Серафимы и херувимы. В Петербурге – омоложение епископских кадров


Еп. Серафим (Амельченков)

Серафим (Амельченков)
(род. 1985), епископ Истринский, викарий патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела по делам молодежи, член Высшего Церковного Совета и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви В миру Амельченков Владимир Леонидович, родился 25 апреля 1985 года в городе Смоленске.

В 2002 году поступил в Смоленскую духовную семинарию, полный курс которой окончил в 2004 году.

В 2003 году поступил в Смоленский государственный университет на исторический факультет, который окончил в 2009 году.

В 2004 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 2006 году со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны

«.

В 2006 году стал преподавателем Смоленской духовной семинарии.

В 2007 году был назначен секретарём Смоленского епархиального управления и епархиального совета.

Иеромонах Серафим (Амельченков), в Смоленском Успенском соборе после награждения медалью в честь Смоленской и. Б. М. «Одигитрии», 21 апреля 2014 г. Фото с сайта Смоленской митрополии

22 апреля 2008 года был пострижен в монашество с именем в честь священномученика Серафима (Остроумова), архиепископа Смоленского в Успенском кафедральном соборе города Смоленска митрополитом Смоленским Кириллом (Гундяевым).
27 апреля того же года был рукоположен в сан иеродиакона в том же соборе тем же архиереем, а 15 июня — в сан иеромонаха.

12 июля 2008 года был определён настоятелем церкви святого Иоанна Предтечи города Смоленска.

В 2010 году в Брянском государственном университете имени академика И. Г. Петровского защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук на тему «Воздействие Русской Православной Церкви на социальную сферу общества в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. (На материалах Смоленской области)

«.

30 апреля 2012 года был назначен настоятелем храма-памятника в честь Воскресения Христова рядом с мемориалом «Катынь» близ деревни Козьи Горы Смоленского района Смоленской области [1].

С июля 2014 года — сотрудник Управления делами Московской Патриархии. 22 июля того года был освобождён от должностей секретаря Смоленского епархиального управления (с выражением благодарности за многолетний добросовестный труд на данном послушании) и настоятеля Смоленского Иоанно-Предтеченского храма [2].

9 марта 2015 года был назначен на должность ответственного секретаря Управления делами Московской Патриархии.

В 2014-2017 годах обучался в докторантуре Христианской богословской академии в Варшаве, Польша, по окончании которой защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора теологии на тему «Swiety meczennik Serafin (Ostroumow), arcybiskup smolenski oraz jego duszpasterstwo w Polsce i Rosji

» («
Священномученик Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский и его пастырское служение в Польше и России
«).

4 мая 2021 года был избран епископом Люберецким, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и назначен председателем Синодального отдела по делам молодёжи Русской Православной Церкви [3] и одновременно вошёл в состав Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви по должности.

10 мая того же года возведён в сан архимандрита митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием (Судаковым) в храме Всех святых, в земле Русской просиявших, Данилова ставропигиального мужского монастыря города Москвы [4].

22 мая 2021 года назначен настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы — патриаршего подворья на Крутицах города Москвы в связи с назначением председателем отдела по делам молодёжи [5].

3 июня того же года был наречён, а 4 июня — хиротонисан во епископа Люберецкого, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Хиротонию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры возглавил патриарх Кирилл в сослужении митрополитов: Смоленского Исидора (Тупикина), Китрского Георгия (Хрисостому) (Элладская Православная Церковь), архиепископов: Верейского Евгения (Решетникова), Калининградского Серафима (Мелконяна), Сергиево-Посадского Феогноста (Гузикова) и Солнечногорского Сергия (Чашина) [6].

14 июля 2021 года назначен епископом Петергофским, викарием Санкт-Петербургской епархии и ректором Санкт-Петербургских духовных школ с освобождением от должности председателя Синодального отдела по делам молодежи.

15 октября 2021 года включён в состав комиссии по богословию и богословскому образованию Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви [7].

9 июля 2021 года был переведён на кафедру епископа Истринского, викария Московской епархии и назначен председателем Синодального отдела по делам молодежи с освобождением от ректорства в Санкт-Петербургских духовных школах [8].

