«Необыкновенное путешествие Серафимы»: радость и разочарование


Необыкновенное путешествие Серафимы

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

1943 год. Дочь репрессированного священника оказывается в детском доме. Здесь ее притесняют взрослые и дети, ведь она «дочь попа». В Страстную седмицу от нее требуют отречься от веры… Девочке предстоит чудесное путешествие в необыкновенный мир и встреча со своим небесным покровителем Серафимом Саровским, который приходит к ней на помощь…

27 августа в прокат выходит полнометражный анимационный фильм «Необыкновенное путешествие Серафимы», снятый по мотивам книги Тимофея Веронина. О том, как появилась история девочки Симы и как шла работа над проектом — от пробных эскизов до подбора музыки и голосов, о сложностях и о собственных открытиях рассказывают создатели мультфильма.

Тимофей Веронин, автор сценария, писатель, доцент кафедры истории и теории литературы филологического факультета Свято-Тихоновского православного университета

Тимофей Веронин

Образ преподобного Серафима вошел в мое серд­це с первых шагов к вере лет двадцать назад. Помню свои первые неумелые молитвы перед крохотным образком преподобного, а крещение мое происходило бок о бок с большой, в человеческий рост, иконой старца. Светлая радость, исходящая от Серафимова лика, была так нужна моей иссохшей от советского атеизма душе. Через него она начинала узнавать милостивый и кроткий образ Спасителя, нежное тепло Святого Духа. А потом случилось так, что в издательстве Московской Патриархии мне заказали книгу о православных праздниках. Я помню то блаженное лето 2007 года, которое мы с семьей проводили в далекой деревне, среди цветущих полей, пропитанных ласковым северным солн­цем. Я все думал, как поживее написать эту книгу, и вот однажды, когда жена моя со старшими детьми ушла гулять, а я остался со спящим двухлетним сыночком, вдруг написалась первая фраза: «Фимка плакала…» И меня пронзил образ девочки Серафимы, дочки репрессированного священника, которая живет в послевоенные годы в детском доме, ничего не знает о христианской вере и тоскует по потерянным родителям, а потом заболевает и тут, на грани жизни и смерти, ей является преподобный Серафим и несет на Небеса… И странное дело, работая над книгой, я почему-то думал, что по ней может быть снят мульт­фильм. И вот в один прекрасный день (причем, это были именины того самого моего сыночка) мне позвонил один из продюсеров будущего мультфильма и предложил работать над сценарием. Я, конечно, воспринял это, как незаслуженный дар преподобного Серафима. Занимаясь этим делом, я счастлив был снова и снова вглядываться в дивный лик старца. А еще за годы создания фильма у нас родилась чудная дочка по имени, конечно, Серафима. Так что хочется посвятить эту работу ей.

Игорь Мещан, продюсер, член правления Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского

Игорь Мещан

Сначала мы думали снять художественный фильм. И тогда возник ряд вопросов: кто сыграет батюшку Серафима? Как сыграет? Ведь играть святого очень непросто, особенно такого, которого знают и почитают во всем мире. Так мы пришли к идее мультфильма, потому что он позволяет не связывать образ преподобного Серафима с конкретным актером. Съемочная группа посетила места, где жил преподобный, — Дивеево, Саров, изучила практически всю иконографию святого, литографии, которые в свое время выпускали в Дивеевском монастыре. Естественно, всегда советовались с председателем правления фонда Серафима Саровского — митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием, и с игуменьей Сергией, настоятельницей Серафимо-Дивеевского монастыря, потому что нам было очень важно их мнение.

Кадр из фильма «Необыкновенное путешествие Серафимы»

В самом начале работы над проектом митрополит Георгий сказал нам: «Не хочется, чтобы в таком мультфильме “микки маусов” нарисовали». И действительно, с первых эскизов мы поняли, что сделать образ Серафима условным (что типично для мультфильма) мы не можем. Серафим Саровский — фигура серьезная и великая настолько, что невозможно «вписать» ее в формат обычного мультика. Поэтому мы старались найти реалистическую стилистику, которая находится на грани мультфильма и настоящего кино. Это крайне непростая работа, но она позволяет максимально точно воссоздать образ батюшки Серафима, показать Преподобного именно таким, каким его представляют люди.

