О́ПТИНА ПУ́СТЫНЬ
О́ПТИНА ПУ́СТЫНЬ, православный ставропигиальный (с 1987) мужской в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь, расположенный примерно в 3 км от г. Козельск (Калужская обл.), вблизи р. Жиздра.
Оптина пустынь. Общий вид. Фото А. И. Нагаева
Название, по преданию, восходит к легендарному раскаявшемуся разбойнику Опте, якобы основавшему О. п. Более вероятна связь названия с периодом совместного («оптом») проживания в обители монахов и монахинь. Возможно, основание О. п. относится к 15 в. Впервые она упоминается в писцовых книгах Козельского у. за 1629–31 (в тексте имеется указание на существование О. п. в кон. 16 в.). В Смутное время О. п., вероятнее всего, была разорена, но вскоре восстановлена. Вкладчиками монастыря были царевна Софья Алексеевна, царь Иван V Алексеевич, его жена – царица Прасковья Фёдоровна, царь (с 1721 имп.) Пётр I и др. В 1724 О. п. упразднена и приписана к белёвскому Спасо-Преображенскому мон., но уже в 1726 по прошению благотворителей восстановлена. В 1764 определена заштатным монастырём, братство состояло из нескольких монахов. Постепенное возрождение О. п. началось с кон. 18 в., чему способствовала деятельность митр. Московского Платона (Левшина). В 1821 под покровительством еп. Калужского (впоследствии митр. Киевского) Филарета (Амфитеатрова) близ О. п. для уединённой монашеской жизни основан Иоанно-Предтеченский скит, в котором стали подвизаться приглашённые в обитель еп. Филаретом подвижники братья Моисей (Путилов) и Антоний (Путилов) и ещё неск. монахов. В 1824 в О. п. принят строгий общежительный устав на основе устава Коневского Рождество-Богородичного монастыря.
Икона «Собор преподобных старцев оптинских». Конец 20 в. Мастерская Оптиной пустыни. Церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери Оптиной пустыни.
В период настоятельства схиархимандритов Моисея (Путилова) (1826–62, фактически с 1825) и Исаакия (Антимонова) (1862–94) О. п. приобрела широкую известность благодаря старчеству. Традиция оптинского старчества восходит к ученикам прп. Паисия Величковского и берёт начало с поселения в 1829 в О. п. иеросхимонаха Льва (Наголкина). Старцы жили в Иоанно-Предтеченском скиту. Здесь удалось обеспечить преемственность и непрерывность старчества: после смерти старца старшая братия выбирала его преемника, иногда служение совершали неск. старцев одновременно. Наиболее почитаемыми оптинскими старцами были иеросхимонахи Лев (Наголкин), Макарий (Иванов), Амвросий (Гренков; см. Амвросий Оптинский), Иларион (Пономарёв), Анатолий (Зерцалов), Иосиф (Литовкин), схиархимандрит Варсонофий (Плиханков), иеросхимонахи Анатолий (Потапов), Нектарий (Тихонов) и иеромонах Никон (Беляев). Старцы принимали и окормляли не только братию, но и всех желающих паломников, вели с ними переписку.
Среди многочисл. посетителей старцев – архиереи [митр. Иоанникий (Руднев), еп. Никон (Рождественский), свт. Макарий (Невский), мн. калужские епископы и др.], члены имп. фамилии (вел. кн. Константин Константинович с детьми, вел. кн. прмц. Елизавета Фёдоровна), учёные, философы, писатели, поэты (Н. В. Гоголь, братья И. В. Киреевский и П. В. Киреевский, К. С. Аксаков и И. С. Аксаков, С. П. Шевырёв, М. А. Максимович, А. Н. Муравьёв, Ф. М. Достоевский, К. Н. Леонтьев, В. С. Соловьёв, Л. Н. Толстой, С. А. Нилус, С. Н. Дурылин и др.).