Епископ Истринский Серафим

Председатель Синодального отдела по делам молодежи

Дата рождения: 25 апреля 1985 года

Тезоименитство – 8 декабря

  • Епископская хиротония – 4 июня 2021 года
  • Иерейская хиротония – 15 июня 2008 года
  • Диаконская хиротония – 27 апреля 2008 года
  • Монашеский постриг – 22 апреля 2008 года

Образование

  • Смоленская духовная семинария (2004)
  • Московская Духовная Академия (кандидат богословия) (2006)
  • Смоленский государственный университет (кандидат исторических наук) (2009)
  • Христианская Теологическая Академия в Варшаве (доктор теологии) (2017)

Ученая степень

  • кандидат богословия
  • кандидат исторических наук
  • доктор теологии

Ученое звание

  • доцент

Биография

Епископ Истринский Серафим (Амельченков Владимир Леонидович) родился 25 апреля 1985 года в г. Смоленске. По окончании школы в 2002 году поступил в Смоленскую духовную семинарию, которую окончил в 2004 году. В 2003 году поступил в Смоленский государственный университет на исторический факультет, который окончил в 2009 году. В 2004 году поступил в Московскую Духовную Академию, которую окончил в 2006 году со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны».

В 2006 году назначен преподавателем Смоленской духовной семинарии. Преподавал также в Смоленском межъепархиальном духовном училище. В разные годы вел следующие дисциплины: догматическое богословие, история Русской Православной Церкви, история Поместных Православных Церквей, история западных исповеданий. В 2007 году назначен секретарем Смоленского епархиального управления. Являлся секретарем Епархиального Совета Смоленской епархии.

22 апреля 2008 года в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Смоленска митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, ныне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, пострижен в монашество с именем Серафим в честь святого священномученика Серафима, архиепископа Смоленского. 27 апреля 2008 года, в праздник Святой Пасхи, в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Смоленска митрополитом Смоленским Кириллом рукоположен в сан иеродиакона. 15 июня 2008 года, в праздник Пятидесятницы, в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Смоленска митрополитом Смоленским Кириллом рукоположен в сан иеромонаха.

12 июля 2008 года назначен настоятелем церкви святого Иоанна Предтечи г. Смоленска.

5 мая 2010 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом награжден наперсным крестом.

В 2010 году в Брянском государственном университете им. академика И.Г. Петровского защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук на тему «Воздействие Русской Православной Церкви на социальную сферу общества в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. (На материалах Смоленской области)».

30 апреля 2012 года назначен настоятелем храма-памятника в честь Воскресения Христова в Катыни, где организовал церковно-приходскую жизнь. В том же году к празднику Святой Пасхи награжден правом ношения палицы.

С июля 2014 года – сотрудник Управления делами Московской Патриархии. 9 марта 2015 года назначен на должность ответственного секретаря Управления делами Московской Патриархии.

25-31 июля 2021 года в составе официальной делегации Русской Православной Церкви принимал участие во Всемирных днях молодежи в Кракове.

В 2014-2017 годах обучался в докторантуре Христианской Теологической Академии в Варшаве, по окончании которой защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора теологии на тему «Święty męczennik Serafin (Ostroumow), arcybiskup smoleński oraz jego duszpasterstwo w Polsce i Rosji» («Священномученик Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский и его пастырское служение в Польше и России»).

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 4 мая 2017 года (журнал № 30) избран епископом Люберецким, викарием Патриарха Московского и всея Руси, и назначен на должность председателя Синодального отдела по делам молодежи.

10 мая 2021 года в храме в честь Всех святых, в земле Русской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием возведен в сан архимандрита.

3 июня 2021 года, после всенощного бдения, в Тронном зале Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой лавры наречен во епископа. 4 июня 2021 года, в праздник Пятидесятницы, за Божественной Литургией в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры рукоположен во епископа. Наречение и хиротонию возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

С мая 2021 по июль 2021 года, затем с 9 июля 2021 года – член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

С 22 мая 2021 по 28 июля 2021 года, затем с 16 июля 2021 – настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы – Патриаршего подворья на Крутицах г. Москвы.

17 июля 2021 года включен в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, в комиссию по церковному просвещению и диаконии, с 15 октября 2021 года переведен в комиссию по богословию и богословскому образованию (журнал Синода № 80).

