Свято-Введенская Оптина пустынь – хранилище мощей святых старцев


История монастыря

Из монастырской летописи становится понятно, что учреждение было основано в XV веке отшельником по имени Опта.

До принятия иночества он был разбойником, однако со временем раскаялся в содеянном и пожелал посвятить свою жизнь служению Всевышнему.

Монастырь с высоты птичьего полёта

Приняв постриг под именем Макарий, новоиспеченный инок принялся обустраивать территорию пустыни. Однако другое поверье опровергает эту версию, утверждая, что монастырь строился самими подвижниками, получившими знак свыше. Покаяние в своих ранних грехах они выражали неустанным трудом и искренними молитвами.

После окончания строительства и вплоть до 1504 г. обитель населяли и старцы, и старицы. Однако впоследствии на проживание на одной территории иноков и инокинь наложили запрет, и монастырь превратился в исключительно мужское учреждение.

Общий вид на монастырь

В 1689 г. на территории пустыни появился первый каменный храм. С целью ее расширения династией Романовых обители были отписаны земли. Но при Петре I Оптинская пустынь была упразднена – в силу ее малочисленности она не могла оплачивать немалые пошлины. Впрочем, подобная участь тогда коснулась многих монастырей.

С 1724 г. для пустыни наступают новые времена – ее причисляют к комплексу Белевского Спасо-Преображенского монастыря. Но спустя пару лет благодаря прошениям стольника Шепелева обитель вновь становится самостоятельным учреждением. Однако эти изменения не отразились на его финансовом благополучии, он так и продолжал существовать без государственных средств. Конечно, местные бояре оказывали монастырю посильную помощь, но для поддержания подворья в отличном состоянии их не хватало. Поэтому деревянные постройки до 1764 г. обветшали.

Святые врата монастыря

Оптина Пустынь монастырь

Значение Оптиной Пустыни

в отечественной истории трудно переоценить. Обитель является ярким примером процесса духовного возрождения, возникшего в России в конце XVIII века.

Монастырь находится на расстоянии 4 км на северо-восток от Козельска: дорога пересекает реку Жиздру и идёт вдоль монастырской рощи. В 1832—1839 годах вокруг монастыря была построена невысокая ограда и четыре наугольные башни. В 2 км от монастыря, на том же берегу Жиздры, расположена станция Тупик.

Оптинские старцы

всегда отличались высшим из всех даров — даром рассудительности, а также прозорливостью, Даром исцелений и чудотворений. Это служение пророческое — как в апостольские времена это творили пророки, так и теперь старцы утешали страждущих, возвещали по воле Божией будущее.

От древнейших времен местность, где расположены город Козельск и Оптина Пустынь была уже обитаема. Так, археологические раскопки 1899 года обнаружили здесь предметы каменного века, В исторические времена ее населяли племена вятичей, просвещенные св. Кукшей (пострадавшим в Мценске в 1213 году). Город Козельск впервые упоминается в летописи под 1146 годом. В 1238 г. он был взят татарами. Город мужественно сопротивлялся в течение семи недель. Все жители были перебиты. По преданию двухлетний князь Василий утонул в крови. Татары прозвали Козельск «злым городом». В начале XV века Козельск перешел в руки Литвы, и в течение полувека переходил из рук в руки, пока окончательно не утвердился за Москвой.

История Оптиной Пустыни

По преданию, монастырь основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве — Макарий. Синодик Оптиной обители 1670 года, переписанный с древнего синодика, свидетельствует, что уже в XV столетии существовала Оптинская обитель. Она служила убежищем для старцев и стариц, живших в двух разных отделениях под управлением одного духовного отца. Соборное определение 1503 года запрещало совместное проживание в одних обителях инокам и инокиням. Первые письменные свидетельства об Макарьевской Оптиной пустыни относятся к царствованию Бориса Годунова. В Козельских писцовых книгах (1629, 1630, 1631 годы) значится, что монастырю дано на поминовение о царе Феодоре Иоанновиче (ум. 1598) «на свечи и ладан». По окончании смутного времени Оптина Пустынь оправилась от постигших её бедствий, от литовского разорения. Старейшая вкладная книга с 1670 года свидетельствует о вкладах царствующих особ.

Вероятно, что основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья, у пограничной засеки с Польшей, место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее. Таким образом, Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей. Известно, что в 1625 году ее игуменом был Серий. В 1630 г. там была деревянная церковь, шесть келлий и 12 человек братии и управлял ею иеромонах Феодор. Царь Михаил Феодорович пожаловал Оптиной мельницу и землю в Козельске под огороды. В 1689 году братья Шепелевы (местные бояре) построили Введенский собор.

