Оптина Пустынь. История обители и жизнеописания скитян

О́ПТИНА ПУ́СТЫНЬ

О́ПТИНА ПУ́СТЫНЬ, пра­во­слав­ный став­ро­пи­ги­аль­ный (с 1987) муж­ской в честь Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы мо­на­стырь, рас­по­ло­жен­ный при­мер­но в 3 км от г. Ко­зельск (Ка­луж­ская обл.), вбли­зи р. Жиз­д­ра.

Оптина пустынь. Общий вид. Фото А. И. Нагаева

На­зва­ние, по пре­да­нию, вос­хо­дит к ле­ген­дар­но­му рас­ка­яв­ше­му­ся раз­бой­ни­ку Оп­те, яко­бы ос­но­вав­ше­му О. п. Бо­лее ве­ро­ят­на связь на­зва­ния с пе­рио­дом со­вме­ст­но­го («оп­том») про­жи­ва­ния в оби­те­ли мо­на­хов и мо­на­хинь. Воз­мож­но, ос­но­ва­ние О. п. от­но­сит­ся к 15 в. Впер­вые она упо­ми­на­ет­ся в пис­цо­вых кни­гах Ко­зель­ско­го у. за 1629–31 (в тек­сте име­ет­ся ука­за­ние на су­ще­ст­во­ва­ние О. п. в кон. 16 в.). В Смут­ное вре­мя О. п., ве­ро­ят­нее все­го, бы­ла ра­зо­ре­на, но вско­ре вос­ста­нов­ле­на. Вклад­чи­ка­ми мо­на­сты­ря бы­ли ца­рев­на Со­фья Алек­се­ев­на, царь Иван V Алек­сее­вич, его же­на – ца­ри­ца Пра­ско­вья Фё­до­ров­на, царь (с 1721 имп.) Пётр I и др. В 1724 О. п. уп­разд­не­на и при­пи­са­на к бе­лёв­ско­му Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­му мон., но уже в 1726 по про­ше­нию бла­го­тво­ри­те­лей вос­ста­нов­ле­на. В 1764 оп­ре­де­ле­на за­штат­ным мо­на­сты­рём, брат­ст­во со­стоя­ло из не­сколь­ких мо­на­хов. По­сте­пен­ное воз­ро­ж­де­ние О. п. на­ча­лось с кон. 18 в., че­му спо­соб­ст­во­ва­ла дея­тель­ность митр. Мо­с­ков­ско­го Пла­то­на (Лев­ши­на). В 1821 под по­кро­ви­тель­ст­вом еп. Ка­луж­ско­го (впо­след­ст­вии митр. Ки­ев­ско­го) Фи­ла­ре­та (Ам­фи­те­ат­ро­ва) близ О. п. для уе­ди­нён­ной мо­на­ше­ской жиз­ни ос­но­ван Ио­ан­но-Пред­те­чен­ский скит, в ко­то­ром ста­ли под­ви­зать­ся при­гла­шён­ные в оби­тель еп. Фи­ла­ре­том под­виж­ни­ки бра­тья Мои­сей (Пу­ти­лов) и Ан­то­ний (Пу­ти­лов) и ещё неск. мо­на­хов. В 1824 в О. п. при­нят стро­гий об­ще­жи­тель­ный ус­тав на ос­но­ве ус­та­ва Ко­нев­ско­го Ро­ж­де­ст­во-Бо­го­ро­дич­но­го мо­на­сты­ря.

Икона «Собор преподобных старцев оптинских». Конец 20 в. Мастерская Оптиной пустыни. Церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери Оптиной пустыни.