С 1 марта 2021 года по 28 апреля 2021 года – заведующий Кафедрой теологии (с 20.02.2020 истории религии, мировых культур и теологии) Гуманитарного факультета Российского государственного социального университета, где в должности доцента читает курс догматического богословия.

За время работы в должности председателя Синодального отдела по делам молодежи было осуществлено:

  • реорганизованы Координационный центр молодежной работы в Северо-Западном федеральном округе (перенесен в Санкт-Петербург, 6.07.2017) и Координационный центр молодежной работы в Северо-Кавказском федеральном округе (перенесен в Ставрополь, 17.10.2017);
  • проведены II Православный молодежный практикум «Как говорить о своей вере или миссия молодежи среди молодежи» (Смоленск, 4-6.08.2017), III Православный молодежный практикум «Знать о Боге и знать Бога: учимся молиться и говорить о молитве» (агротуристический комплекс «Богдарня» Владимирской области, 19-22.10.2017), Международный молодежный коммуникативный форум MediaPost, который возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Москва, РГСУ, 10-11.10.2017); Всероссийский фестиваль молодежных достижений «Славим Отечество – 2017» (Москва, Храм Христа Спасителя, 15.11.2017), Съезд (первый за пять лет) Всецерковного православного молодежного движения «Переосмысление и развитие молодежной работы» (Москва, РГСУ, 25.01.2018);
  • издан презентационно-методический альбом «Славим Отечество», в котором представлены современные и актуальные молодежные проекты, описаны лучшие реализованные работы и даны методические рекомендации по их внедрению и распространению в епархиях Русской Православной Церкви;
  • совместно с РГСУ подготовлен и опубликован методический и практический сборник «Теория и практика работы с представителями молодежных субкультур» (27.11.2017), начата разработка документа «Пастырские рекомендации для приходской работы с молодежью, вовлеченной в субкультуры»;
  • разработаны документы: «Рекомендуемый годовой план епархиальных молодежных событий, реализуемый молодежными советами совместно с епархиальными отделами по делам молодежи» (одобрен и принят Высшим Церковным Советом 28.02.2018), «Примерный годовой план молодежных событий, рекомендуемый для реализации епархией в высших учебных заведениях» (одобрен и принят Высшим Церковным Советом 16.03.2018), «Рекомендации по взаимодействию епархий Русской Православной Церкви с высшими учебными заведениями» (одобрен Высшим Церковным Советом 16.03.2018, утвержден Священным Синодом 14.05.2018, журнал № 30);
  • подготовлен III Международный православный молодежный форум «Прошлое. Настоящее. Будущее», который состоялся 23.08.2018 в Москве на площадке ВДНХ.

На Съезде Всецерковного православного молодежного движения 25.01.2018 единогласно избран председателем данной организации.

Принимал участие в XIX Всемирном фестивале молодежи и студентов в Сочи 14-22.10.2017, в рамках которого выступил с докладом «Глобализм и религия» на панельной дискуссии «Мировая культура: глобальные вызовы».

11-16.05.2018 возглавил делегацию молодежи Русской Православной Церкви на 39-м молодежном паломничестве на святую гору Грабарку в Польше.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 14 июля 2021 г. (журнал № 48) назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, викарием Санкт-Петербургской епархии с титулом „Петергофский” и освобожден от должности председателя Синодального отдела по делам молодежи.

С 31 июля 2021 по 9 июля 2021 года – член Совета ректоров высших учебных заведений Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

24 сентября 2021 года избран членом Ученого совета Военно-медицинской академии (г. Санкт-Петербург), в котором состоял до 9 июля 2021 года.

15 октября 2021 года (журнал Синода № 94) включен в состав Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. 11 марта 2021 года вошел в обновленный состав данной группы (журнал Синода № 23).

8 декабря 2021 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом утвержден в звании доцента.

С 23 января 2021 года – член Объединенного докторского диссертационного совета Московской Духовной Академии, Санкт-Петербургской Духовной Академии и Минской Духовной Академии.

С 4 апреля по 30 августа 2021 года по решению Священного Синода (журналы № 33, 108) являлся сопредседателем Рабочей группы по сотрудничеству Русской Православной Церкви с Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии.

