Аудио-версия статьи
- За что был помилован благоразумный разбойник? свт. Иоанн (Шанхайский)
- О Кресте и разбойнике свт. Иоанн (Златоуст)
- Вне Церкви нет спасения. Благоразумный разбойник диакон Георгий Максимов
- Свидетельствует ли спасение Христом одного из разбойников о том, спасение не требует усилий и покаяние вполне доступно перед самой смертью тела? митр. Владимир (Иким)
- О крещении Благоразумного разбойника
- Исключительный случай как универсальный аргумент К. Борисов
***
Благоразу́мный разбо́йник – один из двух разбойников, распятых на Голгофе рядом с Иисусом Христом (по преданию по правую руку Спасителя), раскаявшийся, уверовавший во Христа, смиренно выразивший перед Ним свою веру и получивший от Него обетование, что «ныне же» будет пребывать с Ним в раю.
Все четыре евангелиста с большими или меньшими подробностями говорят о двух разбойниках, распятых вместе с Иисусом Христом (Мф.27:44, Мк.15:32, Ин.19:18), наиболее полный рассказ об этом приводится у евангелиста Луки (Лк.23:39–43).
В апокрифическом Евангелии от Никодима приводятся имена распятых со Христом разбойников. Нераскаявшегося разбойника, находившегося слева от Спасителя, звали Гестас. А другой, благоразумный разбойник по правую руку от Христа, назван Дисмасом. В средневековой византийской древнерусской традиции благоразумного разбойника именуют Рахом.
***
За какое преступление был распят Благоразумный разбойник
Слово разбойник, употреблённое в Синодальном переводе Священного Писания, имеет и такое значение, как мятежник (террорист). Учитывая, что Иудея в то время была оккупирована Римской империей, уместен и такой перевод, как партизан.
В те времена, воровство распятием не наказывалось, поэтому можно предполагать, что разбойники, распятые рядом со Христом-Спасителем, вели вооружённую борьбу с оккупантами, а не промышляли разбоем.
Примечания
- Ексапостиларий перед 9-м Евангелием
- Последование изобразительных (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 8 декабря 2007. Архивировано 28 февраля 2008 года. - Архиепископ Аверкий (Таушев). Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета.
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет: Москва, 2007. ISBN 5-7429-0065-1 - Слово в среду первой седмицы Великого поста на повечерии. О покаянном плаче.
- Иоанн Златоуст. Беседа о кресте и разбойнике, и о втором пришествии Христа, и о непрестанной молитве за врагов (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 6 ноября 2021. Архивировано 18 июня 2012 года. - Вторник шестой седмицы Великого Поста (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 25 февраля 2008. Архивировано 10 апреля 2008 года. - Святитель Феофан Затворник. «Три слова о несении Креста».
- Аристид философ, Слово о благоразумном разбойнике
- О терпении
- Арабское евангелие детства Спасителя. 23.
- ↑ 12
Слово о Крестном Древе - В. П. Зверев. Богородичные мотивы в поэтическом творчестве Ф. Н. Глинки
- ↑ 12
Евангелие от Никодима - Крылов Н. История Креста, на котором был распят Христос
. М., 1855 год. - Сократ Схоластик. Церковная история
- Христофору Е. Обитель парящего креста
// Всемирный следопыт, 2006 г № 15 - Хождение игумена Даниила
- Титло с Животворящего Креста Господня на сайте Православие.Ru
- Сократ Схоластик. Церковная история
Гл. 17 - ↑ 12
О некоторых особенностях иконографии Распятия - St.Dismas at www.catholic-forum.com (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 8 декабря 2007. Архивировано 7 декабря 2007 года. - ↑ 12
Благоразумный разбойник // Православная энциклопедия - П. Г. Чесноков. «Разбойника благоразумнаго…» (песнопение Великой Пятницы)
- Чинопоследование литургии (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 23 февраля 2010. Архивировано 27 августа 2009 года. - Перевод: «я врагам Твоим не открою тайны, и не дам Тебе такого поцелуя, как Иуда, но как разбойник (покаявшийся на кресте) верую в Тебя
» - Аристид-философ. «Слово о благоразумном разбойнике»
- Слово монаха Кирилла Туровского о снятии тела Христова с Креста, и о Мироносицах (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 8 декабря 2007. Архивировано 11 ноября 2007 года. - The Golden Legend. Henry W. Longfello (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 26 ноября 2009. Архивировано 31 декабря 2008 года. - Н. Лесков «Сошествие в ад»
- Новости сайта (недоступная ссылка) Православие.Ru
- Анишино.