В пе­ри­од на­стоя­тель­ст­ва схи­ар­хи­ман­д­ри­тов Мои­сея (Пу­ти­ло­ва) (1826–62, фак­ти­че­ски с 1825) и Исаа­кия (Ан­ти­мо­но­ва) (1862–94) О. п. при­об­ре­ла ши­ро­кую из­вест­ность бла­го­да­ря стар­че­ст­ву. Тра­ди­ция оп­тин­ско­го стар­че­ст­ва вос­хо­дит к уче­ни­кам прп. Паи­сия Ве­лич­ков­ско­го и бе­рёт на­ча­ло с по­се­ле­ния в 1829 в О. п. ие­рос­хи­мо­наха Льва (На­гол­ки­на). Стар­цы жи­ли в Ио­ан­но-Пред­те­чен­ском ски­ту. Здесь уда­лось обес­пе­чить пре­ем­ст­вен­ность и не­пре­рыв­ность стар­че­ст­ва: по­сле смер­ти стар­ца стар­шая бра­тия вы­би­ра­ла его пре­ем­ни­ка, ино­гда слу­же­ние со­вер­ша­ли неск. стар­цев од­но­вре­мен­но. Наи­бо­лее по­чи­тае­мы­ми оп­тин­ски­ми стар­ца­ми бы­ли иерос­хи­мо­на­хи Лев (На­гол­кин), Ма­ка­рий (Ива­нов), Ам­вро­сий (Грен­ков; см. Ам­вро­сий Оп­тин­ский), Ила­ри­он (По­но­ма­рёв), Ана­то­лий (Зер­ца­лов), Ио­сиф (Ли­тов­кин), схи­ар­хи­ман­д­рит Вар­со­но­фий (Пли­хан­ков), ие­рос­хи­мо­на­хи Ана­то­лий (По­та­пов), Нек­та­рий (Ти­хо­нов) и ие­ро­мо­нах Ни­кон (Бе­ля­ев). Стар­цы при­ни­ма­ли и окорм­ля­ли не толь­ко бра­тию, но и всех же­лаю­щих па­лом­ни­ков, ве­ли с ни­ми пе­ре­пис­ку.

Сре­ди мно­го­числ. по­се­ти­те­лей стар­цев – ар­хие­реи [митр. Ио­ан­ни­кий (Руд­нев), еп. Ни­кон (Ро­ж­де­ст­вен­ский), свт. Ма­ка­рий (Нев­ский), мн. ка­луж­ские епи­ско­пы и др.], чле­ны имп. фа­ми­лии (вел. кн. Кон­стан­тин Кон­стан­ти­но­вич с деть­ми, вел. кн. прмц. Ели­за­ве­та Фё­до­ров­на), учё­ные, фи­ло­со­фы, пи­са­те­ли, по­эты (Н. В. Го­голь, бра­тья И. В. Ки­ре­ев­ский и П. В. Ки­ре­ев­ский, К. С. Ак­са­ков и И. С. Ак­са­ков, С. П. Ше­вы­рёв, М. А. Мак­си­мо­вич, А. Н. Му­равь­ёв, Ф. М. Дос­то­ев­ский, К. Н. Ле­он­ть­ев, В. С. Со­ловь­ёв, Л. Н. Тол­стой, С. А. Ни­лус, С. Н. Ду­ры­лин и др.).

С 1840-х гг. по ини­циа­ти­ве стар­ца Ма­ка­рия (Ива­но­ва) наи­бо­лее об­ра­зо­ван­ные мо­на­хи О. п., в т. ч. Ле­о­нид (Ка­велин) и Юве­на­лий (По­лов­цев), ве­ли про­све­ти­тель­скую дея­тель­ность. Бла­го­да­ря ор­га­ни­за­тор­ским уси­ли­ям от­ца Ма­ка­рия (Ива­но­ва), И. В. Ки­ре­ев­ско­го и др., по­кро­ви­тель­ст­ву ря­да ие­рар­хов, пре­ж­де все­го митр. Мо­с­ков­ско­го свт. Фи­ла­ре­та (Дроз­до­ва), О. п. по­лу­чи­ла воз­мож­ность вес­ти из­да­тель­скую дея­тель­ность: бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны пе­ре­во­ды тво­ре­ний пре­по­доб­ных Вар­со­но­фия Ве­ли­ко­го и Ио­ан­на Про­ро­ка, ав­вы До­ро­фея Газ­ско­го, пре­по­доб­ных Мар­ка По­движ­ни­ка, Ио­ан­на Ле­ст­вич­ни­ка, Си­ме­о­на Но­во­го Бо­го­сло­ва, Фео­до­ра Сту­ди­та, Мак­си­ма Ис­по­вед­ни­ка, Исаа­ка Си­ри­на, Ио­ан­на Да­ма­ски­на, тво­ре­ния прп. Ни­ла Сор­ско­го и др., жиз­не­опи­сания и пе­ре­пис­ка оп­тин­ских стар­цев. В биб­лио­те­ках О. п. и ски­та хра­ни­лись цен­ные ру­ко­пи­си, са­мая древ­няя из них – слав. ру­ко­пись «Сло­вес по­ст­ни­че­ских» прп. Исаа­ка Си­ри­на, пе­ре­пи­сан­ная в 1389 в Ве­ли­кой Лав­ре на Афо­не. В Ио­ан­но-Пред­те­чен­ском ски­ту ве­лась ле­то­пись, ох­ва­ты­вав­шая вре­мя с 1820 по 1918 (за ис­клю­че­ни­ем 1861–1864 и 1883–99), в ко­то­рой фик­си­ро­ва­лись со­став и пе­ре­ме­ще­ния бра­тии, по­стри­ги, по­свя­ще­ния в сан, кон­чи­на мо­на­ше­ст­вую­щих, при­езд из­вест­ных лю­дей, круп­ные по­жерт­во­ва­ния, мо­на­стыр­ское строи­тель­ст­во, вы­ход в свет под­го­тов­лен­ных мо­на­ха­ми книг, а так­же осо­бо важ­ные со­бы­тия в цер­ков­ной и по­ли­тич. жиз­ни Рос­сии, чу­дес­ные со­бы­тия и др.

