Разбойники, распятые рядом с Христом: кем они были?

Аудио-версия статьи

  • За что был поми­ло­ван бла­го­ра­зум­ный раз­бой­ник? свт. Иоанн (Шан­хай­ский)
  • О Кресте и раз­бой­нике свт. Иоанн (Зла­то­уст)
  • Вне Церкви нет спа­се­ния. Бла­го­ра­зум­ный раз­бой­ник диакон Геор­гий Мак­си­мов
  • Сви­де­тель­ствует ли спа­се­ние Хри­стом одного из раз­бой­ни­ков о том, спа­се­ние не тре­бует усилий и пока­я­ние вполне доступно перед самой смер­тью тела? митр. Вла­ди­мир (Иким)
  • О кре­ще­нии Бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника
  • Исклю­чи­тель­ный случай как уни­вер­саль­ный аргу­мент К. Бори­сов

***

Благоразу́мный разбо́йник – один из двух раз­бой­ни­ков, рас­пя­тых на Гол­гофе рядом с Иису­сом Хри­стом (по пре­да­нию по правую руку Спа­си­теля), рас­ка­яв­шийся, уве­ро­вав­ший во Христа, сми­ренно выра­зив­ший перед Ним свою веру и полу­чив­ший от Него обе­то­ва­ние, что «ныне же» будет пре­бы­вать с Ним в раю.

Все четыре еван­ге­ли­ста с боль­шими или мень­шими подроб­но­стями гово­рят о двух раз­бой­ни­ках, рас­пя­тых вместе с Иису­сом Хри­стом (Мф.27:44, Мк.15:32, Ин.19:18), наи­бо­лее полный рас­сказ об этом при­во­дится у еван­ге­ли­ста Луки (Лк.23:39–43).

В апо­кри­фи­че­ском Еван­ге­лии от Нико­дима при­во­дятся имена рас­пя­тых со Хри­стом раз­бой­ни­ков. Нерас­ка­яв­ше­гося раз­бой­ника, нахо­див­ше­гося слева от Спа­си­теля, звали Гестас. А другой, бла­го­ра­зум­ный раз­бой­ник по правую руку от Христа, назван Дисма­сом. В сред­не­ве­ко­вой визан­тий­ской древ­не­рус­ской тра­ди­ции бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника име­нуют Рахом.

***

За какое пре­ступ­ле­ние был распят Бла­го­ра­зум­ный раз­бой­ник

Слово раз­бой­ник, упо­треб­лён­ное в Сино­даль­ном пере­воде Свя­щен­ного Писа­ния, имеет и такое зна­че­ние, как мятеж­ник (тер­ро­рист). Учи­ты­вая, что Иудея в то время была окку­пи­ро­вана Рим­ской импе­рией, уме­стен и такой пере­вод, как пар­ти­зан.

В те вре­мена, воров­ство рас­пя­тием не нака­зы­ва­лось, поэтому можно пред­по­ла­гать, что раз­бой­ники, рас­пя­тые рядом со Хри­стом-Спа­си­те­лем, вели воору­жён­ную борьбу с окку­пан­тами, а не про­мыш­ляли раз­боем.

