Оптина Пустынь. Подворье в Санкт-Петербурге: адрес, фото

Красивый храм на Васильевском острове привлекает внимание своей величественностью и красотой. Здесь издавна размещались монастырские подворья, и сегодня тут находится Оптина пустынь, подворье в Санкт-Петербурге. Сюда идут паломники, священнослужители, туристы, чтобы прикоснуться к святыням и ощутить мощную атмосферу соборности и веры.

Монастырь Оптина пустынь

Еще в 15 веке недалеко от Козельска образуется мужской монастырь – Оптина пустынь. Известно, что начало монастырю положила некая группа отшельников, но первые годы истории обители плохо изучены. Территория эта долгое время была спорной и переходила из рук в руки. Только с конца 18 века начинается настоящее становление монастыря. Обитель становится настоящим духовным центром, здесь появилось на свет немало книг и икон, сюда тянулись паломники, чтобы получить помощь в вере и импульс к добродетельной жизни. Монастырь всегда был известен своей заботой о неимущих и больных. В 19 веке к старцу Амвросию приезжали такие видные мыслители, как Ф. М. Достоевский, Вл. Соловьев, К. Леонтьев, трижды сюда наведывался Л. Н. Толстой. Здесь нашли свое призвание многие священнослужители, в том числе Павел Флоренский. В 1987 году обитель пережила свое второе рождение после десятилетий забвения в советское время. Монастырь восстанавливает свое былое значение и расширяется, в связи с чем и возникла идея открыть новое место — подворье в Санкт-Петербурге.

Идея открытия Подворья

Подворье – это некий филиал монастыря, который находится вдалеке от основной обители. Обычно пустыни создавались для размещения паломников и священников, а также для решения различных административных и хозяйственных задач. Оптина пустынь (подворье в Санкт-Петербурге) была нужна для того, чтобы священники и старцы из монастыря могли остановиться в городе во время своих поездок по различным вопросам. Еще до революции монастырские власти рассматривали вопрос об открытии в столице, Санкт-Петербурге, пустыни, но переворот помешал этим планам реализоваться. В 1999 году архимандрит Евлогий, наместник обители, обратился к администрации Санкт-Петербурга с просьбой выделить какой-либо храм для размещения в нем монастырского подворья. Это было время активного возвращения соборов под управление церкви, и идея была встречена вполне благосклонно. Так было объявлено о том, что появится Оптина пустынь — подворье (СПб).

Революционные и советские годы в жизни подворья

В храме ежедневно проводились службы, работала большая библиотека, монахи несли свое послушание в стенах обители. Но грянула революция 1917- года и спокойная жизнь монахов и прихожан прекратилась.

Сначала подворье обрело статус приходской церкви. В 20-е годы из храма были вынесены все ценности. Власти не раз предпринимали попытки закрыть церковь. Здание хотели передать в ведение , но передача не состоялась. Позднее было решено снести строение. Прихожане собрали больше трех тысяч подписей в защиту храма. Последовал арест оставшихся при храме монахов и ряда активистов из числа прихожан. В списке сосланных на Соловки был певчий хора Гундяев Михаил Васильевич, отец нынешнего Патриарха Кирилла.

В 1935-ом году храм закрыли и в нем устроили склад. В 1961-ом году тут обустроили каток с искусственным ледовым покрытием. Бесценные росписи на стенах были попросту закрашены. Воздействие длительного холода и влаги разрушали стены и фундамент исторического строения.

История открытия

Власти Санкт-Петербурга предложили наместнику несколько вариантов на рассмотрение, и его взгляд остановился на старинном намоленном месте на Васильевском острове, где когда-то размещалось Киево-Печерское подворье. Когда представители обители обошли территорию бывшего подворья, они приуныли – состояние построек было ужасающим. Здесь в советские времена размещался общественный каток, на котором зарождалась и проходила этапы становления и взлета знаменитая ленинградская школа фигурного катания. От постоянной сырости здания быстро ветшали и требовали срочного ремонта. Монахам было не привыкать бороться с трудностями, и они активно принялись за восстановление подворья, привлекая прихожан и жертвователей. Сегодня уже вопрос: «Оптина пустынь, подворье в Санкт-Петербурге — как добраться?» перестал вызывать недоумение, и каждый житель города знает, что красивый храм над Невой – это и есть подворье знаменитой обители.

Новодевичье кладбище

За четыре года до начала строительства монастыря было отведено место для захоронения людей, которое в наше время именуется Новодевичьим кладбищем. При выделении участка для монастырского корпуса кладбище автоматически стало собственностью православной общины. В первые годы существования кладбище было очень маленьким, здесь хоронили мало людей. Когда его передали в ведомство монастыря, оно стало разрастаться и пользоваться популярностью. Здесь стали хоронить только представителей дворянских сословий.