В 1741 году началось строительство деревянной колокольни. В 1750 году началось строительство нового храма во имя Введения Пресвятыя Богородицы, с двумя приделами: с южной стороны — придел преподобного Пафнутия Боровского, чудотворца, с северной — великомученика Феодора Стратилата. В 1759 году храм уже был почти готов, в этом же году освящён был придел Пафнутия Боровского. В 1764 года по указу Екатерины II в ходе секуляризационной реформы Оптина Пустынь вошла в число заштатных монастырей в Крутицкую епархию. В 1768 году завершилось строительство нового соборного храма, благодаря богатым вкладам новых благодетелей. В 1770 году по отчёту числилось трое монашествующих. В 1773 году в монастыре было всего два монаха — оба глубокие старики.

Положение монастыря стало меняться в 1795 году, когда митрополит Московский и Калужский Платон обратил внимание на нужды обители. В 1796 году он посетил Оптину пустынь, и ему очень понравилось это место. По его настоянию в настоятели обители был назначен иеромонах Авраамий, опытный старец из Песношенской обители. Уже в 1797 году братия обители насчитывала 12 человек. Стараниями сначала митрополита Московского Платона (Левшина), затем епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) Оптина Пустынь превратилась, по словам отца Павла Флоренского, в «духовную санаторию многих израненных душ», чем довольно быстро и привлекла к себе внимание современников.

В 1801 году «за отличные услуги обители к общей пользе», Авраамий произведен в игумена Лихвинского Покровского Доброго монастыря, с управлением в то же время и в Оптиной. Но вскоре немощь, а также и опасение, чтобы не нарушилось заведенное им в Оптиной благоустройство, заставили о. Авраамия отказаться от нового достоинства. Преосвященный удовлетворил его просьбу, и он по-прежнему был оставлен начальствовать только в одной Оптиной Пустыни, но уже в игуменском сане.

Очень важной вехой в истории Оптиной пустыни был приход к власти митрополита Филарета, который поддерживал установление старчества в монастыре. Как любитель безмолвной пустынной жизни он весьма много покровительствовал пустынной обители Оптиной, нередко посещая ее, проживая иногда (во время постов) по целым неделям. Именно он основал в 1821 году при пустыни скит во имя Св. Иоанна Предтечи, первого «новоблагодатного» пустынножителя. Филарет позвал туда отшельников их Рославльских лесов — Моисея и Антония, а также трех других монахов. Это были праученики Паисия Величковского, который видел в старчестве важнейший способ возрождения душ человеческих. В 1829 году старчество было введено и в Оптиной, при содействии ее тогдашнего настоятеля, о. Моисея. Оптина Пустынь была последней обителью, где ввели старчество. И именно в этой пустыни оно пережило свой расцвет.

Это период истинного расцвета Оптиной во всех отношениях. Материальное достояние Пустыни значительно поправилось. К 1862 году Оптинское братство простиралось уже до 150-ти человек, в том числе одних иеромонахов было 20. Но не об одном внешнем устроении обители и численности братий заботился о. архимандрит Моисей, бывший пустынножитель Рославльских лесов. Благочиние и продолжительность церковных служб, все внешние и внутренние порядки Оптиной Пустыни, весь теперешний ее духовный строй — все это установилось и утвердилось в настоятельство о. Моисея. Введением старчества о. Моисей упрочил и на будущие времена благоустройство и благосостояние Оптиной Пустыни.

Оптина Пустынь знаменита своей заботой о неимущих, сиротах, приемом паломников, своими школами и госпиталями. Богослужения в обители длились по 8 часов, что составляло по словам о. Сергия Четверикова «университет для русского народа». Но от бесчисленного множества таких же монастырей Оптину отличает именно исключительное влияние ее старцев.

Старчество в Козельской Введенской Оптиной пустыни было введено позже всех перечисленных выше старческих обителей. Нам известны имена, наверное, всех старцев, живших в Оптиной за всю недолгую ее историю: иеросхимонах Лев (Наголкин; +1841), иеросхимонах Макарий (Иванов; +1860), схиархимандрит Моисей (+1862), иеросхимонах Амвросий (Гренков; +1891), иеросхимонах Иосиф (Литовкин; +1911), схиархимандрит Варсонофий (Плеханков; +1913), иеромонах Анатолий (Зерцалов; +1894), иеромонах Анатолий (Потапов; +1922), иеромонах Нектарий (+1928).

В наши дни их подвиг продолжал живший в Караганде схиархимандрит Севастиан (Фомин; умер он 19 апреля 1966 года). В 1987 году Свято-Введенская Оптина Пустынь пережила свое второе рождение. 17 ноября 1987 года сохранившиеся монастырские постройки были возвращены Русской Православной Церкви, и 3 июня 1988 года в обители началось богослужение, сначала в надвратной церкви, а затем в Введенском соборе.