Примечания

  1. Ексапостиларий перед 9-м Евангелием
  2. Последование изобразительных (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 декабря 2007. Архивировано 28 февраля 2008 года.
  3. Архиепископ Аверкий (Таушев). Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета.
    Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет: Москва, 2007. ISBN 5-7429-0065-1
  4. Слово в среду первой седмицы Великого поста на повечерии. О покаянном плаче.
  5. Иоанн Златоуст. Беседа о кресте и разбойнике, и о втором пришествии Христа, и о непрестанной молитве за врагов (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 ноября 2021. Архивировано 18 июня 2012 года.
  6. Вторник шестой седмицы Великого Поста (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 февраля 2008. Архивировано 10 апреля 2008 года.
  7. Святитель Феофан Затворник. «Три слова о несении Креста».
  8. Аристид философ, Слово о благоразумном разбойнике
  9. О терпении
  10. Арабское евангелие детства Спасителя. 23.
  11. 12
    Слово о Крестном Древе
  12. В. П. Зверев. Богородичные мотивы в поэтическом творчестве Ф. Н. Глинки
  13. 12
    Евангелие от Никодима
  14. Крылов Н. История Креста, на котором был распят Христос
    . М., 1855 год.
  15. Сократ Схоластик. Церковная история
  16. Христофору Е. Обитель парящего креста
    // Всемирный следопыт, 2006 г № 15
  17. Хождение игумена Даниила
  18. Титло с Животворящего Креста Господня на сайте Православие.Ru
  19. Сократ Схоластик. Церковная история
    Гл. 17
  20. 12
    О некоторых особенностях иконографии Распятия
  21. St.Dismas at www.catholic-forum.com (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 декабря 2007. Архивировано 7 декабря 2007 года.
  22. 12
    Благоразумный разбойник // Православная энциклопедия
  23. П. Г. Чесноков. «Разбойника благоразумнаго…» (песнопение Великой Пятницы)
  24. Чинопоследование литургии (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 февраля 2010. Архивировано 27 августа 2009 года.
  25. Перевод: «я врагам Твоим не открою тайны, и не дам Тебе такого поцелуя, как Иуда, но как разбойник (покаявшийся на кресте) верую в Тебя
    »
  26. Аристид-философ. «Слово о благоразумном разбойнике»
  27. Слово монаха Кирилла Туровского о снятии тела Христова с Креста, и о Мироносицах (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 декабря 2007. Архивировано 11 ноября 2007 года.
  28. The Golden Legend. Henry W. Longfello (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 ноября 2009. Архивировано 31 декабря 2008 года.
  29. Н. Лесков «Сошествие в ад»
  30. Новости сайта (недоступная ссылка) Православие.Ru
  31. Анишино.

О смысле пока­ян­ного подвига Бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника

cвя­щен­ник Афа­на­сий Гуме­ров:

В душе раз­бой­ника про­изо­шла вели­кая пере­мена. Он ока­зался достой­ным рая. Исце­лила его бла­го­дать Божия, но мы не должны ума­лять и личной его заслуги. Обра­тив­шийся раз­бой­ник совер­шил три подвига. Прежде всего, подвиг веры. Книж­ники и фари­сеи, знав­шие все про­ро­че­ства о Мессии и видев­шие мно­го­чис­лен­ные чудеса и зна­ме­ния, совер­ша­е­мые Иису­сом Хри­стом, ока­за­лись сле­пыми и при­го­во­рили Спа­си­теля к смерти. Раз­бой­ник смог в при­ко­ван­ном, как и он, к кресту и обре­чен­ном на смерть чело­веке уви­деть вопло­тив­ше­гося Бога. Какая изу­ми­тель­ная сила веры. Он совер­шил и подвиг любви. Умирал в стра­да­ниях. Когда чело­век мучим нестер­пи­мой болью, он весь сосре­до­то­чен на себе. Бывший раз­бой­ник, нахо­дясь в таком состо­я­нии, ока­зался спо­соб­ным про­явить состра­да­ние к Иисусу. Когда другой раз­бой­ник зло­сло­вил Его, он унимал его и гово­рил: «Он ничего худого не сделал» (Лк. 23:41). Есть ли столько любви к Иисусу Христу у нас, полу­ча­ю­щих столько бла­го­де­я­ний от Бога? Бла­го­ра­зум­ный раз­бой­ник совер­шил третий подвиг – подвиг надежды. Несмотря на такое мрач­ное про­шлое, он не отча­ялся в своем спа­се­нии, хотя, каза­лось, уже не было время для исправ­ле­ния и плодов пока­я­ния.

Содержание

  • 1 Тексты 1.1 Евангельское описание 1.1.1 Истолкование в христианстве
  • 1.2 Пророчества
  • 1.3 Апокрифические истории
      1.3.1 Происхождение разбойников
  • 1.3.2 Крест Благоразумного разбойника
  • 1.3.3 Крест Безумного разбойника
  • 2 Имена разбойников
      2.1 Благоразумный разбойник Дисмас
  • 2.2 Благоразумный разбойник Рах
  • 3 Иконография
  • 4 Почитание
  • 5 Прочие тексты
  • 6 Прочие сведения
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • Пре­да­ния о встрече Бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника со Святым семей­ством