О смысле покаянного подвига Благоразумного разбойника
cвященник Афанасий Гумеров:
В душе разбойника произошла великая перемена. Он оказался достойным рая. Исцелила его благодать Божия, но мы не должны умалять и личной его заслуги. Обратившийся разбойник совершил три подвига. Прежде всего, подвиг веры. Книжники и фарисеи, знавшие все пророчества о Мессии и видевшие многочисленные чудеса и знамения, совершаемые Иисусом Христом, оказались слепыми и приговорили Спасителя к смерти. Разбойник смог в прикованном, как и он, к кресту и обреченном на смерть человеке увидеть воплотившегося Бога. Какая изумительная сила веры. Он совершил и подвиг любви. Умирал в страданиях. Когда человек мучим нестерпимой болью, он весь сосредоточен на себе. Бывший разбойник, находясь в таком состоянии, оказался способным проявить сострадание к Иисусу. Когда другой разбойник злословил Его, он унимал его и говорил: «Он ничего худого не сделал» (Лк. 23:41). Есть ли столько любви к Иисусу Христу у нас, получающих столько благодеяний от Бога? Благоразумный разбойник совершил третий подвиг – подвиг надежды. Несмотря на такое мрачное прошлое, он не отчаялся в своем спасении, хотя, казалось, уже не было время для исправления и плодов покаяния.
Содержание
- 1 Тексты 1.1 Евангельское описание 1.1.1 Истолкование в христианстве
- 1.3.1 Происхождение разбойников
- 2.1 Благоразумный разбойник Дисмас
Предания о встрече Благоразумного разбойника со Святым семейством
Существует позднее народное предание, что именно благоразумный разбойник спас жизнь Богоматери и Младенцу Иисусу по дороге в Египет, когда слуги Ирода убивали всех младенцев в Иудее. На дороге в город Мисир на Святое семейство напали грабители, имея намерение поживиться. Но праведный Иосиф имел только осла, на котором сидела Пресвятая Богородица с Сыном; возможная нажива разбойников была невелика. Один из них уже схватился за осла, но, увидев Младенца Христа, удивился необычайной красоте ребенка и воскликнул: «Если бы Бог взял Себе тело человеческое, то не был бы красивее, чем это дитя!» И повелел этот разбойник своим сотоварищам пощадить путников. И тогда Пресвятая Дева сказала столь великодушному разбойнику: «Знай, что этот младенец наградит тебя хорошо, за то, что ты его сохранил сегодня». Этим грабителем был Рах.
Другое предание иначе передает встречу благоразумного разбойника со Святым семейством. У Е. Поселянина это описано так: «Схваченные разбойниками, путники были приведены в их притон. Там лежала больная жена одного из разбойников, имевшая грудного младенца. Болезнь матери тяжело отзывалась на ребенке. Тщетно силился он высосать каплю молока из ее истощенной груди. Богоматерь увидела страдания ребенка, терзания несчастной матери. Она подошла к ней, взяла младенца к себе на руки и приложила его к своей груди. И от таинственной капли, проникшей в увядающий телесный состав, мгновенно жизнь вернулась в зачахшего ребенка. Щеки оживились румянцем, глаза заблестели, полутрупик превратился опять в веселого цветущего мальчика. Таково было действие таинственной капли. И в этом мальчике осталось на всю жизнь воспоминание о чудной Жене, у персей которой он, умирающий, исцелился. Жизнь не была к нему добра; он пошел проторенной его родителями дорогой преступления, но жажда духовная, стремление к лучшему никогда не оставляло эту загубленную жизнь. (Поселянин Е. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон). Разумеется, этим младенцем оказался Рах.
Иконография
«Распятие»
, Эммануил Лампардос, XVII в., критская школа. Эрмитаж
Искусствоведы отмечают, что разбойники по сторонам Христа в сценах Распятия появились, начиная с V—VI веков (самым ранним из известных изображений является икона из монастыря Святой Екатерины, датируемая VI веком).