С 1845 по 1934 годы на Новодевичьем кладбище было захоронено около 25000 человек. Большая часть захоронений не сохранилась, остались лишь некоторые памятники, которым не смогли найти применение вандалы.

На Новодевичьем кладбище похоронено много известных людей России: художников, поэтов, врачей, архитекторов. Оно пользовалось популярностью у петербургского дворянства и купечества. Благодаря этому на кладбище было установлено множество высокохудожественных скульптурных памятников.

После революции большинство родственников, у которых на кладбище были похоронены близкие люди, иммигрировало за границу, и присматривать за захоронениями стало некому. Богатые могилы стали хорошей приманкой для безбожников. Во времена повального гонения и запрета на православную веру в послереволюционное время многие захоронения были разграблены и полностью уничтожены. Часовни и храмы, находящиеся при кладбище, были снесены.

В начале XXI века городской комитет по охране памятников поднял архивы старых документов и восстановил имена 13730 человек, похороненных на Новодевичьем кладбище.

Подворье сегодня

Оптина пустынь (подворье в Санкт-Петербурге), фото которой можно увидеть во многих путеводителях из-за ее красоты и исторической значимости места, сегодня — слаженно функционирующее предприятие. На территории подворья восстановлен величественный храм Успения Пресвятой Богородицы, который пережил очень трудную и долгую реставрацию. Сегодня здесь ежедневно проходят богослужения. Нередко службы проводят ведущие священнослужители страны. Также здесь частично восстановлены, частично возведены заново многочисленные постройки. При подворье работает воскресная школа, гимназия, православный институт религиоведения и церковных искусств, златошвейная мастерская «Убрус». Есть свой мужской хор, работает паломнический центр с гостиницей и кафе. В подворье проводится очень много различных мероприятий: встреч, дискуссий, концертов. Это настоящий духовный и просветительский центр. Паломнический проводит экскурсии по территории обители, храму Успения Богородицы, Санкт-Петербургу и пригородам, организует поездки по святым местам. В 1999 году при пустыни была открыта и загородная резиденция в поселке Сосновый Бор Выборгского района.

Большое хозяйство

Жители монастыря ежедневно работают, чтобы обеспечить хозяйство продуктами питания. На маленькой сыроварне производят свежайший сыр из козьего и коровьего молока. В просторной оранжерее растут помидоры, огурцы и даже клубника. Благодаря внимательному уходу за садом здесь удается получить и достаточно экзотические фрукты, такие как авокадо.

В ходе экскурсий посетителям рассказывают множество интересных фактов, связанных с историей монастыря, подворья и жизнью самих монахов. Гости посещают самые живописные места усадьбы. В продуктовой лавке на входе продаются свежайшие продукты: мёд, выпечка, сыр собственного производства, а также страусиные яйца и перья. Можно приобрести сувениры, духовную литература и церковную утварь. Польза от посещения подворья – очевидна. Общение с природой и Богом дает много сил, энергии и здоровья.

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы

Оптина пустынь (подворье в Санкт-Петербурге) строилась вокруг храма Успения Пресвятой Богородицы. Церковь возводилась силами Киево-Печерского подворья в конце 19 века. На этом месте ранее существовал другой храм, который был перенесен на набережную Фонтанки. Церковь выполнена в псевдорусском стиле, ее стены снаружи облицованы камнем — гранитом и песчаником, а внутри расписаны московскими художниками Снегиревым, Яковлевым и Струнниковым. Снаружи храм также украшает мозаика из мастерской В. А. Фролова. В церкви находится целый ряд ценных икон с частицами мощей Оптинских старцев и целителей. Красоту богослужений в соборе подчеркивает и усиливает пение мужского хора подворья.

Монастырские храмы

Когда закончилось строительство монастырского ансамбля, в нем насчитывалось семь работающих приходов: Вознесенский собор, Казанская и Афонская церкви, храм преп-го Исидора Пелусиота при колокольне, церковь Трех Святителей и два церкви при кладбище: Скорбященская и Пророка Ильи.

Воскресенский собор

Главной достопримечательностью монастырского ансамбля является Воскресенский собор. Пятиглавый храм в два этажа построен в русско-византийском стиле и смахивает на церковные сооружения XV века. В самой высокой точке высота собора составляет 50 метров.

Строительство собора длилось с 1849 по 1861 год по проекту архитектора Николая Ефимова. Высокий арочный портал венчает главный вход храма, выходящий на Московский проспект. Колонны, объединенные по две, поддерживают декоративные аркады, украшающие фасад с северной и южной стороны. На удлинённых барабанах располагаются пять куполов в форме луковички, покрытых чешуйкам золотистого цвета. Под четырьмя маленькими куполами разместились звонницы. Барабаны по кругу украшены аркадой арочных проемов, через один они являются глухими.