    Суще­ствует позд­нее народ­ное пре­да­ние, что именно бла­го­ра­зум­ный раз­бой­ник спас жизнь Бого­ма­тери и Мла­денцу Иисусу по дороге в Египет, когда слуги Ирода уби­вали всех мла­ден­цев в Иудее. На дороге в город Мисир на Святое семей­ство напали гра­би­тели, имея наме­ре­ние пожи­виться. Но пра­вед­ный Иосиф имел только осла, на кото­ром сидела Пре­свя­тая Бого­ро­дица с Сыном; воз­мож­ная нажива раз­бой­ни­ков была неве­лика. Один из них уже схва­тился за осла, но, увидев Мла­денца Христа, уди­вился необы­чай­ной кра­соте ребенка и вос­клик­нул: «Если бы Бог взял Себе тело чело­ве­че­ское, то не был бы кра­си­вее, чем это дитя!» И пове­лел этот раз­бой­ник своим сото­ва­ри­щам поща­дить пут­ни­ков. И тогда Пре­свя­тая Дева ска­зала столь вели­ко­душ­ному раз­бой­нику: «Знай, что этот мла­де­нец награ­дит тебя хорошо, за то, что ты его сохра­нил сего­дня». Этим гра­би­те­лем был Рах.

    Другое пре­да­ние иначе пере­дает встречу бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника со Святым семей­ством. У Е. Посе­ля­нина это опи­сано так: «Схва­чен­ные раз­бой­ни­ками, пут­ники были при­ве­дены в их притон. Там лежала боль­ная жена одного из раз­бой­ни­ков, имев­шая груд­ного мла­денца. Болезнь матери тяжело отзы­ва­лась на ребенке. Тщетно силился он высо­сать каплю молока из ее исто­щен­ной груди. Бого­ма­терь уви­дела стра­да­ния ребенка, тер­за­ния несчаст­ной матери. Она подо­шла к ней, взяла мла­денца к себе на руки и при­ло­жила его к своей груди. И от таин­ствен­ной капли, про­ник­шей в увя­да­ю­щий телес­ный состав, мгно­венно жизнь вер­ну­лась в зачах­шего ребенка. Щеки ожи­ви­лись румян­цем, глаза забле­стели, полутру­пик пре­вра­тился опять в весе­лого цве­ту­щего маль­чика. Таково было дей­ствие таин­ствен­ной капли. И в этом маль­чике оста­лось на всю жизнь вос­по­ми­на­ние о чудной Жене, у персей кото­рой он, уми­ра­ю­щий, исце­лился. Жизнь не была к нему добра; он пошел про­то­рен­ной его роди­те­лями доро­гой пре­ступ­ле­ния, но жажда духов­ная, стрем­ле­ние к луч­шему нико­гда не остав­ляло эту загуб­лен­ную жизнь. (Посе­ля­нин Е. Бого­ма­терь. Опи­са­ние Ее земной жизни и чудо­твор­ных икон). Разу­ме­ется, этим мла­ден­цем ока­зался Рах.

    Иконография

    «Распятие»
    , Эммануил Лампардос, XVII в., критская школа. Эрмитаж

    Искусствоведы отмечают, что разбойники по сторонам Христа в сценах Распятия появились, начиная с V—VI веков (самым ранним из известных изображений является икона из монастыря Святой Екатерины, датируемая VI веком).

    Благоразумный разбойник был распят с правой стороны от Христа (одесную), поэтому голову Спасителя часто пишут склонённой в эту сторону. Это указывает на его приятие раскаявшегося преступника. В русской иконописи наклонная перекладина под ногами Иисуса также обычно направлена вверх в сторону Благоразумного разбойника. Благоразумный разбойник писался обращённым лицом к Иисусу, а Безумный — с отвернувшейся головой или даже развёрнутым спиной.

    Художники подчас подчёркивали различие между Иисусом и находящимся по обоим его сторонам разбойниками, а также разницу между двумя преступниками:

    Иисус ХристосРазбойники
    одежданабедренная повязкаперизома
    крестЖивотворящий крест,
    чёткие геометрические формы
    некрасивые, дикие,
    изогнутые стволы, Т-образный крест
    креплениегвоздипривязаны веревками
    рукипрямые, вытянутыесвязанные сзади креста
    позаумиротвореннаякорчатся
    голенисохраняются в неприкосновенностиперебиты воинами, которые размахивают молотами

    Можно проследить и различия между двумя разбойниками, Благоразумным и Безумным: в первые века христианства, когда ещё сохранялась память об античном безбородом идеале мужской красоты, Благоразумный разбойник бороды не имел, а Безумный был бородатым. Но с развитием христианского мировоззрения борода становилась одним из немаловажных признаков образа Христа в человеке, и поэтому борода стала атрибутом положительных персонажей (Иисуса и Благоразумного разбойника), а третий казнённый превратился в безбородого.[20]