За время работы в должности ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии было осуществлено:

  • получена государственная аккредитация магистратуры по направлению подготовки 48.04.01. – Теология (приказ Рособрнадзора № 1487 от 31.10.2018);
  • подготовлен пакет документов для получения аккредитации аспирантуры по направлению 48.06.01 – Теология;
  • 8.11.2018 создан Студенческий совет, как совещательный орган при ректоре;
  • 12-14.12.2018 пройдена плановая проверка комиссией Учебного комитета Русской Православной Церкви, в результате которой Санкт-Петербургская Духовная Академия подтвердила первое место в рейтинге духовных учебных заведений;
  • 22.01.2019 на базе Академии начал функционировать новый научно-просветительский проект «Общество изучения церковного права»;
  • 24.01.2019 в Академии создано Студенческое литургическое общество, с целью углубленного изучения литургической жизни Церкви в богословском, историческом и практическом аспектах;
  • 25.01.2019 в Академии создан «Межвузовский координационный центр», призванный стать площадкой для организации совместной научной, образовательной, просветительской, культурной и спортивной деятельности с ВУЗами и академическими институтами Санкт-Петербурга и России;
  • представители Академии вошли в состав Научно-методического совета ассоциации содействия духовно-нравственному просвещению «Покров» – площадки, объединяющей 29 ВУЗов Санкт-Петербурга;
  • подписаны договора о сотрудничестве с Новгородским государственным университетом имени Ярослава Мудрого (22.11.2018), с Северо-Западным институтом управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (23.11.2018), также заключен меморандум о взаимном сотрудничестве с Национальным центром рукописей Грузии (13.06.2019), подписано соглашение с Президентской библиотекой им. Б.Н. Ельцина об организации в Академии доступа к электронному фонду библиотеки;
  • в библиотеку Академии были переданы книжные собрания покойного профессора Гелиана Михайловича Прохорова и доцента Натальи Юрьевны Сахаровой.

25.03.2019 в МГУ принимал участие в Международном научном форуме «Университеты, общество и будущее человечества», а в его рамках – в заседании съезда Российского Союза ректоров.

Организовал поездку в Польшу мужского хора Санкт-Петербургской духовной академии для участия в XXXVIII Международном фестивале «Гайновские дни церковной музыки 2019» в г. Гайновка 6-11 мая 2019 г., на котором было занято второе место в категории академических хоров.

Преподавал в Академии пастырское богословие на бакалавриате и спецкурс по истории русской риторики на II курсе магистратуры. Был наставником 1 курса бакалавриата. Являлся главным редактором и членом редакционного совета научного журнала СПбДА «Христианское чтение» (входит в перечень журналов, рецензируемых ВАК), главным редактором научного журнала СПбДА «Theologia Christiana Academica», а также членом редакционных советов научных журналов СПбДА «Вестник исторического общества», «Труды кафедры богословия», «Труды и переводы», «Русско-византийский вестник», «Актуальные вопросы церковной науки».

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 9 июля 2019 г. (журнал № 73) назначен председателем Синодального отдела по делам молодежи, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом „Истринский” и освобожден от должности ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии с выражением благодарности за понесенные труды.

21 августа 2021 года включен в состав редакционного совета научных журналов СПбДА «Христианское чтение», «Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии», «Русско-византийский вестник», «Труды и переводы».

С 9 сентября 2021 года – действительный член Императорского Православного Палестинского Общества.

23 сентября 2021 года удостоен Макариевской премии за труд «Пастырство священномученика Серафима (Остроумова), архиепископа Смоленского в Польше и России».

С 12 ноября 2021 года – член Общественного совета при Федеральном агентстве по делам молодежи. 8 декабря 2021 года Священный Синод утвердил к общецерковному богослужебному употреблению тропарь, кондак и молитву святому священномученику Серафиму, архиепископу Смоленскому (журнал № 99), составленные епископом Истринским Серафимом (Амельченковым).