С 1840-х гг. по инициативе старца Макария (Иванова) наиболее образованные монахи О. п., в т. ч. Леонид (Кавелин) и Ювеналий (Половцев), вели просветительскую деятельность. Благодаря организаторским усилиям отца Макария (Иванова), И. В. Киреевского и др., покровительству ряда иерархов, прежде всего митр. Московского свт. Филарета (Дроздова), О. п. получила возможность вести издательскую деятельность: были опубликованы переводы творений преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, аввы Дорофея Газского, преподобных Марка Подвижника, Иоанна Лествичника, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита, Максима Исповедника, Исаака Сирина, Иоанна Дамаскина, творения прп. Нила Сорского и др., жизнеописания и переписка оптинских старцев. В библиотеках О. п. и скита хранились ценные рукописи, самая древняя из них – слав. рукопись «Словес постнических» прп. Исаака Сирина, переписанная в 1389 в Великой Лавре на Афоне. В Иоанно-Предтеченском скиту велась летопись, охватывавшая время с 1820 по 1918 (за исключением 1861–1864 и 1883–99), в которой фиксировались состав и перемещения братии, постриги, посвящения в сан, кончина монашествующих, приезд известных людей, крупные пожертвования, монастырское строительство, выход в свет подготовленных монахами книг, а также особо важные события в церковной и политич. жизни России, чудесные события и др.
«Вид скита Святого Иоанна Предтечи». Литография. 1881.
В 19 – нач. 20 вв. число насельников О. п. быстро росло, к 1915 в ней жили 355 монашествующих. Мн. насельники О. п. назначались на высокие должности в др. монастырях и духовных миссиях, архиереями стали Игнатий (Брянчанинов), Ювеналий (Половцев), Трифон (Туркестанов), Михей (Алексеев). Со 2-й четв. 19 в. укрепилось материальное положение О. п., велось масштабное строительство, было открыто неск. заводов и мастерских, устроен водопровод, выведена оптинская порода коров. Братия активно занималась благотворительностью: при О. п. открыта школа, учреждены инвалидный дом, детский приют, богадельня. Во время рус.-тур. войны 1877–78, рус.-япон. войны 1904–05 и 1-й мировой войны в монастырскую больницу принимались раненые, монастырь выделял места для беженцев, делал пожертвования на нужды армии.
В 1918 О. п. была официально закрыта, монашеская община продолжала существование как с.-х. артель. С ликвидацией в 1923 артели оставшихся монашествующих выселили, многие из них впоследствии были отправлены в ссылку или расстреляны. В 1919–28 на территории О. п. и скита действовал музей «Оптина пустынь». После закрытия музея оптинский архив попал в Гос. б-ку СССР им. В. И. Ленина (ныне составляет фонды 213 и 214 Отдела рукописей РГБ). В разные годы на территории О. п. располагались дом отдыха (с 1931), лагерь НКВД (1939–41), эвакуац. госпиталь (1941–43), детский дом (с 1949), проф.-технич. уч-ще (с 1959). Архит. ансамбль О. п. понёс большие утраты. В 1974 О. п. вошла в число охраняемых государством объектов, началась медленная реставрация строений.
О. п. возвращена РПЦ 17.11.1987; монастырь был возобновлён и приобрёл статус ставропигиального. 1.2.1990 монастырю передана б. ч. скита (др. часть принадлежала лит. отделу Козельского музея в 1967–2005). В качестве подворий О. п. переданы: в 1991 в С.-Петербурге Успенская ц. на набережной Лейтенанта Шмидта (1895–1900, арх. В. А. Косяков), в 1997 в Москве ц. Апостолов Петра и Павла в Ясеневе (1751, трапезная и колокольня пристроены в 1860-х гг.). В пасхальную ночь 18.4.1993 в О. п. произошло убийство иеромонаха Василия (Рослякова) и иноков Трофима (Татарникова) и Ферапонта (Пушкарёва), вызвавшее большой обществ. резонанс.