В поисках образа главной героини — Серафимы

Перед нами стояла еще одна непростая задача: нужно было решить, какой голос должен быть у батюшки Серафима. Ведь он родился больше 250 лет назад, и об этом нет никаких сведений. Нам представлялось, что голос батюшки должен быть богатым — насыщенным, красивым, глубоким, серьезным. Было понятно, что, с одной стороны, озвучивать должен талантливый и опытный актер, а с другой стороны, голос не должен быть узнаваемым до такой степени, чтобы «перебивать» образ батюшки Серафима. Бывают ярко окрашенные голоса, например, как у Алексея Баталова, у Сергея Безрукова, и если вы их услышите, то узнаете с первых слов. Мы долго искали, слушали множество разных голосов — и, наконец, нашли подходящую кандидатуру — замечательного актера Александра Михайлова. За основу мультфильма мы решили взять книгу Тимофея Веронина и попросили автора написать для нас сценарий. В итоге получилась трогательная история о том, как преподобный Серафим помогает девочке в трудной жизненной ситуации, с неожиданным, но очень хорошим и радостным финалом — доброе семейное кино, которое будет интересно взрослым и детям, церковным и нецерковным людям.

Сергей Антонов, режиссер-постановщик

Сергей Антонов

Как-то раз я шел по парку Царицыно и увидел на скамейке кем-то оставленную книгу под названием «Необыкновенное путешествие Серафимы» — большую, красивую, с изображением девочки и Серафима Саровского на обложке. Чтобы она не пропала, я решил взять ее и подарить своему коллеге, потому что вся его семья очень любит и почитает Преподобного. И спустя время, когда фонд Серафима Саровского обратился в нашу компанию, мой коллега как раз и предложил написать сценарий для фильма по этой книге. А когда автор книги пришел знакомиться с одним из продюсеров, оказалось, что они знают друг друга, ходят в один храм, общаются, просто никогда не разговаривали о том, чем занимаются по жизни. С таких вот неслу­чайных случайностей началась для меня работа над мультфильмом. Наша студия уже работала с духовной тематикой — мы снимали четырехсерийный мультфильм «Библейские притчи».

Созданная по эскизам трехмерная модель Серафимы в разработке

На одном фестивале мне удалось увидеть реакцию детей: в зале было около 400 школьников, уставших от просмотров, шумных, раздраженных; экран уже не привлекал их внимание, но как только начался наш мультфильм, наступила полная тишина. И это меня приятно удивило. Мне кажется, дело в том, что духовная тема в кино призывает зрителя к некому соучастию, и она не может не притягивать внимание. Может быть, она не производит большого резонанса, но своего зрителя все-таки находит. Поэтому я с большой радостью взялся за работу над мультфильмом про Серафима Саровского. К тому же практически вся наша команда состояла из церковных людей — и автор книги, и художники, и другие, — поэтому во время работы царило полное взаимопонимание.

Движения актрисы переносятся на модель персонажа (в данном случае — Серафимы)

Иван Урюпин, кинокомпозитор, дирижер

Иван Урюпин

Музыка звучит в мультфильме большую часть времени, мы записали множество совершенно разных по стилю фрагментов, но все они объединены лейт­мотивом — темой Серафима. Когда-то Шуман сказал великую фразу: «Музыка — это контрасты». На фоне музыкальных фрагментов, иллюстрирующих мирские страсти, войну, репрессии, темные мистические фантазии, тема Серафима звучит призывом к умиротворению, примирению, покаянию. Работая над музыкой, я параллельно глубоко изучал житие Серафима Саровского. Я был поражен: сколько в нем было сочувствия к страдающим и сомневающимся — и мне кажется, это то самое чувство, с которого может начинаться все положительное в человеке.

Художник-постановщик Юрий Пронин работает над образом преподобного Серафима Саровского

Духовная музыка интересовала меня всегда, в юности я даже пел в церковном хоре. А так как современный мир семимильными шагами движется к культурной агрессии, искусство все больше стремится шокировать, «оглушить» человека, я стал чаще размышлять о том, какими средствами можно воздействовать на слушателя альтернативно. И как раз во время работы над «Необыкновенным путешествием Серафимы» я понял, что современные кинокомпозиторы совершенно напрасно обходят вниманием литургическую, духовную музыку. Мне хотелось бы реанимировать в памяти слушателя наши музыкальные богатства — те выразительные средства, которые были открыты в XIX веке и впоследствии незаслуженно забыты, привлечь великое наследие наших композиторов, которые трудились на ниве духовной музыки, — Рахманинова, Голованова, Чеснокова, Кастальского, Гречанинова. Главное, что эти средства абсолютно кинемато­графичны, и фильм про преподобного Серафима — отличная возможность вновь ввести их в широкий культурный обиход.

Этапы работы над персонажами (родители Серафимы)

Вся музыка в мультфильме — живая, а не компьютерная. Я это делал принципиально: мне кажется, именно музыка, записанная оркестром, «живой звук», лучше воспринимается слушателем. Поэтому мы пригласили для записи симфонический оркестр и хор — это 73 человека из Большого театра и Российского национального оркестра, а также Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова.