«Вид скита Святого Иоанна Предтечи». Литография. 1881.

В 19 – нач. 20 вв. чис­ло на­сель­ни­ков О. п. бы­ст­ро рос­ло, к 1915 в ней жи­ли 355 мо­на­ше­ст­вую­щих. Мн. на­сель­ни­ки О. п. на­зна­ча­лись на вы­со­кие долж­но­сти в др. мо­на­сты­рях и ду­хов­ных мис­си­ях, ар­хие­рея­ми ста­ли Иг­на­тий (Брян­ча­ни­нов), Юве­на­лий (По­лов­цев), Три­фон (Тур­ке­ста­нов), Ми­хей (Алек­се­ев). Со 2-й четв. 19 в. ук­ре­пи­лось ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние О. п., ве­лось мас­штаб­ное строи­тель­ст­во, бы­ло от­кры­то неск. за­во­дов и мас­тер­ских, уст­ро­ен во­до­про­вод, вы­ве­де­на оп­тин­ская по­ро­да ко­ров. Бра­тия ак­тив­но за­ни­ма­лась бла­го­тво­ри­тель­но­стью: при О. п. от­кры­та шко­ла, уч­ре­ж­де­ны ин­ва­лид­ный дом, дет­ский при­ют, бо­га­дель­ня. Во вре­мя рус.-тур. вой­ны 1877–78, рус.-япон. вой­ны 1904–05 и 1-й ми­ро­вой вой­ны в мо­на­стыр­скую боль­ни­цу при­ни­ма­лись ра­не­ные, мо­на­стырь вы­де­лял мес­та для бе­жен­цев, де­лал по­жерт­во­ва­ния на ну­ж­ды ар­мии.

В 1918 О. п. бы­ла офи­ци­аль­но за­кры­та, мо­на­ше­ская об­щи­на про­дол­жа­ла су­ще­ст­во­ва­ние как с.-х. ар­тель. С ли­к­ви­да­ци­ей в 1923 ар­те­ли ос­тав­ших­ся мо­на­ше­ст­вую­щих вы­се­ли­ли, мно­гие из них впо­след­ст­вии бы­ли от­прав­ле­ны в ссыл­ку или рас­стре­ля­ны. В 1919–28 на тер­ри­то­рии О. п. и ски­та дей­ст­во­вал му­зей «Оп­ти­на пус­тынь». По­сле за­кры­тия му­зея оп­тин­ский ар­хив по­пал в Гос. б-ку СССР им. В. И. Ле­ни­на (ны­не со­став­ля­ет фон­ды 213 и 214 От­де­ла ру­ко­пи­сей РГБ). В раз­ные го­ды на тер­ри­то­рии О. п. рас­по­ла­га­лись дом от­ды­ха (с 1931), ла­герь НКВД (1939–41), эва­ку­ац. гос­пи­таль (1941–43), дет­ский дом (с 1949), проф.-тех­нич. уч-ще (с 1959). Ар­хит. ан­самбль О. п. по­нёс боль­шие ут­ра­ты. В 1974 О. п. во­шла в чис­ло ох­ра­няе­мых го­су­дар­ст­вом объ­ек­тов, на­ча­лась мед­лен­ная рес­тав­ра­ция строе­ний.