После строительства собора здесь был установлен очень красивый полукруглый иконостас в пять ярусов. Стены, свод и образа храма были расписаны монахинями и живописцами монастыря. Игуменьей Феофаньей собственноручно был написан образ Смоленской Божией Матери Одигитрии, считавшийся чудотворным и находящийся в Успенском приделе.

В Воскресенском соборе устроено пять приделов. Главный освящен в память о Воскресении Христовом, левый – в память о Михаиле-Архангеле, правый – во имя Успения Богородицы. Два придела расположены на хорах. Левый освящен в память о Николае Чудотворце, находящийся слева – во имя Всех Святых.

Еще один придел был устроен в 1874-1875 гг. в подвале Воскресенского храма. Специальный проект для него разработал архитектор Григорий Карпов. Придел был освящен в честь Феодосия Печерского и Григория Неокесарийского.

Келейные церкви

С южной и северной стороны Воскресенского собора симметрично расположены две одинаковые церкви, отделенные от центрального храма монашескими корпусами. С северной стороны находится церковь Трех Святителей Вселенских, с южной – Афонская церковь.

Оба храма строились по проекту арх-ров Н. Е. Ефимова и Н. А Сычёва. 10 июля 1850 года произошла закладка Афонской церкви. Строительство длилось четыре года. 28 июля 1854 года состоялось освящение храма в память об иконе Афонской Божьей Матери. На торжественной церемонии присутствовала княжна Мария Николаевна, дочь Николая I. Иконостас для храма изготавливал архитектор государева двора А. И. Штакеншнейдер.

С северной стороны в больничном корпусе была заложена церковь Трех Святителей, по внешнему виду ничем не отличающаяся от Афонской. Заложены обе церкви были в один год, только вторая строилась на год дольше. В 1855 году состоялось освящение храма. В церкви Трех Святителей хранился образ Божьей Матери «Благоухающий цвет», за что монахини особенно любили посещать ее.

Оба храма имеют пять золоченых куполов и колокольню в виде шатра. К каждой церкви с восточной стороны пристроена алтарная апсида. Шатровая крыша выкрашена в зеленый цвет и завершается золоченым луковичным куполом. Полукруглые закомары завершают верхнюю часть фасада. Фасад спереди украшен арками. Каждая грань шатра имеет узкие слуховые окна.

Кладбищенская церковь Илии Пророка

Каменная церковь Илии Пророка в московском стиле находилась у входа на кладбище. Проект для церкви разрабатывал архитектор Л. Н. Бенуа. Строительство закончилось в 1888 году. Это был храм с пятью луковичными главами, отделанный глазурованным кирпичом. Заостренные вверху закомары находились над карнизом здания. Внутренне убранство церкви отличалось богатством. Особенно выделялся резной иконостас из дуба. Церковная утварь была приобретена в лучших ювелирных магазинах Санкт-Петербурга. В 1925 году храм был закрыт советскими властями. К сожалению, церковь Илии Пророка не достояла до наших дней, ее разобрали на кирпич в 1930 году.

Кладбищенская Скорбященская церковь

В центре Новодевичьего кладбища в 1856 году была возведена церковь иконы Божией Матери. Второе название «Карамзинская» она получила потому, что построена над могилой сына писателя Н. М. Карамзина, известного командира гусарского полка. Когда скончалась его жена, ее похоронили рядом с новым храмом. Скорбященская церковь славилась одной из красивейших икон в Петербурге – образом Воскресения Христова, вырезанным из слоновой кости. В 1925 году кладбищенский храм закрыли, а через пять лет снесли. Могила Карамзиных тоже была уничтожена.

Казанская церковь

Казанская церковь стала первым храмом, построенным в Новодевичьем монастыре. Изначально это было деревянное здание, построенное по проекту арх-ра Н. Е. Ефимова. Строительство храма длилось недолго: с 23 сентября по 22 октября 1848 года. Епископ Ревельский Нафанаил проводил торжественное освящение. В 1869 году под церковью устроили склеп, соорудив каменный фундамент. В то же время слегка подремонтировали здание. В склепе хоронили высокопоставленных церковных людей. После захоронения в полу храма устанавливалась надгробная плита.

С увеличением количества прихожан деревянная церковь стала казаться тесной, и было принято решение построить каменный храм. Её закладка произошла 21 июня 1908 года и была освящена митрополитом Антонием. Проект здания разрабатывал архитектор Василий Косяков. Строительство продолжалось 4 года. Часть средств на возведение храма была выделена из монастырской казны, недостающую сумму пожертвовали местные купцы Кашинцев и Пантелеев.