    В русской иконописи изображение Благоразумного разбойника, кроме традиционных композиций Распятия Христова, также помещается:[22]

    • в сцене сошествия во ад (связано с иллюстрацией апокрифических сказаний «Слово о вшествии Иоанна Предтечи во ад» и «О разбойнице, иже со Христом пострада»). Изображается сцена диалога Благочестивого разбойника с пророками Илией и Енохом у райских врат, охраняемых огненным херувимом;
    • на северных дверях алтаря, ведущих в жертвенник. Разбойник изображается на белом фоне в окружении райских атрибутов (цветы, птицы, растительные побеги), что символически указывает на его пребывание в раю. В руки Благочестивому разбойнику традиционно помещают крест. В середине XIX века было распространено мнение, что помещение этого изображения на северных дверях алтаря является старообрядческой традицией, но это, вероятно, объясняется перемещением древних икон в старообрядческие церкви и моленные после реформ патриарха Никона.

    О Кре­ще­нии Бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника

    «…раз­бой­ник полу­чил окроп­ле­ние отпу­ще­ния грехов через таин­ство воды и Крови, истек­ших из бока Христа» (преп. Ефрем Сирин, Тво­ре­ния, т. 4, с. 434).

    «…в чем же заклю­ча­лось оправ­да­ние раз­бой­ника? Он вошел в рай за то, что с верою кос­нулся креста. Что же после­до­вало дальше? Раз­бой­нику было обе­щано Спа­си­те­лем спа­се­ние; между тем ему вре­мени не было и не уда­лось осу­ще­ствить свою веру и про­све­титься (кре­ще­нием), а ведь было ска­зано: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Цар­ствие Божие» (Ин. 3:5), Не было ни случая, ни воз­мож­но­сти, не было для раз­бой­ника и вре­мени кре­ститься, потому что он висел тогда на кресте. Спа­си­тель однако нашел выход из этого без­вы­ход­ного поло­же­ния. Так как уве­ро­вал в Спа­си­теля чело­век, осквер­нен­ный гре­хами, и нужно было ему очи­ститься, то Хри­стос устроил так, что после стра­да­ний один из воинов копьем прон­зил ребро Гос­пода и из него истекла кровь и вода; из ребра Его, гово­рит еван­ге­лист, «тотчас истекла кровь и вода» (Иоан. 19:34), в под­твер­жде­ние истин­но­сти Его смерти и в про­об­ра­зо­ва­ние таинств. И вышла кровь и вода – не просто вытекла, но с шумом, так что брыз­нула на тело раз­бой­ника; ведь, когда вода выхо­дит с шумом, она про­из­во­дит брызги, а когда выте­кает мед­ленно, то идет тихо и спо­койно. Но из ребра кровь и вода вышли с шумом, так что брыз­нули на раз­бой­ника и этим окроп­ле­нием он был крещен, как гово­рит и апо­стол: мы при­сту­пили к «к горе Сиону и к Крови кроп­ле­ния, гово­ря­щей лучше, нежели Аве­лева» (Евр. 12:22,24)» (свт.Иоанн Зла­то­уст, Полное собра­ние тво­ре­ний в 12-ти тт, ‚т.8, с.694–695).

    «Послу­шаем свя­того Ана­ста­сия Сина­ита, кото­рый о бла­го­ра­зум­ном раз­бой­нике, для коего вода, истек­шая из ребер Хри­сто­вых стала водою кре­ще­ния, гово­рит: «К оным птицам (то есть к небес­ным духам) отле­тел из живо­твор­ной воды, истек­шей из всех птиц, святой раз­бой­ник, вос­па­ряя по воз­духу в рое птиц вместе с царем – Хри­стом» (свт. Димит­рий Ростов­ский, Жития святых, том январь, кн.1‑я, Память 6 января, Слово на Бого­яв­ле­ние Гос­подне, с.224 ).

    «Итак, не сомне­вайся воз­люб­лен­ный: бла­го­дать Божия совер­шенна; место не пре­пят­ствует, здесь ли ты кре­стился, или на корабле, или на пути. Филипп кре­стил во время пути, Павел – в узах; Хри­стос кре­стил раз­бой­ника на кресте из своей раны, и он тотчас удо­сто­ился отверзть двери рая» (свт. Иоанн Зла­то­уст. Т. 3, Кн. 2. 4. Слово о воз­вра­ще­нии св. Иоанна из Азии в Кон­стан­ти­но­поль).