О. п. воз­вра­ще­на РПЦ 17.11.1987; мо­на­стырь был во­зоб­нов­лён и при­об­рёл ста­тус став­ро­пи­ги­аль­но­го. 1.2.1990 мо­на­сты­рю пе­ре­да­на б. ч. ски­та (др. часть при­над­ле­жа­ла лит. от­де­лу Ко­зель­ско­го му­зея в 1967–2005). В ка­че­ст­ве под­во­рий О. п. пе­ре­да­ны: в 1991 в С.-Пе­тер­бур­ге Ус­пен­ская ц. на на­бе­реж­ной Лей­те­нан­та Шмид­та (1895–1900, арх. В. А. Ко­ся­ков), в 1997 в Мо­ск­ве ц. Апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла в Ясе­не­ве (1751, тра­пез­ная и ко­ло­коль­ня при­строе­ны в 1860-х гг.). В пас­халь­ную ночь 18.4.1993 в О. п. про­изош­ло убий­ст­во ие­ро­мо­на­ха Ва­си­лия (Рос­ля­ко­ва) и ино­ков Тро­фи­ма (Та­тар­ни­ко­ва) и Фе­ра­пон­та (Пуш­ка­рё­ва), вы­звав­шее боль­шой об­ществ. ре­зо­нанс.

По­ме­ст­ным со­бо­ром РПЦ 1988 ка­но­ни­зи­ро­ван ста­рец Ам­вро­сий Оп­тин­ский. В 1996 со­стоя­лась ка­но­ни­за­ция в ли­ке ме­ст­ноч­ти­мых свя­тых др. стар­цев, а так­же схи­ар­хи­ман­д­ри­та Мои­сея (Пу­ти­ло­ва), схии­гу­ме­на Ан­то­ния (Пу­ти­ло­ва), схи­ар­хи­ман­д­ри­та Исаа­кия (Ан­ти­мо­но­ва) и ар­хим. Исаа­кия (Боб­ра­ко­ва) в со­ста­ве Со­бо­ра пре­по­доб­ных от­цов и стар­цев, в Оп­ти­ной пус­ты­ни про­си­яв­ших. Ар­хие­рей­ским со­бо­ром РПЦ 2000 ус­та­нов­ле­но их об­ще­цер­ков­ное по­чи­та­ние.