Благоразумный разбойник был распят с правой стороны от Христа (одесную), поэтому голову Спасителя часто пишут склонённой в эту сторону. Это указывает на его приятие раскаявшегося преступника. В русской иконописи наклонная перекладина под ногами Иисуса также обычно направлена вверх в сторону Благоразумного разбойника. Благоразумный разбойник писался обращённым лицом к Иисусу, а Безумный — с отвернувшейся головой или даже развёрнутым спиной.
Художники подчас подчёркивали различие между Иисусом и находящимся по обоим его сторонам разбойниками, а также разницу между двумя преступниками:
Иисус Христос | Разбойники | |
одежда | набедренная повязка | перизома |
крест | Животворящий крест, чёткие геометрические формы | некрасивые, дикие, изогнутые стволы, Т-образный крест |
крепление | гвозди | привязаны веревками |
руки | прямые, вытянутые | связанные сзади креста |
поза | умиротворенная | корчатся |
голени | сохраняются в неприкосновенности | перебиты воинами, которые размахивают молотами |
Можно проследить и различия между двумя разбойниками, Благоразумным и Безумным: в первые века христианства, когда ещё сохранялась память об античном безбородом идеале мужской красоты, Благоразумный разбойник бороды не имел, а Безумный был бородатым. Но с развитием христианского мировоззрения борода становилась одним из немаловажных признаков образа Христа в человеке, и поэтому борода стала атрибутом положительных персонажей (Иисуса и Благоразумного разбойника), а третий казнённый превратился в безбородого.[20]
В русской иконописи изображение Благоразумного разбойника, кроме традиционных композиций Распятия Христова, также помещается:[22]
- в сцене сошествия во ад (связано с иллюстрацией апокрифических сказаний «Слово о вшествии Иоанна Предтечи во ад» и «О разбойнице, иже со Христом пострада»). Изображается сцена диалога Благочестивого разбойника с пророками Илией и Енохом у райских врат, охраняемых огненным херувимом;
- на северных дверях алтаря, ведущих в жертвенник. Разбойник изображается на белом фоне в окружении райских атрибутов (цветы, птицы, растительные побеги), что символически указывает на его пребывание в раю. В руки Благочестивому разбойнику традиционно помещают крест. В середине XIX века было распространено мнение, что помещение этого изображения на северных дверях алтаря является старообрядческой традицией, но это, вероятно, объясняется перемещением древних икон в старообрядческие церкви и моленные после реформ патриарха Никона.
О Крещении Благоразумного разбойника
«…разбойник получил окропление отпущения грехов через таинство воды и Крови, истекших из бока Христа» (преп. Ефрем Сирин, Творения, т. 4, с. 434).
«…в чем же заключалось оправдание разбойника? Он вошел в рай за то, что с верою коснулся креста. Что же последовало дальше? Разбойнику было обещано Спасителем спасение; между тем ему времени не было и не удалось осуществить свою веру и просветиться (крещением), а ведь было сказано: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5), Не было ни случая, ни возможности, не было для разбойника и времени креститься, потому что он висел тогда на кресте. Спаситель однако нашел выход из этого безвыходного положения. Так как уверовал в Спасителя человек, оскверненный грехами, и нужно было ему очиститься, то Христос устроил так, что после страданий один из воинов копьем пронзил ребро Господа и из него истекла кровь и вода; из ребра Его, говорит евангелист, «тотчас истекла кровь и вода» (Иоан. 19:34), в подтверждение истинности Его смерти и в прообразование таинств. И вышла кровь и вода – не просто вытекла, но с шумом, так что брызнула на тело разбойника; ведь, когда вода выходит с шумом, она производит брызги, а когда вытекает медленно, то идет тихо и спокойно. Но из ребра кровь и вода вышли с шумом, так что брызнули на разбойника и этим окроплением он был крещен, как говорит и апостол: мы приступили к «к горе Сиону и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр. 12:22,24)» (свт.Иоанн Златоуст, Полное собрание творений в 12-ти тт, ‚т.8, с.694–695).
«Послушаем святого Анастасия Синаита, который о благоразумном разбойнике, для коего вода, истекшая из ребер Христовых стала водою крещения, говорит: «К оным птицам (то есть к небесным духам) отлетел из животворной воды, истекшей из всех птиц, святой разбойник, воспаряя по воздуху в рое птиц вместе с царем – Христом» (свт. Димитрий Ростовский, Жития святых, том январь, кн.1‑я, Память 6 января, Слово на Богоявление Господне, с.224 ).