Поместным собором РПЦ 1988 канонизирован старец Амвросий Оптинский. В 1996 состоялась канонизация в лике местночтимых святых др. старцев, а также схиархимандрита Моисея (Путилова), схиигумена Антония (Путилова), схиархимандрита Исаакия (Антимонова) и архим. Исаакия (Бобракова) в составе Собора преподобных отцов и старцев, в Оптиной пустыни просиявших. Архиерейским собором РПЦ 2000 установлено их общецерковное почитание.
Наиболее ранний из ныне сохранившихся памятников О. п. – Введенский собор, построенный в традициях классицизма (1750–71; частично разрушен в годы сов. власти, восстановлен и освящён в 1988). Над его средокрестием возвышается куб, увенчанный 5 главами. В 19 в. храм был расширен, пристроены юж. и сев. приделы (1837) и крыльцо с зап. входа с приподнятыми на высоких постаментах парными колоннами. Совр. архит. ансамбль О. п. сложился в общих чертах в 19 в. В 1802–04 возведена 4-ярусная колокольня выс. ок. 64 м в стиле классицизма, завершённая аттиковым ярусом с часами и высоким шпилем (верх разрушен во время Вел. Отеч. войны, восстановлен к 1999). В 1805–11 к югу от Введенского собора выстроен собор в честь Казанской иконы Божией Матери в стиле ампир (частично разрушен в годы сов. власти, восстановлен и освящён в 1996), увенчанный куполом с небольшой главой без светового барабана. В 1809–11 строилась больничная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери (в сер. 20 в. полностью разрушена, восстановлена к 1998). В 1858 освящён расположенный к северу от Введенского собора храм Прп. Марии Египетской и Праведной Анны, появившийся в результате реконструкции старой трапезной (1822–24) и выполненный в стиле классицизма; на крестчатое здание был водружён восьмерик с одной главой. С появлением новой церкви монастырские храмы вместе с колокольней на плане образовали крест с Введенским собором в центре. В 1832–39 территория О. п. была окружена каменной оградой (частично разрушена в годы сов. власти) с 7 башнями и 2 въездными воротами, Святые врата располагались в зап. башне с шатром, увенчанным фигуркой трубящего ангела.
В Иоанно-Предтеченском скиту создавался отд. архит. ансамбль, отличавшийся простотой и скромностью; большинство строений были деревянными. В центре участка в 1821–22 построен гл. скитский храм, посвящённый собору Св. Иоанна Предтечи, – дерев. церковь в стиле ампир, состоящая из нескольких срубов: притвора, трапезной и кубич. храма с 7-гранной апсидой; по боковым сторонам устроены 4-колонные портики с фронтонами. В 1857 в скиту появились каменные Святые врата (на 2-м ярусе – звонница). Каменный храм во имя свт. Льва еп. Катанского и прп. Иоанна Рыльского возведён в 1901–02 в русском стиле. У ворот скита находился источник во имя свт. Амвросия Медиоланского с колодцем.
Ряд построек расположен за оградой О. п. На новом кладбище в 1864 сооружена небольшая одноглавая кубическая ц. во имя Всех святых (в 20 в. полностью разрушена, отстроена заново к 2008). У юж. ворот в 1874 выстроен 2-этажный больничный корпус с домовой одноглавой ц. Прп. Илариона Великого в русском стиле. На р. Жиздра находился источник прп. Пафнутия Боровского с часовней и купальней.
После возобновления монастыря в кон. 20 в. построены новые церкви: в 1997–2000 – в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» на территории монастырского подсобного хозяйства, в 2005–07 – Преображенская ц. около Святых врат монастыря; в 2008 в юго-вост. части монастыря над могилами монахов, убитых в 1993, воздвигнута часовня.
Пустынь туристическая
Фото: Оптина пустынь Монастырь.