Наи­бо­лее ран­ний из ны­не со­хра­нив­ших­ся па­мят­ни­ков О. п. – Вве­ден­ский со­бор, по­стро­ен­ный в тра­ди­ци­ях клас­си­циз­ма (1750–71; час­тич­но раз­ру­шен в го­ды сов. вла­сти, вос­ста­нов­лен и ос­вя­щён в 1988). Над его сре­док­ре­сти­ем воз­вы­ша­ет­ся куб, увен­чан­ный 5 гла­ва­ми. В 19 в. храм был рас­ши­рен, при­строе­ны юж. и сев. при­де­лы (1837) и крыль­цо с зап. вхо­да с при­под­ня­ты­ми на вы­со­ких по­ста­мен­тах пар­ны­ми ко­лон­на­ми. Совр. ар­хит. ан­самбль О. п. сло­жил­ся в об­щих чер­тах в 19 в. В 1802–04 воз­ве­де­на 4-ярус­ная ко­ло­коль­ня выс. ок. 64 м в сти­ле клас­си­циз­ма, за­вер­шён­ная ат­ти­ко­вым яру­сом с ча­са­ми и вы­со­ким шпи­лем (верх раз­ру­шен во вре­мя Вел. Отеч. вой­ны, вос­ста­нов­лен к 1999). В 1805–11 к югу от Вве­ден­ско­го со­бо­ра вы­стро­ен со­бор в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в сти­ле ам­пир (час­тич­но раз­рушен в го­ды сов. вла­сти, вос­ста­нов­лен и ос­вя­щён в 1996), увен­чан­ный ку­по­лом с не­боль­шой гла­вой без све­то­во­го ба­ра­ба­на. В 1809–11 строи­лась боль­нич­ная цер­ковь в честь Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (в сер. 20 в. пол­но­стью раз­ру­ше­на, вос­ста­нов­ле­на к 1998). В 1858 ос­вя­щён рас­по­ло­жен­ный к се­ве­ру от Вве­ден­ско­го со­бо­ра храм Прп. Ма­рии Еги­пет­ской и Пра­вед­ной Ан­ны, поя­вив­ший­ся в ре­зуль­та­те ре­кон­ст­рук­ции ста­рой тра­пез­ной (1822–24) и вы­пол­нен­ный в сти­ле клас­си­циз­ма; на крест­ча­тое зда­ние был во­дру­жён вось­ме­рик с од­ной гла­вой. С по­яв­ле­ни­ем но­вой церк­ви мо­на­стыр­ские хра­мы вме­сте с ко­ло­коль­ней на пла­не об­ра­зо­ва­ли крест с Вве­ден­ским со­бо­ром в цен­тре. В 1832–39 тер­ри­то­рия О. п. бы­ла ок­ру­же­на ка­мен­ной ог­ра­дой (час­тич­но раз­ру­ше­на в го­ды сов. вла­сти) с 7 баш­ня­ми и 2 въезд­ны­ми во­ро­та­ми, Свя­тые вра­та рас­по­ла­га­лись в зап. баш­не с шат­ром, увен­чан­ным фи­гур­кой тру­бя­ще­го ан­ге­ла.

В Ио­ан­но-Пред­те­чен­ском ски­ту соз­да­вал­ся отд. ар­хит. ан­самбль, от­ли­чав­ший­ся про­сто­той и скром­но­стью; боль­шин­ст­во строе­ний бы­ли де­ре­вян­ны­ми. В цен­тре уча­ст­ка в 1821–22 по­стро­ен гл. скит­ский храм, по­свя­щён­ный со­бо­ру Св. Ио­ан­на Пред­те­чи, – де­рев. цер­ковь в сти­ле ам­пир, со­стоя­щая из не­сколь­ких сру­бов: при­тво­ра, тра­пез­ной и ку­бич. хра­ма с 7-гран­ной ап­си­дой; по бо­ко­вым сто­ро­нам уст­рое­ны 4-ко­лон­ные пор­ти­ки с фрон­то­на­ми. В 1857 в ски­ту поя­ви­лись ка­мен­ные Свя­тые вра­та (на 2-м яру­се – звон­ни­ца). Ка­мен­ный храм во имя свт. Льва еп. Ка­тан­ско­го и прп. Ио­ан­на Рыль­ско­го воз­ве­дён в 1901–02 в рус­ском сти­ле. У во­рот ски­та на­хо­дил­ся ис­точ­ник во имя свт. Ам­вро­сия Ме­дио­лан­ско­го с ко­лод­цем.

Ряд по­стро­ек рас­по­ло­жен за ог­ра­дой О. п. На но­вом клад­би­ще в 1864 со­ору­же­на не­боль­шая од­но­гла­вая ку­би­че­ская ц. во имя Всех свя­тых (в 20 в. пол­но­стью раз­ру­ше­на, от­строе­на за­но­во к 2008). У юж. во­рот в 1874 вы­стро­ен 2-этаж­ный боль­нич­ный кор­пус с до­мо­вой од­но­гла­вой ц. Прп. Ила­рио­на Ве­ли­ко­го в рус­ском сти­ле. На р. Жиз­д­ра на­хо­дил­ся ис­точ­ник прп. Паф­ну­тия Бо­ров­ско­го с ча­сов­ней и ку­паль­ней.

По­сле во­зоб­нов­ле­ния мо­на­сты­ря в кон. 20 в. по­строе­ны но­вые церк­ви: в 1997–2000 – в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Спо­ри­тель­ни­ца хле­бов» на тер­ри­то­рии мо­на­стыр­ско­го под­соб­но­го хо­зяй­ст­ва, в 2005–07 – Пре­об­ра­жен­ская ц. око­ло Свя­тых врат мо­на­сты­ря; в 2008 в юго-вост. час­ти мо­на­сты­ря над мо­ги­ла­ми мо­на­хов, уби­тых в 1993, воз­двиг­ну­та ча­сов­ня.