    «Разбойника благоразумнаго» — слушать:

    «Разбойника благоразумнаго» — музыка М. Старицкого, переложение арх. Матфея Мормыля:

    Исполняет хор Сретенского монастыря

    «Разбойника благоразумнаго» Павла Чеснокова:

    Исполняет мужской хор МИФИ, дирижёр — Надежда Малявина:

    Павел Григорьевич Чесноков (1877-1944) — виднейший деятель хорового и регентского искусства конца XIX-начала XX веков, автор множества духовных сочинений. Его произведениям присуща молитвенность и искренность, строгость, свойственная древним напевам, и душевные переживания. Эта двуплановость слышна в хоровом сопровождении и яркой партии солиста.

    «Разбойника благоразумнаго» Александра Гречанинова:

    А. Гречанинов, из цикла «Страстная седмица», исполняет Государственная академическая Симфоническая капелла России, дирижёр — Валерий Полянский:

    Александр Тихонович Гречанинов — композитор-современник Чеснокова, так же автор множества духовной музыки. Крупный и малоизвестный цикл «Страстная седмица» отличается богатым хоровым звучанием и своей необычной потрясающей музыкой.

    Бог Господь Иисус Христос и злодеи разбойники, распятые на горе Голгофа

    Поделиться с друзьями в социальных сетях.

    Разделы сайта: Пасха — Светлое Христово Воскресение.

    Бог Господь Иисус Христос и злодеи разбойники, распятые на горе Голгофа.

    Христос на Голгофе. Наш Спаситель на Кресте! Праведник страдает. Того, кто возлюбил весь человеческий род, убивают люди! Всякий, обладающий сознанием, да устыдится! Всякий, имеющий сердце, да скорбит! Всякий, имеющий разум, да осознает это…

    Добрый Самарянин, спасший человечество от ран, нанесенных разбойниками, пал от их рук. Рядом с Господом было семь злодеев. Первый злодей – сатана, также злодеи – пресвитеры и правители израильского народа, третий – Иуда, четвертый – Пилат, пятый – Варавва, шестой – нераскаянный разбойник, распятый вместе с Иисусом, седьмой – покаявшийся разбойник. Остановимся ненадолго и выясним, кто эти злодеи.

    Первый из них – сатана, желающий нанести человеческому роду непоправимое зло. Он отец лжи, злодей злодеев. Искушения, которыми он испытывает людей, желая нанести им вред, можно разделить на два вида: покой (достаток, удобство) и страдания. Сначала сатана искушал Господа на горе, обещая удобство, власть и богатство. Сейчас он испытывает его страданиями и страстями. Обратившись в бегство после первого искушения, он оставил Господа и удалился от него. Однако он покинул Его лишь на время. Как сказано в Евангелии, “диавол отошел от Него до времени” (Лк.4:13).

    Это время прошло, и дьявол показался снова. В этот раз ему не нужно было появляться открыто. Теперь дьявол начинает действовать через людей. Он использует сынов тьмы, которые, ослепленные светом Христа, предаются в руки сатаны. Сатана, в свою очередь, использует их как оружие против Господа Христа. Однако он находится рядом с каждым языком, хулившим Христа, с каждым ртом, плюющим на всечтимый Его лик, с каждой рукой, стегающей Его и надевающей на Него терновый венец, рядом с каждым сердцем, пылающим ненавистью и завистью к Нему.

    Другие злодеи – это израильские пресвитеры, а также политические, религиозные и духовные правители. Это книжники и фарисеи, саддукеи и священники во главе с царем Иродом. Зависть и страх заставили их преследовать Господа. Зависть одолевала их, потому что Иисус был сильнее, мудрее и прекраснее, чем они. Они боялись за свое положение, власть и славу в случае, если люди последуют за Христом. Поэтому они и кричали: “Видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за ним” (Ин. 12:19). Это происходило от страха, слабости и зависти.