Равно как многие другие пространства паломничества на Руси, Оптина пустынь где находится поблизости город Козельск и некоторые деревушки, дает и хлеб, и возможность экономического процветания для близлежащих территорий. К примеру, земля в соседней деревне стоит не дешевле чем земля в самых элитных поселках Подмосковья, хотя ничем помимо пустыни эта территория не примечательна. Жители имеют возможность практически на протяжении всего года размещать паломников.
Поток людей сюда движется на протяжении всего года и практически не прекращается, на территории обители всегда много людей. Причем приезжают сюда люди самые разные от простых хиппи, которые хотят увидеть некое подобие йогов только российского пошиба, до простых людей, которые хотят прикоснуться поближе к глубине православной веры.
Географическое расположение и место на карте
Оптина Пустынь имеет следующие GPRS-координаты: 54.053416, 35.831969. Расположена в Калужской области.
Паломнические поездки из Москвы по Святым местам России. Подробнее можно узнать в паломнический .
От областного центра расстояние составляет 79 километра, от столицы России — 256 километров, от Санкт-Петербурга — 935 км. А самое короткое расстояние от ближайшего городка поз названием Козельск — всего 2000 метров пути.
Мы уверены, что Вам будет интересна статья о Николо-Ямском храме в Рязани.
Монастырь после революции и СССР
После октябрьской революции духовынй центр России закрыли в 1918 году. Здесь были сельскохозяйственная артель, музей, лесопилка, кожевенный завод, где монахи и старцы работали, а также тайно продолжали религиозную деятельность. В обитель продолжали идти паломники.
Череду различных организаций на территории монастыря сменил Дом отдыха. В 1939 году здесь сделали концлагерь. Он вмещал в себя более пяти тысяч поляков, которых подвергли расстрелу в Катыни.
С началом ВОВ необходим был госпиталь для раненых, место под которое выбрали именно Оптинский монастырь. Уже спустя три года после начала войны переделали госпиталь в лагерь НКВД, предназначавшийся для пленных советских офицеров, вернувшихся из Германии на родину. В 1949 году лагерь сменила военная часть.
1987 год — год возвращения Оптиной Пустыни Русской Православной церкви. Самая первая литургия была отслужена в июне 1988 года в надвратной башне. Предстояли долгие годы работы по восстановлению святой обители.
Монастырь в духовной жизни России
Оценить огромную значимость в жизни России можно на примере влияния посещения обители на мировоззрение и творчество трех великих писателей – Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского:
- Н.В. Гоголь трижды посещал монастырь. Время первого визита совпало с глубоким духовным кризисом, усугубленным болезнью. Писателя, уже написавшего свои лучшие произведения, мучают сомнения в правильности выбранного поприща. Гоголь чувствовал в себе призвание монаха, мечтал жить в Оптиной Пустыне, молиться за грехи людей. Гениальный дар писателя противоречил его религиозным убеждениям. В этом заключалась его трагедия. Но старцы, многие из которых были людьми очень образованными, и, конечно, читали его произведения, сделали все возможное, чтобы литературный мир не потерял писателя. Долгие беседы с о. Макарием, о. Порфирием и монахами монастыря благотворно повлияли на Николая Васильевича. Отец Порфирий впоследствии вёл продолжительную переписку с писателем, был его другом и наставником;
- Лев Толстой посещал обитель несколько раз. Однажды он со спутниками пришел сюда пешком. Взаимоотношения великого писателя с церковью были сложными. Даже неоднократные беседы со старцем Амвросием не вернули его в лоно православия. Но вот странность: не соглашаясь со старцами в религиозных вопросах, писатель считал посещение обители очень важным событием своей жизни;
- В 1878 году здесь проживал некоторое время великий Фёдор Михайлович Достоевский. У писателя от эпилепсии умер младший, горячо любимый отцом, сын Алёша. В монастыре писатель познакомился и пообщался с о. Амвросием, ставший прототипом старца Зосимы в последнем романе писателя «Братья Карамазовы».