Основные научные труды и публикации

Монографии:

  1. Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны. — Смоленск, 2006. — 192 с.: ил.
  2. Богословское образование в России: Смоленская духовная семинария. Исторический очерк. 1728-2008. — Смоленск, 2010. — 352 с.: ил.
  3. Русская Православная Церковь и общество в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (на материалах Смоленской области). — Смоленск: Свиток, 2012. — 256 с.: ил.
  4. Дорогой веры, любви и правды. Исторический очерк жизни и служения священномученика Серафима (Остроумова), архиепископа Смоленского и Дорогобужского, 1880-1937. — Смоленск: Свиток, 2012. — 304 с.: ил.
  5. Пастырство священномученика Серафима (Остроумова), архиепископа Смоленского в Польше и России. ― Смоленск: Свиток, 2021. ― 416 с.: ил.
  6. Polski i rosyjski wymiar duszpasterstwa świętego męczennika Serafina (Ostroumowa), arcybiskupa smoleńskiego, Warszawska Metropolia Prawosławna, Warszawa 2021, s. 334.
  7. Коммуникативная культура Русской Православной Церкви в информационном пространстве современной России: монография. – М.: Издательство РГСУ, 2021. – 125 с.

Основные статьи (за последние пять лет):

  1. Смоленская духовная семинария в первой половине XIX века // Религиозное образование в России и в Европе в XIX в. — СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2014.
  2. Религиозный фактор в развитии польско-российских культурных связей // Россия и Запад: Диалог культур: сборник статей / МГУ. — М.: Центр по изучению взаимодействия культур, 2015.
  3. Pastor counseling experience of saint martyr Seraphin (Ostroumov), archbishop of Smolensk, [w:] «Rocznik Teologiczny», Warszawa 2021, LVIII (1).
  4. Богословское образование в российской семинарии во второй половине XIX века: Смоленская духовная семинария // Религиозное образование в России и в Европе в конце XIX ― начале XX века. ― СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2021.
  5. Священномученик архиепископ Серафим (Остроумов) как покровитель примирения народов Польши и России // Россия и Запад: Диалог культур: сборник статей XIX международной конференции 22-23 марта 2017, выпуск 19, часть I / МГУ. ― М.: Центр по изучению взаимодействия культур, 2021.
  6. Солидарность пастыря и народа в эпоху перемен. «Открытое письмо московскому духовенству» сщмч. Серафима (Остроумова), епископа Бельского 18 апреля/1 мая 1917 года // Теология: встреча Востока и Запада. Труды кафедры теологии РГСУ. – СПб.: Алетейя, 2021.
  7. Православие: траектории движения духовных и нравственных границ // Религиозные свободы в мире. Путь к диалогу: материалы международной конференции. – М.: Юрист, 2021.
  8. Бургомистр Б. Г. Меньшагин и возрождение Православной Церкви на Смоленщине в период немецкой оккупации 1941–1943 гг. // Христианское чтение. 2021. №5.
  9. Православная культура в информационном пространстве современной России // Вестник культуры и искусств. 2021. №3 (59). С. 39-46.
  10. Современный мир и противоречия религиозной коммуникативности // Знание. Понимание. Умение. 2021. №1.
  11. Decree Unitatis redintegratio: a view from the Russian Orthodox Church 55 years after its announcement, [w:] „Rocznik Teologiczny”, Warszawa 2021, LXII – z. 3/2020, s. 841-862.
  12. Богословское образование на Смоленщине в XX веке // Религиозное образование в России и в Европе в XX в.: исторический опыт и передача ценностей. – М.: «Индрик», 2021. – 260 с., ил. С. 35-49.

Сферы научных интересов:

история России, история Русской Православной Церкви, пастырское богословие, догматическое богословие.

патологическая речь

штампы

Активность

  • Молодежь всегда считалась наиболее активной
    частью общества, способной оказывать на него определяющее влияние. Эта
    социальная активность
    не должна угасать у молодого человека с его приходом в Церковь[5].

Составляющая

Владыка, скажите, в чем заключается духовно-нравственное воспитание молодежи? Это выражение набило оскомину, хочется понять, что это такое на самом деле.

— Для понимания смысла необходимо рассмотреть оба слова.
Духовная составляющая
— это вера в Бога, доверие Ему, признание христианских заповедей в качестве основных жизненных принципов.
Нравственная составляющая
— это моральные законы и нормы поведения, которые могут быть не прописаны в государственном законодательстве, но приняты в социуме. Упрощая, это модель воспитания, подразумевающая религиозное мировоззрение, уважение к родителям и старшим, участие в церковной жизни, знание родной истории, любовь и защиту Отечества, успех в своем деле как для себя лично, так и для всего общества в целом[6].