    Какое же самое великое из злодеяний, которое они причинили Господу? Это арест и казнь, без справедливого суда и приговора. В Евангелии сказано: “Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить” (Мф. 26:3 – 4). Они не обсуждают между собой, какие обвинения ему предъявят и как поведут Его на суд, решив “взять Его хитростью и убить”. Единственное, что их интересует – это коварно схватить Его и убить. Когда законник Никодим советует им сначала представить Иисуса в суде, чтобы сказать, в чем Его обвиняют, они отвергают этот совет с недовольством, иронически улыбаясь.

    Третьим злодеем стал Иуда, называющийся апостолом, но на деле оказывающийся подлым предателем. Сатана участвовал в несправедливом убиении Христа из-за своей ненависти к Богу и человеку. Первосвященники и властители пошли на это из-за зависти и страха. Иуда связывается с сатаной и правителями израильского народа по своей алчности. Преступление Иуды состоит в том, что он предал своего Учителя и Благодетеля за тридцать сребренников. Впоследствии он сам признал свою ошибку и сказал об этом пресвитерам, подкупившим его ради предательства: “Согрешил я, предав кровь невинную… И бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился” (Мф. 27:4-5). Жалкая смерть свидетельствует о его трагической ошибке. Как сказано об этом в Деяниях Апостолов: “…и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его” (Деян. 1:18).

    Четвертый злодей – Пилат, представитель Кесаря в Иерусалиме, который олицетворяет в осуждении Сына Божия языческий мир. Пилат презирает иудеев, а иудеи презирают его. Сначала он не хотел вмешиваться в суд над Христом: “Возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его” (Ин. 18:31), – сказал он обвинителям Христа. Затем он выступает в защиту Иисуса и после допроса говорит иудеям: “Я никакой вины не нахожу в Нем” (Ин. 18:38). Но, в конце концов, он уступает их угрозам, решая “быть по прошению их” (Лк. 23:24) и отдает приказ стегать Иисуса, а затем распять Его.

    Преступление Пилата состоит в том, что он, имея возможность защитить Праведника, не сделал этого. Он сам говорит Господу: “Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?” (Ин. 19:10). Этим своим заявлением Пилат берет на себя вечную ответственность за смерть Христа. Что же заставляет Пилата совершить это преступление и встать в ряд злодеев? Это его ограниченность и страх. Страх встать на защиту праведника, страх потерять свое положение и благосклонность Кесаря.

    Пятый злодей – Варавва. В то время он находился в темнице “за произведенное им в городе возмущение и убийство” (Лк. 23:19). Он находился под следствием, согласно иудейским и римским законам, и ждал смертного приговора. Лично он не совершил никакого греха против Христа. Согрешают иудеи, которые ставят его выше Иисуса и отдают предпочтение ему. Пилат хотел использовать Варавву, чтобы избавить Христа от смертного приговора. Иудеи же использовали Христа, чтобы спасти Варавву. Пилат поставил иудеев перед выбором между Христом и Вараввой, фактически между Богом и преступником. Но подобное притягивается к подобному. Так, злодеи избрали злодея.

    Оба последних злодея (шестой и седьмой) были распяты вместе с Христом на Голгофе, первый – слева, другой – справа. Пророк Исаия предрекал это: “И к злодеям причтен” (Лк. 22:37). Один из них, даже находясь в преддверье смерти, хулит Иисуса, в то время как другой молится.

    Здесь перед нами предстают два человека с похожей судьбой: оба они пригвождены к кресту, оба готовятся покинуть этот мир и больше ничего не ждут от него. Но есть одно существенное различие. Это ответ на вопрос всем тем, кто утверждает, что если поставить людей в одинаковые материальные условия, дать им одинаковый почет и имущество, все они будут обладать одним духом. Один из разбойников, который через некоторое время испустит последний вздох, насмехается над Сыном Божьим: “Если Ты Христос, спаси Себя и нас” (Лк. 23:39). В то время как другой просит Иисуса: “Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое” (Лк. 23:42). Боль распятия одного убивает и телесно, и духовно. Другого же – только телесно, ибо душа его спасается. Крест Христов для одного стал соблазном, для другого – спасением.

    Таковы семь злодеев, окружающих Христа. Господи, помоги нам видеть свою собственную жизнь, прежде чем осуждать злодеев, распявших Бога любви на Кресте! Зададимся вопросом: а не входим ли мы в их число? Будем же подобны седьмому злодею, который, перенеся крестные страдания, покаялся, найдя спасение от своих грехов.

    Святой Николай Велимирович, “Время покаяния”, стр. 243-254.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]