Пустынь туристическая


Фото: Оптина пустынь Монастырь.

Равно как многие другие пространства паломничества на Руси, Оптина пустынь где находится поблизости город Козельск и некоторые деревушки, дает и хлеб, и возможность экономического процветания для близлежащих территорий. К примеру, земля в соседней деревне стоит не дешевле чем земля в самых элитных поселках Подмосковья, хотя ничем помимо пустыни эта территория не примечательна. Жители имеют возможность практически на протяжении всего года размещать паломников.

Поток людей сюда движется на протяжении всего года и практически не прекращается, на территории обители всегда много людей. Причем приезжают сюда люди самые разные от простых хиппи, которые хотят увидеть некое подобие йогов только российского пошиба, до простых людей, которые хотят прикоснуться поближе к глубине православной веры.

Географическое расположение и место на карте

Оптина Пустынь имеет следующие GPRS-координаты: 54.053416, 35.831969. Расположена в Калужской области.
Паломнические поездки из Москвы по Святым местам России. Подробнее можно узнать в паломнический .

От областного центра расстояние составляет 79 километра, от столицы России — 256 километров, от Санкт-Петербурга — 935 км. А самое короткое расстояние от ближайшего городка поз названием Козельск — всего 2000 метров пути.

Мы уверены, что Вам будет интересна статья о Николо-Ямском храме в Рязани.

Монастырь после революции и СССР

После октябрьской революции духовынй центр России закрыли в 1918 году. Здесь были сельскохозяйственная артель, музей, лесопилка, кожевенный завод, где монахи и старцы работали, а также тайно продолжали религиозную деятельность. В обитель продолжали идти паломники.
Череду различных организаций на территории монастыря сменил Дом отдыха. В 1939 году здесь сделали концлагерь. Он вмещал в себя более пяти тысяч поляков, которых подвергли расстрелу в Катыни.

С началом ВОВ необходим был госпиталь для раненых, место под которое выбрали именно Оптинский монастырь. Уже спустя три года после начала войны переделали госпиталь в лагерь НКВД, предназначавшийся для пленных советских офицеров, вернувшихся из Германии на родину. В 1949 году лагерь сменила военная часть.

1987 год — год возвращения Оптиной Пустыни Русской Православной церкви. Самая первая литургия была отслужена в июне 1988 года в надвратной башне. Предстояли долгие годы работы по восстановлению святой обители.

Монастырь в духовной жизни России

Оценить огромную значимость в жизни России можно на примере влияния посещения обители на мировоззрение и творчество трех великих писателей – Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского:

  • Н.В. Гоголь трижды посещал монастырь. Время первого визита совпало с глубоким духовным кризисом, усугубленным болезнью. Писателя, уже написавшего свои лучшие произведения, мучают сомнения в правильности выбранного поприща. Гоголь чувствовал в себе призвание монаха, мечтал жить в Оптиной Пустыне, молиться за грехи людей. Гениальный дар писателя противоречил его религиозным убеждениям. В этом заключалась его трагедия. Но старцы, многие из которых были людьми очень образованными, и, конечно, читали его произведения, сделали все возможное, чтобы литературный мир не потерял писателя. Долгие беседы с о. Макарием, о. Порфирием и монахами монастыря благотворно повлияли на Николая Васильевича. Отец Порфирий впоследствии вёл продолжительную переписку с писателем, был его другом и наставником;
  • Лев Толстой посещал обитель несколько раз. Однажды он со спутниками пришел сюда пешком. Взаимоотношения великого писателя с церковью были сложными. Даже неоднократные беседы со старцем Амвросием не вернули его в лоно православия. Но вот странность: не соглашаясь со старцами в религиозных вопросах, писатель считал посещение обители очень важным событием своей жизни;
  • В 1878 году здесь проживал некоторое время великий Фёдор Михайлович Достоевский. У писателя от эпилепсии умер младший, горячо любимый отцом, сын Алёша. В монастыре писатель познакомился и пообщался с о. Амвросием, ставший прототипом старца Зосимы в последнем романе писателя «Братья Карамазовы».
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]