Экзистенциальный

  • Поиск счастья, самоактуализация, поиск себя в этой жизни… Возникновение той или иной субкультуры в определенной степени обусловлено в том числе желанием молодого человека найти ответы на эти экзистенциальные вопросы
    , молодой человек стоит перед выбором, на кого ему ориентироваться, в каком направлении идти, кого слушать[7].

Позитив

  • Наше доброе отношение к окружающим, позитив
    , который мы стремимся привнести в окружающую жизнь, должен выражаться в конкретных добрых делах и хороших поступках[8].

приемы патологической речи

адмиратив

— Как вас встретил Петербург?

— Великолепно![9]

патологический словарный запас

Активность, Активный, Аспект, Изменить мир, Место в жизни, Модель, Молодежь, Позитив, Самоактуализация, Составляющая, Социальный, Экзистенциальный

Молитва

О, чудотворче предивный, святителю отче Серафиме! Ты, еще жив сый, рекл еси верным: яко аще улучу дерзновение у Господа, не оставлю вас сирых. Сего ради, поминающе глаголы твоя и дела милосердия твоего в жизни временней, любовию припадаем и усердно просим: молися непрестанно у Престола Царя Славы о всех нас, ближних и дальних, присных и странных, немощных и грешных, любовию почитающих тя. Ты от младенства благодатию Божиею просвещен был еси, в юности же ум совершенный стяжав, юноши и девы умудрил еси. Достигше же мужеска возраста, усердный делатель Божественных добродетелей явился еси. Сего ради утверди и нас во благоугождении Богу и, яко пастырь добрый изрядно еже овцы Христовы упасл еси, настави нас на путь покаяния. Яко светильник Света Истиннаго просвети нас и сохрани от заблуждений и соблазнов мира сего, и, яко чудотворец дивный, не престай являти милость свою всем, с любовию притекающим к тебе. Пастырю добрый, не остави паству в землях Болгарской и Русской и инуде сущей. Буди скорый помощник призывающим тя от всех концев земли, да прославится неизреченное милосердие Пастыреначальника и Господа нашего Иисуса Христа, присно прославляемаго и спокланяемаго со Безначальным Его Отцем, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

О нем молилась блаженная Мария

Хочу и я отдать должное Епископу Серафиму. Расскажу об одном знаковом эпизоде из его жизни. Мы знакомы очень давно, но больше всего общались как раз в ту пору, когда при только еще начавшем складываться Воскресенском приходе жила известная блаженная Мария Ивановна Матукасова, позднее ставшая схимницей. Жила она вначале в самих покоях настоятеля. Вот представьте, она буквально спала на пороге его кельи. На полу! Клала голову, как на подушку, на его высокий настоятельский порог. И все, кто входил туда или выходил оттуда, обязательно через нее перешагивали. Причем, рядом с ней спала на пороге еще и ее келейница Тамара Степановна. Читали акафисты, Псалтирь Божией Матери… Это было такое мощное юродство во Христе, что все, кто это видел, изумлялись. Отец Феодор (тогда еще он был отец Феодор Глушаков) тоже был этим все-таки немало смущен. Говорил мне, что много раз предлагал старице перебраться туда, где будет поудобнее, на кожаный диван в его уже тогда весьма представительном кабинете. Но блаженная на переезд не соглашалась. Говорила: «Здесь полежу, здесь нужнее, идет, идет». Думаю, она его так вот ограждала молитвой. И отмаливала место, на котором суждено было подняться монастырю. Самому этому монастырю она предсказывала славную будущность. Говорила, что в трудные годы этот монастырь (которого тогда еще и в помине не было!) будет кормить всю округу… Не знаю уж, что она имела в виду, духовную ли пищу или вещественную. А еще — своей пламенной молитвой словно бы не пускала она бесов в настоятельские покои. Жаль, прожила у него там не так уж долго. Потом настоятель ей выделил небольшой домик на территории Воскресенского храма и уговорил туда перебраться. Это было осенью 1995 года. И прожила она в этом домике у самого храма примерно с год, прежде чем уехала уже в Оптину пустынь. Там, в этом домике ее, мы и сняли фильм о блаженной старице Марии Ивановне, о фильме этом она только и сказала тогда: «Много света!..». В фильме хорошо запечатлелись и тогдашние строительные реалии будущего крупного монастыря.