В 1988 г. преподобный Амвросий Оптинский был прославлен Поместным Собором Русской Православной Церкви (память празднуется 10(23) октября). В Свято-Введенской Оптиной Пустыни были обретены святые мощи преподобного старца и помещены в Введенском соборе обители. 26-27 июля 1996 г. были причислены к лику местночтимых святых Оптиной Пустыни остальные тринадцать преподобных оптинских старцев, им установлено общее Соборное празднование 11(24) октября. В 2000 году они были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Ежедневно обитель посещают многочисленные группы паломников. Регулярно публикуются материалы об Оптиной Пустыни в церковных и светских периодических изданиях. Звучат радиопередачи, посвященные монастырю и его истории.

Расцвет Оптиной пустыни

Этап возрождения Свято-Введенского монастыря начинается с его посещения митрополитом Платоном Левшиным (памятный визит датируется 1796 г.). Пораженный небывалой красотой данной местности, он занялся восстановлением общежительной сферы пустыни. На тот момент братию монастыря представляло всего 3 человека, и ни один из них не являлся священником.

Ходатайством митрополита Московского был назначен настоятель обители – в должность вступил иеромонах Авраамий (почтенный старец прибыл из Песношской пустыни). Прошел год, и в братии состояла дюжина человек. Но духовный расцвет Козельского ставропигиального монастыря пришелся лишь на 20-е годы XIX столетия, когда епископ Калужский подписал решение о его благоустройстве.

Стены монастыря

Присоединение Оптиной пустыни к Калужской епархии пошло ей только на пользу, ведь она получила такого серьезного попечителя, как епископ Калужский Феофилакт. В 1809 г. население обители состояло уже из 30 человек. С приходом в монастырь нового духовника архимандрита Моисея в пустыни возрождается старчество, то есть особенная духовно-попечительская деятельность. Примечательно, что обращаться к святым старцам за помощью и советами могли как члены братии, так и простые обыватели, посещавшие пустынь. Так некогда убогое учреждение превратилось в один из значительных духовных центров, расположенных на российской земле.

Колокольня (слева), церковь Казанской иконы Божией Матери (по центру)

С каждым годом численность иноков в монастыре все возрастала и к концу XIX столетия достигла двухсот душ. В те же годы благодаря стараниям Оптинских старцев калужская земля пополнилась еще тройкой монастырей, но уже женских. Это Казанская Свято-Амвросиевская пустынь, Дугненский монастырь «Отрада и Утешение» и Казанская Белопопытовская община.

Святые храмы – составные части и достопримечательности Оптиной пустыни

В архитектурном плане подворье монастыря выглядит как квадратное пространство, защищенное каменной стеной. Ограждение возводилось с 1832 по 1839 гг.

Церковь Спаса Преображения

Сегодня на территории обители и за её приделами находятся следующие храмы и часовни:

  • Главный храм, чествующий Введение в Храм Пресвятой Богородицы
    и хранящий мощи всех Оптинских старцев и преподобных Нектария и Амвросия.
  • Храм в честь Казанской иконы Богоматери
    – наибольший из всех Оптинских святынь. Здесь лежат мощи Антония, Моисея и Исаакия I. Помещение используется для проведения воскресных и праздничных богослужений.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери

  • Храм Владимирской иконы Божией Матери
    – новая постройка, появившаяся на месте разрушенной святыни. Храм-усыпальница стала хранилищем мощей семи старцев. Церемониал ее освящения состоялся в 1998 г.
  • С севера от Введенского собора можно увидеть церковь преподобной Марии Египетской
    . Одноглавый храм в лучших традициях классицизма был восстановлен в 2000-е годы.
  • Храм в Иоанно-Предтеченском ските появился в 1825 г. Его возведением мастера чествовали святого Иоанна Предтечу и Крестителя Господня.

Слева направо: Церковь Марии Египетской и Анны Праведной, собор Введения во храм Пресвятой Богородицы

  • Неподалеку от святых ворот возвышается маленькая церковь Спаса Преображения
    , которую считают символом возрождающейся обители.
  • Храм, отстроенный в 1874 г. в память о преподобном Илларионе Великом, стоит за стенами монастыря.
  • Храм под названием «Спорительница хлебов» строился уже в 2000 г. Найти его можно на участке подсобного хозяйства.
  • В 1993 году на монастырском некрополе была построена небольшая деревянная звонница
    .

Церковь преподобной Марии Египетской

  • В 2008 году в память о трех погибших монахах на месте их погребения насельники поставили крохотную часовню Воскресения Христова
    .
  • Еще одна часовня-сень
    с мозаичной иконой Божией Матери встречает туристов и паломников неподалеку от южных ворот.

Вполне естественно, что монастырь имеет и собственную колокольню

. Изначально она строилась в 1802 – 1809 гг., но из-за закрытия пустыни в свое время ее здание было разрушено. Работы по восстановлению колокольни проводились в 1999 г.

