногда в пророческом ряду изображаются библейские персонажи, не входящие в число «пророков».
- Варух
- Волхв Валаам
- Гедеон
. На его свитке может встречаться текст пророчества о рождении Спасителя от Пречистой Девы, о «Руне овчем». Надпись на свитке пророка гласит: «Се аз положу руно овчее на гумно и аще будет роса на руне…» (Суд. 6:37)[2] - Иессей
— отец царя Давида
- Валаам (вместе с Захарией)
- Варух
- Гедеон
- Иессей
Домашний и походный иконостасы
В жилых домах православных христиан есть особо отведенное для икон место — красный угол — в устройстве которого повторяются принципы церковного иконостаса. Существуют многофигурные иконы 16-19 вв, содержащие изображения деисуса, праздников и пророков, а иногда (особенно в XIX веке) всего многоярусного иконостаса с местным рядом. В древней Руси такие миниатюрные иконы-иконостасы назывались «Походная церковь», то есть могли браться с собою в путешествие.
Считается, что иконам лучше стоять на твёрдой поверхности, а не висеть на стене. Раньше иконостас размещали на специальной полочке или даже в особом шкафчике — киоте. Перед иконами подвешивают или ставят лампаду. Её надо зажигать во время молитвы, а в воскресенье и церковные праздники она может гореть целый день.
Русская икона — всегда часть иконостаса
Икона (греч. eikona от eikon — «изображение, образ») – в христианстве (главным образом в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющихся предметом почитания, закрепленных догматами Седьмого Вселенского собора 787 года.
Древнерусская живопись, все ее образы неразрывно связаны с церковью, с самим зданием храма. Связь эта чрезвычайно глубока, живопись не просто украшает православный храм, а составляет с ним стройное смысловое и художественное единство. Дело в том, что само здание церкви истолковывалось как образ Церкви иной, Церкви духовной, как образ того единения всех верующих во имя спасения, во главе которого стоит Иисус Христос. И для того чтобы этот смысл храма, духовный, символический смысл самого здания церкви выступал как можно яснее, еще в Византии была выработана стройная система расположения живописных изображений на его стенах. Эту систему в главных чертах усвоила Древняя Русь. И хотя древнерусское искусство создало непревзойденные фрески и мозаики, большую часть в нем составляют иконы-образы, написанные на одной доске. Икона сопровождала русского человека в течение всей его жизни; иконы, к которым обращались с молитвой, были в каждом доме. Иконой благословляли родители вступающих в брак, иконы брали с собой, идя на битву, отправляясь в странствие. Преобладала икона над фреской и мозаикой и в русских храмах. И именно на Руси не только фреска и мозаика, написанные непосредственно на стенах храма, но и иконы заняли свое строго определенное и очень важное место в церкви — место, неотделимое от смыслового, символического истолкования здания храма. Речь идет о существующих только в русских православных церквах так называемых высоких иконостасах.
В широком смысле слова русская икона — всегда часть иконостаса, даже если она была написана не для иконостаса, или иконостас, в который она входила, разрушен. Она всегда часть той широкой картины человеческого спасения, того пути к воссоединению с Богом, в котором видели смысл человеческой истории люди древней, христианской Руси и который так ярко воплотили её художники в высоком иконостасе.
Иконостас отделяет собой часть церкви, где находятся верующие, от алтаря
Иконостас располагается в русском храме в чрезвычайно важном месте: он отделяет собой часть церкви, где находятся верующие, называемую в толкованиях «кораблем», «кораблем спасения», от алтаря, Святая Святых, куда имеют доступ лишь священнослужители. Здесь в алтаре свершается таинство — превращение хлеба и вина в тело и кровь Христову. Иконостас – это не просто собрание икон на многоярусной преграде между трапезной и алтарной частями церкви, а подчиненный строгому порядку канон, построенный на гармонии смысла и красоты.
Уже в древнейших русских храмах, построенных строго по византийскому образцу, содержались глубокие, выразительные указания на пребывание в алтаре Иисуса Христа, на воссоединение с ним путем длящейся века людской молитвы. Алтарь в этих церквах отделяла от «корабля», от основной части церкви, где находятся верующие, невысокая преграда. На ней, на ее архитраве (поперечной балке) помещался крест, древний знак Христа, знак распятого на нем во имя людей Бога. Здесь же располагался деисус (написанный на одной доске или на трех): Спаситель, перед которым молятся Богородица и Иоанн Предтеча,- образ моления Церкви, воссоединяющей людей с Иисусом Христом. На самой преграде, внизу, обычно располагались иконы праздников — история воплощения Спасителя.