«Итак, не сомневайся возлюбленный: благодать Божия совершенна; место не препятствует, здесь ли ты крестился, или на корабле, или на пути. Филипп крестил во время пути, Павел – в узах; Христос крестил разбойника на кресте из своей раны, и он тотчас удостоился отверзть двери рая» (свт. Иоанн Златоуст. Т. 3, Кн. 2. 4. Слово о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь).
«Разбойника благоразумнаго» — слушать:
«Разбойника благоразумнаго» — музыка М. Старицкого, переложение арх. Матфея Мормыля:
Исполняет хор Сретенского монастыря
«Разбойника благоразумнаго» Павла Чеснокова:
Исполняет мужской хор МИФИ, дирижёр — Надежда Малявина:
Павел Григорьевич Чесноков (1877-1944) — виднейший деятель хорового и регентского искусства конца XIX-начала XX веков, автор множества духовных сочинений. Его произведениям присуща молитвенность и искренность, строгость, свойственная древним напевам, и душевные переживания. Эта двуплановость слышна в хоровом сопровождении и яркой партии солиста.
«Разбойника благоразумнаго» Александра Гречанинова:
А. Гречанинов, из цикла «Страстная седмица», исполняет Государственная академическая Симфоническая капелла России, дирижёр — Валерий Полянский:
Александр Тихонович Гречанинов — композитор-современник Чеснокова, так же автор множества духовной музыки. Крупный и малоизвестный цикл «Страстная седмица» отличается богатым хоровым звучанием и своей необычной потрясающей музыкой.
Бог Господь Иисус Христос и злодеи разбойники, распятые на горе Голгофа
Разделы сайта: Пасха — Светлое Христово Воскресение.
Бог Господь Иисус Христос и злодеи разбойники, распятые на горе Голгофа.
Христос на Голгофе. Наш Спаситель на Кресте! Праведник страдает. Того, кто возлюбил весь человеческий род, убивают люди! Всякий, обладающий сознанием, да устыдится! Всякий, имеющий сердце, да скорбит! Всякий, имеющий разум, да осознает это…
Добрый Самарянин, спасший человечество от ран, нанесенных разбойниками, пал от их рук. Рядом с Господом было семь злодеев. Первый злодей – сатана, также злодеи – пресвитеры и правители израильского народа, третий – Иуда, четвертый – Пилат, пятый – Варавва, шестой – нераскаянный разбойник, распятый вместе с Иисусом, седьмой – покаявшийся разбойник. Остановимся ненадолго и выясним, кто эти злодеи.
Первый из них – сатана, желающий нанести человеческому роду непоправимое зло. Он отец лжи, злодей злодеев. Искушения, которыми он испытывает людей, желая нанести им вред, можно разделить на два вида: покой (достаток, удобство) и страдания. Сначала сатана искушал Господа на горе, обещая удобство, власть и богатство. Сейчас он испытывает его страданиями и страстями. Обратившись в бегство после первого искушения, он оставил Господа и удалился от него. Однако он покинул Его лишь на время. Как сказано в Евангелии, “диавол отошел от Него до времени” (Лк.4:13).
Это время прошло, и дьявол показался снова. В этот раз ему не нужно было появляться открыто. Теперь дьявол начинает действовать через людей. Он использует сынов тьмы, которые, ослепленные светом Христа, предаются в руки сатаны. Сатана, в свою очередь, использует их как оружие против Господа Христа. Однако он находится рядом с каждым языком, хулившим Христа, с каждым ртом, плюющим на всечтимый Его лик, с каждой рукой, стегающей Его и надевающей на Него терновый венец, рядом с каждым сердцем, пылающим ненавистью и завистью к Нему.
Другие злодеи – это израильские пресвитеры, а также политические, религиозные и духовные правители. Это книжники и фарисеи, саддукеи и священники во главе с царем Иродом. Зависть и страх заставили их преследовать Господа. Зависть одолевала их, потому что Иисус был сильнее, мудрее и прекраснее, чем они. Они боялись за свое положение, власть и славу в случае, если люди последуют за Христом. Поэтому они и кричали: “Видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за ним” (Ин. 12:19). Это происходило от страха, слабости и зависти.