Соборы Оптиной пустыни сверху. На переднем плане колокольня, за ней Введенский собор и церковь Владимирской иконы Божией Матери, слева от Введенского собора церковь преподобной Марии Египетской, справа церковь Казанской иконы Божией Матери

Сейчас пустынь работает по своему прямому назначению. Праздники и богослужения проводятся во всех храмах. Как в далеком прошлом, так и поныне главными ценностями обители считаются мощи преподобных старцев, обретшие покой в Казанской, Введенской и Владимирской святынях.

Колокольня монастыря

Оптина пустынь является любимейшим местом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

– священнослужитель приезжает сюда довольно часто.

Рейтинг достопримечательности:

Рейтинг 5.00 [3 Голоса (ов)]

← РОССИЯКАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬЕВРОПА →

Оптина Пустынь — самый известный монастырь Калужской области с богатой историей. До революции здесь жили и молились Достоевский, Гоголь, Толстой и сотни менее известных людей. Советская власть сначала превратила монастырь в колхоз, затем в музей, а в период Второй мировой войной в комфортабельный концлагерь для польских офицеров, большинство которых было затем расстреляно. Разрушенный монастырь вернули церкви в 1987 году и за прошедшее время его почти полностью восстановили. Монастырь процветает, единственным черным пятном в его современной истории стало убийством сатанистом трех монахов в 1993 году, времена тогда такие были…

Местная братва

Видимо, визит братвы из другого монастыря. Некоторые грешники, а то и вовсе сотонинствующие атеисты, завидуют крутым тачкам, золотым крестам и сытым животам современных служителей духовности. Думаю, что это неправильно, как и любая зависть только на вред завидующему идет. Добро должно быть не только с кулаками (силой), но и с ее атрибутами (тачками, золотом и т.д.) — иначе как распознать где добро, а где зло. «Солидный Господь для солидных господ!»

Военнослужащий Козельской дивизии РВСН с родителями. Все, кто что-то помнит из школьных учебников по истории, знают что Козельск долго сопротивлялся татарам и был ими уничтожен. Физических доказательств тому практически нет, но эта легенда настолько живая, что Козельску был присвоен статус «Города воинской славы». Впрочем, хоть повод надуманный был, статус вполне реальный — пусть дивизия сейчас серьезно и сократилась в размерах (раньше ракетные точки начинались от Угры, совсем рядом с Калугой, а заканчивались самом на юге области), она цела, ракеты по прежнему в шахтах, и есть будущее у дивизии — старые шахты модернизируются под новые типы ракет. Места здесь самые русские, ибо по мнению многих профессиональных русских, русский человек создан для войны и молитвы.

Турист Олег из бездуховной Москвы духовно обогащается. С Олегом мы ходили на Эльбрус, где православно отведали грибов в малом количестве, потому на самый верх не забрались, духовности не хватило. Но теперь-то мы все знаем.

Монастырь оказался небольшим. Вот главная площадь…

А позади уже техническая зона, куда рядовым проход закрыт.

В центре кладбище… Пожалуй, самое культурное кладбище ,которое я видел. Не хуже чем в Европе.

Нанотехнологии в православии: наноцерковь

Многие авторитетные в прошлом люди здесь похоронены. Внимание привлекла фамилия «Былим», потому что в Кабардино-Балкарии по дороге на Эльбрус проезжают село Былым.

Самый крутой и одновременно изящный памятник на Благословенной Калужской Земле.

Кресты…

Даже если у женщины пуховик по колено, и она еще в двух штанах, ей все равно выдадут юбку. Нечего соблазнять тут. А вот мужчинам в штанах можно, даже в красных. Да здравствует патриархия, пусть и на отдельных выделенных местах.

В Оптиной пустыни красиво, но старины никакой. Часть храмов заново отстроена, часть так хорошо восстановлена, что от прошлого в них ничего не осталось.

В древности монастыри приносили практическую пользу — были домами престарелых. Памятник тоже новый, оригиналы разломали наши дедушки и бабушки.

Оптина пустынь

Можно остановиться в самом монастыре, можно в коттеджах за ним, ближе к реке…

Правила поведения.

Вид в сторону Козельска.

Расписание автобусов на Москву. В Козельск ходит газелька за 14 рублей.

Еще один вид на Оптину пустынь

Летом, конечно, веселее было бы, но скучное место для обычного бездуховного человека. Рядом Чертово городище — там интересней намного. И в Шамордино тоже интересней, тем более там монастырь женский.

Снег радует

Машина-памятник от Сосенского механического завода на повороте к Оптиной пустыни. Там же рядом небольшой Музей леса от Козельского лесхоза. Мы же направились в Козельск, а затем в другой монастырь — Шамордино, где монашки.

Comments:

  • Facebook
  • ВКонтакте

Social Comments

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]