А в пору, когда матушка Мария еще жила на пороге его покоев, однажды старица благословила и меня здесь у него переночевать. Ясное дело, на пороге я ночевать не согласился, куда уж мне до блаженной старицы. А отец Серафим ее пожелание исполнил. Оставил меня ночевать на приходе, но, конечно же, во вполне комфортных условиях. Катался даже со мной ночью по городу на лошадях (мне в знак радушия предложил «губернаторского» жеребца, был он человек широкий!). У него при храме даже конюшня была тогда.

Отошел ко Господу человек яркий, талантливый, деятельный. Воскресенский монастырь хранит память о своем строителе и первом наместнике. Стал монастырь одной из духовных твердынь на самарской земле. Это как раз и есть то большое дело, которое ему удалось блестяще совершить. Не случайно же столько молилась о нем, как и о будущем монастыре, блаженная схимонахиня Мария!

Антон Жоголев.

Священнический путь

Вскоре Серафим удостоился посвящения в иеродиакона, а весной его рукоположили в иеромонаха.

По результатам итоговой научной работы отца Серафима, посвященной христианскому учению о смирении, совет академии счёл уместным присудить ему степень кандидата богословия. При этом он получил право на получение, в будущем, степени магистра без дополнительных устных испытаний.

В 1908 года отец Серафим вступил на преподавательскую стезю. Первое время он трудился в Житомире, в Пастырском богословском училище. Хотя он не имел достаточного опыта преподавательской деятельности, тем не менее, благодаря высокому уровню образованности и ответственности, его деятельность осуществлялась успешно.

В 1911 году руководство доверило ему пост инспектора Костромской семинарии.

В 1912 году иеромонах Серафим удостоился звания архимандрита и ректорской должности в Воронежской духовной семинарии.

В то время состояние Воронежской семинарии было более чем удручающим. Среди священства и профессуры она слыла едва ли не худшей в стране. 1912 год был отмечен в её истории как год мятежа семинаристов (во многом это было связано с общей ситуацией в государстве, с брожением в массах революционных идей).

Архимандрит Серафим приложил немало усилий, чтобы хоть как-то стабилизировать ситуацию, а затем и улучшить состояние дел, усилить дисциплину, ввести в надлежащее русло учебный процесс.

источники

  • Серафим, епископ Люберецкий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Амельченков Владимир Леонидович). // Патриархия.ru

Сноски

  1. ↑ 1,01,11,2 Журналы заседания Священного Синода от 14 июля 2018 года // Патриархия.ru. – 2021. – 14 июля. – Дата обращения: 15.7.2018.
  2. ↑ 2,02,12,2 Журналы заседания Священного Синода от 9 июля 2019 года // Патриархия.ru. – 2021. – 9 июля. – Дата обращения: 11.7.2019.
  3. ↑ 3,03,1 Журналы заседания Священного Синода от 4 мая 2017 года. Журнал № 30 // Патриархия.ru.
  4. Делегация Русской Православной Церкви присутствовала на Всемирных днях молодежи в Кракове.
  5. Православную молодежь из Беларуси, России и Украины объединил форум «Quo vadis?» // Официальный портал Белорусской православной Церкви. – 2021. – 15 ноября. – Дата обращения: 21.11.2017
  6. Интервью епископа Люберецкого Серафима «Независимой газете» // Патриархия.ru. – 2021. – 22 марта. – Дата обращения: 6.5.2018.
  7. Состоялось очередное заседание рабочей группы по изучению субкультур при Синодальном отделе по делам молодежи // Патриархия.ru. – 2021. – 31 мая. – Дата обращения: 6.5.2018.
  8. Председатель Синодального отдела по делам молодежи принял участие в награждении победителей Первого фестиваля студенческих проектов «Вера и дело» // Патриархия.ru. – 2021. – 21 ноября. – Дата обращения: 6.5.2018.
  9. Интервью ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Петергофского Серафима // Патриархия.ru. – 2021. – 4 сентября. – Дата обращения: 27.11.2018.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]