Какое же самое великое из злодеяний, которое они причинили Господу? Это арест и казнь, без справедливого суда и приговора. В Евангелии сказано: “Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить” (Мф. 26:3 – 4). Они не обсуждают между собой, какие обвинения ему предъявят и как поведут Его на суд, решив “взять Его хитростью и убить”. Единственное, что их интересует – это коварно схватить Его и убить. Когда законник Никодим советует им сначала представить Иисуса в суде, чтобы сказать, в чем Его обвиняют, они отвергают этот совет с недовольством, иронически улыбаясь.
Третьим злодеем стал Иуда, называющийся апостолом, но на деле оказывающийся подлым предателем. Сатана участвовал в несправедливом убиении Христа из-за своей ненависти к Богу и человеку. Первосвященники и властители пошли на это из-за зависти и страха. Иуда связывается с сатаной и правителями израильского народа по своей алчности. Преступление Иуды состоит в том, что он предал своего Учителя и Благодетеля за тридцать сребренников. Впоследствии он сам признал свою ошибку и сказал об этом пресвитерам, подкупившим его ради предательства: “Согрешил я, предав кровь невинную… И бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился” (Мф. 27:4-5). Жалкая смерть свидетельствует о его трагической ошибке. Как сказано об этом в Деяниях Апостолов: “…и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его” (Деян. 1:18).
Четвертый злодей – Пилат, представитель Кесаря в Иерусалиме, который олицетворяет в осуждении Сына Божия языческий мир. Пилат презирает иудеев, а иудеи презирают его. Сначала он не хотел вмешиваться в суд над Христом: “Возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его” (Ин. 18:31), – сказал он обвинителям Христа. Затем он выступает в защиту Иисуса и после допроса говорит иудеям: “Я никакой вины не нахожу в Нем” (Ин. 18:38). Но, в конце концов, он уступает их угрозам, решая “быть по прошению их” (Лк. 23:24) и отдает приказ стегать Иисуса, а затем распять Его.
Преступление Пилата состоит в том, что он, имея возможность защитить Праведника, не сделал этого. Он сам говорит Господу: “Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?” (Ин. 19:10). Этим своим заявлением Пилат берет на себя вечную ответственность за смерть Христа. Что же заставляет Пилата совершить это преступление и встать в ряд злодеев? Это его ограниченность и страх. Страх встать на защиту праведника, страх потерять свое положение и благосклонность Кесаря.
Пятый злодей – Варавва. В то время он находился в темнице “за произведенное им в городе возмущение и убийство” (Лк. 23:19). Он находился под следствием, согласно иудейским и римским законам, и ждал смертного приговора. Лично он не совершил никакого греха против Христа. Согрешают иудеи, которые ставят его выше Иисуса и отдают предпочтение ему. Пилат хотел использовать Варавву, чтобы избавить Христа от смертного приговора. Иудеи же использовали Христа, чтобы спасти Варавву. Пилат поставил иудеев перед выбором между Христом и Вараввой, фактически между Богом и преступником. Но подобное притягивается к подобному. Так, злодеи избрали злодея.
Оба последних злодея (шестой и седьмой) были распяты вместе с Христом на Голгофе, первый – слева, другой – справа. Пророк Исаия предрекал это: “И к злодеям причтен” (Лк. 22:37). Один из них, даже находясь в преддверье смерти, хулит Иисуса, в то время как другой молится.
Здесь перед нами предстают два человека с похожей судьбой: оба они пригвождены к кресту, оба готовятся покинуть этот мир и больше ничего не ждут от него. Но есть одно существенное различие. Это ответ на вопрос всем тем, кто утверждает, что если поставить людей в одинаковые материальные условия, дать им одинаковый почет и имущество, все они будут обладать одним духом. Один из разбойников, который через некоторое время испустит последний вздох, насмехается над Сыном Божьим: “Если Ты Христос, спаси Себя и нас” (Лк. 23:39). В то время как другой просит Иисуса: “Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое” (Лк. 23:42). Боль распятия одного убивает и телесно, и духовно. Другого же – только телесно, ибо душа его спасается. Крест Христов для одного стал соблазном, для другого – спасением.
Таковы семь злодеев, окружающих Христа. Господи, помоги нам видеть свою собственную жизнь, прежде чем осуждать злодеев, распявших Бога любви на Кресте! Зададимся вопросом: а не входим ли мы в их число? Будем же подобны седьмому злодею, который, перенеся крестные страдания, покаялся, найдя спасение от своих грехов.
Святой Николай Велимирович, “Время покаяния”, стр. 243-254.