Храм был возведен в неовизантийском стиле и отдаленно похож на собор Святой Софии в Константинополе. Низкие барабаны, опоясанные аркадными окнами, венчают урезанные купола. Изначально для купольного покрытия была заказана специальная черепица из Греции. К сожалению, за годы советской власти она была уничтожена и при реставрации купола покрыли медными листами. Украшенные резьбой массивные пилоны со сводами образуют порталы, в которых находятся входы в здание. Каждый портал завершается полуциркульной крышей с окном в виде полукруга. Большие полукруглые окна гармонично вписываются в общий вид здания. Три апсиды примыкают к фасаду с восточной стороны. Над центральной надстроен барабан, завершающийся куполом. Вытянутые окна барабана опоясывают его по кругу. Верхняя часть барабана украшена мозаикой в голубых тонах.

Внутренняя отделка Казанского собора выполнена в русском стиле. Стены и своды расписаны художником Фомой Райляном. Большинство рисунков, выполненных темперой, сохранились до наших дней. К сожалению, из-за недостатка денег во время Первой Мировой войны, в 1915 году работы были прекращены, и роспись стен не была завершена. Центральная часть собора окружена массивными колоннами, образуя ротонду. Круглые опоры изготовлены из мрамора красного цвета и отделаны золотистыми капителями. В центральном зале располагается главный придел храма. Два боковых придела примыкают иконостасами к главному престолу, и получается, что они как бы находятся в разных помещениях. Хоры сделаны под малыми куполами. Центральный престол имеет двухъярусный иконостас, боковые — одноярусные. Все они отделаны позолотой, включая киоты образов. С лева от алтаря хранится частица мощей Святого Иллариона, находящаяся в раке.

В Казанской церкви имеются подвальные помещения, в которых был устроен двухъярусный склеп. Там захоронено около 350 человек. Перед западным фасадом здания находятся могилы, сохранившиеся до наших лет. В их числе захоронения архимандрита Кирилла (Начиса) и архитектора В. А. Косякова.

Когда строительство храма было завершено, освящение так и не удалось провести. В 1923 году большевики предприняли первую попытку к закрытию церкви, но она оказалась неудачной. В 1929 году Казанскую церковь все-таки закрыли, здание стали использовать в качестве склада. В послевоенное время здесь обустроили машиностроительный цех. 50-е годы могли стать роковыми для храма. Власти приняли решение взорвать здание, и уже шли подготовительные работы. Но по некоторым техническим причинам подрывникам пришлось отказаться от своего намерения.

В 1989 году храм передали заграничному приходу Русской церкви. В 1992 году первый раз за время существования собора был освящен придел во имя Божьей матери. Примерно в те же годы начали восстанавливать Новодевичий монастырь, и церковь передали прежним хозяевам. С 2002 по 2004 годы велись восстановительные работы Казанской церкви.

Монастырская колокольня

Монастырская колокольня в четыре яруса была возведена неподалеку от Воскресенского собора в 1895 году и носила название Свято-Исидоровская. Внешне она похожа на кремлевскую колокольню Ивана Великого в Москве.

Сквозной арочный проход через первый ярус служил парадным входом в женский монастырь. Во втором ярусе была устроена церковь преп-го Исидора Пелусиота, который был небесным покровителем митрополита Исидора, первенствующего члена Священного Синода, умершего за три года до окончания строительства колокольни. Среди служителей монастыря церковь еще называли надвратной. В третьем и четвертом ярусе находились звонницы. Соответствуя единому стилю монастырского ансамбля, два верхних яруса колокольни были опоясаны аркадой арочных выемок, в которых через одну был сделан сквозной проем. Большой луковичный купол гармонично завершал сооружение.

Когда после революции началась реконструкция улиц Санкт-Петербурга, в 1920 году колокольню снесли, сделав на этом месте проезжую часть.

Загородная усадьба подворья

В 1999 году Оптина пустынь (подворье в Санкт-Петербурге), адрес которой — набережная Лейтенанта Шмидта, 27/2 — теперь уже хорошо известен всем, получила участок в 40 гектаров рядом с селом Сосновый Бор Ленинградской области. Эти земли предназначены были для создания скита и ведения подсобного хозяйства. Монахи расчистили территорию, создали большой животноводческий комплекс, в котором кроме коров, свиней и коз, живут даже еноты и страусы. На территории загородной усадьбы разбит пруд, в котором послушники разводят японских карпов. В 2006 году был заложен храм в честь святого преподобного Амвросия Оптинского, он был освящен в 2016 году. Также монахи восстановили Храм в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, который находился неподалеку от поселка Сосновый Бор и с советских времен не использовался по назначению. Сейчас в нем ведутся регулярные богослужения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]