Эскизы к фильму (преподобный Серафим Саровский)

Эскиз к эпизоду — преподобный Серафим ведет Симу в Царствие Небесное

Материалы предоставлены анимационной студией «КиноАтис»

«Необыкновенное путешествие Серафимы»: радость и разочарование

Данная статья будет посвящена плюсам и минусам мультфильма «Необыкновенное путешествия Серафимы». Мнение автора отражает его субъективные впечатления и не претендует на абсолютную истину.

Почти год назад — 27 августа 2015 года в прокат вышел полнометражный православный мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы».

Красивый трейлер, поддержка Минкульта и фонда преподобного Серафима Саровского, активное продвижение в православных СМИ — всё подогревало интерес зрителей к этому проекту.

И действительно, вышедшие в последние годы мультфильмы православной тематики можно пересчитать по пальцам: «Братья» 2013 года, посвящённые святым страстотерпцам Борису и Глебу, «Пересвет и Ослябя» 2008 года о Куликовской битве, «Это мой выбор» 2012 года — вот пожалуй и всё, что можно назвать навскидку, в то время как общественный запрос на произведения с традиционными христианскими ценностями весьма велик.

Изначально ваш покорный слуга был покорён демонстрационным роликом и с энтузиазмом ожидал выхода мультипликационной картины, однако посмотрев «Необыкновенное путешествие Серафимы» был как обрадован, так и весьма разочарован им.

Понятно, что создатели мультфильма сделали большое дело, старались и вкладывали сюда душу, как и то, что критиковать всегда проще, чем строить, но строить-то надо со всем тщанием!

Взвесив все за и против, автор обзора не станет рекомендовать этот мультик детям, у которых критическое мышление ещё не сформировано. Но обо всём по порядку…

Начнём с плюсов, коих много:

1. Если вы приглядитесь к листкам календаря, то увидите, что действие мультфильма в детском доме происходит в дни Страстной седмицы 1943 года (с 18 по 24 апреля) и заканчивается Светлым Христовым Воскресением (25 апреля), когда и для самой Серафимы, и для многих других обитателей детдома случается чудо, как и положено в такой праздник.

2. Ещё один плюс — это очень красиво нарисованные райские обители, видения главной героини, великолепный образ лестницы к престолу Всевышнего, хороводов ангелов и предстояния перед Богом в молитве на Его ладонях…

3. Мультфильм сделан по современной 3D технологии.

4. Детально и довольно правдоподобно воссозданы декорации — обстановка детского дома, примусы, факсимиле, бюсты и портреты вождей, лозунги и флаги, карта боевых действий на стене, также детально и очень красиво сделаны фрески в закрытом храме, иконы, портреты и прочая обстановка в комнате уборщицы и в других локациях.

5. Пятый положительный момент — красиво и достоверно воссозданные фрагменты из жития преподобного Серафима Саровского. Это один из самых почитаемых на Руси святых и увидеть на экране его молитвенный подвиг и пастырскую заботу о людях, то, как он менял их души — дорогого стоит!

6. Интересно показан промысел Божий — когда доносы учительницы на смиренную уборщицу пропадают из почтового ящика, потому что Маргарите нужно рисовать свои «путешествия в Озёрную страну с феей».

А теперь о минусах, коих ещё больше:

1. Постоянные «скачки во времени»:

На дворе 1943 год (по календарю), а Серафима родилась в 1931-м (по её личному делу, которое в мультике дважды показывается крупным планом), на вид же ей лет восемь-девять, как и всем девочкам…

С её «подружкой» Ритой всё ещё хуже. В её личном деле сказано, что в детдом она поступила на год раньше чем родилась, а её мать вообще умерла за три года до рождения дочери… Ах да, на момент основных событий ей ещё и тринадцать лет!

2. Графика.

Местами прекраснейшая, в других местах она сильно «проседает» — лица героев становятся «пластмассовыми», а движения — заторможенными и угловатыми, на уровне малобюджетных игр середины 2000-х.

3. Игнорирование истории:

Если действие происходит в апреле 1943 года, то Красная Армия никак не может «наступать по всем фронтам, а кое-где уже пересечь границу Советского Союза», о чём дважды упоминает директор детдома и один раз Катя Волкова. Стратегическое наступление по всем фронтам начнётся только в 1944-м.

Если же наши действительно уже гонят немца, то насмарку вся история с календарём и Пасхой, как и мотив «религиозных гонений» на Серафиму ибо, как мы помним, 4 сентября 1943 года Сталин встретился с тремя православными иерархами и разрешил им всё: и семинарии и храмы и богослужения, и из лагерей распорядился выживших вернуть. В таком случае, кто такая Ольга Семёновна (злая учительница), чтобы оспаривать новую политику партии.

4. Персонажи в мультике периодически немеют.

5. Многочисленные логические прорехи и странная мотивация персонажей:

В храме, а потом в своей келии преподобный Серафим объясняет дочери священника, что такое Пасха.

Отец Серафимы, священник Павел — был расстрелян за исповедание православной веры (см. личное дело), т.е. он святой новомученик, предстоящий перед Богом в Царствии небесном (что дополнительно показано в видении Серафимы), однако помогает девочке почему-то её небесный покровитель преподобный Серафим, а не родной отец (такой же святой), который ещё и отстраняется от дочери: «слушайся батюшку Серафима».

Директор детдома — решительнейший боевой офицер не однажды раненый, потерявший на войне руку и часто рисковавший жизнью, в детдоме боится учительницы. Являясь начальником, он не может поставить на место зарвавшуюся подчинённую и, сам будучи верующим (о чём косвенно говорит его поведение в начале мультфильма), не только стыдится честно высказаться на эту тему, но и ребёнка чуть не клюкой избивает, вырывая отречение.

Дочери советских офицеров отбирают хлеб, очки и всячески гнобят более слабых детей в детском доме, а также регулярно наушничают и хвастаются. Две моих бабушки, как раз из поколения «детей войны» были детьми майора артиллерии и в их доме, почему-то, не было большего греха, чем соврать или обидеть слабого.

Всё предопределено. Есть дети богоизбранные, есть обычные, а есть бесноватые — которые с малолетства видят фей и сжигают крестики, несмотря на доброе к ним отношение.

Чекисты в начале мультфильма вносили в храм три здоровенных ящика со взрывчаткой. В результате взрыва даже колокольня упала. Когда Серафима возвращается в заброшенную церковь, она не только цела, но и фрески внутри мало испортились.

У профессионального педагога в коллективе есть любимчики и постоянный объект третирования — Серафима, настолько нелюбимый, что она может устроить за ней безобразную погоню с опрокидыванием вещей даже в кабинете директора. Учительница явно занимает не своё место… Ей бы в СС!

На стене в кабинете директора висит карта боевых действий в районе Туапсе и Новороссийска. Именно там, по мнению одного боевого офицера и дочери другого находится граница Советского Союза…

Живший в XIX веке преподобный Серафим, держа на ладони звёзды орденов святого Георгия Победоносца и святого равноапостольного князя Владимира, почему-то именует их «медальками».

Дети совершенно нелогичны — то отбирают хлеб, то вдруг отдают обратно, то врут директору, чтобы избежать наказания, то сообщают Серафиме, что «с неё за это причитается», а бедную Тараскину (девочка в очках) вообще все гонят из своей компании — и офицерские дочки и Сима с Ритой, но в конце, конечно, дарят яичко.

Ночью дети видят призрака женщины, поднимающейся наверх по лестнице. Если имелась в виду уборщица — то непонятно, почему она не окликнула детей, когда их видела и почему светилась в темноте, а если призрак, то почему не раскрывается его история.

В детском доме почему-то всего 8 детей.

Будучи советскими детьми военного поколения и приветствуя офицера, Катя с подругой неожиданно забывают, что «к пустой голове руку не прикладывают».

Серафима впала в беспамятство, спрыгнув на деревянную лестницу с высоты всего в два метра… Бурный опыт моего детства свидетельствует о её крайней хрупкости.

Девочки и директор активно помогали учительнице упечь Серафиму в колонию. Но перед её отправкой они резко «не виноваты» и дружно жалеют девочку: «ты там их бей первой».

Абсолютно никого в детском доме не изумило маленькое чудо с крестиком, у которого в печи не сгорела верёвочка.

Если девятилетний ребёнок носит крестик и говорит о Боге — злые коммунисты конечно же отправят его из детдома в колонию. Но если за ним приехала мама — то колония заменяется на… счастливую семейную жизнь дома.

Милиционер на мотоцикле не знает, что Серафима сбежала из детдома, сотовых же ещё не изобрели, однако непонятно зачем он начинает гнаться за первой же встречной девочкой.

Резюме:

Мультик красивый, но уж слишком «антикоммунистический». Беда в том, что тень в нём ложится не столько на большевистскую идеологию, сколько на простых людей (в том числе военных), живших и сражавшихся в годы войны.

Посмотрите «В бой идут одни старики»! Вы верите, что герой Леонида Быкова мог бы струсить обнаружить свою веру или кого-то принуждать отрекаться от Христа перед боем? А в то, что учительница из «Весны на Заречной улице» стала бы срывать с людей крестики, писать доносы и сажать своих учеников в колонию?

Люди, в большинстве своём, были другими — светлее и чище нынешних.

В общем, «Необыкновенное путешествие Серафимы» больше разочарует, чем обрадует. Есть более приличные православные мультики и хорошие фильмы вроде «Притч», которые можно показать детям.

Андрей Сегеда

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)10

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]